Направления внутренней политики николая 1. Основные направления внутренней и внешней политики Николая I. Меры по укреплению положения дворянского сословия

Николай родился в 1796 г. Он был младше братьев Александра и Константина, поэтому получил иное воспитание. Николай не отличался обширными познаниями, особенно в гуманитарной сфере. Его не привлекали к решению государственных дел, готовили к военной карьере. Отличительными чертами характера будущего монарха были мстительность, упрямство. Вместе с тем он был благопристойным и заботливым семьянином.

Дж. Доу. Портрет императора Николая I. 1820-е гг.

Вступление Николая на престол ознаменовалось восстанием декабристов, которое было жестоко подавлено. В письме брату 14 декабря 1825 г. Николай писал: «Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я $-$ император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!». В начале правления царь пытался вникнуть в существующий порядок.

Он сам лично ревизовал ближайшие столичные учреждения: бывало, налетит в какую-нибудь казенную палату, напугает чиновников и уедет, дав всем почувствовать, что он знает не только их дела, но и их проделки. В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд.

Поставив себе задачу поддержания существующего порядка, Николай сосредоточил усилия на централизации управления. В отличие от своего либерального брата, он не ставил целью заимствование Россией европейских политических институтов и принципов. Николай был убежден, что страна должна развиваться, опираясь на традиционные ценности и институты. С его правления в XIX в. начался новый поворот России к почвенничеству.

Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории. Лекции):

Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск… Смута 14 декабря рассматривалась как тяжкое нарушение воинской дисциплины, происшедшее от ложного направления умов. Посему упрочение дисциплины и надежное воспитание умов должны были стать ближайшими и важнейшими внутренними задачами царствования… Время этого императора $-$ эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти…

преобразования Николая I

Кодификация законодательства

Николай убедился в необходимости усиления режима личной власти. Для этого были расширены функции Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

В апреле 1826 г. появилось II отделение личной канцелярии Николая I, перед которым была поставлена задача привести в порядок действующее с 1649 г. законодательство. Император осознавал важность совершенствования законодательства и упорядочения на этой основе системы государственного управления. Осуществление кодификации десятков тысяч разнообразных указов, появившихся со времен Соборного уложения, император поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому , члену Государственного совета. Взгляды Сперанского после ссылки и суда над декабристами претерпели изменения, он признал преждевременность своих ранних либеральных проектов. В течение трех лет все законы, изданные за 180 лет, были собраны, расположены в хронологическом порядке и напечатаны в 45 томах под названием «Полное собрание законов Российской империи» . Затем Сперанский приступил к созданию второго сборника $-$ «Свода законов Российской империи» , в котором отобрал все действующее законодательство и изложил его в систематическом порядке. 15-томный «Свод законов» был опубликован в 1833 г. Сперанский рассчитывал, что он станет подготовительной работой для создания нового юридического кодекса. Но Николай I ограничился приведением в порядок старого законодательства и отверг это предложение.

Создание системы политического сыска

События 14 декабря 1825 г. убедили царя в необходимости усиления системы политической безопасности. Потому его следующим шагом стало образование полицейского аппарата с карательными и контролирующими функциями. 3 июня 1826 г. было учреждено III отделение его канцеляри и во главе с шефом жандармов Александром Христофоровичем Бенкендорфом . Оно занималось сыском и следствием по политическим делам, следило за раскольниками, сектантами, иностранцами, осуществляло цензуру. А. X. Бенкендорф, участник Отечественной войны и заграничного похода русской армии, принимавший активное участие в следствии по делу декабристов, создал широкую секретную агентурную сеть, установил тайный надзор за деятельностью частных лиц и чиновников.

Из документа (А. Х. Бенкендорф. Записки):

Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но желание быть полезным новому нашему государю не позволило мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня его высокое доверие. Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. (…) Учрежденное в то время Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого нового управления (…)».

III отделение превратилось в независимый административный орган, воздействующий от имени императора на государственную и общественную жизнь, не считаясь с существующими законами. В 1827 г. начало действовать специальное «Положение о корпусе жандармов». Территория России (за исключением Польши, Кавказа и земель Войска Донского) была разбита на жандармские округа во главе с жандармскими генералами с целью установления надзора за местной администрацией, сбора оперативной информации о настроениях в обществе, поиска беглых крестьян, исполнения законов и приговоров суда. В 1837 г. создается сельская полиция: уезды были разделены на более мелкие административные единицы $-$ станы $-$ во главе с назначаемым губернатором становым приставом, опиравшимся в своей деятельности на вотчинную полицию и избранных крестьянскими сходами сотских и десятских.

Дж. Доу. Портрет А. Х. Бенкендорфа

Сословная реформа

В декабре 1826 г . был создан Cекретный комитет во главе с графом Виктором Павловичем Кочубеем , членом Негласного комитета, и Михаилом Михайловичем Сперанским для рассмотрения бумаг, опечатанных в кабинете Александра I после его смерти и проработки вопроса о возможных преобразованиях государственного аппарата. Николай поставил перед комитетом вопрос: «Что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить?».

Комитет подготовил два важных проекта сословной и административной реформ. Первый проект предусматривал отказ от Табели о рангах, отмену «личной выслуги». Доступ в дворянство ограничивался, дворянство приобреталось только по праву рождения или в силу высочайшего пожалования. Проект вводил новые сословия «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, освобожденных от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Выдвинувшиеся по службе входили в новое сословие «чиновных граждан», низшие чиновники, крупные капиталисты, лица, окончившие университеты, $-$ в сословие «именитых граждан». Менее крупные торговцы и промышленники составили слой «почетных граждан». Это нововведение защищало бы дворянство от «засорения» чужеродными элементами.

Не согласившись с мнением комитета в целом, император извлек из его проекта те части, которые не вызывали у властей никаких сомнений. В 1831 г. был опубликован Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным», в котором «полноправные» (имущие) дворяне отделялись от «неполноправных» (не имевших определенного количества душ крестьян или десятин земли).

Второй проект предлагал некоторое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Функцией Государственного совета оставалось только обсуждение законопроектов. Сенат разделялся на верховный орган государственного управления $-$ Сенат правительствующий, состоящий из министров, и высший орган юстиции $-$ Сенат судебный. Аналогичный принцип был положен в основу системы местных органов власти в губерниях, уездах и волостях.

