В Татарстане на заявление Путина о языках «включили дурака. Слова Путина — черная метка национальным языкам? Энгель фаттахов о татарском языке

Обещанная неделя, в течение которой Ольга Васильева должна уступить Татарстану, истекает, министр образования ждет, а само ведомство переключает внимание на другие вопросы

Сегодня в Казани состоялся совет при президенте РТ по вопросам образования и науки. Посвятили его, как ни странно, не проблеме изучения татарского языка, а реформе Академии наук. Семь казанских НИИ слили в одну организацию - Федеральный исследовательский центр, на базе Казанского научного центра РАН. Руководство ФАНО напутствовало: «средства будут, если будет результат». Совещание все равно привлекло внимание журналистов всех СМИ: и местных, и федеральных. Интересовались, конечно, не реформой РАН, а именно судьбой татарского языка. Ответ получили, но не совсем тот, на который рассчитывали. Подробности - в материале «Реального времени».

Энгель Фаттахов не прокомментировал вопрос по татарскому языку

Совет при президенте Татарстана по вопросам образования и науки никогда не приковывал внимания такого количества журналистов. И Казанский центр РАН, где событие происходило, явно не рассчитывал на большое количество прессы. Стульев всем не хватило, в течение полутора часов корреспонденты вынуждены были стоять.

Внимание СМИ, в том числе федеральных, польстило ученым, но собрались журналисты не ради науки. Все ожидали услышать новости о судьбе татарского языка от первых лиц - Рустама Минниханова и Энгеля Фаттахова. Но, несмотря на актуальность темы, на совещании о ней не проронили ни слова.

В конце мероприятия журналисты попытались буквально взять в кольцо Энгеля Фаттахова. То ли министр образования замешкался и не успел выйти вместе с массой чиновников из зала, то ли специально остался, - непонятно. Конкретного ответа корреспондентам он не дал.

«Прокомментируйте, пожалуйста, информацию, распространенную сегодня, о том, что федеральный центр не будет менять позицию относительно добровольности изучения татарского языка», - попросил корреспондент «Реального времени».

Нет, пока не буду. Ждем пока, - ответил Энгель Фаттахов.

До какого числа ждете? - уточнил корреспондент «Реального времени».

Не знаю, - ответил министр и пошел по направлению к выходу из зала.

А на этой неделе будет ответ? - снова переспросил журналист «Реального времени».

Я не знаю пока. Ждем.

Буквально один вопрос, Энгель Навапович… - не унимались журналисты.

Ждем. Ждем, ждем ответ из Москвы, - повторял Фаттахов, стремительно уходя от журналистов, которые преследовали его, пока он не скрылся в кабинете.

Ответ должна была прислать Ольга Васильева. Фото Александра Королькова (rg.ru)

Письмо Ольги Васильевой Энгелю Фаттахову: осталось два дня

Ответ, напомним, должна была прислать Ольга Васильева. На заседании Госсовета Татарстана 8 ноября Энгель Фаттахов сообщал в докладе парламентариям, что на встрече с московской начальницей он предложил ей некий компромиссный вариант, и заявил, что получено предварительное согласие и «на следующей неделе мы ожидаем соответствующее письмо со стороны министерства». Речь шла о специальном учебном плане для Татарстана, который бы предусматривал два часа в неделю изучения татарского всеми, как государственного языка, и 2-3 часа - в рамках предмета «Родной язык» для тех, кто выберет его в качестве родного.

Спустя неделю после громких заявлений татарский язык в школах продолжают изучать добровольно в рамках предмета «Родной язык». Как заявил тогда же Фаттахов, около 70% родителей выбрали татарский в качестве «родного».

Молчание татарстанских властей, которые так и не обнародовали ответ Васильевой, родило предположение, что ответа все-таки не будет - уступать Татарстану и менять ФГОСы Минобразования России не намерено. Как сообщил сегодня РБК со ссылкой на федерального чиновника, Кремль не изменит своей позиции по поводу изучения татарского языка в школах - он должен изучаться на добровольной основе.

