Дважды герой советского союза степан федорович супрун. Здесь был Омон Ра

Первый космонавт Иван Харламов Гагарин был вторым?.. В 1938 году в небе над Чили появился метеорит, который был назван «Сантьяго». Он вышел в атмосферу и вдруг на глазах многих сотен очевидцев взорвался. В 1992 году группа исследователей случайным образом наткнулась на «останки метеорита». Оказалось, что «Сантьяго» - вовсе не метеорит, а останки оплавленной конструкции советского космического корабля. Кроме того, это был двигательный блок, в то время как жилого отсека обнаружено не было. Весть об этой находке облетела весь мир. В этом же году появились первые свидетели, рассказавшие о том, что было покрыто тайной. Независимое расследование по делу «Сантьяго» вел советский режиссер-документалист профессор В. Нахимов. В августе 1993 года к нему поступило письмо от одной женщины, фамилию которой он не приводит. В письме говорилось, что в 30-х годах эта женщина работала в лаборатории вакуума и низких давлений, где готовили космонавтов для вылета в космос. В письме женщина рассказывает о двух претендентах для полета в космос. Она указала всю известную информацию о них. Нахимову также удалось разыскать свидетелей: человека, лично знакомого с одним из космонавтов, и человека, работавшего над конструкцией первой ракеты… По свидетельству профессора первым космонавтом был некий Иван Харламов, летчик-испытатель. Он попал в списки претендентов не случайно. За ним довольно длительное время велась слежка. Съемки НКВД совсем недавно попали в руки Нахимова. Кроме Харламова в кандидаты космического отряда отобрали еще несколько человек, и среди них Михаила Рощина, профессионального циркача. Велся строжайший отбор, построенный на серии испытаний. В конце концов постановлением Госкомитета от 25.09.37 года в космос решено было отправить Ивана Харламова. В декабре 1938 года с саратовского космодрома был произведен запуск первой ракеты с человеком на борту! Ошибки и недоработки конструкции ракеты выявились сразу же на старте. Часть обшивки и навигационных приборов были сорваны при взлете. Старт прошел неудачно, и Харламова объявили погибшим. В августе 1939 года в Читинскую психиатрическую клинику был доставлен некто, называвший себя Иваном Харламовым. У него было физическое истощение организма, сильная черепно-мозговая травма, несвязная речь и нарушение локомоторной функции ног. Этот человек рассказывал, что он приземлился в Полинезии, оттуда попал в Малайзию и прошел весь Китай пешком с севера на юг. Еще человек утверждал, что он космонавт. В ноябре Харламов бежал из клиники, и его больше никто не видел. Нахимов продолжал исследования и напал на след Рощина. Обнаружился его знакомый, длительное время работавший с ним в цирке. По его рассказам, после того, как Рощина взяли в отряд космонавтов, он также бесследно пропал. Вероятнее всего, Рощин не справился с рядом отборочных испытаний, а потому, как ненужный элемент, он вынужден был «сгнить» в застенках НКВД, как и другие члены отряда. Владимир Нахимов сам до конца не верил результатам расследования: «Нет, я ничего не хочу доказать... Какие уж тут доказательства? Был человек, и нет человека... Проект закрыт, люди исчезли... Нет следов... Теперь мне кажется, что и времени того не было... А ракета была...». Он обратился к экспертам в Московский физико-технологический институт. Изучив фотокопии старых схем узлов космического корабля, эксперт заявил: «Тридцатые годы?.. Это похоже на мистификацию. Такое решение американцы предложили всего три года назад... Скомпоновано грамотно, чувствуется стиль... Вы собрали исчерпывающий материал... Но не верю. Знаете, сколько сегодня на Западе стоит начертить один такой чертеж?». В этом же институте студенты собрали по найденным чертежам макет ракеты в масштабе 1:43. Экспериментальный пуск проводили на окраине Долгопрудного. Ракета взорвалась. А Владимир Нахимов умер через два дня после старта. Просто вышел на улицу и упал лицом в снег...

#биография #герой #летчик

Хочу опушками сорочьимя
Пройти к дымящейся реке…
Хочу найти могилу летчика
В сухом и частом сосняке
.

Анатолий Жигулин

В тот день, после полудня, многие жители близлежащих деревень — Монастыри, Паньковичи, Сурновка, а также солдаты, которые находились в Друцком замке, были свидетелями воздушного боя.

