Импульсивные отношения. Импульсивность — что это? Как понять, что вы — импульсивный человек? Причины импульсивного поведения

Импульсивность Фактор, относящийся к темпераменту и проявляющийся действиями, которые совершаются неожиданно и неадекватно обстоятельствам.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Импульсивность

Черта характера, выражаемая в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность проявляется преимущественно у детей возраста дошкольного и школьного младшего, что обусловлено недостаточной развитостью контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно успешно корректируется:

1 ) в совместных играх детей, где исполнение ролевых правил требует сдерживания непосредственных побуждений и учета интересов других играющих;

2 ) несколько позднее - в деятельности учебной.

При достижении возраста подросткового импульсивность вновь может проявиться как возрастная особенность, связанная с повышением возбудимости эмоциональной в этом возрасте. Для диагностики импульсивности применяются специальные тесты и опросники, - например, опросник импульсивности С. и X. Айзенков.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Импульсивность Этимология.

Происходит от лат. impulsus - толчок.

Категория.

Черта характера.

Специфика.

Склонность действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний.

Генезис.

Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявляться как возрастная особенность, связанная уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте.

Диагностика.

Для диагностики импульсивности используют специальные тесты и опросники, например Matching Familiar Figure Test Кагана и опросник импульсивности Х.Айзенка.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

(англ. impulsivity ; от лат. impulsio - толчок; в переносном смысле - побуждение, повод) - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций . Импульсивный человек не обдумывает свои поступки , не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях . От И. следует отличать , которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений. И. преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением. Совместные игры дошкольников, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учета интересов др. играющих, способствуют преодолению И. В дальнейшем еще большую роль в этом отношении играет . У подростков И. часто является следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. У старших школьников и взрослых людей И. наблюдается при большом утомлении, аффекте или некоторых заболеваниях н. с. См. .

Добавление ред.: 1. И. вместе с антонимичным термином «рефлексивность» обозначает одно из предполагаемых измерений сложного конструкта «когнитивный стиль» . Для выявления и измерения И. разработан ряд тестов и опросников, в частности Matching familiar figure test Кагана и опросник импульсивности С. и Г. Айзенков. При выполнении теста Кагана испытуемых классифицируют по скорости и точности ответов на 4 категории: решающих задачи медленно и точно относят в категорию «рефлексивные»; быстро и неточно - «импульсивные»; др. варианты (быстро-точно и медленно-неточно) образуют полюса характеристики, которая называется «эффективностью».

2. В последнее время появилось еще одно значение И. (и импульсивного поведения) - предпочтение менее ценного, но более близкого по времени наступления (менее отсроченного) подкрепления: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Против. выбор (более отсроченного, но и более ценного вознаграждения) характеризуется термином «самоконтроль». Исследования этих форм поведения проводятся на животных и людях. Данное значение допустимо обозначить термином «мотивационная И.» (чтобы не путать с описанной выше «операционной И.»). (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Импульсивность

   ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (с. 261)

Самообладание - это не просто важное достоинство личности, но и, по существу, необходимое условие нормальной жизни и общения. Мало того, что не владеющий собой человек не вызывает симпатии у окружающих; он из-за недостаточного самоконтроля порой попадает в неловкие и неприятные ситуации. И наоборот: тот, кто умеет соразмерять свои побуждения с требованиями обстановки и общественными нормами, добивается больших успехов на жизненном пути и заслуживает всеобщее уважение.

Родителям, безусловно, хотелось бы, чтобы их ребенок пошел по второму пути и научился владеть собой. Каждый знает по собственному опыту, что не всегда разумно и полезно поддаваться внезапно возникшему побуждению. Никто не желает, чтобы его ребенок стал рабом своих настроений. Мы стремимся с малых лет привить ребенку навыки трезвого и взвешенного поведения, апеллируя к его рассудку и здравому смыслу. Увы, это почти никогда не удается в той мере, в какой хотелось бы. Дети часто ведут себя импульсивно и спонтанно, никак не соглашаясь семь раз отмерить, потом отрезать. Особенно сказанное относится к дошкольникам. Но и школьники порой огорчают родителей и учителей неразумными, поспешными действиями. Фактически это общая беда, которая многих взрослых выводит из себя (ведь именно детская импульсивность зачастую лежит в основе того, что принято расценивать как капризы, непослушание и т.п.). Можно ли и нужно ли в этой связи принимать какие-то меры? Если да, то какие?

Для начала попробуем представить себе психологический механизм самоконтроля. Это одна из тех способностей, что существенно отличает человека от животных и позволяет ему по праву занять высшую ступень в эволюционной иерархии. Поведение животных продиктовано преимущественно простейшими побуждениями. Лишь на достаточно высоких ступенях эволюции появляется способность более или менее произвольно регулировать свои действия.

Показателен такой эксперимент. Голодное животное (курицу) помещали перед прозрачной преградой в виде Г-образной плексигласовой стенки. За стенкой клали пищевую приманку. Увидев ее, курица напролом бросалась вперед, натыкалась на преграду, но снова и снова делала безуспешные попытки достичь цели. Животные, находящиеся на более высоком уровне организации (собаки), довольно быстро находили возможность обойти преграду. Правда, устройство преграды заставляло на краткое время повернуться к приманке спиной и выпустить ее из поля зрения. Лишь достаточно высокоорганизованные животные оказывались на это способны.

Описанный опыт - наглядная, хотя и весьма упрощенная иллюстрация механизма произвольной регуляции поведения. Спонтанный импульс подталкивает вперед, к цели, хотя нередко тотчас становится ясно, что столь прямолинейно цели не достичь, можно и ушибиться (иногда это известно заранее). Лишь отчасти смирив возникшее побуждение и даже на время как бы «отвернувшись» от цели, можно нащупать обходной, но приемлемый и надежный путь. Способность к этому возникает не сразу как на эволюционной лестнице, так и в индивидуальном развитии ребенка. Младенец просто не знает никаких иных регуляторов поведения, кроме своих потребностей. Лишь со временем мир открывается ему во всем многообразии и сложности, которые он постепенно начинает учитывать.

Никто не станет спорить, что психологический мир ребенка - иной, нежели мир взрослого. Прежде чем освоить навыки сознательного поведения, ребенок должен пройти известный путь. И нам, взрослым, в каждом отдельном случае нужно отдавать себе отчет, на каком участке этого пути находится ребенок. Родители порой торопят события и полагают, что если малыш научился держать ложку и зашнуровывать ботинки как взрослый, то и в остальном он должен вести себя «правильно». А маленький ребенок этого еще просто не умеет. И его невозможно заставить, можно лишь научить, причем постепенно, соразмеряясь с ритмом его шагов по жизненному пути.

Существуют объективные, чисто природные факторы, не позволяющие требовать от маленького ребенка полной произвольности поведения. В первые шесть-семь лет жизни осуществляется процесс активного формирования центральной нервной системы (он продолжается и в последующие годы, но уже менее выраженно и активно). В раннем и дошкольном возрасте в мозгу нервное возбуждение заметно преобладает над торможением; их известный баланс достигается лишь примерно к семи-восьми годам. Иными словами, у ребенка еще не сформирован тот психофизиологический механизм, который позволил бы подавлять и регулировать спонтанно возникающие импульсы. Поэтому родители, требующие от дошкольника полного самоконтроля, должны осознать, что они желают невыполнимого. Можно, конечно, жестко выдрессировать ребенка таким образом, что регулирующим тормозом станет постоянная оглядка на наказание. Но родители, искренне любящие своих детей, никогда не согласятся пойти по этому пути.

Отсутствие произвольной регуляции поведения, столь раздражающее во взрослом человеке, на определенном этапе развития ребенка выступает его естественной возрастной особенностью. И с этой особенностью, нравится нам это или нет, приходится считаться. Силовое насаждение «рассудочного» поведения не только бесперспективно, но и чревато возникновением серьезных эмоциональных и поведенческих проблем.

