История кадетского движения. История кадетских корпусов. Элитарность без снобизма

Кадеты I Каде́ты (конституционно-демократическая партия; официально - партия «народной свободы»)

главная партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии в России. Оформилась в ходе Революции 1905-07 в России (См. Революция 1905-07 в России), 1-й учредительный съезд К., принявший программу и устав партии, состоялся в Москве 12-18 октября 1905. Созданию партии предшествовала деятельность либерально-буржуазного «Союза освобождения» (См. Союз освобождения) и «Союза земцев-конституционалистов» (См. Союз земцев-конституционалистов), которые и составили её ядро. Окончательно партия К. сконструировалась на 2-м съезде (Петербург, 5-11 января 1906), уточнившем программу партии и избравшем постоянный ЦК (1-й съезд, ввиду его малочисленности, избрал временный ЦК). Главными деятелями в руководстве К. были П. Н. Милюков, А. М. Колюбакин, В. А. Маклаков, А. И. Шингарёв, П. Б. Струве, Ф. И. Родичев, И. В. Гессен, А. И. Каминка, В. Д. Набоков, князья Павел Д. и Петр Д. Долгорукие, М. М. Винавер, А. А. Корнилов, кн. Д. И. Шаховской, И. И. Петрункевич и др. В 1906 партия насчитывала 70-100 тыс. членов. В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции - адвокаты, профессора, литераторы, земские деятели, либеральные помещики. С февраля 1906 выходила газета «Речь», ставшая фактически центральным органом партии. В 1906 состоялись 3-й (Петербург, 21-25 апреля) и 4-й (Гельсингфорс, 23-28 сентября) съезды, а в 1907 (23-25 октября) - 5-й съезд К. в Гельсингфорсе. До 1916 съезды не созывались.

Программа К., принятая в октябре 1905, оставляла вопрос о форме государственного строя открытым (§13 гласил: «Конституционное устройство Российского государства определяется основными законами»). Но через 3 мес., когда определился поворот в сторону поражения революции, 2-й съезд К. уточнил эту формулу: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией», с министерством, ответственным перед «народным представительством» - одно- или двухпалатным парламентом, избираемым на основе всеобщего избирательного права. Программа включала требования буржуазных свобод: слова, совести, собраний, передвижения, неприкосновенности жилища и т. и. Аграрная часть её предусматривала наделение землёй безземельных и малоземельных крестьян за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также частичного отчуждения частновладельческих земель по «справедливой» (нерыночной) оценке. По рабочему вопросу программа требовала распространения законодательства на все виды наёмного труда, постепенного («по мере возможности») введения 8-час. рабочего дня; права рабочих на стачки и союзы; обязательного государственного страхования «с отнесением издержек на счёт предпринимателей». Особое внимание уделялось расширению прав земств (См. Земство) и распространению их на всю страну, созданию мелкой земской единицы. По национальному вопросу К. требовали свободы языков; признания права автономии в пределах империи за Польшей и Финляндией. Сравнительная радикальность программы объясняется тем, что партия возникла в кульминационный момент революции и революционности масс и рассчитывала повести их за собой. Претензия на роль «вождя общенациональной оппозиции» основывалась на ошибочном представлении о политической отсталости крестьянства и убеждении, свойственном либерально-буржуазной интеллигенции вообще, что она выражает общенациональные «надклассовые» интересы.

Главной линией К. было категорическое отрицание революции и противопоставление ей пути «мирного», «конституционного» развития России, стремление «овладеть революционной стихией», ввести её в русло «закономерной социальной реформы». До Манифеста 17 октября 1905 (См. Манифест 17 октября 1905) либеральная буржуазия частично, с оговорками, оправдывала и даже сочувствовала революционному движению, запугивая царизм революцией, она надеялась сделкой с ним получить «конституцию» за счёт народа. Манифест 17 октября, по мнению К., означал осуществление целей революции, начало «эры парламентарского творчества». После Декабрьских вооружённых восстаний 1905 (См. Декабрьские вооружённые восстания) К. резко повернули вправо. Они протестовали против «тирании революции», осуждали «безумие вооруженного восстания», тактику «крайних», особенно революционных социал-демократов.

