Открытие гробницы. «Чёткий срез древнеегипетской жизни»: почему гробница Тутанхамона стала одним из крупнейших археологических открытий. Сокровища из гробницы

Эпизоды из истории великого археологического открытия


«О мать Нейт! Простри надо мной свои крылья, извечные звезды...»
Надпись на саркофаге Тутанхамона

В гробницу Тутанхамона грабители вторглись уже через десять-пятнадцать лет после его смерти. Благодаря какой-то случайности первое, поверхностное ограбление оставило гробницу в общем не потревоженной.

Фрагмент фотографии / November 1925. Tutankhamun"s burial mask. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

В 1902 году египетское правительство разрешило американцу Теодору Дэвису производить раскопки в Долине царей. Дэвис копал двенадцать зим подряд. Ему посчастливилось: он обнаружил чрезвычайно интересные и важные для науки гробницы Тутмеса IV, Сипта, Хоремхеба, мумию и саркофаг великого «царя-еретика» Аменхотепа IV. В тот год, когда началась первая мировая война, эта концессия перешла к лорду Карнарвону и Говарду Картеру, которые позже и явили миру фараона Тутанхамона.

Третий зарегистрированный в Англии автомобиль принадлежал ему: автомобильный спорт был его страстью. Эта страсть привела к коренному перелому в его жизни - в самом начале XX [в книге: "нынешнего"] столетия он попадает неподалеку от Бад-Лангеншвальбаха, в Германии, в автомобильную катастрофу: переворачивается на свей машине. Помимо ряда серьезных ранений, последствием катастрофы явилось поражение дыхательных путей; настоящие приступы удушья делают невозможным для него пребывание в Англии зимой. Так, в 1903 году он впервые попадает в Египет с его более мягким климатом, и здесь - на раскопки, которые велись различными археологическими экспедициями. Богатый независимый человек, не имевший до этого определенной цели в жизни, он увидел в этой деятельности поистине великолепную возможность сочетать не покинувшую его страсть к спорту с серьезными занятиями искусством. В 1906 году он приступает к самостоятельным раскопкам, но той же зимой поиходит к выводу, что его знания совершенно недостаточны. Он обращается за помощью к профессору Масперо, и тот рекомендует ему молодого Говарда Картера.

Сотрудничество этих людей было необыкновенно плодотворным. Говард Картер великолепно дополнял лорда Карнарвона: он был всесторонне образованным исследователем и еще до того, как лорд Карнарвон пригласил его наблюдать за всеми проводимыми им раскопками, успел приобрести немало практических знаний у Питри и Дэвиса. Но при всем он вовсе не был лишенным фантазии регистратором фактов, хотя некоторые критики и упрекали его в чрезмерном педантизме. Он был человеком с практическим складом ума и одновременно редким храбрецом, настоящим сорвиголовой. "

" Карнарвон и Говард Картер начали работать вдвоем. Только осенью 1917 года им удалось настолько увеличить масштаб работ, что появилась надежда на успех. Тогда же и произошло то, с чем мы уже неоднократно встречались в истории науки: с самого начала им удалось напасть на то место, где, собственно, и было впоследствии сделано открытие. Однако ряд внешних обстоятельств - критические размышления, оттяжки, сомнения и, прежде всего, «указания специалистов» затормозили все дело и привели к тому, что оно чуть было вообще не лопнуло. "

4.


План гробницы на сайте выставки The Discovery of King Tut

" Приступив к раскопкам, Карнарвон и Картер в продолжение зимы убрали внутри намеченного треугольника почти весь верхний слой мусора и щебня и довели раскопки до подножия открытой гробницы Рамсеса VI. «Здесь мы наткнулись на ряд хижин для рабочих - на несколько лачуг, которые были построены на куче обломков кремня, что, как известно, всегда служит в Долине верным признаком близости какой-либо гробницы».

События нескольких последующих лет приобретали постепенно все более напряженный характер.

Из-за туристов, вернее, потому, что дальнейшие раскопки помешали бы осмотру охотно посещаемой туристами гробницы Рамсеса, Карнарвон и Картер решили поекратить раскопки в этом месте до более благоприятных времен. Таким образом, зимой 1919/20 года они произвели раскопки лишь у входа в гробницу Рамсеса VI и нашли там в небольшом тайнике некоторые имевшие известный археологический интерес предметы заупокойного инвентаря.

«Никогда еще за время нашей работы в Долине мы не были так близки к настоящему открытию», - писал впоследствии Картер.

Теперь они «разворотили», как сказал бы Питри, весь треугольник, за исключением того клочка земли, на котором стояли хижины рабочих. И снова они оставляют нетронутым этот последний участок, снова отправляются в другое место, в небольшую, прилегающую к Долине царей лощину, к гробнице Тутмеса III, роются там два года подряд и в конце концов не находят ничего ценного.

Тогда они собираются и вполне серьезно обсуждают вопрос, не следует ли все-таки после столь ничтожных результатов долголетних исследований перенести раскопки в совершенно другое место. По-прежнему нераскопанным остается только тот пятачок земли, где стоят лачуги рабочих и находится куча кремневых обломков - небольшой кусочек территории у подножия гробницы Рамсеса VI. После долгих колебаний они наконец решают посвятить Долине царей еще одну, на этот раз действительно последнюю, зиму. "

" Третьего ноября 1922 года Картер (лорд Карнарвон находился в это время в Англии) приступил К сносу лачуг - это были остатки жилищ времен ХХ династии. Нa следующее утро под первой лачугой была обнаружена каменная ступенька. К вечеру пятого ноября, после того как были убраны горы мусора и щебня, уже не оставалось никаких сомнений в том, что удалось найти вход в какую-то гробницу.

Однако это могла быть и какая-нибудь незаконченная или же неиспользованная, пустая гробница. А если в ней инаходилась мумия, не исключалось, что и эту гробницу, как и многие другие, давно уже осквернили и разграбилн. Наконец, чтобы перебрать все пессимистические варианты, скажем, что гробница могла принадлежать вовсе не царю, а какому-нибудь придворному или жрецу.

По мере того как про двигалась работа, возрастало и волнение Картера. Ступенька за ступенькой высвобождались из-под мусора и щебня, и к тому времени, когда внезапно, как всегда в Египте, зашло солнце, все увидели двенадцатую ступеньку, а за ней «верхнюю часть закрытой, обмазанной известкой и запечатанной двери». «Запечатанная дверь! Значит, действительно... Это мгновение могло взволновать и бывалого археолога».

5.

План внутренних помещений гробницы фараона Тутанхамона. Из книги К.Керама "Боги, гробницы, ученые", М., 1963.

Картер осмотрел печати: это были печати царского некрополя. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то действитель но высокопоставленной особы. Поскольку жилища рабочих уже со времен ХХ династии закрывали вход в гробницу, она, во всяком случае с этого времени, должна была стать недоступной для воров. Картер, дрожа от нетерпения, проделал в двери небольшое отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем; это лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Когда Картер, оставив раскоп под охраной самых верных своих людей, возвращался при свете луны домой, ему пришлось вступить в тяжелую борьбу с самим собой.

«За этим ходом могло находиться все, буквально все, что угодно, и мне пришлось призвать на помощь все мое самообладание, чтобы не предаться искушению сейчас же взломать дверь и продолжать поиски», - записал Картер в своем дневнике после того, как он заглянул в проделанное им в двери отверстие. Теперь, когда он верхом на ослике спускался по склону Долины царей, им овладело жгучее нетерпение. Внутренний голос нашептывал ему, что после шести лет бесплодного труда он наконец стоит на пороге великого открытия; и все-таки он трудно не восхищаться этим - принимает решение засыпать раскоп и ждать возвращения лорда Карнарвона, своего друга и сотрудника.

6.


King Tutankhamun tomb"s hidden chamber discovered through testing temperature. dailymail.co.uk

Утром 6 ноября Картер посылает Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями; до Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю». Восьмого он получает два ответа: «Приеду по возможности быстро»; «Предполагаю двадцатого быть в Александрии».

23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью прибыл в Луксор. Более двух недель провел Картер в жгучем нетерпении, в томительном ожидании перед вновь засыпанной гробницей. Уже через два дня после открытия на него обрушился град поздравлений, но с чем, собственно, его поздравляли - с каким открытием, чьей гробницы? Этого Картер не знал. Если бы он продолжил раскоп буквально на несколько сантиметров, он бы увидел абсолютно ясный и отчетливый оттиск печати Тутанхамона. «Я бы лучше спал по ночам и избавил бы себя от трех недель мучительной неопределенности».

