Приказ о борьбе с неуставными взаимоотношениями 0100. Очерки дедовщины (в широком смысле). Распространенные законы дедовщины



Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

Дедовщи́на - наиболее распространенная форма неуставных взаимоотношений - представляющая собой нарушение уставных правил отношений между военнослужащими срочной службы, основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Зачастую указанные традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих позднего призыва военнослужащими призыва более раннего. Нередко, с целью поддержания авторитета и понуждения "молодых" к выполнению определенных хозяйственных работ, в отношении последних может применяться психологическое или физическое насилие. Имеют место случаи , когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие либо средней тяжести телесные повреждения. В исключительных случаях, бывают и летальные исходы.

Особенности как правонарушения

Следует принимать во внимание, что неуставные взаимоотношения понятие более широкое, чем "дедовщина". Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр отношений между военнослужащими, которые не описаны в общевойсковых уставах (в том числе отношения начальник-подчиненный, подчиненный-начальник). "Дедовщина" в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

Кроме того, современная наука уголовного и административного права различает преступления, совершенные в рамках так называемых "дедовщины" и "казарменного хулиганства". Отличительным признаком является субъективная сторона правонарушения. В первом случае умысел правонарушителя направлен на утверждение своего статуса как старослужащего, принуждение молодого солдата к выполнению хозяйственных работ, совершению определенных ритуалов, связанных с традициями "дедовщины" и т.п. Во втором случае противоправные действия правонарушителя мотивированы личными неприязненными отношениями, межнациональной, межэтнической, религиозной неприязнью, имущественными взаимоотношениями, внезапно возникшими неприязненными отношениями и т.п. (комментарий уголовного кодекса к статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, чести и достоинства; Ведомости Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации (судебная практика)). okefjkow Таким образом, нарушения в рамках "дедовщины" уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва.

Часто явление дедовщины обусловлено непосредственно соотношением физической и духовной силы «дедов, дедушек, ветеранов, старых, дембелей (господ)» и «чертей, духов, душар, чекистов, чека, салабонов, дрищей, молодых, слонов (рабов)».

Дискриминация военнослужащих по национальному, расовому, этническому и религиозному признаку под понятие "Дедовщина" не подпадает, так как в данном случае не принимается во внимание такой основной критерий "дедовщины" как разница в сроках службы между нарушителем и потерпевшим.

Это явление называется "землячество".

Один из негативных факторов существования "дедовщины" как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одной из причин уклонения от военной службы.

Подобное явление, правда, выраженное не столь ярко, как в Армии, также наблюдается в школах, интернатах и других социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически более слабые, неуверенные в себе или просто младшие по возрасту дети.

Ответственность

Нарушения уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на

  • дисциплинарные проступки;
  • уголовные преступления.

К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающие под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, истязания, действия, грубо оскорбляющие человеческое достоинство, грабеж, разбой, мошенничество и др.). Ответственность наступает в общеуголовном порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к выполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и т.п.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.

История

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован ещё в 1919 году . Трое старослужащих 1-го полка 30-ой дивизии забили до смерти своего сослуживца - красноармейца Куприянова, уроженца Балаковского уезда Саратовской области 1901 года рождения по причине того, что молодой боец отказался за «дедов» выполнить их работу. По законам военного времени, виновные в смерти солдата были расстреляны.

Вопрос обсудили на заседании Политбюро, и решение было найдено. В армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле всё происходит иначе: внутренняя жизнь армии изменяется в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы приходят уголовные порядки, в солдатскую речь проникает воровской жаргон. Копируя тюремные порядки, бывшие уголовники вводят ритуальные унижения и издевательства.

Также, к концу 60-х годов в Вооруженных Силах не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне и из личного опыта знающих, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении - залог их собственной жизни.

Описание явления

Дедовщина заключается в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным формальным. Как правило, сопровождается унижением человеческого достоинства и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, физическими, психофизиологическими особенностями, национальной принадлежностью и тому подобное). Основой статуса является физическая сила и конфликтоустойчивость (умение настоять на своём). При этом дедовщина может являться вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии , взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие). Последнее получило более широкое распространение в результате изменений, внесённых в армейские уставы после распада СССР в ходе армейских реформ, когда командиры подразделений фактически лишились возможности дисциплинарно воздействовать на военнослужащих срочной службы в рамках устава.

Проявления дедовщины могут быть очень разными. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма, когда новобранцев вынуждают полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирают деньги, вещи и продукты питания, подвергают систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. В последнее время очень часто распространено вымогательство денег, для зачисления их на счет сотового телефона. Новобранцев заставляют звонить домой и просить у родителей пополнить счет "деда" или купить ему карточку пополнения счета, которая потом пойдет на все тот же счет. Зачастую военная часть не сильно отличается от «зоны». Дедовщина является основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и высокого уровня самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это выявленные и доведённые до суда преступления «дедов», в других - ответные действия новобранцев. Известны случаи, когда новобранец, впервые заступивший в караул с боевым оружием, немедленно расстреливал своих сослуживцев, которые перед этим над ним издевались.

Иерархические ступени

Значение терминов может варьироваться от традиций рода войск или воинской части.

Основные определения на армейском сленге для военнослужащих по сроку службы:

  • «Запахи», «Дрыщи», «Духи бесплотные» - военнослужащие, которые проходят карантин до присяги.
  • «Духи», «Салаги», «Бобры», «Салабоны», «Васьки», «Отцы», «Малыши», «Ежи», «Воробьи (ВВ)», «Чеки (ВВ)», «Чекисты (ВВ)», «Караси (флот.)» - военнослужащие, прослужившие до полугода.
  • «Слоны (ВДВ)», «Помоза», «Шнурки», «Вороны (ВВ)», «Борзые караси (ВМС)», - военнослужащие, прослужившие полгода.
  • «Черепа», «Черпаки (ВВ)», «Годки (ВМС)», - военнослужащие, прослужившие один год.
  • «Деды» - военнослужащие прослужившие полтора года. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.
  • «Дембеля», «Граждане (ВВ)» (считаются уже почти гражданскими): военнослужащие срочной службы, после выхода приказа об увольнении в запас.

На флоте: «Дух» соответствует сухопутному «Дух», «Карась» - «Шнурку», «Борзый карась» - «Черпаку», и соответственно «Годок» - «Дед», поэтому на флоте «Дедовщина» называется «Годковщиной».

Смена уровней иерархии

Переход с одного иерархического уровня на другой осуществляется во время ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины может остаться «неперебитым» - в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или даже «запахам», но это случается нечасто.

Переход на следующий уровень сопровождается сильным физическим воздействием: удары ремнем (бляхой) по заду переводимого (на флоте или табуретом). Количество ударов разное для разных ступеней (например, переводимому из «черпаков» в «деды» полагается больше ударов, чем переводимому из «чекистов» в «черпаки»). Перевод в высшую касту из «дедов» в «дембеля» носит символический характер, без применения физического воздействия: будущего дембеля «бьют» по заду ниткой сквозь слой матрасов и подушек, а за него «кричит от боли» специально выделенный «дух». За заслуженные к моменту «перевода» лычки (звание ефрейтора или сержанта) полагаются дополнительные удары.

Как правило, «перевод» происходит в первую же ночь после выхода приказа Министра обороны «Об увольнении в запас…» (обычно - 27 сентября и 27 марта), но может и откладываться на несколько дней, так как командование любой части прекрасно осведомлено о процедурах «перевода» и зачастую в первые дни и ночи после выхода «Приказа…» особенно сурово следит за соблюдением Устава.