Проекты комитета 6 декабря 1826 г. были реализованы лишь частично. В 1832 г. закон учредил среднее сословие «почетных граждан» двух степеней $-$ «потомственных почетных граждан» (дети личных дворян, а также крупные капиталисты, ученые, художники) и «личных почетных граждан» (дети церковнослужителей, не получивших образования, и выпускники высших учебных заведений). Указ 1845 г . повысил чины, которые требовались для получения дворянства в порядке выслуги. Потомственное дворянство отныне предоставлялось гражданским чинам с V класса, военным $-$ с VI, а личное дворянство $-$ с IX класса для гражданских и военных чинов. В 1845 г . был издан указ о майоратах, запрещавший делить имения, насчитывающие более 1000 душ крепостных крестьян, между сыновьями дворянина, и требовавший передачи имений старшему сыну.

Бюрократизация и милитаризация управления

Важной характеристикой системы государственного управления при Николае I стала бюрократизация всех сторон жизни общества, что дало основание В. О. Ключевскому утверждать, что «здание российской бюрократии было возведено при Николае I».

Из документа (В. О. Ключевский. Курс русской истории):

Достиг ли этот бюрократический механизм государственной цели лучше, чем прежде, на это дает простой ответ одна цифра. В начале царствования император пришел в ужас, узнав, что только по ведомству юстиции во всех служебных местах им произведено 2800 тыс. дел. В 1842 г. министр юстиции представил государю отчет, в котором значилось, что во всех служебных местах империи не очищено еще 33 млн дел, которые изложены по меньшей мере на 33 млн писаных листов. Вот каких результатов достигло бюрократическое здание, завершенное в это царствование.

Созданная при Николае I система жесткого бюрократизма отчуждала власть от общества. Она привела к господству канцелярии, породила послушных исполнителей, чиновников-формалистов, блестяще описанных М. Е. Салтыковым-Щедриным.

Из документа (М. Е. Салтыков-Щедрин. История о ретивом начальнике):

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был ретивый начальник. В ту пору промежду начальства два главных правила в руководстве приняты были. Первое правило: чем больше начальник вреда делает, тем больше отчеству пользы принесет. Науки упразднит $-$ польза, население напугает $-$ еще больше пользы. Предполагалось, что отечество завсегда в расстроенном виде от прежнего начальства к новому доходит. А второе правило: как можно больше мерзавцев в распоряжении иметь…

Кукрыниксы. Из иллюстраций к сатирическому роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Другими особенностями системы управления являлись усиление полицейского характера и милитаризация аппарата управления. На посты глав многих министерств и ведомств, губерний при Николае I назначались военные.

Под неусыпным контролем губернаторов и городских органов полиции оказались органы городского самоуправления $-$ шестигласные думы. Городские депутатские собрания были упразднены. Принятый в 1837 г. «Общий наказ гражданским губернаторам» имел целью централизацию и военизацию местного управления. Губернатор объявлялся полномочным хозяином губернии. Он должен был обеспечивать точное исполнение указов императора и Сената, предписаний Министерства внутренних дел.

В деле упорядочения городского управления важную роль сыграло «Положение об общественном управлении Санкт-Петербурга» от 13 февраля 1846 г., в основу которого был положен сословный принцип. Оно создало иерархическую пирамиду городских жителей: на первой ступени стояло потомственное дворянство, за ним $-$ личные дворяне и почетные граждане, далее $-$ купцы, на четвертой и пятой ступенях соответственно находились мещане и ремесленники. Каждое сословие заседало в городской думе отдельно и избирало представителей в распорядительную думу, исполнительный орган. Закон 1846 г. поставил городские органы в зависимость от бюрократии. В распорядительную думу был введен правительственный чиновник, а губернатор получил возможность вмешиваться в дела городского самоуправления.

Охранительные меры в области цензуры и образования

Среди охранительных мероприятий Николая I выделяется «чугунный» Устав о цензуре от 10 июня 1826 г. Главным органом цензуры стал верховный цензурный комитет в составе трех министров $-$ народного просвещения, внутренних дел и иностранных дел. В уставе до мельчайшей подробности были определены обязанности цензора с воспитательно-педагогической точки зрения. В 1848 г. для предотвращения проникновения революционных и либеральных идей в Россию был создан т.н. "Бутурлинский комитет" (по имени первого председателя) - высший цензурный орган, осуществлявший надзор за печатными произведениями. От цензурного террора пострадали М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ю. Ф. Самарин, были запрещены письма Екатерины II Вольтеру.

Жесткому надзору подверглись учебные заведения. В 1827 г. царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. новый школьный устав уничтожил преемственность между приходскими и уездными училищами и гимназиями. Во всех низших и средних школах были введены телесные наказания, а преподавателей, уличенных в «вольнодумстве», изгоняли со службы. Принятый в 1835 г. Университетский устав наряду с предоставлением университетам некоторых прав самоуправления и свободы преподавания предусматривал открытие на юридических факультетах университетов кафедр законов благоустройства и благочиния. На этих кафедрах изучали законы о народонаселении, народном продовольствии, общественном призрении, благоустройстве в городах и селениях, о праве. Университетская автономия на практике заменялась наблюдением за университетами, которое было возложено на попечителей учебных округов. Контроль за университетами ужесточился после европейских революций 1848 г. Было упразднено преподавание философии, прекращена посылка за границу молодых ученых для подготовки к профессорскому званию, введены ограничительные квоты для приема студентов в высшие учебные заведения. Министр просвещения С. С. Уваров, попытавшийся защитить университеты, в 1849 г. преждевременно покинул свой пост.

Финансовая реформа

Наиболее значимыми правительственными мероприятиями Николая I стали проведенная Министерством финансов в конце 1830-х гг. денежная реформа и осуществленная Министерством государственных имуществ реформа государственных крестьян.

Денежная реформа 1839–1843 гг. стала результатом деятельности писателя, ученого, генерала Егора Францевича Канкрина (1823–1844 гг.), сменившего Гурьева на посту министра финансов. Он сумел резко сократить государственные расходы, собрать в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, укрепить курс русского рубля. Реформа установила систему серебряного монометаллизма. Обесценившиеся бумажные ассигнации заменялись государственными кредитными билетами, обменивающимися на золото и серебро. Вводилась практика внутренних и внешних займов, стали выпускаться «депозитные билеты» и «серии», имевшие одинаковую ценность с серебряной монетой.