К. использовали Государственную думу (См. Государственная дума) как арену своей политической деятельности. Конституционные иллюзии широких слоев демократических избирателей (особенно крестьянства), отдавших - ввиду бойкота выборов Думы социал-демократами и эсерами (См. Эсеры) - свои голоса К. как единственно оппозиционной партии, обеспечили им победу на выборах в 1-ю Государственную думу в 1906. Из 478 депутатов фракция К. насчитывала 179 и являлась руководящим центром Думы. Председателем Думы был кадет С. А. Муромцев. Весной 1906 К. вступили в тайные переговоры с правительством о вхождении в министерство. Спекулируя на страхе трудовиков (См. Трудовики) перед разгоном Думы, К. требовали от них умеренности, отказа от конфликтов с правительством. Повести за собой трудовиков К. пытались при помощи своего аграрного законопроекта (проект 42-х). Однако он был отвергнут трудовиками, противопоставившими К. свой законопроект (104-х). Политика К. в Думе привела к резкому падению их влияния в массах. Чтобы спасти престиж и предотвратить призыв левых партий ответить на роспуск Думы революционными действиями, часть депутатов К. подписала в июле 1906 Выборгское воззвание , призывавшее население к пассивному сопротивлению правительству. Но через 2 мес. 4-й съезд К. высказался против его осуществления.

Во 2-й Думе представительство К. уменьшилось почти вдвое (98 депутатов из 518), но положение «центра» из-за колебаний трудовиков они сохранили. Председатель Думы был избран правый кадет Ф. А. Головин. В условиях дальнейшего спада революции политика К. приобрела ещё более умеренный и контрреволюционный характер. «Нет уже прошлогоднего колебания между реакцией и народной борьбой, - характеризовал поправение кадетов В. И. Ленин. - Есть прямая ненависть к этой народной борьбе, прямое, цинично возвещаемое стремление прекратить революцию...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 15, с. 20). Капитулянтская политика К. облегчила правительству разгон 2-й Думы и проведение Третьеиюньского государственного переворота 1907 (См. Третьеиюньский государственный переворот 1907). Предательство народных интересов окончательно разоблачило К. в глазах масс. Все сколько-нибудь демократические элементы покинули партию.

В третьеиюньский период партия переживала состояние кризиса и развала. По признанию Милюкова, К. перестали существовать как организационное целое. На 5-м съезде они отказываются от самостоятельной разработки законопроектов и становятся на путь «серьёзной критики» проектов правительства и «внесения в них улучшений». Съезд постановил пойти в 3-й Думе на союз с октябристами (См. Октябристы) и дать «решительный отпор» левым, если они будут срывать работу в Думе. Свою роль в 3-й Думе, куда они вошли меньшинством (54 депутата), К. определили словами «ответственная оппозиция» (в отличие от оппозиции «безответственной» - социал-демократах, использовавших Думу в агитационных целях). В 1909 К. участвовали в идеологическом наступлении реакции на революцию и демократию, выступая на страницах ренегатского сборника «Вехи ». Летом 1909 на обеде у лорд-мэра Лондона Милюков заявил: «Пока в России существует законодательная палата, контролирующая бюджет, русская оппозиция остается оппозицией его величества, а не его величеству». Заявление было одобрено конференцией К. в ноябре 1909.

Новый революционный подъём, углубляющийся кризис верхов, законодательный паралич Думы, страх полной изоляции от масс в случае новой революции заставили К. в 4-й Думе взять более «левый» тон. Они вносят законопроекты о всеобщем избирательном праве, реформе Государственного совета, буржуазных свободах, осуждают политику министерства внутренних дел и т.п. В 1913 руководители К. вынуждены были признать, что выход для решения политических задач не в Думе, а в «сближении с массами». Однако революционного движения масс либеральная буржуазия по-прежнему боялась больше, чем реакции. Поэтому основные надежды К. продолжали возлагать на Думу и союз с октябристами.

Первая мировая война 1914-18 отодвинула на время противоречия между либеральной буржуазией и самодержавием. К. торжественно заявили о своём «единении» с правительством и о необходимости отложить все «распри» до победоносного окончания войны. Поражения на фронте, гнилость царского режима, перспектива полного военного краха и углубление революционной ситуации в стране снова возродили и усилили оппозиционные настроения не только буржуазии, но и помещиков. В 1915 при решающей роли К. возник думский «Прогрессивный блок » (кадеты, октябристы, «прогрессисты» и др.), программа которого («министерство общественного доверия», минимум либеральных реформ) была нацелена на предотвращение надвигавшейся революции и доведение войны «до победного конца».

