Концепция модернизации учебного предмета физическая культура. \ \ Общая характеристика теории и методики обучения предмету «Физическая культура. Физической культуры в школе»

ПРОЕКТ

Концепция

модернизации содержания и технологий преподавания

учебного предмета «Физическая культура»

в общеобразовательных организациях Российской Федерации

Общие положения

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания физической культуры как важнейшего и эффективного средства не только физического, но и интеллектуального, нравственного, духовного, эстетического развития личности в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации.

Значение физической культуры в современной системе образования

Физическая культура является неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Физическая культура играет значительную роль в подготовке молодого поколения в формировании умения обучающихся применять полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Принципы и приоритетные направления государственной политики развития физической культуры, создания инструментов для гармоничного развития личности на условиях формирования здорового образа жизни в Российской Федерации сформулированы в законодательных и нормативных документах.

Физическая культура, являясь частью общей культуры человека, а также частью культуры общества, напрямую связана с социальным запросом государства, и уровень ее развития определяет уровень жизнеспособности людей. Повышение удовлетворенности россиян доступностью качественного физического воспитания в образовании является одним из наиболее эффективных механизмов реализации социальной политики государства в области здоровья, воспитания, демографии, молодежной политики.

Физическая культура в образовании:

закладывает основы правильного формирования организма ребенка, решает задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья в дошкольном возрасте;

создает условия для физического совершенствования, включающего формирование установок на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни, гармоничное физическое, нравственное и социальное развитие, успешное обучение, освоение первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры на уровне начального общего образования;

раскрывает возможности освоения обучающимися содержания физкультурного образования с учетом формирования основ общей культуры, навыков здорового образа жизни, умений выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта и их использования в различных формах двигательной, игровой и соревновательной деятельности на уровнях основного и среднего общего образования.

Изучение учебного предмета «Физическая культура» играет ведущую роль в процессах воспитания личности, ориентирующих учебный процесс на укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки.

Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов, направленных на социализацию и личностное развитие детей и молодежи средствами физической культуры и спорта, на успешную реализацию программы освоения обучающимися учебных действий в областях познавательной, физической, нравственной, эстетической, коммуникативной, трудовой культуры и тесно связан с комплексным воздействием на их морфофункциональную, психофизиологическую сферу и состояние здоровья.

В процессе освоения предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности. С целью формирования у обучающихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов.

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. Физическое культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения является залогом здоровья нации, улучшения генофонда страны и основой её национальной безопасности.

Проблемы изучения и преподавания физической культуры

Многолетние традиции системного изучения физической культуры в образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.

Модернизация физического воспитания в образовательных организациях предусматривает комплекс мер, включающий сохранение обязательной формы физкультурного образования – для обучающихся в объеме не менее 3 часов с учетом одного дополнительного часа в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и существенное увеличение объема физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях во внеурочное время.

Для повышения качества образовательных услуг в организации уроков физической культуры совершенствуется программно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура». Наряду с примерными основными образовательными программами, используются инновационные программы на основе различных видов спорта.

Расширяется комплекс мер, включающий подготовку педагогических кадров в профильных образовательных организациях высшего образования, внедрение современных дополнительных профессиональных программ повышения компетенций учителей физической культуры и других специалистов физкультурно-спортивного профиля.

Совершенствуются условия общеобразовательных организаций по оснащению современным спортивным оборудованием и инвентарем.

Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также кадровые проблемы.

1 . Введение

Одной из приоритетных задач общего среднего образования считается сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни. Её успешное решение во многом зависит от качества организации изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в каждом общеобразовательном учреждении.

В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» достигается оздоровительный эффект, восстанавливается и повышается умственная и физическая работоспособность учащихся. К социально и личностно значимым его результатам относятся коррекция физического развития и физической подготовленности, физическая реабилитация и рекреация учащихся, их подготовленность к физическому самовоспитанию в различные периоды жизни. Овладение предметом связано с изучением и изменением учащимся своих психофизических возможностей, формированием знаний, двигательных и методических умений и навыков. На их основе формируются способы физкультурной и спортивной деятельности, используемые для физического и связанного с ним интеллектуального и психического самосовершенствования. Учебная деятельность, направленная на освоение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье», оказывает формирующее влияние на мировоззрение учащихся, интеллектуальные, психические, психофизические, морально-волевые и другие качества личности.

Наиболее важными ожидаемыми обществом и личностью результатами освоения предмета «Физическая культура и здоровье» является укрепление здоровья, профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни учащихся. К социально значимым результатам относятся достижение высокого уровня физического и духовно-нравственного развития, повышение умственной и физической работоспособности, снижение отрицательного воздействия умственной и эмоциональной нагрузки, обусловленной напряжённым режимом обучения.

Специфическим для Республики Беларусь фактором, оказывающим вредное влияние на здоровье учащихся, является загрязнение радионуклидами территорий, подвергшихся воздействию последствий аварии на ЧАЭС. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» должен способствовать физической реабилитации этого контингента.

Важными ожидаемыми обществом результатами освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» являются формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, способности к самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие, личности. Не менее значимыми для общества и личности являются прикладные результаты учебного предмета, которые заключаются в обучении умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками. В процессе физического воспитания формируются представления, знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения безопасности жизнедеятельности. К ожидаемым прикладным результатам освоения этого предмета относится формирование у учащихся старших классов мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, службе в вооруженных формированиях, созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Физическое воспитание должно способствовать физической подготовке девушек и юношей к будущей трудовой деятельности, семейной жизни.

Одной из социально значимых целей нашего государства является развитие в стране социально регулируемого массового физкультурного и спортивного движения населения с оздоровительной, образовательной и духовно-воспитательной направленностью. Конечная цель этого движения - формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и повышение на этой основе качества жизни народа. Ожидается, что в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» подрастающие поколения будут подготовлены к активному участию в решении социально значимых задач.

2. Исходные методологические предпосылки, принципы построения содержания предмета «Физическая культура и здоровье»

Согласно современным концептуальным подходам к организации физического воспитания, физическая культура человека получает своё воплощение в определённом уровне физического развития, физической подготовленности и образованности, в осознании путей и способов их достижения.

