История подводной лодки а 5. Великая отечественная - под водой. Затонувшие атомные подводные лодки

В 1958 г. в ЦКБ-18 (сегодня ЦКБ МТ «Рубин») начались разработка атомного ракетоносца второго поколения 667-го проекта (руководитель – главный конструктор Кассациера А.С.). Предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 с Р-21 – баллистические ракеты подводного старта. Альтернативным вариантом было оснащение субмарины комплексом Д-6 (проект «Нейлон», изделие «Р») с твердотопливными ракетами, которые разрабатывались ленинградским конструкторским бюро «Арсенал» с 1958 года. Подводная лодка по первоначальному проекту 667 должна была нести 8 ракет комплекса Д-4 (Д-6), которые размещены в поворотных ПУ СМ-95, разработанных ЦКБ-34. Сдвоенные пусковые установки располагались вне прочного корпуса субмарины, по его бокам. Перед пуском ракет ПУ устанавливались вертикально, поворачивались на 90 градусов. Разработку эскизного и тех. проектов подводного ракетоносца завершили в 1960 г. Но практическая реализация разработки затруднялась в связи с высокой сложностью поворотных устройств пусковой установки, которая должна была работать при движении подлодки в подводном положении.

В 1961 г. приступили к разработке новой компоновки, при которой ракеты Д-4 (Д-6) должны были располагаться в вертикальных шахтах. Но вскоре эти комплексы получили хорошую альтернативу – одноступенчатую малогабаритную жидкостную баллистическую ракету Р-27, работы по которой под руководством Макеева В.П. начали в СКБ-385 в инициативном порядке. В конце 1961 г. предварительные результаты исследований доложили руководству страны и командованию военно-морского флота. Тема была поддержана, и 24 апреля 1962 года было подписано правительственное постановление о разработке комплекса Д-5 с ракетами Р-27. Благодаря некоторым оригинальным техническим решениям новую баллистическую ракету удалось «втиснуть» в шахту, которая по объёму меньше шахты Р-21 в 2,5 раза. При этом ракета Р-27 имела дальность пуска на 1180 километров большую, чем у ее предшественницы. Также революционным новшеством стала и разработка технологии заправки ракетных баков компонентами топлива с последующей их ампулизацией на заводе-изготовителе.

В результате переориентации 667-го проекта на новый ракетный комплекс возникла возможность разместить в прочном корпусе подлодки 16 ракетных шахт в два ряда вертикально (как это было сделано американской атомной подлодке с баллистическими ракетами типа «Джордж Вашингтон»). Впрочем, шестнадцати ракетный боекомплект обуславливался не стремлением к плагиату, а тем, что длина стапелей, предназначавшихся для строительства подводных лодок, оптимальным образом подходила для корпуса с шестнадцатью шахтами Д-5. Главный конструктор усовершенствованной атомной подлодки с БР проекта 667-А (был присвоен шифр «Навага») – Ковалев С.Н. – создатель практически всех советских стратегических ракетных атомных подлодок, главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Фадеев М.С.

При создании подлодки проекта 667-А большое внимание уделялось гидродинамическому совершенству субмарины. К разработке формы судна привлекались специалисты научных отраслевых центров и гидродинамики центрального аэрогидродинамического института. Увеличение ракетного боекомплекта требовало решения ряда задач. В первую очередь нужно было резко повысить скорость стрельбы, для того чтобы успеть произвести ракетный залп и покинуть район запуска до того, как противолодочные силы противника прибудут в него. Это обусловливало проведение предстартовой одновременной подготовки ракет, которые набраны в залп. Задачу можно решить только за счет автоматизации предпусковых операций. Для судов проекта 667-А в соответствии с данными требованиями под руководством главного конструктора Бельского Р.Р. были развернуты работы по созданию первой советской информационно-управляющей автоматизированной системы «Туча». Впервые данные для ведения огня должны были вырабатываться спец. ЭВМ. Навигационное оснащение подводной лодки должно было обеспечивать уверенные плавание и запуск ракет в районах полюсов.

АПЛ проекта 667-А, как и подлодки первого поколения, являлась двухкорпусной (запас плавучести составлял 29%). Носовая оконечность судна имела овальную форму. В корме субмарина была веретенообразной формы. На ограждении рубки располагались передние горизонтальные рули. Такое решение, которое было заимствовано у американских атомных подлодок, создавало возможность бездифферентного перехода при малых скоростях на большую глубину, а также упрощало удержание субмарины при ракетном залпе на заданной глубине. Кормовое оперение – крестообразное.

У прочного корпуса с наружными шпангоутами имелась цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, который достигал 9,4 метров. В основном прочный корпус изготавливался из стали АК-29 с толщиной 40 миллиметров и разделялся на 10 отсеков водонепроницаемыми переборками которые выдерживали давление 10 кгс/кв.см:
первый отсек – торпедный;
второй отсек – жилой (с каютами офицеров) и аккумуляторный;
третий отсек – центральный пост и пульт главной энергоустановки;
четвертый и пятый отсеки – ракетные;
шестой отсек – дизель-генераторный;
седьмой отсек – реакторный;
восьмой отсек – турбинный;
девятый отсек – турбинный;
десятый отсек служил для размещения электродвигателей.


Шпангоуты прочного корпуса выполнялись из сварных симметричных тавровых профилей. Для межотсечных переборок использовалась 12 миллиметровая сталь АК-29. Для легкого корпуса использована сталь ЮЗ.

На подлодке устанавливалось мощное размагничивающее устройство, которое обеспечивало стабильность магнитного поля. Также, принимались меры направленные на снижение магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, выступающих частей, рулей и ограждения выдвижных устройств. Для снижения электрического поля подлодки впервые применили систему активной компенсации поля, которое создавалось гальванической парой «винт-корпус».

Главная энергоустановка номинальной мощностью 52 тыс. л. с. включала пару автономных блоков правого и левого бортов. В состав каждого блока входили водоводяной реактор ВМ-2-4 (мощностью 89,2 мВт), паротурбинная установка ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635, турбогенератор с автономным приводом. Кроме того имелась вспомогательная энергоустановка, которая служит для расхолаживания и пуска главной энергоустановки, снабжающая подлодку электроэнергией при авариях и обеспечивающая, при необходимости, движение судна в надводном положении. В состав вспомогательной энергоустановки входили два дизельных генератора постоянного тока ДГ-460, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (в каждой по 112 эл. 48-СМ) а также два реверсивных гребных электродвигателя «подкрадывания» ПГ-153 (мощность каждого 225 кВт). В день принятия головной ПЛАРБ проекта 667-А на вооружение (на борту судна среди прочих присутствовал главный конструктор проекта) на максимальных оборотах достигли скорости 28,3 узлов, что на 3,3 узла превышало заданную скорость. Таким образом, новый ракетоносец по своим динамическим характеристикам фактически сравнялся с основными потенциальными противниками в «подводных дуэлях» – противолодочными атомоходами типа «Стёрджен» и «Трешер» (30 узлов) ВМС США.

Два гребных винта по сравнению с атомными подлодками предыдущего поколения имели пониженный уровень шумности. Чтобы снизить гидроакустическую заметность фундаменты под главными и вспомогательными механизмами покрывались вибродемпфирующей резиной. Звукоизолирующей резиной был облицован прочный корпус подлодки, а легкий корпус был покрыт нерезонансным противогидролокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием.