Февральская революция 1917 резко изменила положение К. Они стали играть руководящую роль в буржуазном Временном правительстве первого состава, в которое вошли Милюков, Шингарев, Н. В. Некрасов, А. А. Мануйлов. «Партия.. кадетов», - отмечал В. И. Ленин, - главная партия капиталистов, стояла на первом месте, как правящая и правительственная партия буржуазии» (там же, т. 34, с. 58). Став у власти, К. делали всё, чтобы воспрепятствовать решению аграрного, национального и др. коренных вопросов революции. Они выступали за продолжение войны, 7-й съезд партии К. [Петроград, 25-28 марта (7-10 апреля) 1917], учитывая антимонархические настроения масс, установил, что «Россия должна быть демократической республикой». В 1917 партия К. насчитывала не более 50 тыс. чел.

Империалистическая внешняя политика министерства Милюкова вызвала резкий отпор революционных масс в апреле 1917 (см. Апрельский кризис 1917). Выход из политического кризиса лидеры буржуазии видели в сформировании 5 (18) мая совместно с эсерами и меньшевиками коалиционного правительства (от К. в правительстве были Шингарев, Некрасов, Мануйлов, Шаховской). 8-й съезд партии К. [Петроград, 9-12 (22-25) мая] заявил о «полной поддержке нового Временного правительства». Однако 2 (15) июля, в условиях резкого обострения политической обстановки (см. Июльские дни 1917), кадеты вышли из правительства, рассчитывая угрозой развала коалиции заставить эсеро-меньшевистское руководство Советов встать на путь открытого подавления движения народных масс и «твёрдой власти». Добившись с помощью соглашателей единовластия буржуазии, К. 24 июля (6 августа) вошли в состав вновь сформированного коалиционного правительства (Ф. Ф. Кокошкин, С. Ф. Ольденбург, П. П. Юренев, А. В. Карташев). 9-й съезд К. [Москва - Петроград, 23-28 июля (5-10 августа)] взял курс на подготовку контрреволюционного переворота и установление военной диктатуры. К. требовали роспуска большевистской партии, организовали новую кампанию травли большевиков, Ленина. Провал корниловского мятежа (см. Корниловщина) обнажил контрреволюционную природу К. как «... главной корниловской партии...» (там же, с. 217) и ослабил их позиции. Эсеро-меньшевистские лидеры пошли на новый сговор с К., в результате и в последнем составе Временного правительства [образовано 25 сентября (8 октября)] оказались представители К.: А. И. Коновалов, Н. М. Кишкин, С. А. Смирнов, Карташев. Перед лицом приближающейся революции К. активизировали свою деятельность по мобилизации контрреволюционных сил, приступили к подготовке второй корниловщины. Эта политическая линия К. быта закреплена решениями 10-го съезда [Москва, 14-16 (27-29) октября].

Октябрьская социалистическая резолюция сорвала планы К. Советское правительство 28 ноября (11 декабря,) 1917 издало декрет, объявивший К. «партией врагов народа». Члены руководящих учреждении партии подлежали аресту и преданию суду революционного трибунала. Уйдя в подполье, К. продолжали ожесточенную борьбу против Советской власти. Лидеры К. возглавляли подпольные антисоветские центры («Национальный центр», «Союз возрождения» и др.), сотрудничали с белогвардейскими генералами Калединым, Колчаком, Деникиным, Врангелем, входили в состав ряда белогвардейских правительств.

После разгрома белогвардейцев и интервентов большая часть верхушки К. бежала за границу. На состоявшемся в Париже в мае 1921 съезде член ЦК партии К. произошел раскол. Во главе так называемой «демократической группы» К. встал Милюков, считавший, что «новая тактика» должна состоять в подрыве диктатуры пролетариата изнутри. В 1924 группа Милюкова оформилась в «республиканско-демократическое объединение». Др. часть К. во главе с Гессеном и Каминкой, остававшаяся на позициях «вторжения извне», группировалась вокруг газеты «Руль». Партия К. как единая политическая организация окончательно прекратила своё существование.

Современная Россия гордится воспитанниками кадетских училищ. Именно они становятся верными сынами своей Родины, готовыми в любой момент встать на ее защиту. В кадетских училищах воспитываются истинные будущие офицеры армии и флота, начавшие подготовку к военной службе еще со школьной скамьи.

История возникновения кадетства уходит корнями в средневековую Францию, где дети знатных родов проходили военное обучение в специальных классах при воинских частях. Повзрослев, они приступали к службе уже офицерами.


