Совершенствование методики преподавания первой медицинской помощи на уроках обж в среднем школьном возрасте. Методика проведения нетрадиционных уроков по нвп и обж Преподавание нвп на уроках обж


Пути Совершенствования НВП.

Повышение эффективности НВП в первую очередь зависит от совершенствования его содержания, от улучшения военно-патриотического воспитания и психологической подготовки призывной молодёжи к военной службы. В армию должны поступать не только знающие и умеющие, но одновременно обладающие определённым минимумом морально-психологических качеств. Дальнейшее совершенствование необходимо в связи с непрерывным изменением оружия и боевой техники, способов выполнения боевых задач с тенденцией к разделению воинского труда и дифференциацией по профессиональному признаку. Важным фактором совершенствования обучения является внедрение новых дидактических средств приёмов и методов. Качества подготовки специалистов возрастает, когда наряду с фронтальным обучением ведётся подготовка по индивидуальным планам на основе заданий, которые определяются в зависимости от уровня развития и познавательных возможностей учеников. Эффективность повышается при применении методов взаимного обучения. В интересах интенсификации НВП и повышения её качества важно творчески использовать внеурочные формы, экскурсии, соревнования. Посещение воинских частей с организацией показанных занятий в воинской части. В педагогическом мастерстве можно выделить три структурных элемента: мастерство методиста и мастерство воспитателя, педагогическая техника.

Навыки и умения организовать учебные занятия.

Умение поддержать контакт с аудиторией.

Умение проводить разбор занятий.

Сочетание фронтального обучения с индивидуальным подходом к каждому обучаемому.

Важное средство развития у юношей интереса к занятиям и активизации их мышления-Новизна. Особенно активный интерес у молодёжи появляется к боевой технике, оружию, их непосредственному применению. Поэтому сокращение обеспечения учебных заведений учебным оружием и вооружением снижает уровень познаваемости и заинтересованности в изучении предмета НВП.

Подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников.

По нашему мнению, в понятие »патриотическое воспитание младших школьников» правомерно включать воспитание нижеследующих чувств, убеждений и нравственных качеств учащихся: любовь к земле отцов и природе родного края, к своему народу и своей Родине: любовь к родному языку, благородное чувство национальной гордости; любовь к культуре своего народа: литературе, искусству, памятникам культуры, героическому прошлому Отчизны: делу своего государства, самопожертвованию в борьбе за честь и независимость Родины; добросовестный труд на пользу общества; выполнение своих обязанностей и высоконравственное патриотическое поведение в школе, дома, на улице и в общественных местах; чувство дружбы и уважения к сверстникам и старшему поколению.

Великое чувство любви к своей Родине проявляет себя, когда Отечество становится свободным, когда люди берут в свои руки его настоящее и будущее. Чувство патриотизма выражает стремление человека сделать Отчизну сильной, процветающей, могучей, оно предопределяет готовность решительно выступать на защиту Родины от всякого рода посягательств.

Вместе с тем патриотизм -это и глубокая сыновняя привязанность к родным местам, где человек появился на свет и где находятся могилы его предков. Патриотизм является не только нравственным чувством, но и глубоко осознанным пониманием идеи любви к Родине. Эта идея является одним из важнейших принципов казахстанского патриотизма.

Казахстанский патриотизм - это глубоко осознанная любовь к Родине, к своему народу понимание неразрывности своих интересов с ними, чувство гордости за свою страну, её достижения и постоянная готовность отдать все свои силы, а если понадобится и жизнь для его блага и её процветания. В каждом человеке должно жить чувство Родины. С этим словом ассоциируют не только бескрайние просторы родного края, родительский дом, родные песни и родные обычаи, но и имена великих её сыновей, как Шокана Валиханова. Кенесары Касымова, Абая, Сакена Сейфулина, многих других замечательных сынов Отечества. На протяжении многих веков наши предки, находясь, в суровых условиях отстаивали свои территории. В настоящее время молодому поколению для защиты единства и независимости нашего государства необходимо прививать дух героизма, основанный нашими предками. Дошедшие через века до нас песни и легенды о батырах, играют важную роль в формировании у нашего поколения любви к своему народу, земле. Содержание этих произведений народа пронизаны любовью к своему народу, к земле, традициям. Любовь и преданность Родине не носит созерцательного характера, а является могучем движущей силой построения нового общества и его защиты.

