История развития морфологии растений, значение морфологии как научной дисциплины. История и основные научные достижения института Чем занимаются ученые морфологи

Где учился: В 2004 году поступил на лечебный факультет Астраханской государственной медицинской академии (АГМА), закончил его в 2010. Аспирантуру прошел на кафедре гистологии и эмбриологии там же, в 2012 досрочно защитил диссертацию и стал кандидатом медицинских наук. В 2014 закончил ординатуру на кафедре патологической анатомии и получил лицензию врача-патологоанатома.

Область исследований: Кардиопатология и внезапная сердечная смерть, онкоморфология (строение опухолей). Параллельно участвует в исследовании нового ряда лекарственных препаратов, помогающих при тромбозах.

Особые приметы: Играет на фортепиано, собирает гербарии, составляет коллажи и хорошо готовит.

К решению о том, что хочу работать в медицине, я пришел довольно рано - это была какая-то внутренняя тяга, но она была немного патологичной. Когда мне было лет 6–7, мой отец разводил кроликов, и в какой-то момент им пришло время превратиться в жаркое. Внутренности - сердца, кишки, желудки, - были выброшены, я собрал их в банки, залил водой, перевязывал сверху полиэтиленом и поставил бабушке в шкаф. Бабушка этого не знала. Через неделю в ее комнате стоял такой запах трупачины, что, разумеется, родители начали искать его причину. Я молчал. Когда эти банки с разлагающимся содержимым и опарышами нашли, то интерпретировали мои действия как хулиганство, а не как тягу к научным экспериментам, и, само собой, отругали. Еще, как и все дети, я играл «в больницу», ставил капельницы подружкам-соседкам, всю школу мечтал быть врачом и не рассматривал никакие другие варианты. В 11 классе нужно было осознанно сделать выбор: врач либо повар (по папиным стопам), и, так как я заканчивал музыкальную школу, то третьим вариантом было музыкальное училище и после - консерватория. В итоге я начал изучать медицину в Астраханской государственной медицинской академии.

Со специализацией определился не сразу, но сейчас понимаю, что занимаюсь именно тем, что мне больше всего интересно. На втором курсе, когда у нас началась анатомия, меня очень сильно заинтересовала центральная нервная система - ее сложное устройство и красивые названия - восходящий и нисходящий пути, экстрапирамидная система, черное вещество и красное ядро, таламус, оливы, пучок Бурдаха. Я решил, что стану неврологом, и это желание сохранялось у меня до конца шестого курса. Сдавая госэкзамены, я был уверен, что буду поступать в НИИ по изучению мозга имени Бехтерева в Санкт-Петербурге, отправил туда документы, меня приняли. Но получилось так, что в первый раз за очень долгое время в аспирантуре на кафедре гистологии в моем университете было выделено бюджетное место, и первым кандидатом на его получение был я, потому что параллельно с учебой в течение трех лет я был председателем студенческого кружка по гистологии. Ректор вызвал меня к себе вместе с заведующей кафедрой, и мне было дано указание поступать на это бюджетное место. Я не сопротивлялся и стал аспирантом. Объясню, что гистолог изучает ткани в нормальном состоянии, а без знания норм невозможно говорить о патологии, потому что любая патология - это отклонение от нормы. На тот момент у меня было ощущение, что наукой я смогу заниматься и в Астрахани, поэтому я не расстроился из-за отложившегося переезда.

Я начал работать над морфологической диссертацией, тема была уже далека от неврологии, - «Воздействие сероводородсодержащего газа Астраханского месторождения в предельно допустимой концентрации на слизистую тонкой кишки». Одно из градообразующих предприятий- это «Газпром добыча Астрахань», в 60 километрах от города разрабатывают месторождение газа и серы, построенное в советские годы без учета региональной розы ветров. Сотрудники предприятия находятся в производственных условиях, и у них своя предельно-допустимая концентрация вредных веществ в атмосфере, она, понятно, выше, чем у жителей города, но в любом случае подразумевается, что эта концентрация не ведет ни к каким изменениям на морфологическом или функциональном уровне. Моя работа была экспериментальной, я травил крыс газом рабочей зоны. В работе участвовало 70 животных, все они пострадали во имя науки. Выяснилось, что заявленные как безопасные 3 милиграмма на метр кубический все же негативно влияют на эпителий кишечника, что может вести к ряду заболеваний, в том числе и онкологических. Это исследование описано в моей диссертации - я защищался в Саранске, где меня слушали два десятка профессоров, - но оно никак не повлияло на санпины (санитарные нормы и правила) для данного вида производств.