В России истоки кадетских школ появились еще во времена Петра Первого.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год - 28 января 1725 год) - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

За годы своего правления он открыл Школу математических и навигацких наук , а также Инженерную и Артиллерийскую школы .

С приходом к власти Анны Иоанновны , племянницы Петра I, начинается история непосредственно кадетских корпусов, как формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.

В 1731 г. императрицей был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 г. был уже торжественно открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей . С этой даты официально начинается история кадетского образования, 280-летие которого как раз приходится на этот учебный год.

Интересно, что именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы, не как специфические военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни.

Всего в России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы существовало в общей сложности около пятидесяти кадетских или схожих по сути военно-учебных заведений.

Не потеряло слово кадет своего значения и в советское время.

В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы специальные военно-учебные заведения для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации.

Дети наряду со средним образованием получали и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил.

Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия суворовские в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Кадетский корпус - начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.

Таким образом, кадетское образование, возникшее в первой половине 18 века, предшествовало становлению суворовских училищ и стало основой для воссоздаваемых кадетских корпусов в постсоветской России.

Сегодня на территории России насчитывается более сотни Суворовских и Нахимовских училищ , кадетских корпусов и школ , а также других учебных заведений, которые создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России.

Следует отметить, что в настоящее время появилось и несколько кадетских училищ и для девочек . Во всех этих заведениях свято относятся к традициям, заложенным почти три столетия назад.

Как и встарь, в подготовке воспитанников здесь безусловным приоритетом является воспитание всесторонне развитой личности и создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями.

Время не стоит на месте и сегодня в методику образования кадетских корпусов внедряются новейшие научные достижения педагогического и военного образования, передовые разработки научной мысли.

Учебные заведения кадетского типа в современной России

Президентские кадетские училища России

  • Владивостокское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Краснодарское президентское кадетское училище Кызылское президентское кадетское училище
  • Московское президентское кадетское училище Росгвардии им. М. А. Шолохова
  • Оренбургское президентское кадетское училище
  • Петрозаводское президентское кадетское училище (открытие 1 сентября 2017 года)
  • Севастопольское президентское кадетское училище (Филиал Нахимовского военно-морского училища)
  • Ставропольское президентское кадетское училище
  • Тюменское президентское кадетское училище

Кадетские корпуса МО РФ

  • Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
  • Кронштадтский морской кадетский военный корпус
  • Санкт-Петербургский кадетский военный корпус
  • Североморский кадетский корпус
  • Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры
  • Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»
  • Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного (г. Санкт-Петербург)
  • Омский кадетский военный корпус

Что общего у композитора Сергея Рахманинова, путешественника Николая Пржевальского, фельдмаршала Михаила Кутузова, конструктора Александра Можайского и адмирала Федора Ушакова? Все они были выпускниками кадетских корпусов, существовавших в Российской империи.

Сегодня мы являемся свидетелями возрождения традиционного военного воспитания молодежи, и слово "кадет" снова становится частью нашего лексикона. В связи с этим интересно узнать, что означает этот термин и какова история российских военных корпусов для юношества.

Значение слова "кадет"

В 1905 году в Российской империи была образована Партия конституционных демократов, членов которой называли кадетами. Однако есть и другое толкование этого слова.

Речь идет о воспитанниках военно-учебных корпусов, появившихся в России во время царствования Анны Иоанновны. Сам же термин заимствован из французского языка и означает в переводе "младший". А если точнее, то, согласно гасконскому диалекту, кадет - это маленький капитан.

Во Франции так называли юных дворян, зачисленных на военную службу, однако еще не произведенных в офицеры. Со временем этот термин перешел в другие европейские языки, включая русский.

Учреждение кадетских корпусов в России

В Московском царстве отпрыски дворянских семей получали офицерский чин, пройдя солдатскую службу в Семеновском или Преображенском полках. Петровские реформы потребовали другого подхода к подготовке командного состава армии.

Поэтому в 1731 году указом императрицы Анны Иоанновны был основан первый Шляхетский кадетский корпус, куда зачисляли обученных грамоте дворянских детей. Воспитанники, кроме военных предметов и строевой подготовки, изучали гуманитарные и точные науки, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде.

Первый устав нового военно-учебного заведения был составлен на основе уставов таких же корпусов в Дании и Пруссии. Кадет - это был не просто ученик. С первого дня он попадал в особый мир, где все подчинялось высшей цели - служению Отечеству.

