Арктические регионы рф. Сколько стоит российская Арктика. Эксперты считают, вахтовое освоение Арктики является наиболее эффективным

Россия, как стало известно в конце октября, продолжает усиливать военное присутствие в Арктике. Очевидно, что максимальный контроль именно этого участка планеты — задача приоритетная.

Во времена холодной войны Арктика представляла для великих держав стратегический интерес. Маршрут через Северный полюс был самым коротким путем от США до Советского Союза, то есть идеальным для стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет. Позднее Арктика стала интересна для подводных лодок, которые под покровом льда могли приблизиться к берегу гипотетического противника. Только весьма негостеприимная природа мешала массовому размещению здесь военных баз.

Сегодня же, таяние огромной площади арктических льдов позволяют трезвыми глазами смотреть в недалекое будущее. Так, к 2050 году льды станут на 30% тоньше, а их объем уменьшится за это время на 15-40%. Благодаря этому военно-морские силы получат возможность действовать в Арктике на протяжении значительной части года.

Такие последствия приведут к появлению новых маршрутов, соединяющих Тихий и Атлантический океаны. Изменение климата позволит использовать эти пути для судоходства круглогодично. В результате важность Суэцкого и Панамского каналов в системе морских перевозок значительно снизится.

В настоящее время такое стремительное наращивание военной мощи со стороны России, не является случайным совпадением. Целенаправленный комплекс мер направлен «на реагирование» и «жесткое отстаивание» (если придется) своих прав на тот или иной «кусок арктического пирога». В такой сценарий верится с трудом. Хотя бы потому, что в военном превосходстве с Россией потягаться сегодня смогут только США, да и они существенно утратили свое превосходство, раскидываясь деньгами на создание и поддержку иных структур…

К тому же, в то время, когда штаты усиленно строили авианосцы, Россия строила ледоколы и подводные лодки.

Как то, наткнувшись на очередную заказную статью, удивился насколько изощренно / извращенно сравнивают военно-морскую мощь США и России. И вот эти вот чудо ребятишки, слывущие военными экспертами, прикинули расстановку сил естественно в пользу США, а за основу взяли один из самых неопровержимых критериев — количество авианосцев и эсминцев у той и у другой стороны. У США более 10 авианосцев, а у России — всего 1.

Тогда как ледоколов в США всего 3 и два из них в плачевном состоянии. А у России их по некоторым данным в источниках СМИ от 27 до 41.

Так вот, вернемся к нашим баранам — к «битве за Арктику». Очень наивно полагать, что США может хоть как то противостоять военной мощи и превосходству России. Но предположим иной сценарий.

Известно, что помимо США и России, значительную часть своего присутствия обозначили и другие государства (Канада, Дания, Норвегия), военная мощь которых существенно слабее двух сверхдержав. Итого — 5 стран, открыто заявивших о своих намерениях «подоить природные ресурсы Арктики». Много это или мало? И что же будет, в случае если эти страны захотят объединить свое военное присутствие, и попробовать схлестнуться с Россией? Просто, на уровне фантазии. Для начала рассмотрим позиции и присутствие на самом материке.

Источник: АИФ

Норвегия. Страна, которая в 2105 году принимает закон, обязывающий служить даже женщин, страна, где министром обороны является также женщина (Анне-Грете Стрем-Эриксен), страна, которая продала России ключевую базу (Олафсверн) подводных лодок вблизи российской границы — Нет! Норвегия никогда не пойдет против России. К тому же бюджет Норвегии на модернизацию военной мощи до 2020 года (еще не утвержденный), равный 20 млрд $ и бюджет России к тому же году в $ 340 млрд, который уже утвердили — всё это говорит о том, что страна не рискнет обнажить свои скандинавские мускулы против настоящего военного монстра, постоянно наводящего страхи вблизи приграничных морских территорий. Вполне очевидно, что застолбив такой жирный кусочек в Арктическом регионе, страна вряд ли захочет пойти против сильного и большого соседа. Наоборот — тише воды, ниже травы, иначе Олафсверн…


подземная военная база Олавсверн

Кстати, любопытна реакция местных жителей, которые не слишком обеспокоены:

«Мы надеемся, что новый владелец будет заводить в Олафсверн максимальное количество судов, которые будут приносить пользу местной экономике», сообщает мэр муниципалитета Тромсё — Йенс Юхан Хьорт (Jens Johan Hjort). Хьорт признает, что это может показаться странным, учитывая, что Олафсверн был сверхсекретным объектом всего лишь несколько лет назад, «но, с другой стороны, это хорошо, что объект может приносить прибыль».