Ясности не внес сегодня и председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. По его словам, поручение Путина сейчас выполняется, и родные языки изучаются на добровольной основе. «Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого. Представители всех народов, проживающих в нашей республике, добровольно изучают родные языки по выбору - по 2-3 часа в неделю. Это касается и русских, и татар, и чувашей, и марийцев, и др. И высказывание Дмитрия Пескова, подтвердившего это: «Да, действительно», - вполне логично и не несет в себе никакой сенсации».

Тема совета касалась реорганизации РАН: семь казанских НИИ слили в одну организацию под названием Федеральный исследовательский центр

Просили миллиард, а получат 100 млн: казанские НИИ отчитались о слиянии

Тема совета, которая сегодня померкла на фоне языковой проблемы, касалась реорганизации РАН. Семь казанских НИИ слили в одну организацию под названием Федеральный исследовательский центр - это Институт органической и физической химии имени Арбузова, Казанский физико-технический институт имени Завойского, Казанский институт биохимии и биофизики, Институт механики и машиностроения и Исследовательский центр проблем энергетики. К ним добавят Татарский НИИ сельского хозяйства и Татарский НИИ агрохимии и почвоведения. Плюс в ФИЦ вошла поликлиника КНЦ РАН. На развитие нового научного центра пообещали выделить более 100 млн рублей.

Расчет ведется на научного сотрудника, для этого центра это более 100 млн в первый год на развитие, и дальше будем смотреть, - прокомментировала Ирина Чугуева, начальник отдела координации деятельности научных центров Управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФАНО России.

Возглавил Казанский ФИЦ Олег Синяшин - председатель КНЦ РАН, директор ИОФХ имени Арбузова. Возглавить попечительский совет предложили Рустаму Минниханову.

Центр имеет серьезный потенциал, уникальную поддержку руководства региона, и мы готовы искать средства, но это будет малоэффективно, если не будет развития. Не будет проникновения в образование, если не будет интереса к этим идеям у производства, и здесь наша большая задача. Не сомневаюсь, что показатели могут быть улучшены в самое ближайшее время, и мы сможем сравнивать казанский научный центр не только с республиканскими учреждениями, но и самыми лучшими центрами России и мира, - поставил задачу Михаил Котюков, глава ФАНО.

Возглавил Казанский ФИЦ Олег Синяшин. Фото kpfu.ru

Напомним, что ранее «Реальное время» опубликовало подробный материал о создании Казанского научного центра РАН. В ИОФХ имени Арбузова рассчитывали получить от слияния порядка 1 млрд рублей на несколько лет на переоснащение приборов. Представители других институтов были более сдержаны в желаниях, пообщавшись с коллегами из других регионов, которые пережили слияние, - они пришли к выводу, что финансирование может быть существенно меньше: «Ну не ноль, наверное, но оно может быть очень маленьким, - дал комментарий врио Института имени Завойского Алексей Калачев.

Дарья Турцева

Татарстан соблюдает все нормы федерального законодательства при составлении образовательных программ в школах. Об этом заявил на брифинге глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов, отвечая на вопрос корреспондента KazanFirst, будет ли республика менять нормы преподавания русского и татарского языков .

- У нас есть Конституция Татарстана, есть закон о нормах образования, закон о государственных языках - русском и татарском. В этом плане у нас никаких нарушений нет. Все наши действия согласованы с министерством образования Российской Федерации. Мы, министерство, - только исполнители. Исполняем закон. У нас есть программа образования, в ее рамках и дальше будем действовать. У нас в плане языков много делается, принята концепция преподавания татарского языка именно для детей, которые русскоязычные, и для детей-татар, которые не в совершенстве владеют татарским языком , - отметил министр.

По его словам, позиция министерства такова - каждый родитель не будет против, если его ребенок в совершенстве овладеет русским, татарским и английским языками.

Ранее министр заявлял, что слова президента России, сказанные на Совете по межнациональным отношениям 20 июля в Йошкар-Оле и посвященные приоритету изучения в школах русского языка, не относятся к языковой политике в Татарстане.

В своём выступлении в столице Марий Эл Путин дал наказ всем главам регионов пристально следить, чтобы никого не заставляли изучать неродные языки.

