Система повышения квалификации преподавателей высшей школы. Педагог высшей школы как преподаватель и исследователь. Преимущества дистанционных курсов профессиональной переподготовки в снта

Факультет педагогического образования (ФПО) МГУ реализует две дополнительные образовательно-профессиональные программы и , целью которых является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в среднем и высшем учебном заведении.

На обучение по программе "Преподаватель" зачисляются студенты МГУ и других вузов Москвы, которые желают получить в дополнение к своей основной специальности педагогическую квалификацию преподавателя средней школы. Возможно также обучение учителей средних школ.

Программа "Преподаватель высшей школы" рассчитана на подготовку к педагогической деятельности магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также на повышение квалификации специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и ведущих научно-педагогическую работу.

Нормативная трудоемкость программы "Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы" - 1400 часов и 1080 часов соответственно. Обучение проходит по модульной системе в соответствии с индивидуальными планами учащихся и продолжается не менее четырех семестров. Для чтения лекционных курсов привлекаются ведущие специалисты МГУ, РАО и других вузов. Помимо обязательных дисциплин, обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбрать несколько дополнительных психолого-педагогических и общеобразовательных курсов.

Гибкая структура обучения позволяет не только осознанно подойти к выбору изучаемых дисциплин, но и повысить свой общеобразовательный и профессиональный уровень, а значит, стать более конкурентоспособными на рынке труда.

Обучение осуществляется в вечернее время во втором учебном корпусе МГУ на Ленинских горах. Успешно выполнившие учебный план и защитившие выпускную работу получают диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образованию с присвоением квалификации "Преподаватель" или "Преподаватель высшей школы".

Адрес факультета: Ленинские Горы, д.1, стр.52, 2-ой учебный корпус, аудитория 5-А (2-й этаж, вход с северного вестибюля)
Тел. 939-42-76, 939-32-81
сайт

В учебный план образовательной программы "Преподаватель" (для студентов) включены следующие дисциплины:

  • Обязательные психолого-педагогические курсы
    • Педагогика
    • Общая психология
    • Возрастная психология
    • Социальная психология
    • Педагогическая психология
    • Методология и технология обучения
    • Новые информационные технологии в учебном процессе
    • Организация поведения людей в экстремальных ситуациях
  • Обязательные специальные предметы
    • Методика преподавания (предмета)
    • История и методология (предмета)
    • Научные основы школьного курса (предмета)
    • Практикум (по предмету)
  • Дополнительные психолого-педагогические дисциплины (по выбору)
    • Основы проектирования учебных технологий
    • Психология инновационного обучения
    • Введение в экопсихологию и экопедагогику
    • Культура мышления в педагогическом процессе
    • Режиссура в педагогическом процессе
    • Гендерное образование
  • Общеобразовательные и факультативные дисциплины (по выбору)
    • История и методология науки в контексте мировой истории
    • Культурология
    • Релиогиоведение
    • Искусство публичного выступления
    • Интенсивные курсы иностранных языков (английский, французский и немецкий языки)
    • Социальное прогнозирование
    • Ментальность и речевой этикет
    • Методологические основы перевода с иностранных языков
В учебный план образовательной программы "Преподаватель высшей школы" включены следующие дисциплины:
  • Психология человека
  • Педагогика
  • История, философия и методология науки (по программе кандидатского минимума педагогической отрасли наук)
  • Информационные технологии в науке и высшей школе
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Технологии профессионально-ориентированного обучения
  • Методология и технология обучения в высшей школе
  • Формы и методы активизации учебной и исследовательской деятельности*
  • Иностранный язык (по программе кандидатского минимума соотв. отрасли наук)
  • Современные методики дисциплин научной отрасли*
  • Тренинг профессионально-ориентированных риторик, дискуссий
  • Критическое мышление в контексте высшего профессионального образования*
  • Организационные основы системы высшего образования
  • Методы воспитания и приемы педагогического воздействия в студенческой среде*
* Дисциплина по выбору факультета в рамках вышеуказанного цикла.

Описание курса:

Приглашаем учителей, преподавателей и других педагогических работников, желающих получить новые компетенции, и других заинтересованных лиц освоить новую специальность «Педагог высшей школы».

