Основные направления работы психолого медико педагогической комиссии. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (пмпк). Организация работы пмпк

Деятельность Психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК).

1. Цели, задачи ПМПК, состав специалистов.

2. Принципы ПМПК.

3. Функции ПМПК.

На сегодня проблема ранней диагностики и профилактики нарушений в развитии стоит особенно остро, т.к. чем раньше родители с ребенком обратятся со своей проблемой в специальные службы, тем эффективнее будет оказанная им помощь.

Патронаж - вид помощи ребенку, родителям, педагогам в решении проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, становлением человека как личности.

Медико - социально - психолого - педагогический патронаж - мероприятия комплексной реабилитационной помощи, ориентированные на семью ребенка с отклонением в развитии, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов (единство диагностики, поиска образовательного маршрута, разработки реабилитационных программ).

Этот патронаж осуществляется психолго- педагогическими и медико- социальными учреждениями и службами гос. образования и социальной защиты и др. негосударственных учреждений: общественные учреждения, ассоциации, благотворительные фонды.

Базовой основой патронажа является ПМПК , диагностические реабилитационные центры, социальные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система Медико - психолого - педагогической помощи формируется как часть системы специального образования, координирует свою деятельность с научно- методическими учреждениями, с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения.

Таким образом, ПМПК оказывает большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Психолого - медико - педагогические комиссии (консультации) создаются на:

Региональном уровне (главенствующая) и

Муниципальном уровне (городские, районные ПМПК) - консультации как подразделения образовательного учреждения и медико - социальной помощи или как центр диагностики и консультации.

Консилиумы на базе образовательного учреждения.

Цель ПМПК - определение на основании диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию интеграцию в социуме детей и подростков с отклонением в развитии.

Задачи ПМПК :

1) Разработка и осуществление медико - психолого - педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в развитии.

2) Своевременное обследование ребенка раннего, дошкольного школьного возраста, выявление нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития с целью оказания коррекционной помощи.


3) Помощь в предупреждении отклонений в развитии.

4) Выявление готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, определение форм обучения, разработка индивидуальных рекомендаций по лечению, обучению, воспитанию.

5) Оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.

При необходимости специалисты пересматривают ранее поставленные детям диагнозы (заключение ПМПК). От комиссии поступают предложения по дальнейшей организации специализированной помощи в регионе.

Состав специалистов:

Заведующая;

Социальный работник;

Психолог (со знанием клинической или специальной психологии);

Врач - психиатр;

Дефектологи(олигофренопедагог, логопед, на региональном уровне в ПМПК: тифлопедагог, сурдопедагог);

Методист;

Врачи (отоларинголог, ортопед, невропатолог);

Возможно участие воспитателей.

Отбор детей в специальные учреждения, комплектование групп в соответствии с возрастом, видом нарушения развития также осуществляется специалитсами ПМПК районного уровня и в учреждении.

При этом они руководствуются следующими принципами:

1) Отграничение детей с разными видами нарушений (д/с компенсирующего V вида (для детей с нарушениями речи)).

2) Дифференцированное обучение по степени тяжести отклонения (д/с для слепых и д/с для слабовидящих).

3) Возрастной принцип(в каждую группу зачисляются дети определенного возраста от 2 - 7 лет).

4) Целостный, комплексный подход к ребенку (взаимосвязь в работе всех специалистов, обследование всех сторон психической деятельности и личности). В спец. ДОУ работает врач, помогающий точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит лечение, следит за соблюдением режима.

5) Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

6) Анализ динамики развития ребенка.

7) Использование в условиях ПМПК обучающего эксперимента с ориентацией на ЗБР ребенка, в форме игры и т.д.

8) Индивидуальная работа с ребенком, в малых группах, с родителями, в присутствии нескольких специалистов.

Функции ПМПК (направления деятельности):

1) Экспертно-диагностическая.

Обеспечивает высоко - профессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной помощи психолога, мед. работников, социального работника.