Таким образом, в первые годы жизни ребенка его импульсивность естественна и практически не поддается коррекции.

Означает ли это, что родители могут сидеть сложа руки в ожидании, когда их чадо само к известному сроку дорастет до сознательной дисциплины? Нет, это, конечно, примитивное и неверное упрощение. Отказавшись от влияния на ребенка (если это вообще возможно), мы так никогда не получим сознательного и трезвого поведения. Не обретя привычки держать себя в руках, человек может всю жизнь оставаться пустым поплавком, бесцельно мечущимся в жизненном водовороте. Как же ему обрести необходимые навыки?

Взрослые должны отдавать себе отчет, что маленький ребенок еще не вполне способен произвольно регулировать свое поведение. Поэтому функции регулятора первоначально принадлежат взрослому, в первые месяцы жизни - всецело. По мере развития ребенка взрослый вправе ожидать постепенного перераспределения обязанностей. Но нелишне повторить: эти ожидания не должны быть поспешными и чрезмерными. Формирование произвольной регуляции поведения - постепенный процесс, и надо набраться терпения следовать его темпу. Бесполезны попытки его ускорить. Однако недопустимо и пускать процесс на самотек: так просто ничего не выйдет. Влияние на ребенка заключается не в том, чтобы решать все за него, и не в том, чтобы преждевременно требовать от него собственной личной ответственности. Направляя шаги ребенка, взрослый постепенно перекладывает на него ношу ответственности (ведь сразу малышу не осилить всей полноты такого груза!). Главное в этом процессе - поэтапное формирование способности соразмерять свои побуждения и вероятные результаты, действия и последствия. В каждой конкретной ситуации взрослые должны поощрять правильные шаги ребенка, раз за разом давая ему понять необходимость учета разных условий, правил и обстоятельств. Любой иной путь ведет в ином, увы, нежелательном направлении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "импульсивность" в других словарях:

    Импульсивность - черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущес … Психологический словарь

    импульсивность - порывистость, нервность, резкотуха, непроизвольность Словарь русских синонимов. импульсивность сущ., кол во синонимов: 5 взрывной характер (1) … Словарь синонимов

    ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - ИМПУЛЬСИВНОСТЬ, импульсивности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к импульсивный. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    импульсивность - ИМПУЛЬСИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна (книжн.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - (от лат. im.pu.l sivus побужденный) англ. impulsivity; нем. Impulsivitat. Черта характера, проявляющаяся в несдержанности, склонности действовать по первому побуждению. И. может быть следствием отсутствия самообладания, возрастных особенностей и… … Энциклопедия социологии

    Импульсивность - (лат. – толчок) – нравственно этическое качество личности, проявляющееся как склонность действовать под влиянием первого побуждения (импульса), спонтанно, внезапно, немотивированно и не поддаваться контролю. Импульсивность также проявляется как… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - См. рефлексивность импульсивность … Толковый словарь по психологии

    импульсивность - impulsyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Charakterio bruožas, pasireiškiantis staigiais, neapgalvotais veiksmais, nevaldomu elgesiu. kilmė plg. impulsas atitikmenys: angl. impulsiveness vok. Impulsivität, f rus.… … Sporto terminų žodynas

    импульсивность - impulsyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Polinkis veikti iš karto, po pirmos paskatos (impulso), nesvarstant, negalvojant. Impulsyvumu pasižymi cholerikai. kilmė plg. impulsas atitikmenys: angl. impulsiveness vok.… … Sporto terminų žodynas

    импульсивность - форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и протекают насильственно без высшего уровня контроля… … Большой медицинский словарь

«Я просто должна это купить, сопротивляться невозможно!» «Я так жалею, что сказал это…» Знакомо? Такие слова мы слышим ежедневно и зачастую произносим их сами. Можем мы ли мы автоматически регулировать или контролировать наши действия, слова и поступки, т.е. в какой степени мы способны сдерживать свои эмоции и порывы и противостоять им? В этой статье вы узнаете о том, что такое импульсивность и каковы причины и симптомы импульсивного поведения. Также мы расскажем как можно оценить уровень импульсивности.

Импульсивность и причины импульсивного поведения

Что такое импульсивность? Импульсивность — это особенность поведения и восприятия окружающего мира, выражающаяся в склонности действовать и реагировать на событие, ситуацию или внутренние переживания быстро и необдуманно под влиянием эмоций или обстоятельств. При этом главным признаком является ошибка аналитического суждения, при которой последствия своих действий не оцениваются , что часто приводит к тому, что в дальнейшем импульсивный человек раскаивается в своих поступках.

Причины импульсивного поведения

Нейроучёные с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии ) обнаружили путь, по которому проходит в мозге импульс или мысль, превращаясь в повторяющуюся компульсию, и объяснили почему некоторым людям так трудно контролировать возникающий взамен на вознаграждение или долгосрочную цель импульс .

Каковы причины импульсивного поведения? Импульсивность или импульсивное поведение тесно связаны с — веществом, задействованным в процессах обучения и вознаграждения.

Другими словами, с целью получения скорейшего вознаграждения происходит некое отклонение в работе мозговых ядер, отвечающих за анализ и принятие наиболее подходящих ситуации и обдуманных решений. Учёный Джошуа Букхольц из Университета Вандербильта в 2009 году предположил, что у импульсивных людей понижено количество активных рецепторов дофамина в области среднего мозга, связанной со способностью принимать логические и обдуманные решения, что также может увеличить риск депрессии и импульсивного поведения. Т.е. чем меньше число активных рецепторов дофамина в области среднего мозга, где расположены синтезирующие дофамин нейроны, тем больше дофамина выделяется и тем больше степень импульсивности.

Очень часто импульсивные люди раскаиваются в своём поведении , при этом не прекращая его. Часто оно становится повторяющимся и компульсивным, как в случае пристрастия к психоактивным веществам, азартным играм, компульсивным покупкам, курению, алкоголю и т.д.

Симптомы импульсивности

С другой стороны, ряд исследователей (Michalczuk, Bowden-Jones, Verdejo García, Clark, 2011) назвали четыре основные характеристики импульсивности:

  • Неспособность к планированию и прогнозированию : действуя под влиянием импульсов, мы не можем предвидеть ожидаемые и логические последствия, любой результат является «сюрпризом».
  • Низкий уровень контроля: ещё одна сигарета, кусочек торта, неуместный комментарий… «без тормозов» и самоконтроля.
  • Недостаточное упорство: , откладывание неинтересных задач. Только поиск ярких и острых эмоций.
  • Постоянный поиск новых впечатлений и потребность в срочном их получении , под которым понимается склонность действовать под влиянием интенсивных положительных или отрицательных эмоций и состояний, искажающих способность принимать взвешенные альтернативные решения и тем самым избежать постоянных раскаяний и угрызений совести, очень типичных для импульсивных людей.

Импульсы бывают разных видов и имеют различные последствия — сравните: съесть лишний кусочек торта и что-то украсть, разбить или нанести вред себе или окружающим.

Обратите внимание, ключевую роль в данном случае играет эмоциональное состояние , при этом рассмотренные выше процессы, которые происходят в мозге, провоцируют возникновение эмоций, затуманивающих восприятие реальности , и стремление во что бы то ни стало получить их становится непреодолимым.

Как диагностируется импульсивность?

Если для вас характерно подобное эмоциональное состояние и вы страдаете от его последствий, не говоря уже о том, что оно может быть связано с другими серьёзными расстройствами, такими как , СДВГ или болезнь Паркинсона, за диагностикой необходимо обратиться к специалисту, который определит степень тяжести и тип импульсивного поведения и предложит эффективные терапевтические меры (в том числе психотропные средства), инструменты и специальные тесты. Кроме того, вы также можете пройти нейропсихологическое тестирование CogniFit , которое станет дополнительной помощью при постановке диагноза специалистом.