Дания. Этой маленькой стране своих территориальных проблем хватает — они не могут договориться с Великобританией, Ирландией и Исландией, чей континентальный шельф Рокопл и шельф Фарерских островов.

В сентябре 2008 г. Россия приняла «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и стала первым арктическим государством, разработавшим свою долгосрочную стратегию в отношении арктического региона. Примеру России последовали другие арктические страны. Одной из последних в этой цепочке стала Дания , правительство которой по согласованию с органами самоуправления Гренландии и Фарерских островов в августе 2011 г. одобрило «Стратегию Королевства Дания в отношении Арктики на 2011–2020 гг.».


Следует отметить, что основной вектор датской арктической стратегии, объект декларируемых шагов – это Гренландия, обеспечение ее экономического роста, защита экологии острова и прилегающих вод, содействие социально-экономическому развитию коренного населения. Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку именно Гренландия является «окном» Дании в Арктику, фактором, который позволяет причислять Королевство к разряду арктических государств.

Министр иностранных дел Дании Кристиан Йенсен предостерег, что Арктика рискует стать следующей, после Украины и Сирии, площадкой для возобновленной напористости России на международной арене.

Тем не менее средств на противостояние с Россией у Дании нет, даже объединившись с другими государствами, так сказать — с друзьями по несчастью. Некоторые эксперты заявляли наоборот — о намерении датских властей пойти по пути мирного сотрудничества с русскими. Интересно, о каком другом пути вообще может идти речь — ловите рыбу и будет Вам счастье.

Что касается Канады — у них свои территориальные проблемы с США, но не такие масштабные, чтобы ополчиться друг против друга.

О том, где в море Бофорта должна проходить морская граница между Канадой и США, страны спорят уже около 30 лет. В 1985 году Оттава приняла решение о придании Северо-Западному проходу (в том числе морю Бофорта) статуса внутренних вод, которое не признал Вашингтон. По утверждениям метеорологов, по мере развития процесса глобального потепления путь вокруг Гренландии - через моря Баффина и Бофорта - может стать альтернативой тихоокеанским маршрутам. Но в дружбе этих двух стран не приходится сомневаться — рано или поздно они договорятся. Ну как обычно — одни вежливо попросят, другие смиренно отдадут…

Канада вообще — одна из тех стран, которая исторически не имеет своего мнения и всячески поддакивает своим амбициозным братьям-соседям. К тому же, не исчерпан канадско-датский территориальный конфликт.

Дания и Канада оспаривают принадлежность острова Ханса (Туркупалук), расположенного во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Остров представляет собой трёхкилометровую полосу необитаемых обледенелых скал. Сам по себе он ценности не имеет, но государство, которое сумеет заполучить его в собственность, получит контроль и над стратегически важным Северо-Западным проходом.

Прежде этот затянутый льдами пролив мало кого интересовал, но глобальное потепление сделает его судоходным в летние месяцы уже через пару десятков лет. Таким образом, Северо-Западный проход на несколько суток сократит маршруты между континентами, а государство, которое получит этот пролив в собственность, сможет зарабатывать дополнительные миллиарды долларов в год.

Россия и военное присутствие в Арктике

Россия заинтересована в Арктике по многим причинам. Одна из главных – материальная. Регион, как считается, содержит 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% – нефти (оценка Геологической службы США). Эти ресурсы, помимо прочего, могли бы стать потенциальным источником привлечения инвестиций в российскую экономику. Проходящий через Арктику Северный морской путь (в 2014 году по нему были перевезены рекордные 4 млн тонн грузов) также заключает в себе экономический потенциал – в том числе для развития северных регионов России.

Арктика важна и по другой причине. Она расположена между США и Россией, что делает ее стратегически важной на случай гипотетической конфронтации (с российской стороны регион патрулируют стратегические бомбардировщики Ту-95, туда также решено было направить стратегические ракетоносцы класса «Борей», на вооружении которых стоят ракеты «Булава»).