7.

December 1922. Ornately carved alabaster vases in the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Ко второй половине дня 24 ноября рабочие очистили все ступеньки. Сойдя с последней, шестнадцатой, Картер очутился перед запечатанной дверью. Он увидел оттиски печати с именем Тутанхамона и одновременно то, с чем пришлось столкнуться чуть ли не всем исследователям гробниц: следы грабителей, которые и здесь сумели опередить ученых; здесь, так же как и в других местах, воры успели сделать свое дело.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней нетронутой части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялиеь, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз. Хижины, о которых мы уже упоминали, свидетельствовали о том, что грабители действовали еще до царствования Рамсеса VI , а то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью». "

8.


Сокровищница / C. 1923. An assortment of model boats in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" «Наступал решающий момент, - пишет Картер, - дрожащими рука ми мы проделали маленькое отверстие в левом верхнем углу..»

Взяв железный прут, Картер пропустил его сквозь отверстие; прут не встретил преграды. Тогда Картер зажег спичку и поднес ее к от верстию: никаких признаков газа. Он принялся расширять отверстие.

Теперь вокруг него столпились все: лорд Карнарвон, его дочь леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер, который, едва узнав о новой находке, поспешил предложить свои услуги в качестве помощника. Нервно чиркнув спичкой, Картер зажигает свечу и трепетной рукой подносит ее к отверстию, но горячий ток воздуха, вырывающийся из отверстия, чуть было не задувает ее, и в мерцании света Картеру не сразу удается разглядеть то, что находится за дверью. Постепенно глаза его привыкают, и он различает сначала контуры, потом первые краски, и, когда наконец ему становится ясно видно содержимое камеры, расположенной по ту сторону двери, победный крик застывает у него на устах... он молчит. Для тех, кто стоит в ожидании рядом с ним, это мгновение кажется вечностью. «Видите ли вы там что-нибудь?» спрашивает его Карнарвон, не в силах более вынести неизвестность. Медленно, словно завороженный, Говард Картер поворачивается к нему. «О да, - говорит он проникновенно, - удивительные вещи!»

9.


December 1922. A ceremonial bed in the shape of the Celestial Cow, surrounded by provisions and other objects in the antechamber of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось и исследователи один за другим смогли уже спокойно подойти к проделанному в двери отверстию. Его слова подтвердились, когда открыли 17 ноября дверь и луч света от сильной электрической лампочки заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на двух матово поблескивающих черных больших статуях, на алебастровых вазах, на каких-то необычайных ларцах. Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени; словно часовые, стояли одна против другой две статуи «с золотыми передниками, в золотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей».

10.


December 1922. A gilded lion bed and inlaid clothes chest among other objects in the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

И среди всей этой роскоши мертвых, которую невозможно было охватить взглядом, виднелись следы живых: возле двери стоял наполовину наполненный известкой сосуд, неподалеку от него - черная от сажи лампа, в другом месте на стене был заметен отпечаток пальца, на пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему. Словно завороженные, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни; прошло немало времени прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении - настоящем музее сокровищ - не было ни саркофага, ни мумии. Неужели вновь должен был всплыть уже не раз обсуждавшийся вопрос: гробница или тайник?

Однако, обойдя шаг за шагом все помещения, они обнаружили между часовыми еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух». 27 ноября они обследовали дверь и при свете сильных электрических ламп, которые к тому времени удалось установить Кэллендеру, убедились в том, что почти на уровне пола, рядом с дверью находится ход, тоже запечатанный, правда позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители. Что же могло скрываться в этой второй камере или втором коридоре? Если за этой дверью Находилась мумия, то в каком виде? Была ли она цела? Здесь было немало загадочного. Странной была и планировка этой гробницы, не похожая ни на одну из найденных ранее. Еще более странным было то обстоятельство, что грабители старались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними. Что же они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении? "

" ...Картеру было досточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

11.


December 1922. A gilded lion bed, clothes chest and other objects in the antechamber. The wall of the burial chamber is guarded by statues. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Вскоре исследователи сделали еще одно важное открытие: в камере, помимо всего прочего, стояли три больших ложа. Заглянув под одно из них, один из исследователей обнаружил небольшую дыру. Он позвал остальных. Осветив отверстие лампой, они увидели маленькую боковую камеру, меньшую, чем первую, но также до отказа наполненную всякими предметами обихода и драгоценностями. Насколько об этом можно было судить, в гробнице все осталось в том виде, в каком ее покинули грабители; они прошли здесь, «как хорошее землетрясение». И снова возникает вопрос: грабители перерыли тут все, они (об этом можно говорить совершенно определенно) перебросили некоторые вещи и предметы из боковой камеры в переднюю, они кое-что повредили, разбили, но почти ничего не украли - даже то, что, так сказать, само лезло им в руки. Быть может, их спугнули?

Вплоть до этого момента все - и Картер, и Карнарвон, и остальные - находились словно в чаду и плохо соображали, что делали. Но теперь, увидев содержимое боковой камеры, догадываясь, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное, они начинают понимать всю сложность стоящей перед ними научной задачи и то, какой большой работы и строгой организации потребует ее разрешение.

Разобраться в этой находке, даже только в том, что им уже удaлось обнаружить, за один сезон было невозможно! "

12.


December 1922. Under the lion bed in the antechamber are several boxes and chests, and an ebony and ivory chair which Tutankhamun used as a child. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Когда мы теперь слышим, что Карнарвон и Картер решили засыпать только что раскопанную гробницу, мы знаем, что это не имело ничего общего с аналогичными действиями их предшественников, быстро раскапывавших, но и не менее быстро засыпавших места своих находок. "

" Картеру было ясно одно: ни в коем случае не следует торопиться с раскопками. Не говоря уже о необходимости твердо установить первоначальное расположение всех найденных предметов (это было важно для датировки и других определений), следовало считаться и с тем, что значительная часть утвари и многие драгоценности были повреждены, и, прежде чем дотрагиваться до них, необходимо было принять меры для их консервации, то есть соответствующим образом обработать и упаковать. Учитывая и то обстоятельство, что на этот раз дело касалось находки, невероятной по объему, нужно было заготовить со ответствующее количество упаковочных материалов и различных препаратов.

13.


Лаборатория / December 1923. Arthur Mace and Alfred Lucas work on a golden chariot from Tutankhamun"s tomb outside the "laboratory" in the tomb of Sethos II. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Необходимо было посоветоваться со специалистами и создать лабораторию, где производились бы немедленное исследование тех важных находок, которые нельзя было сохранить. Одна лишь каталогизация такого большого числа находок уже требовала большой предварительной организационной работы. Все эти проблемы нельзя было разрешить, сидя на месте. Карнарвану необходимо было съездить в Англию, а Картеру - хотя бы в Каир. Тогда-то Картер и принял решение засыпать раскоп. Только такая мера могла, по его мнению (хотя на месте и оставался за сторожа Кэллендер), обезопасить гробницу от современных последователей Абд аль-Расула. Мало того, едва прибыв в Каир, Картер заказал тяжелую железную решетку для внутренней двери.

14.

January 1924 In a "laboratory" set up in the tomb of Sethos II, conservators Arthur Mace and Alfred Lucas clean one of the sentinel statues from the antechamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Основательность и точность, с которыми проводились эти самые знаменитые египетские раскопки, были во многом обусловлены той зачастую самоотверженной помощью, которую Карнарвон и Картер с самого начала получали со всех концов мира. Впоследствии Картер выразил в печати свою благодарность за оказанную ему всестороннюю помощь, и он имел все основания это сделать. Он начал с того, что привел письмо, посланное ему в свое время неким Ахмедом Гургаром, руководившим рабочими, которые принимали участие в раскопках. Мы тоже приведем это письмо, ибо мы не хотим прославлять одну лишь интеллектуальную помощь. Вот оно:

Мистеру Говарду Картеру, зскв.

Досточтимый сэр!

Я пишу Вам письмо в надежде, что Вы живы и здоровы, и молю Всевышнего, чтобы Он не оставил Вас в своих заботах н возвратил нам в добром здравии, целым и невредимым. Осмеливаюсь сообщить Вашей светлости, что склад № 15 в полном порядке, сокровищница в порядке, северный склад в порядке, и дом в порядке и все рабочие исполняют то, что Вы приказали в своих предписаниях.