Перевод Анны Иноземцевой

Источники

Celma Merola, Jaume. Bases teóricas y clínica del comportamiento impulsive. Colección digital Profesionalidad. Ed. San Juan de Dios. Barcelona (2015).

Shalev, I., & Sulkowski, M.L. (2009). Relations between distinct aspects of self-regulation to symptoms of impulsivity and compulsivity. Personality and Individual Differences, 47,84-88.

Why Are You so Impulsive? Self-regulation and symptoms of impulsivity. Timothy A Pychyl Ph.D. Don’t Delay. Psychology Today, Posted Jun 23, 2009

Импульсивные действия могут быть вызваны различными причинами:

  1. эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций;
  2. общей эмоциональной неустойчивостью индивида;
  3. состоянием опьянения;
  4. привычными формами поведения;
  5. психопатическими аномалиями личности.

Во всех импульсивных реакциях проявляется личностная готовность индивида к определенным действиям. В конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию, превращаются в основной механизм импульсивных действий.

Иногда при стечении внезапно возникших обстоятельств человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях неточно называются «вынужденными мотивами». В связи с этим следует иметь в виду, что в экстремальных ситуациях мотивы действий человека бывают свернутыми, совмещенными с внезапно сформированной целью. Чем руководствуется человек, обороняющийся от внезапного нападения? В данном случае его поведение определяется не продуманными мотивами, а общим побуждением, готовностью к самосохранению, которые проявляются в стереотипных действиях самообороны.

Нередко импульсивные действия совершаются и по «внутренним поводам» - из-за стремления личности самоутвердиться, обеспечить свое превосходство над окружающими, дать выход накопившимся отрицательным эмоциям.

Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта, сильного душевного волнения, характеризующегося дезорганизацией сознания, торможением всех зон мозга, кроме гипердоминантного очага, расторможением обширных подкорковых зон, резкой активизацией импульсивных, непроизвольных оборонительных и агрессивных реакций. Осознанные цели и мотивы при аффекте отсутствуют - срабатывает установка на преодоление аффектора. Аффект связан с неспособностью личности выйти из данной острой, критической ситуации социально-адаптированным способом.

Состояние аффекта тормозит все не связанные с гипердоминантой психические процессы и навязывает индивиду «аварийный» стереотип поведения (бегство, агрессия, крик, плач, хаотичные движения, сдвиги в функционально-физиологическом состоянии организма). В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности - избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями. В сознании начинает доминировать какое-либо одно, нередко искаженное, представление - происходит так называемое «сужение сознания» (торможение всех зон коры мозга, кроме тех, которые связаны с гипердоминирующей зоной).

В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направленность. (Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел).

Конфликтным эмоциональным состоянием, активизирующим импульсивные реакции, является и стресс. Понятием «стресс» (от англ. stress - давление, напряжение) охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами). При этом психика человека может модифицироваться в форме:

  1. крайней активизации двигательно-импульсивной активности,
  2. развития глубоких тормозных процессов (ступор),
  3. генерализации - распространении активности на широкую область объектов, нарушении дифференцировки в выборе целей.

При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться - человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

Человеческое поведение как при аффекте, так и при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению аффектора или стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

Деформация в эмоционально-волевой сфере человека происходит не только в состоянии аффекта и стресса. Одной из разновидностей так называемых конфликтных психических состояний является состояние фрустрации (от лат. frustratio - тщетное ожидание, расстройство из-за обмана ожиданий) - крайне эмоционально напряженное негативное состояние, связанное с возникновением непреодолимого для данной лютости препятствия в достижении значимой для него цели. Состояние фрустрации проявляется в невыносимо тягостном, гнетущем психическом напряжении, в чувстве отчаяния, безысходности, крайней агрессивности в отношении фрустратора.

Импульсивность поведения особенно характерна для психопатических личностей и лиц с акцентуированным характером, стремящихся к немедленному удовлетворению актуализированных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.

Импульсивные преступления - «замыкание» острых психических состояний индивида на конфликтные для данной личности ситуативные обстоятельства, которые выступают пусковым механизмом ее малоосознанных противоправных действий. Характер этих ситуативных обстоятельств позволяет судить о том, что криминогенно для данной личности. Все импульсивные преступные акты отличаются свернутостью сознательных регуляционных компонентов поведения. В этих поведенческих актах деформируется сознательно-волевая регуляция поведения - сознательное принятие решений, развернутое программирование действия замещаются установочными реакциями - готовностью индивида к характерным для него стереотипным действиям в типовых ситуациях. Мотивы и цели действия перекрываются генерализированным эмоциональным побуждением - нанести ущерб травмирующему эмоциогенному источнику.

Однако импульсивные преступные акты нельзя рассматривать как разновидность случайных преступлений. Они, как правило, закономерно обусловлены личными особенностями импульсивных преступников. И эта стереотипизированность импульсивного преступного поведения имеет существенное значение для оценки личности преступника и ее ресоциализации. Импульсивность поведения не может безоговорочно рассматриваться как смягчающее ответственность обстоятельство. Во многих случаях она характеризует устойчивое общественно опасное качество личности, ее крайне пониженную социальную ответственность.

Что такое импульсивность

В своей жизни каждый человек встречает людей с разными характерами. А доводилось ли вам иметь дело с человеком, который поражал своим непостоянством? Такие люди, как правило, склонны менять свое мнение довольно быстро, им свойственны мгновенные перепады настроения.

Казалось бы, только что он улыбался и пребывал в прекрасном расположении духа, как вдруг что-то влияет на его настроение, и появляются агрессия и недовольство. Также эти люди поражают своими молниеносными решениями. Чем объясняется такое поведение человека? В психологии это называется импульсивность.

Импульсивность – это особенность человеческого характера, проявляющаяся в склонности принимать решения, не продумав последствия. Импульсивные люди руководствуются в своем поведении не разумом, а эмоциями и временными обстоятельствами.

Чаще такое поведение влечет за собой лишь негативные последствия. Это связано с несдержанностью, вспыльчивостью и резкостью, которые часто проявляются у таких людей. Другими словами, можно сказать, что импульсивные действия – это действия, совершаемые без учета последствий, без предварительных раздумий.

Некоторые люди путают импульсивность и решительность, это весьма распространенное заблуждение. Однако разница между этими двумя состояниями велика. Решительные индивиды твердо уверены в своем решении или действии, также эта уверенность распространяется и на результат их деятельности.

Импульсивные индивиды отличаются тем, что они сначала совершают действия, а после обдумывают последствия. Таким людям свойственно разочаровываться в конце концов, в результате чего они могут испытывать раскаяние либо еще более усложнить сложившуюся ситуацию.

Разновидности

Для каждого человека свойственно иногда проявлять импульсивность, однако для некоторых индивидов это становится нормой жизни. Импульсивные состояния имеют несколько разновидностей и могут свидетельствовать также о некоторых психологических заболеваниях:

  • Пиромания – влечение к поджогам.
  • Клептомания – тяга к воровству.
  • Пищевая импульсивность – проявляется в различных взаимодействиях с едой.
  • Игромания – предрасположенность к азартным играм.

Это лишь часть психологических состояний, когда человеческий разум не может сопротивляться своим желаниям. Импульсивные решения зачастую являются следствием слабого самоконтроля. Отличительными чертами таких людей являются повышенная активность и взрывной характер.

Это плохие собеседники: разговор с такими людьми бывает сложен и зачастую не имеет определенной темы, так как они склонны быстро переключаться между различными темами. Задавая вопрос, не дожидаются ответа и могут говорить длительное время, даже если их уже не слушают.

