Петр первый запрет на письмо. Какие буквы запретил Пётр I. Об основании школы математических и навигацких наук

20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

1. Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга. Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.

Русский язык - один из самых сложных. И это связано не только с лексикой и синтаксисом, но и с его историей. Даже для нас, носителей языка, до сих пор многое в родном языке неясно и загадочно.

Послание

Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Какой язык ближе к славянскому «предку»?

Между патриотически настроенными жителями славянских стран давно идут споры: какой язык все же ближе к исконно славянскому? Откуда вообще пошли различия между говорами на территории Восточной Руси (т. е. нынешней центральной России), Южной (современной Украины) и Западной (ныне – Белоруссия)?

Дело в том, что в генезисе национальных языков этих стран участвовали разные элементы. На Руси, помимо славян, проживали финно-угорские племена, балты. Часто наведывались сюда кочевники из южных степей. Татаро-монгольские завоеватели не только грабили и разоряли Русь, но и оставили после себя немало языковых заимствований.

Шведы, немцы, поляки – европейские соседи, также обогащали русский язык новыми словами. То, что значительная часть нынешней Белоруссии исторически была под властью Польши, а Южная Русь постоянно подвергалась набегам кочевников, не могло не отразиться на местных языках. Как говорится, с кем поведешься.

Но не стоит слишком сильно расстраиваться. То, что наш язык сегодня так далек от своего прародителя – это не случайность и не результат масонского заговора, но результат кропотливой работы множества талантливых людей, которые создали русский литературный язык в том виде, в котором он существует сейчас. Если бы не вдохновленные ими реформы, не было бы у нас поэзии Пушкина, прозы Толстого, драматургии Чехова. Кто же создал тот язык, на котором мы говорим сегодня?

Первое «увольнение букв»

В XVIII веке к власти приходит Петр I. Он начинает преобразования во всех сферах жизни, не обходит вниманием и русский язык. Но его реформы касаются лишь внешней стороны, они не проникают в саму суть языка: его синтаксис, лексику, грамматику.

Петр I упрощает правописание, избавляясь от греческих букв пси, кси и омеги. Эти буквы не обозначали в русском языке никаких звуков и их потеря язык нисколько не обедняла. Петр попытался избавиться еще от ряда букв русского алфавита: «Земля», «Ижица», «Ферт», а также убрал надстрочные знаки, но под давлением духовенства эти буквы пришлось вернуть.

Алфавитная реформа облегчала жизнь не только школьникам петровской поры (букв-то приходилось учить меньше), но и типографиям, которым не надо было больше печатать лишние знаки, не произносившиеся при чтении.
Ломоносов об этом отозвался так: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Зачем была нужна реформа?

Настоящая реформа происходит силами писателей и поэтов XVIII века: Тредиаковского, Ломоносова, Карамзина. Они создают русский литературный язык и «закрепляют успех» своими произведениями. До того русский язык, из-за постоянных контактов с Западной Европой, пребывал в хаотическом состоянии.

Просторечные формы соседствовали в нем с книжными, заимствованиями из немецкого, французского, латыни употреблялись наряду с русскими аналогами.
Тредиаковский изменяет сам принцип русского стихосложения, перенимая и адаптируя европейскую силлабо-тоническую систему - основанную на регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

Ломоносов все слова русского языка делит на три группы: к первой принадлежали редко употребляемые, особенно в разговорной речи, но понятные грамотным людям: «отверзаю», «взываю». Ко второй – слова, общие для русского и церковнославянского языка: «рука», «ныне», «почитаю». И к третьей группе он относил слова, аналогов которых нет в церковных книгах, то есть слова русские, не исконно славянские: «говорю», «ручей», «лишь».

Таким образом, Ломоносов выделяет три «штиля», каждый из которых употреблялся в определенных литературных жанрах: высокий штиль подходил для од и героических поэм, средним штилем писались драматические произведения, проза – в общем, все произведения, где нужно изобразить живую речь. Низкий штиль использовался в комедиях, сатире, эпиграммах.

Наконец, Карамзин обогащает русский язык неологизмами, он отказывается от церковнославянской лексики, синтаксис языка приближается в его произведениях к более «легкому» французскому. Именно Карамзину мы обязаны, например, появлением слов «влюбленность» или «тротуар».

Трудная буква «Ё»

Карамзин был одним из ярых «поклонников» буквы «ё», но он вовсе не был ее изобретателем. В 1783 году состоялось одно из первых заседаний Академии Русской словесности. Её учредителем была Екатерина Дашкова. Вместе с известнейшими литераторами своего времени: Державиным и Фонвизиным, княгиня обсуждала проект Славяно-российского словаря.

Для удобства Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» на одну букву «ё». Нововведение было утверждено общим собранием академии, новаторскую идею Дашковой поддержал Державин, который стал использовать «ё» в своих произведениях. Именно он первым стал использовать новую букву в переписке, а также первым напечатал фамилию с «ё»: Потёмкинъ. В это же время Иван Дмитриев выпустил книгу «И мои безделки», отпечатав в ней все необходимые точки. И, наконец, широкое употребление она получила после того, как появилась в поэтическом сборнике Карамзина.

