Центр образования "Золотой ключик". Вечерняя школа или вновь за парту Обучение в вечерней школе после 9

Школа выходного дня и вечернего обучения.

Наша Школа выходного дня и вечернего обучения работает для обучающихся 5-11 классов без ограничения в возрасте!
И особенно востребована обучающимися старше 18 лет!!!
По статистике, только в вечерних школах Москвы ежегодно обучается более семи с половиной тысяч человек (данные 2014г.)

Здесь учатся те наши совершеннолетние ученики, кто не закончил школу в своё время по различным причинам, но сейчас уже имеет работу (работает по сменам или в режиме 5-дневной рабочей недели с двумя выходными), но хочет продвигаться по карьерной лестнице дальше и ему просто жизненно необходимо наверстать упущенное и закончить школу.

Согласно типовому положению об общеобразовательных учреждениях, в обычных, дневных школах учатся несовершеннолетние дети и подростки. Взрослые же, не успевшие получить основное или полное среднее образование до 18 лет, могут закончить его в вечерней школе. Жизненные ситуации у учеников вечерних школ очень разные: кто-то после окончания основной средней школы отслужил в армии и, собираясь в дальнейшем учиться в вузе, пока готовится в вечерней школе по программе 10, 11 класса к итоговой аттестации, получению аттестата и сдаче ЕГЭ, кто-то учился в техникуме или колледже, но не закончил его - женился или вышел замуж, прервав учебу «по семейным обстоятельствам». Кто-то приехал из другого города или даже страны и заканчивает образование по новым для себя российским образовательным стандартам.
Это, однако, нисколько не ограничивает этих взрослых учащихся в правах и возможностях получения хорошего образования. Вечерняя школа - это возможность получить полноправные аттестаты об основном и полном среднем образовании государственного образца! Да еще и в более удобное время!

Не каждому человеку удалось получить вовремя хотя бы общее образование. Не нужно думать, что ученики вечерних школ неудачники или недалекие люди. В их жизни могло случиться что угодно — некоторые в юности вовремя не поняли, насколько важно образование, и бездельничали на уроках, кто-то рано вступил в брак, иногда уже в детстве кто-то был вынужден работать.

Особенности вечерних школ

В вечерней общеобразовательной школе обучаются вечером. Отсюда и название. Получить образование там можно бесплатно, если вам не нужен интенсивный сокращенный курс обучения. Тогда цена обучения назначается по договору, составленному администрацией школы. Благодаря графику занятий можно совмещать учебу с работой или с другой учебой, а также параллельно приобрести профессию.

Любой, кому уже есть 15 лет может стать учеником этой школы. Выпускникам вечерних школ дают аттестаты такие же, как выдают в обыкновенных школах. Занятия проходят не каждый день. Из-за этого программу обычной школы старших классов (10-11) в вечерних школах преподают 3 года.

Что дает вечерняя школа?

В вечерней школе ученик может получить общее среднее образование, если он серьезно настроен и обладает хорошим самоконтролем. После вступления в силу в 2014 году нового Закона об образовании, вечерние школы обучают по общим стандартам, существующим в обычных дневных школах. Для выпуска всем ученикам обязательно необходимо сдать ЕГЭ (единый государственный экзамен).

Процедура поступления в вечернюю школу

Чтобы поступить в вечернюю школу, нужны документы:

  • паспорт;
  • согласие родителей (при возрасте менее 18 лет);
  • аттестат об основном образовании;
  • фотографии;
  • медицинский полис;
  • заявление.

Иногда школы предъявляют дополнительные требования, например, требуют медицинскую справку о состоянии здоровья.

Если вы потеряли аттестат, а восстановить не смогли, вам устроят собеседование или вступительное испытание, по результатам которого проведут зачисление.

Среди учащихся вечерних школ есть взрослые работающие люди, молодые и многодетные мамы, прибывшие из других стран люди, желающие получить образование по российским стандартам. Зрелые люди, осознавшие ценность образования, с трудом находящие время для учебы, порой поражают учителей тягой к знаниям, серьезным подходом и результатами учебы.