Е. Ф. Канкрин

Крестьянский вопрос

В отношение крестьянского вопроса император разделял точку зрения А. Х. Бенкендорфа, утверждавшего, что крепостное право $-$ «пороховой погреб под государством». Разработку этого вопроса он поручил Павлу Дмитриевичу Киселеву , члену Государственного совета, стороннику отмены крепостного права. П. Д. Киселев, участник Отечественной войны и заграничных походов 1813–1814 гг., русско-турецкой войны 1828–1829 гг., во время восстания 14 декабря 1825 г. возглавлял штаб второй армии, после разгрома движения был вынужден оправдываться от обвинений в связи с декабристами. В 1829–1834 гг. Киселев управлял находившимися под протекторатом России Дунайскими княжествами, где под его руководством были приняты первые конституции Молдавии и Валахии $-$ органические регламенты. Регламенты дали личную свободу крестьянам и право перехода от одного землевладельца к другому, помещикам запрещалось выселять крестьян в том случае, если последние выполняли лежавшие на них обязанности, безземельные батраки должны были наделяться землёй.

Андреев. Портрет графа П. Д. Киселева

В марте 1835 г. под началом П. Д. Киселева был создан Секретный комитет, разработавший план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. В 1836 ему было поручено руководить V Отделением личной канцелярии Николая I, после чего Киселев стал «начальником штаба по крестьянскому делу». Он настаивал на постепенном введении свободы, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства». Задачи расширения крестьянского землепользования, облегчения тяжести феодальных повинностей, введения агрономических новаций и культурно-бытовых улучшений диктовали необходимость хорошего администрирования. С этой целью в 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ , которое под его руководством приступило к реформе управления государственными крестьянами 1837-1841 гг. В задачу нового министерства входила забота об экономическом благосостоянии казенных крестьян, сбор с них подати, попечение о медицинской помощи и распространении грамотности.

В ходе осуществления реформы государственные крестьяне получали широкое местное самоуправление, развивавшееся под контролем создаваемых во всех губерниях палат государственных имуществ. Они объединялись в особые сельские общества, из нескольких таких обществ создавались волости, управляемые выборными волостными сходами. В деревнях на сельских сходах избирали деревенских старост. Упорядочив административное управление, Киселев создав приходские училища, которые стали называть «киселевскими» школами. Администрация требовала от крестьян засевать лучшие земли картофелем, вводить общественную запашку. Реформа улучшила положение государственных крестьян, определила порядок наделения их землей и переселения, облегчила сбор налогов. Малоземельным крестьянам начиная с 1837 г. было отведено более 2 млн. десятин земли, в деревнях организовано 2,5 тыс. приходских училищ, построено 27 больниц.

Отрицательной стороной реформы явилось возникновение большого и затратного аппарата чиновников. Ей оказали сопротивление помещики, опасавшиеся усиления борьбы крепостных за переход в казенное ведомство. Крестьяне с недовольством воспринимали призывы администрации засевать земли картофелем, вводить общественную запашку. Их ответом на «начало казенной барщины» стали «картофельные бунты» на Севере, в Приуралье и Поволжье.

А. М. Тагаев-Сурбан. «Картофельный бунт»

Определенные меры к улучшению положения крепостных крестьян были предприняты в 1840-х гг. В 1842 г . вышло Положение об обязанных крестьянах, в котором вопрос о порядке выхода крестьян из зависимости отдавался на откуп помещикам. В итоге помещики добровольно перевели всего 27 708 своих крепостных крестьян на положение «обязанных» за все царствование Николая I. В 1827–1846 гг. было ограничено право помещиков ссылать крепостных в Сибирь, за ревизской душой мужского пола закреплено право на 4,5 десятины земли, запрещено продавать крепостных отдельно от семьи. В 1847–1848 гг. были составлены инвентарные правила, определившие в трех губерниях Западного края размеры наделов и повинности крестьян. Эта регламентация ограничивала право помещиков на землевладение, находящееся в пользовании крепостных. Однако предпринятые меры были недостаточны для решения крестьянского вопроса, свидетельствовали скорее о желании «преобразовать» систему крепостного права, чем ликвидировать ее.

Итоги внутренней политики Николая I

Внутренняя политика Николая I показала, что для него были наиболее важны стабильность и устойчивость общества. Царь беспокоился о благополучии граждан, но при этом боролся с инакомыслием, к примеру, с движением дворянских революционеров. Не доверяя обществу, Николай I опирался на чиновную бюрократию. Жестокость и рациональность $-$ характерные черты личности царя $-$ повлияли на формальное отношение его правительства к государственным делам. Император пытался вникнуть в существующий порядок, брался за многие нововведения, но не всегда понимал их сути. Поэтому чиновники времен Николая I также оказались формальными исполнителями его воли. Они не старались тщательно рассмотреть отдельное дело, не стремились найти наиболее подходящее решение для каждой проблемы. Их главная забота заключалась в том, чтобы соблюдать правила и предписания, независимо от того, разумны ли они или могут привести к результатам, противоположным тому, что было задумано. Безнаказанность и круговая порука довершали дело разложения чиновничества.

Николаю I не удалось стать вторым Петром Великим, на политику которого царь равнялся. Основные усилия Николая I были направлены на усиление централизации, борьбу с идеями революционного характера, возрастание роли канцелярии императора. Определенные успехи имела финансовая реформа. Крестьянская реформа касалась только государственной деревни, носила половинчатый характер. Социальная реформа не смогла решить задачу поставить все сословия на службу монарху. Бюрократизация и формализм характеризовали работу механизма государственного управления.

Историки о времени правлении Николая I:

Официальная дворянская историография положительно отзывалась о правлении Николая I. В работах М. А. Корфа, Н. К. Шильдера, И. Ильина, К. Леонтьева, И. Солоневича идеализировалась как личность Николая, так и его внутренняя политика. Апологетом его правления считается Н. К. Шильдер (1842-1902), который высоко оценивал государственную деятельность Николая I. Он противопоставил космополитическому характеру политики Александра I национальную политику Николая I.