Соблюдается:

Достоверность диагностики;

Своевременность (ранняя диагностика, постановка вопросов о подозрении на наличие отклонений в развитии);

Комплексная, всесторонняя диагностика (учет медицинских, педагогических, психологических, социальных аспектов диагностики, что выявляется специалистами различных профилей);

Динамическая диагностика отклонений в развитии (анализ анамнестических и катамнестических данных, наблюдение за ребенком на разных возрастных этапах).

Так реализуется целостный подход к ребенку.

Оформление заключения (см. образец) и

Определение специальных образовательных потребностей детей в соответствии с возрастными особенностями развития, интересами, способностями, «социальной ситуацией развития»

Определение условий (тип, вид ОУ, программа), форм получения образования (фронтальная, индивидуальная; на дому, смешанное обучение),

Совмещение обучения и лечения с решением вопросов социальной защиты ребенка.

2) Информационная (формирование базы данных о детях с отклонениями, об учреждениях специального образования, здравоохранения, соц.защиты).

3) Аналитическая :

Планирование обследования;

Определение процедуры и условий обследования;

Обсуждение результатов обследования всеми специалистами.

4) Организационная (координация деятельности городских и районных ПМПК, контроль ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и т.д.

5) Методическая.

Осуществляется на трех уровнях системы ПМПК, где:

Единый пакет стандартизированных диагностических методик для обследования, но набор для каждого индивидуален (в соответствии с планом обследования).

Единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам обследования.

Единые требования к процедуре обследования.

Обязательное повышение квалификации на курсах для специалистов (не реже 1 раза в 5 лет).

6) Консультативная :

Консультации детей и подростков,

Консультации родителей, законных представителей ребенка, педагогов, медицинских и социальных работников.

7) Функция сопровождения (контроль эффективности рекомендаций ПМПК и динамики развития ребенка - через ПМП-е консилиумы образовательных учреждений и через родителей).

8) Просветительская (просвещение по вопросам в различных формах: лекции, тренинги, консультации и т.д., распространение печатной продукции для детей, населения в целом, специалистов, СМИ)

Обращение в ПМПК:

Родители и работники учреждений с согласия родителей.

Педагоги направляют родителей к психиатру, предоставляют психолого-педагогическую характеристику на ребенка, что поможет определить существующие трудности, особенности развития у ребенка. Если через образовательное учреждение родителям обосновывается положительная роль официального направления и др. документов для решения проблемы ребенка. Без согласия родителей или ответственных лиц в ПМПК не направляются. ПМПК в свою очередь гарантирует конфиденциальность сведений о ребенке.

Направляются дети и подростки отклонения в развитии которых препятствуют пребыванию, адаптации, развитию и образованию детей и подростков в учреждениях, в семье, в социуме.

До обследования педагогами и психологами проходит медицинская диагностика:

Осмотр ребенка,

Сбор анамнестических сведений,

Оценка соматического, неврологического и психического состояния ребенка (общий осмотр: состояние анализаторов, особенности лица, конечностей и т.д., оценка нервной системы, наличие патологий в развитии артикуляционного аппарата).

Далее обследуется состояние психического развития ребенка: интеллектуального, речевого, эмоционального. Обследование начинается с изучения неречевых функций. Важно определить, какие звенья в структуре психической деятельности не сформированы (либо нарушены), чтобы строить изучение ребенка с учетом зоны актуального развития и с ориентацией на зону ближайшего развития (определение направлений коррекционной работы).

Состояние психических процессов оценивается в соответствии с возрастными особенностями развития психики ребенка. (исследование с помощью различных методик) Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, конструктивной деятельностью, его поведением в различных ситуациях.

Методы:

Наблюдение,

Эксперимент,

Одновременно исследуется понимание речи, речевое и неречевое общение, речевая активность ребенка, далее - речевое развитие (особенности звукопроизношения и т.д.). При обследовании используется наглядность. Методы и приемы выявления отклонений в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого дефекта у ребенка (к Пр., слабослышащему ребенку задают вопросы громким голосом).

Особенно затруднено обследование непонимающих, неговорящих, детей с нарушением поведения, с повышенной психологической истощаемостью. Трудно дифференцировать близкие по внешнему проявлению состояния, причины, прогноз может быть различным.

