Рейтинг активности классов как оптимальная модель организации и диагностики ученического самоуправления. Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания Положение о рейтинге учащихся

Идея рейтинга как наиболее оптимальной системы мотивации, контроля и оценивания воспитательной работы в школе родилась сама собой, можно сказать ее подсказала сама жизненная практика. С детства увлекался музыкальными хит-парадами, подсчетами и решил применить детские практические увлечения в теоретической части своей профессиональной работы. Система выявления активности среди 5–11-х классов с помощью рейтинга открыла массу преимуществ и перспектив перед классными коллективами и школьными лидерами, которые эту систему организовывали и поддерживали.

Однако тема оказалась сложнее и неоднозначней, чем думалось вначале, лет пять назад. С одной стороны, идея рейтинга – новомодный тренд современной российской педагогики, который полностью вписывается в постулаты московского образования – прозрачность, самостоятельность, ответственность. Топ-400 школ Москвы, рейтинговые мероприятия округа, города, по которым оцениваются образовательные комплексы столицы, служат наглядным тому примером.

С другой стороны, за всей пестротой всевозможных интересных вариантов составления рейтинга нет универсальной, единой шкалы учета работы учащихся. Да и никогда не будет, так как невозможно все индивидуальные траектории развития школьников и школ оценивать единой системой рейтинга. Здесь сталкиваются природосообразный и культуросообразный подходы к образованию. В ходе реализации этой системы постоянно возникает множество нюансов и непредвиденных обстоятельств. Все они носят в большинстве случаев субъективный характер, что подрывает авторитет самой рейтинговой системы и ею полученные результаты.

Сегодня, к сожалению, в образовании основное внимание уделяется школьной успешности, интеллектуальному развитию ребенка, его способности изучать учебные предметы. Этому подчинена вся система оценки школьных знаний, качества образования. Социальный статус ребенка, его готовность к учебному взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений, как правило, не оцениваются. Вместе с тем у нынешних школьников наблюдается повышенный индивидуализм и девиация в поведении, неумение общаться, уступать друг другу, спокойно договариваться на словах, предлагать помощь другому, выстраивать положительное межличностное взаимодействие на уроке и перемене.

Точнее и проще оценивать непосредственно обучение, разбивая процесс на четкие нормированные этапы, срезы знаний на различных уровнях в течение учебного года. Показателями качества здесь служат результаты олимпиад, ЕГЭ, ОГЭ и прочих диагностических работ. Сложнее с воспитанием: здесь всё сводится в основном к оценке активной общественной позиции учащегося, динамики его духовно-нравственного развития и необходимых условий, обеспечивающих данный результат. Хотя не факт, что отсутствие активной жизненной позиции или необходимых условий для социализации детей приводит к отсутствию их воспитанности в целом.

Данная проблема даже не в создании и реализации рейтинговой системы как стимула, побуждающего учащихся и преподавателей прикладывать максимум сил для постоянного повышения качества выполняемой работы. Что есть качество воспитанности учащегося, если рейтинговая система изначально – не цель, а лишь средство для его достижения? Качество, как известно, враг омассовления, стандартизации общества, а функционирование школьного учебного процесса как раз апеллирует к государственным стандартам. Да и учитель профессия массовая, а масса всегда будет неоднородна по отношению к качеству. Вот почему многие педагоги зацикливаются на следствии (место в рейтинге), а не на причине (повышение качества ученика и/или целого класса). Вышеописанная дилемма сигнализирует о более тщательной разъяснительной и организационной работе на начальном этапе внедрения рейтинговой системы.

Из практического опыта

Рейтинг активности классов – это интерактивная игра для учащихся 5–11-х классов, которая проходит на протяжении всего учебного года в школьном отделении № 2 ГБОУ школа № 1279. Причем рейтинговая таблица разбита на две лиги: младшую (5–8 классы) и старшую (9–11 классы) с учетом возрастных особенностей учащихся. Она ставит перед собой три цели:

1) систематизировать разрозненные воспитательные мероприятия школы в единый увлекательный игровой процесс;

2) обеспечить внутреннюю (не административную) мотивацию классов, учащихся и педагогов к участию в совместной общественной жизни школы;

3) получить возможность удобного анализа и диагностики эффективной воспитательной деятельности классных коллективов и их руководителей.

  1. Сентябрь – выборы ученического актива и планирование деятельности органами ученического самоуправления на год.
  2. Октябрь-декабрь – первое полугодие игры и отчетная ученическая конференция в декабре о промежуточных итогах рейтинга.
  3. Январь-апрель – второе полугодие игры.
  4. Май – подведение окончательных итогов игры на общешкольной конференции.

Мотивация, конкурентоспособность, креативность – все эти и другие требования к современному школьнику наиболее оптимально удовлетворяет рейтинговая система. Недаром выпускные экзамены в формате ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале. Меня в данном случае интересует воспитательная составляющая ЕГЭ, которая почти никак не учитывается в выпускных экзаменах, что показательно. На выходе из школы после 11 лет выпускник понимает, что уровень его воспитания вторичен, главное – сдать экзамены, набрав побольше баллов любой ценой. Для устранения данного дефекта выпускных экзаменов сейчас разрабатываются персональные портфолио ученика, где отражается его социальная активность и динамика развития его гражданской позиции. Однако принципы коллективизма, корпоративности, приверженности своему отечеству сильно нивелированы сегодня. И, как мною замечено, чем больше формализма среди педагогов, тем больше неформальных групп образуются в подростковой среде. Но и неформальные отношения среди педагогического коллектива дискредитируют в глазах детей многие обязательные нормы права и закона в обществе.

