Территория россии до славян. Древние народы на территории России. История государства и народов России Что было раньше на территории

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

По этой же теме:

Чудь и другие народы, которые жили на территории Руси до прихода славян Мурома и другие народы, которые жили на территории Руси до прихода славян

МЕНЯЕМ УГОЛ ЗРЕНИЯ НА ДРЕВНЮЮ ИСТОРИЮ

Достаточно старая концепция, принадлежащая и Брюсону, и в общем-то до него сложившаяся, гласит следующее:

Вся территория Восточной Европы в период Валдайского оледенения, которое, как предполагали, длилось около 7−8 тыс. лет, была покрыта мощнейшим ледником, который растаял окончательно в 8 тысячелетии до н.э., и именно на этот период приходится экспансия сюда первых первопоселенцев из-за Урала, где из-за относительной перенаселенности финно-угорских народов в общем-то сложилась недостаточно благоприятная для жизни ситуация и, с открытием новых земель, с возможностью передвижения на новые земли, финно-угры прошли через Средний Урал и Приполярный и Северный Урал, таким образом постепенно заселяя территории северо-восточной Европы, и где-то уже на рубеже первого тысячелетия нашей эры начинается экспансия на эти территории славянских племен.

В результате симбиоза славян и финно-угров появляется то, что мы с вами называем северо-руссами, с соответствующей региону характерной культурой, искусством и т.д.

Для таких выводов было достаточно оснований, поскольку предположить проживание на этих территориях, только что освободившихся от ледника, покрытых, естественно, тундрой, другого этноса, стоящего на более высокой ступени развития, который занимался не только собирательством, охотой и рыбной ловлей, было трудно. Тем более, что биомасса тундровой зоны была настолько незначительна, что могла прокормить лишь небольшие группы охотников, собирателей, рыболовов.

Но буквально в последнее время, в 80−е годы ученые Европы, всей Европы, и Западной и Восточной, сложили как бы все данные, которые они получили в результате шурфования, в результате получения кернов (глубинных пластов почвы), которые относятся именно к ледниковому периоду, и выяснилась очень интересная ситуация.

Прежде всего, ледниковый Валдай длился не 7−8, а всего 2 тыс. лет. Пик Валдая приходится на 18−20 тыс. лет назад, то есть это 16−18 тысячелетия до н.э.. Уже в 13 тысячелетии восточная граница ледника находилась на границе современной Карелии и Финляндии. В пик ледника, его восточная оконечность приходилась на Молого-Шекнинский регион, то есть практически он не затрагивал восточные территории. Что касается ледника Печорского или Баренцево-Беломорского бассейна, то он претерпел очень странные изменения и где-то в 14 тысячелетии до н.э. раскололся в результате геопроцессов, то есть от землетрясений.

Вся территория Восточной Европы, практически не занятая ледником, представляла собой очень интересный регион.

Если мы пойдем глубже во времени… это территория Европы в 70−м тысячелетии до н.э. в период так называемого Микулинского межледниковья.

В Микулинское оледенение летние температуры были в среднем на 10−11 градусов по Цельсию выше, чем сейчас. То есть та территория, на которой мы находимся, имела приблизительно такой режим, как сегодня Харьковщина, с учетом того, что хона лесная. Естественно, что в такой зоне человек мог обитать, мы не будем говорить, был ли это homo sapiens или какая-то другая формация. Факт остается фактом: на Средней Печоре уже в 40−м тысячелетии до н.э. обитают люди, которые оставляют продукты своей жизнедеятельности. Это все-таки, средний палеолит, еще не верхний. В это время человеческие группы уже обитают вот в этом регионе.

Что же происходит дальше? После 70−го тысячелетия идет постепенное изменение климата. Представление о том, что ледник был молниеносным, очень быстрым не соответствует действительности: были периоды подъема, упадка температуры. И только 18−20 тыс. лет назад наступил ледниковый Валдай, который создал очень своеобразную ситуацию в Европе вообще и в Восточной в частности.

Обратите внимание, что получается: огромный ледник покрывает территории Англии, Скандинавии, а там, где мы с вами находимся, как видите, ледника нет. Но кроме этого ледника есть еще Альпийский и Пиренейский, которые очень влияют на климат Западной Европы. В результате, на территории Англии, где сейчас тепло, находилась арктическая тундра, территория Западной Европы представляет собой низкорослый березняк и арктические тундровые луга.