Либеральная историография (В. О. Ключевский, А. А. Кизеветтер, А. А. Корнилов, С. Ф. Платонов) говорила о «разрыве власти с обществом» при Николае I. В то же время А. А. Корнилов считал, что «правительственная система Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идей просвещенного абсолютизма».

А. Е. Пресняков стал одним из первых историков называть этот период «апогеем самодержавия». Историк писал: «Время Николая I - эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти в ту самую пору, как во всех государствах Западной Европы монархический абсолютизм, разбитый рядом революционных потрясений, переживал свои последние кризисы».

Советская историография (Б. Г. Литвак, Н. М. Дружинин, Н. П. Ерошкин) критически относилась к правлению Николая, подчеркивалось возросшее значение Третьего Отделения и чиновничьей бюрократии в годы его царствования. Вся его деятельность представлялась как подготовительный этап Крымской катастрофы, а все попытки николаевского правительства решить крестьянский вопрос назывались «пустыми хлопотами». Так, Б. Г. Литвак многолетнее обсуждение вопроса об освобождении крепостных крестьян в «секретных» комитетах Николая I сравнивает с «танцем кота вокруг котла с горячей кашей». Главную причину этого советские историки видели в боязни правительства недовольства со стороны дворянства и в надежде Николая I, что русские помещики сами «созреют» и предложат провести реформу.

В современной историографии произошло определенное переосмысление эпохи правления Николая I: историческая наука отошла от однозначно негативной оценки его царствования, эпоха Николая I рассматривается как этап общего поступательного движения России, этап тем более важный, что он предварял реформы 1860-х гг. В 1997 г. редакция журнала «Родина» провела специальный круглый стол об эпохе правления Николая. В нем приняли участие ведущие специалисты по истории России первой половины XIX в. С. В. Мироненко, В. А. Федоров, А. В. Левандовский, Д. И. Олейников, С. С. Секиринский, Ю. А. Борисенок. Современные историки по-разному оценивают результаты деятельности Николая I. Имеется немало исследователей, придерживающихся традиционных взглядов на Николая I и эпоху его правления. Т. А. Капустина пишет: «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции». В. Я. Гросул правление Николая I по-прежнему называет «апогеем самодержавия»: император, по его словам, «выжал из феодализма практически все, что мог».

В современной литературе присутствует и другая точка зрения на время правления Николая I. Она отрицает многое из того, что писала о Николае I советская историография. А. Б. Каменский указывает, что было бы неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера». Историк проводит параллели в судьбах Николая I и его старшего брата императора Александра I: и тот и другой пытались провести необходимые обществу реформы, но натолкнулись на непреодолимые трудности, связанные с консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императоров. Поэтому, по словам Каменского, главным вопросом в правление Николая I стал вопрос «о сохранении политического режима и государственной безопасности».

Централизация управления

Дата Решение
1826 г. Образование Собственной Его Императорского Величества канцелярии (первое отделение $-$ канцелярия, второе $-$ кодификация, третье $-$ высшая полиция, четвертое $-$ благотворительность, пятое $-$ государственные крестьяне, шестое $-$ управление делами Кавказа).
1827 г. Образование Корпуса жандармов. Страна разделена на 5 (с 1843 г. $-$ 8) жандармских округов.
1828–1832 гг. Составление Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи под руководством М. М. Сперанского.
1832 г. Органический статут Царства Польского: ликвидация сейма, польской армии. Русификация Царства Польского: введение русского языка, русской системы мер и весов, русской валюты.

Политика в области просвещения и печати

Дата Решение
1826 г. Новый устав о цензуре («чугунный устав»).
1828 г. Устав гимназий и училищ уездных и приходских; утверждение сословного принципа при приеме в учебные заведения (в гимназии принимаются только дети дворян).
1833 г. О мерах против умножения частных учебных заведений.
1835 г. Университетский устав: фактическое управление отдано попечителям учебных округов (в ряде случаев $-$ генерал-губернатору), фактически ликвидировалось право выбора ректоров и профессуры, упраздняется университетский суд. Однако восстановлено преподавание философии, срок обучения увеличен до четырех лет, поощрение выпускников, введение подготовительных курсов.
1837 г. «Параллельная» цензура $-$ просмотр сочинений, уже прошедших цензуру.
1848– 1855 гг. Усиление цензурного гнета в связи с многочисленными крестьянскими восстаниями и «весной народов» в Европе. Деятельность «бутурлинского» цензурного комитета. Ликвидация остатков университетской автономии. Ограничение числа студентов.

Высшие специальные учебные заведения: 1828 г. $-$ Технологический институт, 1830 г. $-$ Архитектурное училище, 1832 г. $-$ Училище гражданских инженеров, 1835 г. $-$ Межевой институт и Училище правоведения.

Меры по укреплению положения дворянского сословия

    разорение дворянства (54 % имений заложены к 1844 г.);

    рост доли чиновного дворянства (52 %);

    низкая доля дворян в университетах (35 %).

Привилегии дворянству:

    предоставление ссуд;

    наделение землей из государственного фонда;

    бесплатное обучение в учебных заведениях;

    помощь при чинопроизводстве.

Дата Решение
1831 г. Дворянские губернские собрания получали право подавать представления о нуждах и по вопросам местного самоуправления.
1831 г. Повышение ценза для участия в дворянских собраниях. Мелкопоместные дворяне участвуют в выборах через представителей.
1832 г. Манифест о почетном гражданстве: ограждение притока в дворянское сословие представителей низших сословий.
1845 г. Изменение порядка получения дворянства через службу (личное дворянство теперь дается только с 9-го ранга (а не с 12-го), а потомственное $-$ с 5-го (а не с 8-го)).
1845 г. Закон о майоратах: при желании помещик мог объявить имение заповедным и передать все старшему сыну (для имений свыше 1000 десятин).

Крестьянский вопрос

    частые крестьянские бунты.

В ответ правительство идет на ряд декларативных уступок, не имевших существенного влияния на ситуацию. Создание за период царствования Николая I 10 секретных комитетов по крестьянскому вопросу.

