Ледокол красин стал кораблем музеем. Корабль-музей: ледокол «Красин. Ледокол на службе науки

В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции - все это требовало развитие морского транспорта, способного справляться с суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по освоению русского севера.
Именно по этой причине в России появляется ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного "Ермак" и "Святогор" были самыми мощными кораблями этого класса в мире.
"Святогор", который позже будет переименован в "Красин", усовершенствует конструкцию первого российского ледокола "Ермак" и на несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
За почти 70 лет своей трудовой деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал - затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны; проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.
А в 1980-м году ледокол "Красин", став на вечную стоянку в Ленинграде, становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день...

2. Ледокол "Красин" при постройке носил имя "Святогор". К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола "Ермак" становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ.
Однако в начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый ледокол "Святогор" строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

3. Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые машины. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Всего на постройку, ходовые испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола понадобилось... чуть больше года.
Это в начале XX века. Просто напрашивается параллель с современной бюрократической машиной, откатами, гигантскими расходами и сроками таких же довольно масштабных проектов, после чего становится просто грустно.

4. Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол "Святогор" решают... затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои функции, но уже под английским флагом.

5. В 1921 году "Святогор" выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь Леонида Красина

6. В 1928 году ледокол "Красин" становится всемирно известным - в тот год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившего катастрофу дирижабля "Италия".
В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины - "Италия". Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил Северный полюс и "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек.
К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике. Это была первая в человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и недоброжелатель Нобиле, Руаль Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола "Красин".
В память о той спасательной экспедиции на ледоколе "Красин" хранится часть оболочки дирижабля "Италия" Умберто Нобиле

7. С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом - высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя ледокол. Однако Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу Главсевморпути.
Во время войны ледокол "Красин" осуществлял неоднократную проводку конвоев с военным грузами по северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведен благодаря ледоколу, стал конвой PQ-15 - самый крупный из всех конвоев за время войны. В его состав было включено 26 транспортов.

8. После войны «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.
В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.
В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола - набережная лейтенанта Шмидта у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

9. Ходовой мостик ледокола. Отсюда происходило управление кораблем во время всех его многочисленных морских походов.

10. Машинный телеграф

11. Магнитный компас, расположенный на ходовом мостике

12. Средства связи на ходовом мостике. Многочисленные телефоны дополняют классические переговорные трубки

13. Спускаемся в нижние помещения, расположенные на нижних палубах

14. Штурманская рубка

В начале XX века Россия была признанным лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Обширные торговые пути, огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями и полярные экспедиции - все это требовало развитие морского транспорта, способного справляться с суровыми арктическими условиями и обеспечивать выполнение задач по освоению русского севера.Именно по этой причине в России появляется ледокольный флот. В течение полувека первенцы российского ледокольного флота "Ермак" и "Святогор" были самыми мощными кораблями этого класса в мире."Святогор", который позже будет переименован в "Красин", усовершенствует конструкцию первого российского ледокола "Ермак" и на несколько десятилетий определил генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.За почти 70 лет своей трудовой деятельности он впишет много исторических вех в свой бортовой журнал - затопление, а затем подъем со дна моря; спасение арктической экспедиции Умберто Нобиле и провод союзных конвоев во время Второй мировой войны; проход северным путем в Америку и 885-ти суточное кругосветное плаванье.А в 1980-м году ледокол "Красин", став на вечную стоянку в Ленинграде, становится кораблем-музеем, действующим и по сегодняшний день...

Ледокол "Красин" при постройке носил имя "Святогор". К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола "Ермак" становится недостаточно для обеспечения работ в Арктике. "Ермак" долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 - 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ. Однако в начале января 1916 года Россия вернулась к этому вопросу и было решено строить ледокол с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с., способный преодолевать льды до 2 метров толщиной и в том же году был заключен контракт с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Новый ледокол "Святогор" строился с учетом опыта эксплуатации "Ермака" и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Работы по постройке ледокола велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля, а к маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений. Всего через несколько месяцев, 3 августа, состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро, где на него начали ставить паровые машины. 1 октября 1916 года "Святогор" был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов, а 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. "Святогор" был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.Всего на постройку, ходовые испытания, приемные процедуры и зачисление в строй нового ледокола понадобилось... чуть больше года.Это в начале XX века.