В любом случае обследование и в ДОУ и в ПМПК должно быть совместным, согласованным со всеми специалистами, рповодится с учетом возрастных, личностных особенностей, идет не только выявление затруднений ребенка, но и оценка сохранных возможностей ребенка, на которые опираются при отборе содержания и форм обучения и воспитания. Обследование должно быть индивидуальным (в плане отбора заданий, упражнений, речевого и дидактического материала). Заключении выносится всеми специалистами

Приложение

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

I. Общие положения

1. Настоящее Положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - комиссия).
2. Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
3. Комиссия может быть центральной или территориальной. Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
4. Состав и порядок работы комиссии определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
5. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10. тыс. детей, проживающих на обслуживаемой комиссией территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. С учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории комиссии создаются, исходя из иного расчета.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения, комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.

II. Основные направления деятельности и права комиссии

7. Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
8. Основными направлениями деятельности центральной комиссии также являются:
а) координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.
9. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

III. Организация деятельности комиссии

10. Комиссией ведется следующая документация:
а) журнал предварительной записи детей на обследование;
б) журнал учета детей, прошедших обследование;
в) карта ребенка, прошедшего обследование;
г) протокол обследования ребенка (далее - протокол).
Документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.
Документы, указанные в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
11. Обследование детей проводится в помещениях комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
12. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются, исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
13. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения, заключение комиссии.
14. В сложных случаях комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а территориальная комиссия может направить ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.
15. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
16. Комиссию возглавляет руководитель.
В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие работники.
Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
17. Комиссия обеспечивается необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации своей деятельности.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Коллектив авторов

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду дошкольного образовательного учреждения комбинированного или компенсирующего вида возможно при соблюдении определенных условий: организации безбарьерной среды, повышении квалификации педагогов ДОУ, организации психолого-педагогического сопровождения. Решение о направлении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение принимается родителями на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В данном документе должны быть представлены образовательный маршрут ребенка, перечень и описание условий, необходимых для разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.

Деятельность окружной ПМПК организуется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 95 от 24.03.2009 г. и Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве № 16 от 28.04.2010 г.

В соответствии с Положением комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Основные направления деятельности комиссии:

«… а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении…».

Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» регулирует «отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, в целях социальной интеграции указанных лиц, включая приобретение ими навыков самообслуживания».

В статье 11 часть 1 Закона говорится: «В целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их воспитания и обучения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования создаются центральная (городская) и территориальные (окружные) психолого-медико-педагогические комиссии».

В статье 11 часть 3 указано: «…Рекомендации по созданию (изменению) специальных условий обучения (воспитания), содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, обязательны для исполнения государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья».

Особенно важным для деятельности ПМПК и консилиума образовательного учреждения является содержание статей 14 и 15, посвященных особенностям приема в государственные образовательные учреждения (ст. 14) и порядку перевода и изменения формы получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 15).

В статье 14 (части 1, 2, 3) говорится:

«… 1. Прием лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы для приема граждан в государственные образовательные учреждения, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

2. Государственное образовательное учреждение не вправе отказать лицам с ограниченными возможностями здоровья в приеме на обучение в связи с наличием у них таких ограничений, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.

3. Отказ в приеме лица с ограниченными возможностями здоровья в государственное образовательное учреждение может быть обжалован в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы».

Статья 15 (части 1, 2) гласит:

«… 1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья переводится в другое образовательное учреждение или на другую форму получения образования на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ребенка в случае неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном учреждении и по избранной форме. Вопрос о переводе рассматривается, как правило, по истечении учебного года, если более ранний срок не соответствует интересам обучающегося, воспитанника.

2. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних. В случае установления психолого-медико-педагогической комиссией невозможности совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, успешно осваивающих образовательные программы, и лиц, не имеющих таких ограничений, на основании решения органа самоуправления образовательного учреждения орган государственной власти города Москвы, осуществляющий управление в сфере образования, по согласованию с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии принимает меры по продолжению лицами с ограниченными возможностями здоровья обучения в другом образовательном учреждении или по иной форме получения образования».