Дата Решение
1827 г. Запрет продавать одних крестьян без земли или землю без крестьян; запрет продавать крепостных на заводы.
1828 г. Ограничение права ссылки крестьян.
1833 г. Запрет продавать крестьян с публичного торга с разделением семей, запрет расплачиваться крестьянами за долги, запрет переводить крепостных в дворовые с лишением их земли.
1837–1841 гг. Реформа государственной деревни П. Д. Киселева. Создание новой системы управления деревней с элементами самоуправления, организация начального образования, медицинской и ветеринарной помощи, наделение безземельных крестьян землей, их переселение в Сибирь. Усиление чиновнического и налогового гнета.
1841 г. Запрет дворянам, не имеющим земли, покупать безземельных крепостных.
1842 г. Указ об обязанных крестьянах: крестьянин получает свободу и землю, но только в пользование, за что он обязан отбывать фиксированные повинности.
1844 г. Право помещиков отпускать дворовых по их согласию.
1844–1855 гг. Инвентарная реформа в западных губерниях, правобережной Украине и белорусских губерниях. Фиксация повинностей крестьян, перевод их в статус государственных.
1847 г. Право крестьян выкупаться в течение 30 дней с момента объявления о продаже имения с публичных торгов за неустойки. Плата вносится единовременно. Фактически указ быстро аннулирован.
1847 г. Право Министерства государственных имуществ покупать помещичьи имения с переводом крепостных в статус государственных.
1848 г. Право крестьян покупать землю на свое имя только с согласия помещика. Купленная земля не защищена законом (помещик может конфисковать).

Политика в области промышленности, торговли и финансов

    слабые темпы урбанизации (8 % к концу царствования) при постепенно происходящем промышленном перевороте и увеличении рабочих рук в промышленности в три раза за царствование Николая I;

    интерес государства в развитии промышленности;

    слабое развитие путей сообщения в огромной империи;

    растущий бюджетный дефицит.

Ограниченные реформы не смогли обеспечить промышленный переворот, как и сокращение дефицита бюджета, который к 1855 г. вдвое превысил профицит.

Николай 1 Павлович (рожд. 25 июня (6 июля) 1796 г. – смерть 18 февраля (2 марта) 1855 г.) – император Всероссийский. Годы правления Николая 1: 1825-1855 гг.

Николай 1 (краткая биография)

Николай был третьим из пятерых сыновей , потому в принципе не мог рассчитывать на престол, чем было определено направление его воспитания и образования. С раннего возраста он увлекся военным делом, в особенности его внешней стороной, и готовился к военной карьере.

1817 год – великий князь Николай Павлович женился на дочери короля Пруссии, которая в православии получила имя Александра Федоровна. У них было семеро детей, старший из которых, в последствии, стал императором Александром II.


По «теории официальной народности», которая была разработана С. С. Уваровым, у России имеется свой путь развития, она не нуждается во влиянии Запада и ее следует изолировать от мирового сообщества. Российскую империю при Николае Павловиче называли «жандармом Европы» за охранение покоя в европейских государствах от революционных выступлений.

Социальная политика

В социальной политике при Николае 1 делался упор на укрепление сословного строя. Чтобы оградить дворянство от «засорения», «Комитет 6 декабря» предложил установить порядок, согласно которого дворянство приобреталось только по праву наследования. А для служилых людей создать новые сословия – «чиновных», «именитых», «почетных» граждан. 1845 год – императором был издан «Указ о майоратах» (неделимости дворянских имений при наследовании).

Крепостное право

Крепостное право во времена царствования Николая Павловича пользовалось поддержкой государства, и монарх подписал манифест, в котором заявил, что изменений в положении крепостных крестьян не будет. Однако император не был сторонником крепостничества и в тайне готовил материалы по крестьянскому вопросу, чтобы облегчить дело своим последователям.

Итоги правления Николая 1

Император Николай 1 скончался 18 февраля 1855 года. Подводя итоги правления Николая I, историки называют его эпоху самой неблагополучной в российской истории, начиная со .

После восстания декабристов государь утратил доверие к высшим слоям дворянства. Основную опору самодержавия теперь он видел в чиновничьей бюрократии. Царь опирался на ту часть дворянства, доходы которой были не достаточными для того, чтобы можно было обходится без государственной службы и жалованья.

Начал формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба стала профессией. Как cчитает известный русский историк А. Коршелов, Николай 1 во внутренней политике руководствовался идеями Н.М. Карамзина, которые были изложены им в записке «О древней и новой истории»: «Самодержавие – важнейший элемент стабильного функционирования государства. Основная цель монархии – служение интересам страны на благо его процветания».

Внутренняя политика Николая 1 была сориентирована на сохранение статус-кво во всех областях жизни, в особенности основ крепостничества, старых политических институтов Она игнорировала насущные проблемы в экономике (промышленность, транспорт, техническое перевооружение армии и флота). Нежелание провести буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая 1, обернувшись поражением Российской империи в Крымской войне.

Годы царствования Николая I: 1825-1855.

Николай получил прозвище "жандарм Европы " за подавление революции в Венгрии (в то время была частью Австрийской империи) в 1849 году.

Основные направления внутренней политики .

1.Подавление восстания декабристов и расправа с его участниками.

Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 года в день присяги Николаю сенаторами и гвардией. В день восстания новому императору пришлось пережить немало неприятных минут, существовала реальная угроза его ареста или убийства. Потрясением для императора явилось то, что в составе организации декабристов были представители аристократических семейств, близких трону. Следственная комиссия по делу декабристов работала около полугода. По делу был осужден 121 человек. Осужденные были разделены на несколько категорий, в зависимости от тяжести вины и наказания. категория означала вечную каторгу, 5 человек вне категорий подлежали смертной казни. Согласно Соборному уложению 1649 года преступления против царя карались смертной казнью через четвертование. Николай "смилостивился" над "государевым преступниками", заменив четвертование повешением. П.Пестеля, К.Рылеева, П.Каховского, С.Муравьева-Апостола и М.Бестужева-Рюмина казнили в ночь на 13 июля 1926 года на кронверке Петропавловской крепости.