В разрыве облаков проплыл натужно гудящий самолет-бомбовоз с крестами и скрылся за лесом. Следом вынырнули еще шесть со свастиками на хвостах. Военный наблюдатель из Друцкого замка отметил — «фокке-вульф», два двухмоторных «юнкерса» и четыре истребителя-«мессершмитта». И вдруг, невесть откуда взявшись, наперехват им метнулся «ястребок» с красными звездами на крыльях. В небе затрещали пулеметы; МиГ-3 и «мессершмитты» закружились вертикальным эллипсом-каруселью. Советский «ястребок» кинулся на одного своего преследователя и поджег его. Но задымил хвост и у МиГа.

Чертя небосклон полосой дыма, наш стал снижаться, срезая макушки деревьев. Женщины-колхозницы, пасшие коров за деревьями, видели: три «мессершмитта», окружив МиГ слева, сзади и справа, шли за ним, как на параде, и над самой стеной леса взмыли вверх. МиГ приземлился на лесной опушке. Женщины какой-то момент ждали, что советский летчик выскочит из кабины горящего самолета, но самолет вдруг весь вспыхнул: в нем что-то взорвалось…

С улицы деревни Монастыри было тоже видно, что летчик посадил горящий самолет в полутора километрах — в урочище Малинники. Туда кинулось несколько мужчин и ребятишки. Они бежали через пшеницу, подгоняемые желанием помочь пилоту. Но безжалостное пламя не выпустило летчика из своего плена. В синей дымящейся гимнастерке, обгоревший сверху, он неподвижно сидел в открытой кабине, пальцы левой руки все еще сжимали рычаг. На запястье чернел кружок часов. У обугленной, спекшейся раны на груди мерцал конус золотой звездочки. Один из подбежавших увидел на тлеющей одежде пластинку значка, обтер ее рукавом, и засветились буквы: «Депутат Верховного Совета СССР». Несколько минут спустя к опушке леса из Друцтсого замка приехала машина с офицером и солдатом. Они сняли с пилота Звезду Героя, кобуру с пистолетом и, попросив крестьян похоронить летчика, уехали.

Кто же этот летчик? Почему один бросился в схватку с шестью фашистскими самолетами? Ни в Друцком замке, ни в районном городе Толочине уже никто не задавался такими вопросами. Было не до того. Танковые колонны немцев приблизились к Толочину, гул канонады доносился до полей и леса, среди которых затаились деревни. Немцы заняли Минск, бомбили Борисов.

Утром другого дня колхозный пчеловод Денис Петрович Василевский и кладовщик Андрей Ефимович Акулович, люди уже немолодые, пошли с лопатами в урочище хоронить летчика. С часу на час фашистские танки и мотоциклы могли въехать в деревню Монастыри. Выкопав неглубокую яму, застелив ее листами обшивки самолета, колхозники осторожно уложили тело пилота на дно, покрыли его жестью, забросали землей и дерном.

НА ФРОНТ!

Он был военным летчиком-испытателем. Служил в Научно-испытательном институте Военно-Воздушных Сил Красной Армии.

В июне Степан отдыхал в санатории города Сочи. Воскресное утро 22 июня ничем не отличалось от других — солнечное и праздное. В двенадцать часов дня все палаты и коридоры санатория насторожились. В репродукторе звучал голос Молотова. Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, немецкая авиация бомбит Киев, Ригу, Севастополь, Брест, Бобруйск…

Через несколько минут Степан с чемоданом в руке ужо торопливо шагал по дороге к аэродрому. Самолетов в Москву не было. Ни телефонные звонки, ни удостоверение депутата Верховного Совета СССР не помогли вырваться из Сочи раньше вечера. В Москву Супрун прилетел только на рассвете 23 июня.

Тревога за судьбу авиации, за армию, когда он прослушал утреннюю сводку с театра военных действий, усилилась. Приехав домой, он стал звонить в Кремль, чтобы записаться на прием к Сталину.

Потом он звонил куда-то еще, ничего не добившись, побежал во двор к своей «эмке», умчался на аэродром.

На аэродроме у ангара он столкнулся с Петром Стефановским.

— Слыхал? Немцы разбомбили наши аэродромы! — сказал Стефановский. — Сотни самолетов не успели взлететь…

— Я пойду на прием к Сталину, — вдруг заявил Супрун. — Поехали со мной в Кремль?