Какова ты, солдатская жизнь?

Этот вопрос волнует многих парней, которым в ближайшем будущем предстоит выполнять свой воинский долг в рядах Вооруженных Сил. Но не все они и не всегда находят правильный и верный ответ.

Ведь зачастую информацию об армии призывники и допризывники получают из некомпетентных источников и, как правило, негативного характера, что уже само по себе влияет на настрой будущих солдат. Этот факт говорит о том, что ребята на уроках НВП. с ответственностью и серьёзностью готовят себя к военной службе. Это требует от солдат безошибочных действий в любой экстремальной ситуации, умения правильно согласно Уставу гарнизонной и караульной службы применять в случае необходимости оружие, владеть штыком и прикладом, быть сильным и выносливым. Готовить сознательных умелых и мужественных защитников своей Отчизны.

Преподаватель-Организатор НВП: В.И. Поташин

Заполнить заявку у нас на сайте

Для оформления заявки на изготовление документа Вам необходимо будет заполнить форму заказа у нас на сайте или скачать анкету (находится в шапке сайта), заполнить ее и заполненную отправить нам на электронную почту: [email protected] Просим очень внимательно отнестись к заполнению формы заказа. Если появляются какие-то вопросы при оформлении, просим эти строчки в форме не заполнять. Наши менеджеры Вам перезвонят и в телефонном режиме помогут это сделать.

Связь с менеджером для уточнения всех деталей

Получив от Вас заявку на изготовление документа, наш менеджер связывается С Вами, проверяет правильность заполнения всех указанных данных в анкете и уточняет все детали по Вашему заказу. Он так же даёт полную квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам при оформлении заказа.

Изготовление "макета" документа для утверждения

В течение нескольких дней (обычно около 1-2 дня, в зависимости от выбранного Вами качества бланка), нами изготавливается так называемый «макет» Вашего диплома, аттестата или любого другого документа. Это будет полностью заполненный документ в электронном виде, со всеми Вашими данными, оценками по предметам, темой дипломной или выпускной работы в тд. На этом этапе Вы должны проверить все заполненные данные и утвердить «макет» для изготовления оригинала документа. Если захотите внести какие-либо коррективы (улучшить или ухудшить оценки по предметам, изменить название дипломной или выпускной работы н т д.). Вы это проговариваете по телефону ведущему Вас менеджеру или в письменном виде пишите на электронную почту все свои пожелания или изменения.

Полная готовность документа

После утверждения «макета», полная готовность документа обычно занимает 2-4 дня для настоящих бланков фабрики Гознак и 1-2 дня для бланков на Типографской копии. Когда Ваш документ будет полностью готов, мы его снимем на фото, видео, можем под ультрафиолетовой лампой (актуально для настоящих бланков фабрики Гознак), чтобы Вы наглядно смогли увидеть полную готовность и подлинность Вашего документа дистанционно. Далее, начинаем договариваться о подходящем для Вас способе доставки.

Доставка документа

В ряде больших городов России, у нас есть представители нашей компании, которые сами подвезут готовый документ в удобное для Вас место и Вы в спокойной обстановке сможете его еще раз проверить и убедиться в его качестве. После этого сделать оплату. Этот вариант хорош ещё и тем, что курьер нашей компании, для встречи с клиентом, может взять с собой лампу с ультрафиолетовым излучением, чтобы Вы еще раз смогли полностью убедиться в оригинальности и качестве своего документа (при заказе настоящего бланка ГОЭНАК). Хорошую типографию за настоящий Гознак никогда не выдавали. В города и населенные пункты, в которых нет наших представительств, документ отправляем с помощью курьерских служб наложенным платежом (DHL, Пони Экспресс, EMS). Оплата происходит при получении документа на руки.