Тяжесть вины подсудимых по делу участников организации определялась зачастую не их деятельностью, а поведением во время следствия. Николай часто присутствовал на допросах, иногда открыто, чаще находясь за ширмой. Сохранились многочисленные свидетельства того, что его личные впечатления, отношение к тому или иному подследственному предопределили строгость его содержания в крепости, возможность передачи посылок и свиданий с близкими, а также определение степени его вины. Осужденные на каторгу декабристы были пропущены через процедуру гражданской казни со срыванием эполетов и разламыванием шпаги над головой, а затем были отправлены в Сибирь по этапу. И если бы не самоотверженность жён декабристов, добившихся разрешения последовать за мужьями, наверное, так бы они и сгинули на каторге, поскольку Николай до конца своего царствования не соглашался на амнистию. Претерпевая многие лишения, отказавшись от дворянских привилегий, жены декабристов вызывали уважение местной администрации, а иногда опасения недовольства их влиятельной столичной родни, что заставляло следить за условиями содержания осужденных. Три отважные женщины, первыми последовавшие в Сибирь за мужьями, стали героинями поэмы А.Некрасова "Русские женщины". Это Е.И.Трубецкая (княгиня Трубецкая была дочерью графа Лаваля и приятельницей императрицы), М.Н.Волконская (дочь генерала Н.Н.Раевского, муза А.С.Пушкина), А.Г.Муравьева (привезла в Сибирь послание А.С.Пушкина " Во глубине сибирских руд", умерла от воспаления лёгких в 28 лет).

Независимо от характера убеждений и деятельности, участники движения декабристов показали верность нравственному долгу служения ближнему. Власть же показала жестокость и необъективность: по людям стреляли картечью, были убиты или ранены любопытные зрители, тяжесть наказания определялась субъективно и не всегда соотвестствовала степени вины.

В дальнейшем царь часто обращался к материалам следственного дела, отдельные выписки постоянно лежали в его столе, поскольку во время допросов декабристы подняли самые насущные вопросы жизни страны. Пережитые чувства неуверенности и страха в день восстания заставили Николая ввести жёсткие охранительные меры.

2. Попытки решения крестьянского вопроса.

Указ "об обязанных крестьянах" 1842 год не носил обязательного характера, он позволял помещикам, предоставив своим крестьянам личную свободу, перейти на договорные отношения с ними по поводу земли и её обработки. Фактически указ идентичен манифесту Александра I "о вольных хлебопашцах".

Реформа управления государственными крестьянами (т.н. реформа Киселёва). Подготовкой реформы занималось Пятое Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Для проведения реформы в 1837 году было создано Министерство государственных имуществ под руководством П.Д.Киселева. Реформа предусматривала новую систему управления и улучшение жизни и быта государственных крестьян, а также создание условий для деятельности органов волостного и уездного крестьянского самоуправления. Новая налоговая система учитывала доходность крестьянских хозяйств, специально созданные в губерниях казенные палаты должны были, по мысли Киселева, хорошо разбираться в жизни крестьян и компетентно руководить округами, состоявшими из нескольких уездов проживания государственных крестьян. Предусматривалось введение особого суда для мелких крестьянских правонарушений. Во многих округах открывались лечебные и образовательные учреждения. Новые органы управления пытались внедрить новые передовые приёмы хозяйствования, что не всегда встречало понимание крестьян. Особое недовольство крестьян вызвали обязательные посадки картофеля. Так называемая общественная запашка, то есть обязательные посевы картофеля на случай голода, была воспринята крестьянами как государственная барщина, что вызвало серьёзное сопротивление, вплоть до "картофельных бунтов", подавленных силой.

В целом, реформа привела к улучшению жизни и быта государственных крестьян. Их недовольство было вызвано принудительными административными мерами, то есть субъективными факторами.

Что же касается реакции помещиков, которые, согласно намерениям графа Киселева, должны были проникнуться желанием перемен в положении крепостных крестьян, то этого не произошло. Наоборот, они стали выражать опасения.

Инвентарная реформа. 1847-1848. Реформа касалась взаимоотношений дворян и крепостных крестьян в Западной Украине. Были составлены инвентарные книги, куда входили записи положенной феодальной ренты крестьян: размера оброка и барщины. Фиксация ренты означала, что помещики не имели права её увеличивать. Реформа была выполнена с согласия помещиков и могла, как при Александре I в Прибалтике, стать первым шагом по облегчению и отмене крепостного права в регионе.

3. Финансовая реформа.

Проведена в 1839-1842 годы под руководством министра финансов Е.Ф.Канкрина. Реформа была

вызвана, в частности, последствиями экономической войны Наполеона, Великая армия которого, помимо всего прочего, наводнила Россию фальшивыми ассигнациями. Все ассигнации подлежали обмену на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на серебро. Согласно указу, серебряный рубль стал главным средством платежа, был установлен его твёрдый курс по отношению к ассигнациям.

Реформа укрепила финансовую систему страны и способствовала её экономической стабилизации.

4. Создание нового свода законов или кодификация.

Кодификация или тематическое упорядочение существующих российских законов было выполнено под руководством М.М.Сперанского по поручению Николая I. Для проведения этой непростой реформы было создано Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которую и возглавил Сперанский. Реформа состояла из двух основных этапов. Сначала было опубликовано в 1830 полное (45-томное) собрание законов Российской империи, созданных с Соборного уложения 1649 до 1826 года. Затем был подготовлен и опубликован Свод законов - тематически упорядоченное, приведенное в соответствие с современными нормами российского права и русского языка собрание действующих законов Российской империи. По объёму и содержанию это грандиозная работа, только организационный талант и работоспособность М.М.Сперанского, его блестящее умение формулировать позволили провести эту работу. В подготовке кодификации Сперанский проанализировал систему французского, немецкого и английского законодательства в поисках оптимального варианта и остановился на франко-немецкой правовой системе. 15-томный Свод законов был опубликован в 1833 году.

5. Мероприятия последовательного консерватизма, охранительные меры по защите существующего строя.

Создание Третьего Его Императорского Величества канцелярии в 1826 году.Третье отделение под руководством графа Бенкендорфа выполняло функции политической полиции. Постоянный надзор, перлюстрация писем, доносы - применявшиеся средства деятельности. Отделению подчинялся Отдельный корпус жандармов по командованием графа Дубельта.

Жёсткий цензурный устав. Новые цензурные правила 1826 и 1828 годов вводили строгую предварительную цензуру на любое печатное издание.

Идеология. "Теория официальной народности" - система взглядов, внедрявшаяся в общественное сознание. Ядро её составляла формула министра просвещения графа С.С.Уварова: "православие, самодержавие, народность". Православие - лучшая религия, самодержавие - лучший строй для России. Народность означает особые отношения между царем и народом - отношения строгого, но любящего отца и послушных его воле детей. Идеология внедрялась с помощью системы образования, литературы и искусства. Её апологеты (преданные сторонники) - поэт Кукольник, литераторы Булгарин и Греч, автор исторических романов Загоскин.