Диссертацию я написал за год, еще полгода оформлял бумаги, проходил апробацию, писал ВАК-статьи.

ВАК-статьи - публикации в научных журналах, которые должны быть у каждого соискателя, для допуска к защите научной работы.

Обычно на диссертацию уходит три года, но мне так хотелось уйти с кафедры гистологии, что я сидел до 12 ночи, делал препараты, писал даже в выходные и мечтал о том, что я быстро закончу исследование, выйду на защиту и досрочно завершу учебу, а не просто брошу аспирантуру, как это делает большинство. Я достаточно серьезно вложился в работу и морально, и финансово. Всего я потратил около 250 тысяч на расходные материалы, на химикаты и на ремонт лаборатории. Мне не хватало всего, когда я делал исследование, - я сам покупал краски, оборудование, антитела. Единственной удачей было то, что мне достался микротом XIX века фирмы «Карл-Цайсс», я его починил и, фактически, на нем и сделал диссертацию.

Микротом - инструмент для приготовления срезов фиксированной и не фиксированной биологической ткани, а также небиологических образцов для оптической микроскопии толщиной 1–50 микрон.

За время работы над диссертацией сам по книгам и руководствам я научился делать иммуногистохимию и постановку реакции, что дает более точную и глубокую диагностику характеристик ткани и клеток, то есть позволяет идентифицировать специфичные антигенные свойства злокачественных опухолей.

Микроскоп у нас на кафедре был один, хотя любая работа гистолога предполагает работу с оптикой, все сотрудники по очереди им пользовались. Я очень благодарен своим родителям, что передо мной не стояла острая необходимость зарабатывать деньги, они очень серьезно помогали. За преподавание на кафедре мне платили 3 тысячи рублей в месяц, стипендия аспиранта составляла около 6 тысяч. Я знаю, что некоторые люди в России семью на такие зарплаты содержат, но нормальным это не считаю.

По моему опыту, наука - это дорого, но безумно интересно. Это как наркотик, ты подсел на кокаин и все время хочешь на него тратить деньги, - так же и с исследованиями. Мне было все равно, есть дома хлеб или нет, потому что мне нужно было купить антитела, фуксина основного или кислого для покраски срезов и посмотреть, что там происходит.

В этом есть маниакальный момент, обычно все - в дом, а я все - в лабораторию. Иногда у меня случались ссоры с мамой, когда я просил 14 000 рублей на термованночку для расправления парафиновых срезов с образцами тканей, а она не понимала, почему это столько стоит и зачем вообще мне это нужно.

Астраханская медакадемия была достойным учебным заведением приблизительно до 80-х годов прошлого века, входила в пятерку лучших в стране, котировалась на уровне Мечникова и Сеченова, а потом наступила разруха, и сейчас все довольно грустно в плане кадров и студентов. Кафедру патологической анатомии организовал в 1917 году Георгий Владимирович Шор, специально переехавший из Петрограда в Астрахань на несколько лет, его методика вскрытий применяется во всем мире. Здесь в 1963 году исследовательская группа под руководством Юрия Семеновича Татаринова открыла белок альфа-фетопротеин, который является маркером первичного рака печени, и его иммунохимический тест сегодня известен во всех развитых странах. В 1972 году он переехал в Москву и заведовал кафедрой биохимии во втором меде (РГМУ им. Пирогова).

Закончив аспирантуру, я решил пройти ординатуру по патологической анатомии, чтобы получить клиническую специальность и приносить пользу практическому здравоохранению, потому что, повторюсь, гистология - это теоретическая область, идеальный фундамент для дальнейшей работы в области морфологии. Гистология, анатомия и патанатомия относятся к группе морфологических дисциплин.