Хусейн, Газ Хасан, Хасан Авад, Абделад-Ахмед и все шлют Вам свои наи- лучшие пожелания.

Шлю свои наилучшие пожелания Вам, всем членам семьи лорда и всем Вашим друзьям в Англии.

С нетерпением ожидающий Вашего скорейшего приезда, Ваш покорный слуга
Ахмед Гургар.

15.


Nov. 29, 1923 Howard Carter, Arthur Callender and an Egyptian worker wrap one of the sentinel statues for transport. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

В ответ на робкую просьбу о помощи, с которой Картер обратился к членам одной экспедиции, работавшей в районе Фив, Лайсгоу, руководитель египетского отделения нью-йоркского Музея Метрополитен, предоставил ему в полное распоряжение своего фотографа Гарри Бертона, несмотря на то, что лишался таким образом нужного ему работника; в своем ответе Картеру он писал: «Рад быть хоть чем-нибудь полезным. Прошу полностью располагать Бертоном точно так же, как и любым членом нашей экспедиции». В результате к Картеру перекочевали еще рисовальщики Холл и Хаузер и руководитель раскопок в районе пирамид Лишта А. К. Мейс. Директор египетского государственного департамента химии А. Лукас из Каира предоставил себя и свой трехмесячный отпуск в распоряжение Картера. Д-р Алан Гардинер занялся надписями, а профессор Джемс Г. Брэстед из Чикагского университета поспешил приложить свои знания для определения датировки найденных Картером древних оттисков печатей.

16.

Скульптурный портрет Тутанхамона на втором золотом саркофаге. Видна гирлянда цветов, еще сохранивших к моменту вскрытия саркофага свою естественную окраску / Harry Burton photograph of King Tut wearing a floral collar similar to the ones on view in the exhibition; The Metropolitan Museum of Art.

Несколько позднее, 11 ноября 1925 года, Салех-бей Хамди и Дуглас Е. Дерри, профессор анатомии Египетского университета, приступили к исследованию мумии. А. Лукас написал обширную монографию «Химия в гробнице» о металлах, маслах, жирах и тканях. П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и сумел установить, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Более того, ему даже удалось по цветам и ягодам определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревают мандрагора - «яблоко любви» из Песни песней - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля. «Особые материалы» исследовали также Александр Скотт и Х. ДЖ. Плендерлейт.

Это творческое содружество специалистов (некоторые из них 6ыли специалистами в областях, далеко отстоящих от археологии и истории древнего мира) явилось верным залогом того, что научные результаты этих раскопок оказались более значительными, чем каких-либо прежних.

Теперь можно было приступить к работе. 16 декабря раскоп был вновь раскрыт. 18 декабря фотограф Бертон сделал пробные снимки, а 27-го первая находка была извлечена на поверхность.

Основательная работа требует времени. Раскопки в гробнице Тутанхамона продолжались несколько зим. "

Текст из книги : Керам К. "Боги, гробницы, ученые". Роман археологии. /Пер. с немецкого А.С. Варшавского - СПб: "КЭМ", совместно с издательством "Нижегородская ярмарка", Н.Новгород, 1994. С. 60, 156-184.

После вскрытия гробницы Тутанхамона в 1922 году члены экспедиции вдруг начали скоропостижно умирать. В общей сложности погибло 22 человека. В прессе прогремело сообщение, что все исследователи стали жертвами «проклятия фараонов». Общественность была в шоке, мистики - в неописуемом восторге.

В проклятие верили до тех пор, пока за дело не взялась наука. Исследователи обнаружили, что у «проклятия» есть реальная почва. Однако не такая, какую хотели бы видеть мистики. Мумии действительно могут убивать.

Раскопки гробницы Тутанхамона

Всё началось со вскрытия гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году. Шесть лет экспедиция, возглавляемая собирателем древностей Джорджем Карнарвоном и египтологом Говардом Картером, скиталась по пустыням в поисках гробницы. Интересно, что Долина Царей - древнее египетское кладбище - к тому моменту уже было изрядно изрыто. В принципе, раскопки не могли принести ничего нового. Однако британский археолог Говард Картер наткнулся на упоминание о древнем фараоне, сыне известного правителя Эхнатона. Когда он понял, что Тутанхамона нет в списках находок, то оценил, насколько велик будет его трофей. Но не хватало одного - финансирования.

Говард Картер

В 1906 году Картер познакомился с лордом Карнарвоном, богатым коллекционером. И он согласился спонсировать экспедицию. В успех мероприятия не верил ни один уважающий себя египтолог. Несмотря на насмешки, Картер составил подробный план, где отметил возможные точки расположения саркофага. Тем не менее, первая попытка не увенчалась успехом. Копатели добыли только фаянсовый кубок. Впрочем, Карнарвон согласился дать египтологу второй шанс. В ноябре 1922 года лопаты археологов наткнулись на что-то твёрдое, издав глухой звук. Когда часть песка удалили, проступили явные очертания запечатанной двери.

Позже пресса назвала это открытие роковым. Газеты пестрили сообщениями о том, что экспедиция столкнулась с паранормальной силой. Причина у бурного обсуждения была. За вскрытием гробницы последовали трагические события. Один за одним умирали члены экспедиции.

Проклятие египетских пирамид

Первое тревожное сообщение появилось в прессе в декабре 1922 года. Авторитетный журнал « Нью-Йорк Таймс» сообщил, что в доме Карнарвона погибла его любимая птица. В клетку к питомцу пробралась кобра, которая жестоко разделалась с пернатым существом. В мифологии египтян змея - враг фараонов. Таким образом Картер получил дурное предзнаменование. Идею подхватил Артур Вейгалл - верховный советник древностей Египта. Он прославился тем, что создал множество красочных биографий фараонов и издал несколько захватывающих романов.

Джордж Карнарвон

В тот момент, когда Картер обнаружил Тутанхамона, Вейгалл сотрудничал с крупной газетой «Дейли Мейл». Журналист прикинул, какой интерес у публики вызовет находка. Более того, он решил подпитывать любопытство читателей, время от времени сообщая уникальные и пугающие подробности. В частности, журналист начал активно публиковать истории египтологов, чем-то напоминавшие раскопки Тутанхамона. Конечно, изобилующие загадочными обстоятельствами.

Вдобавок в день вскрытия гробницы Вейгалл заметил на щеке Карнарвона странный шрам. Как позже выяснилось, след остался после укуса большого комара. Писатель и в этом увидел зловещее совпадение. По его словам, рана на лице египтолога точно совпадала с ранением, которое было у мумии. По другой версии, которую также активно продвигал Вейгалл, в день смерти лорда во всём Каире выключилось электричество. Само собой, причины сбоя установить не удалось. Подобные мистические настроения подхватили и другие деятели пера. Так, уже прославившийся Конан Дойль был убеждён, что тех, кто открывает египетские гробницы, неминуемо настигнет «проклятие фараонов».

Гробница Тутанхамона (KV62), открытая Картером

Проклятие фараона - плод фантазии писателей

Мало кто упоминал о том, что Вейгалл был в натянутых отношениях с Карнарвоном. И неудивительно, ведь лорд все права на освещение открытия отдал журналу «Таймс» - заклятому конкуренту «Дейли Мейл». Кроме того, Вейгалл не ладил и с Картером. Здесь причиной вражды стали исследовательские интересы. Верховный советник древностей не одобрял и открыто высмеивал работу Картера. На то, что у журналиста была подоплёка, никто, конечно, внимания не обратил.

Напротив, творческие люди подхватили порыв. В одном из своих произведений, которое вышло за две недели до смерти Карнарвона, Мария Корелли упомянула о проклятии. Она подчеркнула, что всякого, кто зайдёт в гробницу, ждёт смерть. « Нью-Йорк Таймс» растиражировала эту фразу. Эффект был впечатляющим.

Сэру Артуру Конан Дойлю ничего не нужно было доказывать. Писатель всегда верил в мистику. Прессе он сообщил, что Карнарвон - жертва «элементалей» Тутанхамона. Он подчеркнул, что существа - своеобразные стражники гробницы. В проклятие поверил даже Бенито Муссолини. Когда он узнал о смерти лорда, он велел убрать из его дворца в Риме подаренную ранее египетскую мумию. Таким образом, за несколько лет пресса в прямом смысле раздула костёр из искры. «Проклятие фараонов» казалось всем реальным явлением.