С учётом сложности организации учебного процесса по физическому воспитанию в объёме требований программы к формированию у учащихся знаний, двигательных навыков, к целенаправленному развитию двигательных способностей была использована многоуровневая методология построения содержания предмета, включающая философский, общенаучный, естественнонаучный, общепедагогический и базовый уровни.

Методологической основой методического обеспечения являются дидактические принципы физического воспитания: наглядности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования предъявляемых требований.

Особенность учебного предмета «Физическая культура и здоровье» заключается в создании условий для оздоровления, физической реабилитации, повышения уровня физической подготовленности, мотивации на физическое самовоспитание и формирование здорового образа жизни учащихся и коррекции их физического развития.

Образовательная направленность учебного предмета «Физическая культура и здоровье» оказывает формирующее влияние на мировоззрение учащихся, интеллектуальные, психофизические, морально-волевые, нравственные и другие качества.

Программа учебного предмета «Физическая культура и здоровье» содержит учебный материал по обучению знаниям в области физической культуры, формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей, необходимых человеку для ведения здорового образа жизни, физического, интеллектуального, духовного развития, физического совершенствования.

Современная образовательная ситуация свидетельствует о том, что полноценное освоение указанных компонентов учебного предмета невозможно без использования для этих целей современных педагогических (инновационных) технологий обучения знаниям, физическим упражнениям, способам физкультурной или спортивной деятельности, без объективной оценки результатов этой деятельности.

Образ жизни большинства школьников в свободное от учёбы время характеризуется малоподвижными формами организации досуга. Значительную часть времени они проводят в неблагоприятных для здоровья условиях: у телевизора, компьютера, за приготовлением домашних заданий и др. В результате этого снижается уровень их двигательной активности, повышается психическая нагрузка на организм, вызывая психоэмоциональные нарушения и стрессы. Следует учитывать ещё и то, что значительная часть учащихся имеет вредные привычки: курит, употребляет алкоголь и др. Всё это ведет к ухудшению здоровья учащейся молодежи, снижению иммунитета, повышению заболеваемости.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека на 50-55 % зависит от его образа жизни. Обязательным структурным компонентом образа жизни каждого учащегося является регулярная биологически и социально необходимая оптимальная двигательная активность растущего организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте занятия физической культурой являются одним из основных условий нормального развития, сохранения и укрепления физического, психического здоровья. В общеобразовательном учреждении предмет «Физическая культура и здоровье» является единственным учебным предметом, который в процессе его освоения даёт оздоровительный эффект, восстанавливает и повышает умственную и физическую работоспособность учащихся. В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» достигаются результаты, специфические для физической культуры и характерные для всей системы образования.

Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (далее - Концепция) определяет цель, структуру, содержание и основные направления развития физкультурного образования в рамках общего среднего образования, основополагающие принципы его реализации и дальнейшего совершенствования. Она формирует общие методические, теоретические и практические подходы к содержанию образования по данному предмету, кратко характеризует ключевые дидактические условия и принципы его структурирования, особенности построения по ступеням общего среднего образования. Это служит основанием комплексного подхода к решению в процессе физического воспитания специфических задач физической культуры и задач, характерных для системы общего среднего образования.

Концепция разработана на основе и с учётом нормативных правовых документов, регламентирующих физическое воспитание учащихся: Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь и др. При разработке Концепции учтены современные психолого-педагогические теории общего среднего образования, положения теории и методики физического воспитания, опыт передовой практики, накопленный в процессе реформирования общего среднего образования, теоретические и практико- ориентированные подходы к совершенствованию системы физического воспитания отечественных и зарубежных специалистов.

Особенно актуальным является обновление содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье», его ориентация на формирование и освоение духовно-нравственных и культурных ценностей современного общества. Основным результатом реализации содержания данного учебного предмета должно быть качественное обучение учащихся физкультурным знаниям, физическим упражнениям, способам деятельности, повышение уровня функциональных возможностей их организма и на этой основе - укрепление физического здоровья. Методическое обеспечение учебного предмета разрабатывается с учётом требований учебных программ, возрастно-половых особенностей и состояния здоровья учащихся.

3. Цель учебного предмета «Физическая культура и здоровье»

Физическая культура личности представляет собой органическое единство регулярных физкультурных или спортивных занятий учащихся и необходимых для этого знаний, двигательных и методических умений, навыков, способов физкультурной и спортивной деятельности, развития двигательных способностей.

Целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на всех уровнях его изучения в I-XI классах является формирование физической культуры личности и на этой основе оздоровление учащихся .

Для первой ступени общего среднего образования данная цель дополняется формированием у учащихся стойкого интереса к занятиям физической культурой и получения при этом эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений. Учащиеся, обучающиеся на второй ступени общего среднего образование, в рамках рассматриваемой цели должны реализовать себя в активной двигательной деятельности за счёт углублённого изучения какого-либо вида спорта, а на третьей ступени общего среднего образования учащиеся через занятия физической культурой готовят свой организм к предстоящей трудовой деятельности.

Цель учебного предмета достигается в результате решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.

К образовательным задачам учебного предмета относятся формирование и использование в физкультурно-спортивной и бытовой деятельности доступных в зависимости от возраста:

Знаний, являющихся основой формирования мировоззрения здорового образа жизни и мотивации регулярных организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

Убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни;

Ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;

Двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта и спортивных игр.

Воспитательными задачами учебного предмета являются содействие развитию:

Отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

Потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;

Нравственного сознания, отвечающего требованиям гуманизма, ориентирующего учащихся на заботу о себе и других людях;

Гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;

Организаторских способностей учащихся, инициативности, социализированности личности;

Общественно полезной физкультурной и спортивной деятельности учащихся;

Координационных и кондиционных способностей;

Дисциплинированности, честности, коллективизма, отзывчивости, смелости, доброжелательности, настойчивости в достижении цели;

Чувства патриотизма, а также воспитание любви к Родине, родному краю и бережного отношения к окружающей среде.

Оздоровительными задачами учебного предмета являются:

Освоение навыков здорового образа жизни;

Содействие укреплению здоровья учащихся, разностороннему физическому развитию;

Профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;

Повышение умственной работоспособности;

Достижение индивидуально максимального уровня физической подготовленности.