При подготовке каждого мероприятия, входящего в рейтинг активности классов, важно соблюдать учитывать следующие моменты. Вначале нужно четко определить верхний порог в баллах и критерии оценивания каждого воспитательного мероприятия:

  • по 10-балльной шкале оцениваются общешкольные мероприятия, празднование памятных дат, спортивные и интеллектуальные состязания;
  • по 5-балльной шкале оцениваются участие в фестивалях, тематические недели с множеством номинаций, общественно-полезная деятельность, акции, мероприятия в каникулы, фото- и видеоотчёты;
  • дополнительные бонусные 3 балла можно заработать каждому классу за оригинальность и мастерство при выполнении какого-либо мероприятия, за добровольное участие в сверхурочных делах, не входящих в рейтинг активности классов.

Далее необходимо утвердить ответственных за мероприятие лидеров ученического самоуправления и педагогов. Определить состав жюри, который нельзя будет упрекнуть в предвзятости к какому-либо классу. Обозначить роль классных руководителей в предстоящем мероприятии. Учет всех этих моментов позволит избежать лишних вопросов и упреков в субъективности полученных результатов.

Если взять за основу понимание того, что рейтинг представляет собой количественную оценку какого-либо качества человека, то, следовательно, рейтинг активности классов – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на детский коллектив; сумма баллов, набранная им в течение года и рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Следует обратить внимание на несколько «подводных камней», которые неизбежно возникают в течение года:

  1. «Заказ» школы и/или планирование учеников. Нужно вначале года перед игрой сразу оговорить со всеми классами о гибком или директивном планировании мероприятий рейтинга и, как следствие, возможном дисбалансе мероприятий по классам.
  2. Формирование «элиты» класса и ее разрыв с остальным коллективом класса. Необходимо постоянно акцентировать внимание активистов и лидеров ученического самоуправления на тот факт, что рейтинг активности классов – это в первую очередь игра, процесс, в котором каждый класс растет над собой от мероприятия к мероприятию, а не победа любой ценой.
  3. Качество или количество мероприятий класса. Рейтинг в пользу тех, кто стабилен. Если класс побеждает, но не всегда участвует, то он проиграет тому, кто выступает постоянно, но не побеждает. И это справедливо, но не для всех понятно.
  4. Качественное количество класса. Стоит определить показатель вовлеченности класса в каждое мероприятие, потому что это сказывается на его результате. Должна быть обозначена четкая цифра участников, в противном случае за основу берется 50% класса.
  5. Мотивация на участие в рейтинге активности классов до конца учебного года. В середине года может возникнуть существенный отрыв лидеров и аутсайдеров по баллам, во многом благодаря степени участия классных руководителей классов. Активная позиция классного руководителя обеспечивает постоянно высокие результаты. Поэтому необходимо мотивировать классных руководителей для побед своего класса.

Подводя итоги анализа основных трудностей, появляющихся при использовании рейтинговой системы можно сказать, что их объединяет некий психологический дискомфорт взрослого человека от отказа ограниченной и оттого простой и стабильной прежней системы оценивания в пользу многогранного, но сложного и порой не совсем понятного рейтинга. При наличии четкой недвусмысленной «договорной» основы между всеми участниками педагогического процесса в отношении рейтинговой системы оценивания, его активная совместная разработка создает гораздо больше преимуществ для каждого, нежели проблем.

Оценивание успешности воспитательной работы является важнейшим фактором, который организует, направляет и стимулирует процесс обучения ученика, исходя из его возрастных и индивидуальных способностей. Несмотря на все «подводные камни», существующие рейтинговые системы, которые разбиты на четкие параметры (месяц, направление, проблема, возраст), выделяют следующие позитивные факторы воздействия как на учащихся, так и на педагога:

  • достаточно высокий уровень объективности оценивания как отдельного учащегося, так и классного коллектива в целом за определенный период;
  • не вердикт, а стимулирование; не констатация, а "вложение в будущее";
  • отражение не разового результата, носящего бессистемный характер, а тенденций развития образовательного процесса ученика, складывание позитивной динамики развития учащегося;
  • высокий уровень рефлексии и адаптации данной системы, отвечающей на запросы каждого образовательного учреждения;
  • учет внешкольных форм оценивания, в том числе международных (сертификаты, дипломы, грамоты и т. д.);
  • создание для старшеклассников основы для выбора сферы и вида будущей деятельности;
  • повышение мотивационной составляющей, самоактуализация и ориентация ученика на успех, инициативу и повышение самооценки;
  • прозрачность процесса оценивания и анализа деятельности всех его участников по реальным рейтинговым событиям (для ученика, родителей, классных руководителей);
  • отсутствие самого острого подводного камня современной школы – страха неправильного ответа, действия, так как рейтинг выступает инструментом поощрения и стимулирования, а не наказания;
  • повышение общественной активности и культуры поведения учащихся за счет самоконтроля и самодисциплины;
  • развитие школьного самоуправления;
  • стимулирование творческого отношения к работе учеников и преподавателей;
  • снижение субъективизма результатов деятельности, так как он перестает зависеть от взаимоотношений учителя и ученика;
  • придание обучению элемента соревнования, что играет большую роль в школе, стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников;
  • возможность ученика и педагога выбирать стратегию своей деятельности для достижения обозначенных конечных результатов в соответствии с критериями.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования рейтинговой системы в организации и диагностике ученического самоуправления в школе. Эта система «замыкает» детей друг на друге, создавая благоприятный эффект как для лидеров (воспитание чувства ответственности), так и для инертного большинства (усвоение опыта лидеров). Воспитательная работа обретает системный характер, гибко выстраивается в соответствии с особенностями и приоритетами образовательного учреждения, а также легко поддается диагностике и текущему мониторингу.