- Хочу напомнить, уважаемые друзья, что русский язык для нас - язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя. Он - естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый… Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное конституцией право, право добровольное. Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, - так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации , - заявил Владимир Путин.

Выступление президента России Владимира Путина на Совете по межнациональным отношениям 20 июля в Йошкар-Оле, на котором он объявил о недопустимости принудительного обучения неродному языку в национальных республиках и сокращения часов на русский язык, в Татарстане стараются всячески дезавуировать. Это делают двумя способами: делают вид , что слова Путина совершенно не касаются Татарстана, а говорит он якобы о каком-то другом регионе, либо , которые просто отрицают высказывание главы государства.

Наиболее показательно повел себя в этой связи министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов , который объединил в своем комментарии обе позиции: во-первых, слова Путина - это не про Татарстан, а во-вторых у нас тут в Татарстане все по закону (уточним, по местным законам).

«В простонародье это называется «включить дурака», - так отреагировал на слова Фаттахова председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов . По его словам, «реакция русскоязычных жителей Татарстана на слова президента России была одна - воодушевление. Однако, говорит лидер ОРКТ, если было сказано «А», то должно последовать и «Б», имея в виду, что вслед за словами президента России должны последовать поручения и конкретные действия по изменению ситуации, раз проблема в языковой образовательной политике Татарстана признана актуальной. При этом Михаил Щеглов повторяет: «Развивать и сохранять татарский язык должны, в первую очередь, его носители, а не русскоязычные жители Татарстана: эксперимент по принудительному обучению татарскому языку русскоязычных в республике за четверть века провалился, пора уже это признать и принять как реальность, отказаться от него».

Щеглову вторит руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко , наблюдающая за реакцией в Татарстане. В своем комментарии она также сказала, что создается впечатление, будто «в Татарстане „включили дурака“ по заявлению Путина». «Я прочла комментарий министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова о том, что выступление президента России о недопустимости изучать неродной язык и снижать часы на русский язык в школьном расписании не касается Татарстана, - продолжает Артеменко, - он не прав, когда говорит, что заявление Путина не касается Татарстана и Башкортостана: как раз именно этих регионов слова президента России касаются в первую очередь, причем Татарстан даже более, чем Башкортостан».

По словам специалиста, в Башкирии ситуация получше - в том плане, что местное законодательство не указывает на обязательность изучения государственного языка республики (башкирского), а в Татарстане изучение татарского является обязанностью. Поэтому в Уфе удается оспорить практику принудительного обучения башкирского языка: даже прокуратура Башкортостана может вынести главе республики предостережение о недопустимости нарушения законодательства, когда школьников обязывают изучать башкирский язык. В Татарстане по местному законодательству изучение государственного языка республики (татарского) носит обязательный характер, поэтому родителям невозможно добиться через суды добровольности его изучения.

Сама Артеменко предлагает различать понятия «государственный язык России», «государственный язык республики» и «родной язык». «Министр Фаттахов, заявляя, что в Татарстане чиновники выполняют федеральный стандарт обучения, лукавит, потому что федерального стандарта по обучению государственному языку республики нет, существует лишь федеральный стандарт обучения государственному РФ. «В местах компактного проживания татар должен изучаться в качестве родного языка татарский, в местах компактного проживания русских - в качестве родного языка русский, а в полиэтничных регионах, вроде Татарстана или Башкортостана, должен быть выбор в изучении родного языка, чего, увы, нет», - констатирует московский специалист. «Не будет конфликтов и протестов, если государственный язык республики будет также изучаться по выбору», - убеждена Артеменко, добавляя, что если на это пойдут власти Татарстана, то никаких заявлений не последует со стороны Путина, указывающих на этнолингвистическую проблему в национальных республиках.