И Степан изложил свою мысль о создании полков из летчиков-испытателей.

— Езжай, пожалуй, один, ты депутат, тебе легче будет пройти…

До того, как ехать в Кремль, надо срочно закончить дело, не завершенное до отпуска. В ангаре экземпляр новейшего истребителя Як-1М. Превосходная штука! Степан испытывал ее. Еще разок-другой взлететь, убедиться в машине не помешает.

Як вывели на взлетную полосу. Степан садится в кабину. Три лопасти винта оживают, сливаются в полупрозрачный диск. Еще несколько минут — и колеса, срываясь с места, стремительно бегут в воздух. Крылья подбираются к облачку, сверлят его, затем самолет пикирует — и на летчика налетает роща, увеличиваются в размерах дома, сады, огороды, несутся навстречу телефонные столбы…

«Як лучше «мессера», — восхищается Степан, ведя машину на посадочную полосу.

В кабинете он твердой рукой выводит отчет об испытании истребителя: «Як нужен фронту!»

Вернувшись с аэродрома домой, Степан сел на диван к телефону. Он ждал звонка из Кремля. Томительные минуты. Периодически включая радиоприемник, вылавливал новости С фронта. Зазвонил телефон, Степан схватил трубку, но в ней ломкий басок матроса из Севастополя, который, очутившись в Москве, вспомнил про депутата и передал привет от Черного моря.

— Степан Павлович, срочно приезжайте…

Одернув полы кителя, Степан вступил в приемную. Его провели в кабинет, где за столом были Ворошилов, Молотов, Калинин… Прохаживаясь по ковру, Сталин курил трубку. От его острого взгляда не ускользнул южный загар пилота.

— Отдохнули, товарищ Супрун?

— Так точно, товарищ Сталин, в самый раз…

— Что у вас за предложение?

Сбиваясь от волнения, Степан кратко изложил: можно срочно сформировать четыре-шесть полков из военных летчиков-испытателей.

— Мало, — сказал Сталин. — Нужно двадцать-тридцать полков…

Супрун пояснил, что такого количества летчиков в институте нет; те, что могут вылететь на фронт, — это отважные и опытные люди, они немедленно ответят ударом на удар немцев, проверят машины в бою, дадут замечания по улучшению конструкции новых самолетов, изучат тактику и боевые качества их. Это подымет моральный дух наших летчиков!

— Испытатели нужны в тылу! — заметил кто-то из присутствующих.

— Лучшее испытание военного самолета — в бою, — возразил Супрун.

Ворошилов одобрительно кивнул. Сталин согласился: в данной ситуации предложение депутата экстренно создать новые полки из лучших летчиков своевременное.

— Постарайтесь организовать больше добровольцев, — обратился он к Супруну. — Срок создания частей — трое суток.

В первые сутки на земле и в воздухе советская авиация потеряла 1200 самолетов. Огромную брешь надо было чем-то закрыть. Приказ Сталина давал Супруну чрезвычайные полномочия. О готовности новых частей Степан Супрун обязан докладывать прямо в Кремль.

Закрыв за собой дверь, Степан понял, какие трое суток ожидают его впереди.

24 июня . В этот день он первым появился в кабинете начальника НИИ ВВС; здесь собрались руководители института и Наркомата авиапромышленности. Весть о том, что начинается запись добровольцев на фронт, быстро облетела все отделы и кабинеты; летчики в коридорах собирались группами, обменивались мнениями. Когда Степан вышел в фойе, то тут уже ему показали списки добровольцев. В каждую эскадрилью и звено вступали по желанию. Костяком полков становились летчики, бившие японских самураев в небе Китая, Монголии и фашистов в Испании. С заводов были затребованы самолеты новейших марок МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, ТБ-7…

А Супруна беспокоила еще судьба истребителя Як-1М. С этой машиной у Степана Павловича были особые отношения. Как вспоминал позднее Стефановский, однажды Супрун в беседе с конструктором Яковлевым сказал:

— А почему бы вам не попытаться создать легкую маневренную машину для истребительной авиации?

Яковлев улыбнулся и промолчал. А через некоторое время на аэродроме появился изящный одноместный «ястребок» И-26. Мощный мотор М-105 водяного охлаждения: два пулемета, стреляющие через винт; в развале цилиндров — 20-миллиметровая пушка. Новая машина получила имя Як-1.