Проходит всего год и 1 августа 1918 г ледокол "Святогор" решают... затопить на морском пути в Архангельск, чтобы перекрыть путь интервентов к важному для пролетарской России порту. Через некоторое время англичане поднимают российский ледокол, и он продолжает выполнять свои функции, но уже под английским флагом.

В 1921 году "Святогор" выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина у англичан и вновь возвращается на службу в Российский флот, а через 7 лет он будет переименован в честь Леонида Красина

В 1928 году ледокол "Красин" становится всемирно известным - в тот год он принял участие в спасении арктической экспедиции Умберто Нобиле, пережившего катастрофу дирижабля "Италия". В 1928 г. экспедиция из 16 человек под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на новом дирижабле, получившем имя в честь его Родины - "Италия". Дирижабль стартовал со Шпицбергена 11 мая 1928 г., пролетел над полюсом и благополучно приземлился на Аляске. Затем экипаж покорил Северный полюс и "Италия" легла на обратный курс, а 25 мая связь с дирижаблем внезапно оборвалась. О том, что случилось, весь мир узнал только через 9 дней. Экипаж состоял из 16 человек, среди них было два иностранца: шведский геофизик Ф. Мальмгрен и чешский физик Ф. Бегуонек. К месту трагедии начали продвижение среди тяжелых льдов корабли под флагами разных стран, вылетели самолеты с международными экипажами на борту. В общей сложности в спасательной операции участвовало не менее полутора тысяч человек - ничего подобного еще не происходило в Арктике. Это была первая в истории человечества международная спасательная операция, в которой участвовало 18 кораблей и 21 самолет из шести стран. Норвежский ученый, когда-то друг и единомышленник, а потом соперник и недоброжелатель Нобиле, Руал Амундсен узнав о катастрофе, незамедлительно отправился на спасение полярников. К несчастью, спасательная экспедиция не обошлась без жертв. Погибли при возвращении на Родину три итальянских пилота, пропал без вести и французско-норвежский экипаж гидросамолета "Латам-47", на борту которого находился Руал Амундсен. Самого Нобиле из лагеря вывез шведский летчик Лундборг, сумевший приледниться. Однако уже второй полет Лундборга оказался не столь удачным. Самолет потерпел аварию, и сам летчик остался дожидаться помощи на дрейфующей льдине. Лундборга удалось спасти только спустя две недели. Остальная же группа была спасена командой ледокола "Красин". В память о той спасательной экспедиции, на ледоколе "Красин" хранится часть оболочки дирижабля "Италия" Умберто Нобиле

С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях. О том, какое значение придавалось ледокольному флоту, мы можем судить хотя бы по тому, что Гитлер обещал наградить железным крестом - высшей наградой Германии - того, кто потопит или выведет из строя ледокол. Однако, Советский Союз, обладавший самым мощным ледокольным флотом, поставленную перед ним задачу решил, и фашистской Германии так и не удалось дезорганизовать ни конвойные операции, ни работу Главсевморпути. Во время войны ледокол "Красин" осуществлял неоднократную проводку конвоев с военным грузами по северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведен благодаря ледоколу стал конвой PQ-15 - самый крупный из всех конвоев за время войны. В его состав было включено 26 транспортов.

После войны «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки. В роли ледокола «Красин» работал до 1970-х. Затем, уступив место более современным кораблям, он продолжал трудиться уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа. В конце 1980-х «Красин» был приобретен Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола - набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

Ходовой мостик ледокола. Отсюда происходило управление кораблем во время всех его многочисленных морских походов.

Машинный телеграф

Главный компас, расположенный на ходовом мостике

Средства связи на ходовом мостике. Многочисленные телефоны дополняют классические переговорные трубки

Спускаемсч в нижние помещения, расположенные на нижних палубах

Штурманская рубка

Здесь идет прокладка курса и вносятся записи в судовой журнал

Радиоприемник...

И более ранние их предшественники

Со слов экскурсовода, это интересное устройство использовалось для указания курса кораблоя и расписения вахт для неграмотных матросов, которые не умели читать

«Красин» — легендарное судно, пережившее войну, долгую дорогу эмиграции, и даже гибель. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Сегодня ледокол — легенда русского флота пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта и является филиалом Калининградского музея Мирового океана.

Все, что нужно знать об одном из самых мощных ледоколов в мире.