Одна из мумий

Научное объяснение

И это продолжалось до тех пор, пока не вмешалась наука. Первыми «ударили» египтологи. Оказалось, что в древнеегипетском языке слова «проклятие» как такового не существует. Всего за время массовых раскопок было обнаружено более 800 мумий. И процент смертности среди участников экспедиций говорит о том, что никакого проклятия, уносящего жизни, не существует. Если говорить о конкретном случае, то есть вскрытии саркофага Тутанхамона, то следует присмотреться к участниками экспедиции. Шестеро из 22 исследователей во время вскрытия были старше 70 лет. Одному вообще исполнилось 84 года. Скорые смерти в свете подобной информации уже не кажутся столь мистическими. Кроме того, Говард Картер прожил после обнаружения гробницы 16 лет. Его дети, которые присутствовали при вскрытии саркофага, также дожили до преклонного возраста. Почему же скоропостижно скончался лорд и другие исследователи?

Первая, и самая распространённая версия - смертоносный вирус. Опасные заболевания в течение тысяч лет находятся в законсервированном состоянии. Стоит открыть саркофаг, и вирусы попадают в организм человека. Помимо вирусов, разрушительное воздействие могли оказывать и плесневые грибки. Известно, что лорд Карнарвон долгое время лечился от лёгочной болезни. Таким образом, вирус мог усугубить её течение. И в результате организм Карнарвона просто не справился.

Другая, не менее популярная версия - токсичные вещества и яды. Их могли закладывать в гробницу вместе с мумиями. Как раз для того, чтобы любители поживиться драгоценностями не вскрывали священные саркофаги. Люди, которые вскрывали гробницы, скорее всего, дышали ядами или контактировали с ними через кожу. Попав в организм, вещества вызывали тяжёлые осложнения. Со стороны всё выглядело как то самое «проклятие фараонов». Кроме того, в саркофаги и гробницы могли случайно попасть радиоактивные элементы. При захоронении мумий люди даже не подозревали об их наличии. Смешиваясь с пылью, которую вдыхали исследователи, элементы приводили к развитию лучевой болезни. В итоге участники экспедиции также загадочно погибали.

В Долине Царей в Египте среди песчаных гор есть одно место. Расположенная недалеко от древнего города Фивы (современного Луксора). Засушливая долина не имеет никакой растительности. Найти защиту и тень от неутомимого солнца в этих краях путнику невозможно. Местность представляет собой смесь песка и мелких камней. Температура воздуха в этой части страны в зимние месяцы стойко держится на отметке +40-45С. В летний сезон достигает +60С.

Именно это место с пустынным ничем не примечательным пейзажем около 3000 лет назад фараоны Древнего Египта выбрали для обретения другой жизни в потустороннем мире. Окруженные после смерти несметными сокровищами они надеялись на то, что расхитителям гробниц не удастся обнаружить их. Их усилия не увенчались успехом: практически все склепы царственных особ династии фараонов в были разграблены. За исключением одной – гробницы царя Тутанхамона, который умер в возрасте 18 лет в 1346 до н.э.

Египетские жрецы и гробница Тутанхамона

Существуют исторические доказательства того, что злоумышленники неоднократно пытались найти место упокоения египетского фараона. Однако священники, охранявшие гробницу в , перезахоронили Тутанхамона. Местонахождение его останков оставалось тайной на протяжении более, чем 3000 лет. Заключенный в массивный саркофаг из чистого золота, египетский царь находился в полной темноте и непостижимой тишине. Все это время он пребывал в привычном для него мире роскоши дворцов фараонов. Золотые колесницы, статуи из драгоценного металла и черного дерева, деревянные лодки для совершения путешествия в потусторонний мир. Его золотой трон, игрушки царя, благоухающие масла, драгоценные ювелирные изделия и другие предметы, сопровождающие царственную особу при жизни. Каждый уголок, каждая ниша этой гробницы фараона Египта была наполнена бесценными объектами для культуры и истории древнейшей цивилизации на земле.


Значение открытия гробницы Тутанхамона

Английский египтолог, Говард Картер, предполагал, что гробница Тутанхамона находилась в Долине Мертвых в . Однако археологи заявляли о том, что все районы этого некрополя уже изучены и среди них не было найдено склепа египетского царя.

В 1914 году, при финансовой и организационной поддержке британца по происхождению лорда Карнарвона, Картер начал проведение собственных раскопок. В течение семи лет его труды не приносили какого-либо результата. Спонсоры грозили прекратить выделение денег на поиски. В итоге в ноябре 1922 года лорд Карнарвон заявил о том, что он больше не может поддерживать проект по поиску гробницы и считает, что удача изменила Картеру. В это же время египетские рабочие находились всего в шаге от одной из важнейших в истории человечества находке: они обнаружили путь, ведущий к запечатанной двери гробницы сына Солнца.


Сокровища гробницы Тутанхамона. 1924 год

Гробница Тутанхамона: история открытия

Открыв эту дверь экспедиция Картера обнаружила коридор, заполненный камнями и щебнем. После прохода перед археологами возникло еще одно препятствие, но на этот раз вход был отмечен символикой царя Тутанхамона. Картер был уверен, что нашел гробницу царя. Но он боялся, что возможно она была разграблена и внутри не осталось ни одной регалии фараона.

26 ноября Картер и лорд Карнарвон начали ломать вторую дверь. Позже Картер заявил на весь мир, что это был:

«День из дней, самый замечательный из тех, которые я когда-либо переживал. Мне казалось, что время застыло. Мы наблюдали, как рабочие расчищают проход и удаляют нижнюю часть дверного проема. Решающий момент настал. Дрожащими руками я сделал шаг во тьму. Накануне мы тестировали железоискателем пространство за дверью.

Он показал, что за стеной полная пустота. Рассмотреть было ничего невозможно, так как мы не применяли свечи при ведении работ из-за возможных вредных газов под землей. Все же я достал свечу, зажег ее и продвинулся внутрь только то обнаруженного помещения. Лорд Карнарвон, леди Эвелин, дочь Карнарвона и помощник Каллендер встали рядом со мной в тревожном ожидании «приговора».

Сначала я ничего не видел. Горячий воздух, выходящий из камеры гасил мерцание свечи. Мои глаза стали привыкать к свету. В тумане начали проясняться детали вещей, находящихся в склепе. Там находились неизвестные мне по виду животные, статуи, предметы – все светилось золотом. Я онемел от изумления. Лорд Карнарвон не выдержав ожидания спросил меня: «Ты видишь что-нибудь?». Все, что я мог сделать, это сказать: «Да, чудесные вещи. Расширьте проход немного больше, тогда мы оба сможем увидеть, что находится внутри». Комната осветилась электрическим фонариком.


Древний Египет. Гробница Тутанхамона

Говард Картер: открытие гробницы Тутанхамона

«Замечательные вещи», которые увидел Картер в этом зале, оказались самой большой коллекцией артефактов эпохи фараонов Древнего Египта из когда-либо обнаруженных. Но это была лишь верхушка айсберга. В рядом расположенной с ней комнатой, меньшей по размеру, находились великолепные сокровища. Археологический экспедиции потребовалось около 2,5 месяцев, чтобы тщательно очистить входы и составить инвентаризацию наследия правителя Египта .

Чуть позже Картер открыл четвертую запечатанную дверь, где считал и находится гробница фараона Тутанхамона. Здесь и был найден его богато украшенный золотой саркофаг.

«Моей первой задачей было обнаружить деревянные перемычки над дверью. Я осторожно снял сколы от штукатурки и убрал несколько камней, которые покрывали верхний слой надписи. Искушение узнать, что находится за дверью, было невообразимо. После 10-минутной работы я сделал достаточно большое отверстие в стене и вставил в него фонарь. Удивительное зрелище представилось мне. Ибо там, всего в полуметре от двери, блокирующей вход в камеру, стояла, судя по всему, сплошная стена из золота. Я принялся расчищать проем».

«Открытие гробницы Тутанхамона»: документальный фильм был снят каналом BBC о событиях этого великого дня в египтологии.

По мере удаления камней из прохода вырисовывалась реальная картина: мы находились у входа в камеру, где был захоронен царь. Стена, заграждающая наш путь, была покрыта чистым золотом и служила защитой для саркофага. Камень за камнем, мы чувствовали дрожь подобную электрическому шоку. Это была вне всякого сомнения могила . И мы находились в ней!