Были у новой буквы и противники. Министр просвещения Александр Шишков, как говорят, яростно пролистывал многочисленные тома своей библиотеки и собственноручно вымарывал две точки над буквой. Среди писателей тоже оказалось немало консерваторов. Марина Цветаева, например, принципиально писала через «о» слово «чорт», а Андрей Белый, по тем же соображениям, «жолтый».

В типографиях букву тоже недолюбливают, ведь из-за нее приходится расходовать лишнюю краску. В дореволюционных букварях её сослали в самый конец алфавита, в одну компанию с отмирающими «ижицей» и «фитой». А в наши дни её место – в самом углу клавиатуры. Но не везде к букве «ё» относятся с таким пренебрежением – в Ульяновске ей даже установлен памятник.

Тайна «Ижицы»

В знаменитом декрете Луначарского 1918 года об изменениях в русском языке нет упоминания о букве Ѵ («ижица»), которая была последней буквой в дореволюционном алфавите. К моменту реформы она встречалась крайне редко, и ее можно было найти в основном только в церковных текстах.

В гражданском же языке «ижица» фактически употреблялась только в слове «миро». В молчаливом отказе большевиков от «ижици» многие увидели знамение: Советская власть как бы отказывалась от одного из семи таинств – миропомазания, через которое православному подаются дары Святого Духа, призванные укрепить его в духовной жизни.

Любопытно, что незадокументированное удаление «ижицы», последней буквы в алфавите, и официальная ликвидации предпоследней - «фиты» сделали заключительной алфавитной буквой – «я». Интеллигенция увидела в этом еще одну злонамеренность новых властей, которые намеренно пожертвовали двумя буквами, чтобы поставить в конец литеру, выражающую человеческую личность, индивидуальность.

31 января 1714-го Петр I подписал указ, запретивший дворянским юношам жениться, не получив азов математической грамотности. Священникам запрещалось венчать молодых людей без разрешения школьного преподавателя.

Об основании школы математических и навигацких наук

Январь 1701 года

Великий государь, царь и великий князь , всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец… указал именным своим великого государя повелением… быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урождённым: математической — Андрею Данилову сыну Фархвар- сону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.

20 января 1714 года — сенату

Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны.

28 февраля 1714 года

Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяченских детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному е. и. в. (титул царя: Его Императорское Величество) указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.

Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.

К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй — Академия или социетет художеств и наук.
§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные, ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.

§ 14. В университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.

(…)
§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах.
§ 17. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено.
§ 18. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторые малые искусства философии и математики имеют. Того ради весьма нужно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованьем снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют; и понеже помянутые младые люди под дирекцию академиков без своих убытков наукам обучаться и при том (ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искусства своего объявят) надежду имеют произойти и учителям своим наследовать. И тако подобает, чтоб они за такую добродетель благодарствовали; того ради имеют оные тех, которые учиться начинают первым фундаментам наук, обучать, дабы и те со временем учением академическим пользоваться могли, и таким образом можно б без великих убытков намерения нижней школы исполнить…

20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

1. Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга. Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление. Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.

1. 20 октября 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший строительство каменных зданий по всей стране, кроме Санкт-Петербурга. Мы вспомнили, что еще запрещал великий царь-реформатор и как это отразилось на облике страны.

НИКОЛАЙ ДОБРОВОЛЬСКИЙ - Здесь будет город заложен.

Запрет на каменное строительство действовал вплоть до 1741 года. Это была не блажь, а страстное желание сделать Петербург настоящим европейским городом. Катастрофически не хватало опытных каменщиков, что и породило гениальный план запретить этим мастерам работать где бы то ни было, кроме Петербурга.

Пётр Первый. Художник Валентин Серов.

Но помимо мастеров нужен был еще и камень, а кирпичных заводов по всей стране было раз и обчелся. Поэтому ушлые строители догадались строить деревянные дома, наносить на стены тонкий слой глины, штукатурить ее и рисовать кирпичи. При быстрой езде отличить подделку было почти невозможно, так что царь был доволен темпами строительства.

Худояров Василий Павлович - Император Пётр I за работой.

2. Указ «О неделании дубовых гробов» строго предписывал, чтобы «нигде, никого в дубовых гробах не погребали». Гробы-колоды в те времена долбили из целого дуба. Петр сначала обложил долбленные гробы большой пошлиной, а потом и совсем запретил их изготовление.

Вот что писал по этому поводу известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров: «Во всем государстве приказано переписать дубовые гробы, отобрать их у гробовщиков, свезти в монастыри и к поповским старостам и продавать вчетверо против покупной цены». Рубить запрещалось не только дубы, но и корабельные сосновые леса. Это способствовало развитию лесопильных заводов и строительству одного из мощнейших флотов в мире.