Список литературы:

  1. Внедрение рейтингов в старшей школе. Система рейтингов // .
  2. Денищук В.Ф. Рейтинговая система как эффективный метод обучения и воспитания.
  3. Непомящая Е.В. Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания // Классное руководство. – 2006. – [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru
  4. Полякова С.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся // Журнал "Справочник заместителя директора школы". – 2009. – № 11.
  5. Рейтинговая система оценок в школе // Газета "Управление школой". – 1999. – № 33.
  6. Шкуричева Н. Воспитание гармоничных межличностных отношений младших школьников // Народное образование. – 2009. – № 7.

Приложение

Положение

об интерактивном школьном фестивале в течение учебного года

1. Общие положения

Интерактивный школьный фестиваль «Рейтинг активности классов», проводимый в течение учебного года для учащихся средней и старшей школы, является одним из важнейших элементов организации, реализации и систематизации воспитательного процесса ГБОУ СОШ №5. При этом он является не самоцелью, а лишь средством достижения поставленных насущных целей и задач перед администрацией школы. Положения фестиваля разработаны в соответствии с основными постулатами президентской программы «Наша новая школа», программы «Столичного образования – 6» (прозрачность, самостоятельность, ответственность) и Устава школы.

2. Цели и задачи фестиваля

Основная цель фестиваля – систематизация и контроль динамики воспитательного процесса в классах средней и старшей школы, мобилизация и самоактуализация всех участников воспитательного пространства школы.

Задачи фестиваля:

  • выявление наиболее эффективных и «западающих» систем организации ученического самоуправления в рамках классов средней и старшей школы;
  • стимулирование и ориентация на «воспитание успехом» учащихся и их руководителей;
  • повышение общего уровня творческого, физического, интеллектуального и морального развития учащихся.

3. Порядок проведения фестиваля

Фестиваль включает в себя следующие основные этапы:

  1. Подготовительный этап – сентябрь. Проводится ученическая конференция, на которой выбираются представители старшей школы в актив ученического самоуправления – УС 5, определяются учителя-наставники по каждому воспитательному направлению-сектору, определяется актив общешкольного родительского комитета, который будет активно сотрудничать и оказывать посильную поддержку во всех начинаниях представителей УС 5.
  2. Основной этап – октябрь-май . В начале каждого месяца определяется лимит мероприятий, входящих в рейтинговую таблицу активности классов, которые оцениваются по 5- и 10-балльной системе, классы делятся на младшую (5–8 кл.) и старшую (9–11 кл.) лиги; в конце месяца полученная сумма баллов за участие в обозначенных мероприятиях прибавляется к предыдущей, определяя место класса за текущий месяц.
  3. Завершающий этап. На ученических конференциях: промежуточной и итоговой – декабрь и май соответственно – дается текущий и итоговый анализ проделанной работы, в дискуссионной форме определяются основные трудности, перспективы, будущие планы, награждаются победители фестиваля и отдельные его участники.

4. Номинации фестиваля

  • Самый активный класс (старшей и младшей лиги);
  • Самый патриотичный класс;
  • Самый спортивный класс;
  • Самый сплоченный класс;
  • Самый умный класс (старшей и младшей лиги);
  • Самый творческий класс;
  • Самый инициативный класс;
  • Самый путешествующий класс;
  • Самый позитивный класс;
  • Самый скромный класс;
  • Самый непредсказуемый класс;
  • Самый правосознательный класс;
  • Надежда фестиваля (младшая лига);
  • Прорыв года (старшей и младшей лиги).

Отдельной номинацией награждается «Лучший староста класса»

Все участники фестиваля получают грамоты и поощрительные призы, победители получают переходящий кубок «Самый активный класс школы». Администрация школы оставляет за собой право учреждать специальные номинации.

Критерии оценивания мероприятий фестиваля

Направление

Мероприятия

Максимальный балл

1

Учебно-познавательное

Интеллектуальные викторины

2

Спортивно-оздоровительное

Школьные турниры, проведение физминуток

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

3

Культурно-массовое

"Форт Байярд", "Веселые старты", "Мистер/Мисс школы" и прочие конкурсы, связанные с командообразованием

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

4

Общественно-полезная деятельность

Сбор макулатуры, участие в субботниках, сотрудничество с ветеранами, дежурство по школе, соблюдение внешнего вида

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

5

Художественно-эстетическое

Стенгазеты, плакаты, фотоотчеты, оформление классного уголка

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

6

Духовно-нравственное

Театральные инсценировки, литературно-музыкальные конкурсы

I – 10, II – 7, III - 5, участие - 3

7

Экскурсионная деятельность

Мероприятия в каникулы, выезды за пределы Москвы

Глухов Фёдор Валентинович,

заместитель директора по ВР ГБОУ школа № 1279

Объект исследования – профессиональная (учебная, методическая, внеклассная) и общественная деятельность учителя-предметника.

Цель исследования – объективная оценка профессиональной деятельности каждого учителя-предметника, его вклада в УВП, активизация деятельности каждого педагога.

    Основные положения

1. Трудовая дисциплина, выполнение норм техники безопасности.

2. Успеваемость учащихся по предмету .

    Качество ЗУН учащихся по предмету.

    Состояние школьной документации :

    календарные и поурочные планы;

    планы факультативов, кружков, спецкурсов;

    ведение журналов: классных, для внеклассной работы.

    Внеклассная работа:

    кружки, факультативные занятия и т.д.;

    проведение внеклассных мероприятий – вечеров, конкурсов, КВНов, праздников и т.д.;

    предметные олимпиады (качество подготовки);

    участие в работе детского научного общества, конференциях

    Методическая работа :

    участие в решении методической проблемы школы;

    работа над решением личной методической проблемы;

    прохождение курсов повышения квалификации;

    участие в проведении школьных, районных, областных, республиканских семинаров учителей-предметников;

    разработка и оформление дидактических материалов, банка тестов, материалов для зачетов, видеоматериалов, прикладного программного обеспечения;

    оформление кабинета;

    участие в смотрах, конкурсах, педагогических чтения и т.д.

7. Педагогический такт и этика делового общения .

Объект исследования – дисциплина, учебная, трудовая, творческая, спортивная деятельность учащегося.

Цель исследования

    Основные положения

1. Учебная деятельность:

    успеваемость учащегося;

    качество ЗУН учащегося;

    участие учащегося олимпиадах, конкурсах и т.д.;

    участие учащегося в работе детского научного общества.

2. Дисциплина:

    внешний вид учащегося;

    посещаемость учащимся учебных занятий;

    опоздания учащегося на занятия;

    состояние учебников, тетрадей, дневников учащегося.

3. Уровень воспитанности :

    поведение на уроках и переменах;

    взаимоотношения с учащимися;

    взаимоотношения с учителями;

4. Творческая деятельность:

    участие в интересные дела класса (встречи, конкурсы и т.д.);

    участие в общешкольных делах;

5. Трудовая деятельность:

    дежурство в классе;

    дежурство по школе;

    трудовые десанты.

6. Спортивная деятельность:

    здоровый образ жизни;

    участие в спортивных мероприятиях класса и школы;

Объект исследования – дисциплина, учебная, трудовая, творческая, спортивная деятельность класса

Цель исследования – организация совместной деятельности учеников и учителей в органах школьного самоуправления, активизация деятельности каждого ученика и в целом класса.

  1. Основные положения

1. Учебная деятельность:

    успеваемость учащихся класса;

    качество ЗУН учащихся класса;

    участие учащихся класса в олимпиадах, конкурсах и т.д.;

    участие учащихся класса в работе научного общества.

2. Дисциплина:

    поведение учащихся класса;

    внешний вид учащихся класса;

    посещаемость учащимися учебных занятий;

    опоздания учащихся на занятия;

    состояние учебников, тетрадей, дневников учащихся класса.

3. Творческая деятельность:

    интересные дела класса (встречи, конкурсы и т.д.);

    участие в общешкольных делах;

    участие во внешкольных мероприятиях;

4. Трудовая деятельность:

  • санитарное состояние кабинета;

    санитарное состояние территории школы;

    дежурство по школе;

    трудовые десанты.

5. Спортивная деятельность:

    здоровый образ жизни;

    участие в спортивных мероприятиях школы:

    участие в районных и областных спортивных соревнованиях и мероприятиях.

ГБОУ Гимназии № 1592 имени героя РФ Е.Н. Чернышева города Москвы

В Законе об образовании РФ образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Общее положение

Рейтинг – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного явления. «рейтинг класса» - инструмент комплексного оценивания результатов классов, способствующий формированию целостной личности, включающий учебную; социально и личностно значимую деятельность. Определение рейтинга классов помогает формированию атмосферы здоровой конкуренции классных коллективов, способствующей повышению интереса учащихся к образовательному процессу, дальнейшему развитию.

1. Цели: создание инструмента комплексного оценивания результатов классов. В ее рамках предусматривается оценка достижений класса по основным образовательным направлениям:

    Учебные достижения;

    Общественная активность;

    Выполнение норм гимназической жизни;

    Научно-исследовательская деятельность;

    Творческие достижения.

2. При рейтинговой системе основные показатели оцениваются в рейтинговых баллах. Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения и фиксируются путем занесения в ведомость по окончании каждого триместра и по итогам учебного года.

3. По результатам рейтинговой системы оценивания определяются «Лучший класс» и классы, занявшие 2 и 3 места по итогам каждого триместра и/или года. Лучший класс и классы-призеры награждаются грамотами и подарками в конце учебного года.

4. Система оценок для определения рейтинга интеллектуального, творческого и личностного роста класса выстраивается таким образом, чтобы обеспечить определенный баланс ценностных ориентиров гимназии. Лидерами рейтинга могут становиться только те классы, которые наряду с хорошими учебными результатами реализуются во внеучебной сфере, общественной жизни или расширяют рамки «обязательного образования», переходят к творческим формам самостоятельного исследования и так далее.

    сплочение классного коллектива через атмосферу соревнования

    выявление лидерских способностей среди учащихся

    активизация познавательной и научной деятельности

    вовлечение класса в школьные мероприятия

    повышение мотивации учащихся к освоению учебных предметов, активизация научно-исследовательской деятельности;

    стимулирование общественной активности классов, участия в жизни школы;

    повышение ответственности школьников за принятые решения, соблюдение норм школьной жизни;

    дополнительное поощрение и стимулирование классных коллективов;

    определение приоритетных направлений учебной и внеучебной деятельности;

    усиление учебной дисциплины, улучшение показателей посещения уроков, активизация самостоятельной и индивидуальной работы.

7. Система начисления баллов

УЧАСТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КАКИХ-ЛИБО МЕРОПРИЯТИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ КОПИЯМИ ГРАМОТ, ДИПЛОМОВ, БЛАГОДАРСТВЕННЫХ ПИСЕМ ИЛИ ИНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ.

    составляет отчет из подтверждающих достижения и участие класса документов: ксерокопии либо оригиналы

    сдает отчет заместителю директора по ВР.

    сдает дневник по дисциплине заместителю директора по ВР

По завершении проверки и подсчета баллов администрация школы публикует на сайте итоговый рейтинг классов.

Критерии

баллы

Штрафные баллы

прочее

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Средний бал успеваемости класса

Цифра из элжура

Участие учеников в школьном туре олимпиад

1 балл за 1 ученика

Участие в окружном туре олимпиад

2 балл за 1 ученика

Участие в городском туре олимпиад

3 балла за 1 ученика

Участие в Всероссийском туре олимпиад

4 балла за ученика

Призеры окружной олимпиады

5 баллов за ученика

Призеры городской олимпиады

10 баллов за ученика

Призеры Всероссийской олимпиады

15 баллов за ученика

5 баллов (за одно участие в окружных)

10 баллов за участие в городских

15 баллов за Всероссийский конкурс

15 баллов за каждого призера

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА (творческая и общественная деятельность)

Оформление классного уголка

1 (если информация не обновляется. В каждом триместре новая информация)

Участие класса в Акции САМа (волонтерство)

5 (одно мероприятие)

Посещение классом театра и/или музея ПО БЕСПЛАТНЫМ БИЛЕТам (в соответствии с постановлением Правительства г.Москвы) в свободное от учебы время (вторая половина дня - с 16:00, суббота. воскресение):

5 за одно посещение

Данное посещение должно быть зафиксировано приказом по школе отражено в журнале инструктажа (на пункте охраны).

Помощь САМу в организации мероприятия

5 (за одно мероприятие)

Участие в Дне самоуправления

1 ученик =1баллу

Взаимодействие класса старшей школы с классом начальной школы

10 баллов

5 за отсутствие взаимодействия

(положительный отзыв классного руководителя начальной школы и учеников класса)

Участие в школьном мероприятии

5 (за одно мероприятие)

5 (класс не участвовал)

Победа в школьном мероприятии

10 (за одно мероприятие)

ДИСЦИПЛИНА

Школьная форма

5 (балл выставляется раз в неделю по результатам рейда САМа)

1 ученик без формы - 1 штрафной балл (выставляется во врем рейда)

Рейд проводится под руководством заместителя директора по ВР

Дежурство по школе.

10 (выставляется в конце недели по 2 балла за день, если нет замечаний)

1 балл за каждое замечание

Замечания по дисциплине на уроке в дневнике класса

5 (нет замечаний)

Выставляется дважды в триместр

1 за 1 замечание

Правонарушения (информация от социального педагога)

10 (нет правонарушений в триместр)

5 за каждое правонарушение

1 Общие положения. 1.1 Настоящее Положение о рейтинговой системе оценивания учебных и внеучебных достижений учащихся МОУ СОШ с. Ильинское разработано в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего (полного) общего образования и решением педагогического совета МОУ СОШ с. Ильинское (протокол № от _____________).

1.2.Рейтинговая система оценки - это система организации образовательного процесса, при которой проводится регулярная оценка учебных знаний, умений и навыков учащихся, а также оценка их общественной, творческой активности, научно-исследовательской деятельности, спортивной деятельности, выполнения норм школьной жизни в течение учебного года. При рейтинговой системе основные показатели оцениваются в рейтинговых баллах. Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения и фиксируются путем занесения в ведомость по окончании каждого триместра (полугодия), итогам уч. г.

1.3. Система оценок для определения рейтинга интеллектуального, творческого и личностного роста учащегося выстраивается таким образом, чтобы обеспечить определенный баланс ценностных ориентиров. Лидерами могут становиться только те учащиеся, которые наряду с хорошими учебными результатами реализуются во внеучебной сфере, общественной жизни или расширяют рамки «обязательного образования», переходят к творческим формам самообразования, самостоятельного исследования и так далее. Такой подход отражает наблюдаемую закономерность: успешными профессионалами, общественными деятелями становятся, как правило, не исполнительные ученики, а учащиеся с активной позицией, поисковой и творческой активностью.

1.4. Рейтинг позволяет повысить мотивацию учащихся на активную образовательную и внеурочную деятельность, развить навыки самооценки учащихся, фиксировать результаты обучения учащихся, сравнивать достижения отдельных учащихся и дает ориентир в определении результатов работы школы.

2.1.Упорядочение системы оценивания образовательной и внеурочной деятельности

2.2.Повышение мотивации учащихся к освоению учебных предметов, активизации научно-исследовательской и проектной деятельности;

2.3. Стимулирование общественной активности учащихся, участия в жизни школы и класса;

2.4. Повышение ответственности учащихся за принятые решения, соблюдение норм школьной жизни;

2.5. Дополнительное поощрение и стимулирование организационной и творческой активности учащихся;

2.6. Определение приоритетных направлений учебной и внеучебной деятельности;

2.7. Усиление учебной дисциплины обучающихся, улучшение показателей посещения уроков, активизация самостоятельной и индивидуальной работы.

2.8. Развитие навыков самооценки учащихся.

3.2.Многоаспектность (оценивается знания учащихся, умение применять их на практике, отслеживание динамики личностного развития ученика);

4. Механизм формирования образовательного рейтинга.

4.1.Вся деятельность каждого учащегося делиться на шесть секторов (в каждом секторе есть свои критерии):

4.1.1. учебная деятельность- 50 баллов (средний бал) + предметные олимпиады, предметные конкурсы;

4.1..2.общественная деятельность -15 баллов (участие в школьных, районных, республиканских и российских мероприятиях, подготовка и/или проведение);

4.1.3. -15 баллов (участие в школьных, районных, республиканских и российских проектах);

4.1.4.творческая деятельность - 15 баллов (музыкальная школа, творческие студии и всё, что связанно с художественно-эстетической направленностью);

4.1.5. спортивная деятельность -15 баллов; (участие в спортивных соревнованиях школьного, районного, республиканского и российского уровня, занятия в секциях, спортивных кружках, факультативах);

4.1.6. нормативная деятельность -5 баллов (участие в мероприятиях по праву, соблюдение устава, правил поведения и др.); Максимальное количество баллов: 100

Т.е. максимальное количество баллов за учебную деятельность- 50 баллов, за общественную- 15 баллов, за творческую- 15 баллов, научно-исследовательскую -15 баллов, спортивную- 15, нормативную -5 баллов.

4.2. Индивидуальные достижения учащихся в учебной и внеучебной деятельности переводятся в балльную систему по каждому критерию каждого сектора самим учащимся, используя подробную систему начисления баллов (приложение 1).

4.3.По каждому сектору выводится сумма баллов путём сложения баллов по каждому критерию сектора

4.4.В завершении подсчёта все общие баллы секторов складываются для получения итоговой суммы баллов по шести секторам.

4.5.Каждый учащийся самостоятельно в конце четверти (полугодия), учебного года заполняет карту «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося» (приложение № 2)

4.6.Заполненную карту учащийся сдаёт классному руководителю для проверки (можно предоставить материалы, подтверждающие личные достижения)

4.7.Классный руководитель заполняет карту бонусов и штрафов (приложение № 3)

4.8.Дополнительно к баллам секторов классным руководителем в 7 графу карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося» заносятся бонусы :

4.8.1.За качественное дежурство по классу - 0,1 балл;

4.8.2.За участие в олимпиадах более, чем одна - 0,1 балл;

4.8.3.За умение правильно говорить, общаться, слушать и т.д. - 0,2 балла;

4.8.4.За качественное участие в классных делах - о,1 балл;

4.8.5.За качественное участие в экологических субботниках, десантах, акциях и т.д. - 0,5 балла;

4.8.6.За отсутствие нарушений дисциплины на уроках, переменах, в столовой и т.д. - 0,5 балла;

4.8.7.За ведение ЗОЖ - 0,3 балла.

4.9.Штрафные баллы заносятся классным руководителем в 8 графу карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося»:

4.9.1. За каждое опоздание на учебные и внеурочные занятия - 0,1 балл;

4.9.2.За каждый пропуск уроков без уважительной причины - 0,2 балла;

4.9.3.За отсутствие на уроке учебных принадлежностей - 0,5 балла;

4.9.4. За каждое нарушение дисциплины на уроке - 0,2 балла;

4.9.5. За каждое грубое нарушение дисциплины (драки, оскорбления, употребление нецензурной лексики, курение) - 30 баллов;

4.9.6.За совершение административного правонарушения - 50 баллов;

4.9.7.За разовое использование сотового телефона на уроке (кроме калькулятора) - 20 баллов.

4.9.8. За постановку на внутришкольный учет и (или) на учет в КДН, ПДН - 40 баллов

4.9.9. За однократное посещение школы без формы - 0,5 баллов

5. Ответственность и контроль проведения оценки учебных и внеучебных достижений и формирования рейтинга учащихся.

5.1. Ответственность за заполнение карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося» лежит на самом учащемся.

5.2. Контроль правильного заполнения карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося» осуществляет классный руководитель.

5.3. Классный руководитель совместно с учащимся заполняет 7 (бонусы) и 8 (штрафы) графы карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося»

5.4. Классный руководитель составляет итоговую ведомость рейтинга своих учащихся (по классу) в виде таблицы от большей суммы баллов к меньшей за четверть (полугодие), год.

5.5. Классный руководитель сдаёт ведомость в печатном и электронном виде заместителю директора школы по учебной работе.

5.6. Заместитель директора школы по учебной работе составляет итоговую ведомость рейтинга учащихся 1-4, 5-7 и 8-11 классов в виде таблицы от большей суммы баллов к меньшей по триместрам, году.

5.7. Заместитель директора школы по учебной работе по итогам рейтинга готовит представление (проект приказа) на поощрение учащихся 1-4, 5-7 и 8-11 классов для педагогического совета по триместру и году.

5.8. Директор школы на основании результатов рейтинга и решения педагогического совета издаёт приказ об утверждении рейтинга и поощрении учащихся.

6.1. Учащимся 2-4 ,5-7 и 8-11 классов с наибольшим рейтингом (по 3 -5 человек) в конце учебного года присваивается звание «Лучший ученик года», награждается Почётной грамотой и подарком.

6.2. Информация об учащихся начальной, основной, средней школы с наибольшим рейтингом (по 3-5 человек) по итогам триместра (полугодия) размещается на сайте школы, Доске почёта и в средствах массовой информации.

6.3. Учащимся 2-4 ,5-7 и 8-11 классов с наибольшим рейтингом (по 3-5 человек) по итогам года предоставляется право раньше, но не более чем на 2 недели окончить текущий учебный год;

6.4. Первому ученику школы предоставляется право быть выдвинутым на премию Совета депутатов района или наградить денежной премией (из средств ОУ) Подробная система начисления баллов. Учебная деятельность. Приложение 1 (максимальный результат - 50 баллов)

При заполнении таблицы учащийся высчитывает свою среднюю оценку (средний балл)

по итогам четверти (полугодия), года (в зависимости от времени проведения оценивания).

Полученная оценка умножается на 10.

Средний балл - это сумма триместровых оценок по предметам учебного плана, разделённая на количество изучаемых предметов по учебному плану. Таблица №1

При участии в предметной олимпиаде, предметном конкурсе учащийся добавляет к полученной сумме баллов дополнительные баллы:

Таблица №2

школьные

районные

республиканские

Всерос-сийские

междун-ародные

Участник

3-е место (диплом 3 степени)

2-е место (диплом 2 степени)

Лауреат (дипломант)

1-е место (диплом 1 степени)

При участии в интеллектуальных играх-конкурсах («Британский бульдог», «Кенгуру», «Русский медвежонок" Таблица №3

Внимание!!! В зачет идет только ОЛИМПИАДА ПО ОДНОМУ ПРЕДМЕТУ

(т.е. если учащийся принял участие 2, 3 или 4 олимпиадах по разным предметам, в зачет пойдут балы только за один предмет по выбору самого учащегося по остальным предметам - бонусы). Получается формула:

(средняя оценка х 10) + олимпиады + предметные конкурсы+ интеллектуальные игры-конкурсы = сумма баллов

Пример: Иванов Сергей.Средняя оценка: 4,1х 10 = 41 балл

Участие в олимпиадах (таблица №2)-шк.тур: 0,5 баллов, район. тур,3 место: 2 балла

Конкурсы (по учебным дисциплинам. Пример «Викторина» по истории и т.д.)

(Таблица №2) - не участвовал: 0 баллов.

(Данные итоги заносятся в 1-ую колонку

Научно-исследовательская и проектная деятельность (макс. результат -15 баллов)

Участие в школьной проектной неделе: 2 балла

Написание социального проекта - 5 баллов

Реализация написанного социального проекта - 10 баллов

Подготовка компьютерных презентаций:

а) по учебным предметам - 3 балла

б) по внеурочной деятельности - 5 баллов

Результаты исследовательской и проектной деятельности в форме конкурса, фестиваля, конференции.

Школьные

районные

республиканские

Всерос-сийские

междуна-родные

Участник

3-е место (диплом 3 степени)

2-е место (диплом 2 степени)

Лауреат (дипломант)

1-е место (диплом 1 степени)

Пример: Иванов Сергей. Участие в проектной неделе - 2 б.

Подготовка компьютерной презентации по истории 1, по географии 1 = 3 б х 2= 6 б.

Участие в районной конференции с проектом - 0,9 б. Итог: 2 + 6 + 0,9 =8,9 балла

(Данные итоги заносятся во 2-ую колонку карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося»)

Общественная деятельность (макс. результат - 15 баллов)

Участие в школьных праздниках и мероприятиях: 1 балл (за каждое мероприятие);

Участие в поселковых мероприятиях - 1,5 балла

Участие в районных мероприятиях: 2 балла;

Участие на республиканских мероприятиях: 2,5 балла

Участие в межрегиональных мероприятиях: 3 балла

Участие в волонтёрском движении (по книжке волонтёров) - 4 балла

Организация и подготовка школьного праздника и мероприятия: 2 балла

Организация и подготовка поселкового мероприятия: 2,5 балла

Организация и подготовка мероприятия районного уровня: 3 балла

Организация и подготовка мероприятия республиканского уровня: 3,5 балла

Организация и подготовка мероприятия межрегионального или российского уровня: 4 балла

Участие в ином виде деятельности оценивается по аналогичной системе при консультации с контролирующим лицом (классный руководитель, администрация)

Пример: Иванов Сергей.Участие в мероприятиях шк. уровня 6 раз: 6 баллов (1 х 6)

Участие в сельских мероприятиях 1 раз: -1,5 балла

Организация школьного праздника 2 раза: 4 балла (2 х 2)

(Данные итоги заносятся в 3-ю колонку карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося»)

Творческая деятельность (макс. количество баллов: 15)

Система начисления баллов в данном разделе такова:

Посещение учащимся кружков художественно-эстетических направлений, студий, музея в свободное от учебы время (вторая половина дня - с 16:00, воскресение): 1 балл

Данное посещение должно быть зафиксировано приказом по школе и отражено в журнале инструктажа.

Посещение учащимся заведений дополнительного образования (музыкал. школа): 3 балла

Участие в конкурсах, смотрах творчества, творческих фестивалях художественно-эстетической направленности:

школьные

районные

республиканские

Всерос-сийские

междуна-родные

Участник

3-е место (диплом 3 степени)

2-е место (диплом 2 степени)

Лауреат (дипломант)

1-е место (диплом 1 степени)

ВНИМАНИЕ! Участие учащегося, в какой - либо творческой студии, кружке художественно- эстетического направления ДОЛЖНО иметь подтверждение в классном журнале (в соответствующем разделе).

Участие в конкурсах также должно иметь документальное подтверждение: грамота, благодарность, наградной лист и прочее.

Пример: Иванов Сергей. Ходит в танцев. студию (1 б), театрал. кружок (1 б) 1 х 2 =2 б

Участвовал в районном конкурсе танцев 2 раза; на одном занял 3 место: 3 б (1 + 2 х 1)

Участвовал в областном танцевальном конкурсе: 6 б (6х 1)Итог: 6 + 1,5 +4 +2,5 = 14 бал

(Данные итоги заносятся в 4-ую колонку карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося»)

Спортивная деятельность (макс. количество баллов: 15)

Система начисления баллов в данном разделе такова:

Посещение учащимся спортивных секций. Спортивных кружков, факультативов в свободное от учёбы время (вторая половина дня) - 1 балл.

Данное посещение должно быть зафиксировано приказом по школе и отражено в журнале инструктажа.

Посещение учащимся заведения дополнительного образования (спортивная школа): 3 бал.

Участие в спортивных конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях спортивной направленности:

школьные

районные

республиканские

Всерос-сийские

междуна-родные

Участник

3-е место (диплом 3 степени)

2-е место (диплом 2 степени)

Лауреат (дипломант)

1-е место (диплом 1 степени)

Участие учащегося в какой-либо спортивной секции, спортивном кружке должно иметь подтверждение в классном журнале (в соответствующем разделе).

Участие в спортивных соревнованиях. Спортивных конкурсах должно иметь документальное подтверждение: грамота, благодарность, наградной лист и прочее.

Пример: Иванов Сергей. Ходит на волейбол. секцию, футбол 1 х 2 =2 б

Ходит на гиревой кружок = 3 балла. Участвовал в школ. соревнованиях = 0,5 баллов

Участвовал в районных спорт. соревнов. занял 3 место -2 бИтог: 2 + 3 + 0,5 + 2 = 7,5 б

(Данные итоги заносятся в 5-ую колонку карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося»)

Нормативная деятельность (макси. результат 5 баллов)

Система начисления баллов в данном разделе такова:

Посещение учащимся школьных мероприятий по праву (диспутов, бесед, лекций, тренингов и т.д.) - 2 балла

Подготовка и проведение школьных мероприятияй по праву - 2,5 баллов.

Участие в конкурсах, смотрах, творческих фестивалях по основам правовых знаний:

школьные

районные

республиканские

Всерос-сийские

междуна-родные

Участник

3-е место (диплом 3 степени)

2-е место (диплом 2 степени)

Лауреат (дипломант)

1-е место (диплом 1 степени)

Пример: Иванов Сергей. Участвовал в диспуте на тему «Береги честь смолоду» - 2 б

Прослушал лекцию о вреде курения - 2 б. В школ. конкурсе по праву занял 2 место-0,7 б

1раз был записан в дневнике поведения (5 х 2 =-10 б) Итог: 2+ 2+ 0,7= 4,7 - 10= -5,3 б

(Данные итоги заносятся в 6-ую колонку карты «Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащегося»)

Получение итоговой суммы баллов. В завершении подсчета все баллы по шести секторам складываются для получения итоговой суммы баллов.

Пример: Иванов Сергей

  1. Учебная деятельность.

(максимальный результат - 50 баллов)

Итог: (4,1 х 10) + 0,5 + 2 =43,5

2. Научно-исследовательская и проектная деятельность

(максимальный результат -15 баллов)

Итог: 2 + 6 + 0,9 =8,9 балла

3. Общественная деятельность

(максимальный результат - 35 баллов)

Итог: 6 + 1,5 +4 +2,5 = 14 баллов

4. Творческая деятельность

(максимальное количество баллов: 15)

Итог: 6 + 1,5 +4 +2,5 = 14 баллов

5. Спортивная деятельность

(максимальное количество баллов: 15)

Итог: 2 + 3 + 0,5 + 2 = 7,5 балла

6. Нормативная деятельность

(максимальный результат 5 баллов)

Итог: 2+ 2+ 0,7= 4,7 - 10= -5,3 балла

Сумма баллов: 43,5 + 8,9 + 14 + 14 + 7,5 + (- 5,3) = 72,6

7. Бонусы:

За качественное дежурство по классу - 0,1 балл;

За участие в олимпиадах более, чем одна - 0,1 балл х 3= 0,3 балла;

За умение правильно говорить, общаться, слушать и т.д. - 0,2 балла;

За качественное участие в экологической акции - 0,5 балла;

За отсутствие нарушений дисциплины на уроках, переменах- 0,5 балла;

Итог: 0,1+0,3+0,2+0,5+0,5 = 1,6 балла

8. Штрафы:

За каждое опоздание на учебные и внеурочные занятия - 0,9 балла (0,1 х 9 = 0,9);

За каждый пропуск уроков без уважительной причины - 1 балл (0,2 х 5);

За использование сотового телефона на уроке (кроме калькулятора) - 40 баллов (20 х 2)

Итог: 0,9+1,0+40 = 41,9. ВСЕГО: 72,6 + 1,6 - 41,9 = 32,3

«УТВЕРЖДЕНО»

педагогическим советом школы

Протокол № 4 от 01.01.2001 г.

Директор МОУ СОШ № 28

__________________

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 28.

1. Общие положения.

1.1. Рейтинг учащегося - это индивидуальный показатель уровня успехов, достигнутых в учебной и внеурочной деятельности .

Наглядно отражать промежуточные и конечные результаты учебной деятельности учащихся школы и классных коллективов в целом;

Стимулировать учебные усилия, научно-исследовательскую и внеурочную деятельность учащихся школы и классных коллективов;

Развивать навыки самооценки учащихся;

Сравнивать достижения отдельных учащихся;

Анализировать результаты работы школы.

Многоаспектность (оцениваются знания учащихся, умения применять их на практике, отслеживается динамика личностного развития ученика);

Учитываются индивидуальные способности каждого школьника;

Оцениваются не только количественные, но и качественные показатели учащегося в учебной и внеурочной деятельности.


2.3. Полугодовой рейтинг определяется по результатам учебной деятельности в I-м и II -м полугодии с учетом участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, различных конкурсах и спортивных соревнованиях разного уровня.

2.4. Годовой рейтинг каждого учащегося школы складывается из всех его полугодовых рейтингов. Годовой рейтинг отражает учебные успехи учащихся школы в текущем учебном году. Это позволяет сравнивать учебные успехи учащихся всех классов школы между собой.

3.2. Полугодовой рейтинг считается как сумма учебных достижений учащегося. К рейтинговой сумме прибавляются одноразовые добавки за призовые места в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях разного уровня согласно таблице:

Ранг олимпиад и

конференций

занятое место

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

школьный

городской

областной

всероссийский

Производится одноразовая добавка за выход в финал школьной научно- практической конференции : 0,4 балла - I место, 0,3 балла - II место; 0,2 балла – III место; 0,1 балла - участие.

3.3. Индивидуальные достижения учащихся в различных конкурсах и спортивных соревнованиях рассчитываются согласно таблице с коэффициентом 0,5.

Ранг конкурсов и

соревнований

занятое место

I

II

III

школьный

городской

областной

всероссийский

4. Подведение итогов.

4.1. На основе результатов текущего и полугодового рейтинга составляется общешкольный список учащихся "Сотня лучших учащихся школы".