Под высшей школой в узком смысле понимаются учебные заведения, реализующие программы высшего образования. Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ к ним относятся программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров, а также подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, ординатуре и ассистентуре-стажировке. Её задачей является подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей экономики, научной и технической деятельности и сферы культуры.

Высшее образование представляет собой передачу обучающимся основанных на последних научных, технических и культурных достижениях систематизированных знаний и навыков практической работы, которые в будущем должны позволить им решать возложенные на них задачи на высоком профессиональном уровне. Оно также способствует формированию активной и свободной личности, являясь таким образом одним из важнейших каналов общественного развития. Основу подготовки в высшей школе составляют образовательные стандарты соответствующего уровня обучения.

Специализированная подготовка преподавателей для работы в высших учебных заведениях предполагает формирование у них компетенций по методическому обоснованию и реализации всех видов учебной, научной и воспитательной работы, использование средств педагогического мастерства для мобилизации самостоятельной работы студентов, развитие у обучающихся устойчивых навыков обучения, исследовательской работы и творческого мышления. Кроме непосредственной реализации образовательных программ педагоги высшей школы должны способствовать созданию новых знаний, развитию наук и искусств, повышению квалификации, переподготовке и дополнительной подготовке специалистов.

Согласно профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н, и квалификационным характеристикам, преподавателю образовательной организации высшего образования необходимо иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых им дисциплин. При отсутствии педагогического образования ему желательно пройти профессиональную переподготовку в области педагогики.

Содержание образовательной программы профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы

Программа профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы соответствует квалификационным требованиям и учитывает требования образовательных стандартов высшего образования по педагогике.

Содержание курса включает изучение теоретических основ педагогики и психологии высшей школы, педагогического мастерства и технологий профессионально-ориентированного обучения, регламентирующих деятельность нормативно-правовых актов, получение навыков разработки и проведения теоретических и практических занятий, применения информационных технологий для научной, педагогической и воспитательной работы, разбор типовых ошибок и решение возникающих проблем.

Преимущества дистанционных курсов профессиональной переподготовки в СНТА

Курс профессиональной переподготовки для педагогов высшей школы проводится дистанционно. Жители любого региона России могут пройти его без посещения академии, достаточно только компьютера и выхода в сеть Интернет.

Дистанционные технологии позволяют применить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, дополнить курс специальными дисциплинами с учетом его профессиональных потребностей и требуемого объема учебных часов. За счет возможности успешно совмещать обучение и основную работу, он может оперативно применять новые компетенции в практической деятельности.

Обучение возможно в удобном для слушателя режиме. Доступ к учебным и методическим материалам предоставлен круглосуточно на образовательном портале академии. В случае необходимости могут быть проведены консультации ведущих специалистов посредством видеоконференций. Промежуточные и контрольные тестирования проводятся в режиме онлайн, а диплом высылается на дом курьерской службой.

Акции:

Полуаемые документы:

Важно! В дипломе не указывается форма обучения (очная/заочная).

Условия поступления:

Обучение по направлению «Педагог высшей школы» дает возможность получить диплом о переподготовке. Также для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если их требуют ведомственные нормативно-правовые акты: сертификаты, книжки и т.д.

Для того чтобы стать студентом академии, необходимо соответствовать нескольким требованиям и выполнить некоторые действия:

  • Иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании по специальности
  • Подайте заявку на обучение по программе профессиональной переподготовки или повышения квалификации по направлению «Педагог высшей школы» в электронном формате:
    - по электронной почте,
    - по форме обратной связи на сайте,
    - или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону;
  • Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;
  • После подписания договора пройдите курс обучения в дистанционном форме;
  • Пройдите итоговое тестирование, и получите диплом о прохождении переподготовки или удостоверение о повышении квалификации по программе «Педагог высшей школы».

Несомненно, в любом образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Именно педагогу принадлежит ведущая роль в становлении профессиональных качеств и развитии личности студента. Поэтому в современных условиях, в связи с известными изменениями в Российской высшей школе, к преподавателям предъявлены особые высокие требования. Деятельность преподавателя вуза мы видим во взаимодействии педагога и студента на высоком уровне межличностных отношений, которые направлены на личностный рост обоих участников данного процесса.