В ближайшие годы милитаризация Арктики останется для России в числе приоритетов – одним из ее элементов станет создание постоянной базы Северного флота на Новосибирских островах. Однако главными задачами Москвы, как предполагается, останутся все же демонстрация своего присутствия в регионе и наблюдение за действиями конкурентов.

Несомненно, Россия хочет доминировать в Арктике, а для этого ей будут нужны базы. Уже сегодня известно, что из-за растущего интереса к региону со стороны НАТО возрождаются пришедшие в упадок старые советские базы. Уже подготовлен аэродром на архипелаге Новая земля, который способен принять боевые самолеты, а часть Северного флота уже сделала острова своей базой. Это еще не все. Россия создает в Арктике сеть арктических баз, на которых на постоянной основе разместит подлодки и надводные корабли.

По данным на конец октября, завершается строительство рассчитанного на 150 человек комплекса «Арктический трилистник», который должен стать частью базы на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа).

Продолжается строительство базы «Северный клевер» на острове Котельный. Полностью завершить создание арктической группировки, по данным Минобороны РФ, планируется к 2018 году – к этому времени будут развернуты еще несколько баз, а также реконструированы находящиеся в регионе аэродромы.

По словам военного эксперта Дмитрия Литовкина:

«Танков, тяжелой артиллерии и боевых бронированных машин в арктических гарнизонах не будет, – они там ни к чему, не приспособлены к передвижению по глубокому снегу, да и наступательных задач для них нет. В случае необходимости на выручку обороняющимся… прилетят десантники» (высадка десанта, в том числе на остров Котельный, уже отрабатывалась на учениях).

В данный момент Россия создает 10 арктических поисковых станций, 16 портов, 13 аэродромов и 10 станций ПВО в Арктике. В этом году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение №822-р о возобновлении исследований в регионе. Возобновят работу дрейфующие станции, которые были закрыты в 2013 г. На эти цели из федерального бюджета выделено 250 млн руб.

Российские базы в Арктике (красным отмечены строящиеся и существующие, оранжевым — те, которые могут быть расширены/усовершенствованы)

Ресурсы Арктики

Нефтяные и газовые месторождения во многих регионах мира находятся в фазе истощения. Арктика же, напротив, остаётся одним из немногих районов планеты, где энергетические компании почти не вели активную добычу. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, которые затрудняли извлечение ресурсов.

В Арктике, между тем сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. По оценке геологической службы США, в регионе залегают 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Контроль над этими запасами позволит арктическим государствам в будущем обеспечить высокие показатели темпов роста национальных экономик.

В материковой части Арктики располагаются богатые запасы золота, алмазов, ртути, вольфрама и редкоземельных металлов, без которых невозможны технологии пятого и шестого технологического уклада.

Очевидно, есть за что бороться. И причины милитаризации арктических регионов вполне оправданы… Главное только, чтобы «средства» выделяемые из бюджета на такие важные стратегические проекты в масштабах всей страны, «не затонули как когда то Российской империи у берегов Америки»… Впрочем, об этой истории мы поговорим позже…

Освоение арктических широт Россия ставит в череду приоритетных задач. Регион этот в первую очередь интересен с точки зрения его коммерческого использования. Ведь арктические недра и Северный морской путь в будущем способны принести нашей стране немалые дивиденды.

Неисчерпаемые недра

В 2009 году вышел материал журнала Science об исследованиях потенциальных запасов недр Арктического макрорегиона. Согласно опубликованным данным, льды Арктики скрывают свыше 10 млрд. тонн нефти и около 1550 трлн. кубометров природного газа. Но если нефтеносные залежи преимущественно сконцентрированы у побережья Аляски, то почти все запасы арктического газа принадлежат России.

По оценке геологической службы США, российская арктическая зона в целом является самой богатой. Особенно перспективным в этом плане американцы называют район Карского моря, где, по их предположению, залегает четверть всех неразведанных запасов планеты.

Кроме углеводородов российские арктические недра щедры на редкоземельные металлы, агрохимические руды, здесь крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути и оптического сырья. Официальный представитель «Росгеологии» Антон Сергеев подчеркивает, что изученность арктического региона крайне неравномерна и в ближайшем будущем здесь могут быть открыты десятки новых месторождений.

Недавно британское издание Daily Star попыталось подсчитать прогнозируемые запасы полезных ископаемых российской Арктики. Эксперты с Туманного Альбиона считают, эта цифра может достигать $22 трлн. долларов. Российские экономисты называют цифру в $30 трлн. При этом стоимость разведанных запасов оценивается в $2 трлн.