Места бытования

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата , но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». В погранвойсках дедовщина традиционно значительно менее распространена «… данное печальное явление почти не коснулась погранвойск» Материалы семинара «Истоки дедовщины в российской (советской) армии». (отчасти потому, что бойцы получают в руки боевое оружие). Кроме того, дедовщина крайне не распространена в действующих авиачастях, но не потому что солдаты всех сроков часто летают на одном самолёте (если они и летают, то только в качестве десанта либо объекта перевозки), а потому что военнослужащих срочной службы в авиационных частях очень мало.

Известны также этническая дедовщина, и даже «дедовщина» в женских общежитиях (в силу иного пола - может носить название «бабовщина») и так далее.

При достаточно значительном распространении в СССР , в войсковых подразделениях РФ и в армиях стран-участников СНГ дедовщина представляет собой многоуровневое социально-психологическое явление, фактически представляющее собой армейскую субкультуру, требующее изучения со стороны экспертов различных дисциплин.

Причины появления

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем . Если так, то в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию . Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х - начале 90-х годов и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

Высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более - принудительность нахождения в сообществе (в армии - служба по призыву).
  • Недостаточно комфортные условия проживания (теснота, отсутствие горячей воды и прочих удобств цивилизованного общежития).
  • Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии - за порядок официально отвечают офицеры , фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
  • Культивируемое в сообществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. Проще говоря, представление о том, что «стучать» - подло. В армии - жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца «изгоем» среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию. Каждый сам выбирает, как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств. От тюремных выражений человека награждают кличкой «козёл».
  • Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии - хозработы). Существует противоположная точка зрения, согласно которой дедовщина развивается в условиях лишнего свободного времени у военнослужащих, и что новобранцу лучше заниматься хозработами, чем сидеть в казарме и быть объектом иерархических экспериментов «дедов».
  • Незаинтересованность руководства в поддержании порядка. В армии офицеры часто поддаются искушению отстраняться от текущей работы, перекладывая её на «дедов».
  • Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии - даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают). Тем не менее, поскольку следствием дедовщины нередко бывают самоубийства (часто являющиеся следствием унижения, гораздо реже - изнасилования), то факты дедовщины «всплывают», и проводится разбирательство с участием армейской прокуратуры .

Преодоление дедовщины

Несмотря на то, что дедовщина имеет много объективных предпосылок, известны случаи (Приволжско-Уральский военный округ), когда младший призыв создавал организацию, своего рода "профсоюз", и при поддержке командования подразделения избавлялся в целом от проявлений дедовщины. Валерий Мирошников. Преодоление Дедовщины. Опыт 2008 г. (2008). Проверено 2 апреля 2009.

Отражение в художественных произведениях

Дедовщина в кино и литературе

Дедовщина получила большой общественный резонанс в СССР в период так называемой гласности после публикации в году повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа» (написана в ). Это произведение было посвящено острым социальным проблемам в армии, до того времени находившимся под негласным табу . В дальнейшем повесть была экранизована под тем же названием.

Ниже представлен неполный перечень фильмов, в которых в той или инной степени отражена (в т.ч. в пародийном стиле) проблема дедовщины:

  • В художественном фильме «ДМБ: Армейская байка » () режиссёра Романа Качанова предпринята попытка комедийными средствами снять социальное напряжение, вызванное в российском обществе дедовщиной и реакцией на неё со стороны солдатских матерей. Фильмы «ДМБ-2» () и «ДМБ-3» () снискали у зрителя гораздо меньший успех.

Примечания

  • Землячество - вариант дедовщины, основанной не на иерархии срока службы, а на принадлежности определённой группировке солдат в одном подразделении, которых призвали на службу из одного города, области или республики. Часто эти солдаты одной национальности. Не всегда эта группировка составляет большинство, но всегда она выступает единым фронтом, сообща, и они подминают под себя силой всех других солдат и диктуют свои правила, которые «неземляки» обязаны соблюдать.
  • Один из вариантов армейского, флотского фольклора в 80х-90х годах XX века, так называемая молитва или колыбельная для «деда», исполняемая обычно «духом», «салабоном» стоя на тумбочке или пирамиде из табуретов («баночек»), в ночной час, после «отбоя», когда отцы-командиры покидали расположение роты. Описаны случаи, когда новобранцы изображают ночью для "дембеля" отъезд на родину - раскачивают кровать и изображают звуки поезда.

Зарубежные аналоги

  • Hazing(англ.)
  • Fagging(англ.)
  • Ragging(англ.)
  • EK-Bewegung(нем.)

Один из ключевых негативных факторов существования "дедовщины" как явления заключается в том, что эта армейская субкультура серьезно подрывает авторитет армии среди молодежи призывного возраста и является одной из главных причин уклонения от военной службы.

Похожее явление, правда, выражено не так ярко, как в армии, также наблюдается в некоторых школах, интернатах и ​​других образовательных и социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически слабые, неуверенные в себе или просто младшие. Для системы высшего образования дедовщина не характерна, не зафиксировано ни одного факта явлений, хотя в чем-то напоминают дедовщину в гражданских высших учебных заведениях. Это связано с отсутствием экономической основы (базиса) для дедовщины в университетах и ​​других гражданских высших учебных заведениях.


2. Ответственность

Нарушение уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на:

  • дисциплинарный проступок;
  • уголовные преступления.

К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающих под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, пытки, действия, грубо оскорбляют человеческое достоинство, грабеж и др..). Ответственность наступает в общеуголовной порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к исполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и др.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.


3. История

Социализация мальчиков всегда осуществляется не только по вертикали (взрослые мужчины социализируют мальчиков), но и по горизонтали, через принадлежность к группе сверстников. В этих группах часто формируются неформальные правила и обычаи, соблюдение которых столь важное для молодых людей, они в первую очередь руководствуются ими, а не писаными законами и уставами.

Петр Алексеевич Кропоткин описывал нравы, царившие в середине XIX века в самом привилегированном военно-учебном заведении Российской империи - Пажеском корпусе. Старшие воспитанники, камер-пажы, "собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных рубашках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажы стояли в кругу, другие - вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегала мальчиков".

В начале XX века в Николаевском кавалерийском училище младшие именовались "зверями", старшие - "Корнет", а второгодники - "майорами".

Марков А.Л. "Кадеты и юнкера":

Приемы этого детских "цукау" поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, очевидно, производимые целыми поколениями предшественников. Суровые "майоры" первого класса заставляли новичков в наказание и просто так "жрать мух", делали на коротко остриженных Головенко "виргуля" и "смазка", и просто заушалы по всякому случаю и даже без оного.

"Цук" был откровенным издевательством старших над младшими: от младших требовали того, что не считается юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну, им давались обидные прозвища, их многократно будили ночью и т. д. Офицеры-воспитатели военно -учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них был уверен, что "подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштрования, а старшему - практику пользования властью".

Следует отметить, что участие в подобных обычаях была относительно добровольной: когда вчерашний кадет, гимназист или студент попадал в стены училища, старшие прежде спрашивали его, как он желает жить - или "по славной традиции училища или законным уставом"?. Изъявивший желание жить "по уставу" избавлялся от "цукау", зато "своим" его не считали, называли "красным" и относились к нему пренебрежительно. В "красный" с особой дотошностью цеплялись командиры низшего звена - юнкера взводов и вахмистра, а главное - после окончания училища его не принимал в свое офицерское среду один гвардейский полк. Поэтому подавляющее большинство юнкеров предпочитали жить по традиции ", расходы которой списывались на товарищескую спайку.


Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й дивизии забили до смерти своего сослуживца - красноармейца Куприянова, уроженца Балаковского уезда Саратовской области года вследствие того, что молодой боец отказался за "дедов" выполнить их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны.

По одной из версий, появление дедовщины в армии была обусловлена ​​сокращением срока службы в году с трех лет до двух. По времени это совпало с первой волной дефицита призывников. Было установлено, что пятимиллионный Советская армия может недобрать по численности целую треть - сказались демографические последствия Отечественной войны .