Статья 15 разрешает ПМПК на основании проведенного анализа ситуации выносить заключение (предложение) о необходимости перевода ребенка из одного образовательного учреждения в другое в соответствии с его состоянием и возможностями для дальнейшего получения образования, что в обязательном порядке должно быть подкреплено соответствующим решением органа самоуправления образовательного учреждения.

Основные задачи деятельности ПМПК в условиях становления инклюзивной практики:

Оценка особенностей и уровня развития ребенка;

Оценка возможности включения ребенка в образовательное учреждение, реализующее инклюзивную практику;

Определение индивидуального образовательного маршрута;

Определение условий включения (наличие специалистов сопровождения, специального оборудования, безбарьерная среда и др.);

Выбор образовательного учреждения (или его структурного подразделения);

Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка в той или иной части образовательного маршрута в ДОУ (в одном из его структурных подразделений).

Таким образом, ПМПК по результатам обследования ребенка и взаимодействия с его родителями определяет следующие условия:

1. Вид ДОУ, структурное подразделение ДОУ (служба ранней помощи (СРП); лекотека и/или группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с возможностью включения детей с ОВЗ в группу нормально развивающихся детей); группа комбинированной направленности (инклюзивная));

2. Условия пребывания ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ: объем включения (частичное или полное включение; определение потребности в специалисте сопровождения (тьюторе); рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы, включающие направления психокоррекционной работы, реализуемые специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, специальный педагог, специалист ЛФК, врач, и т. д.); рекомендуемый режим занятий и консультаций; потребность в дополнительной помощи специалистов вне ДОУ; необходимое для ребенка дополнительное специальное оборудование, дидактическое наполнение, средовые изменения; срок повторного обращения в ПМПК.

Приведем пример разработки специалистами ПМПК образовательного маршрута для дошкольника с расстройствами аутистического спектра (ребенок наблюдался с 4-летнего возраста).

В поведении неадекватен, испуган, сильно возбужден, демонстрирует множественные стереотипии и эхолалии. Можно предположить наличие страхов, в том числе вычурных. Контакт формальный, на фоне утомления то демонстрирует аутоагрессию, то безучастно лежит на ковре.

Рекомендации ПМПК. Посещение группы кратковременного пребывания «Лекотека», в течение 6 мес., при наличии тьютора (специалиста сопровождения) с постепенным переходом от индивидуальных к групповым формам взаимодействия и наличии индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Консультация врача психиатра Центра психического здоровья МЗ РФ. Проведение ПМПк специалистов ДОУ не реже 1 раза в 3 мес.

2. Повторное ПМПК (динамическое). Проводится с целью оценки динамики развития регуляторной и эмоциональной сфер и оценки возможностей ребенка находиться в инклюзивной среде.

Оценка состояния ребенка на приеме ПМПК. В поведении более упорядочен, проявление аутоагрессии на приеме не демонстрирует, контакт со взрослым по поводу предмета остается формальным, действия с предметами стереотипные, возможны совместные действия со взрослым (короткое время). По заключениям специалистов ДОУ может «заниматься» около 15-20 мин. в индивидуальном режиме, проявляет больший интерес к происходящему вокруг, речь не так изобилует эхолалиями. Выполняет без негатива простые режимные моменты (садится пить чай, убирает игрушки). Ребенок наблюдается врачом-психиатром, принимает медикаментозное лечение.

Рекомендации ПМПК. Посещение группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» с частичной гибкой интеграцией в среду обычных сверстников в инклюзивной группе ДОУ (с сопровождением специалиста группы «Особый ребенок») сроком на 6 мес. Постепенное увеличение времени пребывания в среде обычных детей. Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия с психологом, дефектологом, логопедом. Занятия ЛФК. Определение срока пребывания в таком режиме по усмотрению ПМПк ОУ.

3. Повторное ПМПК (выезд в ДОУ, где находится ребенок). Проводится с целью корректировки уровня и степени включения ребенка в среду обычных сверстников по результатам оценки динамики развития ребенка, эффективности пребывания в группе, эффективности всех развивающих мероприятий.