Результаты внутренней политики Николая I.

1.Безусловно, реформа управления государственными крестьянами, финансовая реформа и систематизация российского законодательства - самые значительные и успешные, имевшие позитивные результаты, мероприятия внутренней политики Николая 1. Стабилизация финансовой системы, улучшение положения значительной части крестьян, модернизация правовой системы - результаты правильного выбора направлений деятельности и талантливых исполнителей.

2.Охранительные направление привело, скорее, к негативным результатам. Обстановка доносительства, слежки, контроля негативно сказалась на жизни и деятельности самых выдающихся людей времени, в том числе великих русских поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

Жёсткие полицейские меры не привели к отказу от общественного движения, показателем чего являются студенческие кружки, общество петрашевцев. Жестокие наказания, не соответствующие степени вины, применявшиеся властью, вызывали отторжение от существующей общественно-политической системы значительной части образованного населения.

3. Бюрократизация государственного аппарата, рост числа чиновников - ещё одно негативное следствие внутренней политики Николая. В целях централизации власти, личного контроля он создавал новые государственные структуры, отделения Собственной императорского величества канцелярии, дублировавшие работу других органов управления. Сама канцелярия под контролем талантливых руководителей работала эффективно. Например, Второе отделение под руководством Сперанского в составе всего 4 чиновников и 2 помощников всего лишь за 8 месяцев составило хронологический реестр тысяч законов, хранящихся в различных архивах. А вот многочисленные отделения различных департаментов с коррумпированными чиновниками - тема многих литературных произведений. В целом количество чиновников в России при Николае I выросло до 60 тысяч человек. Все они, по распоряжению царя, были одеты в особую (каждое подразделение) форму, но это не способствовало эффективности их деятельности.

Главным минусом внутренней политики Николая (как и Александра I) является отказ от отмены крепостного права, которое тормозило развитие страны во всех отношениях, приводя к низко эффективному труду, негативно сказываясь на её обороноспособности, что показала Крымская война. Но для отмены крепостного права одной воли царя было недостаточно, а большинство русских дворян по-прежнему к этому не было готово.

Внутренняя политика Николя 1 началась с жесткого курса. Виной тому восстание декабристов в день присяги. Каковы были действия нового правителя? Что дали его реформы стране? Сейчас узнаем.

Главной задачей нового императора было усиление личной власти и подавление всякого инакомыслия. Именно поэтому он начинает активную борьбу с революционными настроениями, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. В это время Россию будут называть жандармом Европы. Основные направления внутренней политики Николая 1 следующие:

Устранение этих проблем можно разделить на две группы: первая - это решение первых трех задач, вторая - последних трех.

Внутренняя политика Николая 1: усиление личной власти

Первая группа задач стала основной для императора, что и определило жесткий характер действий. Для того чтобы усилить свое значение как правителя, Николай 1 поручает Уварову создать своего рода официальную теорию, которой будут все подчиняться. Ее лозунгом стали известные три слова: православие, народность и самодержавие. Эти три кита должны были сплотить русский народ. Также Николай принимает серьезные меры в связи с распространением революционных изданий среди дворянского населения - так называемый Чугунный цензурный устав. Такой ход власти заставляет тайные общества еще больше настроиться против правительства государства. Еще одним решительным действием считается создание Третьего отдела канцелярии, которая называлась Тайной политической полицией. Политический сыск в стране набирал обороты, но в большинстве своих случаев он не был эффективен.

Внутренняя политика Николая 1: реформы в экономике и социальной сфере

Политика императора была удачна в других сферах жизни общества. Например, денежная реформа Канкрина привела страну к финансовой стабильности, а введение серебряного рубля - к устойчивости валюты. Не забывал Николай и о крестьянах: реформа Киселева была начата для того, чтобы поднять уровень жизни этого слоя населения. В ее рамках было создано самоуправление, увеличилось число наделов и школ для крестьян. Завершил реформу новый Указ об обязанных крестьянах. В социальной же сфере учредилось новое сословие - потомственные и почтенные граждане, также было возобновлено единонаследие. Стоит отметить и еще некоторые реформы, например, Университетский указ, который ограничивал автономию высших учебных заведений.

Заключение

Внешняя и внутренняя политика Николая 1 показали, что для царя важны стабильность и устойчивость общества внутри страны, что ему небезразлично благополучие граждан, но недопустимо инакомыслие. Как он будет с этим бороться, Николай показал в самом начале своего правления с помощью расправы над декабристами. Это и определило его курс, который можно описать в двух словах: жесткость и рациональность.

Восстание декабристов оказало большое влияние на
правительственную политику. Активная и целеустремленная
борьба с любыми проявлениями общественного недовольства
стала важнейшей составной частью внутриполитического курса
нового монарха - Николая I
(1796-1855).

Необходимым условием упрочения существующего строя
император считал усиление личного контроля монарха за
работой государственного аппарата
. Николаевское
царствование - время предельной централизации управления
империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в
движение сложную государственную машину, находились в
руках монарха.

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание
император уделял укреплению репрессивного аппарата .
Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система
политического сыска нуждалась, как показало восстание
декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать
"безопасность престола и спокойствие в государстве" стало
III отделение Собственной его императорского величества
канцелярии. Исполнительным органом III
отделения был
Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась
на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими
генералами. В каждой губернии вопросами охраны
государственной безопасности ведал специально назначенный
штаб-офицер (старший офицер) жандармерии.