Северный морской путь

В условиях глобального таяния арктических льдов российские власти делают ставку на развитие Северного морского пути (СМП), который может стать ощутимой статьей пополнения бюджета. Уже сейчас ведутся разработки финансово-экономической модели транспортных линий, связывающих российские порты с городами Северной Европы и Юго-Восточной Азии.

Первоначально в перевозках предполагается задействовать российские грузы, которые сейчас транспортируются по Транссибу, а затем в проект вовлечь и международные компании. По мнению экспертов, при 75% загрузке контейнеровозов ежегодный объем перевозок по СМП в ближайшем будущем может составить до 380 тысяч TEU (1TEU соответствует контейнеру с габаритами 6,1 Х 2,4 м.)

Правда, по словам разработчиков финансово-экономической модели, о доходности можно будет говорить не раньше 2028 года, когда возвратится банковское финансирование. Ежегодная прибыль в этом случае должна составлять не менее 7,5 миллиарда рублей. К 2035 году, по оценкам специалистов, капитализация фидерных линий СМП только за счет государственных вложений составит порядка 55 миллиардов рублей.

Но будет ли СМП интересен иностранным компаниям? Очевидно, что да. В сентябре этого года контейнеровоз датской компании Maersk Line вместимостью 3,6 тысяч TEU впервые в истории изменил свой традиционный маршрут через Суэцкий канал и прошел по Северному морскому пути. В пресс-службе Maersk заявили, что это сделано для изучения потенциальных возможностей контейнерных перевозок в северных водах.

Стало известно, что датское судно затратило на всю дорогу 26 суток вместо стандартных 34-х. Это было предсказуемо, так как северный путь короче южного на 7 тысяч морских миль. И хотя в Maersk уверяют, что они не рассматривают сейчас СМП в качестве коммерческой альтернативы действующим логистическим схемам, однако отечественные специалисты не сомневаются, что датчане уже оценили экономическую выгоду от нового проекта.

Прибыль вещь затратная

Перед тем, как получать прибыль от использования Северного морского пути и разработок месторождений в Арктике государство должно пойти на существенные затраты. Заведующий отделом ИМЭМО РАН Андрей Загорский отмечает, что к 2025 году планировалось вложить под конкретные арктические проекты около 260 млрд. рублей, но ввиду бюджетных сложностей эта сумма будет существенно снижена.

Нужно также учитывать, что логистика в Арктике будет обходится в 3-4 раза дороже, чем на континенте. Климатические и географические особенности региона предъявляют особые требования к возводимой там инфраструктуре. Так, по оценкам специалистов, из-за воздействия морских бурь портовые сооружения придется переносить подальше от побережья, что существенно повысит капиталовложения.

Кроме того, в условиях нестабильного ледового покрова и возрастающих рисков образования айсбергов, возникает необходимость в строительстве новых атомных ледоколов, без которых невозможна круглогодичная навигация. И такое строительство уже идет полным ходом.

Уже на воду спущен головной атомный ледокол «Арктика», затраты на которого оцениваются в $625 млн. До 2020 года судостроительные верфи должны покинуть еще два серийных атомохода стоимостью в $709 млн и $743 млн. Общая стоимость ледокольного проекта обойдется казне более чем в $2 млрд.

Также на стадии проектирования находится атомный ледокол «Лидер», который обеспечит бесперебойную круглогодичную навигацию по СМП. Предполагаемые затраты на него составят около $1,2 млрд. однако и отдача ожидается хорошая. Такой ледокол может повысить скорость прохода по СМП танкеров ледового класса в 5 раз.

Юрий Гудошников, ведущий сотрудник лаборатории «Арктик-шельф» НИИ Арктики и Антарктики, убежден, что российский арктический проект – это «длинные деньги». По его мнению, чтобы запустить месторождение нужно минимум 8 лет и цены на углеводороды в разы выше, чем сейчас. Но Минэкономразвития призывает не останавливаться, а уcкорить процесс освоения Арктики в том числе и за счет привлечения иностранных партнеров.