Вопрос обсудили на заседании Политбюро, и решение было найдено. В армию стали призоваты людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление сограждан, оступились. Однако на деле все происходит иначе: внутренняя жизнь армии изменяется в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы приходят уголовные порядки, в солдатскую язык проникает воровской жаргон. Копируя тюремные порядки, бывшие уголовники вводят ритуальные унижения и издевательства.

Кроме того, по другим данным, при уменьшении срока службы с трех до двух лет в течение известного времени в одном и том же воинском подразделении находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство слила тех, кто уже отслужил два года, но до своего срока оставалось еще служить. Военнослужащие третьего года службы и сгоняли свою злость на новобранцев.

Однако, есть основания сомневаться в этой версии. По словам кандидата социологических наук А. Ю. Солнышков уже в 1964 году появились первые и самые работы советских ученых , занимавшихся вопросами дедовщины. Кроме того, по его словам, за сорок лет исследования феномена дедовщины отечественным ученым не удалось существенно продвинуться по сравнению с производительными работами А. Д. Глоточкина и его учеников , проведенными в нач. 60-х гг

По другой версии, в конце 60-х годов некоторые командиры частей начали широко использовать солдатскую работу для получения личной материальной выгоды . Статутная хозяйственная деятельность воинских частей потребовала организации системы неуставных взаимоотношений, при которой старослужащие выполняли роль надзирателей над солдатами первого года службы, выполнявших работы . Подобных отношений требовали беспрекословного подчинения молодых солдат любым указаниям старослужащих, чтобы сломать и превратить в рабов призывников подвергали нажима и насилия. Таким образом, по этой версии , дедовщина возникла, как метод управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей. Со временем в ряде воинских частей офицеры стали использовать дедовщину, как метод управления, поскольку сами заниматься обучением молодых, а также воспитательной работой не хотели .

Также, до конца 60-х годов в Вооруженных Силах уже не осталось того количества командиров-фронтовиков, которыми были полны Вооруженные Силы после окончания Немецко-советской войны , и которые из личного опыта знали, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении - залог их собственной жизни. Летом года в советские войска поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями.

Широкую известность во времена перестройки получила "дело Сакалаускаса" , молодого солдата из Литвы, расстрелявший в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из 7 человек-старослужащих.


5. В Российской армии

Александр Гольц, военный обозреватель?Ежедневного журнала" констатирует: Высшем военном руководству удалось отстоять идею сохранения массовой мобилизационной армии советского образца. Эта модель в принципе исключает сколько-нибудь серьезную ответственность командиров за жизнь и здоровье подчиненных, сводит солдата срочной службы в положение раба.

Основная масса случаев дедовщины, получившие огласку, в Российской армии связана с использованием труда молодых солдат для получения личной выгоды командным составом воинских частей. Дедовщина возникла в 60-е годы XX века в Советской армии, как метод управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей и продолжает развиваться сейчас, приобретает различные формы, широко известны по крепостному 18 - XIX века, но дико смотрятся в XXI веке.

Генеральный прокурор Российской Федерации Владимир Устинов, выступая на коллегии генеральной прокуратуры отметил: Создается впечатление, что "продажа" солдат - это древнейшая священная традиция, искоренить которую можно только вместе со всем российским офицерским корпусом Армия преступников. .

Обл. Самары В августе 2002 старший лейтенант Р. Комарницкий требовал от рядовых Цветкова и Легонькова выбыть из расположения части домой в Самару и заработать деньги деятельностью, не связанной с армейской службой. Они были ежемесячно выплачивать офицеру 4 тыс. рублей. Солдаты отказались, но требования повторялись, сопровождаясь натиском и избиением со стороны старослужащих.

Октябрь 2003, Самара, гвардейский мотострелковый полк постоянной готовности. Военнослужащие, которые работали в ООО "Картон-пак", пояснили, что боевой подготовкой во время "приработков" они не занимались. В результате за весь период службы они так и не приобрели необходимых боевых навыков. Рядовой Е. Гольцов, например, рассказал, что только один раз стрелял из личного оружия.

Волгоградская область. 10 октября 2003 рядом с военной частью № 12670 ЖДВ правозащитники из организации "Материнское право" сделали видеозапись. Были сняты десятки солдат, которых развозили на работу: на прополку 32 человека, 10 чел. на "Ротор" (волгоградский футбольный клуб). Подъезжали 3 или 4 иномарки с предпринимателями, микроавтобусы, отвезли солдат. Есть сведения о том, что из части в один из дней было вывезено около 200 солдат. Последовали проверки. Из Москвы приезжал первый заместитель командующего Федеральной службой ЖДВ генерал Гуров. Прошла прокурорская проверка. Командира в / ч и его заместителя привлечены к дисциплинарной ответственности. Однако до октября 2004 года незаконные работы продолжались. Правда, нарушители стали несколько осторожнее, организовали "левые" работы - сбой тарных ящиков - на территории части.

Ставропольский край. С февраля 2004 года на мебельном предприятии в селе Надежда (пригород Ставрополя) работали трое военнослужащих. Никто из них не получал денежного и другого снабжения, которое шло в чью-то бездонный карман. Ущерб государству только от таких "списаний", по выводам следствия, составил 120 тысяч рублей.

Огромный резонанс получил случай, произошедший накануне Нового года в батальоне обеспечения Челябинского танкового училища, где рядового Андрея Сычев и еще семеро солдат били около трех часов сослуживцы, которые таким образом "отмечали" праздника. Сычев, обратившийся к военным врачам, необходимой медицинской помощи своевременно не получил. Лишь к концу праздников вследствие резкого ухудшения здоровья молодого человека перевели в городскую больницу, где врачи диагностировали у него многочисленные переломы и гангрену нижних конечностей (что привело к дальнейшей ампутации), удары половых органов (их тоже ампутировали , ). Информацию о том, что произошло пытались скрыть. Врачам дали указание сохранить в тайне историю болезни Сычев . В течение года волна прокурорских проверок и публикаций, связанных с вопросами дедовщины, сошла на нет.


6. Суть дедовщины как явления

Дедовщина заключается в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным формальным, не исключая случае, когда офицеры не только знают о дедовщине, но и пользуются ею для поддержки "порядка".

Следует отметить, что в официальных заявлениях некоторые высокопоставленные военные говорят о болезни общества, которые перенесены на армейский грунт. Например, такое заявление было высказано в телеинтервью адмиралом Вячеславом Алексеевичем Поповым, бывшим командующим Северным флотом, ныне - членом Совета Федерации, членом Комитета по обороне и безопасности.

Объективные исследования говорят, что дедовщина является продуктом неуставных экономической деятельности в вооруженных силах . При этом дедовщина является вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии , взамен предлагая им некоторые блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к вине, уменьшение физической нагрузки и другие).

Зачастую неформальные отношения сопровождаются унижением человеческого достоинства и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, физическими, психофизиологическими особенностями, национальной принадлежности и т.п.). Основой статуса является физическая сила и умение настоять на своем 4.shtml # 1 Конфликтоустойчивость.

Проявления дедовщины могут быть очень разными. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьезным унижением достоинства: новобранцы выполняют госпроботы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своем крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма. Истоки дедовщины в Российской армии.], Когда новобранцев заставляют полностью обслуживать "дедов" (например, стирать их белье), отбирают деньги, вещи и продукты питания, подвергают систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. В последнее время очень часто распространено вымогательство денег, для зачисления их на счет сотового телефона. Новобранцев заставляют звонить домой и просить у родителей пополнить счет "деда" или купить ему карточку пополнения счета, которая затем пойдет на все тот же счет. Срочная служба в ВС РФ зачастую не сильно отличается от "зоны" 2006/02/03/repentance / Генеральный прокурор Владимир Устинов. Армия преступников. Дедовщина является главной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это обнаружены и доведены до суда преступления "дедов", в других - ответные новобранцев "дело Сакалаускаса". Известны случаи, когда новобранцы, что заступили в караул с боевым оружием, расстреливали своих сослуживцев, которые перед этим над ним издевались, в частности случай, который лег в основу фильма "Караул".