Прикладная функция физического воспитания определяется положительным переносом тренированности на виды деятельности, к выполнению которых готовится учащийся. При этом необходимо обеспечить разностороннюю базовую физическую подготовку, являющуюся основой любой специализированной деятельности.

К прикладным задачам учебного предмета относятся:

Обеспечение успешной социальной адаптации и безопасной жизнедеятельности учащихся;

Формирование знаний, умений, навыков, развитие кондиционных и координационных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

Освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;

Обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;

Формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях (особенно для учащихся, проживающих в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС).

Как правило, прикладные задачи интегрированы в образовательные, воспитательные и оздоровительные.

4. Дидактические основания, принципы, критерии отбора
и конструирования содержания образования по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» тесно взаимосвязан с другими предметами общеобразовательных учреждений. На формирование его содержания влияет принцип единства урочной, внеклассной и внешкольной форм организации занятий с учащимися. В ходе изучения учебного предмета решаются задачи общего физкультурного образования, направленные на разностороннее гармоническое физическое, интеллектуальное и духовное развитие и оздоровление учащихся.

Учебный предмет изучается на всех ступенях общего среднего образования с I по XI класс всех типов общеобразовательных учреждений.

Построение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами физического воспитания.

Отбор и конструирование содержания образования по данному учебному предмету на всех ступенях общего среднего образования основаны на дидактических требованиях, предъявляемых к учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, изучают учебный предмет «Физическая культура и здоровье» по программам, разрабатываемым Министерством образования Республики Беларусь и согласованным с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к группе лечебной физической культуры, занимаются в лечебно-профилактических учреждениях под руководством врача ЛФК.

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» осваивается в соответствии с закономерностями, принципами и требованиями образовательного педагогического процесса. Являясь востребованной образованием стороной, физическая культура необходима учащимся для оздоровления и успешного получения общего базового и общего среднего образования.

Степень освоения учащимися содержания предмета «Физическая культура и здоровье» зависит от уровня профессиональной подготовленности педагога, состояния материально-технической базы, наличия спортивного оборудования и инвентаря, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, возрастно-половых особенностей учащихся и т. д.

5. Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» по ступеням общего среднего образования

Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» учитывает этапность формирования физической культуры личности в онтогенезе. Это обеспечивает его целостность, завершённость на каждом этапе, преемственность этапов, что достигается соответствием возрастным особенностям уровня и соотношения природной, социальной и культурной сторон физической культуры личности и доминантным видам деятельности. По своему содержанию физическое воспитание должно содействовать укреплению здоровья учащихся, поэтому в него следует включать только научно обоснованные, прошедшие практическую проверку средства, отвечающие требованиию оздоровительной ценности. При занятиях физическими упражнениями необходим регулярный педагогический и врачебный контроль.

Одной из основных закономерностей, определяющих содержание этого учебного предмета, является разновременность развития психики, органов, систем организма, изменения их функций в онтогенезе. Её следствием является неодинаковая предрасположенность учащихся на каждом возрастном этапе к решению задач физического воспитания. У девочек и мальчиков эта закономерность проявляется по-разному.

Результаты анализа уровней взаимосвязи физического развития, физической подготовленности и показателей нормированных приростов физического развития и физической подготовленности в школьном возрасте (6-17 лет) свидетельствуют о половом диморфизме их изменения. Его учёт предполагает дифференцированный подход к постановке задач, использованию средств физического воспитания и желательно раздельное по половому признаку физическое воспитание с 10-11 лет до окончания обучения в школе. При работе с девочками, девушками и с юношами следует отдавать предпочтение средствам, направленным на разностороннюю физическую подготовку, дающую оздоровительный эффект и соразмерный эффект развития различных физических качеств. С увеличением возраста содержание учебного предмета должно быть более ориентированным на повышение самостоятельности учащихся в решении задач физического воспитания. Необходима ориентация содержания учебных программ на современные отечественные нормативные основы физического воспитания.

Необходимо включение в содержание учебного предмета средств, связанных с национальной культурой, за счёт ориентации на национальные учебные программы, отражающие культуру и менталитет этноса.

Поступление в школу - важное событие в жизни ребёнка. До этого периода преобладающим видом деятельности ребенка являлась игра. Играя, ребёнок осваивал окружающий мир и учился жить в нём. После поступления в школу ведущей становится учебная деятельность. Игра выступает как средство, а игровая деятельность - как метод физического воспитания. При этом целью игровой деятельности являются обучение, воспитание и развитие, направленные на формирование начального уровня физической культуры личности.

В процессе физического воспитания на первой ступени общего среднего образования эффективным средством обучения, воспитания и развития остаётся подвижная игра. В младшем школьном возрасте подвижная игра, оставаясь важным средством физического воспитания, постепенно вытесняется более регламентированными формами освоения учебного предмета. Но игровой метод остаётся в начальной школе одним из ведущих. Содержание физического воспитания строится на игровой основе с направленностью на освоение школы движений. На первой ступени общего среднего образования весь программный учебный материал является базовым.

Основу содержания предмета на второй ступени общего среднего образования составляет изучение основ видов спорта. Такое содержание обусловлено в первую очередь необходимостью сформировать у учащихся духовно-нравственные и физические ценности. В содержание учебной программы включены: лёгкая атлетика, гимнастика, акробатика, лыжная и кроссовая подготовка, по выбору две из четырёх спортивных игр: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол.

Для старшего школьного возраста на третьей ступени общего среднего образования характерен выбор молодыми людьми своего дальнейшего жизненного пути. Для подавляющего большинства в этом возрасте физическая культура в прежнем её виде утрачивает интерес и актуальность. Поэтому в содержание данного учебного предмета включаются инновационные технологии его изучения, широко используется личностно-ориентированный подход (с учётом уровня физического развития и возрастных особенностей формирования личности).

Основу учебного предмета «Физическая культура и здоровье» составляет его содержание, представляющее интерес для юношей и девушек, имеющее жизненно ориентированную направленность. К ним относятся такие виды физкультурной и спортивной деятельности, как спортивные игры (по выбору одна из четырёх спортивных игр: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол), легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, акробатика, лыжная и кроссовая подготовка.