Все воспитанники проживали вместе под постоянным надзором офицеров, которым вменялось в обязанность прививать им необходимые для будущей военной службы качества.

В конце каждого года в присутствии генералов, государственных чиновников и министров проводили публичные экзамены. Нередко на них присутствовала сама императрица.

Выпускникам кадетского корпуса присваивалось звание унтер-офицера или прапорщика, после чего они направлялись служить в кавалерийские или пехотные полки.

Элитарность без снобизма

До конца XVIII века в Российской империи были основаны четыре кадетских корпуса, а в следующем - уже двадцать два. При поступлении сына родители давали расписку в том, что добровольно отдают его в обучение на пятнадцать лет без права на временный отпуск. Кадет это знал, но готов был идти на жертвы.

С одной стороны, корпуса были элитарными военно-учебные заведениями, где учились отпрыски знатных семей, великие князья и даже наследник престола, будущий Александр II.

С другой, воспитанниками кадетского корпуса могли стать также сыновья простых офицеров. Причем мальчики из небогатых семей и те, чьи отцы погибли или были ранены на войне, имели преимущества при поступлении.

Невзирая на происхождение, воспитанник мог быть отчислен за неуспеваемость или лень. В то же время прилежание поощрялось приглашением «на пироги» в семьи офицеров-наставников, походами на городские ярмарки или театральные спектакли.

Кадеты в Белой армии

К началу Первой мировой войны в России существовало уже тридцать кадетских корпусов. Их воспитанникам вскоре предстояло пройти через тяжелые испытания, защищая свои убеждения перед лицом смерти. Важно отметить, что ни одно из этих военно-учебных заведений не изменило присяге.

Более того, огромное количество юных кадетов пополнило ряды Белой армии. Для них барон Врангель в Крыму основал новый корпус, за чьи парты село более сорока молодых Георгиевских кавалеров.

Современник вспоминал, что для революционеров кадет - это был самый ненавистный символ. Вместе с остатками Белой армии эти мальчики-герои отправились в эмиграцию. Позднее во Франции и Сербии были открыты русские военные корпуса, таким образом кадетское движение продолжало существовать.

Суворовцы, нахимовцы, кадеты

В военных парадах, проводимых в Советском Союзе, обязательно участвовали воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ - подтянутые, не по годам серьезные подростки, избравшие для себя карьеру офицера.

Эти училища были образованы в 1943 г. по принципу дореволюционных кадетских корпусов. Они давали возможность детям погибших на фронтах Великой Отечественной войны солдат и офицеров получить вместе с аттестатом о среднем образовании военное обучение, которое впоследствии помогло бы им связать свою жизнь с армией.

Суворовское и Нахимовское училища существуют в России и сегодня. Наряду с ними в последние годы в разных регионах страны основано немало кадетских корпусов. Главная особенность этих военно-учебных заведений - ранняя профессиональная ориентация по профилю конкретного рода войск.

Продолжать ли обучение после окончания корпуса с целью получения офицерского звания или нет, решают сами кадеты. Значение этой формы образования, ее авторитет и престиж растут с каждым годом. В немалой степени тому способствуют давние традиции кадетского движения в России.

Создание партии стало итогом слияния в 1905 году двух нелегальных организаций – «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза Освобождения». В состав партии входили аристократы, дворяне с прогрессивными взглядами и просто наиболее высокообразованные и интеллигентные люди своего времени. К числу партийных лидеров принадлежали князь Шаховской и братья-князья Долгоруковы, представители царской династии по и одни из крупнейших землевладельцев России. История создания партии неразрывно связана с именем ее руководителя П.Н. Милюкова – видного общественного деятеля, ставшего впоследствии министром иностранных дел во Временном Правительстве Керенского.

Процесс объединения эрудированных либеральных земцев-помещиков и пассионарных лидеров интеллигенции левого толка проходил чрезвычайно сложно. Фигура прошедшего политическую эмиграцию Милюкова была чуть ли ни единственной, устраивавшей представителей обеих союзов. По свидетельству очевидцев, Милюков обладал уникальным даром убеждения и умел безошибочно находить компромисс в спорах. Высшим партийным органом партии был Центральный комитет, члены которого избирались на съездах. Центральный Комитет состоял из московского и петербургского отделов. При этом петербургское отделение отвечало за разработку программы партии и законопроектов. Московский отдел заведовал издательской деятельностью и организацией агитационной работы.