На подлодке проекта 667-А впервые применили электроэнергетическую систему переменного тока напряжением 380В, которая питалась лишь от автономных электрогенераторов. Таким образом, повышалась надежность электроэнергетической системы, увеличивалась продолжительность работы без обслуживания и ремонта, а также позволяло трансформировать напряжение для обеспечения разных потребителей субмарины.

Подводный крейсер был оснащен боевой информационно-управляющей системой (БИУС) «Туча». «Туча» стала первой советской многоцелевой автоматизированной корабельной системой, обеспечивающей применение торпедного и ракетного . Кроме того, данная БИУС собирала и обрабатывала информацию об окружающей обстановке и решала навигационные задачи. Чтобы предотвратить провал на большую глубину, способный привести к катастрофе (по мнению специалистов это послужило причиной гибели атомной подлодки «Трешер» ВМС США) на ПЛАРБ проекта 667-А впервые реализовали комплексную систему автоматизированного управления, обеспечивающую программное управление судном по глубине и курсу, а также стабилизацию по глубине без хода.

Основным информационным средством субмарины в подводном положении был ГАК «Керчь», который служил для освещения подводной обстановки, выдачи при торпедной стрельбе данных целеуказания, поиска мин, обнаружения гидроакустических сигналов и связи. Станция была разработана под руководством главного конструктора Магида М.М. и работала в режимах шумо- и эхопеленгования. Дальность обнаружения от 1 до 20 тыс. м.

Средства связи – ультракоротковолновые, коротковолновые и средневолновые радиостанции. Лодки были оснащены выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа «Параван», которая позволяла принимать сигналы спутниковой навигационной системы и целеуказания, на глубинах менее 50 метров. Важным новшеством стало применение (на подлодках впервые в мире) аппаратуры ЗАС (засекречивания связи). При использовании данной системы обеспечивалось автоматическое шифрование сообщений, которые передавались по линии «Интеграл». Радиоэлектронное вооружение состояло из ответчика РЛС «свой-чужой» «Хром-КМ» (на подводной лодке установленный впервые), поисковой РЛС «Залив-П» и РЛС «Альбатрос».

Основное вооружение атомной подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А состояло из 16 жидкостных одноступнчатых баллистических ракет Р-27 (инд. ГРАУ 4К10, западное обозначение – SS-N-6 «Serb», по договору ОСВ – РСМ-25) с максимальной дальностью 2,5 тыс. км, установленных в два ряда в вертикальных шахтах за ограждениями рубки. Стартовая масса ракеты – 14,2 тыс. кг, диаметр – 1500 мм длина – 9650 мм. Масса головной части – 650 кг, круговое вероятное отклонение – 1,3 тыс. м, мощность 1 Мт. Ракетные шахты диаметром 1700 мм, высотой 10100 мм, выполненные равнопрочными с корпусом подлодки, располагались в пятом и четвертом отсеках. Для предотвращения аварий в случае поступления в шахту компонентов жидкого топлива при разгерметизации ракеты были установлены автоматизированные системы газового анализа, орошения и поддержания в заданных параметрах микроклимата.

Пуск ракет осуществлялся из затопленных шахт, исключительно в подводном положении подлодки, при волнении моря менее 5 баллов. Первоначально запуск производился четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между запусками в залпе равнялся 8 секундам: расчеты показывали, что подлодка по мере отстрела ракет должна постепенно всплывать, а после старта последней, четвертой, ракеты – выходить из «коридора» стартовых глубин. После каждого залпа необходимо было около трех минуты для того, чтобы вернуть подлодку на исходную глубину. Между вторым и третьим залпом нужно было 20-35 минут для перекачки в ракетные шахты воды из цистерн кольцевого зазора. Данное время также использовалось для дифферентовки субмарины. Но реальные стрельбы выявили возможность проведения первого восьмиракетного залпа. Такой залп впервые в мире выполнили 19 декабря 1969 года. Величина сектора обстрела субмарины проекта 667-А равнялась 20 градусам, широта точки старта должна была быть менее 85 градусов.

Торпедное вооружение – четыре носовых 533-миллиметровых торпедных аппарата, обеспечивающих максимальную глубину осуществления стрельбы до 100 метров, два носовых торпедных аппарата калибра 400 мм с предельной глубиной ведения огня 250 метров. Торпедные аппараты имели системы электродистанционного управления и быстрого заряжания.

Субмарины проекта 667-А были первыми ракетоносцами, которые получили на вооружение ПЗРК (переносной зенитной ракетный комплекс) типа «Стрела-2М», который предназначен для обороны всплывшего судна от вертолетов и низколетящих самолетов.

В проекте 667-А значительное внимание уделили вопросам обитаемости. Каждый отсек была оснащен автономной системой кондиционирования воздуха. Кроме этого реализовали ряд мер для снижения акустического шума в жилых помещениях и на боевых постах. Личный состав субмарины размещался в маломестных кубриках или каютах. На судне была организована офицерская кают-компания. Впервые на подлодке предусматривалась столовая для старшинского состава, быстро трансформирующаяся в кинозал или спортзал. В жилых помещениях все коммуникации убирались под съемные спец. панели. В целом внутренний дизайн субмарины соответствовал требованиям того времени.

Новые ракетоносцы на флоте стали именоваться РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения), что подчеркивало отличие данных субмарин от ПЛАРБ 658-го проекта. Своей мощью и размерами лодки производили на моряков огромное впечатление, поскольку раньше они имели дело только с «дизелюхами» или значительно «менее солидными» субмаринами первого поколения. Несомненным достоинством новых кораблей по сравнению с судами 658-го проекта, по мнению моряков, был высокий уровень комфорта: «индустриальные» пестрые интерьеры с переплетением трубопроводов и разноцветных жгутов уступили место продуманному дизайну светло-серых тонов. Лампы накаливания были заменены люминесцентными светильниками «входящими в моду».

За внешнее сходство с американскими атомными подлодками с баллистическими ракетами «George Washington» новые ракетоносцы на флоте окрестили «Ваньками Вашингтонами». В НАТО и США им присвоили название Yankee class.

Модификации проекта 667-А.

Первые четыре атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-А оснащались разработанным в 1960 г. под руководством Маслевского В.И. всеширотным навигационным комплексом «Сигма». С 1972 г. на субмарины начал устанавливаться навигационный комплекс «Тобол» (Кищенков О.В. – главный конструктор), состоящий из инерциальной навигационной системы (впервые в Советском Союзе), абсолютный гидроакустический лаг, который измерял скорость судна относительно морского дна, и система обработки информации, построенная на цифровой ЭВМ. Комплексом обеспечивалось уверенное плавание в арктических водах и возможность произведения ракетного пуска на широтах вплоть до 85 градусов. Аппаратурой определялся и сохранялся курс, осуществлялось измерение скорости подлодки относительно воды, производилось счисление географических координат с выдачей необходимых данных в корабельные системы судна. На субмаринах последней постройки навигационный комплекс дополнили «Циклоном» – космической навигационной системой.

На подводных лодках поздней постройки имелись автоматизированные комплексы радиосвязи «Молния» (1970 год) или «Молния-Л» (1974 год), руководитель данных разработок – главный конструктор Леонова А.А. Комплексы состояли из автоматизированного радиоприемного устройства «Базальт» (обеспечивало прием по одному каналу СДВ и нескольким KB каналам) и радиопередающего устройства «Скумбрия» (позволяло осуществлять скрытую авто. настройку на любую из частот рабочего диапазона).