7. Иерархические ступени

Значение терминов может варьироваться от традиций рода войск или военной части, а также сроков службы.

Основные определения на армейском сленге для военнослужащих по сроку службы :

  • * "Запахи", "дрищы", "духи бесплотные", "карантины" - военнослужащие, проходящие карантин до присяги.
  • * "Духи", "слоны" (ВМФ), "салаги", "бобры", "салабоны", "гуси" (ЖДВ), "Васька", "родители", "малыши", "ежи", "воробьи" (ВВ), "чеки" (ВВ), "чекисты" (ВВ), "щелчки", "Чижи" (бэкроним от "человек, исполняющий желания") - военнослужащие, прослужившие до полугода.
  • * "Слоны" (ВДВ и ВВ), "помози", "шнурки", "гуси", "вороны" (ВВ), "караси" (ВМФ), "молодые", "моржи", "щелчки", "мамонты "- военнослужащие, прослужившие полгода.
  • * "Черепа", "черпаки" (бэкроним от "Мужчина, еженощно Разрушительное Покой Армейской Казармы"), "годика" (ВМФ), "борзые караси" (ВМФ), "фазаны", "котлы", "помазки" - военнослужащие, прослуживших один год.
  • * "Деды", "дембеля" - военнослужащие полтора года, прослуживших. От устойчивого термина "дед" и происходит название явления.
  • * "Дембеля", "граждане" (считаются уже почти гражданскими): военнослужащие срочной службы, после выхода приказа об увольнении в запас.

На флоте (по крайней мере до 1990 года) иерархических ступеней было равно 7:

  • * До полугода - "дух" (Существо бестелесная, бесполое, ничего не понимает, ничего не умеет, ничего не знает, пригоден только для грязной работы, зачастую беспомощен)
  • * Полгода - "карась" (Боец, обтесався в условиях реальной службы, твердо знает обычаи, традиции и свои обязанности, но из-за нерасторопности "духов" часто бывает битым)
  • * 1 год - "борзый карась" (Это тертый калач. Службу знает крепко. Ответственный за выполнение работ "карасями" и "духами". Физическому воздействию подвергается в исключительных случаях);
  • * 1 год 6 мес. - "Пивторишник" (Первая ступень "неприкасаемых". Подвергается только моральному давлению со стороны старослужащих за недосмотр за нижестоящими. "Полторашник" считается злейшим и беспощадной существом. На этой ступени очень отчетливо проявляются люди с низкими моральными устоями)
  • * 2 года - "подгододо". Либеральный степень. Уставшие от морального напряжения "пивторишничества", особо не "заморачиваясь" служебными проблемами, просто отдыхают);
  • * 2 года 6 мес. - "Гододо", или, как вариант, имевший хождение на ТОФе: "саракот" (Видимо, поэтому на флоте "дедовщина" называется "Годковщиний)". Реально руководящая верховная каста старослужащих. К физическому насилию лично прибегают в исключительных случаях, в основном действуя через "полторашников". В свою очередь, неформальная воздействие на коллектив офицерским составом осуществляется через "годков");
  • * 3 года - "профсоюз", "гражданская" (Это "звание" предоставлялось после публикации приказа Министра обороны об увольнении в запас. "Годок" сразу после приказа Министра обороны неформально признавался уволенным в запас и снятым по снабжению, но поскольку "волею судеб "вынужден находиться в части, находился якобы на средства флотской профсоюза. Живет в части или на корабле как гражданское лицо, носит военную форму).

8. Традиции перевода на следующую ступень иерархии

"" Перевод с низшего иерархического уровня на высший осуществляется в ходе ритуала "перебивки", "перевода". Солдат, не пользовался уважением своих сослуживцев или нарушал принципы дедовщины, а равно и отказался от "жизни за дедовщиной" в течение трех "золотых дней" по прибытии в воинскую часть (т. н. "Уставный", "затянут"), может остаться "неперебитим" - в этом случае он не имеет права на привилегии высших уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к "духов" или "запахов". Это случается нечасто, как исключение.

Переход на следующий уровень сопровождается причинением физической боли особым ритуальным способом: солдату, отслуживший год (ранее, когда срок службы составлял 2 года) наносятся удары ремнем (бляхой), табуретом или металлическим половником (черпаком) по ягодицам. Количество ударов обычно равно количеству отслужена месяцев. Перевод с "дедов" в "дембеля" носит символический характер, без применения физического воздействия: будущего дембеля "бьют" по заду нитью сквозь слой матрасов и подушек, а за него "кричит от боли? специально выделенный "дух". По заслуженные к моменту "перевода" лычки (звание ефрейтора или сержанта) в некоторых частях считаются дополнительные удары.

На флоте так же существовала немалое количество обычаев и традиций, но стоит выделить лишь два основных, встречавшихся нередко на разных флотах.

  • * При переводе из "карасей" в "полторашникы" происходит т. н. "Смывание чешуи". Зависимости от погодных условий и места действия с "карася" "смывают чешую", выбрасывая того за борт, погружаясь в прорубь, обливая пожарного шланга и т. д., стремясь провести обряд перевода неожиданно для "посвящаемого".
  • * "Разрыв годика" - в момент появления первого печатного варианта приказа Министра обороны?Об увольнении в запас". (Например, в газете) на "годика" разрывается в мелкие клочки что вся находится на нем в это время военная форма включая носки и нижнее белье. Ритуал также проводится неожиданно для "годика". После "разрыва" "годок" становится "Профсоюзом", то есть гражданским. В "разрыве" имеет право принять участие любой военнослужащий до "духа".

Как правило, "перевод" происходит в первую же ночь после выхода приказа Министра обороны?Об увольнении в запас". (Обычно - 27 сентября и 27 марта), но может и откладываться на несколько дней, поскольку командование любой части прекрасно осведомленный о процедурах "перевода" и зачастую в первые дни и ночи после выхода "Наказа". особенно строго следит за соблюдением Устава.


9. Распространение явления в зависимости от условий службы

Обычно считают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для "второсортных" частей и родов войск, особенно для стройбата, но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, которые считаются "элитным". В пограничных войсках дедовщина традиционно значительно менее распространена ". Это печальное явление почти не коснулось пограничных войск". Значительно меньше дедовщина распространена в войсках или подразделениях солдаты которых имеют постоянный доступ к боевой личного оружия (напр. Внутренние войска). . Кроме того, дедовщина мало распространена в авиачастей. Дедовщина не получила широкого распространения в небольших, удаленных частях (для примера - части радиолокационной разведки ПВО). Следует отметить, что меньше всего проявлений дедовщины наблюдается в тех частях, где командиры частей не используют труд солдат для получения личной выгоды. Это явление никак напрямую не связано ни с родом войск, ни с видом воинских частей.


10. Причины появления

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, усиление дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключенных тюрем . В таком случае в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведет свое начало с 1942-43 гг Именно тогда в действующую армию стали призоваты заключенных, и внесли часть своей "зоновской" субкультуры в Советскую Армию . Существует также мнение, что "старт" дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трех до двух лет в сухопутных войсках и с четырех до трех в ВМФ), когда старослужащие, вынуждены дослуживать свои три или четыре года, начали сгонять зло на новобранцев, пришедших которым предстояло служить на год меньше.