Программа

Основной идеей программы кадетов было внедрение и развитие в России либеральных ценностей и решений, реализованных в европейской демократической модели государства. Кадеты предлагали введение 8-часового рабочего дня, свободу слова, собраний, печати и вероисповедания, всеобщее обязательное и бесплатное начальное образование, неприкосновенность личности и жилища. Партия выступала за независимость суда и увеличение площади земельных наделов для крестьян, но при этом отстаивала принципы общественного устройства на основе конституционной монархии. То есть, по сути дела, кадетов была квинтэссенцией либеральных идей, существовавших в то время в Российской империи.

В 1917 году после Февральской революции кадеты стали одной из правящих партий. Члены партии вошли в кабинет министров. В эти же годы произошла смена политического курса. Отречение царя вынудило кадетов примкнуть к сторонникам . Но их позиции в рабоче- крестьянской среде были слабыми, а идеи - почти неизвестны простым людям. Это стало одной из причин свержения Временного правительства.

Конфликт политических идей внутри партии и безуспешное противостояние большевикам неумолимо вели кадетов к расколу, который и случился 1921 году на съезде в эмиграции в Париже. Партия распалась на два течения, одно из которых возглавил Милюков, другое – Гессен и Каминка. На этом этапе завершилась история партии конституционных демократов России.

История обучения юношей одновременно общим знаниям и основам военных наук началась с Петра Первого , создавшего бомбардирскую (артиллерийскую) школу при Преображенском полку. В нее на обучение принимались юноши, которые с младых лет намеревались посвятить себя военному делу. Одновременно с чтением и счетом отроки осваивали и азы артиллерийского дела.

Идея подобного обучения получила развитие в кадетских корпусах, в одном из которых - шляхетском кадетском корпусе - постигал науки без отрыва от солдатской службы в Семеновском полку и сам Александр Васильевич Суворов .

Кадетские корпуса в царской России были призваны решать две задачи - оказание помощи в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отличившихся при защите Отечества или на службе ему; обеспечение должного образования и воспитания юношам, предназначенным к воинской службе в офицерском звании.

Русские кадеты просуществовали до 1917 года и ушли в прошлое вместе с революцией.

К дореволюционному опыту решено было вернуться в разгар Великой Отечественной войны, когда громыхали последние залпы переломной Курской битвы.

Государство задумалось о будущем - об устройстве судеб детей солдат и офицеров, павших смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной, а также о воспитании нового поколения кадровых военных, которым предстояло стоять на страже рубежей Родины в ближайшие десятилетия.

Училища создали за два месяца

Кстати говоря, кое-какой опыт на сей счет в Советском Союзе уже существовал. В 1937-1940 годах в системе Наркомпроса были созданы артиллерийские спецшколы, спецшколы ВМФ и и ВМС. Их задачей была подготовка юношей, выбравших воинскую стезю, к поступлению в военные училища. Подобные спецшколы в СССР просуществовали до 1955 года.

21 августа 1943 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР в Постановлении №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предписали НКО сформировать 9 суворовских военных училищ (СВУ) «типа старых кадетских корпусов». «Старорежимное» слово «кадеты» заменили на «суворовцы» - сам русский полководец к тому времени уже был признан Советской властью «правильным героем», и в честь него был даже учрежден орден Суворова.

Срок для организации училищ был дан предельно жесткий, но типичный для того времени - два месяца с 1 октября по 1 декабря 1943 года. К началу зимы первый набор суворовцев должен был приступить к занятиям.

За отведенное время предстояло не только найти помещения для училищ и собрать преподавательский состав, но и разработать все документы и учебные планы, а также придумать и пошить форму для новоиспеченных суворовцев.

Возвращение за парты

Девять училищ в первый год должны были набрать по 500 воспитанников, которым в течение семи лет предстояло постигать науки в условиях закрытого пансиона.

Предполагалось, что на обучение в суворовские училища будут принимать с 10 лет, однако в самый первый набор брали сразу четыре возраста - мальчиков с 10 до 13 лет. Одновременно при училищах появились приготовительные классы для младших ребят в возрасте от 8 до 10 лет.

В 1943 году были открыты девять суворовских училищ - Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское. Одновременно появились два суворовских училища для детей пограничников - Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков были основаны Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища. Таким образом, наследники появились не только у царских кадетов, но и у гардемаринов.