Преподаватель современного вуза – это не только специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями, но и учитель способный на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные педагогические задачи. Однако задачи не могут быть решены только средствами педагогики или методики преподавания конкретных дисциплин. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович отмечают, «что для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности. «Гармоническое сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества. Участие преподавателя в научно-исследовательской работе повышает эффективность его преподавательской деятельности, способствует его росту как ученого, усиливает его творческий потенциал» .

Только совмещение педагогической и научно-исследовательской работы способно наиболее полно

раскрыть профессиональное мастерство и талант преподавателя вуза. Исследовательская работа наполняет внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогическая работа способствует глубокому обобщению и систематизации материала, более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.

Профессионализм педагога высшей школы заключается в эффективной реализации системы профессиональных знаний и умений:

Специальных (знание теории своей науки и практические умения применять их в практике преподавания);

Психолого-педагогических (знаний психологических и дидактичных основ преподавания избранной дисциплины, знание и учет психологических особенностей студентов и собственных личностных черт, закономерностей восприятия студентами содержания);

Методических (обладание методами, приемами и средствами донесения научной информации студентам).

Организационных (обладание умениями осуществлять оптимальную организацию собственной деятельности и руководить деятельностью студентов).

Методическую работу, как составляющую профессиональной деятельности педагога в высшей школе, мы считаем важным фактором в управлении образовательным процессом. Поскольку хорошая организация и эффективность методической работы может существенно влиять на качество и конечные результаты обучения.

Н.В. Немова определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» .

Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов) .

В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении» .

Главная цель каждого преподавателя высшей школы как методиста – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса, образованности и компетентности выпускников.

Преподаватель должен обладать основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе такими, как структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач.

Методическая работа преподавателя высшей школы неразрывно связана с исследовательской, то есть научной деятельностью.

Научная деятельность – это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем. Научная деятельность носит целесообразный характер, т.е. всегда имеет целевую направленность. Она протекает в системе определенных социальных отношений и условий и ориентирована на достижение практически значимого результата. Ключевой ее особенностью является присущий ей интеллектуальный характер.

Учитывая специфику научной деятельности преподавателя высшей школы, его саморазвитие в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки (тенденции к интеграции и дифференциации, к усилению роли науки в обществе); научном творчестве преподавателя высшей школы, которое направлено на подготовку новых исследователей; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя, высокой научной продуктивности; интенсивной постоянной умственной познавательной деятельности, которая дарит вузовскому ученому творческое долголетие; конструктивных и гностических компонентах в структуре научной деятельности преподавателя, а в структуре его личности на недискурсивном эвристическом мышлении, целостности интеллекта и длительной сохранности интеллектуальных функций; профессионализме преподавателя в области научных исследований; проектировочной деятельности вузовских преподавателей, которая направлена на организацию не только своей научной работы, но и научной деятельности обучающихся, что помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования, предвидеть их результаты.

Научно-исследовательская работа преподавателя высшей школы может включать: подготовку и защиту преподавателем диссертации; написание монографий, учебников; патентование научных работ; подготовку докладов на научные мероприятия; научных статей; научное редактирование учебных пособий, монографий, научных статей; написание отзывов на авторские заявки на изобретение; участие в НИР кафедры, запланированных научных программах и конкурсах; участие в научных проектах совместно с другими научно-исследовательскими организациями и учреждениями; подготовку творческих материалов; подготовку проектов для участия в конкурсах, тендерах и др.

Результаты научно-исследовательской работы, в том числе проведенные теоретические и экспериментальные исследования, являются основой для преподавания дисциплин и учебно-методической работы в областях профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.

Таким образом, преподаватель высшей школы – это педагог, методист, ученый, исследователь. Содержание профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы включает педагогическую, научно-исследовательскую, методическую, управленческую, воспитательную, деятельности. Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научно- исследовательской деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность преподавателя высшей школы требует постоянного самосовершенствования, т.е. повышения профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с современными требованиями и личной программой развития.

Список литературы

1. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении. – Курган: ИРОСТ, 2011.- 138с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383с.

3. Немова,Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. Немова- М.: Сентябрь, 1999.- 176с.

4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учебное пособие / В.П.Симонов. – М.: Педагогическое общество России, 1999.-427с.

5. Федеральный закон Российской Федерации №127-ФЗ от 13 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»

6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.