Коучинг-сессия

ТЕМА: Пути внедрения Основ Безопасности Жизнедеятельности человека в

уроки военной подготовки учащихся в 10 классе

«Преданность Родине, интересам общего дела - главная задача

программы военного воспитания». М.И. Драгомиров (генерал)

«Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает

смелость и легкость. (Дидро, Дени)

Коучинг провели: Магзумова Г.М., Кулага О.С.

Время проведения:

Название занятия

Пути внедрения Основ Безопасности Жизнедеятельности человека на уроках НВП в 10 классе.

Общие цели

Получить правильное понимание необходимости соблюдения техники безопасности на уроках НВП. Освоить новые методические подходы и практические приемы по внедрею вопросов ОБЖ в уроки НВП. Обсудить актуальные практические проблемы, возникающие при раскрытии вопросов ОБЖ на уроках НВП.

Результат обучения

В конце коучинг-сессии учителя могут:

В соответствии с календарно-тематическим планированием распреде

лить вопросы ОБЖ в разделы плана;

Приобретут навыки применения методов и приемов изучения вопросов ОБЖ на уроках НВП;

Умеют составить краткосрочный план с вопросами ОБЖ (в соответствии с темой урока НВП)

Ключевые идеи

1. Внедрить в календарно-тематический план вопросов ОБЖ, в соответствии с темами урока;

2. Рассмотреть стратегии, методы и приемы, которые на практике помогут учителю внедрить в урок НВП вопросы

3. На практике составить краткосрочный план урока, раскрывающий вопросы ОБЖ на уроке НВП.

Источники

«Руководство учителя» (для 1-го (продвинутого) уровня)

А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова «Инновационные методы обучения. или Как интересно преподавать» 2013 г.

« Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения» - Алматы, 2013 год А.Мынбаева, З.Садвакасова

Интернет ресурсы- видеоролик « Трагедия в Алматы»

Материалы и оборудование

раздаточный материал, видеоролик «Трагедия в Алматы»

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время –60 минут

Действия преподавателя и действия участников

Приветствие

5 мин

    Психологическая минутка

    Деления на группы (группы по месту расположения школ в районе)

Цели и задачи коучинга

5 мин

1.Просмотр видеоролика « Трагедия в Алматы»

(выход на тему коучинг-сессиии – значение знаний

и соблюдение техники безопасности на уроках НВП)

Работа над темой коучинга

20 мин

1. Задание №1 (стратегия «Найди соответствие»). Необходимо группе учителей в КТП по НВП в 10 классе внести вопросы ОБЖ в соответствии с тематикой занятий.

(раздаточный материал- КТП по НВП 10 класс, темы ОБЖ, на каждую группу по 5 тем)

1 урок . Правила поведения в условияхвынужденнойавтономии в природе. Ориентирование.

1 сабақ. Табиғат бағдарлауда мәжбур автономия жағдайында мінез-құлық ережелері. Бағдарлау.

2 урок. Правилаповедения в ситуацияхкриминогенногохарактера.

2 сабақ. Криминогендік жағдайда мінез-құлық ережелері.

3 урок. Уголовнаяответственностьнесовершеннолетних.

3 сабақ.. Кәмелетке толмағандардың қылмыстық жауапкершілігі.

Урок 5. Единаягосударственная система предупреждения и ликвидациичрезвычайныхситуаций(РСЧС). Структура и задачи.

5 сабақ. Төтенше жағдайлардың алдын алу және оларды жою бірыңғай мемлекеттік жүйесі. Құрылымы мен міндеттері.