Импульсивность различается и по ситуациям, в которых она возникает:

  • Мотивированная – в этом случае она вызывается стрессовыми ситуациями, когда даже вполне адекватные люди могут проявить неожиданную реакцию на обстоятельства. Такое случалось с каждым, и это не вызывает опасений.
  • Немотивированная – когда странные и необычные реакции на происходящее становятся нормой для этого человека. В этом случае аномальное поведение не является эпизодическим и повторяется довольно часто, что приводит к некоторым психологическим заболеваниям.

Это состояние возможно как у детей, так и у взрослых. Однако для детей психологи не определяют это как диагноз, так как дети не всегда склонны обдумывать свои решения и принимать за них ответственность. А вот у взрослых это уже является отклонением от принятых норм поведения.

Очень часто импульсивное поведение можно наблюдать у подростков. Это вполне объяснимо: различные стрессы в таком критичном возрасте чаще являются причиной необоснованного поведения. Также это может быть и эмоциональное возбуждение либо переутомление.

Иногда подобное состояние подростки вызывают искусственно, причиной этому служит упрямство и желание проявить самостоятельность. Импульсивные состояния у взрослых являются психологическим отклонением только в том случае, если они проявляются очень часто и сам человек не способен на самоконтроль.

Плюсы и минусы

Импульсивное состояние у многих вызывает негативное отношение. Это связано с тем, что люди отождествляют слово «импульсивность» такими понятиями, как раздражительность, ненадежность, вспыльчивость. Конечно же, эти свойства могут сопутствовать импульсивным проявлениям, однако данное состояние имеет и свои сильные стороны:

1. Быстрое принятие решений. Не стоит путать его с решительностью, однако это положительная сторона импульсивного состояния. Такие индивиды склонны к быстрой адаптации. Обычно они незаменимы в ситуациях, когда обстоятельства меняются быстро и требуется принимать решения, подстраиваясь под них.

2. Интуиция. Это состояние также развивает интуицию. Каждый из нас был бы рад обладать интуитивным характером либо иметь рядом такого человека. Интуиция – весьма сильная сторона характера, помогающая нам в жизни.

3. Явная эмоциональность. Импульсивные состояния подразумевают открытость человека. Такие индивиды не скрывают своих эмоций. Это тоже можно отнести к положительным особенностям. Чем лучше понимаешь эмоциональное состояние человека, тем проще складываются с ним отношения. Импульсивный человек никогда не проявит скрытых намерений.

4. Правдивость. Пожалуй, это самый важный положительный момент в импульсивном состоянии. Люди, склонные к импульсивности, редко лгут. Ложь более свойственна тем, кто обладает спокойным и рассудительным характером. С повышенной эмоциональностью трудно скрывать правду. Любое проявление лживости весьма нежелательно для импульсивного человека, так как рано или поздно эмоции возьмут вверх и он выскажет все.

Импульсивные состояния обладают рядом преимуществ, как мы уже поняли. Однако наряду с этим они связаны и с целым рядом отрицательных моментов. К ним можно отнести частые ошибки. Принимая быстрые решения, человек совершает необдуманные действия, что чаще приводит к ошибкам.

Минус импульсивного состояния и в том, что у индивида часто меняется настроение, и никогда не поймешь, что им управляет в данный момент и чего ожидать в следующее мгновение. А так как каждый индивид стремится к порядку и постоянству, то эмоциональный человек является причиной дискомфорта.

Это проявляется и в отношениях: с такими людьми сложно испытывать романтические чувства – то он вас любит и обожает, то злится из-за мелких недоразумений. Так как невозможно предугадать поведение импульсивного человека, то и подстроиться под него весьма проблематично.

Однако общение с таким человеком имеет и свои преимущества. Это весьма авантюрная личность, и вы можете быть уверены, что всегда получите поддержку в неожиданных решениях. Также открытая эмоциональность такого человека может помочь вам научиться улавливать многие факторы, которые влияют на его настроение, и в будущем использовать это в своих целях.

В то же время не следует безоговорочно доверять ему: импульсивные люди склонны часто менять мнение и не всегда держат обещания. Стоит обязательно помнить, что импульсивный индивид никогда не будет выступать в роли агрессора. Если вы сталкиваетесь с эмоциональным агрессивным человеком, то скорее всего, это психически неуравновешенная личность.

Импульсивность не может быть плохой или хорошей. Это состояние, которое имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Импульсивная личность должна использовать свои сильные стороны и уделять немало внимания работе над своими слабыми чертами.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Учимся контролировать импульсивное поведение

Одно из главных последствий психотравмы (ПТСР) - утрата контроля над своим импульсивным поведением. Люди совершают поступки, не задумываясь о последствиях.

Хорошо видно, что их саморазрушающие действия - результат влияния бесконтрольных импульсов, а их авторы потом страдают от долгосрочных результатов этих поступков. Их стремление к немедленному удовлетворению препятствует способности заглянуть в будущее.

Специалисты по поведенческой экономике назвали этот феномен временное дисконтирование. Хотите получить тысячу долларов прямо сейчас или две тысячи, но через год? А как насчет 1900 долларов, но через год? Или 1500? А 1200?

Выяснилось, что люди, склонные к зависимости, игроки или курильщики, предпочитают безотлагательное вознаграждение чаще, чем многие из нас.

У них искажается представление о том, что может произойти, и их видение будущего ограничено днями, а не годами.

Другие исследования показали, что у нас есть две конкурирующие системы, действующие в различных позициях нашего «непроизвольного Я»: импульсивная система, которая хочет награды немедленно, и система управления, которая регулирует эти импульсы и решает (бессознательно), какой выбор предпочтительнее. У людей с зависимостями импульсивная система сильнее, чем обычно в норме.

То же относится и к любому, у кого существуют проблемы с контролем над импульсивными действиями, и это практически каждый человек с саморазрушающим поведением.

Давая свободу импульсам, мы позволяем себе отлынивать от работы, выпускаем на волю свой гнев, кричим на детей, нарушаем диету. Таким образом, становится очевидным, что мы должны найти способы укреплять свою систему управления и контроль над импульсами. Начиная с сознательных усилий, с практикой мы приобретаем новые привычки с большей легкостью, а затем они становятся частью нашего «непроизвольного Я».

Тренировка контроля над импульсами

  • Войдите в состояние осознанности и начните думать о далеком будущем. Что будет через год? Вы все еще хотите курить, выпивать сверх меры? Хотите принимать глупые решения, подвергать себя опасности, отворачиваться от других? А потом обвинять себя за то, что никак не можете измениться? Вы знаете, что не хотите. Когда вы чувствуете подобное искушение, научитесь совмещать его с такой мыслью: «Каким человеком я хочу быть?»
  • Отсекайте ненужный шум. Мы сильнее подвержены импульсам, когда отвлекаемся на множество требований или находимся под большим давлением. В таких ситуациях, если мы знаем за собой склонность к неразумному выбору, можем отказаться от любых решений до тех пор, пока весь этот шум не утихнет, или когда сможем по-настоящему сосредоточиться.
  • Контролируйте тревогу. Проблема выбора порождает стресс. И мы стремимся быстрее получить награду, чтобы остановить тревогу, сопровождающую принятие решения. Тренировка осознанности, контроля над навязчивыми мыслями, глубокого дыхания и других приемов по преодолению тревоги может помочь сделать лучший выбор.
  • Не слушайте пения сирен: поступайте как Одиссей, который заткнул уши воском, чтобы избежать соблазна. Попробуйте запомнить, что искушение само по себе делает вас импульсивными. Удалите его из поля зрения, из вашей головы, отвлекитесь. Замените его полезными соблазнами.
  • Представьте, как вы становитесь сильными, как гордитесь собой. У вас не болит голова по утрам. Вы не будете совершать глупостей по вечерам. Вы станете стройнее. Вы проживете дольше, будете больше радоваться жизни, станете привлекательнее. Постарайтесь представить себе все эти изменения в деталях и укрепите свое стремление достичь этого.
  • Остановитесь. Подождите пять минут, а затем решите, стоит подождать или поддаться соблазну. Дайте себе еще пять минут, если нужно. А может быть, еще пять, и так далее, пока «непроизвольное Я» не минует опасные импульсы.