На вскрытие я первый раз попал со своими друзьями, одна наша подруга училась на юридическом факультете и в рамках курса судебно-медицинской экспертизы они должны были присутствовать на аутопсии. Это был мой первый год обучения в вузе, мне стало дурно, и я ушел, думал, что никогда не стану патологоанатомом. Этот случай я часто вспоминал в первые две недели ординатуры в морге, они очень тяжело проходили для меня в плане брезгливости, а потом я привык пахнуть ксилоном и хлороформом. И позже, когда уже получил лицензию врача-патологоанатома, даже не считал нужным просить санитаров пилить ребра, все всегда делал сам. Полы иногда в лаборатории мыл даже. Также за время своей работы я оцифровал микропрепараты всех иммуногистохимических исследований. Создал банк фотографий, который дает более удобный доступ к существующим материалам, позволяет сравнивать случаи и пересматривать результаты, до этого врачи просто писали диагнозы и складировали стекла в архив.

Патологическая анатомия - это одна из тех научных дисциплин, где очень много возможностей для исследований. Каждый случай - это маленькая работа, может быть, даже диссертационная, в диссертации - статистика, объем и много бумаги, а в патанатомии ты работаешь над каждым случаем, делаешь выводы, рассуждаешь, строишь логические цепочки. Терапевты лечат по стандартам, хирурги - это руки и техника, может быть, разная степень сложности, но ты либо умеешь, либо нет, а тут надо именно соображать.

Два месяца назад я переехал в Москву по приглашению Научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА и теперь заведую здесь лабораторией патологической анатомии. Занимаюсь патологической морфологией, просматриваю операционный биопсийный материал, даю свои заключения по данным морфологического строения.

Параллельно я работаю над научным исследованием, которое посвящено внезапной сердечной смерти. Я попросил у одного из ведущих патологоанатомов России Льва Владимировича Кактурского дать мне тему из разряда остро стоящих нерешенных проблем в морфологии. Если я открою что-то значимое в танатогенезе данной патологии, то начну об этом писать. Основной вопрос, который стоит передо мной: почему на фоне относительного благополучия жизни человек может скончаться от сердечного приступа в течение часа, даже не имея заболеваний сердца, иногда приступ может остаться рубцом в миокарде, но часто заканчивается летально.

Мой распорядок дня примерно таков: я встаю в 6 или в 6.30, потому что люблю утро проводить неспешно, в 8.15 я на работе, в 8.30 начинается пятиминутка с врачами, хирургами и с завотделениями, потом приходит время моих персональных кругов ада. Так как лаборатория только открылась, есть много административных вопросов, которые мне приходится решать - найм персонала, закупка оборудования, приведение состояния рабочих помещений в соответствие с нормами и требованиями. Бухгалтерия, юристы и рабочие занимают мое время до обеда, после я готовлю документы на следующий день.

В идеальном мире после пятиминутки я буду просматривать биопсийные материалы, которые мне прислали, вырезать материал для исследований и описывать его, отдавать лаборантам для приготовления гистологических препаратов, а потом смотреть уже готовые стекла, которые за предыдущий вечер и ночь сделали лаборанты, писать ответы и заключения для врачей. Так как у патологоанатома должен быть пятичасовой рабочий день, то в перспективе во второй половине дня я буду уезжать в НИИ морфологии человека РАМН , где я работаю старшим научным сотрудником центральной патологоанатомической лаборатории и делать свое исследование по внезапной сердечной смерти. Сейчас у меня получается там бывать только по субботам.

Вечером я приезжаю домой - готовлю, очень плотно ужинаю и играю на фортепьяно, читаю профессиональную литературу, встречаюсь с друзьями и хожу на свидания.

Несмотря на реформы в области здравоохранения и иногда не совсем радостные перспективы, я верю что наукой можно заниматься везде, хоть на кухне, никто этого не запрещает, - в квартире, в подвале, на отдыхе. Единственный важный момент - это необходимое оборудование и условия для реализации некоторых целей и задач. Сейчас у меня такая лаборатория, что я готов в ней жить. Все, как известно, познается в сравнении.

В заключение хочу передать привет таксистам, которые меня последние несколько лет возили от астраханского морга до дома и обратно, и каждый неизменно спрашивал, работаю ли я там. Когда я говорил да, то они тут же переходили к вопросу, режу ли я трупы, и я дважды в день - утром и вечером - читал маленькую лекцию о том, что врач-патологоанатом не только занимается аутопсиями, но и проводит прижизненную диагностику, исследует операционный биологический материал - биопсии, и 70–80% его работы - это смотреть в микроскоп и ставить диагнозы живым людям, диагностировать онкологию, верифицировать или опровергать поставленный диагноз. Я лично очень счастливым чувствую себя в те дни, когда мне не приходится делать ни одного заключения с подтверждением онкологии.