Как и любое учебное заведение, вечерняя школа имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • занятия проходят не каждый день. Уроки идут несколько раз в неделю. При этом нагрузка на один урок меньше, чем в обычной общеобразовательной школе;
  • это бесплатно. Согласно статье 43 конституции РФ, у каждого есть право на то, чтобы получить основное общее образование, поэтому и за учебу в вечерней школе никто не потребует денег;
  • можно совмещать с работой. Занятия как правило начинаются с 17 часов. Поэтому после работы вполне можно успеть на уроки.

Минусы:

  • классы с учениками разных возрастов. В классе могут учиться и молодые люди и люди в возрасте. Поэтому темп подачи материала учителем может быть как очень быстрым, так и очень медленным, придется подстраиваться под своих одноклассников;
  • схематичная подача материала. За счет того, что программы идут по ускоренному курсу, не всегда есть возможность у преподавателя долго заострять внимание на той или иной теме;
  • это необязательно. Чаще всего в вечерних школах обучаются уже взрослые люди, которые прожили достаточно времени без какого-либо образования и привыкли к этому. Так что тем, у кого есть проблемы с самодисциплиной, будет трудно себя заставить регулярно посещать уроки.

Как мы уже говорили выше, по окончании вечерней школы ученику выдается на руки аттестат о полном среднем образовании, если он закончил 11 классов, или аттестат о неполном среднем образовании, если закончен 9-летний курс обучения. Аттестат является документом государственного образца и ничем не отличается о того, что выдают в дневной школе. Поэтому после «вечерки» продолжить обучение можно в любом заведении.

Получить профессию после 9 классов можно в колледже, техникуме или училище. Для этого обязательно, чтобы результаты ОГЭ (основной государственный экзамен) не были отрицательными. Абитуриенту нужно будет предоставить приемной комиссии копию паспорта, аттестат о неполном среднем образовании, сертификат с результатами ОГЭ, страховой полис, медицинскую справку и фотографии 3×4. Также необходимо написать заявление на поступление в это учебное заведение. Как правило, прием на бюджет осуществляется на основе результатов ОГЭ и оценок за школьные экзамены в аттестате. Некоторые специальности требуют сдачи дополнительного внутреннего экзамена уже в самом учебном заведении. Оценка, полученная за него также учитывается при приеме абитуриента в суз.

После 11 классов выпускнику вечерней школы можно поступать в любое высшее учебное заведение. Для этого необходимо сдать ЕГЭ (единый государственный экзамен) по предметам, которые являются обязательными для выбранной профессии, русскому языку и математике. На сайтах вузов всегда указан перечень предметов, необходимых для поступления. В приемную комиссию нужно принести аттестат о полном среднем образовании, сертификат с результатами ЕГЭ, копию паспорта, 6 фотографий и заявление на поступление.

Поэтому не стоит бояться и переживать, что окончание вечерней школы как-то скажется на продолжении обучения. Выпускники этих школ имеют все те же права, что и учащиеся дневных школ.

Как бы трудно ни складывалась жизнь, вера в себя и трудолюбие помогут в учебе, дадут шанс сделать свою трудовую карьеру успешной.

Вечерняя школа – особое образовательное учреждение, которое предоставляет всем желающим приобрести общее среднее образование. Основными учениками выступают взрослые работающие люди, поэтому занятия проходят в вечернее время. Некоторые наивно полагают, что обучение в вечерней школе – пережиток советской эпохи, который совсем утратил свою актуальность. В действительности, напротив, этот вид образовательных учреждений никогда не утрачивал значимости и популярности: многие люди ежегодно записываются на занятия!

Кто её посещает?