Основными направлениями дифференцированного физического воспитания учащихся на третьей ступени общего среднего образования являются:

спортивное с развивающей и рекреационно-реабилитационной направленностью на базе одного из видов спорта;

спортивное с углублённым освоением избранного вида спорта (для талантливых в спортивном отношении детей);

физкультурное с выраженной предполагаемой профессионально-прикладной учебной или трудовой деятельностью;

общее физкультурное для учащихся, не желающих заниматься физической культурой со спортивной направленностью;

оздоровительно-реабилитационное для школьников, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры.

В связи с повышением требований к уровню физической подготовленности начиная с IX класса содержание физического воспитания приобретает выраженную спортивную направленность.

На второй и третьей ступенях общего среднего образования содержание учебных программ подразделяется на базовый и вариативный компоненты. Базовый компонент обеспечивает необходимый минимальный уровень формирования физической культуры личности на каждой ступени образования и в каждом классе. Он обязателен для освоения учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Вариативный компонент включает в себя виды спорта, не вошедшие в базовый (плавание, аэробика, атлетическая гимнастика, конькобежная подготовка, настольный теннис).Базовый компонент содержания учебной программы включает в себя разделы: «Знания» и «Основы видов спорта».

Раздел «Знания» содержит основы теоретических и прикладных знаний, направленных на формирование у школьников вначале простейших, а затем более глубоких представлений о строении тела человека, функциях его психики, имеющих отношение к физической культуре, о жизненно важных органах и системах организма, процессах их адаптации к физической нагрузке. Этот компонент включает также знания по технике выполнения и методике применения средств физической культуры, знания, раскрывающие личностный смысл и социальную значимость физической культуры для современного человека, а также знания по здоровому образу жизни, олимпийской тематике, истории видов спорта, об оздоровительных системах.

Раздел «Основы видов спорта» содержит практический учебный материал, подлежащий освоению и последующему применению с целью развития координационных и кондиционных способностей, формирования двигательных умений и навыков, способов деятельности, а также теоретический - необходимый для успешного освоения практического.

Основными средствами учебного предмета «Физическая культура и здоровье» выступают физические упражнения и способы физкультурной и спортивной деятельности. Мотивация к учебной деятельности на всех ступенях обучения достигается соответствием содержания учебной программы физкультурным и спортивным интересам учащихся, чёткой постановкой учебных требований, их соответствием возрастно-половым особенностям занимающихся и специфике физической культуры.

6. Состав и структура учебно-методического комплекса

В состав современного учебно-методического комплекса (УМК) входят соответствующий Концепции образовательный стандарт и учебные программы по предмету. В силу специфики учебного предмета «Физическая культура и здоровье» компонентами по УМК являются учебники, учебные пособия для учащихся, учебно-методические пособия для учителей, а также материально-техническая спортивная база, качественные спортивное оборудование, инвентарь и другие средства обучения.

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

1. Введение

Одной из приоритетных задач общего среднего образования считается сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни. Её успешное решение во многом зависит от качества организации изучения у чебного предмета «Физическая культура и здоровье» в каждом общеобразовательном учреждении.

В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» достигается оздоровительный эффект, восстанавливается и повышается умственная и физическая работоспособность учащихся. К социально и личностно значимым его результатам относятся коррекция физического развития и физической подготовленности, физическая реабилитация и рекреация учащихся, их подготовленность к физическому самовоспитанию в различные периоды жизни. Овладение предметом связано с изучением и изменением учащимся своих психофизических возможностей, формированием знаний, двигательных и методических умений и навыков. На их основе формируются способы физкультурной и спортивной деятельности, используемые для физического и связанного с ним интеллектуального и психического самосовершенствования. Учебная деятельность, направленная на освоение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье», оказывает формирующее влияние на мировоззрение учащихся, интеллектуальные, психические, психофизические, морально-волевые и другие качества личности.

Наиболее важными ожидаемыми обществом и личностью результатами освоения предмета «Физическая культура и здоровье» является укрепление здоровья, профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни учащихся. К социально значимым результатам относятся достижение высокого уровня физического и духовно-нравственного развития, повышение умственной и физической работоспособности, снижение отрицательного воздействия умственной и эмоциональной нагрузки, обусловленной напряжённым режимом обучения.

Специфическим для Республики Беларусь фактором, оказывающим вредное влияние на здоровье учащихся, является загрязнение радионуклидами территорий, подвергшихся воздействию последствий аварии на ЧАЭС. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» должен способствовать физической реабилитации этого контингента.

Важными ожидаемыми обществом результатами освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» являются формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, способности к самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие,

личности. Не менее значимыми для общества и личности являются прикладные результаты учебного предмета, которые заключаются в обучении умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками. В процессе физического воспитания формируются представления, знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения безопасности жизнедеятельности. К ожидаемым прикладным результатам освоения этого предмета относится формирование у учащихся старших классов мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, службе в вооруженных формированиях, созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Физическое воспитание должно способствовать физической подготовке девушек и юношей к будущей трудовой деятельности, семейной жизни.

Одной из социально значимых целей нашего государства является развитие в стране социально регулируемого массового физкультурного и спортивного движения населения с оздоровительной, образовательной и духовно-воспитательной направленностью. Конечная цель этого движения - формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и повышение на этой основе качества жизни народа. Ожидается, что в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» подрастающие поколения будут подготовлены к активному участию в решении социально значимых задач.

2. Исходные методологические предпосылки, принципы построения содержания предмета «Физическая культура и здоровье»

Согласно современным концептуальным подходам к организации физического воспитания, физическая культура человека получает своё воплощение в определённом уровне физического развития, физической подготовленности и образованности, в осознании путей и способов их достижения.

С учётом сложности организации учебного процесса по физическому воспитанию в объёме требований программы к формированию у учащихся знаний, двигательных навыков, к целенаправленному развитию двигательных способностей была использована многоуровневая методология построения содержания предмета, включающая философский, общенаучный, естественнонаучный, общепедагогический и базовый уровни.