Оценка динамики. Ребенок остается специфичным в поведении, в речи присутствуют эхолалии, поддерживает контакт с детьми на уровне простой игры, не демонстрирует двигательного беспокойства до наступления утомления. По заключениям специалистов ДОУ выработан стереотип индивидуальных занятий с дефектологом, успешен и результативен в конструктивной деятельности. На групповых занятиях включается в игровые моменты и стереотипные игры. Однако может играть и в одиночестве. Рекомендации ПМПк ДОУ – зачисление ребенка в инклюзивную группу.

Рекомендации ПМПК. Перевод ребенка в инклюзивную группу ДОУ, определение режима посещения индивидуальных занятий. Дополнительные занятия в Окружном ресурсном центре по подготовке к школе (группа фольклорной терапии, занятия в интегрированной группе по формированию коммуникативных и социальных навыков), продолжение наблюдения у психиатра в Научном центре психического здоровья Минздрава РФ. Образовательный маршрут дан на 2 года. Оценка динамики состояния на ПМПк ДОУ.

4. Повторное ПМПК (непосредственно в окружном ресурсном центре) с задачей оценки динамики развития ребенка и его психологической готовности к обучению в инклюзивном классе СОШ, определение программы обучения и необходимых дополнительных занятий.

Оценка динамики. Описание состояния ребенка в возрасте 7 лет 2 мес. На приеме специфичен в поведении, проявляются черты вычурности, в контакт вступает осторожно, напряжен. Выполняет предложенные задания, демонстрирует неравномерность в развитии психических функций, формальные первичные навыки счета и чтения сформированы в соответствии с возрастом, задания конструктивного характера выполняет в возрастной стратегии, затруднено считывание эмоционального контекста ситуации, эмоционально незрел. Демонстрирует «зоны» «сверхценных» захватывающих его интересов.

Рекомендации ПМПК. Обучение в 1-м инклюзивном классе по массовой программе, сопровождение тьютора (на период учебного года), дополнительные занятия с дефектологом – (индивидуальные), психологом во фронтальном режиме, психотерапевтическая работа с семьей в рамках Ресурсного центра. Обсуждение на школьном ПМПк, с целью корректировки объема коррекционных занятий и их направленности. Обсуждение стратегии деятельности специалиста сопровождения (тьютора). Совместное обсуждение со специалистами ПМПК ОРЦ динамики адаптации и развития ребенка. Во второй половине учебного года посещение фольклорного кружка или студии в системе дополнительного образования. Продолжение наблюдения у врача психиатра.

Специалисты ППМК имеют право оговаривать с родителями дополнительные условия, необходимые для успешной адаптации ребенка в ОУ, – в нашем примере это наблюдение психиатра в НЦПЗ или проведение психотерапевтической работы с членами семьи в условиях другого центра и т. п.

В современной командной работе специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (А. Я. Юдилевич, 2002) реализуются два основных принципа – мультидисциплинарный и междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к деятельности ПМПк ДОУ.

Мультидисциплинарный принцип заключается в реализации комплексного подхода к оценке развития ребенка, что предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов ПМПК (от врачей до социальных работников и воспитателей).

Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость выработки (согласования) коллегиальных подходов при такой оценке и преломления (в некоторых случаях серьезной коррекции) мнения каждого из специалистов, в зависимости от мнения других членов ПМПк. Это, в свою очередь, требует соответствующих технологий проведения коллегиального обсуждения, то есть технологий междисциплинарного взаимодействия. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на ведущего заседание консилиума специалиста (председателя ПМПк – старшего логопеда или координатора по инклюзии в ДОУ). Важной задачей ведущего становится последовательность обсуждения ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов и т. п.

Учет обоих принципов командной работы специалистов формулирует как задачи образования, так и задачи коррекционно-развивающей помощи ребенку и сопровождения его семьи.

Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения (ПМПк ДОУ) как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 127/901-6. В инклюзивном дошкольном образовательном учреждении ПМПк – это объединение специалистов ДОУ, реализующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.

Обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;

Обсуждение сложившейся образовательной ситуации;

Разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в данное образовательное учреждение.