В конце минувшего месяца пресс-служба Совета Безопасности РФ распространила сообщение, в котором акцентирует внимание на том, что «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года», размещенные на официальном сайте Совбеза России, не предполагают милитаризации региона. «Вопрос милитаризации Арктики не стоит, - отмечалось в сообщении. - Акцент делается на создание активно функционирующей системы береговой охраны, опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны России, сил и средств пограничных органов, а также на поддержание необходимой группировки войск общего назначения Вооруженных Сил России». Как следует из текста сообщения, «одна из главных целей этой работы - повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами сопредельных государств по вопросам борьбы с терроризмом на море, пресечение контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов».

ВНИМАНИЕ, которое сегодня уделяется в сфере военной безопасности и защиты Государственной границы РФ Арктической зоне, не случайно. Оно обусловлено ролью, которую приобретает Арктика в мировой политике. Речь в первую очередь идет о больших запасах нефти и природного газа на океанском шельфе, а также о контроле за новыми транспортными маршрутами, которые станут доступными при продолжении процессов глобального потепления климата.

Геологи всех арктических стран сходятся во мнении, что запасов углеводородного сырья в Арктической зоне хватит для экономик ведущих государств Запада на многие годы. Так, согласно результатам исследований Геологической службы США северные широты могут содержать 90 млрд. баррелей нефти (свыше 12 млрд. тонн). Этого достаточно, чтобы обеспечивать потребности экономики США в течение 12 лет. Помимо этого, в Арктике есть и огромные запасы природного газа, которые ученые оценивают в 47,3 трлн. кубометров. Российские эксперты считают, что эти оценки даже несколько преуменьшают истинные запасы углеводородов на шельфе Северного Ледовитого океана. Арктика, по их мнению, в плане потенциальных ресурсов в пять раз богаче Тихого океана и в 1,5-2 раза богаче Атлантического и Индийского.

По оценкам геологов США, среди секторов Арктики самые крупные суммарные запасы в Западно-Сибирском бассейне - 3,6 млрд. баррелей нефти, 18,4 трлн. кубометров газа и 20 млрд. баррелей газоконденсата. За ним следуют арктический шельф Аляски (29 млрд. баррелей нефти, 6,1 трлн. кубометров газа и 5 млрд. баррелей газоконденсата) и восточная часть Баренцева моря (7,4 млрд. баррелей нефти, 8,97 трлн. кубометров газа и 1,4 млрд. баррелей газоконденсата).

Естественно, встает вопрос, кому распоряжаться этими ресурсами. На недра Арктики могут претендовать пять арктических государств - Дания, Норвегия, США, Канада и Россия, которая обладает наибольшими среди арктических стран запасами углеводородов (по американским оценкам, на районы, которыми РФ уже владеет или на которые претендует, приходится около 60 процентов общих запасов).

И неудивительно, что Россия первой озаботилась юридическим оформлением своих прав на морское дно. Москва еще в 2001 году подала заявку на его часть, включающую хребет Ломоносова. Но чиновники ООН затребовали более убедительные данные о геологии морского дна. В 2007 году российские ученые провели дополнительные исследования с помощью глубоководных батискафов и установили российский флаг из титанового сплава на дне Северного Ледовитого океана у самого полюса. Это была чисто символическая акция, которая тем не менее вызвала крайне болезненную реакцию на Западе.

Между тем, по словам директора Института проблем нефти и газа Анатолия Дмитриевского, «еще в 20-е годы прошлого века союз восьми арктических государств признал, что клин от края границы России к Северному полюсу принадлежит нашей стране. По современным данным наших ученых, вся эта территория действительно является продолжением наших континентальных структур, и потому РФ вполне может претендовать на разработку нефтяных запасов этого региона».

В МАЕ прошлого года в Илулиссате (Гренландия) прошла международная конференция по проблемам Арктики. В ней участвовали представители пяти стран Арктического бассейна (Россию представлял министр иностранных дел Сергей Лавров). Итоги встречи показали, что для нагнетаемой некоторыми западными СМИ истерии и предсказаний неизбежности военных столкновений оснований пока нет. Участники конференции подписали декларацию, в которой стороны выразили желание решать все спорные вопросы за столом переговоров в строгом соответствии с международными законами.

«Пять наций провозгласили, - сказал министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер, - что они будут действовать в строгом соответствии с законами. Надеюсь, мы раз и навсегда разрушили мифы относительно яростной борьбы, которая развернулась за Северный полюс». Аналогичной точки зрения придерживался Сергей Лавров: «Мы не разделяем тревожных прогнозов относительно грядущего столкновения интересов арктических государств, чуть ли не будущей «битвы за Арктику», в условиях потепления, облегчающего доступ к дорожающим природным ресурсам и транспортным путям».