В начале прошлого столетия Россия признавалась лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Предпосылкой для появления ледокольного флота послужили обширные торговые пути, а также огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями. В течение почти половины XX века первенцами ледокольного флота были судна «Ермак» и «Святогор». В мире по мощности им не было равных.

«Святогор», который впоследствии был переименован в «Красин», за семь десятков лет успел затонуть, восстать с морского дна, пережить страшную войну и спасти людей, потерпевших авиакатастрофу. Лишь в конце 1980-х ледокол причалил к набережной Ленинграда, где, на правах ветерана, начал ждать на своем борту детские экскурсии и толпы туристов.

Родом из Англии

В начале XX века для работ в Арктике стране не хватало единственного на тот момент ледокола «Ермак», хотя он и не имел себе равных по мощи и силе. Балтийский флот поднимал вопрос о закладке судна еще в 1911 году, но дело застопорилось на пять лет.

Россия вернулась к проблеме лишь в январе 1916 года. Контракт на строительство ледокола с тремя винтами, мощностью 10 тысяч лошадиных сил и водоизмещением более 10 тысяч тонн был заключен с фирмой «Сэр Армстронг, Витворт и Ко» из Англии. Специалисты из Ньюкасла ранее работали над проектом «Ермака».

Приход «Ермака» в Кронштадт.

Англичане справились с постройкой судна довольно быстро. Треть массы корпуса зарубежная фирма собрала к маю 1916 года, а 3 августа корабль уже спустили на воду и достраивали его в Мидлсбро. Во время тестовых испытаний было выявлено, что судно не слушается руля, но эти неполадки были устранены. 15 сентября 1917 года «Святогор» полностью достроили и включили во флотилию Северного Ледовитого океана. Ледокол привезли в порт Архангельска, где он должен был служить очень долго.

Утонул на службе

События, разыгравшиеся в России в 1918 году, непосредственно коснулись «Святогора». Летом начался период англо-французской интервенции. Иностранные корабли подошли к Архангельску, где служил ледокол. Было решено преградить путь кораблям интервентов, чтобы они не смогли войти в город. Для этого было решено принести судно в жертву. «Святогор» должен был «погибнуть» в устье Северной Двины. Впрочем, затопить судно нормально не сумели. «Святогор» посадили на мель так, что над водной поверхностью виднелись и 16 метровые трубы, и большая часть корпуса.

Жертвы были напрасными – английские войска вошли в Архангельск. Спустя несколько дней они смогли поднять ледокол со дна Северной Двины, а затем, не оформляя вовсе никаких бумаг, забрали его к себе. «Святогор» с 1920 года ходил под английским флагом.

Возвращение в Россию

В ноябре 1919 года Россия не смогла справиться с бедой в северных морях без мощнейшего на тот момент ледокола, который работал в Англии. Осенью ледокольный пароход «Соловей Будимирович» шел к Канину Носу, чтобы купить для голодающих жителей Архангельска мяса у ненцев. В итоге судно было затерто во льдах и вынесено в Карское море. 85 человек четыре месяца не могли получить помощи. Большевистскому руководству пришлось обращаться к англичанам, которые год назад увели «Святогор», чтобы прорваться через льды к терпевшим бедствие людям. Ледокол, взятый в аренду, свою миссию выполнил и вернулся в Англию еще на два года.

Новое имя

Все время, пока ледокол служил у иностранцев, большевистское руководство вело переговоры по возвращению судна назад. Сдвинуть дело с мертвой точки удалось дипломату Леониду Красину. Торговый представитель Великобритании в 1921 году работал над подписанием советско-британского торгового договора, который ознаменовал поворот в развитии дипломатических отношений со странами Запада. Одновременно с этим дипломат договорился о возвращении Англией уведенного в 1918 году ледокола «Святогор», естественно, не бесплатно – российская сторона заплатила приличную сумму.

Леонид Красин ушел из жизни в 1926 году, а год спустя возвращенное им судно назвали его фамилией. Под этим именем ледоколу было суждено совершить еще несколько подвигов.

Спасение экипажа дирижабля «Италия»

В начале XX века дирижаблестроение заняло особое место в истории воздухоплавания. Дирижабли, как и ледоколы, начали сооружать непосредственно для того, чтобы покорять арктические просторы.