Поступление на вооружение американских ВМС усовершенствованных ракет «Поларис» А-3 (максимальная дальность стрельбы 4,6 тыс. км) и развертывание в 1966 году программы создания баллистической ракеты «Посейдон» С-3, имеющей более высокие характеристики, потребовали ответных мер по увеличению потенциала советских атомных подлодок с баллистическими ракетами. Основным направлением работ стало оснащения подлодок более совершенными ракетами с повышенной дальностью стрельбы. Разработкой ракетного комплекса для модернизированных подлодок проекта 667-А занялось конструкторское бюро «Арсенал» (проект «5МТ»). Данные работы привели к созданию комплекса Д-11 с баллистическими твердотопливными ракетам подлодок Р-31. Комплекс Д-11 был установлен на К-140 – единственная ПЛАРБ проекта 667-АМ (переоборудование проводилось в 1971-1976 годах). На Западе данной лодке присвоили обозначение Yankee II class.

Параллельно в КБМ разрабатывался модернизированный комплекс Д-5У под ракеты Р-27У, обладающие дальностью до 3 тыс. км. 10 июня 1971 года вышло правительственное постановление, которым предусматривалась модернизация ракетного комплекса Д-5. Первые опытные пуски с подлодки начались в 1972 г. Комплекс Д-5У 04.01.1974 приняли на вооружение военно-морского флота. Новая ракета Р-27У (на Западе проходила под обозначением SS-N-6 Моd2/3) кроме увеличенной дальности имела обычную моноблочную головную часть или усовершенствованную головную часть «рассеивающего» типа, имеющую три боевых блока (мощность каждого 200 Кт) без системы индивидуального наведения. 31-я дивизия в конце 1972 г. получила подлодку К-245 – первая субмарина проекта 667-АУ – с ракетным комплексом Д-5У. В период с сентября 1972 г. по август 1973 г. провели испытания Р-27У. Все 16 запусков с борта подлодки К-245 прошли удачно. При этом последние два пуска произвели в конце боевой службы из района боевого патрулирования (на этой же субмарине испытывался навигационный комплекс «Тобол» с инерциальной навигационной системой, а в конце 1972 года для проверки возможностей комплекса подлодка выполнила поход в район экватора). В период с 1972 по 1983 годы флот получил еще 8 РПКСН (К-219, К-228, К-241, К-430, К-436, К-444, К-446 и К-451), достроенных или модернизированных по проекту 667-АУ («Налим»).

К-411 стала первой атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами проекта 667-А, выведенной из состава стратегических ядерных сил в результате американо-советских договоренностей в области сокращения вооружений. У этой сравнительно «молодой» подлодки в январе-апреле 1978 года были «ампутированы» ракетные отсеки (впоследствии утилизированы), а сам ракетный подводный крейсер по проекту 09774 переоборудовали в атомную подлодку спецназначения – носитель сверхмалой подводной лодки и боевых пловцов.

ПЛАРБ пр.667-А. Снимок с вертолета ВМФ СССР


ПЛАРБ пр.667-А


В лодку специального назначения по проекту 667-АК («Аксон-1»), а позднее по проекту 09780 («Аксон-2») трансформировали ракетоносец К-403. В опытном порядке на данную подлодку установили спец. аппаратуру и мощный ГАК с буксируемой протяженной антенной в обтекателе на хвостовом оперении.

В 1981-82 годах РПКСН К-420 модернизировали по проекту 667-М («Андромеда») для испытаний высокоскоростных стратегических КР «Гром» («Метеорит-М») разработанной ОКБ-52. Испытания 1989 года закончились неудачей, поэтому программа была свернута.

Еще пять судов проекта 667-А должны были переоборудоваться по проекту 667-АТ («Груша») в большие торпедные атомные подлодки-носители дозвуковых малогабаритных СКР «Гранат», путем добавления дополнительного отсека имеющего бортовые торпедные аппараты. По этому проекту в 1982-91 годах переоборудовали четыре подлодки. Из них в строю до настоящего времени осталась только атомная подлодка К-395.

Программа строительства.

Строительство подводных лодок по проекту 667-А началось в конце 1964 г. в Северодвинске и велось быстрыми темпами. К-137 – первый РПКСН заложили на Северном машиностроительном заводе (ССЗ №402) 09.11.1964. Спуск на воду, а точнее, заполнение дока водой, состоялся 28.08.1966. На К-137 в 14 часов 1 сентября подняли военно-морской флаг. Тогда же начались сдаточные испытания. К-137 05.11.1967 вступила в строй. Новый ракетоносец под командованием капитана первого ранга Березовского В.Л. 11 декабря прибыл в состав тридцать первой дивизии, базировавшейся в бухте Ягельная. Субмарина 24 ноября была передана в девятнадцатую дивизию, став первым кораблем данной дивизии. 13.03.1968 на вооружение военно-морского флота приняли ракетный комплекс Д-5 с ракетами Р-27.

Северный флот быстро пополнялся «северодвинскими» ракетоносцами второго поколения. К-140 – вторая лодка серии – вступила в строй 30.12.1967. За ней последовало еще 22 РПКСН. Несколько позже началось строительство подлодок проекта 667-А в Комсомольске-на-Амуре. К-399 – первый «дальневосточный» атомоход – вступил в состав тихоокеанского флота 24.12.1969. В дальнейшем в составе данного флота насчитывалось 10 РПКСН данного проекта. Последние северодвинские подлодки достраивались по усовершенствованному проекту 667-АУ с ракетными комплексами Д-5У. Вся серия субмарин проектов 667-А и 667-АУ, построенная в период с 1967 года по 1974 год, составила 34 судна.

Статус на 2005 год.

В составе Северного флота корабли проекта 667-А входили в состав девятнадцатой и тридцать первой дивизий. Служба новых атомных подлодок началась не очень гладко: сказывались естественные для настолько сложного комплекса многочисленные «детские болезни». Так, например, во время первого выхода К-140 – второго корабля серии – на боевую службу реактор левого борта вышел из строя. Однако крейсер под командованием капитана первого ранга Матвеева А.П. успешно завершил 47-суточный поход, часть которого прошла подо льдами Гренландии. Также имели место другие неприятности. Однако постепенно, по мере освоения техники личным составом и ее «доводки», надежность субмарин значительно возросла, и они смогли реализовать свои возможности, уникальные для того времени.

К-140 осенью 1969 г. впервые в мире осуществила восьмиракетный залп. Два ракетоносца тридцать первой дивизии – К-253 и К-395 – приняли в апреле-мае 1970 года участие в самых крупных военно-морских маневрах «Океан». Во время них также производились ракетные пуски.

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами К-408 под командованием капитана первого ранга Привалова В.В. в период с 8 января по 19 марта 1971 года осуществила сложнейший переход с СФ на ТОФ без всплытия в надводное положение. 3-9 марта во время похода субмарина выполнила боевое патрулирование у американских берегов. Поход возглавлял контр-адмирал Чернавин В.Н.