АНТРОПОВ Алексей - Портрет Петра I

3. Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Страна стала ближе к Европе: начал применяться юлианский календарь, а Новый год праздноваться 1 января. Чтобы дополнительно ускорить поворот к Европе, Петр также запретил пользоваться старыми цифрами - буквами славянской азбуки с титлами - и ввел вместо них современные арабские цифры. Начертание букв упростилось, светским книгам теперь полагался собственный шрифт - гражданский, что способствовало развитию книгопечатания и росту популярности чтения.

СТАНИСЛАВ ХЛЕБОВСКИЙ - Ассамблея при Петре I.

4. Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Целых три указа запретили насильственную выдачу девушки замуж. Зато стало обязательным разделить во времени обручение и венчание, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». И хотя помещики ещё долго чинили произвол над крепостными, женя и выдавая замуж их по своему усмотрению, это было сугубо незаконно, и если такие случаи всё же доходили до «всевидящего ока» власти, могла последовать кара.

Peter The Great. Художник Mardefelt, Gustaff B.

5.Любители русской старины называют одним из самых страшных деяний Петра указ, запрещающий выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, который раньше был основной пищей русского человека. Судя по этимологии, амрита - это нектар бессмертия, Инки и ацтеки считали амарант священным, поэтому «растение дьявола» активно уничтожали испанские завоеватели в Южной Америке - и вот ещё Петр в родной стране. По преданиям, старцы на Руси жили очень долго - упоминается даже цифра 300 лет. Те, кто верит в эти сообщения, обвиняют Петра в том, что он своим запретом уничтожил долгожительство россиян.

Ян Купецкий - Петр Великий.

3 древних обычая, которые навсегда исчезли с началом реформ Петра I

Белли А. - Портрет Петра I

29 августа 1698 года царь Петр I, вернувшись из Европы, подписал указ о бритье бород и ношении «европейского платья» для своих подданных. С этого решения молодого царя в России началась настоящая революция, культурная и ментальная - эпоха Петра.

Веникс Ян - Портрет Петра I

1) «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству» В допетровской Руси в любом официальном обращении проситель в обязательном порядке именовался так называемом полуименем и некоторыми другими выражениями, дикими для европейца Петра (Стенька, Емелька, «челом бьет», и тому подобное), которые считались откровенно унизительными, ведь появились относительно недавно. Во времена правления Ивана Грозного такая дикая практика была введена только благодаря его деспотическому, извращенному самолюбованию и страсти самоутверждаться за счёт унижения всех окружающих.

Л. Каравак - Пётр I в Полтавской битве

В 1701 году Петр решил раз и навсегда порвать с азиатчиной Московской Руси и вместе с упразднением позорных полуимен отменил падения ниц перед государем и снимание шапки зимой перед помещением, где находится августейшая особа. Петр справедливо презирал восточное пресмыкание перед любым начальством и любил здоровую простоту протокола.

Ге Николай Николаевич - Петр I допрашивает царевича Алексея.

2) «В лето семь тысяч…» С календарем в Древней Руси вообще все было очень сложно - одновременно с византийским православным летоисчислением «от Адама» и новым годом в сентябре, совпадавшим с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, практиковалось и древнее языческое «новогодье» в марте, да не одно, а целых два - обычное и ультрамартовское.

НИКОЛАЙ ЗАУЕРВЕЙД - Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году.

Всю эту путаницу со стилями и календарями новый молодой царь решил также решить одни махом. Новый, 7208-ой год от Начала Мира, стал 1700-ым от Рождества Христова, как в Западной Европе. Тем не менее, повсеместно вводившийся григорианский календарь был Петром решительно отвернут, а юлианский просуществовал в России вплоть до прихода к власти в России большевиков.

НАТЬЕ Жан Марк - Портрет Петра I в рыцарских доспехах

3) «Если невеста за жениха замуж идти не похочет, в том быть свободе» Петр I был одним из первых, если можно так выразиться, феминистов в истории России и ярым поборником прав женщин. Не только чисто общественных, но и политических, ведь XVIII век - это не только эпоха Петра, но и век императриц.

Но ни одно из преобразований в культурной, общественной сфере не далось Петру так тяжело, как борьба за права женщин. Отношение к слабому полу в Древней Руси и Московском царстве было отягощено монголо-татарским влиянием и дыханием ислама с Ближнего Востока и Средней Азии, с которыми до Петра у России было гораздо больше контактов, чем с европейскими странами.

П.С. Дрождин - Портрет Петра I.

Тем не менее, женщина после правления Петра навсегда покинула терем и стала участвовать в празднествах и торжествах, на которые до этого допускались только мужчины. В деревнях целым рядом указов Петра была запрещена древняя практика «слепых венчаний», когда жених и невеста первый раз видели другу друга уже непосредственно перед алтарем. Удивительно, но греховодник Петр, который сам не скрывал своей слабости, был за брак по любви, а не по расчету.

Михаил Прохоров рядом со статуей Петра Первого в Арт-центре «Пушкинская, 10»