Саркофаг был огромным, 17 фунтов на 11 футов. И в 9 футов высотой. Он занимал почти всю площадь камеры. Пространство в два шага отделяли его от стен с четырех сторон. В высоту он почти достигал потолка. Сверху до низу он был обложен золотом. По его краям были выложены инкрустированные панели блестящим синим фаянсом. В них повторялись снова и снова магические символы, которые служили обеспечению его прочности и безопасности. Вокруг царственных останков был выложен ряд погребальных эмблем. В северной части были изображены семь весел лодки, служившие для того, чтобы переправить фараона через воды, ведущие к подземному миру. Стены камеры в отличие от коридора были украшены сценами и надписями в окружении блестящих цветов.

Открытие гробницы Тутанхамона: видео

Эпизоды из истории великого археологического открытия


«О мать Нейт! Простри надо мной свои крылья, извечные звезды...»
Надпись на саркофаге Тутанхамона

Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — , , 024. Universitätsbibliothek Heidelberg.

«При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
Говард Картер (1874-1939) о Тутанхамоне, фараоне из XVIII династии Нового царства Древнего Египта, правившем приблизительно в 1332-1323 годах до н.э.

Текст в кавычках - из книги Курта Керама "Боги, гробницы, ученые ", впервые опубликованной в Западной Германии в 1949 году. Фотографии 1920-х годов сделаны Гарри Бертоном. Цветные - переведены в цвет для выставки "The Discovery of King Tut ", которая 21 ноября 2015 года открывается в Нью-Йорке. Монохромные фотографии: из собрания Метрополитен-музея и из пяти альбомов снимков Гарри Бертона с раскопок гробницы Тутанхамона из Библиотеки Гейдельбергского университета.

Один показательный эпизод 1916 года из жизни археолога Говарда Картера, который через несколько лет, в 1922 году, откроет для науки и мира гробницу Тутанхамона.

" Он был человеком с практическим складом ума и одновременно редким храбрецом, настоящим сорвиголовой. Эти его качества в полной мере проявились во время одного памятного события 1916 года.


2.


Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — , Taf_06_Neg_82-84. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Он находился в кратком отпуске в Луксоре, когда однажды к нему в сильном смятении пришли старейшины деревни с просьбой оказать им поддержку и помощь. Дело в том, что из-за войны, которая стала чувствоваться даже здесь, в Луксоре сильно уменьшилось число чиновников, контроль и полицейский надзор ослабли; этим не преминули воспользоваться бравые потомки Абд аль-Расула, принявшиеся за свое традиционное ремесло. Одна из банд этих грабителей нашла на западном склоне холма, расположенного в самом конце Долины царей, какой-то клад. Едва об этом узнала банда их соперников, как они предприняли все возможное, чтобы завладеть предполагаемыми сокровищами. То, что разыгралось вслед за этим, напоминало плохой гангстерский фильм.

3.


Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — , Taf_20_Neg_116-119. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Дело дошло до вооруженной схватки между обеими бандами. «Первооткрыватели» были разбиты и изгнаны, предполагалось, что кровавая распря на этом не закончится. Картер находился в отпуске, он не нес никакой ответственности за все эти безобразия, и все-таки он решил вмешаться. Впрочем, приведем его собственный рассказ:

4.


Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 2) — , , , , 014. Universitätsbibliothek Heidelberg.

" 13 мая при +37°С в тени по узкоколейке были доставлены к специально зафрахтованному пароходу первые тридцать четыре тяжелых ящика с находками. Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки.

8.


В первой камере гробницы Тутанхамона - дыра под одним из трех больших лож. Отверстие ведет в боковую камеру, меньшую, чем первую, но также до отказа наполненную . Фотограф Гарри Бертон / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — , . Taf_41_Neg_165. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в
гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.

9.


Burton, Harry Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — , 036. Universitätsbibliothek Heidelberg.

К середине февраля из первой камеры было вывезено все. Теперь можно было продолжить раскопки, чего с нетерпением ожидали все, и вскрыть третью дверь - ту самую, которая находилась между двумя статуями-часовыми. Теперь, наконец, настало время выяснить, находится ли в соседней камере мумия.

10.


Section of Tutankhamen’s Tomb. Image credit Stefano Benini.

Когда в пятницу, 17 февраля, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек, удостоившихся чести присутствовать при этом событии, ни один из них не подозревал, что именно суждено ему увидеть через какие-нибудь два часа.

11.


Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 5) — , Taf_19. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Ведь после находки сокровищ, которые теперь уже были в безопасности, трудно было себе представить, что может быть найдено еще что-либо более ценное, более значительное.

Гости - члены правительства и ученые - заняли свои места. Когда Картер взобрался на своего рода помост, приставленный к двери (с него было удобнее разбирать кирпичную кладку), наступила мертвая тишина.

12.


Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — , 034. Universitätsbibliothek Heidelberg.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать кладку. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Кроме того, нужно было попытаться сохранить в целости важные для науки оттиски печатей. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу, - пишет сам Картер, - и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть».

Мейс и Кэллендер помогали ему. Когда через десять минут Картер, несколько расширив отверстие, просунул в него электрическую лампочку, по рядам присутствующих пробежал тревожный шепот.

13.

Dec. 2, 1923. Carter, Callende, and two workers remove the partition wall between the antechamber and the burial chamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и в первое мгновение совершенно непонятно: перед ним была стена. Она тянулась и вправо и влево, вверх и вниз, тускло поблескивая при свете лампочки, она закрывала весь ход. Картер просунул руку как можно дальше: перед ним была массивная золотая стена! Он начал расширять отверстие. Теперь уже и все остальные увидели блеск золота. По мере того как он вынимал кирпичи, золотая стена вырисовывалась все явственнее, и тогда «мы, - пишет Картер, - словно по невидимым проводам, стали ощущать нараставшее волнение зрителей».

14.

December 1923. Carter, Callender and two Egyptian workers carefully dismantle one of the golden shrines within the burial chamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Прошло еще несколько минут, и Картеру, Мейсу и Кэллендеру стало ясно, что представляет собой эта стена. Они действительно стояли перед входом в погребальную камеру, но то, что они приняли за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самой огромной и дорогой усыпальницы, которую когда-либо кому-либо приходилось видеть, - усыпальницы, внутри которой должны были на ходиться саркофаги и наконец сама мумия.

15.


Shrines and sarchophagus of Tutankhamun, in KV62. via

Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Потом наступила пауза - казалось, натянутые до предела нервы не выдержат этого напряжения: на самом пороге были найдены рассыпанные бусины ожерелья, вероятно оброненного грабителями. Не обращая внимания на зрителей, которые, дрожа от нетерпения, ерзали на стульях, Картер с педантичностью истинного археолога, для которого не существует незначительных находок, тщательно собрал все бусины и лишь после этого продолжил работу. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Захватив с собой лампу, Картер спустился вниз. Да, перед ним был обитый листовым золотом ящик, покрывавший сверху саркофаг, причем он был столь огромен, что занимал чуть ли не все помещение. Лишь узкий проход - всего в 65 см - отделял его от стены. Продвигаться по этому проходу можно было только с величайшей осторожностью: он весь был заставлен погребальными приношениями.

Теперь наступил черед лорда Карнарвона и Лако. Войдя в камеру, они остановились в безмолвии. Затем они обмерили саркофаг. Позднейшие, более точные измерения дали следующие результаты: 5,20 х 3,35 х 2,75 м.

16.

Говард Картер открывает дверь второго позолоченного саркофага Тутанхамона / Jan. 4, 1924 Howard Carter, Arthur Callender and an Egyptian worker open the doors of the innermost shrine and get their first look at Tutankhamun"s sarcophagus. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Он действительно был сверху донизу покрыт золотом, по сторонам его были инкрустации из блестящего синего фаянса, испещренные магическими знаками, которые должны были охранять покой умершего.

Теперь всех троих больше всего волновал один вопрос: сумели ли грабители проникнуть дальше, цела ли мумия? Картер обнаружил, что расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой он отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт, но на этот раз печать была цела!

17.


Unbroken Seal on the Third Shrine, January 1924. Harry Burton (English, 1879-1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 22.9 x 15.2 cm. (TAA 622). At the beginning of January 1924, the gold shrines surrounding the sarcophagus of Tutankhamun were opened, one after another.

The double doors of the first shrine were closed only with sliding bolts of ebony, but the second and third shrines had been secured with elaborately tied ropes that bore clay seals stamped with impressions of the necropolis seal—a crouching jackal over nine bound captives.
Burton"s photograph of this uncut seal perfectly conveys the conflicting feelings of archaeological discovery. On the one hand, excitement, even impatience to see what is behind the sealed doors. On the other hand, hesitation and regret at having to cut a rope that someone so carefully tied and sealed more than thirty-three centuries ago.