Таким образом, стратегия включения ребенка в некоторой степени зависит от специалистов ПМПк, определяющих необходимые условия для его успешного включения в среду обычных сверстников.

Задачами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) инклюзивного ДОУ являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу – сопровождение всех детей группы, в которую включен ребенок с ОВЗ.

Успешная деятельность ПМПк определяется внешними и внутренними условиями организации деятельности инклюзивного ДОУ. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Модель построения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, посещающего инклюзивное

Из книги Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие автора Смирнова Елена Олеговна

Варианты построения образовательного маршрута и условий включения ребенка с ОВЗ в работу различных структурных подразделений ДОУ Рекомендации ПМПК по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и созданию условий для детей с ОВЗНиже представлены краткие

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

Введение Общение и его роль в развитии ребенка

Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

Роль общения в развитии ребенка Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.Жизнь иногда

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Роль игры в развитии ребенка Время летит, и ваш малыш постоянно расширяет сферу своих интересов и осваивает все новые знания и умения. Ему уже не хватает тех знаний, которые позволяла получить предметная деятельность. Поэтому на новом этапе развития приходит новый способ

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Роль массажа в развитии ребенка Массаж способствует здоровому росту младенца и играет важную роль в его физическом и психическом развитии. Улучшается кровообращение и укрепляется иммунная система ребенка. Именно массаж позволяет ребенку и родителям лучше узнать

Из книги Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки автора Кузьменко Галина Анатольевна

Глава 1. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая и социальная

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Глава 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 2.1. Клинические проявления при задержке психического развития Анализ теоретических разработок и повседневной практики показывает, что в медицине задержку психического

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

I.3. Отношение учащихся к учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема Проблема психологии взаимоотношений учителя и учеников, создания эмоционально-положительной атмосферы на занятиях привлекает педагогов, психологов и философов с давних

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Роль родителей – роль ребенка Как родители восьмерых, мы признаем, что со своими первыми детьми не очень-то нетерпеливо ждали очередной трапезы, особенно когда они были в возрасте от года до двух. Мы чувствовали себя ответственными за каждую их трапезу, за то, что они

Из книги автора

Роль бабушки в воспитании ребенка Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это усовершенствованная форма оказания диагностических и консультационных услуг детскому населению, апробированная и внедренная в различных регионах России.

ПМПК решают важнейшую задачу выявления детей и подростков с нарушениями развития в детской популяции, дифференциации их по возможностям обучения, определяют оптимальный психолого-педагогический маршрут для каждого обследованного ребенка и соответствующие специальные образовательные условия. В этой связи, становится очевидной актуальность проблемы организации специальной психолого-медико-педагогической службы и диагностики интеллектуальных, сенсорных, двигательных, психических и речевых нарушений, а также комплексной работы направленной на их предупреждение и коррекцию.

Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

В настоящее время психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют диагностику и консультирование детского населения как по направлению консилиумов и консультаций, так и по обращению.

В результате деятельности консультативно-диагностической службы в последние годы (2002-2006) наметились положительные изменения в деятельности образовательных учреждений: своевременно выявляются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, открываются новые коррекционные группы и классы, укрепилась связь с родителями.

Анализ научных исследований и нормативной документации показывает, что особенностями ПМПК на современном этапе является:

Расширение направлений деятельности: диагностическая, консультативная, информационная, просветительская, профилактическая аналитическая и др.;

Расширение штатов в связи с увеличением числа специалистов, оказывающих различные виды помощи;

Изменение контингента обследуемых детей в связи с расширением возрастных границ (с рождения до 18 лет) и его качественных изменений;

Изменение организационных форм работы.

Основными задачами психолого-медико-педагогических комиссий являются:

Раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;

Комплексная динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;

Определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;

Подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также - лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

Разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностической и коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

Формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

Использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, оздоровительных, лечебно-профилактических, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

Консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

Стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Mинистерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, и проектом Положения о психолого-медико-педагогической комиссии.

На территории каждого субъекта Федерации создана, как минимум, одна ПМПК. ПМПК субъекта Федерации является головной по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.

Основные направления работы психолога ПМПК.