Як объезжал в небе известнейший летчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский. Малоразговорчивый, спокойный Юлиан с первых полетов оценил превосходный воздушный аппарат и с упрямством наездника испытывал машину. 27 апреля 1940 года он крутил под облаками «бочку», которая никак не получалась. Самолет взмывал вверх, снижаясь, ложился на спину. И вдруг кувыркнулся вниз…

Репутацию Яка, погубившего летчика, сразу же взялись спасать С. П. Супрун и П. Ф. Федрови. Важно было разбить доводы, что Як — машина ненадежная: не выходит из штопора, на ней трудно выполнять высший пилотаж.

«При оценке этих самолетов его мнение часто было решающим», — заметил много лет спустя о Супруне авиаконструктор Яковлев и так описал последнюю встречу с ним:

«Мы прошли с ним в сборочный цех, где находился готовый к отправке второй экземпляр этого самолета, предназначенного для серийного завода в качестве образца.

Супрун сел в кабину, прастегнул ремни. Осмотрелся.

Похвалил конструкторов за то, что они так быстро осуществили в этом самолете ранее рекомендованные им улучшения, облегчающие сложную работу летчика-истребителя в полете.

Степан Павлович был частым гостем в нашем конструкторском бюро. Его у нас очень любили. Он привлекал своей жизнерадостностью, приветливостью. Высокий, стройный шатен с обаятельной внешностью, всегда опрятный и щеголеватый, в своей синей летной форме, он был красавец в полном смысле этого слова.

В этот раз Супрун был особенно оживлен и все говорил о своем желании отправиться поскорее на фронт, чтобы лично помериться силами с немецкими асами.

Прощаясь, мы крепко пожали друг другу руки, и он взял с меня слово, что первые модифицированные серийные Яки попадут в его будущий истребительный полк. Я от всей души пожелал этому замечательному человеку успеха в его смертельно опасной работе. Он прямо с завода уехал в генеральный штаб хлопотать насчет организации своего полка».

В Отчете Супруна об облете самолета Як-1 (модифицированного) с мотором М-105 говорится:

«На взлете поведение самолета такое же, как и самолета Як-1, немного только увеличилась длина разбега. По технике пилотирования самолет Як-1М еще проще, чем самолет Як-1…

…Самолет представляет большую ценность своей простотой в технике пилотирования.

Необходимо срочно запустить самолет в серию».

Супрун облетал к тому времени около 140 самолетов. Повоевать на Яке ему не удалось. Но судьба летательного аппарата оказалась блистательной. По своим качествам он превосходил немецкий истребитель. Побывавшие в боевых схватках Яки, залатанные, отремонтированные в полевых условиях, заметно снижали скорость. Тогда поверхность Яков стали покрывать лаком, вес самолетов облегчили, убрав часть оборудования. Возросла мощность, добавилась скорость и маневренность. «Крестному отцу» Степану Павловичу Супруну не было бы стыдно за ту работу, которую он провел вместе с авиаконструктором по изготовлению знаменитой машины. «Необходимо срочно запустить самолет в серию» — эта фраза заключения, написанная Супруном на третий день войны, была как никогда кстати.

Вполне вероятно, что гражданин Советского Союза побывал в космосе еще до войны.

На Свердловской киностудии заканчивается озвучка фильма "Первые на Луне". Режиссер картины Алексей Федорченко утверждает, что картина сделана на стыке двух жанров - документального и художественного. По его словам, это в первую очередь документальное расследование и все факты в картине подлинные.

Сценарий держится в строжайшей тайне, но "Собеседнику" удалось достать полный монтажный план известного режиссера-документалиста Владимира Нахимова. К сожалению, автор умер, не завершив свою работу, но его ученики Александр Гоноровский и Рамиль Ямаев смонтировали уже отснятый материал.