Учиться в вечерней школе могут все граждане, которые по каким-либо причинам не получили среднего образования. Как правило, за помощью обращаются взрослые граждане возрастом более 20 лет, за плечами которых есть всего 9 классов, а иногда и того меньше. Нередко, учениками становятся молодые люди, прошедшие срочную службу в армии и решившие поступать в ВУЗы. В таких случаях, они смогут освоить недостающую программу и смело подавать документы в приёмную комиссию. Кроме того, повышать образование приходят работающие люди, которым необходимо повышение по службе, а рабочий график совершенно не позволяет обучаться днём. Поскольку большинство работодателей настаивает на наличии у сотрудников общего образования, данная группа обучающихся, как правило, численно преобладает. Вечерняя школа становится для них реальной возможностью улучшить условия труда и добиться карьерного роста.

Особенности обучения

Основной особенностью, отличающей данные учреждения от привычных школ, является время работы. Занятия начинаются в 16-17 часов, когда многие учащиеся уже приходят с работы. Заканчиваются уроки поздно вечером — примерно в 20 — 20.30.

Режим работы вечернего образовательного учреждения, как правило, не предусматривает ежедневных занятий. Они ведутся несколько раз в неделю, притом часовая нагрузка на предмет значительно меньше, чем в обычной школе.

Ещё одной отличительной чертой является «разношёрстный» состав учащихся. В классе собирается аудитория самого разного возраста, что делает процесс обучения довольно непростым.

Проблемы вечерних школ

Несмотря на большую значимость данного образовательного звена, вечерние учреждения сталкиваются с немалым кругом проблем. Рассмотрим, наиболее существенные аспекты.

Финансирование. Особый статус, к сожалению, «играет» против заведений: они получают от государства гораздо меньше денег, нежели обычные школы. Подчас руководство вынуждено не просто сокращать заработную плату педагогов, но и не готово пополнить штат дополнительными специалистами. Разумеется, это сказывается не только на зарплатах сотрудников, но и на качестве образовательного процесса в целом. Нехватка средств на своевременный ремонт, замену и обновление оборудования и компьютеризацию делает процесс обучения не комфортным и существенно снижает его эффективность.

Отсутствие методологической базы. Учителя данных заведений не имеют специальных учебных пособий. Поэтому весь процесс строится по привычным школьным принципам и на одинаковом материале. Педагогу приходится не просто адаптировать школьную программу под новые условия, но и суметь «втиснуть» материал в сжатые сроки. Стоит отметить, что в простых школах количества часов, отведённых на тему, зачастую не хватает для должного изучения. В вечерней школе этого времени оказывается ещё меньше! Так, большинство вопросов остаётся на самостоятельное изучение.

Классическая бесплатная государственная ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА поможет Вам получить недостающее образование начиная с 6 класса. Вы сами выберете себе удобный график обучения: очную, очно-заочную или заочную форму получения образования.

Основная задача школы:

обеспечение равной возможности реализации конституционного права на получение образования всем гражданам России, в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка, места проживания, не взирая на образовательный, национальный, возрастной цензы и физические недомогания. Школа реализует эту задачу на базе многопрофильности, многофункциональности, гибкости форм и режима работы. Школа должна стать гарантом доступности и подлинной демократичности образования для ВСЕХ, но особенно для тех, кто в силу разных причин не может учиться в обычной школе, предоставлять возможность учиться всем желающим любого возраста, как работающим, так и не работающим, в удобной форме и в удобное время. Школа должна средствами образования содействовать социальной защите и психолого-педагогической реабилитации учащихся школы. Школа должна стать эффективным Центром социализации личности учащихся.

Основы работы школы::

  • признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;
  • ориентация образования на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
  • содействие гармонизации интересов личности учащихся и общества в целом;
  • обеспечение доступности качественного образования и просвещения для каждого гражданина;
  • учет специфики образовательных потребностей различных категорий учащихся вечерней школы
  • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

    Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

    Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Кто же является учащимися школы на сегодняшний день:

    Взрослые учащиеся, имеющие большой перерыв в учебе, работающие, и поэтому вынужденные получать образование в вечернее время. К этой категории учащихся относятся люди, окончившие 9 классов средней школы, работающие и понявшие, что без полного среднего образования дальнейший карьерный рост невозможен. К этой же категории относятся и домохозяйки, ухаживающие за детьми, а также беременные женщины.