Дирижабль «Норге», созданный итальянским инженером Умберто Нобиле, в 1926 году через всю Центральную Арктику перелетел к Северному полюсу. Руководителем той экспедиции был Руал Амундсен. Почти сразу после этого между ним и Нобиле произошел разлад. Вражда двух выдающихся людей побудила Нобиле повторить полет, организовав свою собственную экспедицию без участия Амундсена. Для этих целей был построен новый дирижабль – «Италия», прототипом для которого послужил «Норге». Экспедиция состояла из 16 человек. По замыслу Нобиле, группа исследователей должна была высадиться на 90-й параллели и провести там опыты. Тем самым итальянец хотел победить в споре с Амундсеном.

11 мая 1928 года дирижабль «Италия» вылетел со Шпицбергена, пролетел над полюсом и приземлился на Аляске. А вот на обратном пути случилась катастрофа. Связь с «Италией» потеряли 25 мая.

Позднее выяснилось, что на дирижабле произошла утечка газа в 100 км от и он начал терять высоту. Воздушное судно с силой ударилось о ледяную поверхность. От удара погиб моторист. Шесть человек пропали без вести. Еще 10 участников экспедиции, включая Нобиле, оказались в ледяном плену. Через девять дней с помощью радиостанции потерпевшие крушение люди случайно смогли передать сигнал о помощи, который поймал радиолюбитель.

Мир узнал о трагедии и на помощь в числе 18 кораблей и 21 самолета направился «Красин». 12 июля, пробив льды, судно смогло спасти большую часть экспедиции, чуть было не сгинувшую во льдах после крушения «Италии». Стоит отметить, что в ходе спасательной экспедиции разбился самолет «Латам-47», на котором летел тот самый Руал Амундсен, с кем враждовал Нобиле. В дальнейшем итальянец признается, что Амундсен смог победить его.

«Красин» же после участия в спасательной экспедиции стал известен во всем мире.

Участник Второй мировой

Вторая мировая война застала советский ледокол на Дальнем Востоке. Для несения службы ему нужно было перейти через два океана – Тихий и Атлантический – а также Панамский канал. «Красин» успел к началу навигации в западной секции Арктики.

С начала военных действий ледоколы стали военными судами, которые вынуждены были обеспечивать проводку конвоев в ледовых условиях. Немецко-фашистское командование сулило высокие награды тем, кто выведет из строя ледоколы противника, но советские войска конвойные операции дезорганизовать так и не дали. Сам же «Красин» провел неоднократную проводку конвоев с важнейшими грузами по северному морскому пути.

Почетная стоянка

В роли же ледокола судно работало до 1970-х, а до этого успело пройти ремонт в ГДР, немного сменив облик. Далее пришлось уступить место более современным кораблям. До передачи в Ленинград «Красин» работал уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.

В конце 1980-х годов ледокол «Красин», знатно потрудившийся в Арктике, перешел под опеку Всесоюзного общества «Знание» и отправился в Ленинград для продолжения службы в роли корабля-музея на набережной Лейтенанта Шмидта.

Тезка из Финляндии

Еще один ледокол «Красин» был построен в Финляндии в 1976 году. Он был призван заменить состарившегося предшественника, а сам по себе представлял подобие атомного ледокола «Ленин». Судно было уже куда мощнее первого «Красина» (36 000 л.с.). Взяв себе гордое имя, ледокол 1976 года успел поучаствовать в спасательной операции в Охотском море в 2011 году, когда там застряли около 600 рыбаков.

Великая Победа - это не только впечатляющие стратегические операции и блестящие парады, это еще и тяжелый каждодневный труд миллионов людей. Одним из незнаменитых тружеников войны, ковавших Победу, был ледокол "Красин", команда которого в военную пору самоотверженно участвовала в проводке северных конвоев.

На вечной стоянке

У набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге на вечной стоянке пришвартован ледокол "Красин". С 2004 г. он является флагманом исторических судов калининградского Музея Мирового океана. Спущенный на воду в Англии без малого век назад он пережил все "шторма и бури" XX века - Первую мировую, Гражданскую и Вторую мировую войны, участие в многочисленных арктических экспедициях, самой известной из которых стало спасение итальянских воздухоплавателей во главе с генералом У. Нобиле в 1928 г., нелегкие 1990-е, когда прославленный ледокол-памятник чудом избежал продажи за границу. Сейчас "младший брат" легендарного "Ермака" (первого в мире морского ледокола) по праву считается одним из самых необычных и популярных петербургских музеев.