Известный нейрофизиолог Ричард Дэвидсон, изучая пожилых людей, обнаружил, что мозг спокойных и уравновешенных демонстрирует большую активность в префронтальной коре (эта область, как мы полагаем, отвечает в мозгу за функцию управления), которая контролирует миндалевидное тело, отвечающую за эмоциональные реакции и выброс таких стрессовых гормонов, как кортизол.

Миндалевидное тело - это эмоциональный центр мозга, и если кора теряет контроль над ней, мы начинаем действовать под влиянием импульсивных эмоций. Дэвидсон убежден, что люди приобретают способность контроля импульсов с годами в процессе внутреннего бессознательного тренинга. Так развивается мудрость, когда мы становимся старше.

А что если мы проведем такой скрытый тренинг преднамеренно? Есть множество исследований, показывающих, что направленное внимание определяет способ развития нашего мозга.

В одной серии экспериментов обезьяны слушали музыку и одновременно получали легкие ритмичные удары по пальцам. Одним обезьянам выдавали награду, когда те отмечали изменение ритма; другие получали вкусное, когда отмечали изменение музыки. После шести недель практики у «ритмической группы» область мозга, регулирующая движения пальцев, увеличилась. В «музыкальной группе» эта область совершенно не изменилась, зато выросла область, связанная со слухом. Не забывайте, что всех обезьян обучали одинаково: все слушали музыку и получали ритмичные удары в одно и то же время. Разница заключалась только в направлении внимания. Анализируя это исследование, Шэрон Бегли* пишет: «Опыт, помноженный на внимание, приводит к физическим изменениям в структуре и дальнейшей работе нервной системы.

Момент за моментом, когда мы выбираем и лепим изменения в нашем сознании, мы выбираем, какими будем в следующий момент в самом прямом смысле, и этот выбор получает воплощение в физической форме нашего материального Я». Направленное внимание определяет способ развития нашего мозга.

Сфокусируйте внимание на каком-нибудь хорошем деле и не отвлекайтесь на шум и смятение, связанные с травмой. Сделайте список вознаграждений или полезных занятий, которые вы можете делать вместо саморазрушающих поступков.

Такого рода фокус оказывается не простым отвлечением внимания. Тренировка концентрации и сосредоточенности меняет наш мозг. Сосредоточенность и способность отключать помехи - навыки, которым можно обучиться.

Каждый эпизод, когда нас огорчает партнер и мы его ругаем, делает вероятнее следующую ссору. Нервные связи между нашим огорчением и ссорой активизируются одновременно и связываются воедино.

С другой стороны, если мы научимся делать глубокий вдох, как только партнер расстраивает нас, то сумеем активизировать связи между конфликтом и спокойной реакцией.

Нужно только помнить, что это происходит независимо от того, хотим мы этого или нет. И каждый раз, когда что-то совершаем, вероятность повторения этого действия повышается. Поэтому стоит делать лучший выбор.

* Шэрон Бегли (Sharon Begley, род. 1956) - известная журналистка, выпускница Йельского университета, популяризатор науки, автор научно-популярных книг. Книга «Как эмоции управляют мозгом» (СПб. : Питер, 2012), которую она написала в соавторстве с Ричардом Дэвидсоном, стала мировым бестселлером.

Импульсивность: причины импульсивного поведения

“Я просто должна это купить, сопротивляться невозможно!” “Я так жалею, что сказал это…” Знакомо? Такие слова мы слышим ежедневно и зачастую произносим их сами. Можем мы ли мы автоматически регулировать или контролировать наши действия, слова и поступки, т.е. в какой степени мы способны сдерживать свои эмоции и порывы и противостоять им? В этой статье вы узнаете о том, что такое импульсивность и каковы причины и симптомы импульсивного поведения. Также мы расскажем как можно оценить уровень импульсивности.

Импульсивность и причины импульсивного поведения

Что такое импульсивность? Импульсивность – это особенность поведения и восприятия окружающего мира, выражающаяся в склонности действовать и реагировать на событие, ситуацию или внутренние переживания быстро и необдуманно под влиянием эмоций или обстоятельств. При этом главным признаком является ошибка аналитического суждения, при которой последствия своих действий не оцениваются, что часто приводит к тому, что в дальнейшем импульсивный человек раскаивается в своих поступках.

Причины импульсивного поведения

Нейроучёные с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) обнаружили путь, по которому проходит в мозге импульс или мысль, превращаясь в повторяющуюся компульсию, и объяснили почему некоторым людям так трудно контролировать возникающий взамен на вознаграждение или долгосрочную цель импульс.

Каковы причины импульсивного поведения? Импульсивность или импульсивное поведение тесно связаны с нейротрансмиттером дофамином – веществом, задействованным в процессах обучения и вознаграждения.

Исследователи Идит Шалев из Йельского университета и Майкл Сулковский из Флоридского университета объяснили, что физиологической причиной мгновенного и повторяющегося импульсивного поведения являются ошибки рецепторов лобной доли, а именно, префронтальной коры головного мозга, возникающие при осуществлении этим отделом головного мозга исполнительных функций, в частности, в процессе организации принятия решений и применения соответствующего суждения. Узнайте, как улучшить исполнительные функции.

Другими словами, с целью получения скорейшего вознаграждения происходит некое отклонение в работе мозговых ядер, отвечающих за анализ и принятие наиболее подходящих ситуации и обдуманных решений. Учёный Джошуа Букхольц из Университета Вандербильта в 2009 году предположил, что у импульсивных людей понижено количество активных рецепторов дофамина в области среднего мозга, связанной со способностью принимать логические и обдуманные решения, что также может увеличить риск депрессии и импульсивного поведения. Т.е. чем меньше число активных рецепторов дофамина в области среднего мозга, где расположены синтезирующие дофамин нейроны, тем больше дофамина выделяется и тем больше степень импульсивности.

Очень часто импульсивные люди раскаиваются в своём поведении, при этом не прекращая его. Часто оно становится повторяющимся и компульсивным, как в случае пристрастия к психоактивным веществам, азартным играм, компульсивным покупкам, курению, алкоголю и т.д.

Симптомы импульсивности

С другой стороны, ряд исследователей (Michalczuk, Bowden-Jones, Verdejo García, Clark, 2011) назвали четыре основные характеристики импульсивности:

  • Неспособность к планированию и прогнозированию: действуя под влиянием импульсов, мы не можем предвидеть ожидаемые и логические последствия, любой результат является “сюрпризом”.
  • Низкий уровень контроля: ещё одна сигарета, кусочек торта, неуместный комментарий… “без тормозов” и самоконтроля.
  • Недостаточное упорство:прокрастинация, откладывание неинтересных задач. Только поиск ярких и острых эмоций.
  • Постоянный поиск новых впечатлений и потребность в срочном их получении, под которым понимается склонность действовать под влиянием интенсивных положительных или отрицательных эмоций и состояний, искажающих способность принимать взвешенные альтернативные решения и тем самым избежать постоянных раскаяний и угрызений совести, очень типичных для импульсивных людей.

Импульсы бывают разных видов и имеют различные последствия – сравните: съесть лишний кусочек торта и что-то украсть, разбить или нанести вред себе или окружающим.