    Военнослужащие, проходящие срочную воинскую службу в Дивизии Дзержинского, а также уволенные в запас воины-срочники и контрактники, в т.ч. и из горячих точек. Мотивация у этих учащихся самая различная, от получения знаний и продолжения образования в ВУЗах до получения просто документа об образовании.

    Молодые люди, окончившие профессиональные училища без среднего образования, а также отчисленные из колледжей и училищ по различным причинам. Школа имеет договор с колледжами СПО «Колледж автоматики и радиоэлектроники» № 27 и ГОУ СПО Технологический колледж № 28 о переходе отчисляемых оттуда учащихся непосредственно в нашу школу.

    Мигранты и эмигранты, получающие образование в рамках программы Московского правительства «Школа русского языка». По этой программе приезжающие в страну официальные мигранты и эмигранты в течение 1 учебного года получают интенсивный курс обучения русскому языку для возможности дальнейшего получения образования в государственных учебных заведениях. По окончании «Школы русского языка» они становятся учащимися этнокультурного класса нашей школы. В настоящее время в этнокультурном классе школы обучаются беженцы из Афганистана.

    Подростки, по разным причинам не имеющие возможности продолжать образование в массовой школе. Среди причин невозможности продолжать обучение в массовой школе преобладают следующие:

    • Желание ускоренно окончить среднюю школу (таки подростки выбирают экстерную форму обучения)
    • Конфликты с учащимися или учителями в школе, где они обучались до этого
    • Тяжелое финансовое положение в семье, вынуждающее подростка либо идти работать и совмещать работу с учебой в вечернее время, либо параллельно со средним образованием в вечерней школе получать профессиональное образование

      Так называемые «трудные» подростки, от которых либо по причине их отклоняющегося поведения, либо по причине отставания в учебе стараются избавиться массовые дневные школы.

    Люди с физическими недостатками, инвалиды, в том числе военнослужащие, проходящие лечение после ранений, полученных в горячих точках, в госпитале им.Бурденко

    Лица, пребывающие под следствием в следственном изоляторе СИЗО № 6. Это – девушки и молодые женщины, высоко замотивированные на учебу, т.к. горько осознали ошибки, совершенные ими. Именно школьные занятия, регулярные и серьезные, помогают им не потерять себя как личность.

Тема вечерних школ в прессе поднимается редко. До сих пор бытует мнение, что эта форма обучения - для неудачников и двоечников. Тем не менее, несколько тысяч граждан России ежегодно получают среднее образование в таких учебных заведениях.

Дело было вечером: плюсы и минусы вечерней школы

Жизнь сложилась так, что полное среднее образование я вовремя не получил. Необходимость продолжить обучение в средней, а затем и в высшей школе возникла недавно. О вечерних школах я, конечно, слышал, но конкретно никогда этой формой обучения не интересовался. Поэтому всю информацию пришлось собирать "с нуля".

Моя работа построена на постоянных разъездах, на одном месте не сижу. Поэтому очень важно было найти школу, расположенную близко к дому, - чтобы не тратить время и силы на дорогу.

Первым делом позвонил в окружной отдел департамента образования своего округа, получил адреса и телефоны близлежащих школ. Наметил для себя основные критерии выбора.

+ вечерних школ

  • возможность учиться не каждый день;
  • бесплатное образование;
  • график, удобный для совмещения с другой учебой или работой;
  • разнообразие форм обучения
- вечерних школ
  • разновозрастные классы;
  • схематичность изложения материала на некоторых формах обучения;
  • не подходит людям, у которых плохо развит самоконтроль

Во-первых, я единственных кормилец в семье, "лишних" денег нет. Образование не должно стоить слишком дорого. Во-вторых, меня интересовало обучение, при котором нужно было бы выполнять минимум домашних заданий, - свободного времени крайне мало. В-третьих, важно количество занятий в неделю и время их начала. С работы готовы отпускать пораньше, но не каждый день.