Simple rope and a clump of clay impressed with seals promised that the treasures within this shrine had remained inviolate since the pharaoh"s burial. Once the seal was broken to allow the archaeologists access, only Burton"s photograph could evoke its original talismanic power and eloquently testify to the archaeologist"s eternal dilemma: as the excavation and tomb clearing reveal things hitherto unseen, it also forever removes them from their undisturbed state.

Все трое облегченно вздохнули. Наконец-то. До сих пор грабителям всюду удавалось их опередить. Здесь же первыми были они. Следовательно, мумия цела, невредима и находится там, где она была похоронена три тысячелетия назад.

18.


December 1923. Inside the outermost shrine in the burial chamber, a huge linen pall with gold rosettes, reminiscent of the night sky, covers the smaller shrines within. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Тихо, насколько это только было возможно, прикрыли они дверь. Они чувствовали себя захватчиками, они видели блеклый полотняный погребальный покров, свисавший над внутренним ящиком; «мы слов но чувствовали присутствие умершего фараона, и долгом нашим было отнестись к нему с благоговением».

В этот момент, находясь на вершине научного успеха, они, казалось, были не способны к каким-либо дальнейшим открытиям: слишком грандиозным было то, что представилось их взорам, и все-таки уже буквально в следующую минуту они очутились перед новым открытием.

19.

Ковчег, в котором хранились сосуды с внутренними органами Тутанхамона. Его охраняют богини и кобры. Фотограф Гарри Бертон. AP Photo. via

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую, низенькую дверь, которая вела в следующее помещение - сравнительно небольшую по размерам комнату. С того места, где они находились, они могли видеть ее содержимое. Можно ли представить себе, что там было, если Картер после всего того, что он видел в гробнице, написал об этой комнате: «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы»?

20.

C. 1923. A statue of Anubis on a shrine with pallbearers" poles in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц, грациозные фигуры которых были так естественны и живы, а их лица настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно сазерцание их казалось чуть ли не кощунством». "

21.


C. 1923. A gilded bust of the Celestial Cow Mehet-Weret and chests sit in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Дальнейшее исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулось на несколько зим. К сожалению, первая зима пропала чуть ли не полностью: скончался лорд Карнарвон; кроме того, совершенно неожиданно возникли трения с египетским правительством по вопросу о продлении концессии и дележе находок. В конце концов благодаря вмешательству других стран удалось достичь приемлемого урегулирования вопроса. Работа могла продолжаться. Зимой 1926/27 года были сделаны наиболее важные дальнейшие шаги: был вскрыт обитый золотом ящик, были вынуты многочисленные драгоценные гробы и исследована мумия Тутанхамона. "

22.


Сокровищница / C. 1923. Chests inside the treasury. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Последний этап первопроходнических работ - вскрытие саркофага:

" Работа была длительной и трудоемкой, она проходила в тесном помещении, в котором буквально негде было повернуться; любой промах, неверно приложенный полиспаст, упавшая балка могли привести к беде: повредить находившиеся здесь уникальные сокровища. Так же как крышка первого гроба, крышка второго изображала лежащего в богатом убранстве юного фараона, точнее говоря, это было скульптурное изображение фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе всей работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы.

23.


Dec. 30th, 1923. Carter, Mace and an Egyptian worker carefully roll up the linen pall covering the second shrine. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Здесь исследователи снова столкнулись с неожиданностью, которым, казалось, не будет конца. Когда Бертон сделал свои снимки, а Картер убрал цветы и снял полотняный покров, причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб длиной 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной два с половиной - три с половиной миллиметра. Трудно было определить его материальную ценность. Однако вслед за этой неожиданностью, которую можно назвать приятной, последовала вторая, которая вызвала у исследователей серьезнейшие опасения.

24.

Фотограф Гарри Бертон. AP Photo. via

Еще тогда, когда они рассматривали второй гроб, они обратили внимание на то, что его орнамент местами попорчен сыростью. Теперь же выяснилось, что все пространство между вторым и третьим гробами наполнено по самую крышку какой-то черной склеившейся массой. Правда, им все же удалось очистить от этой похожей на вар массы двойное ожерелье из золота и фаянсовых бус, но перед исследователями встал тревожный вопрос: в каком состоянии находится мумия, не повредило ли ей это явно чрезмерное количество масел и смол? Когда один из сотрудников дотронулся до последнего куска полотна и гирлянды из украшенного бусами фаянса - на вид и то и другое, казалось, хорошо сохранилось, - они рассыпались: священные масла разъели их.

25.

Second Coffin, November 1925. Harry Burton (English, 1879-1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 16.5 x 21.6 cm. (TAA 368). After the lid was removed from Tutankhamun"s outer coffin, a linen shroud gave only a hint of the gilded and inlaid coffin that lay within. A small wreath had been pressed around the vulture and cobra goddesses at the king"s brow, and garlands made from olive leaves, blue lotus petals, cornflowers, and celery leaves were draped over his chest.

Лукас тотчас же приступил к анализу этой массы. Очевидно, это была какая-то жидкая или полужидкая субстанци я, состоявшая в основном из жиров и смол, что же касается древесной смолы, запах которой эта масса издавала при нагревании, то ее присутствие первоначально не удалось доказать.

Теперь вновь всеми овладело волнение - наступал последний решающий момент.

Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышка гроба была приподнята за золотые скобы. Тутанхамон, которого они искали шесть долгих лет, лежал перед ними. "

26.


October 1925. Carter and a worker examine the solid gold innermost sarcophagus. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Мумия была и прекрасна и ужасна: в свое время ее с бессмысленной щедростью обмазали маслами и благовониями, а теперь все это склеилось, образовав черную, затвердевшую массу. На фоне темной бесформенной массы резко выделялась блестевшая истинно по-царски золотая маска; на ней, впрочем, так же как и на ногах, не было никаких следов масел.

После многих безуспешных попыток исследователям в конце концов все же удалось отделить деревянный гроб от золотого. Это был длительный процесс, в ходе которого пришлось нагреть золотой гроб до температуры в 500 С, предварительно обложив его для сохранности листами цинка.

27.


October 1925. Carter examines Tutankhamun"s sarcophagus. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Когда же, наконец, уже можно было приступить к исследованию самой мумии, единственной мумии Долины царей, которая пролежала на одном месте никем не потревоженная тридцать три столетия, внезапно выяснилось одно немаловажное обстоятельство; вот как говорит о нем сам Kaprep: «Ирония судьбы - ученым пришлось в этом убедиться - заключалась в том, что те мумии, которые побывали в руках грабителей и жрецов, сохранились лучше, чем эта, нетронутая». Это неудивительно: они были спасены от разъедающего воздействия масел; нередко они были основательно повреждены (в тех случаях, когда их покой был потревожен не жрецами, а грабителями) и в большинстве случаев ограблены до нитки, но они сохранились гораздо лучше, чем мумия Тутанхамона, которая в этом огношении принесла ученым разочарование - пожалуй, единственное разочарование, которое им пришлось здесь пережить.

28.


Не из раскопок Говарда Картера / Mummy bandage from Tutankhamun"s embalming cache, New Kingdom, Dynasty 18, reign of Tutankhamun, ca. 1336-1327 B.C. Egypt, Upper Egypt; Thebes, embalming cache of Tutankhamun (Tomb KV 54), Valley of the Kings, Davis/Ayrton 1907. Linen; L. 165 cm, W. 6 cm. Gift of Theodore M. Davis, 1909 (09.184.797). This is a rare example of a real bandage woven with a selvage on each side. The majority of bandages used in mummification were strips torn from long sheets. The Metropolitan Museum of Art.

11 ноября в 9 час. 45 мин. утра анатом доктор Дерри сделал первый надрез в верхней части обмотанного промасленными полотняными бинтами туловища фараона. За исключением лица и ног, не соприкасавшихся с маслами, мумия была в ужасном состоянии. Окисление смолянистых веществ вызвало своего рода самовозгорание, которое было таким сильным, что в результате обуглилась не только значительная часть бинтов, но и мертвая ткань и даже кости мумии. Затвердевшую массу пришлось кое-где выковыривать с помощью скальпеля.

29.