"Красин" - один из немногих сохранившихся кораблей и судов - участников арктических конвоев. Несмотря на то что после капитального ремонта и модернизации, проведенных в 1956 - 1960 гг., его внешний облик и внутренняя планировка кардинально изменились, на борту ледокола-музея бережно сохраняют память о военных событиях.


Михаил Гаврилович Марков (1904-1954). Капитан ледокола "Красин" в 1942-1945 гг. Фото: Родина

"Красин" идет на фронт

Начало войны застало "Красин" на Дальнем Востоке, куда он перешел с Балтики в 1934 г., участвуя в экспедиции по спасению челюскинцев. В этот период "Красин" входил в пятерку самых мощных отечественных ледоколов. С 1940 г. им командовал опытный капитан Михаил Гаврилович Марков.

Мобилизация и вооружение ледоколов предусматривались в планах командования флота еще с 1930х гг. Был разработан мобилизационный проект (индекс 212) и для "Красина". На ледоколе должны были установить три 130-мм орудия, четыре 76,2-мм пушки Лендера и два спаренных 12,7-мм пулемета ДШК на крыльях верхнего мостика1. Но с началом войны стало ясно, что реализовать проект не удастся, а ледоколу изначально готовили совершенно особую роль...

До октября 1941 г. "Красин" продолжал заниматься проводкой судов во льдах. Тяжелая обстановка на фронте заставила принять решение о возвращении ледокола в западный сектор Арктики через Атлантику. Планировавшиеся ремонт и вооружение "Красина" предполагалось провести в США. При этом судно планировали передать американцам в аренду на 12 месяцев с целью возможного использования советского ледокола для высадки десанта в Гренландии, где располагались немецкие разведывательные и метеорологические станции.


"Красин" в американском порту. В кормовой части хорошо видно установленное 76,2-мм орудие. 1942 г. Фото: Родина

В США и Великобритании

4 ноября 1941 г. "Красин" вышел из бухты Эмма на Чукотке и 14-го, выдержав несколько штормов, пришел в Сиэтл, где стоял ровно месяц. За это время его осмотрели американские инженеры. Решение об аренде было отменено. 2 декабря капитан М.Г. Марков получил указание от и.о. полпреда СССР в Вашингтоне А.А. Громыко следовать в Нью-Йорк или Бостон через Панамский канал. Непосредственно перед отходом капитан был приглашен к британскому консулу, который вручил ему секретный пакет с указанием маршрута следования.

2 января 1942 г. "Красин" прошел Панамский канал. На следующий день на основании новых распоряжений ледокол изменил маршрут движения и направился в Балтимор, куда прибыл 12 января. Там на "Красине" был произведен текущий ремонт, а также установлено вооружение (одно 76,2-мм орудие, шесть 12,7-мм пулеметов и четыре 7,62-мм пулемета). Как груз, в счет союзных поставок, приняли на борт три новых орудия, 16 пулеметов, 2 тысячи снарядов и 220 тысяч патронов.

Монтаж вооружения закончился 4 февраля. Через четыре дня прошло испытание устройства противомагнитной защиты, и на следующий день "Красин" прибыл в Норфолк, где на борт погрузили боеприпасы. 10 февраля ледокол покинул Норфолк и вышел в направлении Нью-Йорка. В Делавэрском заливе его сопровождали американская подводная лодка и дирижабль. 14 февраля "Красин" пришел в Бостон, откуда на следующий день ушел в Галифакс, куда прибыл 27 февраля.

3 марта в составе конвоя из 21 судна (8 марта к нему присоединилось еще одно), он вышел в направлении Великобритании. 15 марта конвой в районе Шотландских островов разделился на две группы, одна из которых (в составе 7 судов) направилась в Глазго, куда пришла 17 марта.

В Глазго к вооружению добавили еще два 76,2-мм (12-фунтовых) орудия. Там же изготовили фундаменты и башни для новых пушек и гнезда для 20-мм автоматов "Эрликон". В них временно установили пять крупнокалиберных пулеметов "Браунинг" и два пулемета "Гочкис".


Одна из первых фотографий будущего "Красина". Буксир "Виджилент" выводит на испытания построенный для России ледокол "Святогор", 31 марта 1917 г.

"Как мы обрадовались, увидев "Красина" в Мурманске!"