Взвесив свои желания и возможности, начал обзванивать учебные заведения.

Год за два: ускоренное получение аттестата

Первым делом я обратился в школу, которая предлагала обучение экстерном. Ускоренное очно-заочное образование есть в каждой второй "вечерке". Выпускники девятых классов могут пройти два последних школьных года за один. На первый взгляд, это очень удобно для "взрослых" школьников: не приходится долго ждать желанного аттестата.

Но, поговорив подробнее, я понял, что мне интенсив не подходит. Программа очень насыщенная. Большинство тем приходится активно прорабатывать дома. Преобладает схематичная система изложения: преподаватели читают лекции, как в институте. Всю дополнительную информацию ученик добывает сам: готовит доклады, изучает учебники и дополнительную литературу. После каждого блока тем проходят контрольные работы. К ним тоже нужно готовиться.

В конце года придется сдавать по всем(!) общеобразовательным предметам. А их немало: алгебра, геометрия, физика, химия, литература и т. д. Подготовиться к такому количеству испытаний человеку, много работающему, очень сложно. Как минимум, нужно брать отпуск.

Смутил меня и вопрос оплаты. Бесплатного интенсива не бывает. Стоимость обучения в школах варьируется от 500 до 1000 долларов в год. За каждую дополнительную консультацию с преподавателями нужно платить.

Для взрослых

В следующей школе из списка решил узнать про обычные, не сокращенные программы. Оказывается, по нормативам срок обучения в вечернем общеобразовательном заведении на третьей ступени (старшая школа) составляет три года. Дело в том, что занятия проходят не ежедневно (три раза в неделю - учеба, один день - зачеты). Количество учебных часов в неделю значительно меньше, чем в обычной школе (23 вместо 36). Увеличенная продолжительность обучения - мера вынужденная, иначе не успеть пройти положенную программу.

Кстати, тематическая наполненность занятий в дневной и вечерней школах одинакова. Исключение - физкультура и так называемые предметы эстетического цикла: рисование, черчение, и т. п. Не во всех вечерних школах есть информатика.

Занятия идут по вечерам, с 16.00 до 20.30. Для тех, кто не может трижды в неделю отпрашиваться с работы, предусмотрен индивидуальный график: по договоренности с преподавателями часть уроков можно пропускать, выполняя задания дома.

В конце обучения сдаются выпускные экзамены по той же системе, что и в обычной школе. Два предмета обязательные (сочинение, алгебра), еще два - на выбор из прочих школьных дисциплин. Окончившим школу выдается аттестат государственного образца, точно такой же, как и в обычной общеобразовательной школе.

Хотите сдать ЕГЭ? Если желающих набирается достаточно, единый государственный экзамен проводят централизованно. Если нет, выпускники могут записаться на ЕГЭ самостоятельно.

Золотая середина

"Если есть короткая и длинная программы, возможно, найдется и средняя по продолжительности" - подумал я и продолжил сбор информации.

Такой вариант действительно есть. Правда, учиться придется … по утрам. Полное название "вечерки" - Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя сменная общеобразовательная школа. Оказывается, смены бывают не только вечерние, но и утренние. Уроки начинаются в 9 утра и заканчиваются практически как в обычной школе - после обеда. "В чем же тогда отличие?" - спросил я.

Во-первых, учиться придется четыре дня в неделю, а не пять. Такой режим устраивает ребят, которые покинули обычную школу, чтобы начать активно готовиться к поступлению в вуз. Появляется дополнительный свободный день для посещения или подготовительных курсов. Во-вторых, такое обучение подходит и противоположной категории учеников - тем, у кого в прежней школе были проблемы с учебой. В "вечерке" педагоги более внимательны, при необходимости занимаются дополнительно, практикуют дифференцированный подход. Нуждающиеся в психологической помощи (например, дети из неблагополучных семей) могут воспользоваться бесплатными услугами психолога или социального педагога.