Нарушение элементарных прав граждан властью и общая картина беззакония в СССР в отношении граждан со стороны власти, несмотря на формальное существование "на бумаге" законов, которые должны были бы защищать права граждан, не могли не отразиться на отношениях между военнослужащими в советской армии. Система беспредел в СССР способствовала тому, что каждый наделен в армии властью без учета угрозу наказания мог издеваться над другими военнослужащими. В советской армии не действовала эффективная процедура обжалования военнослужащим нарушения его законных прав другими военнослужащими несмотря на то, что в Уголовном кодексе СССР формально существовал отдельный раздел относительно нарушения порядка прохождения службы, который включал статьи, предусматривающие уголовную ответственность за избиение военнослужащих. Время в СССР было не только не принято, но и часто запрещено открыто обсуждать и критиковать государственные институты и негативные общественные явления, в том числе дедовщины в советской армии. Дедовщина в значительной степени спричинювалась непредсказуемой воинскими уставами традиции командиров Поддерживать дисциплину в воинских подразделениях же вийсковослужбовцямы: на одинаковых по званиями и должностями вийсковослужбовцив полагался предусмотренные уставами обязанность "влиять" на товарищей, если они нарушали установленный порядок несения службы. Таким образом, командирам очень часто было выгодно с помощью дедовщины поддерживать порядок и дисциплину среди военнослужащих. Из-за чего, они не обращали внимания, а даже поощряли дедовщину среди военнослужащих. Распространены гопивськи (уголовные) традиции среди молодежи еще до призыва на военную службу также поспособствовали развитию дедовщины в армии. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х - начале 90-х годов и во время разрухи первых лет независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

В воинских коллективах, которые формируются за счет призывников, у командиров воинских частей есть множество формальных рычагов воздействия на рядовой и сержантский состав, проходящий службу по призыву. К таким в частности относятся :

  • * Выговор
  • * Строгий выговор (в отношение военнослужащих срочной службы произношения совершенно бесполезны, поскольку никак не отражаются в военном билете - фактически, едином документе, который он заберет с собой из армии)
  • * Внеочередной наряд,
  • * Лишение нагрудного знака отличника (военнослужащие срочной службы награждаются такими знаками в исключительных случаях)
  • * Лишение очередного увольнения (вследствие использования на работах, не связанных с деятельностью воинской части, военнослужащие срочной службы обычно ходят в увольнение не чаще раза в месяц, вместо положенного уставом раз в неделю.)
  • * Понижение в должности (военнослужащие срочной службы редко занимают ценные должности)
  • * Снижение в воинском звании на одну ступень (около 80% военнослужащих срочной службы находятся в самом низком военном звании)
  • * Арест с содержанием на гауптвахте
  • * Дисциплинарный батальон.

Практически никаких реальных прав у солдата первого года службы не существует . избивших рядовой офицеру, если дело получило огласку, но обошлось без тяжких телесных повреждений, в худшем случае объявят выговор. Пользуясь бесправием солдат командиры применяют все имеющиеся у них рычаги воздействия для преобразования рядовых в рабов , притягивая частности для таких действий и старослужащих. Таким образом, дедовщина является одним из инструментов, которые создаются и полностью контролируемым офицерским составом.

Высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:


11. Отличие дедовщины от землячества

Землячество - форма неуставных взаимоотношений, основанная на традициях, поддерживающих земляческие связи. Самые распространенные виды земляческих объединений военнослужащих срочной службы, основанные на национальному признаку.

Дискриминация военнослужащих по национальному, расовому, этническому и религиозному признаку под понятие "дедовщина" не подпадает, поскольку в данном случае не учитывается такой основной критерий "дедовщины", как разница в сроках службы между нарушителем и потерпевшим. Это явление называется "землячество".


12. Дедовщина и неуставные взаимоотношения

Обозначения данных криминальных проявлений как "дедовщина" или "неуставные отношения" не вполне адекватно. "Неуставные отношения" - слишком широкая и расплывчатая название, потому любое отступление от требований уставов является, по сути, неуставным отношением к порученным обязанностям. Кроме того, "дедовщина" иногда осуществляется виде требования абсурдно точного соблюдения уставов .

13. Некоторые ритуалы, связанные с традициями дедовщины

  • * "Молитва" или колыбельная для "деда" - выполняется "духом", "салабоны" который, стоя на тумбочке или пирамиде из табуретов ("баночек"), в ночной час, после "отбоя", когда офицеры покидают расположение роты, читает определенный рифмованный текст об увольнении, что приближается. Зависимости от части его содержание отличается, поэтому в "колыбельной" существует большое количество вариантов. Газета "Московские новости" приводит такой:

"" Масло съели - день прошел, старшина домой пошел.
"" Дембель стал на день короче, всем "дедам" спокойной ночи.
"" Пусть им снится дом родной, баба с пышной пиздой,
"" Море водки, пива таз и Верховного приказ об увольнении в запас.

  • * "Дембельский поезд" - театрализованное представление, в котором послу отбоя участвуют молодые бойцы как массовка и "деды", играющих пассажиров поезда. В процессе постановки активно раскачивается кровать, имитируются звуки вокзала и движения поезда.
  • * "Экзамен на право управления транспортным средством" - ритуал, распространенный в автомобильных частях и подразделениях, в ходе которого молодой солдат обязан в установленный "дедами" время бегом подняться на определенный этаж, держа в руках покрышку от легкового автомобиля, которая символизирует рулевое колесо. Используется в виде наказания за нарушения, связанные с управлением автомобиля, или содержание закрепленного автомобиля в грязном, технически неисправном состоянии.
  • * "Задержание преступника на верхнем этаже здания" - в милицейских частях В. ст. вид наказания за нарушение молодым военнослужащим порядка несения патрульно-постовой службы. Молодой боец ​​обязан лестнице подняться на верхний этаж многоэтажного дома раньше деда, который в это время поднимается на лифте.
  • "*" Пожар "в помещении. Ритуал возник в частях, где предусмотрен подразделение пожарного ГО / МЧС. Впоследствии распространился на другие части. Нередко выполняется приказ старшин рот, а в отсутствие оных сержантами. По команде, личный состав за определенный промежуток времени должен вынести из казармы на улицу все имущество роты - кровати тумбочки и тд. Казарма должна остаться полностью пустой. Если рта в норматив не укладывается имущество заносится назад, и все начинается заново. Причиной пожара может служить неубранный помещения, наличие тайников в казарме.
  • * Сигарета под подушкой. Когда начинается "стодневка", дембель каждое утро должен находить у себя под подушкой сигарету на которой написано "столько-то дней до приказа". Сигарету клал ночью или "закреплен" за дембелем дух, или кто-нибудь из духов отделения. Особым мастерством считалось положить сигарету не разбудив при этом дембеля, однако даже если разбудить, виной это не считалось. За эту любезность, дембель отдает духа в столовой свою порцию масла. Отсутствие сигареты считалась серьезным проступком и должен мог быть жестоко наказан.
  • * Команда "Один!". Аналог уставного приказа "рядовой, ко мне". Только в случае с традициями дедовщины, дембель громко дает команду "один"! и любой из "духов", который услышал или мог услышать эту команду, должен немедленно явиться по стойке смирно перед дембелем и представится. (Опять же, представление может быть в зависимости от традиций или уставным: "рядовой такой-то, по вашему приказанию прибыл", или неуставным, например "фанера 1975 производства обзору готова"!) Смысл ритуала состоит в скорости, если дух не появился достаточно быстро (не более 1-3 сек), или не приложил все необходимые усилия, дембель отвечает командой "Отставить, не резко", дух возвращается на начальную, и это повторяется заново. Серьезным проступком считается, если в казарме несколько "духов", и никто из них не решился прибежать, или прибежали несколько.