Теперь представьте, где человеку легче обитать – в арктической тундре или в смешанных лесах, тем более с такими проплешинами широколиственных?

И если люди поселились здесь за 40 тыс. лет до нас с вами, то естественно они должны продолжать обитать на этих территориях и в более поздний период, и никоим образом не могли мигрировать.Эта территория, оптимальная сейчас, никаких оптимальных условий тогда не имела, то есть на территории Западной Европы климат был хуже, чем на территории Восточной.

А поскольку здесь складываются оптимальные условия, то население должно возрастать. С увеличением биомассы, с изменением климатических условий, население обязательно растет, это закономерный естественный процесс, если не посещают эпидемии и не случаются какие-нибудь разрушительные войны. Но поскольку всего этого не фиксируется, остается предполагать, что населения было достаточно много. А если население растет, то оно не может пользоваться старым хозяйственно-культурным типом, то есть быть только собирателями, только охотниками, только рыболовами. И некоторые наиболее смелые специалисты, в частности, Матюшкин, считают, что уже на рубеже 7−6 тысячелетий на этих территориях было большое количество домашних животных. В частности, на территории Среднего Урала, на одном из поселений – Довликаново – обнаружено около 30% костей домашнего крупного рогатого скота, в костологическом материале. Здесь же в это время уже встречаются домашние лошадь, коза и овца.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНО-УГОРСКОГО ЭТНОСА

Из вышесказанного остается только сделать вывод, что либо финно-угорское население этих территорий потом быстро деградировало и потеряло все свои культурные приобретения, либо оно на этой территории еще не проживало.

Антропологи ответили на этот вопрос достаточно ясно: уже в мезолите в основной массе захоронений встречается исключительно европеоидный тип.

По данным Ошибкиной… а делал и проверял весь хронологический материал Гокман – один из крупнейших наших антропологов. Он пришел к выводу, что в мезолитическом Оленеостровском могильнике – 8−7 тысячелетие до н.э. – захоронены абсолютно европеоиды, без всякой монголоидности. Еще более четко европеоидность проследила Ошибкина на захоронениях при Сухони. О чем это свидетельствует?

В эпоху мезолита складываются расовые стволы, вычленяются европеоидная, монголоидная и негроидная расы.

Что касается финно-угров, в это время они приобретают то, что называется юкаторской монголоидностью.

У всех финно-угорских народов на сегодняшний день, будь то финны, эстонцы, марийцы, мордовцы, не говоря про хантов, манси, эвенков, эвенов, селькупов, у всех у них в той или иной мере присутствует юкаторская монголоидность – низкая лицевая маска, в отличие от европеоидов, у которых, то есть лицевая маска очень длинная и профилированная, и именно на этих территориях встречаются наиболее длинолицык люди в Европе.

То есть они европеоидней южных европеоидов: с хорошо профилированными носами и с очень длинными лицами.

Если бы здесь обитали финно-угры, то, естественно, должна была быть юкаторская монголоидность. Более того, тот так называемый лопаноидный тип, который Брюсов связывал с финно-угорским, оказывается палеоевропейским приледниковым типом. То есть – то население, которое сформировалось у самых границ ледника.

Со всей преамбулой я хотела бы остановиться на следующем, может, неожиданном: финно-угры на территориях Северной Европы не являются автохтонным населением.

В противном случае уровень их развития должен был быть колоссально высоким. Хозяйственно-культурный тип должен быть настолько высоким, что не славяне бы потом цивилизовывали финно-угров, а наоборот.

Какой же был образ жизни и культура древнего населения северо-запада Европы?

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

На этих территориях, оптимальных, где было огромное количество биомассы, здесь был и зубр, и кулан, и сайгак – обитатель степей, здесь обитали в больших количествах в период ледника мамонты, которых наши с вами предки очень хорошо кушали. Но надо иметь в виду, что мамонту тоже нужно что-то есть. …И, действительно, современные палеокарты дают огромную лесную зону буквально до побережья Белого моря.