В Мурманск "Красин" направился в составе конвоя PQ-15, который вышел из Рейкьявика 26 апреля 1942 г. в составе 23 транспортов и двух ледоколов ("Красин" и "Монткальм"). 2 мая, вблизи меридиана 18 восточной долготы, конвой был атакован торпедоносцами противника. В результате атак погибли три транспорта. Успешное действие торпедоносцев в известной степени объясняется неожиданностью впервые примененного по конвою удара . На следующий день суда атаковали пять самолетов, из которых огнем кораблей эскорта и транспортов было сбито три. Огонь удавалось вести с трудом из-за того, что в атаку немецкие летчики выходили лишь на высоте 50 м. Отставшая от конвоя польская подводная лодка "Ястреб" была принята за неприятельскую и атакована тральщиком и миноносцем эскорта, а затем затоплена экипажем.

В своем донесении капитан ледокола дал следующее описание событий, происходивших 3 мая: "В 1.35 на горизонте справа кроме беспрерывно курсирующих двух немецких разведчиков появились пять тяжелых самолетов низко над горизонтом. Самолеты заходили строгим строем в голову конвоя и, зайдя на 45, начали атаку. Головные эсминцы начали стрельбу, с опозданием открыл огонь конвой. Стрелять пришлось через суда, так как торпедоносцы шли на очень низкой высоте (около 50 м).

В 1.38 торпедированы три парохода - все головные, в том числе флагман и впереди нас идущий. В это же время вспыхнул в воздухе торпедоносец и упал в воду рядом с торпедированным им пароходом Cape Korso. Через несколько секунд пароход Cape Korso, с которого еще продолжалась стрельба по горевшему на воде самолету, взорвался и, встав вертикально носом вверх, погрузился в море. Ледокол "Красин", идя следом за пароходом Jutland, который, будучи торпедирован, преградил нам путь, отклонился вправо, в сторону только что взорвавшегося парохода Cape Korso и, пройдя между ними, последовал дальше...

По нашим данным, из пяти торпедоносцев сбито три... Флагман Batavon, получивший легкое повреждение и продолжавший держаться на плаву с небольшим дифферентом (наклон корабля в продольной плоскости) на нос, после снятия с него экипажа расстрелян тральщиками нашего эскорта.

Караван, выровняв строй, следует дальше. Ледокол "Красин" идет головным четвертой колонны. Немецкие самолеты-разведчики периодически показываются на горизонте, корректируя наше продвижение. Снежные заряды. Состав каравана - 22 парохода. Состав эскорта - 14 единиц.

4 мая в 1.00 снова атака противника. Из-за плохой видимости невозможно было установить число неприятельских самолетов. Стреляли все суда эскорта из конвоя не по видимым самолетам, а в направлениях, из которых доносился шум моторов. Это была последняя и неудачная атака противника"3.

За два дня до прихода в Мурманск суда конвоя обнаружили у кромки льда немецкую подводную лодку. Головной миноносец эскорта открыл по ней огонь, а замыкающие походный ордер тральщики сбросили глубинные бомбы.

6 мая 20 транспортов и два ледокола прибыли в Мурманск. Для "Красина" завершился сложнейший поход через два океана продолжительностью 15 309 миль. Эскортировавший крейсер Niger покинул конвой еще 2 мая.

"Если бы кто знал, как мы обрадовались, увидев "Красина" в Мурманске! Мы радовались, что ледокол вернулся на Родину, гордились, что его экипаж в самые тяжелые и ответственные часы не терял присутствия духа", - писал И.Д. Папанин.

19 июня "Красин" в составе конвоя, в который входили также ледокол "Монткальм", эсминец "Куйбышев" и четыре английских тральщика, вышел в Архангельск. 21 июня "Красин" пришел в Северодвинск, где должно было проходить его переоборудование. В дальнейшем "Красин" был еще раз перевооружен. На 15 февраля 1943 г. артиллерийское вооружение "Красина" выглядело следующим образом: шесть американских 76,2-мм орудий; семь 20-мм автоматических пушек "Эрликон"; шесть 12,5-мм пулеметов "Браунинг"; шесть 7,32-мм пулеметов "Кольт"4. До осени 1943 г. "Красин" работал на Севере. Его основной задачей стала проводка во льдах внутренних конвоев, на судах которых доставлялись различные грузы и личный состав полярных станций Главсевморпути, не прекращавших свою нелегкую работу и в военные годы.