Методологической основой методического обеспечения являются дидактические принципы физического воспитания: наглядности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования предъявляемых требований.

Особенность у чебного предмета «Физическая культура и здоровье» заключается в создании условий для оздоровления, физической реабилитации, повышения уровня физической подготовленности, мотивации на физическое

самовоспитание и формирование здорового образа жизни учащихся и коррекции их физического развития.

Образовательная направленность учебного предмета «Физическая культура и здоровье» оказывает формирующее влияние на мировоззрение учащихся, интеллектуальные, психофизические, морально-волевые, нравственные и другие качества.

Программа учебного предмета «Физическая культура и здоровье» содержит учебный материал по обучению знаниям в области физической культуры, формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей, необходимых человеку для ведения здорового образа жизни, физического, интеллектуального, духовного развития, физического совершенствования.

Современная образовательная ситуация свидетельствует о том, что полноценное освоение указанных компонентов учебного предмета невозможно без использования для этих целей современных педагогических (инновационных) технологий обучения знаниям, физическим упражнениям, способам физкультурной или спортивной деятельности, без объективной оценки результатов этой деятельности.

Образ жизни большинства школьников в свободное от учёбы время характеризуется малоподвижными формами организации досуга. Значительную часть времени они проводят в неблагоприятных для здоровья условиях: у телевизора, компьютера, за приготовлением домашних заданий и др. В результате этого снижается уровень их двигательной активности, повышается психическая нагрузка на организм, вызывая психоэмоциональные нарушения и стрессы. Следует учитывать ещё и то, что значительная часть учащихся имеет вредные привычки: курит, употребляет алкоголь и др. Всё это ведет к ухудшению здоровья учащейся молодежи, снижению иммунитета, повышению заболеваемости.

По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека на 50-55 % зависит от его образа жизни. Обязательным структурным компонентом образа жизни каждого учащегося является регулярная биологически и социально необходимая оптимальная двигательная активность растущего организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте занятия физической культурой являются одним из основных условий нормального развития, сохранения и укрепления физического, психического здоровья. В общеобразовательном учреждении предмет «Физическая культура и здоровье» является единственным учебным предметом, который в процессе его освоения даёт оздоровительный эффект, восстанавливает и повышает умственную и физическую работоспособность учащихся. В процессе освоения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» достигаются результаты, специфические для физической культуры и характерные для всей системы образования.

Концепция учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (далее

Концепция) определяет цель, структуру, содержание и основные направления развития физкультурного образования в рамках общего среднего

образования, основополагающие принципы его реализации и дальнейшего совершенствования. Она формирует общие методические, теоретические и практические подходы к содержанию образования по данному предмету, кратко характеризует ключевые дидактические условия и принципы его структурирования, особенности построения по ступеням общего среднего образования. Это служит основанием комплексного подхода к решению в процессе физического воспитания специфических задач физической культуры и задач, характерных для системы общего среднего образования.

Концепция разработана на основе и с учётом нормативных правовых документов, регламентирующих физическое воспитание учащихся: Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь и др. При разработке Концепции учтены современные психолого-педагогические теории общего среднего образования, положения теории и методики физического воспитания, опыт передовой практики, накопленный в процессе реформирования общего среднего образования, теоретические и практикоориентированные подходы к совершенствованию системы физического воспитания отечественных и зарубежных специалистов.

Особенно актуальным является обновление содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье», его ориентация на формирование и освоение духовно-нравственных и культурных ценностей современного общества. Основным результатом реализации содержания данного учебного предмета должно быть качественное обучение учащихся физкультурным знаниям, физическим упражнениям, способам деятельности, повышение уровня функциональных возможностей их организма и на этой основе - укрепление физического здоровья. Методическое обеспечение учебного предмета разрабатывается с учётом требований учебных программ, возрастно-половых особенностей и состояния здоровья учащихся.

3.Цель учебного предмета«Физическаякультура издоровье»

Физическая культура личности представляет собой органическое единство регулярных физкультурных или спортивных занятий учащихся и необходимых для этого знаний, двигательных и методических умений, навыков, способов физкультурной и спортивной деятельности, развития двигательных способностей.

Целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на всех уровнях его изучения в I-XI классах является формирование физической культуры личности и на этой основе оздоровление учащихся.

Для первой ступени общего среднего образования данная цель дополняется формированием у учащихся стойкого интереса к занятиям физической культурой и получения при этом эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений. Учащиеся, обучающиеся на второй ступени общего среднего образование, в рамках рассматриваемой цели должны реализовать себя в активной двигательной деятельности за счёт углублённого

изучения какого-либо вида спорта, а на третьей ступени общего среднего образования учащиеся через занятия физической культурой готовят свой организм к предстоящей трудовой деятельности.

Цель учебного предмета достигается в результате решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.

К образовательным задачам учебного предмета относятся формирование и использование в физкультурно-спортивной и бытовой деятельности доступных в зависимости от возраста:

- знаний, являющихся основой формирования мировоззрения здорового образа жизни и мотивации регулярных организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни;

- ценностей олимпизма и олимпийского движения как культурных гуманистических феноменов современности;

- двигательных умений и навыков, способов деятельности, составляющих содержание изучаемых видов спорта и спортивных игр.

Воспитательными задачами учебного предмета являются содействие развитию:

- отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

- потребности в здоровом образе жизни, физкультурно-оздоровительной

и спортивной активности;

- нравственного сознания, отвечающего требованиям гуманизма, ориентирующего учащихся на заботу о себе и других людях;

- гармоничного сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;

- организаторских способностей учащихся, инициативности, социализированности личности;

- общественно полезной физкультурной и спортивной деятельности учащихся;

- координационных и кондиционных способностей;

- дисциплинированности, честности, коллективизма, отзывчивости, смелости, доброжелательности, настойчивости в достижении цели;

- чувства патриотизма, а также воспитание любви к Родине, родному краю и бережного отношения к окружающей среде.

Оздоровительными задачами учебного предмета являются:

- освоение навыков здорового образа жизни;

- содействие укреплению здоровья учащихся, разностороннему физическому развитию;

- профилактика заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры;

- повышение умственной работоспособности;

- достижение индивидуально максимального уровня физической подготовленности.