9 урок. Организация инженернойзащитынаселения от поражающихфакторов ЧС мирного и военноговремени.

9 сабақ. Жергілікті тұрғындарды зиянды факторлардан және соғыс уақытында инженерлік қорғау жүйесін ұйымдастыру.

Урок 10. Средстваиндивидуальнойзащиты.

10 сабақ. Жеке қорғау құралдары.

Урок 11. Организация и проведениеаварийно-спасательныхработ в зоне ЧС

11 сабақ. Апат аймағында құтқару жұмыстарын ұйымдастыру және өткізу.

12 урок. Организация гражданскойобороны в общеобразовательныхучреждениях.

12 сабақ. Білім беру ұйымдарында азаматтық қорғанысты ұйымдастыру.

Урок 13. Сохранение и укреплениездоровья – важнаязаботакаждогочеловека и всегочеловечества.

13 сабақ. Денсаулықты сақтау мен нығайту – әр адам мен адамзаттың міндеті.

Урок 14-15 . Инфекционныезаболевания, их классификация. Передачаинфекции и профилактика инфекционныхзаболеваний.

14-15 сабақ. Жуқпалы аурулар олардың жіктелуі. Жұқпалы аурулардың жұқтыру мен алдын алу жолдары.

Урок 16. Здоровыйобразжизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

16 сабақ. Салауатты өмір салты. Түсініктер мен анықтамалар.

Урок 17. Биологическиеритмы. Общиепонятия.Влияниебиоритмовнаработоспособностьчеловека.

17 сабақ. Биологиялық ырғақтар. Жалпы ұғымдар. Адам қызметіне биоритмнің әсері.

Урок 18. Значениедвигательнойответственности и физическойкультурыдляздоровьячеловека.

18 сабақ. Адамның денсаулығына дене белсенділігі мен дене шынықтырудың мәні.

Урок 19-20. Вредныепривычки, ихвлияниеназдоровье. Профилактика вредныхпривычек.

19-20 сабақ. Зиянды әдеттердің адам денсаулығына тигізетін әсері. Зиянды әдеттердің алдын-алу жолдары.

Урок 21. Алкоголизм и курение, их профилактика.

21 сабақ. Маскүнемдік және шылым шегу, олардың алдын алу.

Урок 22. Наркомания – прямаяугрозажизни и здоровьючеловека.

22 сабақ. Нашақорлық - адамның өміріне мен денсаулығына тікелей қауіп.

2. Защита работы

3. Просмотр презентации, из опыта работы учителя НВП Жумашова А.Т.

Практическая часть

25 мин

1. Разработать план урока с внедрением вопросов ОБЖ в урок по НВП 10 класс

(цели, задачи урока, стратегии и методы на данном этапе урока)

2. Защита краткосрочного плана

Рефлексия

5 минут

1. «Раздаем звезды» (салют + от каждого учителя звезда с отзывом о значимости данной коучинг- сессии)

60 минут

Патриотическое воспитание школьников всеми имеющимися средствами одна из основных задач учителя. Физическая и эстетическое развитие, подготовка к защите Отечества - главное на уроках и во внеурочной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре преподавателей ОБЖ по теме: « Основы военной подготовки на уроках ОБЖ в школе»

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В. Суворов.

Проблема патриотического воспитания молодежи и привитие основ военной подготовки актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части молодежи отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из юношей воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах молодых людей свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства. Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности . Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.

Важнейшими аспектами является психологическая подготовка и получение определенных навыков военной службы : подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности.

Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.

Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ в школе вижу прежде всего в подготовке физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Выделим четыре основных направления в нашей работе:

  • патриотическое воспитание;
  • военная подготовка;
  • физическое развитие;
  • эстетическое развитие.

Названные направления не могут не вызывать живого интереса учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане.

Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.

Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, летняя военно-полевая практика. На занятиях по" Основам военной службы и ОБЖ" учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.