Обратите внимание, ключевую роль в данном случае играет эмоциональное состояние, при этом рассмотренные выше процессы, которые происходят в мозге, провоцируют возникновение эмоций, затуманивающих восприятие реальности, и стремление во что бы то ни стало получить их становится непреодолимым.

Симптомы импульсивного поведения

Как диагностируется импульсивность?

Если для вас характерно подобное эмоциональное состояние и вы страдаете от его последствий, не говоря уже о том, что оно может быть связано с другими серьёзными расстройствами, такими как деменция, СДВГ или болезнь Паркинсона, за диагностикой необходимо обратиться к специалисту, который определит степень тяжести и тип импульсивного поведения и предложит эффективные терапевтические меры (в том числе психотропные средства), инструменты и специальные тесты. Кроме того, вы также можете пройти нейропсихологическое тестирование CogniFit, которое станет дополнительной помощью при постановке диагноза специалистом.

Перевод Анны Иноземцевой

Celma Merola, Jaume. Bases teóricas y clínica del comportamiento impulsive. Colección digital Profesionalidad. Ed. San Juan de Dios. Barcelona (2015).

Shalev, I., & Sulkowski, M.L. (2009). Relations between distinct aspects of self-regulation to symptoms of impulsivity and compulsivity. Personality and Individual Differences, 47,84-88.

Why Are You so Impulsive? Self-regulation and symptoms of impulsivity. Timothy A Pychyl Ph.D. Don’t Delay. Psychology Today, Posted Jun 23, 2009

Behavioral scientist with extensive expertise in the OD & HR fields, developing organizational effectiveness projects to challenge human potential within organizations.

Виды и методы борьбы с импульсивным поведением

Импульсивность в психологии рассматривается как предрасположенность к стихийной, молниеносной реакции на любые внешние или внутренние раздражители без учета возможных последствий. В рамках этого понятия говорят об импульсивном поведении, когда человек действует бездумно, но впоследствии нередко раскаивается в содеянном или, наоборот, еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию. Данная особенность характера может проявляться как в детском, так и во взрослом возрасте вследствие повышенной эмоциональной возбудимости, переутомления, эмоционального перенапряжения, а также некоторых заболеваний.

Такие качества, как импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность присущи в основном экстравертам. Понятие импульсивности можно противопоставить рефлективности – склонности к тщательному обдумыванию проблемы и взвешиванию принимаемых решений.

В психологии и психиатрии импульсивность также трактуется как болезненная форма поведения, при которой человек совершает определенные действия, повинуясь непреодолимым влечениям, то есть практически неосознанно. Получается, что импульсивных людей снижен уровень самоконтроля, а их действия носят скорее автоматизированный характер.

Импульсивное поведение и его виды

Импульсивность проявляется сложностями в противостоянии неким сиюминутным побуждениям, которые в итоге практически всегда приводят к неприятностям, как для самого больного, так и для его ближайшего окружения. Можно привести несколько примеров болезненного импульсивного поведения:

  • клептомания – болезненная тяга к воровству;
  • игромания – патологическое влечение к азартным играм;
  • импульсивные покупки – приобретение ненужных вещей, озабоченность покупками;
  • пиромания – непреодолимая тяга к поджигательству;
  • импульсивное половое поведение – неконтролируемая, чрезмерная сексуальная активность, которая может проявляться не только в половой распущенности, но и вуайеризме, фетишизме, эгсбиционизме и прочих наклонностях;
  • импульсивное пищевое поведение – компульсивное переедание, анорексия, булимия и т.п.

Вышеперечисленные расстройства встречаются достаточно часто среди взрослых людей и подростков, и приводит к существенному снижению качества жизни. Однако повышенная импульсивность достаточно легко устраняется с помощью грамотной когнитивно-поведенческой психотерапевтической работы.

Импульсивное поведение в детском возрасте

Импульсивность у детей также является особенностью характера, заключающейся в действиях по первому побуждению вследствие влияния каких-либо эмоций или раздражителей. Ввиду возрастной недоразвитости контроля поведения подобная особенность часто встречается у дошкольников и младших школьников. При адекватном развитии ребенка такая форма импульсивности довольно легко корректируется, однако не исключено, что по мере взросления эта особенность поведения вновь вернется.

В подростковом возрасте импульсивность часто становится следствием эмоциональной возбудимости, переутомления, стресса.

Большинство психологов рассматривают импульсивное поведение маленьких детей в качестве нормального явления, так как в связи с возрастом и рядом других объективных факторов нельзя требовать от них полного контроля собственного поведения. Центральная нервная система активно формируется в первые несколько лет жизни, а более или менее регулировать спонтанно возникающие импульсы ребенок начинает только к восьми годам. По сути, отсутствие произвольной регуляции поведения является просто естественной возрастной особенностью.

Выявление

Диагностика импульсивности выполняется психологом или врачом-психотерапевтом с помощью специальных опросников и тестов. Окончательный диагноз ставится, если состояние пациента удовлетворяет следующим критериям:

  • импульсивное поведение постоянно повторяется, несмотря на негативные последствия;
  • пациент не может контролировать собственное поведение;
  • больной испытывает буквально непреодолимое желание совершить импульсивный поступок;
  • после совершения импульсивного действия пациент чувствует себя удовлетворенным.

Импульсивность – это состояние, с которым необходимо бороться, прежде всего, для повышения качества жизни самого пациента. В зависимости от причин, вызвавших импульсивное поведение, и личностных особенностей больного подбирается индивидуальная методика лечения.

Методы борьбы

Итак, наиболее предпочтительный метод коррекции врач-психотерапевт всегда определяет строго в индивидуальном порядке, рассматривая множество факторов, в том числе и особенности развития нервной системы пациента. В ряде случаев избавиться от импульсивности помогает грамотно подобранная фармакологическая терапия с применением антидепрессантов и нейролептиков. Медикаменты назначаются в тех случаях, когда импульсивность является проявлением какого-либо психического расстройства личности.

Бороться с импульсивным поведением также помогают различные психотерапевтические методы. Наибольшее распространение получила когнитивно-поведенческая психотерапия, которая наиболее эффективная при проведении в индивидуальном режиме, однако не исключено и посещение групповых занятий.

Импульсивность в детском возрасте также нельзя пускать на самотек. И хотя по мере взросления поведение ребенка будет меняться, основная задача взрослых состоит в формировании у него способности правильно соразмерять собственные побуждения и ожидаемые результаты. То есть, ребенок должен понимать, что все его действия повлекут за собой определенные последствия. При этом важно выработать систему поощрений, чтобы у ребенка сформировалось понятие о «правильном» поведении. По сути, взрослый направляет ребенка в нужном направлении и постепенно перекладывает на него ответственность за его поведение. Стоит отметить, что самая большая ошибка родителей состоит в том, что они пытаются «выдрессировать» собственного ребенка, научив его самоконтролю посредством наказаний. Данная стратегия в корне неправильна и может привести к развитию у ребенка серьезных психических отклонений в будущем.

Большое значение в коррекции импульсивности у дошкольников и младших школьников имеют совместные игры, предполагающие сдерживание побуждений и принятие во внимание интересов остальных участников. В дальнейшем еще больше способствовать нормализации поведенческой активности станет учебная деятельность.

Материал по коррекционной педагогике на тему:

Пятая часть рассматривает импульсивное поведение детей

Скачать:

Предварительный просмотр:

ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Пожалуй, импульсивное поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей, воспитателей. Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

При импульсивном поведении ребенком движет прежде всего возможность удовлетворить собственные желания, выразить нахлынувшее чувство. Конкретная цель при этом, естественно, не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и последствиях импульсивных действий. Этим импульсивное поведение отличается от решительного поведения. Последнее также предполагает быструю реакцию, но связано с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений.