14. Распространенные законы дедовщины

Вопреки распространенному мнению, дедовщина далеко не всегда связана с физическим насилием . В частях и подразделениях с устойчивыми традициями дедовщины нет необходимости в физическом принуждении молодых бойцов выполнять правила и традиции этого явления . Сама атмосфера культа старослужащих и уважения к старшему призыва создает условия для беспрекословного подчинения более младших более старшим. В таких частях даже сама мысль об отрицании старослужащих считается кощунственной и пресекается на корню "советом дедов" (дедсоветом) , который имеет безусловную поддержку сержантов и негласно поддерживается частью офицеров. В большинстве "неуставных частей" рукоприкладство не ассоциировалось с традициями дедовщины . Это явление в большинстве случаев приобретало распространение в рамках казарменного хулиганства, или, выражаясь тюремным жаргоном "беспредел".

Зависимости от рода войск, боеспособности части, ее местоположения, условий комплектования, законы дедовщины отличаются очень сильно. По сути, законы дедовщины является гипертрофированные трактовки положений Устава, или официальных догм, например: "Приказы не обсуждаются, а выполняются". Несмотря на это, существует ряд положений (некоторые из которых выполняют даже офицеры), характерных для большинства частей,:


15. Самые распространенные мифы о дедовщине

Шаблон: Орисса

Последнее время в литературе, кино, употребления появился ряд утверждений, в которые рассматриваются элементы дедовщины. Несмотря на то, что такие факты действительно имеют место, непосредственно к традициям дедовщины они никакого отношения не имеют . К подобным утверждениям можно отнести следующее.

  1. # Дедовщина основана исключительно на физическом преобладании дедов и рукоприкладстве. Если в подразделении существуют устойчивые традиции дедовщины, то их поддержка практически не требует рукоприкладства , поскольку авторитет дедов поддерживается сержантами и офицерами. Очевидно, что никаких неуставных взаимоотношений в жизни воинской части не возникает, если это не нужно командиру части. Командир части имеет достаточно рычагов, чтобы покончить с неуставными на территории части и добиться от офицеров и сержантов несения службы строго по уставу. .
  2. # Молодой боец достаточной физической силы может противостоять деду. Даже если молодой боец физически крепче деда, но в подразделении поддерживаются устойчивые неуставные традиции, в случае его неповиновения он попадает в разряд "черных людей" со всеми вытекающими отсюда последствиями. В "воспитательный процесс" включаются сержанты и офицеры , которые соответственно уставу создают ему невыносимые условия (действует принцип: "хочешь жить по уставу - попробуй, как это неприятно" - день расписан по секундам, личное время ограничен, переплет естественных потребностей по распорядку, уход-подход к начальнику, строгое соблюдение норм строевого устава).
  3. # Молодой солдат с сильной волей и закаленным характером выдержит давление старослужащих, но противостоять воле командира части не сможет не один рядовой. В случае особой крепости морально-волевых характеристик новобранца применяется весь комплекс мероприятий, имеющихся в запасе у командного состава. Требования строжайшего выполнения устава со стороны офицерского и сержантского состава, нажим со стороны старослужащих и ответственность перед коллективом по принципу "Один за все х и все х за одного". На деле это выглядит следующим образом: пока боец с характером жестко отказывается, допустим, отжиматься, весь его призыв отжимается до изнеможения. С подчеркиванием того "факта", что они все особенно страдают из-за строптивость этого бойца. Каждый раз, увеличивая давление на молодой призыв, внушается мысль, что их страдания, усилились, возникают от упорства сослуживца. Тем самым лишают военнослужащего поддержки и молчаливого одобрения солдат собственного призыва, упирающегося. Напротив, очень скоро агрессия и ненависть солдат младшего призыва, подчиняясь манипуляции сознания со стороны старослужащих, трансформируется и начинает выливаться на того, что сопротивляется. "Повстанец" оказывается изолирован в "безвоздушном пространстве". Одним из примеров применения такого метода воздействия на солдата в Кинематограф ярко и наглядно показан в первой половине фильма

Дедовщина в армии СССР расцвела в 1970-1980-х годах, однако ее корни следует искать за пределами периода застоя. Случаи неуставных взаимоотношений в Вооруженных силах встречались и в ранние годы советской власти, и в царской России.

Истоки

Вплоть до начала XIX века попытки отношений не по уставу в российской армии успешно пресекались. Это было связно как с авторитетом офицеров, так и с уровнем дисциплины личного состава. Однако ближе к середине столетия по мере либерализации общества более вольными порядки становятся и в среде военнослужащих.

Ученый и путешественник Петр Семёнов-Тян-Шанский в мемуарах вспоминал свое пребывание в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он поступил в 1842 году 15-летним юношей.

«С новичками обращались, унижая их достоинство: при всех возможных предлогах не только били их нещадно, но иногда прямо истязали, хотя без зверской жестокости. Только один из воспитанников нашего класса, отличавшийся жестокостью, ходил с ремнём в руках, на котором был привязан большой ключ, и бил новичков этим ключом даже по голове», - писал Семёнов-Тян-Шанский.

На рубеже XIX-XX веков случаи дедовщины стали встречаться гораздо чаще. В Николаевском кавалерийском училище даже появилась своя лексика, отражающая неуставные отношения. Младшие там именовались «зверями», старшие - «корнетами», а второгодники - «майорами».

Приемы издевательств старших над младшими в училище поражали своим разнообразием и оригинальностью и были, по мнению современников, выработаны целыми поколениями предшественников. К примеру, суровые «майоры» первого класса могли заставить новичков в наказание и просто так «жрать мух».

Первый случай дедовщины в Красной Армии был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии до смерти избили своего сослуживца 1901 года рождения потому, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны. После этого происшествия почти полвека не было официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии СССР.

Возвращение

Когда в конце 1960-х годов в советской армии стали вновь отмечаться случаи неуставных взаимоотношений, многие, особенно ветераны Великой Отечественной, не хотели в это верить, называя это выдумкой, брехней. Седовласым фронтовикам, для которых моральный дух, честь и взаимовыручка на войне были превыше всего, подобное было принять непросто.

По одной из версий, дедовщина вернулась в армию после сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трех лет до двух в сухопутных войсках и с четырех до трех - на флоте. В течение некоторого времени сложилась такая ситуация, что в одном подразделении находились срочники, которые дослуживали третий год, и те, кому суждено было провести в армии на год меньше. Последнее обстоятельство выводило из себя служащих старого призыва, и они вымещали злобу на новобранцах.

Есть и другая причина. Изменение срока службы совпало с дефицитом призывников, вызванным демографическими последствиями войны. Пятимиллионная советская армия должна была уменьшиться на треть. Чтобы как-то компенсировать демографические потери, Политбюро ЦК КПСС было вынуждено принять решение о призыве в армию мужчин с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено.

Функционерами это событие объяснялось как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход порядки и ритуалы прежних мест своего проживания.

Другие наблюдения вину за дедовщину возлагают на командиров частей, которые начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность привела к тому, что старослужащие стали выступать в роли надсмотрщиков над солдатами первого года службы.

Впрочем, социолог Алексей Солнышков отмечает, что уже в 1964 году появился ряд работ, посвященных вопросам дедовщины, а значит, эта проблема существовала ранее и имеет более глубокие корни. Более того, некоторые специалисты по неуставным взаимоотношениям в армии утверждают, что дедовщина никуда не уходила, а была всегда и везде.

Болезнь общества

Для многих исследователей дедовщина в советской армии - прямое следствие изменившегося социального фона в стране. Адмирал, в прошлом командующий Северным флотом Вячеслав Попов полагает, что дедовщина – это болезни общества, которые были перенесены в армейскую среду.

В 1960-е годы в советском обществе произошел надлом, когда элита, окончательно вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала раскачивать десятилетиями складывающуюся систему субординаций и подчинений. Ответственность сменилась безответственностью, а прагматизм – волюнтаризмом.