Действительно, оснований для ажиотажа в разделе арктических ресурсов не существует. Уже сегодня имеются международные правила, которые позволяют определить, кто и на какой район имеет права. В целом контуры будущего раздела ясны. В прошлом году исследователи из университета в Дареме (Великобритания) уже составили карту, на которой показаны районы, где претензии арктических стран неоспоримы, и те, за которые предстоит борьба юристов. Кроме того, на карте указаны два отдельных района, названных «зонами», - они лежат вне акваторий, на которые претендуют отдельные государства, и станут использоваться в интересах всех стран. Основные споры развернутся на основании выводов геологов относительно структуры континентального шельфа и принадлежности хребета Ломоносова.

Cправка

До Второй мировой войны любое государство, имеющее выход к морю, обладало суверенным правом на водную полосу вдоль его береговой линии. Тогда ее измеряли дальностью полета ядра, но со временем ее ширина составила 12 морских миль (22 километра). В 1982 году 119 стран подписали Международную конвенцию по морскому праву (в силу вступила в 1994 году). Конгресс США до сих не ратифицировал ее, выражая опасения по поводу возможного «ущемления» суверенитета и национальных интересов. Согласно конвенции имеется понятие территориальных вод. Это примыкающий к сухопутной территории государства водный пояс шириной до 12 морских миль. Внешняя граница этого морского (океанского) пояса является государственной границей. Прибрежные государства обладают также правом на исключительную экономическую зону, она находится за пределами территориальных вод, и ее ширина не должна превышать 200 морских миль (370 км). В таких зонах государства обладают ограниченным суверенитетом: имеются исключительные права на рыбную ловлю, добычу полезных ископаемых, но им запрещено препятствовать проходу кораблей других стран.

КОНВЕНЦИЯ по морскому праву (76-я статья) предусматривает возможность продлить исключительную экономическую зону за пределы 200 миль, если государство докажет, что океанское дно является естественным продолжением его сухопутной территории. Имея в виду эту статью конвенции, сегодня ученые трех стран - России, Дании и Канады - пытаются собрать геологические доказательства того, что хребет Ломоносова - подводная горная гряда, протянувшаяся на 1.800 км от Сибири через Северный полюс к Гренландии - принадлежит именно их стране. Российские геологи утверждают, ссылаясь на анализ образцов, взятых со дна океана, что хребет Ломоносова связан с Сибирской континентальной платформой (значит, он - «продолжение» России). Датчане в свою очередь считают, что хребет связан с Гренландией. Канадцы ведут речь о хребте Ломоносова как подводной континентальной части Северной Америки.

Канадские и датские ученые начали в прошлом месяце совместную исследовательскую миссию, чтобы определить границы континентального шельфа Северной Америки. Они собирались в лагере на острове Уорд-Хант - крайней северной точке Канады, откуда стартовала экспедиция. С этого острова одна группа ученых совершает полеты на вертолете, оборудованном эхолокатором. Вторая группа на специально оборудованном самолете DC-3 с радиусом действия около 800 километров будет проводить гравиметрические измерения на арктической территории, в том числе на Северном полюсе (гравиметрия - измерение малейших колебаний силы тяжести для получения информации о плотности пород в разных точках поверхности и их геологических свойствах. - А.Д.).

С помощью этого метода канадские и датские ученые хотят получить доказательства тому, что североамериканская континентальная платформа, включающая северные канадские острова и Гренландию (автономная провинция Дании), простирается далеко в центр Северного Ледовитого океана. Это будет означать, что продолжением североамериканской континентальной платформы являются подводный хребет Ломоносова и параллельный ему хребет Альфа, переходящий на востоке в хребет Менделеева.

Надо отметить, что в международном праве прецеденты расширения прав на континентальный шельф дальше границ 200-мильной исключительной экономической зоны были. Комиссия ООН по границам континентального шельфа уже узаконила притязания Австралии на 2,5 млн. квадратных километров антарктического шельфа, а Ирландия получила 56 тыс. квадратных километров шельфа в арктических широтах.