Постнатальный гистоморфогенез желудка в норме и в эксперименте

А. Ф. Санжапова Медицина Отсутствует

Монография посвящена постнатальному морфогенезу желудка в норме и при экспериментальных воздействиях на организм. Особое внимание уделено развитию структур слизистой и мышечной оболочек желудка при питании пищей с измененными физическими свойствами – предварительно размельченной или диспергированной пищей.

Приведено подробное сравнительно-морфологическое описание развития с 21 по 360-е сутки постнатального онтогенеза эпителиальных и мышечных структур стенки желудка у животных, питающихся диспергированной и недиспергированной пищей. Морфометрические данные представлены в таблицах и проиллюстрированы микрофотографиями и диаграммами.

Для преподавателей и студентов вузов биологического и медицинского профилей, ученых-морфологов, физиологов, гастроэнтерологов, а также специалистов в области диетологии и зооинженерии.

Книга будет полезна студентам и аспирантам филологических факультетов, а также преподавателям и специалистам и всем, кто интересуется историей русского языка.

В книгу включены работы как по общетеоретическим вопросам языкознания, так и по конкретным разделам этой дисциплины (фонетика и фонология, морфология, синтаксис, семантика).

Стилистика. Современный английский язык

И. В. Арнольд Учебная литература Отсутствует

Основная задача книги – научить сознательно подходить к художественному тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного содержания. Все аспекты стилистики, изучаемые современными учеными, нашли свое отражение в данной книге. Функциональная стилистика, лексикологическая стилистика , теория образов, стилистический анализ на уровне фонетики и морфологии – таков далеко не полный перечень вопросов, рассматриваемых в книге.

Анализ выразительных и изобразительных средств осуществляется на лингвистической базе, что позволяет студентам совершенствовать знание языка. Теоретический материал пособия иллюстрирован примерами из произведений оригинальной литературы. Особое место в пособии отведено общим проблемам стилистики в ее связи с другими дисциплинами.

Для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный язык».

Медицинская микробиология, иммунология и вирусология

Сергей Бабичев Медицина Учебник для медицинских вузов

Учебник состоит из семи частей. Часть первая – «Общая микробиология» – содержит сведения о морфологии и физиологии бактерий. Часть вторая посвящена генетике бактерий. В части третьей – «Микрофлора биосферы» – рассматривается микрофлора окружающей среды, ее роль в круговороте веществ в природе, а также микрофлора человека и ее значение.

Часть четвертая – «Учение об инфекции» – посвящена патогенным свойствам микроорганизмов, их роли в инфекционном процессе, а также содержит сведения об антибиотиках и механизмах их действия. Часть пятая – «Учение об иммунитете» – содержит современные представления об иммунитете.

В шестой части – «Вирусы и вызываемые ими заболевания» – представлены сведения об основных биологических свойствах вирусов и о тех заболеваниях, которые они вызывают. Часть седьмая – «Частная медицинская микробиология» – содержит сведения о морфологии, физиологии, патогенных свойствах возбудителей многих инфекционных заболеваний, а также о современных методах их диагностики, специфической профилактики и терапии.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей высших медицинских учебных заведений, университетов, микробиологов всех специальностей и практических врачей. 5-е издание, исправленное и дополненное.

Лингвистика и преподавание русского языка в школе

М. В. Панов Языкознание Studia philologica

М. В. Панов (1920—2001), крупнейший ученый современности, излагает студентам теорию Московской лингвистической (фортунатовской) школы на всех ее уровнях: лексика, фонетика, морфология, синтаксис – и показывает, как эту теорию можно интересно и доступно преподавать школьникам.

Автор восстанавливает сотрудничество лингвистической науки и школы, плодотворно развивавшееся в первой трети ХХ в. трудами его учителей и предшественников: Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, М. Н. Петерсона, А. М. Пешковского, Р. И. Аванесова, В. Н. Сидорова, А.

Б. Шапиро и др. , показывает пути преодоления традиционного разлада школьной и научной грамматики. Заканчивает курс лекция, посвященная анализу стихотворных текстов. Книга может представлять интерес для студентов, школьных учителей, преподавателей высших учебных заведений, для ученых-лингвистов.