31 августа ракетоносец К-411 под командованием капитана первого ранга Соболевского С.Е., (старший на борту контр-адмирал Неволин Г.Л.), впервые оснащенный опытной спец. аппаратурой обнаружения разводов во льду и полыней, достиг района Северного полюса. Субмарина в течение нескольких часов маневрировала в поисках полыньи, но ни одна из двух обнаруженных не была пригодной для всплытия. Поэтому подлодка вернулась к кромке льдов, чтобы встретится с ледоколом ожидавшим ее. Доклад о выполнении поставленной задачи из-за плохой проходимости радиосигнала удалось передать в Генштаб только через самолет Ту-95РЦ барражирующий над точкой всплытия (при возвращении данный самолет разбился во время посадки на аэродром Кипелово из-за густого тумана; экипаж самолета – 12 человек – погиб). К-415 в 1972 г. выполнила успешный переход подо льдами Арктики на Камчатку.

Первоначально РПКСН, как и суда 658-го проекта, несли боевое дежурство около восточного побережья Северной Америки. Однако это делало их более уязвимыми для набирающих силу американских противолодочных средств, которые включали ГАС подводного наблюдения, специализированные атомные подлодки, надводные корабли, а также вертолеты и самолеты берегового и корабельного базирования. Постепенно, с увеличением численности субмарин проекта 667, началось их патрулирование около тихоокеанского побережья Соединенных Штотов.

31-я дивизия в конце 1972 г. получила подводную лодку К-245 – первую субмарину проекта 667-АУ, с ракетным комплексом Д-5У. В сентябре 1972 – августе 1973 года во время отработки комплекса испытывалась ракета Р-27У. 16 пусков произведенных с борта подлодки К-245 прошли удачно. При этом последние два запуска произвели в конце боевой службы из района боевого патрулирования. Также на К-245 испытывался навигационный комплекс «Тобол» имеющий инерциальную систему. В конце 1972 года для проверки возможностей комплекса субмарина совершила поход в экваториальный район.

К-444 (проект 667-АУ) в 1974 году осуществила ракетные стрельбы без всплытия на перископную глубину и из неподвижного положения, при использовании стабилизатора глубины.

Высокая активность американских и советских флотов во время «холодной войны» множество раз приводила к столкновению подлодок, находящихся в подводном положении во время скрытого наблюдения друг за другом. В мае 1974 года в Петропавловске около базы военно-морского флота одна из субмарин проекта 667-А, находившаяся на глубине 65 метров, столкнулась с торпедным атомоходом «Пинтадо» (тип «Sturgeon», SSN-672) ВМС США. В результате обе подлодки получили незначительные повреждения.

Поврежденная взрывом ракетная шахта К-219


К-219 в профиль на поверхности воды. Легко заметить оранжевый дым паров азотной кислоты из разрушенной ракетной шахты, непосредственно за рубкой


Снимок аварийной лодки К-219, сделан с американского самолета

6 октября 1986 г. подводная лодка К-219 во время несения боевой службы была потеряна в 600 милях от Бермудских островов. На атомной подлодке с БР К-219 (командир капитан второго ранга Британов И.), находившейся на боевой службе около восточного побережья Соединенных Штатов, произошла утечка ракетного топлива ракеты с последующим взрывом. После героической 15-часовой борьбы за живучесть экипаж был вынужден покинуть субмарину из-за быстрого поступления в прочный корпус воды и пожара в трюмах четвертого и пятого отсеков. Лодка затонула на глубине 5 тыс. м, унеся с собой 15 ядерных ракет и два ядерных реактора. Во время аварии погибло два человека. Один из них, матрос Преминин С.А. ценой собственной жизни заглушил реактор правого борта вручную, предотвратив тем самым ядерную катастрофу. Его посмертно наградили орденом Красной Звезды, а 07,07.1997 Указом президента Российской Федерации ему присвоили звание Героя РФ.

За все время эксплуатации ракетные подлодки проектов 667-А и 667-АУ совершили 590 боевых патрулирований.

В конце 1970-х годов в соответствии с советско-американскими договоренностями в области сокращения вооружений подлодки проектов 667-А и 667-АУ начали выводить из состава советских стратегических ядерных сил. На консервацию (с вырезом ракетного отсека) в 1979 году вывели две первые подлодки данных проектов. В дальнейшем процесс вывода ускорился, и уже во второй половине 1990 годов в составе ВМФ России не осталось ни одного ракетоносца данного проекта, кроме К-395 проекта 667-АТ, переоборудованной в носитель крылатых ракет и двух подводных лодок специального назначения.

Основные тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 667-А «Навага»:
Надводное водоизмещение – 7766 тонн;
Подводное водоизмещение – 11500 тонн;
Наибольшая длина (по КВЛ) – 127,9 м (н/д);
Наибольшая ширина – 11,7 м;
Осадка по КВЛ – 7,9 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 ВВР типа ВМ-2-4, суммарной мощностью 89,2 мВт;
- 2 ППУ ОК-700, 2 ГТЗА-635;
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 40 тыс. л.с. (29,4 тыс. кВт);
- 2 турбогенератора ОК-2А, мощностью по 3000 л.с.;
- 2 дизель-генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
- 2 ЭД экономического хода ПГ-153, мощностью 225 кВт;
- 2 вала;
- 2 пятилопастных гребных винта.
Надводная скорость хода – 15 узлов;
Подводная скорость хода – 28 узлов;
Рабочая глубина погружения – 320 м;
Предельная глубина погружения – 550 м;
Автономность – 70 суток;
Экипаж – 114 человек;
Стратегическое ракетное вооружение – 16 ПУ БРПЛ Р-27 / Р-27У (SS-N-7 mod.1/2/3 «Serb») комплекса Д-5 / Д-5У;
Зенитное ракетное вооружение – 2...4 ПУ ПЗРК 9К32М «Стрела-2М» (SA-7 «Grail»);
Торпедное вооружение:
- 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 носовых;
- 533-миллиметровые торпеды – 12 шт;
- 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 носовых;
- 400-миллиметровые торпеды – 4 шт;
Минное вооружение – 24 мины вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Туча»;
Радиолокационная система общего обнаружения – «Альбатрос» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система – гидроакустический комплекс «Керчь» (Shark Teeth; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы – «Залив-П» («Калина», «Черника-1», «Луга», «Панорама-ВК», «Визир-59», «Вишня», «Весло») (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 4 ГПД МГ-44;
Навигационный комплекс:
- «Тобол» или «Сигма-667»;
- КНС «Циклон-Б» (последние модификации);
- радиосекстант (Code Eye);
- ИНС;
Комплекс радиосвязи:
- «Молния-Л» (Pert Spring);
- буксируемая буйковая антенна «Параван» (СДВ);
- УКВ и КВ-радиостанции («Глубина», «Дальность», «Быстрота», «Акула»);
- станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Хром-КМ».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Атомная подводная лодка (АПЛ , ПЛА ) - подводная лодка с ядерной силовой установкой .

История

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности - их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой - шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера . В послевоенное время в США и СССР , а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус » (англ. USS Nautilus ), и она была спущена на воду 21 января 1954 года .

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность . Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» как стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой), так и первым кораблём, посетившим Северный полюс .

В СССР впервые идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. В. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июня 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой .

В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания , а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР .

Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО - SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер - 401.

В 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ HMS Dreadnought (S101) .

В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная подводная лодка Le Redoutable (S 611) , причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу стратегических подводных лодок .

В 1974 году свою первую атомную подводную лодку ввёл в строй Китай .