Прикладная функция физического воспитания определяется положительным переносом тренированности на виды деятельности, к выполнению которых готовится учащийся. При этом необходимо обеспечить разностороннюю базовую физическую подготовку, являющуюся основой любой специализированной деятельности.

К прикладным задачам учебного предмета относятся:

- обеспечение успешной социальной адаптации и безопасной жизнедеятельности учащихся;

- формирование знаний, умений, навыков, развитие кондиционных и координационных способностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

- освоение знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности во время самостоятельных и организованных физкультурных занятий;

- обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности;

- формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в экологически неблагоприятных условиях (особенно для учащихся, проживающих в условиях воздействия последствий аварии на ЧАЭС).

Как правило, прикладные задачи интегрированы в образовательные, воспитательные и оздоровительные.

4. Дидактические основания, принципы, критерии отбора

и конструирования содержания образования по учебному предмету

«Физическая культура и здоровье»

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» тесно взаимосвязан с другими предметами общеобразовательных учреждений. На формирование его содержания влияет принцип единства урочной, внеклассной и внешкольной форм организации занятий с учащимися. В ходе изучения учебного предмета решаются задачи общего физкультурного образования, направленные на разностороннее гармоническое физическое, интеллектуальное и духовное развитие и оздоровление учащихся.

Учебный предмет изучается на всех ступенях общего среднего образования с I по XI класс всех типов общеобразовательных учреждений.

Построение содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами физического воспитания.

Отбор и конструирование содержания образования по данному учебному предмету на всех ступенях общего среднего образования основаны на дидактических требованиях, предъявляемых к учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской

группе, изучают учебный предмет «Физическая культура и здоровье» по программам, разрабатываемым Министерством образования Республики Беларусь и согласованным с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к группе лечебной физической культуры, занимаются в лечебно-профилактических учреждениях под руководством врача ЛФК.

Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» осваивается в соответствии с закономерностями, принципами и требованиями образовательного педагогического процесса. Являясь востребованной образованием стороной, физическая культура необходима учащимся для оздоровления и успешного получения общего базового и общего среднего образования.

Степень освоения учащимися содержания предмета «Физическая культура и здоровье» зависит от уровня профессиональной подготовленности педагога, состояния материально-технической базы, наличия спортивного оборудования и инвентаря, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, возрастно-половых особенностей учащихся и т. д.

5. Общая характеристика и особенности построения содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» по ступеням общего среднего образования

Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» учитывает этапность формирования физической культуры личности в онтогенезе. Это обеспечивает его целостность, завершённость на каждом этапе, преемственность этапов, что достигается соответствием возрастным особенностям уровня и соотношения природной, социальной и культурной сторон физической культуры личности и доминантным видам деятельности. По своему содержанию физическое воспитание должно содействовать укреплению здоровья учащихся, поэтому в него следует включать только научно обоснованные, прошедшие практическую проверку средства, отвечающие требованиию оздоровительной ценности. При занятиях физическими упражнениями необходим регулярный педагогический и врачебный контроль.

Одной из основных закономерностей, определяющих содержание этого учебного предмета, является разновременность развития психики, органов, систем организма, изменения их функций в онтогенезе. Её следствием является неодинаковая предрасположенность учащихся на каждом возрастном этапе к решению задач физического воспитания. У девочек и мальчиков эта закономерность проявляется по-разному.

Результаты анализа уровней взаимосвязи физического развития, физической подготовленности и показателей нормированных приростов физического развития и физической подготовленности в школьном возрасте (6-17 лет) свидетельствуют о половом диморфизме их изменения. Его учёт предполагает дифференцированный подход к постановке задач, использованию средств физического воспитания и желательно раздельное по половому

признаку физическое воспитание с 10-11 лет до окончания обучения в школе. При работе с девочками, девушками и с юношами следует отдавать предпочтение средствам, направленным на разностороннюю физическую подготовку, дающую оздоровительный эффект и соразмерный эффект развития различных физических качеств. С увеличением возраста содержание учебного предмета должно быть более ориентированным на повышение самостоятельности учащихся в решении задач физического воспитания. Необходима ориентация содержания учебных программ на современные отечественные нормативные основы физического воспитания.

Необходимо включение в содержание учебного предмета средств, связанных с национальной культурой, за счёт ориентации на национальные учебные программы, отражающие культуру и менталитет этноса.

Поступление в школу - важное событие в жизни ребёнка. До этого периода преобладающим видом деятельности ребенка являлась игра. Играя, ребёнок осваивал окружающий мир и учился жить в нём. После поступления в школу ведущей становится учебная деятельность. Игра выступает как средство, а игровая деятельность - как метод физического воспитания. При этом целью игровой деятельности являются обучение, воспитание и развитие, направленные на формирование начального уровня физической культуры личности.

В процессе физического воспитания на первой ступени общего среднего образования эффективным средством обучения, воспитания и развития остаётся подвижная игра. В младшем школьном возрасте подвижная игра, оставаясь важным средством физического воспитания, постепенно вытесняется более регламентированными формами освоения учебного предмета. Но игровой метод остаётся в начальной школе одним из ведущих. Содержание физического воспитания строится на игровой основе с направленностью на освоение школы движений. На первой ступени общего среднего образования весь программный учебный материал является базовым.

Основу содержания предмета на второй ступени общего среднего образования составляет изучение основ видов спорта. Такое содержание обусловлено в первую очередь необходимостью сформировать у учащихся духовно-нравственные и физические ценности. В содержание учебной программы включены: лёгкая атлетика, гимнастика, акробатика, лыжная и кроссовая подготовка, по выбору две из четырёх спортивных игр: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол.

Для старшего школьного возраста на третьей ступени общего среднего образования характерен выбор молодыми людьми своего дальнейшего жизненного пути. Для подавляющего большинства в этом возрасте физическая культура в прежнем её виде утрачивает интерес и актуальность. Поэтому в

Основу учебного предмета «Физическая культура и здоровье» составляет его содержание, представляющее интерес для юношей и девушек, имеющее жизненно ориентированную направленность. К ним относятся такие виды физкультурной и спортивной деятельности, как спортивные игры (по выбору одна из четырёх спортивных игр: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол), легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, акробатика, лыжная и кроссовая подготовка.