Head of Tutankhamun. Period: New Kingdom, Amarna Period. Dynasty: Dynasty 18. Reign: reign of Tutankhamun. Date: ca. 1336-1327 B.C. Geography: From Egypt. Medium: Indurated Limestone. Dimensions: H. 17.2 cm; W. 16 cm; D. 23.6 cm. This head is a fragment from a statue group that represented the god Amun seated on a throne with the young king Tutankhamun standing or kneeling in front of him. The Metropolitan Museum of Art.

Совершенно неожиданное открытие было сделано, когда под серповидным валиком, напоминавшим по своей форме корону, был найден амулет. В самой находке амулета не было ничего необычного. Тутанхамон был полностью оснащен «магическим вооружением» - в складках бинтов, в которые была запеленута мумия, находилось бесчисленное множество амулетов и всяких символических и магических предметов. Как правило, такие амулеты были из гематита, а этот был железным! Амулет относился к числу наиболее ранних железных изделий Египта, и не без иронии следует заметить, что в наполненной чуть ли не до отказа золотом гробнице именно эта скромная находка имела наибольшую, с точки зрения историка культуры, ценность.

30.


Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — , Taf_17_Neg_104-107. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Наконец настал самый напряженный и чрезвычайно ответственный момент: начали удалять остатки бинтов с головы. Оказалось, что для этого достаточно легчайшего прикосновения кисточкой из соболиного волоса: истлевшие остатки льняной ткани рассыпались, и все присутствовавшие увидели... впрочем, дадим слово самому Картеру: «...благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами».

31.

Outermost Coffin, spring 1926 Harry Burton (English, 1879-1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 16.5 x 21.9 cm. (TAA 364).

Трудно даже себе представить, какое невероятное количество украшений было найдено на мумии. Под каждым слоем бинтов обнаруживали все новые и новые драгоценности. Всего Картер насчитал сто одну группу различных украшений. На пальцах рук и ног были надеты золотые наконечники. Из тридцатитрех страниц, на протяжении которых Картер описывает вскрытие мумии, половина посвящена рассказу о найденных на ней сокровищах. Этот юноша, этот восемнадцатилетний фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями. "

32.

November 1925. Tutankhamun"s burial mask. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Но если этот восемнадцатилетний ничем не примечательный фараон, не совершивший ничего значительного, был похоронен с такой роскошью, переходящей по западноевропейским представлениям все дозволенные границы, то как же должны были хоронить Рамсеса Великого и Сети I? Какие же приношения и погребальные дары были собраны в их гробницах? Именно Сети I и Рамсеса имел в виду Дерри, когда он говорил: «Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер находилось больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона». Каким колоссальным богатствам суждено было на протяжении веков попасть в руки грабителей Долины царей! "

Текст из книги : Керам К. "Боги, гробницы, ученые". Роман археологии. /Пер. с немецкого А.С. Варшавского - СПб: "КЭМ", совместно с издательством "Нижегородская ярмарка", Н.Новгород, 1994. С. 60, 156-184.
Первое издание: М.,1963. Немецкое издание: Ceram "Gotter, Graber und Gelehrte ". Roman Der Archaologie. Hamburg 1955.

Три коротких видеорассказа , подготовленных к выставке The Discovery of King Tut : Первая камера (#33), Погребальная камера и Сокровищница (#34); Золотая маска (#35). Английский язык.
Можно все три сюжета посмотреть в первом окне (#33), они будут воспроизводиться один за другим, а можно выбрать интересующий эпизод.

33.

Передняя - первая камера / The Discovery of King Tut. The Antechamber

This is the antechamber, looking exactly as it did when Howard Carter found it. Inside this chamber alone, Carter and other members of his excavation team found and recorded almost 700 objects: strange-looking animal figures, statues and gold - everywhere the brilliant glint of gold!

34.

Погребальная камера и Сокровищница / The Discovery of King Tut. The Burial Chamber and Treasury

In November 1922, after five years of searching, Howard Carter and his patron Lord Carnarvon finally discovered the last resting place of Tutankhamun. His tomb was found directly beneath the tomb of Ramesses VI, which had been built much later on. As a result, the debris from the construction had been dumped into the entrance to Tutankhamun’s tomb - a stroke of luck for us today, since the boy king’s tomb does remained intact and hidden for more than 3,000 years.

Two figures standing guard indicated where the entrance to the burial chamber must be. On February 17th 1923, Carter began tearing down the wall that separated the antechamber from the mummy of the Pharaoh.

When the opening was large enough, Carter was able to peek through and spied a wall of gold. This later turned out to be a golden shrine. Between the shrine and the chamber walls there was just enough room to squeeze through.

35.

Золотая маска / The Discovery of King Tut. The Gold Mask.
The gold mask of Tutankhamun is recognized as one of the world’s most famous works of art. Made of solid gold and weighing some 25 pounds, it’s a masterpiece of early goldsmith’s work. Its value is priceless. But who really knows what it symbolizes?

Источники и дополнительные материалы :
Много другий информации на сайте выставки The Discovery of King Tut
Керам К. "Боги, гробницы, ученые". Роман археологии - полный текст книги.
Переведенные в цвет фотографии via : mashable.com
"Tutankhamun": The Metropolitan Museum of Art Bulletin, v. 34, no. 3 (Winter, 1976-1977). Edwards, I. E. S. (1976-1977) - книга Метрополитен-музея в pdf
Начало :

Если видите ошибку - напишите, пожалуйста, т.к. текст копировался из pdf, не очень хорошо распознанного.

Святослав Князев

95 лет назад группа археологов, работавших в гробнице Тутанхамона под руководством британца Говарда Картера, нашла каменный саркофаг фараона. На то, чтобы добраться до него, у исследователей ушло больше года с момента обнаружения усыпальницы. По мнению учёных, открытие Картера стало одним из наиболее выдающихся в истории египтологии и археологии в целом. В гробнице были обнаружены не только драгоценности, но и предметы обихода, а также продукты питания. Это позволило учёным сделать выводы о том, как жили богатые египтяне, чем они занимались и что ели.

  • Золотой саркофаг царя Тутанхамона, Египет
  • Reuters
  • Mohamed Abd El Ghany

Английский археолог и египтолог Говард Картер, родившийся в Лондоне 9 мая 1874 года, ещё в юности увлёкся археологией. В 1906-м судьба свела его с британским богачом и любителем древностей лордом Джорджем Гербертом Карнарвоном, который выделил на исследования Картера небольшую сумму денег. Однако, понаблюдав немного за работой археолога и убедившись в его профессионализме, он увеличил финансирование в несколько раз, несмотря на то что тот считался сложным в общении и самонадеянным человеком.

В 1914 году Карнарвон приобрёл у американского учёного Теодора Дэвиса его концессию на раскопки в Долине Царей — Дэвис считал, что там уже не удастся найти чего-либо стоящего. Однако Картер придерживался иного мнения. На время Первой мировой войны раскопки были остановлены, но Картер почти три года ходил по Долине Царей и работал над планом будущих исследований. Он намеревался найти захоронение малоизвестного на тот момент фараона Тутанхамона, в существовании которого многие вообще сомневались.

  • Говард Картер
  • globallookpress.com

К этой идее его подтолкнули несколько факторов: отдельные находки Дэвиса, анализ перечня найденных ранее мумий, а также то, что, согласно некоторым источникам, полулегендарный Тутанхамон закончил свою жизнь в Фивах и поэтому мог быть похоронен именно в Долине Царей.

В 1917 году экспедиция под руководством Картера и Карнарвона начала готовить площадку для раскопок между усыпальницами Рамсеса II, Мернептаха и Рамсеса VI. Были сняты тонны грунта и камней. Для вывоза мусора исследователи даже проложили железнодорожную колею. Но за несколько лет поисков они так и не продвинулись вперёд, сделав несколько неинтересных и малозначимых находок. К началу 1920-х годов Карнарвон остался без свободных средств и к тому же сильно заболел. Он хотел перенести исследования в другое место, и зима-1922/23 должна была стать последним сезоном работ на старом месте. К этому моменту нерасчищенным был небольшой участок земли с остатками старых хижин. Картер приказал снести их и закончить исследования.

3 ноября 1922 года расчищавшие площадку рабочие наткнулись на каменные ступеньки, уходящие под землю. Через два дня работы стало ясно, что это гробница. Увидев, что печати на ней нетронуты, Картер срочно вызвал на место Карнарвона.