Классификация

Атомные подводные лодки разделяются по назначению на три основные группы:

Название группы Обозначение Основное вооружение Описание
Многоцелевые лодки (первоначально Торпедные лодки) Торпедные аппараты и боеприпасы к ним, в том числе и с тактическими ядерными зарядами. Самые быстрые лодки, предназначены для уничтожения кораблей и подлодок противника.
Стратегические ракетоносцы Баллистические ракеты подводных лодок в специальных вертикальных шахтах. Самые скрытные лодки, один из компонентов ядерной триады , образуют морские силы ядерного сдерживания.
Лодки с крылатыми ракетами Крылатые ракеты. В России - мощные противокорабельные, в США - множество небольших универсальных. Эта группа представлена только во флотах России и США. Российские ПЛАРК предназначены для борьбы с АУГ , американские - для достижения стратегических целей неядерными средствами. Часть крылатых ракет может нести тактические ядерные заряды. В рамках четвёртого поколения ПЛ происходит объединение этой группы с группой многоцелевых ПЛ.

Кроме указанных основных групп, выделяют группу подводных лодок специального назначения, объединяющую немногочисленные подводные лодки как специальной постройки, так и переоборудованные из лодок основных групп (в основном из ракетных), которые использовались для решения различных задач: ПЛ радиолокационного дозора, ПЛ-ретрансляторы, исследовательские ПЛ, носители сверхмалых ПЛ, ПЛ для проведения тайных операций.

Особенности конструкции

Прочный корпус
  • из стали (легированная сталь с высоким пределом текучести)
  • из титана (К-222 (первая в мире), «Комсомолец », лодки проектов 705(К) «Лира» , 945 «Барракуда» , 945А «Кондор» ; на Западе титановых лодок не строили)
Реакторы
  • Реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 645 «Кит» , проект 705 «Лира» , USS Seawolf). В СССР в качестве жидкометаллического теплоносителя был выбран сплав свинца с висмутом ; выбор США в пользу натрия был ошибочным из-за пожаро- и взрывоопасности.
Вооружение

Страны-операторы

В июне 2012 года было объявлено о начале создания атомной подводной лодки в Иране .

Затонувшие атомные подводные лодки

За годы холодной войны СССР потерял 4 АПЛ . Все они входили в состав Северного флота ВМФ СССР.

  • К-8 - 8 апреля 1970, во время боевой службы,
  • К-27 - экспериментальная подводная лодка, 24 мая 1968 произошла авария энергетической установки ЖМТ , 10 сентября 1981 года затоплена вместо утилизации,
  • К-219 - 3 октября 1986, во время боевой службы,
  • К-278 «Комсомолец» - 7 апреля 1989, во время боевой службы.

В постсоветское время затонули две уже российские атомные подводные лодки.

Атомная подводная лодка «Карп» - головной корабль проекта 945. Поставлена на ремонт, который затем был остановлен

Наиболее известным видом атомных подводных лодок являются, конечно, носители межконтинентальных баллистических ракет, которые обозначаются аббревиатурами РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения) или ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими). Между тем не менее важной и гораздо более активно используемой частью современного флота являются многоцелевые субмарины. В СССР было построено немало боевых кораблей этого класса, наиболее многообещающими из которых в 70-е и 80-е годы прошлого века какое-то время выглядели подводные лодки проекта 945 «Барракуда» и 945А «Кондор».

История разработки и создания АПЛ

Начиная с 60-х годов прошлого века, США активно наращивали боевые возможности своего подводного флота. Количество стратегических атомных ракетоносцев в его составе постоянно увеличивалось, а мощь их становилась всё более значительной. В начале 70-х годов руководство Министерства обороны СССР уже знало о работах по созданию субмарин типа «Огайо», на борту которых планировалось разместить по 24 ракеты с четырнадцатью ядерными боеголовками . С другой стороны, ожидалось также и появление «охотников-убийц» — подводных лодок типа «Лос-Анджелес», которые могли представлять крайне серьёзную угрозу для советских ВМС.

Необходимо было предпринимать срочные меры, которые позволили бы решить несколько основных задач:

  1. Поиск и при необходимости уничтожение американских ПЛАРБ нового типа;
  2. Борьба против новейших многоцелевых субмарин вероятного противника;
  3. Уничтожение надводных кораблей из состава авианосных ударных группировок.

Наибольшее значение приобретала противолодочная оборона. Её новая концепция была представлена в 1973 году и предполагала создание комплексной системы оповещения обстановки (КСОПО) «Нептун», важнейшей частью которой предстояло стать многоцелевым атомным подводным лодкам третьего поколения. Перечень других элементов КСОПО таков:

  1. Надводные корабли и самолеты (вместе с АПЛ составляли маневренную часть системы);
  2. Орбитальные комплексы, позволяющие обнаруживать субмарины вероятного противника;
  3. Сеть гидроакустических буёв. Для их установки могли использоваться как корабли, так и морская авиация, включая вертолеты;
  4. Береговые станции освещения подводной обстановки.

Вся собранная информация должна была поступать в единый центр для последующей обработки, отображения, координации дальнейших усилий и принятия решений.

Еще в марте 1972-го, то есть до завершения работ над новой концепцией противолодочной обороны, были выработаны требования к новой многоцелевой атомной субмарине. Одним из пунктов тактико-технического задания было обеспечение возможности организации строительства АПЛ на предприятиях, расположенных во «внутренней» части территории СССР.

Завод «Красное Сормово», расположенный в Нижнем Новгороде (в те годы — Горький), вполне отвечал данному требованию. Кроме того, находившееся в этом городе конструкторское бюро «Лазурит» (современное название, присвоено в 1974-м) вело работы по созданию перспективных многоцелевых АПЛ еще с начала 60-х годов.

Посмотрев на карту, можно заметить, что Нижний Новгород находится довольно далеко от всех морей, омывавших берега СССР. Это обозначало, что построенную подводную лодку придется доставлять по назначению по рекам. Другими словами, требовалось ввести определенные ограничения на вес, осадку и водоизмещение корабля. В то же время субмарина должна была оставаться достаточно прочной и выдерживать погружение на большую глубину.

Подобные качества в известной мере противоречат друг другу, однако в ЦКБ «Лазурит» это предвидели. Основной идеей стало изготовление новой подводной лодки из сплавов на основе титана. Использование этих материалов позволяло «нырять» на 50% глубже, чем это удавалось субмаринам второго поколения и в то же время сократить водоизмещение на 30%. Одновременно резко ослабело электромагнитное поле, создаваемое корпусом, что положительно сказалось на скрытности.

Проект подводной лодки, получивший индекс 645 и обозначение «Барракуда», разработал коллектив инженеров, возглавлял который главный конструктор Н.И. Кваша. Следует отметить, что еще в 1971-м году ЦКБ «Лазурит» одержало победу в конкурсе по созданию аванпроекта субмарины третьего поколения, проводившимся Центральным научно-исследовательским институтом имени академика Крылова (ныне Крыловский государственный научный центр). Соперником «Лазурита» в этом творческом соревновании было знаменитое конструкторское бюро «Малахит», разработавшее когда-то самую первую советскую АПЛ.

Эскизный проект новой субмарины предусматривал семь различных вариантов. В конце июля 1973 года один из них, имевший исходный индекс I, был утвержден Министерством судостроительной промышленности СССР. Анализ, проведенный специалистами ЦНИИ им. Крылова показывал, что такие лодки будут превосходить АПЛ второго поколения не менее чем вдвое при атаке надводных целей и в 7-12 раз – при поиске и уничтожении стратегических подводных ракетных крейсеров.