Над Чили взорвался не метеорит

Расследование Владимира Семеновича Нахимова начинается с архивных документов, которые были переданы сотрудниками чилийского МИД специальной комиссии Лиги Наций, созданной в связи с падением гигантского метеорита "Сантьяго" в 1938 году. Очевидцы вспоминают, что с неба летел камень, который вдруг взорвался. Газеты вышли с заголовками "Спор ученых: "Что это было? Болид, комета, марсиане?" В 1992 году чилийская съемочная группа нашла место падения "Сантьяго". Среди деревьев, вросшая в землю, опутанная лианами, наполовину укрытая мхом, лежала черная оплавленная конструкция. Профессор физики, действительный член Британского королевского научного общества Аугусто Реньяна рассказал чилийскому тележурналисту, что находка - часть спускаемого аппарата космического корабля: "Думается, что во время катастрофы объект распался на две части. И это, кстати, подтверждает хроника... Второй частью может оказаться жилой отсек".

Нахимов обратил внимание на загадку метеорита "Сантьяго" благодаря письму одной женщины. Она прочитала в газетах про находку в Чили, провела параллель с известными ей событиями конца 30-х годов прошлого века и решила написать обо всем, что знает о первом советском космонавте. За время расследования режиссеру удалось отыскать еще трех очевидцев тех событий. Он не указывает их имен и фамилий, называя просто свидетелями. Один свидетель служил в цирке лилипутов. Он не имел непосредственного отношения к запуску первой ракеты, но был лично знаком с космонавтом. Второй - один из тех, кто попал в первый отряд космолетчиков (так тогда называли космонавтов). А третий - сотрудник "компетентных органов", который имел непосредственное отношение к "разработке" первого космонавта и конструктора ракеты. Каждому на момент съемок фильма - не меньше восьмидесяти.

Иван Харламов - первый космолетчик

Нахимов утверждает, что первым космонавтом ("космолетчик" - говорили тогда) был Иван Харламов, известный в те годы летчик-испытатель, после провального запуска первой - "лунной" - ракеты его имя засекретили. Да так, что Нахимову после долгих поисков удалось найти лишь одну фотографию Ивана - с Надей Светловой, медсестрой из группы подготовки полетов.

Свидетель №3 вспоминает, что в тридцатые годы его "контора" любила фиксировать результаты скрытого наблюдения на портативную кинокамеру старого образца. И Нахимову удалось раскопать служебные съемки НКВД со слежкой за Харламовым. За ним начали вести тотальное наблюдение еще в тридцать четвертом году. Уже тогда начался отбор кандидатов в отряд, который Иван успешно прошел. В архивах Минобороны обнаружилась копия повестки на имя Харламова - "вызов на спецмедкомиссию". Вместе с Иваном на комиссию вызвали лилипута, профессионального артиста цирка Михаила Анатольевича Рощина. Михаил служил в одном цирке со свидетелем №1. Медики толком и не знали, с какой целью отбирают столь непохожих кандидатов.

Нахимов нашел фотографию членов комиссии. На ней можно разглядеть Федора Федоровича Супруна. Это генеральный конструктор ракеты. Он единственный из всей комиссии знал цель проводимого отбора. Свидетель №2, также прошедший тот отбор, вспоминает, что они не знали, что это за человек в комиссии сидел: "Было видно, что он старший, хоть и не врач. Ну, думаю, точно в шпионы набирают! Уже потом, через неделю, когда нас шестеро осталось - представился..."

В 1928 г. Федор Супрун принес в Кремль чертежи ракеты. А через пять лет на этот проект работали уже миллионы человек...

Параллельно шла тщательная подготовка космонавтов: испытания на реакцию, тренировка вестибулярного аппарата, испытания на выносливость, имитация невесомости в бассейне с соленой водой, центрифуга, стрельбище. Хуже всех стрелял маленький человек, циркач Рощин. Лучше всех - Харламов. Вспоминает второй свидетель: "Может, кому и смешно было, что в отряде лилипут. Только не нам, когда узнали, что воздуха в ракете для нормального человека может не хватить. Пока конструкторы мудрили, Рощин главным претендентом был".

Однако постановлением Государственной комиссии от 25 сентября 1937 года пилотом первого космического корабля был утвержден Харламов Иван Сергеевич. Зимой 1938 года на космодроме в ста сорока километрах южнее Саратова была готова пусковая шахта для первой советской ракеты. За стартом наблюдали члены Государственной комиссии. Харламов в скафандре образца 1938 года занимал почти весь объем отсека ракеты. Один за другим с легким шипением закрыли люки. Контрольный отсчет. Ракета грохочет, вибрирует и медленно поднимается. Вспоминает свидетель №2: "Со старта все и началось. В самом начале с ракеты сорвало часть обшивки и навигационных приборов. Такой шум стоял, когда листы падали!.. На КП крик, ор... На Супруна смотрят, а он красный. Злой. А тут и связь оборвалась. Через двенадцать минут... Тишина... Только треск в репродукторах... Как будто и не было ничего..."