К нашему большому сожалению, в последние годы не проводились пятидневные учебные сборы, которые на мой взгляд, являются одной из самых действенных форм ознакомления учащихся с основами военной службы. Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения пятидневных учебных сборов в конце десятого года обучения. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований.

Развитие коммуникативных умений , воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театра и музеев города Вольска.

В силу своей специфичности военная служба относится к категории наиболее опасных профессий. Она требует от человека социально-психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации, характеризуемых риском для жизни и здоровья, дефицитом времени на принятие решения, большими физическими и психологическими нагрузками.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести следующие: снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников, слабая система подготовки к службе в армии, недостаточные объёмы спортивной подготовки, отсутствие единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, недостаточное развитие военно - прикладных и технических видов спорта.

Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил .

1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины: - Вахта памяти в День Победы; - установка на стене школы мемориальных досок воинам, погибших в Афганистане.

2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Тесное сотрудничество у нас налажено с активно действующей в Вольске общественной организацией «Боевое братство».

3. Празднование памятных дат, участие в различных городских мероприятиях, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

4. Проведение конкурсов строевого смотра, военно-патриотической песни, турниры по стрелковому спорту, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

Военно-спортивные игры .

Движение «Пожарно-прикладной спорт» существует во имя благородной цели. Дети заняты полезным делом, приобщают к нему других школьников, учатся оказывать помощь себе и ближнему, попавшему в беду, знакомятся с работой спасателей, не будь которых, не откуда было бы ждать выручки в ЧС.

На следующий год мы планируем возродить военно-спортивную игру «Зарница». Военно-спортивная игра «Зарница »: - это сильные, смелые, ловкие, умелые. Такие мероприятия помогают формированию у ребят: - моральных и физических качеств; - это приобщение к военной службе; - приобретается умение сохранить жизнь, здоровье (своё собственное и других людей); - пропаганда безопасного образа жизни и личности безопасного типа; - нахождение оптимальных решений по преодолению ЧС; - системное общение со взрослыми на равных компенсирует дефицит общения между поколениями; - вера в себя, в друга, вера в самую большую, самую сильную, самую любимую, самую родную команду, которая называется – Россия.

Связь школьного и военного коллективов.

Экскурсии в музеи ВВУТ и Воздухоплавательного центра. Общение с военнослужащими, проходящими службу по контракту и курсантами, выпускниками 16 школы (вчерашними школьниками), которых ребята знают со школьной скамьи дает хороший результат. Зачастую идет переосмысление своего поведения в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Характеристика среднего школьного (подросткового) возраста (11-15 лет)

1.3 Обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ в современных условиях

2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА УРОКАХ ОБЖ

2.1 Обучение оказанию ПМП при травме

2.2 Модульное обучение при обучении навыкам первой медицинской помощи на среднем этапе

2.3 Урок первой медицинской помощи в 6 классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях своего развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

Не проходит и дня, чтобы газеты, радио и телевидение не принесли тревожные сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, социальном конфликте или криминальном происшествии, повлекшими за собой гибель людей и громадный материальный ущерб. Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Страна несет огромный моральный и экономический ущерб соизмеримый с национальным доходом.

Сейчас, когда в любую минуту может остро встать вопрос: «Жить или не жить?», главная задача учителей ОБЖ видится в том, чтобы дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество. Школа призвана стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Объектом исследования процесс формирования знаний и умений первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ.

Предмет исследования – формы и методы, используемые для формирования теоретических знаний и практических умений оказания первой медицинской помощи в среднем школьном возрасте на уроках ОБЖ.

Цель работы – рассмотреть современные педагогические технологии методики преподавания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ учащимся среднего школьного возраста.

Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по ОБЖ.