КБ «Малахит» тоже не осталось без дела – туда была передана вся документация на вариант II (отличался, прежде всего, стальным корпусом). Впоследствии на основе этих наработок были созданы АПЛ проекта 971 «Щука-Б».

В 1974-м году началась подготовка рабочей документации по проекту 945. На первых чертежах изображался прочный корпус подводной лодки. Отдельно проектировалась динамическая модель и опытный натурный отсек, который создавался для проведения цикла испытаний в Северодвинске. У горьковских инженеров в те годы еще не было опыта работы с титановыми сплавами, и им пришлось пройти курсы дополнительного обучения в ЦНИИ.

Несмотря на довольно высокий уровень энтузиазма конструкторов, проявленного в ходе преодоления целого ряда сложных проблем, возникавших во время выполнения проектных работ, изготовление опытного титанового отсека явно затянулось, в поставленные сроки уложиться не удалось. Тем не менее сами испытания прошли вполне успешно, что позволило уже в 1979 году приступить к строительству первой подводной лодки проекта 945, получившей название (шифр) К-239 «Карп». Следующая субмарина, К-276 «Краб», была заложена спустя пять лет. В состав ВМФ эти лодки были включены, соответственно, в 1984-м и 1987-м годах.

В 1982 году в ЦКБ «Лазурит» начались работы по созданию проекта улучшенной многоцелевой подводной лодки третьего поколения. Этот проект обозначался как 945А «Кондор». Изменения по сравнению с «Барракудой» оказались довольно значительными – обновился комплект вооружения, было использовано новое оборудование, количество отсеков увеличилось до семи, выросло также и водоизмещение.

В конечном счете советский, а затем российский ВМФ получил в своё распоряжение две лодки проекта 945А — К-534 «Зубатка» и Б-336 «Окунь», получившие впоследствии названия «Нижний Новгород» и «Псков». После этого все дальнейшие работы были свернуты. В начале 2010-х годов озвучивались планы по модернизации «Барракуд» и «Кондоров», однако они до сих пор остаются неосуществленными – развитие проекта остановлено.

Конструкция подлодки

АПЛ проекта 945 в целом имеет двухкорпусную схему. Лишь небольшой участок шестого отсека субмарины лишён наружного лёгкого корпуса. Форма носовой оконечности подводной лодки представляет собой полуэллипсоид вращения. Кормовая часть по своим очертаниям напоминает веретено, ватерлинии заостряются под углом в 18 градусов.

Конструкторы постарались уменьшить количество выступов и вырезов на поверхности лёгкого корпуса. Установлены специальные устройства, при помощи которых закрываются шпигаты. В носовой части расположен обтекатель из трёх слоев титанового сплава.

Отсеки

Количество отсеков – шесть. Расположены они следующим образом:

  1. Торпедный отсек. Находится в носовой части прочного корпуса подлодки. Здесь установлены все торпедные аппараты. Загрузка оружия осуществляется через особый люк;
  2. Второй (жилой) отсек. Разделен палубами на четыре отдельных помещения. Самое верхнее из них – это центральный пост, из которого осуществляется управление подводной лодкой. На второй и третьей палубах находятся жилые помещения для экипажа и медпункт с изолятором. В самом низу второго отсека установлены различные насосы, кондиционеры и прочие устройства, не работающие в малошумном режиме;
  3. Отсек вспомогательных механизмов. Здесь, в частности, размещаются подъемно-мачтовые устройства (ПМУ);
  4. Реакторный отсек. Предназначение понятно уже из названия – здесь находится основная силовая установка корабля;
  5. Турбинный отсек. Здесь тепловая энергия, выработанная реактором, превращается в кинетическую, приводящую в движение гребной винт;
  6. Еще один отсек вспомогательных механизмов.

Второй и третий отсеки могут использоваться как убежище при возникновении аварийных ситуаций. Поперечные переборки, ограничивающие их объем, сделаны наиболее прочными. Безопасности вообще уделено значительное внимание – лодка оборудована спасательной камерой (размещена в прочной рубке), при помощи которой может быть поднят из глубины весь экипаж, а цистерны главного балласта могут быть продуты продуктами сгорания дизельного топлива при помощи отдельной системы аварийного всплытия.

Вооружение

Для обнаружения вражеских субмарин используется аналоговый гидроакустический комплекс МГК-503 «Скат-КС». Он способен не только выявить само присутствие цели, но и определить её точный тип и координаты. Кроме того, это оборудование может быть использовано и для навигации в сложных условиях для своевременного обнаружения препятствий по курсу движения лодки. Максимальная дальность, на которой МГК-503 способен засечь подводную цель, составляет 230 километров.

В носовом отсеке лодки размещено шесть торпедных аппаратов: два калибром 650 мм и четыре по 533 мм. В основной состав вооружения входят следующие средства поражения:

  1. Ракетный противолодочный комплекс РПК-6 «Водопад». Запускается через торпедный аппарат калибром 533 мм. Могут быть использованы ракеты 83Р и 84Р, отличающиеся по типу боевой части. Дальность действия – до 50 километров;
  2. РПК-7 «Ветер». Запускается через торпедный аппарат калибром 650 мм. Могут быть использованы ракеты 86Р или 88Р, отличающиеся по типу боевой части. Дальность действия – до 100 километров;
  3. Торпеда ТЭСТ-71. Калибр – 533 мм. Обладает комбинированной системой наведения на цель. Вначале управление осуществляется оператором по проводу, присоединенному к торпеде. Когда до цели остается около восьмисот метров, включается активно-пассивная головка самонаведения. Подрыв боевой части обеспечивается неконтактным взрывателем.

Боевые части ракет Р-84 и Р-88 представляли собой ядерную глубинную бомбу . Мощность её для Р-88 точно неизвестна, а для Р-84 этот параметр составлял 200 килотонн, что позволяло уничтожить сразу несколько подводных и надводных целей.

В качестве боевой части ракет Р-83 и Р-86 использовалась торпеда УГМТ-1 калибром 400 миллиметров. Она приводнялась на парашюте, который затем отделялся. Поиск подводной лодки противника торпеда выполняла самостоятельно, маневрируя в соответствии с заданной программой. Головка самонаведения УГМТ-1 обеспечивает захват цели на расстоянии в полтора километра. Скорость движения такой торпеды – 41 узел, а максимальная дистанция «пробега» — 8 километров.

Всего подводные лодки проекта 945 могли взять на борт до 12 торпед и ракет-торпед калибром 650 мм и до 28 – калибром 533 мм. Дополнялся весь этот комплекс вооружения восемью ПЗРК «Игла» для защиты от самолетов и вертолетов в надводном положении.

Субмарины проекта 945А «Кондор» оборудовались шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. По этой причине они, в отличие от «Барракуд», утратили способность применять РПК-7 «Ветер». Зато в боекомплект модернизированных подводных лодок вошли крылатые ракеты «Гранат». Они могли применяться против крупных надводных кораблей, а также и по стационарным наземным целям. В последнем случае обеспечивалась дальность действия до 3000 километров (с ядерной боевой частью). Ракеты «Гранат» являются прямыми предками нынешних «Калибров», отличаясь от них главным образом своим бортовым оборудованием.