Третий плюс - возможность параллельно получить профессию. В некоторых школах (в частности, ГОУ ВСОШ 51) для учащихся дневной формы организованны специальные занятия по информатике, по окончании которых выдается сертификат о приобретенной профессии лаборанта-программиста.

По утрам чаще занимаются ребята школьного возраста (14-16 лет). Взрослых немного - в это время все на работе.

В утренних группах продуман досуг учеников: организуются бесплатные походы в театр и музеи, автобусные экскурсии по Москве и ближайшему Подмосковью. Есть кружки и секции (например, театральные или музыкальные).

Кстати, в некоторые вечерние школы принимают и без основного общего образования. Организованны занятия для девятого или даже восьмого классов. Правда, прийти в такую школу на общих основаниях нельзя: обязательно требуется заключение комиссии по раннему отчислению с указанием причин, которые заставили вас покинуть предыдущее место учебы.

Сидя за партой

Проанализировав собранную информацию, пришел к выводу: остановлюсь на традиционной трехлетней системе. Потеря времени компенсируется удобным графиком занятий, небольшими домашними заданиями, развернутостью изложения. Выбрал ближайшую к дому школу, предлагающую такую форму обучения.

Чтобы записаться в вечернюю школу, достаточно принести свидетельство об основном школьном образовании (9 классов). Если по каким-то причинам вы не можете предъявить данный документ, хотя девять классов окончили, выход есть. Согласно положению о вечерних школах, в этом случае собирается специальная предметная комиссия. Ее представители экзаменуют абитуриента по основным школьным дисциплинам. Сумеете продемонстрировать достаточный уровень знаний - в школу зачислят. Такие случаи бывают. Например, один из молодых людей потерял аттестат во время переезда. Поскольку учился он в другом городе, времени восстановить документ не было. Пришлось сдавать экзамен!

Все остальные абитуриенты освобождены от вступительных испытаний, тестирования или даже собеседования. В вечерние школы принимают всех желающих без какого-либо предварительного отбора.

В моем классе оказалось 26 человек; молодых людей больше, чем девушек. Большинство учащихся - студенты ближайшего училища. Такая ситуация широко распространена в вечерних школах. Профессиональное образование ребята получают в училище или колледже, полное среднее - в ВСОШ. График получается напряженный: утром - профессиональные занятия, вечером - общеобразовательные предметы. Зато через три года ученики получают сразу и аттестат, и диплом.

Несколько одноклассников - люди моего возраста - немного за двадцать. Все они днем работают. По наблюдениям педагогов, чем взрослее ученик, тем серьезнее он подходит к делу. Такие школьники пошли учиться дальше осознанно и не хотят тратить время просто так.

Переписываю расписание. Каждый день предусмотрено пять-шесть уроков. Перед первым занятием волнуюсь - вдруг ничего не пойму из объяснения педагога? Все-таки большой перерыв в занятиях может дать о себе знать…Особенно переживаю за алгебру и геометрию - эти предметы мне никогда не давались.

Поначалу мне действительно пришлось несладко: пока втянулся в ритм, вспомнил необходимые формулы и правила... Затем стало проще. Очень помогли педагоги - дополнительно объясняли непонятое, помогали сосредоточиться. Ведь учить разновозрастную группу значительно сложнее, чем "притершийся" за годы совместного обучения класс: у каждого ученика "вечерки" своя мотивация к занятиям, свои пробелы в знаниях, свои трудности... Один устает на работе и поэтому засыпает на уроках, другой слишком сильно отстал от программы, у третьего все мысли заняты семьей или параллельной учебой.

Один из преподавателей рассказал, что самый тяжелый период в работе - сентябрь. В этот месяц у большинства учеников проходит адаптация. Возможны срывы: оканчивают школу, к сожалению, далеко не все, кто в нее поступает.

Но не стоит думать, что ученики вечерних школ - сплошные неудачники. Например, в прошлом году 24% выпускников ВСОШ 51 поступили в вузы, в том числе и государственные. Профили институтов - самые разные, как и сами ученики, и причины, которые привели их на порог "вечерки".