Ракета взлетела, но по тому, как она взлетела, все посчитали старт неудачным, а Харламова - погибшим.

Сегодня на месте первого космодрома - лес. Кое-где видны бетонные плиты, фундамент, стены. Посреди густого ельника - черный провал шахты. Запуск ракеты оказался неудачным, дальнейшие работы по космической программе СССР признали бесперспективными. Только после Великой Отечественной советское правительство вернулось к грандиозным планам покорения космоса. Что же стало с главными участниками проекта после взрыва ракеты?

Конструктор Супрун вскоре бесследно исчез. А в конце жизни был обнаружен в Италии. Как удалось Супруну стать итальянским подданным, для режиссера Нахимова осталось загадкой.

Возвращение из космоса через Китай

В августе 1939 года во время боев в районе реки Халхин-Гол командир 3-го батальона 2-й стрелково-пулеметной бригады рапортовал начальству о задержании неизвестного, который назвался Иваном Сергеевичем Харламовым, капитаном из отряда в/ч 16450. При проверке списков частей 1-й армейской группировки данное подразделение обнаружено не было. Из медицинского заключения: "Состояние задержанного (слабое зрение, затрудненная речь, нарушение моторных функций конечностей) является следствием давней черепно-мозговой травмы... Общее физическое истощение организма... На голове и теле многочисленные шрамы... Мимика бедная... Зрачки неравномерны... Не исключена возможность галлюцинаций..."

29 октября Харламова поместили в Читинскую психиатрическую больницу. Там-то он и встретил ту самую женщину, которая стала инициатором расследования Нахимова. НКВД проводил дознание прямо в клинике. Из-за своего физического состояния Харламов не смог четко показать, где приземлился. Все, что известно - ему пришлось проделать путь через Полинезию (остров Нуку-Хива), Буку, Китай. Нахимов нашел в Полинезии очевидца, который помнит больного человека, приплывшего на малайском тральщике. Иван Харламов прошел пешком весь Китай с юга на север. Комитетчики недоумевали, как удалось преодолеть оккупированную японцами территорию. Иван утверждал, что в течение всего своего полета вел киносъемку и пленка осталась в жилом отсеке ракеты (том самом, который так и не нашли чилийцы). Из докладной записки начальника 3-го спецотдела НКВД: "В результате проведенного дознания сотрудником вверенного мне подразделения установлено, что "объект №497" не способен указать место своего приземления. Состояние его здоровья не дает оснований полагаться на данные им показания. "Объект" нуждается в длительном стационарном лечении..."

Свидетельница утверждает, что поначалу Харламов сам хотел лечиться и стойко переносил все процедуры, вплоть до электротерапии. Свидетельница: "Иван убежал осенью. Через год... Лечение не дало особых результатов... Говорил так же трудно, стал отказываться от процедур... Я пыталась снова научить его писать... Не получилось... Ничего не получилось".

В архивах Нахимов нашел документы с прикрепленными фотографиями мужчин. В "деле" фигурируют тридцать семь человек. Ни один из них как Харламов не опознан. Ивана, оказывается, искали до 1951 года. Искали, да так и не нашли.

А вот Владимир Нахимов, может быть, нашел. Он потянул за единственную оставшуюся ниточку - артист Рощин, друг Харламова. Свидетель №1, артист Тамбовского цирка лилипутов, уверяет, что последний раз видел Рощина в 1937 году, когда его забрали в группу космонавтов. Затем Михаил пропал. Космонавта Харламова свидетель опознал по фотографии, но не очень уверенно. Знал он его под сценическим псевдонимом Гулливер. Первый свидетель: "Он пришел к нам в цирк в сорок шестом. Говорил, что после госпиталя. О Рощине спрашивал. И остался. Сначала за зверями ухаживал. А потом Толстой, наш худрук, номер ему придумал и псевдоним. Только с иллюзионистом в сундуке он выступать не мог - боялся закрытого пространства". Был ли Гулливер Иваном Харламовым? Неизвестно. Во всяком случае, это наиболее вероятная версия о нем. Гулливер бесследно исчез из цирка в конце 1951 года.