Проблемы грамматики и типологии. Сборник статей памяти В. П. Недялкова (1928–2009)

Коллектив авторов Языкознание Отсутствует

Сборник посвящен памяти профессора Владимира Петровича Недялкова (1928-2009) – выдающегося ученого, одного из ведущих специалистов в области грамматической типологии, инициатора и ответственного редактора фундаментальных коллективных трудов по типологии результатива (1983, 1988) и реципрока (2007), автора многочисленных статей, посвященных вопросам грамматики и типологии германских, палеоазиатских и алтайских языков.

Первая часть книги содержит статьи российских и зарубежных лингвистов, тематика которых определяется основными научными интересами В. П. Недялкова (синтаксис, морфология, семантика, типология грамматических категорий). Вторая часть сборника включает семантический указатель к коллективной монографии «Типология результативных конструкций», главным редактором которой был В.

П. Недялков.

Труды по истории русского языка. Т. 2: Статьи и рецензии

А. И. Соболевский Языкознание Классики отечественной филологии

Второй том «Трудов по истории русского языка» академика Алексея Ивановича Соболевского, выходящий к 150-летию великого русского филолога, включает статьи и рецензии 1881-1927 гг. , которые отражают широчайший круг его интересов – от праславянской морфологии до восточнославянской диалектной фонетики и грамматики, от адаптации заимствований до древней и современной орфографии, от топонимики и этимологии до исторической лексикологии и лексикографии.

Эти работы, представляющие собой важнейшую часть творческого наследия Соболевского, к настоящему времени уже стали библиографической редкостью. Между тем обращение к малоизвестным или забытым публикациям ученого способно пролить свет на многое из того, что остается неизвестным современной науке либо заново повторяется ею без ссылок на предшественников.

Издание рассчитано на филологов-славистов и всех интересующихся историей русского языка и русской культуры.

Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 1

М. В. Панов Языкознание Отсутствует

Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 2

М. В. Панов Языкознание Отсутствует

В двухтомнике М. В. Панова «Труды по общему языкознанию и русскому языку» собраны работы, отражающие многогранность научной деятельности ученого. Это статьи, а также отрывки из коллективных монографий, руководителем и вдохновителем которых был Михаил Викторович.

Многое из публикуемого давно стало библиографической редкостью, например, содержащий глубокие новаторские идеи теоретический проспект монографии «Русский язык и советское общество», опубликованный в 1962 г. в Алма-Ате тиражом 550 экземпляров. Название разделов в двухтомнике отражает сферу научных интересов М.

В. Панова, однако распределение его работ по предлагаемым разделам носит по необходимости условный характер. Так, статья «О частях речи в русском языке» помещена в раздел «Общие вопросы теории» (1-й том), а «О грамматической форме» – в раздел «Морфология и словообразование» (2-й том), хотя обе эти статьи разрабатывают теорию грамматики.

Мысль М. В. Панова не укладывается в жесткие рамки любой рубрикации. У него нет чисто описательных работ. Все его работы носят теоретический характер.

Старославянский язык в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для вузов

Афанасий Матвеевич Селищев Учебная литература Авторский учебник

Учебник «Славянский язык» является посмертным изданием многолетнего труда профессора А. М. Селищева одного из крупнейших советских ученых в области славянского языкознания. Труд А. М. Селищева обладает полнотой, обстоятельностью изложения, богатством фактического материала и широтой его сравнительно-исторического освещения, что выделяет его из всех подобных изданий как русских, так и зарубежных авторов.

Первая часть двухтомника содержит филологического введение (справка об истории старославянского языка и описание памятников старославянской письменности) и раздел о фонетике, вторая тексты из старославянских памятников (с отрывками из других рукописей), словарь и очерки морфологии.

Книга будет полезна студентам и аспирантам филологических факультетов, а также преподавателям и специалистам и всем, кто интересуется историей русского языка.

Наедине с убийцей. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников

Владимир Бехтерев Классики психологии Человек преступный. Классика криминальной психологии

Владимир Михайлович Бехтерев – выдающийся русский психиатр, невропатолог, психолог, физиолог и морфолог, один из основателей русской экспериментальной психологии. Вклад В. М. Бехтерева в медицину огромен. Помимо самой известной своей работы – «Проводящие пути спинного и головного мозга» – ученый создал немало других выдающихся трудов, в том числе он стал одним из первых изучать вопросы преступности с точки зрения психиатрии.

Его необычные и зачастую противоречивые суждения и по сей день не потеряли былой актуальности. В настоящее издание вошли лучшие статьи психиатра, посвященные психике преступника.