Силовая установка

На подводные лодки проекта «Барракуда» устанавливался атомный реактор ОК-650А. Он относится к так называемому водоводяному типу (тепловая энергия, переданная рабочей жидкости в контуре охлаждения, передается воде, циркулирующей по системе трубопроводов, не проходящих через активную зону). Максимальная мощность основной силовой установки достигает 180 мегаватт, что примерно соответствует сорока трем тысячам лошадиных сил.

Вращение турбин, приводящих в движение гребной винт, а также генераторы, снабжающие корабль электричеством, обеспечивается четырьмя парогенераторами. Для подачи постоянного тока используются преобразователи, а также аккумуляторы, разделенные на две группы.

На субмарине установлены два гребных электродвигателя. Они могут быть включены при вынужденной аварийной остановке атомного реактора. Скорость движения в таком режиме составляет не более пяти узлов. Энергия для гребных двигателей вырабатывается двумя дизель-генераторами ДГ-300. На борту имеется запас топлива для них, которого хватает на десять суток.

АПЛ проекта «Кондор» оснащались реактором ОК-650Б, мощность которого доведена до 190 мегаватт.

Классификация

Многоцелевые подводные лодки иногда дополнительно делят на разные виды, ориентируясь на то, каким вооружением они оснащаются. При таком подходе субмарины исходного проекта 945 могли быть отнесены к классу ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная).

В то же время «Кондоры» уже следовало относить к ПЛАРК, то есть к лодкам с крылатыми ракетами на борту. Это несколько странно, особенно если учесть, что программа модернизации «Барракуд» предполагала их оснащение «Калибрами».

Впрочем, подобная классификация почти всегда предполагает некоторую долю условности.

Технические характеристики

Многие, в том числе и такие важные для субмарин параметры, как шумность и сила создаваемого корпусом магнитного поля, остаются для «Барракуд» и «Кондоров» засекреченными. Открыты лишь наиболее обобщенные характеристики.

АПЛ проекта 945 АПЛ проекта 945А
Надводное водоизмещение 5 940 тонн 6 470 тонн
Подводное водоизмещение 9 600 тонн 10 400 тонн
Надводная скорость 12,1 узла 19 узлов
Подводная скорость 35,15 узла 35 узлов
Рабочая глубина 480 м 520 м
Предельная глубина 550 м 600 м
Длина корпуса 107,16 110,5 м
Ширина 12,28 м 12,2 м
Осадка 9,62 8,8 м
Состав экипажа 31 офицер, 30 мичманов 28 мичманов и 31 офицер

Автономность плавания этих подводных лодок достигает ста суток.

Применение на учениях и на боевом дежурстве

К сожалению, информации об использовании подводных лодок проекта 945 в составе советских военно-морских сил очень мало. Известно лишь, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», начиная с момента своего вступления на боевую службу (а это произошло 21 сентября 1984 года), на протяжении последующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усиленном режиме. Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики субмарины.

На страницы западных СМИ новая лодка попала еще до принятия на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 удалось каким-то образом сфотографировать. Американские эксперты оценили советскую субмарину очень высоко, хотя достоверных сведений о ней они тогда еще не имели.

Впоследствии, рассказывая про опыт эксплуатации «Барракуд», вице-адмирал М.В. Моцак, занимавший в 2000 году пост начальника штаба Северного флота, отметил, что оборудование этих подводных лодок позволяло уверенно устанавливать контакт с противником и фиксировать все его перемещения. Российские субмарины при этом оставались незамеченными. Моцак, в частности, сказал, что одна только К-239 в 1995 году обеспечила слежение за американскими подводниками в течение вчетверо более продолжительного времени, чем все надводные корабли.

Самый известный инцидент с участием субмарины проекта 945 произошел в феврале 1992 года, во время учений. Находясь в пределах российских территориальных вод, близ острова Кильдин, подводная лодка К-276 «Краб» (впоследствии переименована в Б-276 «Кострома») протаранила американскую АПЛ SSN-689 Baton Rouge. Эта многоцелевая субмарина типа «Лос-Анджелес» пыталась, оставаясь незамеченной, следить за ходом маневров.

Результат столкновения для американских моряков оказался довольно печальным – на лодке вспыхнул пожар, последствия которого в конце концов привели к списанию боевого корабля. На «Крабе» была повреждена рубка, восстановить которую удалось уже летом того же 1992 года. Оценка этого происшествия едва ли может быть однозначной – противники ухитрились не увидеть друг друга, что не говорит в чью-либо пользу. «Смертельные» повреждения американской АПЛ стали, таким образом, результатом случайности.

Сегодня обе подводные лодки проекта 945 выведены из состава флота и отправлены в ремонтные мастерские. Но едва ли им суждено вернуться в строй – денег на проведение модернизации нет. Та же судьба, к сожалению, может постигнуть и две субмарины проекта 945А.

Достоинства и недостатки

Основным преимуществом как «Барракуды», так и «Кондора» является их скрытность. Достигнута она в первую очередь за счет снижения уровня шума, создаваемого механизмами подводной лодки. Кроме того, большое значение имеет и «размагничивание», обеспеченное использованием титановых сплавов. Состав комплекса вооружения также неплох, особенно на лодках проекта 945А.

Дать объективную оценку уровню безопасности экипажа довольно сложно, поскольку построено всего четыре субмарины. Во всяком случае, прочность конструкции после инцидента у острова Кильдин можно считать доказанной.

Динамические характеристики превосходны и никаких нареканий не вызывают. Главный минус обоих проектов – это очень высокая стоимость изготовления титанового корпуса. Именно этот фактор сделал АПЛ «Щука-Б», которые очень близки по своей конструкции к «Барракудам», куда более многочисленными – ведь они сделаны из сравнительно дешевой стали.

Кроме того, бортовое электронное оборудование лодок проектов 945 и 945А сегодня выглядит уже устаревшим. Его бы следовало заменить еще в начале «нулевых», а сейчас перспективы дальнейшей модернизации выглядят довольно туманно, если не полностью безнадежно.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Подводные крейсера проекта 949А «Антей» - это серия атомных подводных лодок (АПЛ) третьего поколения, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров - уничтожение ударных авианосных групп противника.

Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России. Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.

С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс». Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.

Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами. Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.

Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации - 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два - 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью - весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

АПЛ проекта «Антей»

Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:

  • «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
  • «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
  • «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
  • «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
  • «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
  • «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
  • «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
  • «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
  • «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
  • «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит».

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.

Характеристики

Ниже представлены характеристики АПЛ проекта 949А:

  • водоизмещение надв., м. куб. – 12500;
  • водоизмещение подв., м. куб. – 22500;
  • энергетическая установка - 2 × ОК-650 (с мощностью 2 х 190 Мв);
  • надводная скорость, узлов – 15;
  • подводная скорость, узлов – 32;
  • макс. глубина погружения, м – 600;
  • автономность, суток – 120;
  • экипаж, чел. – 94;
  • вооружение - 24 ПКР «Гранит», ТА 650 мм - 4 шт., ТА 533 мм - 4 шт.

Будущее

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

Противостояние американским авианосным группам было основной задачей советского ВМФ сразу после завершения Великой Отечественной войны. Именно для этой цели начали создаваться «убийцы» авианосцев - советские узкоспециализированные подводные лодки проекта «Антей 949А».