Ребенка с импульсивным поведением отличает, прежде всего, невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность. Он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Нередко ребенок с импульсивным поведением начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Тогда ребенок либо продолжает бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней; не пытается хоть как-то организовать свою работу, чтобы облегчить выполнение задания; не использует предложенные средства., поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Ребенок с импульсивным поведением постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается. Каждый элемент движения у него быстрый и активный, но в целом много лишних, побочных, ненужных и даже навязчивых движений. Нередко дети с импульсивным поведением отличаются недостаточно четкой пространственной координацией движений. Ребенок как бы не «вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, простенки). Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, подвижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время снова в нее «возвращаются». Результативность «брызжущей» активности при импульсивном поведении не всегда имеет высокое качество и часто начатое не доводится до конца. Также невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском сообществе. Дети с импульсивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствует о недостаточно сформированных у них регуляторных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Помимо психологического основания импульсивное поведение может иметь и физиологические причины. В этом случае оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы - речи. Речь, по мнению психологов, мощное средство осознания своего поведения. А.Р.Лурия выдвинул положение о том, что развитие произвольного действия начинается со способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При этом действия ребенка коренным образом отличаются от непроизвольных движений. Действие по инструкции - это опосредованное речевым знаком средство овладения своим поведением. То, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, он сможет завтра выполнить в ответ на приказ, сформулированный в плане собственной внутренней речи. Дети с импульсивным поведением проявляют в этом глубокую несостоятельность. Поэтому добрые, жизнерадостные, общительные они вызывают массу нареканий у взрослых, раздражение у сверстников и нуждаются в психолого-педагогической помощи.

Преодоление импульсивного поведения детей происходит постепенно, через воспитание у них выдержки и самообладания. Детей приучают обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои порывы, нести ответственность за свое поведение. Эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников и младших школьников является игра. В частности, игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками. В этих играх от детей с импульсивным поведением потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих.

Импульсивность. Импульсы, тяга к разрушительству

Проявления, которые могут сопровождать нарушения импульсивного поведения

Звоните Мы сможем правильно разобраться и помочь Вам!

Импульсы ломать или крушить что-либо

Если такое поведение часто проявляется в состоянии алкогольного опьянения или наркотического одурманивания, то врачи квалифицируют эти состояния как токсическую энцефалопатию.

Расстройства импульсивного контроля поведения

Виды импульсивного поведения

Существуют различные виды импульсивного поведения, к примеру:

Основные характеристики расстройств контроля над побуждениями

Многие расстройства импульсивного контроля включают в себя основные качества:

  • повторяющееся импульсное поведение, несмотря на неблагоприятные последствия;
  • отсутствие контроля над проблемным поведением;
  • непреодолимое желание или состояние «тяги» к импульсивному поведению или участию в таких ситуациях;
  • в моменты проявления импульсного поведения человек испытывает удовлетворение.

    Импульсивное поведение

    АРХИВ «Студенческий научный форум»

    Полная версия научной работы доступна в формате PDF

  • В своей жизни каждый человек встречает людей с разными характерами. А доводилось ли вам иметь дело с человеком, который поражал своим непостоянством? Такие люди, как правило, склонны менять свое мнение довольно быстро, им свойственны мгновенные перепады настроения.

    Казалось бы, только что он улыбался и пребывал в прекрасном расположении духа, как вдруг что-то влияет на его настроение, и появляются агрессия и недовольство. Также эти люди поражают своими молниеносными решениями. Чем объясняется такое поведение человека? В психологии это называется импульсивность.

    Импульсивность – это особенность человеческого характера, проявляющаяся в склонности принимать решения, не продумав последствия. Импульсивные люди руководствуются в своем поведении не разумом, а эмоциями и временными обстоятельствами.

    Чаще такое поведение влечет за собой лишь негативные последствия. Это связано с несдержанностью, вспыльчивостью и резкостью, которые часто проявляются у таких людей. Другими словами, можно сказать, что импульсивные действия – это действия, совершаемые без учета последствий, без предварительных раздумий.

    Некоторые люди путают импульсивность и решительность, это весьма распространенное заблуждение. Однако разница между этими двумя состояниями велика. Решительные индивиды твердо уверены в своем решении или действии, также эта уверенность распространяется и на результат их деятельности.

    Импульсивные индивиды отличаются тем, что они сначала совершают действия, а после обдумывают последствия. Таким людям свойственно разочаровываться в конце концов, в результате чего они могут испытывать раскаяние либо еще более усложнить сложившуюся ситуацию.

    Разновидности

    Для каждого человека свойственно иногда проявлять импульсивность, однако для некоторых индивидов это становится нормой жизни. Импульсивные состояния имеют несколько разновидностей и могут свидетельствовать также о некоторых психологических заболеваниях:

    • Пиромания – влечение к поджогам.
    • Клептомания – тяга к воровству.
    • Пищевая импульсивность – проявляется в различных взаимодействиях с едой.
    • Игромания – предрасположенность к азартным играм.

    Это лишь часть психологических состояний, когда человеческий разум не может сопротивляться своим желаниям. Импульсивные решения зачастую являются следствием слабого самоконтроля. Отличительными чертами таких людей являются повышенная активность и взрывной характер.

    Это плохие собеседники: разговор с такими людьми бывает сложен и зачастую не имеет определенной темы, так как они склонны быстро переключаться между различными темами. Задавая вопрос, не дожидаются ответа и могут говорить длительное время, даже если их уже не слушают.

    Импульсивность различается и по ситуациям, в которых она возникает:

    • Мотивированная – в этом случае она вызывается стрессовыми ситуациями, когда даже вполне адекватные люди могут проявить неожиданную реакцию на обстоятельства. Такое случалось с каждым, и это не вызывает опасений.
    • Немотивированная – когда странные и необычные реакции на происходящее становятся нормой для этого человека. В этом случае аномальное поведение не является эпизодическим и повторяется довольно часто, что приводит к некоторым психологическим заболеваниям.

    Это состояние возможно как у детей, так и у взрослых. Однако для детей психологи не определяют это как диагноз, так как дети не всегда склонны обдумывать свои решения и принимать за них ответственность. А вот у взрослых это уже является отклонением от принятых норм поведения.

    Очень часто импульсивное поведение можно наблюдать у подростков. Это вполне объяснимо: различные стрессы в таком критичном возрасте чаще являются причиной необоснованного поведения. Также это может быть и эмоциональное возбуждение либо переутомление.

    Иногда подобное состояние подростки вызывают искусственно, причиной этому служит упрямство и желание проявить самостоятельность. Импульсивные состояния у взрослых являются психологическим отклонением только в том случае, если они проявляются очень часто и сам человек не способен на самоконтроль.

    Плюсы и минусы

    Импульсивное состояние у многих вызывает негативное отношение. Это связано с тем, что люди отождествляют слово «импульсивность» такими понятиями, как раздражительность, ненадежность, вспыльчивость. Конечно же, эти свойства могут сопутствовать импульсивным проявлениям, однако данное состояние имеет и свои сильные стороны:

    1. Быстрое принятие решений. Не стоит путать его с решительностью, однако это положительная сторона импульсивного состояния. Такие индивиды склонны к быстрой адаптации. Обычно они незаменимы в ситуациях, когда обстоятельства меняются быстро и требуется принимать решения, подстраиваясь под них.

    2. Интуиция. Это состояние также развивает интуицию. Каждый из нас был бы рад обладать интуитивным характером либо иметь рядом такого человека. Интуиция – весьма сильная сторона характера, помогающая нам в жизни.

    3. Явная эмоциональность. Импульсивные состояния подразумевают открытость человека. Такие индивиды не скрывают своих эмоций. Это тоже можно отнести к положительным особенностям. Чем лучше понимаешь эмоциональное состояние человека, тем проще складываются с ним отношения. Импульсивный человек никогда не проявит скрытых намерений.