Дважды Герой Советского Союза, контр-адмирал Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986). Начальник Главного управления Северного морского пути в 1939-1946 гг.

Против "Адмирала Шеера"

В августе 1942 г. "Красин" и сопровождаемые им суда едва не стали жертвами германского "карманного линкора" (тип кораблей, которые позволяли Германии использовать их в обход ограничений Версальско-Вашингтонской системы) "Адмирал Шеер". В этот период, после разгрома конвоя PQ-17, движение союзных конвоев временно прекратилось. Этот перерыв командование Кригсмарине использовало для проведения операции под кодовым названием "Вундерланд" ("Страна чудес"), суть которой заключалась в нападении на советские морские коммуникации в Карском море силами крупных надводных кораблей и подводных лодок. Важная роль в ней отводилась "Адмиралу Шееру", командиру которого предписывалось, действуя на путях движения судов между Новой Землей и проливом Вилькицкого, нападать на конвои и разрушать сооружения полярных портов. В итоге основными "достижениями" рейдера стало потопление слабовооруженного ледокольного парохода "Александр Сибиряков" 25 августа 1942 г. и обстрел порта Диксон двумя днями позже. После этого операция была свернута.

19 августа "Красин" вывел с Диксона на восток караван из 8 транспортов. Приказ об этом был отдан начальником Главсевморпути И.Д. Папаниным именно из-за опасения атаки порта "Адмиралом Шером". 20 августа на советских судах, стоявших в этот момент к северу от острова Кравкова, увидели самолет-разведчик с немецкого корабля. Пилот не смог их разглядеть из-за густого тумана. На следующий день туман вновь спас их уже в районе острова Белуха. Самолет появлялся еще несколько раз, но из-за погодных условий обнаружить "красинский" конвой так и не смог, а 25 августа потерпел серьезную аварию и прекратил полеты.


Аврал на ледоколе "Красин" в Восточно-Сибирском море. Фото: РИА

На ледовых проводках

Еще одним опасным и сложным заданием для "Красина" и других ледоколов стал вывод из Карского моря в Белое 42 судов (в том числе 9 транспортов, которые должны были перейти на Дальний Восток, но не смогли этого сделать из-за тяжелой ледовой обстановки). Помимо арктических льдов ситуацию осложняли активные действия противника, неудовлетворительная работа связи и несогласованность действий руководства Главсевморпути и командования Беломорской военной флотилии2. С 6 по 31 октября 1942 г. из порта Диксон было отправлено восемь конвоев. "К выходу последнего конвоя вся северная часть Карского моря была покрыта молодым льдом, толщина которого в районе о. Диксон - о. Белый достигала 20-25 сантиметров. В связи с появлением тяжелого льда к западу от пр. Югорский Шар часть транспортов и ледоколов пришлось выводить из пролива обратно на восток в Карское море и проводить их на запад через более широкий пр. Карские Ворота"5. Еще до 30 кораблей и судов ледоколы вывели из Карского моря к острову Колгуев с 4 ноября по 3 декабря 1942 г. От Колгуева их путь лежал в Двинский залив. 6 декабря "Красин" вместе с прославленным ледорезом "Ф. Литке" (в годы войны - СКР-18) привели в Двинский залив последний конвой6. Операция не обошлась без потерь (в частности, подорвался на мине и затонул пароход "Щорс", получил повреждения от взрыва ледокол "Микоян"), но задача спасти суда была решена. И огромную роль сыграл в этом именно "Красин".

21 октября 1943 г. "Красин", как и ряд других ледоколов, был передан в состав Тихоокеанского флота. Прибыв во Владивосток, он завершил свое кругосветное плавание, продлившееся 885 суток. 16 участников перехода были отмечены боевыми наградами. И.Д. Папанин написал после войны в своих мемуарах: "Переход "Красина" прибавил новую яркую главу к биографии этого прославленного ледокола".

В навигацию 1943-1944 гг. (зима - весна) "Красин" совместно с ледоколом "Микоян" работали в проливе Лаперуза на проводке судов в Советскую Гавань, бухты Нагаево и Ванина. Всего ими было проведено 367 транспортных судов. В 1944 г. "Красин" работал в Охотском море, участвуя в спасении пароходов "Белоруссия", "Маныч" и "Мста".