Духовная социализация личности как социокультурная основа национальной безопасности России. Монограф

Алла Матвеева Социология Отсутствует

В монографии рассматриваются теоретические и методологические аспекты духовной социализации как социокультурной основы национальной безопасности России. Исследуются проблемы аксиологического поля духовной социализации, структура и содержание различных фаз процесса личностной социализации.

Описывается морфология оценки духовной социализации личности как основного аспекта социокультурной безопасности России. Концептуальной основой, представленной в монографии, послужили идеи русского идеал-реализма и космизма, в которых духовно-нравственные аспекты бытия нашли свое наиболее глубокое и убедительное обоснование.

Соколов внес существенный вклад в изучение систематики и филогенеза животных, эволюционной и функциональной морфологии и экологии млекопитающих. Фактически им созданы новые научные школы по изучению кожных покровов млекопитающих, хемокоммуникации животных.

В. Е. Соколов разработал научные основы и определил направления работ по сохранению биоразнообразия в нашей стране. Перу В. Е. Соколова принадлежат около 1000 научных работ, включая 30 монографий. Велика роль академика В. Е. Соколова и как организатора науки.

Более 30 лет он руководил крупнейшим научно-исследовательским учреждением страны – Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН; 13 лет возглавлял Отделение общей биологии РАН; 16 лет был заведующим кафедрой зоологии позвоночных и общей экологии Биологического факультета МГУ.

В. Е. Соколов организовал целый ряд крупных комплексных биологических экспедиций в нашей стране, а также в Монголии, Вьетнаме, Перу, Боливии и Эфиопии. Собранные в книге материалы, состоящие из выступлений академика В. Е. Соколова в печати и воспоминаний его родных, друзей и соратников, раскрывают образ неутомимого труженика науки, естествоиспытателя и путешественника, умелого организатора и хорошего доброго человека.

Для читателей, интересующихся историей биологии, биологов, зоологов, экологов и специалистов в области охраны природы.

Человек изначальный. Из пены морской

Виктор Тен Публицистика Отсутствует

Эта книга-вызов «обезьяньим» эволюционистам, которые превзошли поборников творения в нежелании видеть упрямые факты: чем старше ископаемые гоминиды, тем ближе они к современному человеку. Строение нашего тела и мозга заставляет искать его происхождение не в саванне и джунглях, а на границе суши и воды.

Десятилетие назад эта гипотеза произвела переполох в академической науке, особенно после поддержки Виктора Тена ученым с мировым именем Натальи Бехтеревой. Ныне все больше специалистов готовы признать его правоту. Вместе с автором вы проследите поразительные метаморфозы первых приматов, застигнутых разливом и последующим обмелением океана.

Порадуетесь «золотому веку» дельфинид – баловней прибрежных лагун, где они провели миллионы лет, чтобы выйти на сушу в почти сложившемся облике современного человека. И найдете множество доказательств того, что навязанные нам «предки» человека – всего лишь представители деградировавших ветвей.

Удивительные черты морфологии человека о которых никто, никогда и неизвестно почему не задумывался, – в книге, переворачивающей представления об эволюции homo sapiens.

В нем принимают участие ведущие морфологи и молодые специалисты, аспиранты и студенты из медицинских вузов и ведущих научных учреждений Российской Федерации и зарубежья, в том числе известные ученые из Республики Беларусь, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана .

С приветственным словом к участникам конгресса обратилась з аместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия В.В.Улич: «Проведение конгресса для нас почетно и ответственно. Без базовых знаний невозможно идти в вперед, поэтому ваши сообщения, заявленные к обсуждению, имеют важное значение для практического здравоохранения и определения стратегии развития отрасли. Надеюсь, у вас будет возможность оценить профессионализм карельских ученых».

Проректор по научно-исследовательской работе В.С.Сюнев отметил, что Петрозаводский государственный университет на протяжении многих лет активно занимается наукой в области морфологии. «У истоков медицинского образования в ПетрГУ стояла морфолог Н.Б.Лихачева. Традиции научной школы в этой области продолжают и развивают молодые ученые университета», - сказал проректор.

Участники конгресса получили возможность доложить о результатах своих исследований в области общих закономерностей морфогенеза и регенерации, современных аспектах возрастной и экологической морфологии, а также принять участие в научных дискуссиях, обменяться мнениями.