Эксперимент закончился смертью

Владимир Нахимов сам до конца не верил результатам расследования: "Нет, я ничего не хочу доказать... Какие уж тут доказательства? Был человек, и нет человека... Проект закрыт, люди исчезли... Нет следов... Теперь мне кажется, что и времени того не было... А ракета была..." Он обратился к экспертам в Московский физико-технологический институт. Изучив фотокопии старых схем узлов космического корабля, эксперт заявил: "Тридцатые годы?.. Это похоже на мистификацию. Такое решение американцы предложили всего три года назад... Скомпоновано грамотно, чувствуется стиль... Вы собрали исчерпывающий материал... Но не верю. Знаете, сколько сегодня на Западе стоит начертить один такой чертеж?" В этом же институте студенты собрали по найденным чертежам макет ракеты в масштабе 1:43. Экспериментальный пуск проводили на окраине Долгопрудного. Ракета взорвалась. А Владимир Нахимов умер через два дня после старта.

Просто вышел на улицу и упал лицом в снег...

Екатерина Барова.

В последнее время с хорошей фантастикой стало туго (в среднем один отличный фильм в два года), так что приходится обращать свой взор вглубь истории, где тоже немало интересного. Особо радует, когда неожиданно для себя обнаруживаешь если не шедевры, то уж по крайней мере очень стоящие экземпляры мировой киноиндустрии, причем самых разноплановых жанров.

Недавно на сайте рассматривался фильм “Apollo 18″, снятый американцами, но продюсером которого выступил Т.Бекмамбетов. Что и говорить – кино удалось на славу. Авторам удалось создать гнетущую, но в то же время динамичную, атмосферу неминуемо приближающейся катастрофы экспедиции, в чем им немало помогло использование старых кинокамер 1960-х гг. Но почему-то почти никто не знает, что ещё в конце 1990-х гг. российские кинематографисты выступили с аналогичной идеей.

Итак, вернемся во времена “лихих 90-х”, когда доллар стоил 5 российских рублей, а ВАЗ-2110 считался венцов творения российского автопрома. Фильмов тогда снималось немного, но почти каждая премьера не оставалась незамеченной. Именно тогда, в 1998 году, сценаристы Александр Гоноровский и Рамиль Ямалеев принесли на “Мосфильм’ сценарий будущей киноленты под названием “Первые на Луне”, в котором повествовалось о советской экспедиции на Луну, состоявшейся… в 1938 году! Причем рассказ велся в модной нынче полудокументальной манере. Идея фильма продюсерам понравилась, но в августе случился дефолт и бюджет “зарезали”.

Прошло около трех лет и вот за дело взялся режиссер Алексей Федорченко из Екатеринбурга, буквально “выловивший” сценарий в интернете. Сколько денег планировали выделить на съёмки этой картины в 1998 году сейчас мы вряд ли узнаем, но в 2003-2005 гг. на неё потратили почти ровно 1 миллион долларов. За эти деньги, кроме аренды павильонов и оплаты труда всех занятых в фильме людей, удалось провести съёмки в челябинском Институте Авиации с самыми настоящими тренажерами. Кроме того, не поскупились на полноразмерные макеты – к примеру, ракета была построена, что называется, “в полный рост” и её полная длина составила 80(!) метров.

Труд российских кинематографистов тогда оценили очень высоко. Достаточно сказать, что фильм “Первые на Луне” собрал три премии ‘Белый слон”, премию за лучший документальный фильм в конкурсной программе “Горизонты” (Venice Horizons Documentary Award), призы “За лучший дебют” и гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале “Кинотавр”, а также приз “Золотая коляска” на фестивале в Загребе. И это всё случилось в течении 2005 года.

Причем свой главный приз ильм взял в жанре документального кино. В этом действительно была часть правды, ведь Федорченко пытался снять киноленту в жанре “фиктивной документалистики” и это ему удалось. Однако, после такого несомненного успеха о “Первых в космосе” напрочь забыли. Немалую роль в этом сыграли, в общем-то, рецензии негативного плана, появившиеся после выхода фильма в прокат, но были ещё и более тривиальные моменты.