Основными направлениями дифференцированного физического воспитания учащихся на третьей ступени общего среднего образования являются:

спортивное с развивающей и рекреационно-реабилитационной направленностью на базе одного из видов спорта;

спортивное с углублённым освоением избранного вида спорта (для талантливых в спортивном отношении детей);

физкультурное с выраженной предполагаемой профессиональноприкладной учебной или трудовой деятельностью;

общее физкультурное для учащихся, не желающих заниматься физической культурой со спортивной направленностью;

оздоровительно-реабилитационное для школьников, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры.

В связи с повышением требований к уровню физической подготовленности начиная с IX класса содержание физического воспитания приобретает выраженную спортивную направленность.

На второй и третьей ступенях общего среднего образования содержание учебных программ подразделяется на базовый и вариативный компоненты. Базовый компонент обеспечивает необходимый минимальный уровень формирования физической культуры личности на каждой ступени образования и в каждом классе. Он обязателен для освоения учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Вариативный компонент включает в себя виды спорта, не вошедшие в базовый (плавание, аэробика, атлетическая гимнастика, конькобежная подготовка, настольный теннис). Базовый компонент содержания учебной программы включает в себя разделы: «Знания» и «Основы видов спорта».

Раздел «Знания» содержит основы теоретических и прикладных знаний, направленных на формирование у школьников вначале простейших, а затем более глубоких представлений о строении тела человека, функциях его психики, имеющих отношение к физической культуре, о жизненно важных органах и системах организма, процессах их адаптации к физической нагрузке. Этот компонент включает также знания по технике выполнения и методике применения средств физической культуры, знания, раскрывающие личностный

смысл и социальную значимость физической культуры для современного человека, а также знания по здоровому образу жизни, олимпийской тематике, истории видов спорта, об оздоровительных системах.

Раздел «Основы видов спорта» содержит практический учебный материал, подлежащий освоению и последующему применению с целью развития координационных и кондиционных способностей, формирования двигательных умений и навыков, способов деятельности, а также теоретический - необходимый для успешного освоения практического.

Основными средствами учебного предмета «Физическая культура и здоровье» выступают физические упражнения и способы физкультурной и спортивной деятельности. Мотивация к учебной деятельности на всех ступенях обучения достигается соответствием содержания учебной программы физкультурным и спортивным интересам учащихся, чёткой постановкой учебных требований, их соответствием возрастно-половым особенностям занимающихся и специфике физической культуры.

6. Состав и структура учебно-методического комплекса

В состав современного учебно-методического комплекса (УМК) входят соответствующий Концепции образовательный стандарт и учебные программы по предмету. В силу специфики учебного предмета «Физическая культура и здоровье» компонентами по УМК являются учебники, учебные пособия для учащихся, учебно-методические пособия для учителей, а также материальнотехническая спортивная база, качественные спортивное оборудование, инвентарь и другие средства обучения.

Аннотация: в данной работе мы развиваем идею применения интерактивной доски и (или) проектора на уроке физической культуры, см. предыдущую работу: Шамаева Г. И., Концепция новой педагогической технологии преподавания физической культуры, 2017.

Несколько «интерактивных стен» может полностью раскрыть вопрос дифференцированного обучения на уроках физической культуры как по гендерному признаку, так и на основе физического развития, и здоровья учащихся: на каждой из таких стен могут транслироваться свои упражнения для разных групп обучающихся.

Представьте, например, если эти упражнения будут показываться каким-то сказочным человекоподобным существом для младших групп школьников и олимпийскими чемпионами для среднего и старшего звена. Тогда у учителя останется больше времени на контроль правильности выполнения упражнений учащимися, для этого не нужно будет останавливать весь класс, чтобы сделать замечание только одному.

В информационную эру можно найти всю информацию по упражнениям, всяким разным, нацеленным на что-то конкретное, даже видео с их выполнением. Но человек не видит себя со стороны, ему сложно контролировать правильность выполнения упражнений на первых порах. Для этого и существует учитель физической культуры, тренер. Здесь мы как раз и получаем индивидуальную работу с обучающимися, интерактивная стена развязывает нам руки. А «красочность» технологии позволит выработать у обучающегося привычку к физической активности и поднять его заинтересованность в уроках физической культуры.

Плюс снятие кинограмм (с современным развитием это практически стало домашней технологией) движения и сравнения их с кинограммой образца, например, олимпийского чемпиона, позволит ученикам технически грамотно выполнять учебные движения по видам спорта и стремиться им к большему.

Мы переходим к описанию нескольких игр, которые могут использоваться с интерактивной стеной.

«Плитки фортепиано» . По 5 вертикальным белым дорожкам на стене появляются черные прямоугольники. Обучающийся должен в них последовательно попадать. При попадании на прямоугольник воспроизводится нота. Чтобы проиграть всю мелодию, ученику необходимо каждый раз ловить отскакивающий от стены мяч, иначе он пропустит какую-то ноту.

«Вышибала» . С экрана надвигаются разрозненной толпой, например, зомби. Ученику необходимо быстро по ним попадать мячом, чтобы «они до него не добрались».

«Попади» . На стене случайно появляется черный квадрат. В него необходимо быстро попасть, чтобы получить очки, иначе он исчезнет.

Описанные нами взаимодействия с интерактивной стеной всегда строились на использовании мяча как средства управления. Но, вообще говоря, это необязательно. Можно сделать, чтобы средством управления было движения тела обучающегося. Для этого его должна снимать камера, а вычислительное устройство должно обрабатывать движения его тела и то, что они означают. В конце концов, можно сделать интерактивный пол и получить нечто на подобие электронного танцпола.