Так или иначе, но выступление Путина в Йошкар-Оле уже второй раз за это лето является недвусмысленным сигналом, посылаемым властям Татарстана (первый случай - история вокруг непродления договора о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром - прим. EADaily ). Все это происходит на фоне показательного молчания президента Татарстана Рустама Минниханова , который предпочитает никак не высказываться по этой проблеме. Возможно, Минниханов понимает, что если он сейчас выскажется, то ему придется открыто встать на одну из сторон в этом конфликте, а это чревато либо потерей поддержки со стороны татарских националистов (достаточно влиятельных в истеблишменте республики), либо, что гораздо серьезнее, конфликтом с президентом РФ. Возможно поэтому Минниханов предпочел уйти в отпуск, оставив вместо себя за главного «русского» премьер-министра РТ Алексея Песошина .

Сергей Игнатьев

Татарстан намерен заявить о себе миру как «об отдельном государстве»… в сфере образования. Для этого в новом учебном году он впервые примет участие в международном сравнительном исследовании качества образования PISA. «Результаты нашей республики будут сопоставлены с результатами таких государств, как Корея, Финляндия, Сингапур, США», - обозначил цель глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов на республиканском августовском педсовете, который прошел вчера в Муслюмово.

Нынешний педсовет был посвящен теме «Этнокультурный и воспитательный потенциал системы образования РТ», звучавшей особенно актуально в свете недавнего заявления Владимира Путина о том, что недопустимо заставлять граждан учить неродной язык и снижать часы преподавания русского. Впрочем, министр образования Татарстана , заявив, что президент не имел в виду нашу республику.

Свое выступление на вчерашнем пленарном заседании Энгель Фаттахов начал с достижений. Он напомнил: ЕГЭ в этом году выпускники , чем в прошлом году, а по русскому языку татарстанские выпускники со своим средним баллом 72,5 переплюнули петербургских, саратовских, удмуртских… И дышат в затылок московским выпускникам, набравшим в среднем 72,6 балла.

По количеству призеров олимпиад Татарстан сохраняет третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Директора наших школ второй год подряд входят в тройку сильнейших на всероссийском конкурсе.

Затем министр перешел к проблемам. Одна из них – большой разрыв в результатах ЕГЭ между школами-лидерами и аутсайдерами. В частности, по русскому языку целая пропасть легла между худшими и лучшими в Зеленодольском районе, Кировском и Московском районах Казани. Та же ситуация с математикой.
- Даже в малокомплектных школах не смогли подготовить как следует детей к экзаменам. Так, в одной из школ Алексеевского района был всего один выпускник - и тот сдал математику на 27 баллов. В сельской школе Алькеевского района - всего два ученика, и тоже средний балл 27! - возмутился министр.

Фаттахов подчеркнул, что в совершенствовании образовательного процесса важную роль играют различные оценки качества образования.
- В 2018 году республика впервые примет участие в международном сравнительном исследовании качества образования PISA, позволяющее позиционировать Татарстан как отдельное государство... Результаты нашей республики будут сопоставлены с результатами таких государств, как Корея, Финляндия, Сингапур, США, - торжественно сообщил глава минобра.

Зал муслюмовского ДК отреагировал на новость гробовой тишиной. Как еще реагировать на слова об отдельности Татарстана, когда договор между Татарстаном и федеральным центром приказал долго жить и теперь на политической повестке дня .

Не обошел министр и острый вопрос изучения в Татарстане двух госязыков - русского и татарского. По словам Фаттахова, работа по совершенствованию их преподавания проводится большая. Но сосредоточился исключительно на татарском.
- Утверждена концепция преподавания татарского языка и литературы. Это стратегический документ, который задает вектор развития. Начата разработка и апробация учебников нового поколения, - сообщил Фаттахов.

Затем он горячо обратился к главам городов и районов:
- Прошу держать вопросы национального образования на личном контроле… Отчеты о высоком охвате детей обучением на родном языке при отсутствии реального обучения - самообман. Эффективность татарских школ, особенно в городах, требует вашего внимания. Мы второй год подряд даем детям возможность сдавать экзамены после 9 класса по восьми предметам на татарском языке. Учитывая, что только 50% детей продолжают обучение в 10-х классах, это хорошая возможность завершить основное образование на родном языке. В то же время в таких исконно татарских районах, как Атнинский, Сабинский, