Требуется фельдшер в воинскую часть. Врачебный подвиг в великую отечественную войну. Валерия Осиповна Гнаровская

© Б.Г. Андрюков, 2010 УДК 61. 355

Б.Г. Андрюков

подготовка военных фельдшеров во владивостокском морском госпитале В XIX В.

Военно-морской клинический госпиталь Тихоокеанского флота, г. Владивосток

Автор, используя исторические документы, связал историю обучения фельдшеров для русской армии и флота с созданием и деятельностью военно-фельдшерской школы при Владивостокском морском госпитале. Изложенные факты и документальные свидетельства приводятся впервые.

Ключевые слова: военно-фельдшерская школа, Владивостокский морской госпиталь.

На протяжении всего XIX в. русская армия и флот испытывали большую потребность в специально обученных помощниках врачей, способных оказывать некоторые виды медицинской помощи. Вопрос о подготовки младших медицинских специалистов стал особенно остро после введения в 1805 г. фельдшеров в штат русской армии, хотя еще в 1735 г. подлекари, цирюльники, костоправы и рудометы были официально включены в состав войск и состояли в нем до конца ХУШ в. Такое разделение отражало ремесленническую подготовку этих «специалистов», осуществлявших медицинскую помощь и уход за раненными, больными людьми и животными.

Специально обученных медицинских специалистов, организованная подготовка которых началась в школах при первых военных госпиталях стали называть фельдшерами (от немецких слов feld и scherе, дословно -«полевые ножницы», «полевой цирюльник»).

Обучение военных фельдшеров нуждалась в хорошей теоретической и практической подготовке, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляли к ним реальные условия военного времени и позволяли бы им в отсутствии врача действительно оказать необходимую медицинскую помощь или быстро и грамотно помогать врачам в госпиталях и лазаретах.

Одним из первых документов, четко регламентирующих организацию подготовки и обучения фельдшеров в госпиталях «по местным их к тому удобствам» из солдатских и казачьих сыновей для нужд армии было Высочайше утвержденное Положение 1816 г.

Первые госпитальные школы открылись при Московском госпитале, а позднее - Санкт-Петербургском сухопутном, Рижском, Варшавском, Тифлисском и других военных госпиталях. За многие годы существования госпитальные и в последующие годы, сменившие их, военно-фельдшерские школы подготовили тысячи медицинских и аптекарских фельдшеров, в которых так нуждалась армия.

Дальнейшая военная судьба военных фельдшеров была незавидной. Получив первое звание младшего фельдшера, и получая за свой труд весьма небольшое жалование, они только через пять лет могли рассчитывать на очередное повышение в звании и лишь через 12 лет службы - право сдачи экзамена на первый классный чин, что заставляло многих способных юношей уклоняться от поступления в военно-фельдшерские школы. Кроме того, качество подготовки военных фельдшеров оставалось весьма низким вследствие того, что большинство госпиталей не имели достаточной учебной базы, не хватало учебников, пособий и прочих предметов обучения.

Реформа военно-фельдшерского образования в конце 60-х годов XIX в. стала следствием неудовлетворения военного ведомства работой школ при госпиталях.

В соответствие с Приказом Временно Управляющего Морским министерством №120 от 21.08.1874 г. с ссылкой на Приказ Управляющего Морским министерством от 19.08.1872 г. №106 согласно Высочайшего повелению от 19.07.1872 г. при госпиталях Российской империи и в том числе Владивостокском морском госпитале были созданы военнофельдшерские школы нового образца, приобретя характер военных прогимназий с достаточно широким кругом предметов, распределенных по годам обучения. Этим же приказом были утверждены Правила и Программа обучения на 4 года.

Во Владивостокском госпитале первый набор учеников в военно-фельдшерскую школу нового типа состоялся в 1876 г. Ежегодно в школу набирались по 10 грамотных мальчиков из местных жителей в возрасте от 12 до 16 лет.

Согласно Извлечению из правил о поступлении в школу, мальчики принимались исключительно по просьбе родителей или родственников или попечителей с приложением метрического свидетельства о

рождении мальчика в письменном виде. При приеме будущим фельдшерам делалось освидетельствование относительно состояния здоровья и физического развития согласно с расписанием недостатков (литер Г), с которыми допускался прием на военную службу вольноопределяющихся.

Несмотря на ограничение возраста учеников, допускалось принимать подростков и до 12 лет, если по физическому и умственному развитию он удовлетворял требованиям, необходимым для обучения фельдшерскому искусству.

Помещение для школы было отведено в одном из деревянных зданий на территории госпиталя в Докторской слободке, на улице Никифоровской (частично сохранилась до наших дней в виде переименованной в 1932 г. улицы Пионерской).

Продовольствие, обмундирование, помещения и все содержание учеников производилось за счет госпиталя, под наблюдением попечителя госпиталя. Для Владивостокского госпиталя на 10 учеников отпускались средства на продовольствие и обслуживание 1500 рублей; на вознаграждение преподавателей, учебные пособия и разные хозяйственные расходы - 600 рублей, Итого ежегодно 2100 рублей. При открытии школы единовременно на первоначальное обзаведение из казны отпускалось 500 рублей.

Программа обучения была преимущественно практическая, соблюдался постепенный переход от более легких предметам к сложным дисциплинам и специальным занятиям. Предметы подразделялись на общеобразовательные (Закон Божий, история России, география, зоология, физика, чистописание, уставы, русский язык, арифметика, геометрия, латинский язык) и специально-медицинские (анатомия, физиология, десмургия, хирургическая клиника, правила по уходу за больными и ранеными, правила при вскрытии трупов, фармация, фармакология, рецептура, патология, правила ведения медицинской отчетности).

Для обучения и присмотра за учениками привлекались госпитальные врачи, священники. По окончанию обучения ученики сдавали экзамены, по результатам которых они производились в фельдшеры (младшие фельдшеры) по представлению Главного Доктора госпиталя приказом командира Владивостокского порта.

С каждым годом качество подготовки и уровень специальных знаний выпускников школы улучшалось, чему способствовали хорошая организация обучения и достаточно высокий уровень преподавателей, большинство из которых были опытными врачами Владивостокского морского госпиталя или Сибирского флотского экипажа, окончившими Московский университет или Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, докторами медицины: В.И. Исаев, Г. фон Медер, П.И. Салтыков, И.М. Польский, Л.М. Бирк, Е.А. Берг, К.А. Красильников и другие.

Первый выпуск военно-фельдшерской школы при Владивостокском морском госпитале состоялся в 1878 г. Всего до 1894 г. школа подготовила для нужд армии и флота 156 фельдшеров. Абсолютное большинство из них (149 человек) остались служить на Дальнем Востоке, а некоторые из выпускников школы впоследствии успешно служили во Владивостокском госпитале (Николай Васильев, Николай Басевич, Григорий Петров, Владимир и Алексей Шеркунович, Степан Богатырев, Аким Батов).

Конечно, это количество подготовленных фельдшеров не могло удовлетворить острую потребность в армии и флоте на Дальнем Востоке. К 1891 г. укомплектованность фельдшерами госпиталей и лазаретов составляла 65-70%, а в полках и на кораблях - менее 50%. На каждый миноносец полагался 1 фельдшер, на кораблях 1 ранга по штату имелось по 2 фельдшера, на судах 2 ранга - по 1 фельдшеру. С началом ХХ в., в период Русско-японской и Первой Мировой войн этот некомплект еще больше усилился.

Какова была дальнейшая судьба выпускников военно-фельдшерских школ? После получения звания фельдшера (младшего фельдшера) они, числясь в нижних чинах, состояли на действительной службе в госпиталях и на флотилиях Российского флота с получением за усердие и выслугу медицинских званий и классных чинов не менее 10 лет (обязательный ценз), после чего по желанию могли уволиться в запас или продолжить службу с получением за выслугу надбавки к окладу и чины.

В последующие годы после введения в штаты военных лечебных учреждений для ухода за раненными и больными сестер милосердия, госпитальных фельдшеров стали освобождать от лечебно-клинической работы и чаще использовать на канцелярской, медикостатистической и административно-хозяйственной работах в качестве делопроизводителей и мелких медицинских чиновников.

В качестве примера прохождения службы военного фельдшера привожу выписку из личного дела делопроизводителя конторы Владивостокского морского госпиталя Григория Федоровича Фролова. В 1847 г. он окончил фельдшерскую школу при Крон-штатдском морском госпитале и получил звание младшего фельдшера. В 1855 г. в звании фельдшера был переведен в Петропавловский морской госпиталь, с которым в 1858 г. переведен в Николаевск-на-Амуре, где стал старшим аптекарским учеником

госпиталя. В 1865 г. был переведен в Сибирский флотский экипаж с присвоением звания старшего фельдшера и чина коллежского регистратора (XIV). В 1868 г. - комиссар, делопроизводитель госпиталя по хозяйственной части. В 1870 г. получил чин губернского секретаря (XII), который соответствовал на флоте званию мичмана. Через 3 года службы (в 1873 г.) произведен в коллежские секретари (Х), что соответствовало военным званиям «штабс-капитан», «штабс-ротмистр».

Таким образом, подготовка военных фельдшеров во Владивостокском морском госпитале в XIX в. явилась отражением успехов и недостатков в системе подготовки этих медицинских специалистов для нужд армии и флота. Недостаточная учебная база госпиталей, отсутствие учебников и пособий, штатных преподавателей и невысокие базовые знания учеников сказывались на качестве подготовки фельдшеров. И все же свою задачу госпитальные военно-фельдшерские школы выполнили. Владивостокский морской госпиталь в течение более 20 лет был единственным на Дальнем Востоке военным лечебным учреждением, который регулярно пополнял флот и армейские части грамотными фельдшерами, подготовленными из местных подростков. Многие из этих фельдшеров, закончив службу и уволившись в запас, остались во Владивостоке, перешли на работу в гражданское медицинское ведомство и в период

революционных событий 1917-1922 гг. сыграли заметную роль в организации здравоохранения Дальневосточной республики.

Но это уже совсем другая история.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюков Б.Г. У истоков милосердия.. Владивосток, Уссури, 2007. - 368 с.

2. Андрюков Б.Г. Светя другим...Владивосток, Русский остров, 2002. - 196 с.

3. История Военной медицины России. Том 3. XIX - начало ХХ в. - СПб., ВМедА, ВММ, 2006. -688 с.

4. ПСЗРИ. - СПб, 1830. - Т.28. №21.606.

5. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.30. №23.606.

6. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.33. №26.606.

7. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.33. №26.606.

8. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.37. №28.606.

9. ПСЗРИ. Указ. ист. - Т.13. №11143.

10. ПСЗРИ. - СПб, 1873. - Т.44. отд.1. №47008.

11. Постановления о военно-учебных заведениях // Свод военных постановлений. - СПб, 1871. -Кн.15, прил. 77.

12. РГА ВМФ Ф.1283.Оп.1.Д.64.

13. РГА ВМФ Ф.1283 Оп.1 Д. 33.

14. РГА ВМФ Ф.1283 Оп.1 Д. 81.

15. Свод военных постановлений. - СПб, 1871. -Кн. 15, прил.15.

PREPARATION MILITARY PARAMEDICS IN THE VLADIVOSTOK NAVAL HOSPITAL IN THE XIX CENTURY.

Naval Hospital of the Pacific Fleet, Vladivostok

By using historical documents relating to the history of teaching assistants for the Russian army and navy with the establishment and activities of military medical school at Vladivostok naval hospital. The facts and documentary evidence are set out for the first time.

Key words: military paramedical school, Vladivostok naval hospital

Адрес переписки: e-mail: [email protected]


Наряду с бессмертными подвигами воинов Великой Отечественной Войны, танкистов и летчиков, нельзя не отметить героизм и отвагу советских медиков. Благодаря им тысячи солдат остались живыми, вернулись в строй и одержали победу над немецкими захватчиками. Многие из них сражались на передовой и сложили голову за освобождение своей родины.

Михайлов Федор Михайлович

Огромный вклад в победу над фашистскими захватчиками внес Федор Михайлович Михайлов. До начала ВОВ он успел отслужить на флоте, поучаствовать в Гражданской войне и сражении против войск Юденича, закончить мединститут и стать врачом.

В 1941 году г. Славута, где Михайлов работал главврачом, был захвачен немцами. Не дождавшись появления местных подпольщиков, он решил создать собственную партизанскую организацию. Сумев добиться расположения немцев, он стал главврачом «Грослазарета» - лагерной больницы, где содержались раненые пленные солдаты. Именно в них он видел необходимый резерв «бойцов» для противостояния оккупантам. Михайлов создал инфекционный барак, куда помещались тяжелораненые красноармейцы, многих из которых он поставил на ноги. Так как немцы туда почти не заходили, выздоровевших пленных врач тайно переправлял на свободу, а лагерному начальству представлял их как «умерших».


Постепенно Михайлов сумел объединить подпольщиков соседних областей, и организация выросла в масштабное партизанское объединение. Ее участники стали устраивать диверсии, нанося захватчикам ощутимый урон. Немцы, узнав о подпольщиках, сумели вычислить Михайлова и арестовать. Сначала его несколько недель пытали, а когда поняли, что от него ничего не добиться - прилюдно повесили.

Зинаида Туснолобова-Марченко

Одной из выдающихся фигур военной медицины является половчанка Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко. За несколько месяцев до начала войны она вышла замуж, но вскоре ее мужа призвали на передовую. Сама же она тут же отправилась на медицинские курсы, а окончив их - ушла добровольцем на фронт. Несмотря на юный возраст, она на равных с мужчинами отправлялась в бой, на месте оказывая медицинскую помощь пострадавшим и вынося их с поля боя. За 8 месяцев нахождения на фронте Зинаида Туснолобова-Марченко спасла 128 раненных офицеров и солдат.

В феврале 1943 года Туснолобову тяжело ранили, когда она пыталась спасти командира, но не успела, он погиб. Прежде чем потерять сознание, Зинаида успела спрятать секретные бумаги, которые лежали рядом с военачальником. Когда она очнулась, немцы добивали раненых. К ней также подошли и стали бить прикладом по голове, отчего она снова потеряла сознание. Когда Туснолобову доставили в госпиталь, она была сильно обморожена. Из-за начавшейся гангрены врачам пришлось ампутировать ей обе руки и ноги.


Несмотря на полученную инвалидность, муж Зинаиды не бросил ее. Вместе они прожили счастливую жизнь и вырастили двоих детей.

Валерия Осиповна Гнаровская

Валерия Гнаровская родилась в 1923 году в деревне Модолицы (ныне Ленинградская область), окончила школу и собиралась поступать в институт, но ее планам не суждено было сбыться. Когда началась война, она вместе с семьей была эвакуирована в Тюменскую область, село Пеганово. Неоднократно она втайне от матери обращалась в военкомат с просьбой отправиться на передовую, но ей отказывали.

В 1942 году Валерия добилась зачисления в стрелковую дивизию, где окончила курсы медсестер, а после ушла на передовую добровольцем. Когда ее дивизия прибыла на Сталинградский фронт, она первая ринулась в бой, поразив всех своей отвагой и бесстрашием. Гнаровская принимала активное участие в обороне Сталинграда, воевала на Юго-Западном фронте, а также участвовала в Донбасской операции и освобождении Левобережной Украины.


В сентябре 1943 года несколько немецких танков прорвались в тыл советских войск, двинувшись к позициям медсанбата и штаба. Гнаровская не раздумывая схватила связку гранат и бросила их под танк, пожертвовав при этом своей жизнью. За все время пребывания на фронте, Валерия оказала медицинскую помощь более 300 солдатам и командирам. За мужество и героизм ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Буйко Петр Михайлович

Родился Буйко Петр Михайлович в 1895 году, выучился и поступил в петербургскую Военно-фельдшерскую школу. После он работал младшим помощником врача в военном госпитале Николаева.

На фронт Буйко отправился добровольцем в качестве военфельдшера. На захваченной врагами территории, сначала он вынужден был вести частную врачебную практику, а после работать в районной больнице Фастова. В это же время он вел партийную деятельность. Вместе с бежавшей из плена медсестрой, Буйко организовал подпольную организацию и партизанские отряды в соседних селах. На немецкой бирже труда он был одним из участников медицинской комиссии, что позволило ему вмешаться в мобилизацию пленных в Германию. Для этого он выписывал больным ложные диагнозы.


В 1943 году деятельность Буйко раскрыли, и он ушел к партизанам. В этом же году отряд попал под облаву немцев и врача арестовали. В течение двух суток его мучили и истязали, но он ни в чем не признавался. Не получив никаких ответов, немцы учинили над ним жестокую расправу. На глазах у местных жителей Буйко вместе с тремя заложниками облили бензином и сожгли заживо.

Георгий Синяков

Чуть менее известным военным медиком является Георгий Синяков. Несмотря на это, его вклад в борьбу над немецкими захватчиками бесценен. В 1928 году он окончил медуниверситет Воронежа, после чего более десяти лет заведовал отделением городской больницы.

В начале войны врач ушел на фронт хирургом медико-санитарного батальона. Вскоре он оказался с раненными бойцами в плену у немцев. Пройдя через несколько концлагерей, Синяков был отправлен в Кюстринский лагерь смерти, где начал оперировать раненых военнопленных. Весть о гениальном докторе быстро вышла за пределы лагеря и немцы стали привозить к Синякову своих родственников. Добившись расположения гестаповцев, Георгий смог свободно передвигаться по территории концлагеря, а дополнительно полученный пай - делить между другими заключенными. Вскоре врач возглавил подпольное формирование и стал помогать организовывать побеги.


Синяков разработал мазь, которая хорошо заживляла раны, но с виду оставляла их свежими. Так, вылечив тяжелораненых, он делал вид, что лекарства совсем не помогают, а потом устраивал немцам «показательные смерти». В числе его пациентов оказались сотни спасенных солдат, в том числе и известная летчица Егорова-Тимофеева. После освобождения из плена врач около 15 лет работал ведущим хирургом медсанчасти на тракторном заводе Челябинска.

Попал мне в руки архив военного фельдшера Сняткова Владимира Георгиевича.
И по разрозненным документам попробовал проследить жизнь этого человека.


Из наградного листа, который я нашёл на сайте Подвиг народа , стало известно что Снятков В.Г. был призван Приморским РВК г. Ленинграда 22 августа 1941 года и принимал участие в боях на Ленинградском фронте.
16 января 1942 года сержант Снятков В.Г. был ранен. Диагноз: слепое осколочное ранение мягких тканей нижней трети правой голени.

После ранения Владимир Георгиевич поступил в Ленинградское Военно-Медицинское училище имени Н.А.Щорса (которое в августе 1941 года было эвакуировано в г.Омск), которое закончил 17 февраля 1944 года по 1 разряду. Все оценки - отлично, только по физподготовки - хорошо (из-за ранения).

После окончания Ленинградского Военно-Медицинского Училища был распределён в 4 Отдельный Медико-Санитарный Батальон, который входил в состав 32 Верхне-Днепровской Краснознамённой Дивизии .

На фотографии личный состав 4 Отдельного Медико-Санитарного Батальона, июль 1944 года, район деревни Петрыги (Смоленская область). Младший лейтенант Снятков В.Г. в верхнем ряду справа.


Верхний ряд слева направо - ст.л-т м/с Демиман(?), л-т м/с Борщёв, ст.л-т м/с Романов, мл.л-т м/с Снятков В.Г.

Нижний ряд слева направо - кап.м/с Славин Моисей Абрамович,м-р м/с Дубинин Дмитрий Филиппович, кап.м/с(?) Вовк, офицер м/с Коляскина Мария Михайловна (фотография в этом месте засвечена).


После войны лейтенант медслужбы Снятков В.Г. проходил службу в в/ч 29209 (топогеодезический отряд) в районах Крайнего Севера на Чукотском полуострове

Интересная справка - лейтенант м/сл Снятков В.Г. при выполнении задания во время переправы через горную реку подмочил удостоверение личности, в результате чего фотография отклеилась и была утеряна. Интересно, где могли потребовать такую справку?

После Чукотки Снятков В.Г. служит в в/ч 06014 это в Читинской области, железнодорожный разъезд №76. Служить там сложно, и захотелось перевестись или уволиться. Но не увольняли Сняткова В.Г. в запас и на учёбу не отпускали.

Я ещё застал те времена, когда, например с флота, увольняли только по двум причинам - трупные пятна или выпадение матки.

Видимо от отчаянья он написал письмо депутату Верховного Совета СССР Маршалу Советского Союза т.Малиновскому. Начальство всполошилось и перепугалось!

Снятков В.Г. проходит службу в должности старшего фельдшера Медицинского Отдела ВАКА(?), где получил служебную характеристику для поступления в академию. Я подумал, что речь идет о Военно-Медицинской Академии им.С.М.Кирова.

Но почему-то Снятков В.Г. оказался в Ленинградской Военной Академии Связи. Где и получил медаль за безупречную службу 2 степени.

И вот уже в Военной Академии связи Снятков В.Г. получает очередное звание - капитана, но почему-то военно-учётная специальность не медицинская. Видимо, не было в ВАС капитанских должностей в медицинской службе.

Фото пресс-службы Министерства обороны РФ

Общественная палата РФ обеспокоена проблемами армейской медицины. Сегодня в палате прошли очередные слушания на эту тему. Заместитель начальника Главного военно-медицинского управления (ГВМУ) Минобороны полковник медицинской службы Александр Власов сообщил, что главная беда армии в этой сфере - отсутствие квалифицированных медиков в звене рота-батальон, то есть в тактическом звене. Такое заявления сделано впервые после того, как сменилось руководство вооруженных сил. Кстати, в Минобороны не делают из проблемы секрета и готовы ее решать.

По словам замначальника ГВМУ сегодня необходимо укомплектовать фельдешерами-контрактниками около 2 тыс. должностей. Несмотря на то, что молодые парни с охотой идут в профессионалы, некомплект квалифицированных медицинских специалистов ощущается очень остро. Поэтому, видимо, впервые в постсоветской истории в Военно-медицинской академии (ВМА) Минобороны с этого года открывается набор на обучение по специальности военных фельдшеров. Набрать в ВМА планируется около 200 курсантов. Однако в руководстве Минобороны есть сомнения, что на этих должностях согласятся служить выпускники ВМА. По словам Власова, после учебы в течение четырех лет в ВМА выпускники-фельдшеры получают квалифицированную военно-медицинскую специальность. Но по окончании престижного вуза они получат лишь звание сержанта, тогда как буквально несколько лет назад, до реформ Сердюкова, они получали лейтенантские звездочки и увольнялись в запас с должности в ранге капитана или майора.

Набрать на фельдшерские должности после определенной переподготовки можно было бы из выпускников медицинских училищ. Но там, в основном, учатся девушки. А их в боевые подразделения брать никто не будет, считает Власов. Значит, военное ведомство должно само готовить специалистов-мужчин. Но для этого нужно, во-первых, организовать учебный процесс, во-вторых, повлиять на привлекательность такой военной профессии.

«Решить проблему можно, если такую категорию сделать не сержантской, а хотя приравнять по статусу к прапорщику, как это было во времена Советского Союза», - считает генерал-полковник медицинской службы Иван Чиж, который в 1993-2004 годах руководил ГВМУ. Он считает, что помимо кадровых, в армии есть и другие важные проблемы, о которых в Общественной палате представители ГВМУ не говорили. По его мнению, существует проблема подготовки и переподготовка военных специалистов-медиков. Одной ВМА для этого мало. Значит, считает генерал Чиж, что в российских вузах должны быть вновь открыты военно-медицинские кафедры. «Пошло уже более десяти лет, как эти кафедры закрыты, и сейчас в вопросах подготовки военно-медицинских мобилизационных ресурсов уже имеются проблемы, их необходимо решать», – считает генерал. Другая проблема, по его мнению, состоит в том, что государство так до конца и не решило вопрос мотивации для гражданских медицинских специалистов, работающих в военно-леченых учреждениях Минобороны. Их зарплата по-прежнему гораздо ниже, чем в гражданских медучреждениях.

Как сообщил «НГ» председатель комиссии ОП по проблемам нацбезопасности Александр Каньшин, все эти и другие военно-медицинские проблемы будут обсуждены в ближайшее время на специальном заседании Общественного совета при Минобороны, который под председательством главы военного ведомства Сергея Шойгу пройдет уже в ближайшее время.