Из этого следует, что люди, которые здесь жили, должны были накапливать культурный потенциал; они не находились в сверхестественных условиях, какие мы сейчас с вами предполагаем.

Представьте ситуацию, которая складывается в Сумгирском захоронении верхнего, это 25−23 тысячелетия до н.э.. Здесь захоронен мужчина в возрасте 60 с гаком лет, то есть наши представления о том, что несчастные первобытные умирали в 20−30−летнем возрасте не соответствует действительности. Он был здоров, и от чего умер, мы не знаем. Это огромный широкоплечий человек, рядом с которым похоронены мальчик и девочка. На мужчине одет, как выяснили по органическим остаткам, которые уже, конечно же, пыль, на нем был одет очень своеобразный костюм: огромная замшевая куртка с мехом внутрь, к ней пристегивались замшевые же сапоги. Вся куртка обшита огромным количеством бус, выточенных из бивней мамонта. В общей сложности на трех похороненных находилось 11 тыс. бусин. Нужно иметь свободное время, чтобы заниматься этим ремеслом, и чтобы не пожалеть отдать бусины земле, отдать покойнику. На изготовление одной бусины, как считают, в среднем уходило от 45 минут до 2−х часов. Помножьте на 11 тысяч и вы получите трудозатраты. Рядом с мальчиком и девочкой лежали два копья из распрямленных бивней мамонта. До сих пор нет четкого представления о том, как бивни распрямлялись, они ведь гнутые. Одно копье длиной 2м 80см, другое – 3м. Это 23−25 тысячелетие до н.э., Валдайское оледенение, пусть еще не ледниковый Валдай, но уровень культуры…

23−е тысячелетие до н.э.. Черниговщина. Мизенская стоянка, на которой на браслетах, как выяснили конвергентно наш ученый Фролов и американский Маршак, то есть почти одновременно они пришли к выводу, что на браслете зафиксирован лунный год, солнечный год, то есть лунный календарь, солнечный календарь, изменение лунных циклов, изменение фаз растительности и плюс некоторые моменты, связанные с функционированием женского организма. Именно там наиболее архаичная типология орнамента, который потом станет как индийский, эллинистический и иже с ним.

Именно здесь, в 23−м тысячелетии до н.э. из костей мамонтов сделаны музыкальные ударные инструменты; ими пробовали воспользоваться, действительно, получили целый ряд в общем-то мелодичных звуков, и довольно стройно все это выглядело. Мы не знаем, конечно, каким образом они играли на них, какие звуки извлекали, что это за звуковой ряд был, но уже наличие такого инструментария свидетельствует о достаточно высокой культуре.

Так вот, мезолит отстоит от верхнего палеолита не больше, чем десяток тысяч лет, и мы не можем считать, что культура систематически падала, доходила до какого-то последнего предела. Значит, на этих территориях обитали люди, которые имели довольно значительный культурный потенциал. Они жили на территориях, которые отличались оптимальными климатическими условиями, и был еще один очень важный фактор, которого больше практически нет нигде: длинный летний световой день.

Что такое для человеческого организма длинный световой день?

За счет огромной инсаляции идет не только накопление биомассы, идет интенсивное развитие живых организмов. Пример: серый гусь, который откладывает яйца в дельте Волги на месяц раньше, чем в дельте Северной Двины, а выводит птенцов одновременно. То есть в дельте Северной Двины развитие зародыша в яйце происходит на месяц быстрее. Более того, когда сравнивали вегетационный процесс таких растений, как лен, овес, ячмень, рожь, пшеница, то выяснили, что в среднем вегетация в северных широтах составляет 82−83 дня, в то время, как на юге нашей страны в черноземной зоне 112−118 дней. Посчитайте, какая разница. Естественно ждать от людей, живущих на этой территории, значительных культурных потенций.

Обилие рыбы. Нам приходится об этом только догадываться. Обилие дичи. Еще в конце XIX века писали о том, что на Новой Земле было такое обилие птицы, что не знали, что с ней делать. Птицу можно брать практически голыми руками, по той причине, что долго в воде они находиться не могут – мерзнут и взлететь не могут. Обилие мяса, рыбы, леса, и те оптимальные условия, которые дает лесная зона. В степи и древности люди не селились. Степь – это страшное место, где все зависит от дождей: есть 2−3 дождя – будет урожай, нет – не будет.

Посмотрите на миграцию монголов: миграционный процесс резко увеличивается, когда степь зеленеет, когда есть чем кормить лошадей, скот, но страшно в степи, когда засуха. А лес всегда давал возможность сохранения воды, поэтому жизнь в лесной зоне была естественно оптимальной.

Когда у нас на исторических факультетах говорят, что славяне принесли сюда навыки земледелия, это настолько странно, потому что живя в зоне, где находится огромное количество лесовидных суглинков, а лесовидные суглинки эдентичны украинским и южнорусским лессам, среднеазиатским и лессам Хуанхе, то есть самым богатым почвам, и что этими почвами люди не воспользовались – это, конечно, смешно.

Приведу такой сакраментальный пример: в XVIII веке, когда академик Лепехин обследовал Каменскую тундру, он там обнаружил большое количество дикой ржи, льна, гороха. Последние 2 тыс. лет, насколько я знаю, в Каменской тундре эти злаки никто не культивировал. Птицы в своих желудках перенести не могли, потому что злаки в желудке растворяются, на то птицы ими и питаются. Остается думать, что это приспособившийся к новым условиям существования реликт. Эту рожь в 1857 году частично убрали, и она находилась на выставке в Архангельске, где также был представлен хлеб из нее и мука. Каждый мог попробовать, и ничего удивительного не было. Удивительно, что самоеды, жившие в Каменской тундре, пользовались только диким горохом. Дикого льна и ржи они не знали. Но кто-то их там должен был культивировать. Остается предположить, что это остаток того времени, когда тундры, как таковой, не было, а на этом месте были огромные злаковые степи.

Можно предположить, что и рожь, и ячмень, и овес могли быть автохтонами Севера, тем более, что для этих растений, которые академик Берг не случайно назвал «растениями длинного светового дня», необходимы условия, которых на юге нет. На юге не растет лен-долгунец, там лен выращивают только на масло, стебель у него короткий. Для того, чтобы лен вырос длинный, нужно, как и для ржи, несколько условий: 1) длинный световой день; 2) отсутствие перегрева от прямых солнечных лучей; 3) большое количество рассеяного ультрафиолета; 4) обилие влаги в почвы. И все эти условия на Севере есть.

Мы привыкли к такому вобщем-то ущербному термину – «нечерноземье», забывая, что до присоединения вновь Украины, Россию кормил нечерноземный край, степи тогда еще не было. Когда в начале XX века известный исследователь, погибший на этих исследованиях, Андрей Журавский писал, что обыватели представляют Север как совершенно дикую пустыню, и северяне этому чрезвычайно способствуют, потому что обленились они до крайности…

Надо просто прочувствовать, что же такое Русский Север: житница России, богатейший край, и тот край, где сохранился определенный генотип, определенный характер, определенный культурный строй, практически не размытый.

Вся прелесть в том, что население Вологодской части Архангельской области и на сей день вызывает удивление у антропологов. Их лицаоказались длинней, чем у украинцев. И которые по своим антропологическим показателям оказались родными братьями средневекового населения Чернигова, Киева, Любича и удивительно близки знаменитым полянам, которых, другой наш антрополог, Татьяна Ивановна Алексеева, жена его, считает непосредственными потомками лесо-степных скифов, о которых говорят нам греческие и римские историки.

Остается фактом, то, что уже в мезолите, а возможно, и в палеолите, складываются многие из тех структур, с которыми мы имеем дело в народном искусстве русских Севера на рубеже XIX-XX веков. В орнаментике, в структуре обряда, в массе всевозможных деталей мы прослеживаем то, что сложилось на этих территориях за последние 20 тысяч лет. Своеобразный слоеный пирог.

Север Восточной Европы, судя по всему, был не только регионом сложения значительной части индоевропейцев, это был регион, где рождались такие древнейшие памятники индоевропейской культуры как Веды и самая древняя ее часть Ригведа.

Отрывок из курса лекций Жарниковой С.В.«ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»

27 мая (по н. ст.) 2018 года Санкт-Петербург будет отмечать 315-ю годовщину своего основания. Именно в этот день 1703 года по решению царя на отвоеванных у шведов землях, которые назывались Ингерманландией, была заложена Петропавловская крепость.

В реальности, как установили археологи, уже в VIII-IX веках на берега Невы пришли и заселили их восточные славяне (ильменские словене и кривичи). Эти земли представляли большой интерес и для Швеции, она долгое время боролась за них с Великим Новгородом.

В конце XV века, по данным новгородских источников, эти территории были густо заселены. В низовьях Охты находилось 15 деревень, на современных территориях - Петроградской стороне, Васильевском острове, Адмиралтейской части - было несколько десятков дворов. В 1500 году на месте современного города было уже 21 поселение, насчитывалось 128 дворов.

В начале XVII века, в Смутное время, со шведами был заключен договор, согласно которому они должны были помочь бороться с поляками и за это им передавались земли Корельского уезда. В 1611 году в устье реки Охты была заложена шведская крепость Ниеншанц, а на другом берегу - город Ниен. Во время Русско-шведской войны 1656-1658 годов крепость захватили русские войска, но расширения территорий не произошло.

Еще до начала Северной войны шведы активно укрепляли город и крепость. В 1703 году армия соратника Петра Бориса Петровича Шереметева подошла к крепости, и 1 (12) мая 1703 года Ниеншанц был захвачен русскими войсками.

Перед встала задача защиты новых границ. Он сам обследовал местность для новой столицы и определил местом строительства Заячий остров. Здесь в 1703 году начали строить крепость (фортецию), дату ее заложения принято считать официальной датой рождения города на Неве.

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре. ЧУДЬ «Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след. Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы. В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли. МЕРЯ «Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку. С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание. Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа. Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет. МУРОМА Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром. Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается. Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Какие народы проживали на наших территориях до прихода славян?

Отсутствие каких-либо письменных источников усложняет ответ на вопрос, «Кто жил на территории России до прихода славян». Эти народы были вытеснены или истреблены. Ведь, когда славяне расселялись, территория была заселена.

Территория России до славян

На эту тему написано много научных работ. Учёные до сих пор спорят, откуда пришли славяне, чьи земли они заняли. В литературе на это имеется два противоречивых взгляда. Немец Шлецер предположил, что до прихода варягов на территориях от Новгорода и до Киева были непроходимые леса. И если там были люди, то дикие. Такого же мнения были: Карамзин, Погодин.

Следующая гипотеза стала писаться в книгах 19-го века, профессорами Беляевым и Забелиным. В своих работах учёные выявляли долгий исторический процесс, из родовых союзов до племён.

Писатели из Рима и Греции знали о России от купцов, которые привозили известия из колоний, находившихся тогда по берегам Чёрного моря. Здесь жили кочевые народы Азии, потом киммерийцы, скифы, сарматы. Некоторым народам юная Россия была временной стоянкой, для других же наоборот. После себя здесь они оставили многочисленные курганы и могильные насыпи.

Киммерийцы

Читателям на заметку: Если вас интересует тату наклейка , то получить всю необходимую информацию вы сможете на сайте tattoo-stickers.ru.

Давайте разберёмся, кто же такие киммерийцы, скифы и сарматы?

Первые были самым древним народом заселявшую южную Россию с 1600 до 1000 гг. до н.э. Они занимались скотоводством и земледелием. Эти народы были индоевропейского (арийского) типа. Об этих племенах имеются упоминание даже в Библии (Бытие: 10,2). Наверное, они были могущественным народом. Археологи обнаружили большое скопление поселений в районе Харькова, Орла, Самары.

На больших территориях России также отмечается влияние скифов. Если проследить, множество могильных курганов находиться в Украине и в южной России. Согласно Геродоту, именно скифы вытеснили киммерийцев с побережья Чёрного моря.

Сарматы — пришли в -м веке до н.э. Это были кочевники, которые испытывали давление со стороны тюрков. Они проживали от Дона до Туркменистана. Позже им пришлось потеснить скифов.

Несмотря на свирепую внешность взгляд бал добрым. Об этом свидетельствуют записи римского историка Аммиана Марцеллини.

У сарматской орды было большое, грозное войско. Вооружены они были хорошо, поэтому им не составило труда вытеснить скифов.

Историк Забелин считает, что греческие и римский писатели сарматами называли славян. Если так, то откуда мы?

»