2. Проанализировать и систематизировать методы и формы, направленные на формирование у учащихся среднего школьного возраста теоретических знаний и практических умений оказания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Необходимость обучения первой медицинской помощи в современных условиях

Плохая дорожная сеть, использование обветшалой производственной базы, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения неизбежно ведут к значительному росту несчастных случаев в быту, на транспорте и на производстве. Министр по делам ГО и ЧС России С.К. Шойгу не раз подчеркивал, что страна буквально «вкатывается» в полосу аварий и катастроф. Ежегодно статистика показывает рост смертности в стране от травм и происшествий всех видов, прежде всего социального характера.

Поэтому первую медицинскую помощь должен уметь оказать каждый человек, тем более выпускник среднего образовательного учреждения. Основная задача оказания первой помощи при несчастном случае - сохранить жизнь пострадавшего до прибытия спасательных служб, использовать любой шанс для его спасения. Эта аксиома неоспорима, но на практике мы видим явную беспомощность большинства граждан - очевидцев происшествий.

Для снижения числа смертельных исходов и тяжести увечий в нашей стране необходимо более активно вести работу по нескольким направлениям:

♦ начать повсеместное устранение причин и условий травматизма и смертности (узкие дороги, устаревшее оборудование, недостаток культуры безопасного поведения, труда и отдыха). На это потребуются многие-многие годы;

♦ обучить всех граждан, особенно персонал опасных видов производства и транспорта, навыкам (а не только знаниям) оказания первой помощи в экстремальных ситуациях;

♦ оснастить все здравпункты предприятий и учреждений, средства транспорта, места отдыха и т.д. аптечками и медицинским оборудованием, соответствующим современным требованиям оказания первой помощи на месте происшествия.

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам первой медицинской помощи, а не практических занятий.

Даже изучение анатомии, физиологии, посещение отделений реанимации не могут дать человеку без медицинского образования навыков и психологической подготовки профессионального медика. Знать теорию и методику оказания первой помощи - еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.

Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более близкого человека, - колоссальный стресс для каждого. Любой человек, а тем более ребенок или подросток в этой ситуации испытывает некоторую растерянность и чувство страха, которые мешают оказанию помощи. Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро начать оказание помощи. Вот наиболее распространенные из них:

«Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».

«Боюсь заразиться гриппом (туберкулезом, гепатитом)».

«Почему именно я должен подойти первым, что я - самый умный? Потом мои действия будут обсуждаться, именно я должен буду принимать решения и понесу всю тяжесть ответственности».

«Если я не смогу спасти пострадавшего, то мне придется оправдываться, что я его не убил».

Чтобы потенциальному спасателю (а им должен стать каждый) не мешали эти естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание - уверенность в важности и правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на непременное оказание помощи в условиях традиционного школьного обучения (информирования о знаниях) уделяется недостаточно внимания .

Таким образом, обучение первой медицинской помощи на уроках ОБЖ играет огромную роль. В современных условиях повышенной опасности необходимо учить подростков оказывать первую медицинскую помощь.


... : а) первый уровень (1–4 классы) – безопасность школьника; б) второй уровень (5–9 классы) – безопасность личности; в) третий уровень (10–11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Преподавание основ безопасности жизнедея­тельности на каждой ступени общеобразователь­ной школы имеет свои особенности. В начальной школе особенностью является то, что у младших...

Преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, следовательно, и специфику работы с ними. Глава 2. Теоретические аспекты игровой деятельности как средства развития творческих способностей школьника 2.1 Развитие творческих способностей школьника Творчество понимается как механизм продуктивного развития. Для творчества решающее значение имеют не...

И проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся . Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования . Педагогическая технология...

Что приносит доход. Сухая статистика констатирует катастрофическое падение ориентации молодых на военную службу. Так, например, в ходе проведения опроса на одном из уроков по разделу «Основы военной службы» курса ОБЖ учащиеся 11 «А» класса школы № 46 показали негативное отношение к необходимости выполнения конституционного долга по защите своего Отечества в рядах Вооруженных Сил РФ. Для выяснения...