Ученый и публицист Сергей Кара-Мурза связывает дедовщину с падением общинного принципа построения Союза и с переходом всего населения на евроцентристские и индивидуалистические рельсы. Кара-Мурза называет это «фактически первым звоночком катастрофического разрушения общественной морали».

Это было время, когда на металлолом резались корабли и самолеты, а в офицерском составе происходили большие сокращения. Генералы, которые пытались противодействовать с их точки зрения деструктивному процессу, немедленно смещались. На их место пришла новая, «паркетная», генерация военачальников, которая больше была озабочена не повышением боеготовности, а личным благополучием.

На рубеже 1960-70-х годов мало кто верил во внешнюю угрозу, и это сильно расхолаживало Вооруженные силы. Однако армия не может существовать вне иерархии и порядка. Все это сохранилось, но согласно новым веяниям трансформировалось в неуставные методы поддержания дисциплины. Как отмечает Кара-Мурза, выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

Идеологию дедовщины хорошо иллюстрируют слова одного из прапорщиков: «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они - пусть с молодых требуют».

Язык дедовщины

Дедовщина в армии - это давно устоявшийся принцип быта и способ общения солдат между собой. Естественно, что неуставные отношения требуют и специфической лексики, которая в среде солдат-срочников подчеркивает иерархию. Лексика разнится согласно видам Вооруженных сил, особенностям подразделения и месту нахождения воинской части. Однако любой язык дедовщины понятен всем. Вот наиболее употребительный словарь:

Военнослужащий, еще не принявший присягу и живущий в отдельной казарме: «салабон», «мамонт», «запах», «карантин»;

Военнослужащий первого полугодия службы: «дух», «щегол», «чижик», «гусь»;

Военнослужащий второго полугодия службы: «слон», «морж», «старший гусь»;

Военнослужащий, отслуживший больше года: «котел», «черпак», «помазок», «фазан»;

Военнослужащий, отслуживший от полутора до двух лет: «дед» или «старик»;

Военнослужащий, находящийся в части после выхода приказа об увольнении в запас: «дембель» или «карантин».

Некоторые термины требуют расшифровки. «Вы ещё даже не «духи», вы – «запахи», – так «деды» говорили новобранцам, только что прибывшим в часть. Почему «запахи»? Потому что от призывников еще пахло бабушкиными пирожками, которыми их откармливали перед службой.

Следующая ступень новобранца – «дух» (также «салабон» или «желудок»). В армии он - никто. У него нет никаких прав. Никто ему не должен, а он обязан всем.

«Слонами» называли срочников, уже втянувшихся в армейские будни: они еще не привыкли филонить и готовы выдерживать любые нагрузки.

Когда солдат вступал в переломный период службы, его считали «черпаком». Для обретения статуса «посвящаемый» в «черпаки» должен был выдержать двенадцать ударов половником по ягодицам. Задача «черпака» - следить, чтобы «духи» и «слоны» не мешали друг другу. Он серьезно не напрягается, но все еще не имеет многих прав.

Ритуалы

Переход военнослужащих на следующую иерархическую ступень сопровождался специальным обрядом – переводом. Его формы были различны, но суть - одна. К примеру, солдата били ремнем столько раз, сколько месяцев ему осталось служить, и все это он должен переносить молча. Однако при переходе в категорию «дедов» удары наносились ниткой, при этом солдат должен был кричать во весь голос, словно страдая от сильной боли.

На флоте были свои ритуалы. Так при переводе из категории «карасей» в «полторашники» происходил обряд «смывания чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия «карася» выбрасывали за борт, окунали в прорубь или обливали из пожарного шланга, стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».

В советской армии практиковались и более жесткие ритуалы, например «пробивание лося». Старослужащий заставлял солдата нового призыва скрестить руки на некотором расстоянии ото лба, после чего наносил ему удар в перекрестие рук. Сила удара зависела от настроения «деда» или от вины новобранца.

Нередко ритуальная сторона дедовщины отходила на второй план, и старослужащие начинали откровенно издеваться над новичками. Иногда это закачивалось трагедией. Не только для «духов». Широкую известность в период перестройки получило «дело Сакалаускаса» – молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из семи старших сослуживцев.

Среди погибших оказались обидчики Сакалаускаса: повар Гатауллин, который регулярно подсыпал в порцию «духа» полстакана соли или песка, лишал его завтрака или обеда; старший сержант Семенов, не раз макавший рядового лицом в унитаз, ставивший в наряд на 10 часов. После инцидента Сакалаускас с диагнозом «хроническое психическое заболевание с непрерывно прогрессирующим течением» был направлен на принудительное лечение.

И таких трагических последствий дедовщины было немало. Как же реагировало на это военное руководство? Еще летом 1982 года был издан секретный приказ №0100 о борьбе с неуставными отношениями. Однако к этому времени дедовщина приобрела настолько массовый характер, что бороться с ней было практически невозможно.

Более того, высшие партийные и военные чины не особенно спешили искоренять дедовщину. Во-первых, их дети по праву рождения были защищены от этой напасти, а во-вторых, чтобы объявить войну дедовщине, нужно было во всеуслышание признать ее существование. Ну, разве могла в стране развитого социализма быть дедовщина?..

25.08.10 Министерство обороны выпустило памятку, заведомо готовя новобранцев к службе не по уставу
Из досье "НВО"

Дедовщиной в Вооруженных силах СССР, а в настоящее время в ВС РФ и в ряде армий стран СНГ называется наиболее распространенная форма неуставных отношений, представляющая собой нарушение уставных правил взаимоотношений между призванными на службу военнослужащими и основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Очень часто действующие в ее рамках традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих более позднего призыва. В современных условиях разница в сроке службы не может составлять более полугода. Однако и эта позитивная перемена последнего времени не избавила армию от дедовщины. По-прежнему для поддержания авторитета старослужащих и понуждения молодых к выполнению определенных хозяйственных работ к ним применяются психологическое давление и физическое насилие. Имеют место факты, когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие телесные повреждения или телесные повреждения средней тяжести. В некоторых случаях дедовщина приводила и к летальным исходам.

В рамках проводимого с начала августа «месячника сплочения воинских коллективов» Министерство обороны РФ, видимо, исчерпав все свои возможности по искоренению в армии зла, именуемого дедовщиной, решило переложить на плечи новобранцев свои функции по обеспечению их безопасности. Воспитатели военного ведомства стали раздавать новообращенным бойцам памятки, в которых перечисляется целая куча рекомендаций о том, как молодые воины должны сами себя защищать от этой напасти.

Суть инструкций, как это ни странно, сводится к тому, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». В этих документах обозначены рекомендации, строго следуя которым, молодым воинам якобы удастся полностью избежать бесчинств ретивых «дедов», воспользоваться их полной беззащитностью и свести к минимуму возможные последствия их нападений. Прежде всего, разумеется, новобранцам рекомендуют в любых складывающихся обстоятельствах строго следовать нормам российского законодательства, неукоснительно выполнять требования воинских уставов, указания командиров и начальников, а также не давать поводов для унижения и шантажа со стороны старших товарищей по службе. Что ж - преамбула вполне понятная и так сказать традиционная, можно скзаать - привычная. А вот дальше…

В памятке сформулировано несколько правил, следуя которым, рядовой может избежать дедовщины или предельно ослабить все возможные тяжелые последствия наступлений старослужащих на его свободы. Воспитатели рекомендуют прибывшим на службу солдатам не делать ничего такого, «за что потом будет стыдно». «Если вы оказались в ситуации, когда вас пытаются унизить, оскорбить, а убедившись, что вы из тех, кого легко взять на испуг, угрожают физической расправой, не подавайте вида, что вам страшно», - рекомендуют составители документа. Они глубоко убеждены в том, что именно такое поведение новобранцев якобы поможет им в моральном смысле стать на голову выше своих обидчиков и одержать «психологическую и нравственную победу» над ними.