Психолог ПМПК осуществляет следующую деятельность:

    проводит изучение особенностей детско-родительских отношений и наблюдение за характером взаимодействия между матерью и ребенком в ходе совместной (игровой, изобразительной или пр.) деятельности;

    выявляет посредством экспериментально-психологического обследования ребенка причины, затрудняющие становление его личности, психологические механизмы, обуславливающие имеющиеся у него нарушения в развитии;

    информирует родителей об особенностях психического развития ребенка, проводит вместе с ними вероятностный прогноз развития ребенка с учетом родительских установок и ожиданий по отношению к нему, социальной ситуации его развития в целом, объясняет родителям источники происхождения трудностей и проблем в развитии ребенка;

    разрабатывает совместно с родителями конкретные меры помощи и программу индивидуальной коррекционной работы для ребенка, реализуемые в дальнейшем при активном участии самих родителей;

    осуществляет эффективные коррекционные мероприятий, способствующие повышению уровня произвольной регуляции психических процессов и поведения у ребенка, необходимого для успешной социальной адаптации в соответствующих его возрасту детских образовательных учреждениях;

    проводит подгрупповые и групповые занятия с детьми, имеющими сходную проблематику или предусмотренные учебным планом;

    своевременно составляет необходимую документацию, качественно ведет записи при планировании коррекционной работы и заполнении дневника наблюдения за детьми, которым оказывается психологическая помощь;

    занимается осмыслением опыта практической работы, анализом и обобщением результатов своей деятельности, подготовкой методических рекомендаций для родителей и образовательных учреждений;

    систематически повышает уровень профессиональной квалификации, изучая материалы по психологической коррекции и консультированию, опубликованные в периодической печати и научной литературе, участвуя в психологических тренингах и семинарах.

Психолог ПМПК в своей профессиональной деятельности должен знать: д екларацию прав человека, конвенцию о правах ребенка, Закон “Об образовании”, базовые знания по общей психологии, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, основы психотерапии и консультирования, принципы психогигиены и психопрофилактики, инновационные методы обучения и воспитания детей, методы социально-психологического тренинга, основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности.

    Функции психолога на ПМПК

Должностные обязанности педагога-психолога.

2.1. Осуществлять психологическую диагностику детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, на основе анализа представленных документов о развитии ребенка, информации полученной от родителей (законных представителей).

2.2. Определять направления работы по коррекции психических отклонений в развитии детей и подростков рамках ПМПк.

2.3. Участвовать в заседаниях ПМПк согласно плана ПМПк

2.4. Профессионально и грамотно оформлять документацию установленного образца с соответствующими индивидуальными рекомендациями по результатам обследования детей.

2.5 Проводить коррекционные занятия с учащимися, находящимися на сопровождении в рамках ПМПк

2.6 Участвовать в разработках коррекционных программ учащихся, находящихся на сопровождении в рамках ПМПк

2.7 Готовить необходимую документацию на учащегося на районную ПМПК

2.8. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), педагогам школы, принимающим непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.

2.9. Участвовать в проведении мониторинга по выполнению рекомендаций ПМПк и анализировать результаты динамики развития детей и подростков.

2.10. Выполнять требования устава учреждения, положение о ПМПк, внутренний трудовой распорядок, осуществлять ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности.

Диагностическое направление Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (в том числе логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и т.д.). Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели постановки клинического диагноза (тем более что при отсутствии в составе консилиума врача это невозможно), а направлено на квалификацию индивидуально-типических трудностей ребенка, качественное описание картины его развития, определение оптимальных форм и содержания коррекционной помощи, т.е. направлено на установление функционального диагноза.