Северный морской путь сыграл колоссальную роль в годы Великой Отечественной войны, став важнейшей транспортной магистралью СССР. Напряженная работа в течение многих лет, естественно, сказалась на состоянии ледокола. Ремонт был проведен дважды - на Дальзаводе во Владивостоке, а затем в США. В сентябре 1945 г. "Красин" был разоружен во Владивостоке. Для ледокола, находившегося в строю уже почти 30 лет (что является немалым сроком), как и для всей страны, началась мирная жизнь.

Россия стоит у истоков исследования Арктики. В начале 20-го века зародился отечественный ледокольный флот, в наше время являющийся самым мощным в мире. Российские корабли совершили множество арктических походов, пробивая дорогу во льдах Северного Ледовитого океана.

Одной из самых легендарных машин нашего ледокольного флота является ледокол «Красин», ныне находящийся на вечном причале в Петербурге. В корабле организован интереснейший музей, который заинтересует не только ценителей морской тематики, но и простых туристов.

В первую очередь, «Красин» интересен своей историей. Линейный ледокол был построен на верфи британского Ньюкасла. Заказчиком выступило правительство Российской империи, а в строительстве принимали деятельное участие отечественные инженеры.

Первоначально судно получило название «Святогор». Ледокол, считавшийся самым мощным в мире, был спущен на воду в январе 1917 года, когда царское правительство, заказавшее корабль, отживало последние недели.

На баланс флотилии Русского флота Северного Ледовитого океана «Святогор» зачисляло уже Временное правительство. После Октябрьской революции ледокол был переведен в Архангельск. Когда возникли слухи о подходе к городу английского военного корпуса, большевики приняли решение о затоплении судна в Северной Двине.

Впрочем, это не помешало британцам захватить Архангельск. Англичане подняли «Святогор» и перевели его на свою норвежскую базу.

В 1921 году наркому внешней торговли Леониду Красину удалось договориться с британцами о выкупе «Святогора». Корабль снова был доставлен в Россию. После смерти Красина в 1926 году было решено назвать ледокол его именем.

Одной из самых славных страниц «Красина» стало спасение членов команды дирижабля «Италия» знаменитого путешественника Умберто Нобиле. Воздушное судно итальянца рухнуло во льдах Арктики. Казалось, что люди обречены, но на помощь им пришел российский ледокол. «Красин» принял со льда Нобиле и его товарищей и доставил их в ближайший порт.

В 30-х годах ледокол являлся ключевым звеном в обеспечении надежного судоходства на Балтике и в Белом море. Кроме того, судно неоднократно участвовало в научных экспедициях.

В 1934 году «Красин» пробивал дорогу к попавшим в ледовый плен челюскинцам, в военное время судно было составным звеном знаменитого полярного конвоя PQ-15.

На протяжении 35 лет ледокол удерживал первенство по мощи и проходимости во льдах. Корабль с честью нес свою северную вахту вплоть до 1992 года, когда судно было выведено из состава флота и передано властям Санкт-Петербурга для организации музея. В этом же году «Красину» был присвоен статус исторического памятника общефедерального значения.

В 1996 году завершилась масштабная реконструкция ледокола, и корабль отправился к месту своей вечной стоянки у набережной Лейтенанта Шмидта.

В наше время «Красин» является филиалом Музея Мирового океана. Туристам необходимо учитывать, что свободного посещения ледокола нет. На корабль пускают группы наполняемостью от 3 до 15 человек. Дети до 14 лет проходят только в сопровождении взрослых.

В ходе экскурсии посетители увидят аутентичную обстановку всех помещений корабля – офицерской, капитанской кают, научной лаборатории, кают-компании, рубки рулевого, капитанского мостика. Гости узнают много нового об истории отечественного ледокольного флота, арктических исследованиях, спасательных операциях, участии ледоколов в ВОВ. Кроме того, туристам будет интересно узнать, как живут моряки-полярники во время продолжительных экспедиций, чем они питаются, как проводят свободное время.

Отдельная экскурсия посвящена изучению машинного отделения «Красина». В это помещение пускают только лиц, достигших 14-летнего возраста и имеющих на руках ксерокопию паспорта. Туристы увидят в машинном отделении «сердце» ледокола – его невероятно мощный двигатель, позволяющий кораблю взламывать толстый лед.

Как добраться:

Санкт-Петербург, Васильевский остров, набережная Лейтенанта Шмидта, 23-я линия