Конечно, уповать на справедливость решения Комиссии ООН относительно спора за арктические территории (хребет Ломоносова и т.д.) надо с учетом того, что все решения в мировом сообществе принимаются все же с оглядкой на соотношение военных и экономических потенциалов сторон. Можно даже сказать, что международное право - это отчасти возведенная в закон «воля сильного». Каркас мировой конструкции нынешних международных отношений определялся державами - победительницами во Второй мировой войне при определяющей роли США, неимоверно усилившихся тогда в мировой политике. Опыт новейшей истории учит и тому, что США «забывают» о международном праве и ООН, когда им не удается провести через Совет безопасности ООН нужные им решения. Так было при проведении военной операции против Югославии в 1999 году и против Ирака в 2003-м.

ПОЭТОМУ вполне оправданна забота Российской Федерации о своих военных возможностях обеспечить свои государственные интересы в Арктической зоне, тем более что США, Канада, Дания и Норвегия стремятся проводить скоординированную политику по недопущению России к ресурсам арктического шельфа. «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года», утвержденными 18 сентября 2008 года Президентом РФ, предусматривается «создать группировку войск общего назначения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в первую очередь пограничных органов, в Арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».

Арктическая зона РФ является стратегической ресурсной базой страны для решения задач социально-экономического развития. Ее защита требует наличия активно функционирующей системы береговой охраны ФСБ РФ. Арктической стратегией России предполагается развивать пограничную инфраструктуру и технически переоснастить пограничные органы для создания системы комплексного контроля за надводной обстановкой и усиления государственного контроля за промысловой деятельностью в Арктической зоне РФ. Для пограничников необходимы, в частности, новые корабли ледового класса с вертолетами на борту.

Cправка

Россия считает своими 18 процентов территории Арктики с протяженностью границы, равной 20 тысячам километров. Ее континентальный шельф может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. В настоящее время 22 процента общероссийского экспорта производится в регионе Арктики. Здесь расположены крупнейшие нефтегазовые регионы - Западно-Сибирский, Тимано-Печорский и Восточно-Сибирский. В арктических районах развита добыча редких и драгоценных металлов. В регионе добывается около 90 процентов никеля и кобальта, 60 процентов меди, 96 процентов платиноидов.

Присутствие кораблей Северного флота ВМФ России в арктических районах, в том числе и в районе Шпицбергена, полеты над акваторией Северного Ледовитого океана боевых самолетов Дальней авиации служат в нынешних условиях инструментами обеспечения национальных интересов РФ. К этому обязывает и усиливающаяся военная активность в Арктике других приполярных государств. Военно-морской флот России к тому же активно участвует в гражданских программах изучения Мирового океана и определения границ континентального шельфа России в Арктике. В условиях покрытия льдом значительной части Арктики эффективно работать могут прежде всего глубоководные аппараты. Для этого возможно использовать как телеуправляемые аппараты, имеющие большую глубину погружения, так и подводные лодки.

СРЕДИ национальных интересов России - использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике. Северный морской путь (его порой называют Северо-Восточным проходом - по аналогии с Северо-Западным проходом через канадский арктический архипелаг, соединяющим Атлантику и Тихий океан) способен связать воедино европейские и дальневосточные судоходные маршруты. Сейчас протяженность маршрута между Европой и Азией (Роттердам - Токио) по Суэцкому каналу составляет 21,1 тыс. километров. Северо-Западный проход сокращает этот маршрут до 15,9 тыс. км, Северный морской путь - до 14,1 тыс. км.

По оценкам, проход судов по российскому Северному морскому пути (СМП) позволяет на 40 процентов сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами. Имеются прогнозы, согласно которым к 2015 году общий объем перевозок по СМП реально может возрасти до 15 млн. тонн в год (сейчас по Севморпути перевозится более 2 млн. т грузов, но для самоокупаемости и развития маршрута требуется втрое больше).