О значении данного мероприятия высказали мнение некоторые из его участников:

Президент Международной ассоциации морфологов профессор Д.В.Баженов: «В медицинском институте ПетрГУ активно развивается такое направление, как экологическая морфология. Все больше кафедр и ученых включаются в эту работу. У медицинского института есть перспектива выйти в лидеры по этому направлению, потому что этим занимаются немногое, но это очень востребовано. Желаю, чтобы работа в этом направлении продолжалась, успехов на этом пути!»;

Директор медицинского института А.Т.Балашов: «Конгресс - важное событие не только для ПетрГУ, медицинского института, но и для всей медицинской общественности республики. Здесь прозвучат лекции ведущих ученых и будут представлены новые образовательные технологии, используемые в настоящее время в преподавании базовых дисциплин, а также пройдут круглые столы и состоится общение с коллегами из других регионов, что послужит поводом для сотрудничества с учеными других регионов нашей страны и других стран. Конгресс - это еще и признание заслуг ученых ПетрГУ, которые в последние годы активизировались в публикационной части. Кроме того, завкафедрой анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии, патологической анатомии, судебной медицины И.Г.Пашкова в прошлом году защитила докторскую диссертацию, в настоящее время готовятся к защите еще две докторские диссертации»;

Ректор Ярославского государственного медицинского университета, завкафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии А.В.Павлов: «Конгрессы Международной ассоциации морфологов - отличный формат для обмена мнениями специалистов в области морфологии, они позволяют увидеть точки роста. Главным образом, участники мероприятия - это вузовские работники, поэтому трендом становится обсуждение вопросов преподавания, что сегодня динамично развивается»;

А.К.Усович, завкафедрой анатомии человека Витебского государственного медицинского университета (Беларусь): «Конгресс - возможность пообщаться с коллегами, узнать, что нового сделали коллеги за прошедшие годы, завязать новые контакты. О ПетрГУ слышал только положительные отзывы, в чем и сам теперь убедился. В рамках договора, заключенного между Петрозаводским государственным университетом и Витебским государственным медицинским университетом, мы надеемся активизировать работу по академической мобильности студентов, проведению совместных мероприятий».

Участников Конгресса поприветствовал Академический хор ПетрГУ.

Материалы, присланные на конгресс, будут опубликованы в журнале «Морфология». Организатор научного мероприятия - Международная ассоциация морфологов (МАМ), медицинский институт Петрозаводского государственного университета.

МОРФОЛОГИЯ

МОРФОЛОГИЯ

(греч., от morphe - вид, и lego - говорю). 1) учение о форме органических тел и их частей. 2) часть грамматики, рассматривающая слово со стороны его формального состава.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

МОРФОЛОГИЯ

1) учение о формах языка, образование слов, изменение корней, законы соединения корня с приставками, суффиксами и окончаниями; 2) учение о внешних формах растений и расположение их для удобства изучения по группам и отделам; 3) учение о формах организмов и отдельных органов; часть эмбриологии (развитие зародыша) и сравнительной анатомии.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

МОРФОЛОГИЯ

1) биол. комплекс наук, изучающих форму и строение животных и растительных организмов; 2) лингв. раздел грамматики (ГРАММАТИКА), занимающийся средствами выражения значений в пределах одного слова (морфемами (МОРФЕМА).

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

МОРФОЛОГИЯ

греч., от morphe , вид, и lego , говорю. Учение о форме органов.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

МОРФОЛОГИЯ

термин, употребл. в анатомии и лингвистике, обозначает науку о формах организмов и языка.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Морфоло́гия

(гр. morphe форма + ...логия)

1) комплекс наук, изучающих форму и строение животных и растительных организмов; к морфологии животных (и человека) обычно относят анатомию (в т. ч. сравнительную), эмбриологию, гистологию, цитологию и палеозоологию; к морфологии растений - их анатомию, эмбриологию, цитологию и палеоботанику;

2) лингв. раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Морфология

морфологии, мн. нет, ж. [от греч. morphe – форма и logos – учение ]. 1. Учение о строении организмов (растений, животных). || Строение организмов. 2. Отдел языковедения, изучающий формы слов (лингв.). Морфология русского языка. || Совокупность форм слов какого-н. языка (лингв.). Болгарский язык сильно отличается своей морфологией от других славянских языков.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Морфология

и, мн. нет, ж. (нем. Morphologie греч. morphē форма + logos наука, учение).
1. Строение и форма животных и растительных организмов как объект научного изучения. М . животных . М . человека . М . растений .
2. Раздел грамматики - наука о частях речи, об их категориях и о формах слов.
Морфолог - ученый, специалист по морфологии 1, 2.
|| Ср. синтаксис .
3. Система частей речи, их категорий и форм слов. Описание морфологии русского языка .
Морфологический - относящийся к морфологии 1-3.
|| Ср. синтаксис .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МОРФОЛОГИЯ" в других словарях:

    - (греческ. «учение о формах») введенный лингвистами XIX в. термин для обозначения того раздела языковедения (см.), к рый в грамматике более ранних эпох носил название этимологии. Выделенный по соображениям прикладного характера (методическое… … Литературная энциклопедия

    - (от греческого morphe форма и...логия) в биологии, наука о форме и строении организмов. Морфология животных и человека включает анатомию, эмбриологию, гистологию, цитологию; морфология растений исследует закономерности их строения и… … Современная энциклопедия

    МОРФОЛОГИЯ, морфологии, мн. нет, жен. (от греч. morphe форма и logos Учение). 1. Учение о строении организмов (растений, животных). Морфология растений. Морфология животных. || Строение организмов. 2. Отдел языковедения, изучающий формы слов… … Толковый словарь Ушакова

    Растений отрасль ботаники наука о формах растений. Вовсей своей обширности, эта часть науки заключает в себе не толькоисследование внешних форм растительных организмов, но также анатомиюрастений (морфология клеточки) и систематику их (см.),… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от греч. morphe форма и...логия) в биологии наука о форме и строении организмов. Выделяют морфологию животных и человека, к которой относят анатомию, эмбриологию, гистологию и цитологию, и морфологию растений, которая изучает строение и… …

    - (от греч. morphe форма и logos – учение) учение о форме, наука о динамически целостных формах, особенно формах живых существ и их развитии. Понятие морфологии введено впервые Гёте для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании… … Философская энциклопедия

    Строение, форма Словарь русских синонимов. морфология сущ., кол во синонимов: 6 биология (73) … Словарь синонимов

    МОРФОЛОГИЯ - (от греч. morphe форма и logos наука), учение о форме и строении организмов как в их нормальном, так и пат. состоянии. Термин введен в биологию В. Гёте. Закономерности М. в основном вскрываются на основе изучения онто и филогенетического развития … Большая медицинская энциклопедия

    В языкознании: 1) часть грамматического строя языка грамматические классы слов, а также принадлежащие этим классам грамматические категории и формы слов; основные единицы морфологии слово с его грамматическими изменениями и грамматическими… … Современная энциклопедия

    В языкознании 1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования.2) Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы … Большой Энциклопедический словарь

Что это за врач "клинический морфолог"? и получил лучший ответ

Ответ от Лилит[гуру]
Клинический морфолог работает с биологическим материалом: биопсией, гистологией. Вообщем тот же самый паталогоанатом, занимающийся диагностикой.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что это за врач "клинический морфолог"?

Ответ от Natali [гуру]
Лечит сном.


Ответ от НЕХОЧУХА [гуру]
выявляет предопухолевые состояния и ранние стадии опухолевого роста.


Ответ от Антон Владимирович [гуру]
Ну, наверное, какой-то коммерческий врач.Если бы была приставка "пато-" - это понятно. К такому врачу попадают, когда уже ничего не болит и болеть не может (не к ночи будь сказано) .Ну, а если с таким названием - наверное, это человек, который за ваши деньги рассказывает вам, что руки у вас сверху, а ноги снизу.... Ах, да. Если в слове "морфолог" букву "ф" поменять на "т" - это будет врач, делающий эфтаназию, которая запрещена....В принципе - то же, что и первый вариант.. . :)))))


Ответ от Пользователь удален [новичек]
НАверно АНАСТЕЗИОЛОГ


Ответ от Лимонная рыбка [гуру]
Клиническая морфология - специальность, основной целью которой является не патологоанатомическая, а клиническая диагностика, направленная на своевременное выявление заболеваний, определение особенностей их течения и выбор оптимальной лечебной тактики. Напрямую специальность связана с улучшением старых и внедрением новых методов диагностики (лабораторных и инструментальных) .