На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

    развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

    развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

    формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПМПк (консилиума) в ОО Подготовила Стороженко А.Ф., методист ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»

2 слайд

Описание слайда:

1. Конституция РФ. 2. Конвенция ООН о правах ребенка. 3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской федерации». 4. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». 5. Закон №181- ФЗ «О защите инвалидов в РФ». НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

3 слайд

Описание слайда:

6. Письмо Министерства образования РФ «Организация работы психолого – медико – педагогического консилиума в образовательных учреждениях» от 27.03.2000 г. №27/901 – 6. 7. Устав и локальные акты регулирующие организацию образовательного процесса в ОО 9. Положение о ПМПк в ОО НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

4 слайд

Описание слайда:

Цель психолого – медико -педагогического консилиума Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

5 слайд

Описание слайда:

Задачи ПМПк Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного возраста, имеющих отклонения. Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии с особенностями их физического и психического развития. Диагностическая и коррекционная работа с детьми на базе ОО. Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности (памяти, речи, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально-волевого и личностного развития. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций педагогам. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий. Подготовка и ведение документации отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности в обучении.. Организация взаимодействия между педагогическим составом учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.

6 слайд

Описание слайда:

Основные функции ПМПк: 1. Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в ОО. 2. Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции. 3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса. 4. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

7 слайд

Описание слайда:

В состав ПМПк входят: Председатель ПМПк: - координатор по инклюзивному образованию Члены ПМПк: - педагог-психолог; - учитель-логопед; - медицинский работник; - педагоги, работающие с детьми. Структура организации деятельности ПМПк

8 слайд

Описание слайда:

Этапы создания и организации деятельности психолого – медико – педагогического консилиума в ОО Приказ по ДОУ о создании ПМПк Положение о ПМПк Договор о взаимодействии с муниципаль-ной ПМПК Организационный этап. Ответственные: Руководитель ОО, председатель ПМПк График работы ПМПк

9 слайд

Описание слайда:

Приём детей на консилиум по запросу родителей по инициативе педагогов Письменное согласие родителей на обследование ребенка по медицинским показаниям внеплановый: по запросу участников образовательного процесса

10 слайд

Описание слайда:

Договор между ДОУ и родителями (законными представителями) обучающегося Журнал записи детей на ПМПк Этапы создания и организации деятельности психолого – медико – педагогического консилиума Ответственный председатель ПМПк 1 этап - подготовительный

11 слайд

Описание слайда:

Обсуждение ребенка на консилиуме планируется за две недели до его проведения. Председатель ПМПк ставит в известность родителей и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и проведение заседания ПМПк. Специалисты, ведущие работу с ребенком, обязаны за 3 дня до проведения ПМПк предоставить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка за период с момента последнего консилиума. На ребенка, обсуждаемого на консилиуме, заводится карта психолого-медико-педагогического сопровождения, содержащая рекомендации индивидуального подхода к работе с ним. Карта исключает возможность ознакомления с ее содержанием посторонних лиц. Подготовка ПМПк

12 слайд

Описание слайда:

ПМПк проводится под руководством председателя консилиума. На заседании ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании или коррекционной работе, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Заключение специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. При направлении на ПМПк копия коллегиального заключения консилиума образовательного учреждения выдается на руки; копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу. Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем за 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума. Порядок проведения ПМПк

13 слайд

Описание слайда:

Педагогическое представление (характеристика), в котором отражены проблемы, возникающие у педагога работающего с ребенком Выписка из истории развития ребёнка (анамнез) Представление: психологическое – педагог – психолог; логопедическое – учитель – логопед; медицинское – врачи-специалисты. 2 этап – индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума Ответственные специалисты ПМПк

14 слайд

Описание слайда:

3 этап – коллегиальное обсуждение Определение образовательного маршрута и коррекционной помощи Протокол консилиума Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк Итоговое заключение с рекомендациями специалистов, участниками образовательной деятельности Документация

15 слайд

Описание слайда:

Документы: копия коллегиального заключения ПМПк; направление с заключениями врачей; логопедическое представление; психологическое представление; психолого-педагогическая характеристика; рисунки и др. результаты продуктивной деятельности ребенка; копия справки об инвалидности (при наличии). По результатам ПМПК 4 этап – направление ребенка на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию Определение программы обучения Консультативная помощь специалистов

16 слайд

Описание слайда:

Документация: ИПР ребенка; планы коррекционно – развивающих мероприятий всех специалистов консилиума Ответственные: куратор ребенка, все специалисты консилиума. 5 этап – согласование деятельности специалистов по коррекционно – развивающей работе