Начало создания

В 1960-х годах советские конструкторы работали над двумя взаимосвязанными друг с другом проектами. Сотрудники ОКБ-52 занимались новым ракетным противокорабельным комплексом, предназначавшимся для уничтожения вражеских корабельных соединений, а рабочие Центрального конструкторского бюро «Рубин» проектировали подводный ракетоносец третьего поколения. Его в дальнейшем планировалось использовать в качестве носителя для нового ракетного комплекса. Военные нуждались как в мощном и очень эффективном средстве, способном уничтожать вражеские корабельные группы, так и в подводной лодке, имеющей высокие показатели скрытности и глубины погружения. В дальнейшем после проведения модернизации ряда субмарин эти качества объединят в себе подводные лодки класса «Антей».

Проект «Гранит 949»

В 1969 году ВМФ поставил перед советскими конструкторами задачу создать новую субмарину. Транспортируемая ею ракета должна соответствовать следующим требованиям:

  • Она должна обладать высокой скоростью: не менее 2500 км/час.
  • Дальностью - 500 км.
  • Предназначаться для старта как из подводных, так и с надводных положений. Планировалось использовать их на подводных лодках и надводных кораблях.

Так как в большинстве случаев эшелонированная противовоздушная оборона противника пробивается «стаей» из двух десятков ракет, советские военные были заинтересованы в возможностях стрельбы залпом. По мнению разработчиков, для достижения эффективности противокорабельных ракет необходимо, кроме высокой скорости и большой массы боевых частей, оснащать их также и надежными системами, обеспечивающими целеуказание и разведку.

Система «Успех»

При помощи данной первой в мире советской космической системы выявлялись надводные объекты и осуществлялось наблюдение за ними. «Успех» обладал следующими преимуществами:

  • Абсолютная независимость от погодных условий.
  • Сбор осуществлялся на огромной площади.
  • Недоступность для противника.

Целеуказания поступали к носителям оружия и к командным пунктам. Изготовление АПЛ производилось рабочими Северного машиностроительного предприятия. В 1980 году по проекту 949 была готова первая АПЛ «Архангельск», а в 1983 году - «Мурманск».

Атомные подводные лодки «Антей», проект 949А

После успешного завершения проекта «Гранит» конструкторские работы проводились по более усовершенствованному проекту. В документации он значится как 949 А «Антей». Подводная лодка за счет модернизированного оборудования и дополнительного отсека обладала улучшенной внутренней компоновкой, увеличенной длиной и водоизмещением. Кроме того, разработчикам удалось увеличить показания скрытности данной субмарины.

В самом начале было запланировано выпустить двадцать единиц АПЛ по проекту «Антей». К-148 «Краснодар» считается самой первой АПЛ этого класса. Она была спущена на воду в 1986 году. Вскоре за данной субмариной была готова К-173 «Красноярск». На данный момент эти субмарины находятся в состоянии утилизации. Несмотря на запланированное советским руководством серийное изготовление двадцати АПЛ, было выпущено всего одиннадцать единиц по проекту «Антей». К-141 «Курск» 1994 года выпуска была потоплена в августе 2000 года.

АПЛ в составе флота России

На данный момент на вооружении ВМФ Российской Федерации состоят следующие атомные подводные лодки класса «Антей»:

  • К-119 «Воронеж» (Северный флот).
  • К-132 «Иркутск» (Тихоокеанский флот).
  • К-410 «Смоленск» (Северный флот).
  • К-456 «Тверь» (Тихоокеанский).
  • К-442 «Челябинск» (Тихоокеанский флот).
  • К-266 «Орел» (на данный момент пребывает в состоянии ремонта).

  • К-186 «Омск» (Тихоокеанский).
  • К- 150 «Томск». (Тихоокеанский флот).

Еще одна созданная по проекту 949 «Антей» подводная лодка К-135 «Волгоград» сегодня находится на консервации. А К-139 «Белгород» будет закончена уже по проекту 09852.

Устройство АПЛ 949

Типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

Описание энергетической установки

Блочная ГЕУ АПЛ состоит из двух ядерных реакторов ОК-650Б и двух паровых турбин ОК-9. Их мощность составляет 98 тыс. л. с. Они работают за счет гребневых винтов с использованием редукторов. АПЛ имеет еще два дополнительных дизельных генератора ДГ-190 мощностью не ниже 8 тыс. 700 л. с.

Боевое управление субмариной

Для АПЛ «Антей» предусмотрены гидроакустические комплексы МГК-540 «Скат-3» и системы, обеспечивающие космическую разведку, целеуказание и боевое управление подлодкой. Информация, полученная спутником или самолетом, поступает в подлодку при помощи специальных антенн. Дополнительно субмарины класса «Антей» оборудованы буксируемой антенной «Зубатка».

Местом ее расположения является кормовой стабилизатор. Буйковый тип антенны «Зубатка» предназначается для приема радиосообщений и сигналов лодкой, пребывающей на очень большой глубине или под толстым слоем льда.

Навигацию в подводной лодке обеспечивает специальный комплекс «Симфония-У». Высокая точность, большой радиус действия и объем обрабатываемой информации являются характерными чертами этого навигационного комплекса.

Чем вооружены подлодки?

Вооружение АПЛ типа «Антей» представлено двумя типами:

  • П-700 «Гранит» (24 единицы). Местом расположения ракетных контейнеров стали обе стороны рубки за стенкой прочного корпуса (средняя часть подлодки). Для их закрытия используются специальные крышки-обтекатели, которые являются частью внешнего корпуса. Контейнер установлен под наклоном 40 градусов. Ракеты могут применяться как обычные (весом до 750 кг), так и оснащенные ядерными боевыми частями. ПРК движутся со скоростью 2,5 м/с и рассчитаны на расстояния до 550 км.
  • Мино-торпедными аппаратами (четыре штуки). Два из них имеют калибр 533 мм, остальные - 650 мм. Они предназначены для стрельбы как обычными торпедами, так и торпедо-ракетами. Местом расположения этих аппаратов стала носовая часть АПЛ. За счет системы, отвечающей за автоматическое заряжение, торпедное оружие обладает высокой скорострельностью. Всего за несколько минут весь боезапас, состоящий из ракетных торпед (12 единиц) и торпед (16 единиц), может выпустить подводная лодка «Антей».

Технические характеристики

  • АПЛ над водой обладает водоизмещением 12 тыс. 500 куб. м.
  • Водоизмещение под водой составляет 22 тыс. 500 куб. м.
  • Корабли класса «Антей» над водой способны развить скорость до 15 узлов.
  • Под водой их скорость выше: 32 узла.
  • Субмарины могут погружаться на максимальную глубину до 600 м.
  • В автономном режиме подлодка может находиться 120 суток.

Целесообразность серийного производства «Антеев»

Как отмечают многие российские специалисты, АПЛ типа «Антей» по своей эффективности - наиболее предпочтительное средство борьбы с вражескими авианосцами. В 1980 годы стоимость изготовления одной АПЛ не превышала 227 млн рублей (всего 10% от цены американского «Рузвельта»). Зато эффективность советской АПЛ оказалась очень высокой: «Антей» представляет опасность для авианосца и сопровождающих его кораблей. По мнению других экспертов, эффективность «Антеев» завышена. Обусловлено это тем, что АПЛ - это корабли с узкой специализацией. В связи с этим они не могут полноценно противостоять многоцелевым авианосцам.

Заключение

Сегодня разработки 1980 годов считаются достаточно устаревшими. В связи с этим в 2011 году было решено заменить ПКР «Гранит-700» на более современные ракеты «Оникс» и « Калибр».

Это позволит «Антею» стать универсальным инструментом для решения самых различных задач.