  • Печати на входе в гробницу Тутанхамона
  • Wikipedia

Вход в гробницу временно засыпали. 23 ноября спонсор раскопок приехал на место вместе со своей дочерью Эвелин Герберт. На следующий день Картер обнаружил на печатях тронное имя фараона Тутанхамона — Небхепрур. Однако сомнения все ещё оставались — археолог боялся, что гробница была недостроенной или принадлежала не фараону, а кому-то из его вельмож. 26-го числа он добрался до двери, ведущей в переднюю комнату сооружения. Просунув лампу в небольшое отверстие, проделанное в стене, Картер увидел со всех сторон блеск золота.

Гробница Тутанхамона

Когда отверстие расширили, в переднюю комнату вошла леди Эвелин. Беглый осмотр показал, что сделано действительно уникальное открытие. 27 ноября в гробницу вызвали сотрудников Службы древностей. Картера беспокоило то, что в помещении явно побывали грабители: в одной из боковых камер царил беспорядок. Однако в передней комнате всё сохранилось.

Картер не хотел пускать в гробницу посторонних, но слухи о находке уже дошли до властей. Под их давлением 29 ноября пришлось провести официальную процедуру открытия для высокопоставленных гостей. За считаные дни археолог стал мировой знаменитостью, а его открытие — международной сенсацией. Карнарвон продал The Times право на освещение исследований за баснословную сумму — 5 тыс. фунтов — и процент от роялти.

  • Работа археологов в гробнице
  • globallookpress.com
  • Scherl

Осознавая масштабы работ, Картер обратился к мировой научной общественности за помощью. На его призыв откликнулись известные археологи, архитекторы, химики и биологи из разных стран. 25 декабря 1922 года учёные начали извлекать из гробницы артефакты, а в феврале 1923-го в присутствии представителей властей приступили к вскрытию погребальных покоев.

В них был обнаружен огромный позолоченный ковчег, внутри которого виднелся ещё один. К погребальному помещению примыкала сокровищница, содержавшая предметы искусства. Однако вскоре работы пришлось свернуть до начала нового археологического сезона — декабря 1923-го.

3 января 1924 года археологи вскрыли третий и четвертый ковчеги, обнаружив часть одной из величайших ценностей — каменного саркофага из монолитного красного кварцита. На аккуратный разбор ковчегов ушёл ровно месяц. 3 февраля учёные увидели саркофаг во всей красе, а 12-го числа его вскрыли.

Но вскоре работы были прекращены — действиями Картера пытались руководить власти недавно объявившего о своей независимости Египта. Учёный в ответ объявил забастовку, а затем и вовсе вернулся в Британию, где неодобрительно высказался в прессе о египетских чиновниках и начал читать лекции о своём открытии. В процесс вмешались дипломаты, в итоге к концу года Картер смог вернуться к работе.

  • Картер открыл гробницу
  • Wikipedia

В 1925-м он вскрыл третий, золотой саркофаг и извлёк из него мумию самого фараона, который умер более 3 тыс. лет назад. Вслед за погребальной камерой была исследована кладовая, содержавшая ещё около 2 тыс. предметов. Работы в гробнице продолжались до конца 1930 года, а составление каталогов — до 1932-го.

«Проклятие» фараона

В 1920-е годы журналисты обнаружили, что вскоре после открытия гробницы ряд участников исследований и их близких ушли из жизни. Они насчитали сразу 22 «загадочные смерти», включая смерть лорда Карнарвона, скончавшегося 5 апреля 1923 года. Масла в огонь подлил сэр Артур Конан Дойл, предположивший, что спонсора исследований убили некие «элементали», созданные жрецами Тутанхамона.

Однако современные учёные не видят в истории открытия гробницы Тутанхамона и последующей судьбе археологов никакой мистики. «Команда Картера работала в Долине Царей, когда жара достигала +50 °C. Повальных смертей, как об этом тогда писала пресса, не было. А меценат раскопок Джордж Герберт Карнарвон умер от банального заражения крови, занеся инфекцию при бритье», — отмечает историк Виктор Солкин.

Кроме того, журналисты предпочли не акцентировать внимание на том факте, что большинству умерших учёных было далеко за 70 лет.

Что же касается смерти Говарда Картера, то великий археолог и египтолог скончался в возрасте 64 лет из-за лимфогранулёза — рака лимфатической системы — через семь лет после своего гениального открытия.

По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Светланы Малых, слухи о «проклятии» противоречат даже «мистической логике». «Вообще, по идее, первой жертвой проклятия должен был стать сам Картер, открывший гробницу. Но он прожил ещё достаточно долго. Лорд Карнарвон изначально не обладал крепким здоровьем, и в его смерти нет ничего загадочного. А среди других умерших преобладали учёные, которым уже на момент открытия было за 70 лет. Что касается надписей с проклятиями в адрес нарушителей покоя умерших, то их египтяне действительно оставляли, но это не мешало грабить захоронения даже их современникам», — подчеркнула она в беседе с RT.

  • Находки из гробницы Тутанхамона
  • Reuters
  • Charles Platiau

В то же время в истории с «проклятием фараонов», по её мнению, может быть и рациональное зерно. «Гробницы простояли закрытыми тысячи лет. Конечно, всё это время в них могло таиться что-то вредоносное — грибки, бактерии, какие-то радиоактивные предметы. Эта опасность реальнее проклятий египетских жрецов, и о ней, конечно, забывать не стоит», — отметила Светлана Малых.

Наследие фараона

Во время Второй мировой войны и сразу после неё исследования, связанные с Тутанхамоном, практически не проводились. Лишь в 1960-е годы интерес к открытию Картера возродился. В ведущих странах мира прошли выставки обнаруженных в гробнице артефактов, вызывавшие настоящий фурор.

В 2012-м погребальная камера была открыта для туристов — в ней и находится сейчас кварцитовый саркофаг, а найденные в гробнице предметы остались в египетских музеях.

По мнению историков, Тутанхамон правил в 1332—1323 годах до н. э. Относительно его происхождения, деталей правления и причин смерти в учёной среде идут горячие дискуссии. Его называют то сыном фараона Эхнатона, то сыном наследника Эхнатона Сменхкара. Если ранее считалось, что вступивший на престол примерно в 9—10 лет и умерший уже в 19 Тутанхамон не успел сделать ничего значимого, то в наши дни на это смотрят по-другому.

«Девять лет правления юного царя были связаны с возрождением египетской традиционной культуры. Его вероятный отец, Эхнатон, и его супруга Нефертити были религиозными реформаторами, отказавшимися от культа традиционных богов Египта. Вместе со своими приближёнными Эхнатон боролся со старым жречеством знаменитого бога Амона. Отец Тутанхамона был реформатором, который отказался от традиционной культуры, создал собственный стиль в искусстве и привил новые религиозные верования. Всё это было одновременно связано с падением египетских храмов, которые были центрами знаний, науки, искусства — оплотами древнеегипетской цивилизации», — рассказал в интервью RT президент Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» Виктор Солкин.

По словам эксперта, через некоторое время после прихода к власти Тутанхамона в Египте всё изменилось. «Когда Тутанхамон в девять лет взошёл на престол, то сначала под влиянием регентов, а затем по собственной воле реставрировал традиционную культуру. При нём стали открываться храмы, работать научные и художественные школы. Роль царя как человека, который возродил традиционную культуру Древнего Египта, велика. Об этом свидетельствуют не только письменные источники, но и колоссальные храмовые сооружения, построенные в его время, изображения богов, отличающиеся высоким уровнем художественного исполнения», — отметил Солкин.

  • Саркофаг Тутанхамона
  • Reuters
  • Yves Herman

На девятом году правления Тутанхамон умер. Версий его смерти несколько. К ним относят и покушение со стороны регента Эйе, и падение с колесницы во время охоты, и смерть от осложнённой малярии. После смерти Тутанхамона власть перешла сначала к Эйе, а затем к полководцу Хоремхебу. Наследников ни у самого Тутанхамона, ни у его преемников не осталось. Таким образом, на них прервалась XVIII династия правителей Египта.

По словам Светланы Малых, обнаружение гробницы Тутанхамона не зря считают одним из наиболее выдающихся археологических открытий в истории.

«Это было практически нетронутое царское погребение, единственное в своём роде. Там находились не только драгоценности, но и многочисленные предметы обихода, продукты питания. Именно благодаря этому открытию мы можем делать выводы относительно того, как жили богатые египтяне, чем занимались, что ели. Это чёткий срез древнеегипетской жизни», — подытожила Светлана Малых.