Наставники защитников Отечества советуют им укреплять свой боевой дух и уже после этого начинать искать действенные способы личной защиты. «На обострение не идите, постарайтесь вразумить негодяев словами», - советуют творцы памятки. Однако они, не исключая возможности физических столкновений, советуют бойцам все же до конца оставаться мужчинами и отстаивать свои права даже кулаками, но при этом не превышать установленных законом мер необходимой самообороны. Поэтому молодых солдат призывают не использовать оружие для наказания своих обидчиков.

О том, что призывникам начнут раздавать памятки с правилами действий при проявлениях дедовщины, стало известно в начале августа этого года. Как недавно сообщали информационные агентства, все это действо, связанное с просвещением молодых солдат по поводу неуставных отношений, происходит в рамках так называемого месячника сплочения воинских коллективов, который организован под эгидой Минобороны и будет проходить в течение всего августа.

Об этой акции Министерство обороны РФ и Главная военная прокуратура объявили в начале текущего месяца. Чиновники этих ведомств заявили, что они научат солдат противостоять дедовщине, а военачальникам всех степеней привьют необходимые навыки для эффективного улаживания конфликтов, возникающих в армейских коллективах.

В сообщении управления пресс-службы и информации МО РФ говорится, что «в ходе проведения месячника будут проведены методические занятия с должностными лицами командного состава всех уровней по профилактике правонарушений насильственного характера, в том числе и по разрешению конфликтных ситуаций между военнослужащими в многонациональных воинских коллективах». В сообщении также говорится об уже упоминавшихся памятках, содержащих алгоритм действий в «различных ситуациях повышенного риска совершения со стороны сослуживцев противоправных действий насильственного характера», указываются варианты связи с командирами подразделений, военными судами и военной прокуратурой и даже контактные телефоны.

РАЗМЫШЛЕНИЯ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ И ПРОКУРОРА

В середине июня этого года бывший генерал армии, статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков на совместном заседании коллегий Минобороны, Генпрокуратуры, Министерства образования и науки и Министерства спорта и туризма одной из главных причин проявлений дедовщины в российской армии назвал «навыки общения», полученные призывниками в неформальных молодежных группировках экстремистского толка.

Он отметил, что сегодня в России насчитывается около 150 таких группировок, которые расположены главным образом в крупных городах, но подчеркнул, что их влияние может распространиться на всю Российскую Федерацию.

По утверждению замминистра, особенно высокий уровень преступности проявляют новобранцы, прибывающие в ряды Вооруженных сил из Пермского и Приморского краев, Саратовской, Нижегородской и Калининградской областей, а также из Северной Осетии и Бурятии. Назвал Панков и регионы, призывники из которых оказываются негодными к военной службе из-за употребления наркотиков. К ним относятся Краснодарский край, Московская, Кемеровская, Свердловская и Амурская области, а также Башкирия.

В 2009 году, по данным статс-секретаря, ограничено или совсем не годными к военной службе были признаны более 3 тыс. россиян. «Диагноз наркомания, к великому сожалению, становится привычным фактором для призывных комиссий субъектов Федерации», - заявил Панков.

А генеральный прокурор РФ Юрий Чайка отметил, что за последние 20 лет число годных к военной службе мужчин призывного возраста сократилось почти на треть. По его словам, уровень физической подготовки многих призывников по самым различным причинам полностью не соответствует требованиям военной службы. Однако он подчеркнул и тот факт, что в последнее время среди молодых российских граждан наблюдается повышение интереса к службе в рядах Вооруженных сил. Эту тенденцию генпрокурор считает весьма положительным сдвигом в настроениях российской молодежи.

Еще не надевших форму призывников уже предупреждают о скорой встрече с «дедами».

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Между тем один из чиновников Минобороны в беседе с обозревателем «НВО» отметил, что в проблеме неуставных отношений существует очень много сложностей. Он отметил, что взаимоотношения в замкнутых коллективах, называемые сегодня дедовщиной, имеют очень давние традиции. «Если мне не изменяет память, подобные явления наблюдались еще в XVI-XVIII веках в Итонском колледже в Англии. Там власть соучеников над своими товарищами по партам была еще более жестокой, чем беспредел их учителей, которые были крайне жестоки», - сказал собеседник.

В середине XIX века в самом привилегированном военно-учебном заведении Российской империи - Пажеском корпусе, как свидетельствует Петр Кропоткин, тоже царили весьма жесткие нравы. Старшие воспитанники, камер-пажи, «собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке». Одни камер-пажи стояли в круге, другие - вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков.

В начале XX века, как писал князь Владимир Трубецкой, в Николаевском кавалерийском училище тоже практиковалось издевательство старших над младшими: «От младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну; им давались оскорбительные прозвища; их многократно будили ночью и т.д.». Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них были уверены, что «подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему - практику пользования властью».

Все это плавно перешло и в воинскую практику при советской власти. В 1919 году был зафиксирован первый случай неуставных отношений в Красной армии. Тогда старослужащие одной дивизии забили до смерти своего сослуживца, который отказался выполнить их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны.

Сейчас существует много версий, объясняющих причины появления дедовщины в армии. Но чиновник МО придерживается того мнения, что в полной мере это явление проявилось только в 1967 году, хотя определенные признаки существовали и ранее. В этом году срок службы в армии был сокращен с трех до двух лет. Тогда наступила первая волна дефицита призывников, связанная с падением рождаемости после Второй мировой войны. Появились данные о том, что Советская армия, численность которой составляла 5 млн. человек, может недобрать в свои ряды более 1,5 млн. призывников.

Политбюро ЦК КПСС приняло решение о призыве в армию граждан с судимостями, что ранее было категорически запрещено. Идеологически это обставлялось как возможность оступившихся сограждан встать на путь исправления. Однако в жизни все произошло прямо наоборот. Вместе с уголовниками в казармы пришли и порядки зоны, в солдатской речи появился воровской жаргон, а бывшие зэки ввели ритуальные унижения и издевательства, принятые за колючей проволокой.

К тому же к концу 60-х годов в Вооруженных силах СССР практически не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне. А они-то отчетливо понимали, что несут в войска уголовники, и были способны активно противостоять их действиям.

Летом 1982 года в ВС СССР поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями. Тем самым в самый разгар эпохи застоя власть признала, что дедовщина стала смертельно опасной, и попыталась приступить к борьбе с ней.

Впоследствии в российской армии было много страшных случаев дедовщины, начиная с «дела Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, в феврале 1987 года расстрелявшего на подъезде к Ленинграду караул из семи солдат-старослужащих. Уже в новые времена широкий резонанс получил случай с рядовым Андреем Сычевым, служившим в батальоне обеспечения Челябинского танкового училища. Солдат потерял обе ноги из-за издевательств со стороны сержанта. Было еще много подобных инцидентов, заканчивавшихся либо смертью, либо жестокими увечьями военнослужащих.

Собеседник «НВО» полагает, что новые «бумажки» начальствующих воспитателей из военного ведомства свидетельствуют лишь об их полном бессилии. В армию приходят солдаты с разным образованием и воспитанием, с различной культурой, разным опытом жизни, навыками общения и т.д. За один год изменить их воззрения, мораль и формы взаимодействия друг с другом просто невозможно. Для этого требуются годы. Необходимо кардинально пересмотреть все подходы к воспитанию молодого поколения, начиная со школы, законов, системы моральной подготовки будущих бойцов и кончая властными полномочиями их командиров. Другого не дано. А примитивные памятки здесь никак не помогут. Просто будет поставлена очередная галка о том, что соответствующие меры приняты.