Урок физической культуры – не средство, но цель. Здесь ценен сам процесс работы, нужной, без преувеличения, каждому. Ведь школьники часто говорят нечто вроде «мне не нужна математика, я хочу быть историком»; мне не нужна литература, я хочу быть химиком» и т.д. Но сказать, что кому-то не нужна физкультура, конечно, можно, но это равносильно тому, что объявить, что человеку могут быть не нужны здоровье, красота и сила. Не нужно быть Иммануилом Кантом, чтобы понять, что такое утверждение было бы глупостью. Но если это все же кому-нибудь не ясно, миссия учителя физической культуры состоит в том, чтобы убедить его в обратном, и никак иначе, кроме как регулярной, систематической, методически грамотной работой со школьниками. Интерактивная стена как раз и позволяет все это осуществить. Мы лишь показали толику ее применения. Но мы уверены в том, что перспектива использования интерактивных стен огромна в любом разделе школьной программы по физической культуре.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условия...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Методическая разработка на тему: " Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКСЙ КУЛЬТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА: « ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ»

Рубцова Ирина Леонидовна

Учитель физической культуры

МОУ Одинцовская гимназия №13

г. Одинцово

2010 год

1 вопрос. За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время физической культурой и в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 1999 г. их стало 1 млн 300 тыс., что на 6,5% больше, чем в 1998 г. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.

Общая система физкультурного образования в России переживает кризис. Проявляется это прежде всего в недостаточной образованности населения, низком уровне здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи, малом числе людей, занимающихся систематически физической культурой и спортом.

Причины кризисного состояния общего физкультурного образования.

1.Подмена образовательного содержания учебных занятий по ФК содержанием из других форм физического воспитания.

2.Отсутствие четкой цели учебной работы по ФК в школе.

3.Недостаточный объем учебного времени, отводимого на учебные занятия.

4.Недооценка и недостаточное внимание к формированию специальных знаний, интеллектуального компонента физической культуры личности школьников.

5.Недостаточное внимание к созданию условий для самообразования и самосовершенствования, превращение занятий по ФК в «двигательное натаскивание».

6.Неиспользование достижений спортивной науки в массовых формах физического воспитания.

7.Слабое владение учителями ФК современными педагогическими и здоровьесберегающими технологиями.

8.Слабый уровень обеспечения учебного процесса по физическому воспитанию (учебно-методическое, медицинское и материально-техническое).

9.Слабая воспитательная работа.

10.Повышенное внимание к сдаче усредненных нормативов в качестве главного критерия успеваемости учащегося.

11.Большое значение, предаваемое спортивным соревнованиям.

2 вопрос . В настоящее время существуют 3 концепции совершенствования ФК в школе.

1.Оздрорвительная направленность ФК в школе.

2.Спортизация ФК в школе.

3.Образовательная направленность ФК в школе.

1. Сторонники этой концепции считают, что все содержание школьных уроков ФК должно иметь одну цель – оздоровление учащихся. Это связано с появлением «школьных болезней», различных функциональных нарушений и гиподинамии у 70% школьников. Состояние здоровья зависит от ЗОЖ, а систематические занятия ФК - одно из важных слагаемых ЗОЖ. В связи с этим необходимо лучше организовать внеклассную работу по ФК, увеличить количество часов, отводимых на ФК.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ.

Повышение двигательной активности в уроке и в организации внеклассных мероприятий.

Проведение ФК-минуток и пауз.

Подвижные перемены.

Подбор средств и методов профилактики и коррекции «школьных

болезней».

Улучшение физкультурной работы в школе и в группах продленного дня.

Для решения этих задач необходимо повысить уровень подготовки учителей.

2. Данная концепция позволяет выявлять спортивные способности у детей и более эффективно отбирать детей для занятий в большом спорте. Это повлечет за собой повышение интереса учащихся к ФК, более широкое использование проверенных технологий спортивной подготовки, следствием которых будет более эффективное развитие двигательных навыков и физических качеств и повышение функционального состояния человека, значительное укрепление здоровья (по сравнению со школьной ФК).

Отрицательные стороны этой концепции: нанесение ущерба образовательному содержанию ФК, невозможность привлечения к занятиям всех учащихся(нежелание заниматься, отсутствие возможностей, способностей у детей. Для внедрения в жизнь этой концепции необходима соответствующая материально-техническая база(или благоприятные условия)и высокий профессиональный уровень подготовки учителей физической культуры, а самое главное- вынос уроков ФК за сетку расписания.

Основная причина необходимости данной концепции - плохое состояние школьной ФК, подмена образовательного содержания в учебных занятиях ФК содержанием из других форм ФВ, их превращение в оздоровительные и развлекательные мероприятия, в одну из форм активного отдыха. Также существует факт деградации учебной дисциплины, носящей статус общеобразовательной дисциплины. Это не осознается большинством учителей ФК и воспринимается в обществе как норма. В результате - потеря уроком ФК своей интегрирующей функции, превращение его из основной в заурядную форму ФВ. Происходит отчуждение ФК от учебной жизни школы, часто возникают сомнения в его необходимости в сетке учебного расписания в школе. «Выпадение» из системы общеобразовательных дисциплин формирует интуитивное неприятие ФК в качестве равноправной общеобразовательной учебной дисциплины как учителями, так и родителями и учащимися.

Учителя ФК ощущают комплекс неполноценности преподаваемого ими предмета по сравнению с другими. Имеет место недостаток физического образования, преобладает физическое развитие.

Это свидетельствует о том, что существующая система общего образования в ФК изжита и дискредитирована.

Настоящими уроками ФК являются те учебные занятия, на которых изучают ее теоретические и практико-методические основы, познаются способы рационального воздействия средств ФК на организм.

Данная концепция основана на приоритете образовательной направленности. Она позволяет обеспечить формирование и использование населением системы физических знаний как интеллектуальной основы целенаправленной двигательной активности в соответствии с законами природы и индивидуальными особенностями.

3 вопрос . Я считаю наиболее прогрессивной и перспективной концепцию Лукьяненко.

Эта концепция предполагает коренное преобразование учебной работы по физической культуре в школе на основе идеи подлинной реализации учения П.Ф. Лесгафта о "физическом образовании". Она представляет собой один из практических прикладных результатов теоретической деятельности, направленной на реанимирование и дальнейшее развитие этого учения, осуществляемое с учетом современных жизненных реалий и новейших достижений теории физической культуры, педагогики и науки в целом, на основе фундаментализации содержания, раскрытия и эффективного использования уникального по своей природе общеобразовательного потенциала учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе.

4 вопрос.