    4. Правдивость. Пожалуй, это самый важный положительный момент в импульсивном состоянии. Люди, склонные к импульсивности, редко лгут. Ложь более свойственна тем, кто обладает спокойным и рассудительным характером. С повышенной эмоциональностью трудно скрывать правду. Любое проявление лживости весьма нежелательно для импульсивного человека, так как рано или поздно эмоции возьмут вверх и он выскажет все.

    Импульсивные состояния обладают рядом преимуществ, как мы уже поняли. Однако наряду с этим они связаны и с целым рядом отрицательных моментов. К ним можно отнести частые ошибки. Принимая быстрые решения, человек совершает необдуманные действия, что чаще приводит к ошибкам.

    Минус импульсивного состояния и в том, что у индивида часто меняется настроение, и никогда не поймешь, что им управляет в данный момент и чего ожидать в следующее мгновение. А так как каждый индивид стремится к порядку и постоянству, то эмоциональный человек является причиной дискомфорта.

    Это проявляется и в отношениях: с такими людьми сложно испытывать романтические чувства – то он вас любит и обожает, то злится из-за мелких недоразумений. Так как невозможно предугадать поведение импульсивного человека, то и подстроиться под него весьма проблематично.

    Однако общение с таким человеком имеет и свои преимущества. Это весьма авантюрная личность, и вы можете быть уверены, что всегда получите поддержку в неожиданных решениях. Также открытая эмоциональность такого человека может помочь вам научиться улавливать многие факторы, которые влияют на его настроение, и в будущем использовать это в своих целях.

    В то же время не следует безоговорочно доверять ему: импульсивные люди склонны часто менять мнение и не всегда держат обещания. Стоит обязательно помнить, что импульсивный индивид никогда не будет выступать в роли . Если вы сталкиваетесь с эмоциональным агрессивным человеком, то скорее всего, это психически неуравновешенная личность.

    Импульсивность не может быть плохой или хорошей. Это состояние, которое имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Импульсивная личность должна использовать свои сильные стороны и уделять немало внимания работе над своими слабыми чертами. Автор: Людмила Мухачева

    Импульсивность в психологии рассматривается как предрасположенность к стихийной, молниеносной реакции на любые внешние или внутренние раздражители без учета возможных последствий. В рамках этого понятия говорят об импульсивном поведении, когда человек действует бездумно, но впоследствии нередко раскаивается в содеянном или, наоборот, еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию. Данная особенность характера может проявляться как в детском, так и во взрослом возрасте вследствие повышенной эмоциональной возбудимости, переутомления, эмоционального перенапряжения, а также некоторых заболеваний.

    Такие качества, как импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность присущи в основном экстравертам. Понятие импульсивности можно противопоставить рефлективности – склонности к тщательному обдумыванию проблемы и взвешиванию принимаемых решений.

    В психологии и психиатрии импульсивность также трактуется как болезненная форма поведения, при которой человек совершает определенные действия, повинуясь непреодолимым влечениям, то есть практически неосознанно. Получается, что импульсивных людей снижен уровень самоконтроля, а их действия носят скорее автоматизированный характер.

    Импульсивное поведение и его виды

    Импульсивность проявляется сложностями в противостоянии неким сиюминутным побуждениям, которые в итоге практически всегда приводят к неприятностям, как для самого больного, так и для его ближайшего окружения. Можно привести несколько примеров болезненного импульсивного поведения:

    • клептомания – болезненная тяга к воровству;
    • игромания – патологическое влечение к азартным играм;
    • импульсивные покупки – приобретение ненужных вещей, озабоченность покупками;
    • пиромания – непреодолимая тяга к поджигательству;
    • импульсивное половое поведение – неконтролируемая, чрезмерная сексуальная активность, которая может проявляться не только в половой распущенности, но и вуайеризме, фетишизме, эгсбиционизме и прочих наклонностях;
    • импульсивное пищевое поведение – компульсивное переедание, анорексия, булимия и т.п.

    Вышеперечисленные расстройства встречаются достаточно часто среди взрослых людей и подростков, и приводит к существенному снижению качества жизни. Однако повышенная импульсивность достаточно легко устраняется с помощью грамотной когнитивно-поведенческой психотерапевтической работы.

    Импульсивное поведение в детском возрасте

    Импульсивность у детей также является особенностью характера, заключающейся в действиях по первому побуждению вследствие влияния каких-либо эмоций или раздражителей. Ввиду возрастной недоразвитости контроля поведения подобная особенность часто встречается у дошкольников и младших школьников. При адекватном развитии ребенка такая форма импульсивности довольно легко корректируется, однако не исключено, что по мере взросления эта особенность поведения вновь вернется.
    В подростковом возрасте импульсивность часто становится следствием эмоциональной возбудимости, переутомления, стресса.

    Большинство психологов рассматривают импульсивное поведение маленьких детей в качестве нормального явления, так как в связи с возрастом и рядом других объективных факторов нельзя требовать от них полного контроля собственного поведения. Центральная нервная система активно формируется в первые несколько лет жизни, а более или менее регулировать спонтанно возникающие импульсы ребенок начинает только к восьми годам. По сути, отсутствие произвольной регуляции поведения является просто естественной возрастной особенностью.

    Выявление

    Диагностика импульсивности выполняется психологом или врачом-психотерапевтом с помощью специальных опросников и тестов. Окончательный диагноз ставится, если состояние пациента удовлетворяет следующим критериям:

    • импульсивное поведение постоянно повторяется, несмотря на негативные последствия;
    • пациент не может контролировать собственное поведение;
    • больной испытывает буквально непреодолимое желание совершить импульсивный поступок;
    • после совершения импульсивного действия пациент чувствует себя удовлетворенным.

    Импульсивность – это состояние, с которым необходимо бороться, прежде всего, для повышения качества жизни самого пациента. В зависимости от причин, вызвавших импульсивное поведение, и личностных особенностей больного подбирается индивидуальная методика лечения.

    Методы борьбы

    Итак, наиболее предпочтительный метод коррекции врач-психотерапевт всегда определяет строго в индивидуальном порядке, рассматривая множество факторов, в том числе и особенности развития нервной системы пациента. В ряде случаев избавиться от импульсивности помогает грамотно подобранная фармакологическая терапия с применением антидепрессантов и нейролептиков. Медикаменты назначаются в тех случаях, когда импульсивность является проявлением какого-либо психического расстройства личности.

    Бороться с импульсивным поведением также помогают различные психотерапевтические методы. Наибольшее распространение получила когнитивно-поведенческая психотерапия, которая наиболее эффективная при проведении в индивидуальном режиме, однако не исключено и посещение групповых занятий.

    Импульсивность в детском возрасте также нельзя пускать на самотек. И хотя по мере взросления поведение ребенка будет меняться, основная задача взрослых состоит в формировании у него способности правильно соразмерять собственные побуждения и ожидаемые результаты. То есть, ребенок должен понимать, что все его действия повлекут за собой определенные последствия. При этом важно выработать систему поощрений, чтобы у ребенка сформировалось понятие о «правильном» поведении. По сути, взрослый направляет ребенка в нужном направлении и постепенно перекладывает на него ответственность за его поведение. Стоит отметить, что самая большая ошибка родителей состоит в том, что они пытаются «выдрессировать» собственного ребенка, научив его самоконтролю посредством наказаний. Данная стратегия в корне неправильна и может привести к развитию у ребенка серьезных психических отклонений в будущем.

    Большое значение в коррекции импульсивности у дошкольников и младших школьников имеют совместные игры, предполагающие сдерживание побуждений и принятие во внимание интересов остальных участников. В дальнейшем еще больше способствовать нормализации поведенческой активности станет учебная деятельность.