С улучшением условий для навигации (по прогнозам, к 2020 году до 6 месяцев в году) связаны и немалые опасности. Северный морской путь попадает в глобалистскую «повестку дня». У транснациональных корпораций и стоящих за ними финансовых кругов появляется соблазн интернационализировать этот «коридор» вдоль арктического побережья России под благовидным предлогом его модернизации и обеспечения безопасности мореплавания (повод найдется: старые мины, пираты, ледовая опасность и т.п.). Надо откровенно признать, что после распада СССР было мало что предпринято для поддержания в нормальном состоянии инфраструктуры этого морского пути. Многие портовые сооружения заброшены, навигационная и спасательная службы деградировали, утрачен кадровый потенциал. Все это - предлог для жесткого разговора с Россией, если она ослабнет в условиях начавшегося мирового финансового кризиса. Нельзя исключать, что Запад попытается превратить Северный морской путь, проходящий рядом с богатейшими месторождениями нефти и природного газа, в международную морскую трассу, выведя его из-под юрисдикции России...

«Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года» своевременно формулируют арктическую стратегию России, которую предстоит реализовывать в ближайшие годы, к сожалению, в осложнившихся финансово-экономических условиях. Освоение Арктики объективно является одним из жизненно важных приоритетов Российского государства.

Юрий Трутнев: «Пакет законопроектов предусматривает, что действие преференций будет распространяться на всю территорию Арктической зоны. Поддержку сможет получить любой новый проект с инвестициями не менее 10 млн рублей».

30 декабря 2019 , Арктическая деятельность Утверждён план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года Распоряжение от 21 декабря 2019 года №3120-р. Принятые решения направлены на создание инфраструктурных условий для дальнейшего развития Северного морского пути и прибрежных территорий.

18 декабря 2019 , Арктическая деятельность В повестке: создание системы преференций для новых проектов, реализуемых в Арктической зоне России; план развития инфраструктуры Северного морского пути; подготовка председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.

3 сентября 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование О решениях по итогам совещания у Дмитрия Козака и Юрия Трутнева о предоставлении права пользования недрами, содержащими запасы углеводородного сырья, расположенными на континентальном шельфе Арктической зоны Российской Федерации

29 апреля 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Мурманской области Распоряжение от 26 апреля 2019 года №834-р. Утверждён план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области». Инвестиционный проект включает строительство двух плавучих хранилищ газа, вспомогательного причала и необходимой береговой инфраструктуры. Предварительная оценка стоимости реализации инвестиционного проекта – 70 млрд рублей. Срок реализации – 2023 год.

25 апреля 2019 , Арктическая деятельность Антон Силуанов принял участие в форуме «Один пояс, один путь» в Пекине Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов выступил на панельной сессии в рамках форума.

10 апреля 2019 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев провёл заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Заседание прошло в Санкт-Петербурге на полях Международного арктического форума.

10 апреля 2019 , Арктическая деятельность Максим Акимов совершил рабочую поездку в Санкт-Петербург 9 апреля Заместитель Председателя Правительства принял участие в сессии «Северный морской путь – ключ к развитию Российской Арктики» в рамках Международного арктического форума и посетил головной офис «Совкомфлота».

9 апреля 2019 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев осмотрел экспозицию Международного арктического форума V Международный арктический форум проходит 9–10 апреля в Санкт-Петербурге.

1 апреля 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность О расширении морского порта Сабетта Распоряжение от 28 марта 2019 года №554-р. Принято решение, направленное на реализацию нового инвестиционного проекта по строительству терминала перевалки СПГ в морском порту Сабетта. Терминал нужен для освоения Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения на Гыданском полуострове.

20 марта 2019 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев дал старт научной экспедиции «Трансарктика-2019» Экспедиционные мероприятия программы «Трансарктика-2019» разделены на 4 этапа и завершатся в конце сентября 2019 года в порту Владивосток. Первый этап экспедиции пройдёт с 20 марта по конец мая. На базе научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» ААНИИ Росгидромета будет организована сезонная дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс-2019».

20 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

Об ассигнованиях на научные исследования «Трансарктика-2019» Распоряжение от 23 февраля 2019 года №276-р. Из резервного фонда Правительства выделяются 868,75 млн рублей для организации и проведения комплексных научных исследований и государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктики с использованием четырёх научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов Росгидромета. Исследования «Трансарктика-2019» проводятся в контексте восстановления комплексных научных исследований Арктического региона, включая высокоширотную Арктику. Цель исследований – совершенствование системы гидрометеорологической безопасности морской деятельности России в Арктике для реализации научных и практических интересов государства.

29 января 2019, вторник Распоряжение от 17 января 2019 года №22-р. По результатам проведённого аукциона право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря, для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья по совмещённой лицензии предоставлено ООО «Газпром нефть шельф».

1