Рассказ начинается с “документальных” кадров снятых в Чили экспедицией Лии Наций, отправленной в эту далекую страну для расследования обстоятельств падения некоего “огненного шара”. Вполне естественно, что большинство ученых сошлось во мнении о “космическом” происхождении этого объекта (болид, комета). Но как выясняется несколькими минутами позднее данное явление было ни чем иным, как аварийной посадкой первого советского космического корабля. Далее поочередно следуют интервью с участниками тех событий, в том числе с единственным выжившим из отряда первых советских космолётчиков.

По сюжету фильма ещё в 1928 году инженер Федор Федорович Супрун представил проект космической ракеты, которой предстояло сразу отправиться на Луну с человеком на борту. Спустя 5 лет проект приняли к реализации, а в 1936 году провели отбор в отряд космолётчиков. Всего было выбрано четыре человека: Надя Светлая (спортсменка), Михаил Рощин (лилипут, цирковой актер), Ханиф Фаттахов (спортсмен) и Иван Харламов (военный лётчик).

После нескольких месяцев упорных тренировок для полёта на Луну был выбран Иван Харламов. Попутно нам рассказывают о биографии главного конструктора Супруна, происках НКВД и присутствии немцев на тренировках космолётчиков. Наверное, говорить о сверхсекретности этого проекта будет излишним. Но в конечном итоге старт ракеты успешно состоялся 16 марта 1938 года…но через 2 минуты связь с ней пропала. Супрун и Фаттахов уехали искать ракету в небесном пространстве с помощью мощного телескопа в Крыму, но всё было безрезультатно.

И вот, 24 марта того же года, в Чили падает “комета”. Современная экспедиция, отправившаяся туда наше время, находит потомков тех людей, которые были свидетелями падения. Один из них даже показывает кусок “небесного тела” – это часть приборной панели советской ракеты. Однако, судьба первого советского космолётчика остается неясной.
Дальнейшее расследование показывает, что Иван Харламов выжил при падении, но получил множество травм и частично потерял рассудок.

До родины он добирался почти год через весь Тихий океан и достиг в мае 1939 года высоток Халхин-Гола, где его арестовало НКВД. Поскольку те понятия не имели, откуда в тылу у японцев взялся невнятно говорящий русский, Харламова допрашивали и посадили в психушку. Через несколько лет ему помогла бежать медсестра и после этого следы космолётчика теряются. Хотя один из бывших агентов КГБ впоследствии признается, что в ЮАР он зачем-то вёл наблюдение за сторожем местного кладбища.

Незавидной оказалась участь остальных главных действующих лиц. Главный конструктор Супрун через 6 дней после старта бесследно исчез, а Надю и Михаила отравили, чтобы те никому не рассказали об этом грандиозном, но неудачном проекте. В живых остался только Ханиф, который заболел дизентерией и стал неинтересен НКВД.

В конце фильма пытаются провести запуск модели советской лунной ракеты, чертежи которой исследовали в одном из научных институтов. Старт заканчивается аварией – даже не поднявшись в воздух ракета взрывается. Стало быть, и в 1938 году она взлететь как бы не могла.

Вот так всё печально закончилось. Впрочем, в самом конце фильма зрителю демонстрируют уникальные кадры, запечатлевшие Ивана Харламова внутри ракеты и советский лунный модуль после посадки на Луне…

Как видим, “Первые на Луне” оказался вполне достойным произведением, который стоит посмотреть хотя бы раз. Так почему же российская кинолента не обрела такой же популярности, как американская “Apollo 18″? Ведь оба фильма сняты в одном жанре, а в “аполлоне” местами видеоряд расплывчат и неясен.

На мой взгляд, проблема российского фильма заключалась в том, что уж слишком много внимания сценаристы и режиссер уделили делам земным и почти совсем не показали космос. Нет, конечно же предысторию показать было нужно, но перенасыщать фильм комментариями “свидетелей” и рассказами о кознях кровавых “энкаведешников”, я думаю, совершенно не стоило.

Впрочем, не стоит забывать, что “Apollo 18″ снимался на гораздо более мощной производственной базе и бюджет его составил 5 миллионов долларов (что тоже не так много по сегодняшним временам). К тому же, американцы делали игровое кино, способное окупить затраты, а россияне ещё до премьеры признались, что не ждут кассового успеха и интересует их сама возможность сделать в России кино мирового уровня. Полагаю, именно это им удалось. Так что, как говорится, рекомендую к просмотру.