Трудности у суворовцев первого набора были серьезные - приходилось не только все начинать с нуля в плане быта, но и вспоминать азы школьной программы. Многие старшие ребята за годы войны пропустили то, что должны были освоить за школьной партой, и теперь надо было наверстывать упущенное.

Воспитанники с поля боя

В первые наборы суворовских училищ попадали не просто мальчишки, потерявшие родителей, но и «сыновья полка», сами успевшие повоевать с гитлеровцами.

Первым воспитанником Харьковского суворовского училища стал Костя Кравчук , награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии. 12-летний партизан Сережа Николаев ко времени зачисления в списки суворовцев имел на своем счету взорванную вражескую машину и 25 убитых гитлеровцев. В Калининское суворовское училище поступил Володя Хивзер , награжденный за 13 выходов на разведку в тыл противника.

Когда в 1944 году, согласно постановлению правительства, было открыто еще шесть суворовских училищ: Горьковское, Казанское, Куйбышевское, Саратовское, Тамбовское и Тульское, в них тоже поступали ребята, несмотря на свой юный возраст успевшие отличиться на фронтах Великой Отечественной.

В набор 1945 года Курского суворовского училища был принят сын полка 70-й стрелковой дивизии Иван Сергиенко . В училище он приехал с рекомендательным письмом от маршала Жукова . Впрочем, это было излишним - на груди у Вани сияли орден Славы III степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".

Ваня Сергиенко на фронте повстречался с писателем Валентином Катаевым . Их беседа и история Вани легла в основу знаменитой повести «Сын полка». Сам Иван Петрович Сергиенко, успешно закончив суворовское училище, сделал военную карьеру, завершив службу в звании полковника.

Космонавтов и генералов обидел Сердюков

С самых первых наборов в суворовские училища был очень серьезный конкурс. Так, в 1944 году во все суворовские училища было набрано 3000 воспитанников при 60000 кандидатов.

Высокий престиж обучения в суворовских училищах сохранялся и в послевоенные годы. Из рядов суворовцев вышло немало прославленных военных, летчиков, космонавтов, политических деятелей. Среди них дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Джанибеков , на счету которого пять космических полетов, генерал-полковник Борис Громов , бывший командующий воевавшей в Афганистане 40-й армией и экс-губернатор Московской области, известный писатель, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Юрий Власов , и многие-многие другие.

В послевоенные году суворовские училища пережили немало слияний и реорганизаций. Так, вместо семилетнего вводилось трехлетнее, а потом и двухлетнее обучение, часть училищ переводились в статус школ-интернатов.

Очень серьезный удар по суворовцам был нанесен в период руководства Минобороны России . Министр фактически выхолостил из курса обучения в суворовских училищах военную составляющую, а главное - отменил традицию участия суворовцев в парадах на Красной площади. А ведь эта традиция велась с исторического Парада Победы 1945 года. И лишь с приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу суворовцы были возвращены в парадные расчеты.

У суворовцев собственная гордость

В настоящее время в России продолжают работать девять суворовских училищ, два из которых находятся в Москве - это Московское суворовское военное училище и уникальное Московское военно-музыкальное училище, где готовят юных виртуозов военной музыки. Кроме того, в России действуют Екатеринбургское, Казанское, Санкт-Петербургское, Северо-Кавказское, Тверское, Ульяновское и Уссурийское суворовские военные училища. Еще два училища продолжают работать за пределами России - это основанное в 1953 году и отмечающее свое 60-летие Минское суворовское училище, а также Киевское суворовское училище, ныне носящее название Киевский военный лицей имени Ивана Богуна .

Кроме того, в системе МВД России ныне существует шесть суворовских училищ - Новочеркасское, Санкт-Петербургское, Грозненское, Астраханское, Елабужское и Читинское. Все они были основаны уже период новой России.

Любопытный факт - среди дореволюционных кадетов тоже были свои «суворовцы». Такое прозвище носили воспитанники Суворовского кадетского корпуса в Варшаве. Объединение выпускников Суворовского кадетского корпуса просуществовало в эмиграции до 1970-х годов, выпуская свой журнал под названием «Суворовцы».

В постсоветский период в России было открыто немало военных училищ для юношей, однако их, возвращаясь к традициям царского периода, стали называть «кадетскими корпусами». Но у настоящих суворовцев своя гордость, недаром поговорка воспитанников этих училищ гласит: «Каждый суворовец может назваться кадетом, но ни один кадет назваться суворовцем не может».