Предметом особых забот Николая I были печать и
образование
. Именно здесь, по его мнению, укоренилась
"революционная зараза". В 1826 г. был издан новый
цензурный устав, получивший у современников название
"чугунного устава". Действительно своими жесткими нормами
он наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов.
Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности
своего "чугунного" предшественника. Тем не менее мелочный
и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Столь же педантичному контролю подвергались и учебные
заведения
. Николай I стремился сделать школу сословной, а
преподавание, в целях пресечения малейшего свободомыслия,
вести в строгом православно-монархическом духе.
Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать
крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.
В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший
средние и низшие звенья народного образования. Между
существовавшими типами школ (одноклассное приходское
училище, трехклассное уездное училище, семиклассная
гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась,
поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из
соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась
для детей дворян. Средняя и низшая школа, а также частные
учебные заведения находились под жестким надзором
Министерства народного просвещения. Пристальное внимание
правящие круги уделяли университетам, которые и высшая
бюрократия, и сам царь не без оснований считали
рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835 г.
лишил университеты значительной части их прав и внутренней
самостоятельности. Целям идеологической борьбы со
свободомыслием служила сформулированная в 1833 г.
министром народного просвещения С.С.Уваровым теория
официальной народности, базировавшейся на трех принципах:
православие, самодержавие и народность. В духе этой
теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков
русской национальной традиции, строилось преподавание в
учебных заведениях. Теория официальной народности активно
пропагандировалась в прессе и литературе.


Следует отметить, что, взяв на вооружение теорию
официальной народности
, Николай I решительно боролся с
любыми отклонениями от православия. Весьма крутые меры
принимались против старообрядцев, у которых отбирались
молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети
"раскольников" насильственно зачислялись в школы
кантонистов. Такая "защита" интересов официального
православия не шла, однако, последнему на пользу.
Православная церковь при Николае I окончательно
превратилась в составную часть бюрократической машины.
Синод все больше становился "ведомством православного
исповедания", управлявшимся светским должностным лицом -
обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета
церкви.

6 декабря 1826 г. Николай I образовал
специальный секретный комитет, призванный рассмотреть
ситуацию в государстве и разработать программу необходимых
реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение
трех лет. Им была намечена довольно обширная программа
преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое
ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку
центральной и местной администрации в духе принципа
разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги
выступили против этих планов. Восстание в Польше,
"холерные бунты" 1830-1831 гг. окончательно похоронили
большинство начинаний этого Комитета. Для обеспечения
законности известное значение должна была иметь
кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом
этой обширной работы по систематизации законов,
появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало
издание "Полного собрания законов Российской империи" и
"Свода законов Российской империи". Впрочем, значение,
которое имели все эти упорядочившие законодательство меры,
было небольшим, поскольку чиновничество действовало,
абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами.

В последующие годы своего царствования Николай I
неоднократно возвращался к мысли о необходимости
урегулирования вопроса о крепостном праве
. Различные
варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8
секретных комитетах, которые буквально один за другим
создавались императором. Позиция самого Николая I в
крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет
сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у
нас есть зло... - заявил царь однажды, - но прикасаться к
нему теперь было бы делом еще более гибельным". В этих
условиях практические результаты работы упомянутых
комитетов оказались ничтожными. Ни на какие меры,
сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных,
Николай I не пошел. Неутешительные результаты дала и
проводившаяся в жизнь с середины 30-х годов XIX в. реформа
управления государственными крестьянами. Призванная
улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее
просвещенных и способных сановников николаевского
царствования П.Д.Киселевым, эта реформа обернулась для
казенной деревни усилением административной опеки со
стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола
начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе
и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными
интересами. В конечном счете поэтому на реформу
П.Д.Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных
волнений.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления
позиций первого сословия империи - дворянства
как
важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического
оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения
крепостнической системы. В этой связи самодержавие
стремилось упрочить положение высших и средних слоев
помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а
потому казавшихся и политически ненадежными представителей
дворянства. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию
в выборах на дворянские общественные должности только тех
помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100
душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для
того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду
выходцев из "податных состояний", в 1845 г. был издан
закон, в соответствии с которым на военной службе
потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении
старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не
VIII класса, как это практиковалось раньше. Своеобразную
преграду возраставшим домогательствам на дворянское звание
соорудил Манифест 10 апреля 1832 г. Им были созданы
институты "потомственных почетных граждан" (к ним
относились крупные предприниматели, ученые, дети личных
дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники,
выпускники высших учебных заведений). Все они получали
некоторую часть дворянских привилегий - свободу от
телесных наказаний и др. Это, по мысли правящих кругов,
должно было уменьшить желание "неблагородных" элементов
добиваться получения дворянства. Для укрепления
материальной базы первого сословия в 1845 г. Николай I
создал институт заповедных наследственных имений
(майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя
собственность дворянского рода, переходили по наследству к
старшему сыну.

В своей экономической политике Николай I в известной
степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии,
потребности промышленного развития страны. Эта линия нашла
свое отражение в покровительственных таможенных тарифах,
организации промышленных выставок, железнодорожном
строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила
устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии
отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих
на предприятиях вынудили самодержавие в 30 - 4О-е годы XIX
в, издать законы, регулировавшие трудовые отношения в
промышленности и несколько ограничивавшие произвол
работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко
усилились в последние годы царствования Николая I.
Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги
Российской империи. Начались гонения на печать и школу.
Для усиления действующей цензуры были образованы
специальные комитеты (под руководством А.С.Меншикова - для
наблюдения за журналами и Д.П.Бутурлина - для надзора за
"духом и направлением всех произведений...
книгопечатания"). На литераторов, чьи произведения
вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из
лидеров славянофильства Ю.Ф.Самарин был заключен в
Петропавловскую крепость за сочинение, направленное против
прибалтийских немцев, которое прочитало всего 13 близких
знакомых автора. За свои произведения поплатились ссылками
М.Е.Салтыков-Щедрин и И.С.Тургенев. В высших учебных
заведениях свертывалось преподавание философии,
ограничивался прием в университеты, которые Николай I
вообще был непрочь закрыть. Резко усилился надзор над
профессорами и студентами. Борьба с "революционной
заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общество
произвел разгром кружка петрашевцев.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела
Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при
сохранении существующих порядков Россия не может
состязаться на равных с передовыми государствами Западной
Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость
обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны
требованиям времени. Николаевская система обанкротилась.
Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в
состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям
эпохи функционирование государственной машины. Обладавший
неограниченной властью монарх не мог справиться с
коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества
бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху,
несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого
эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г.
курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все
возможное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело,
всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной
оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная
польза. Сверху блеск, внизу гниль". В 1855 г. в обстановке
военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность
проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о
проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть
отставание России от ведущих держав.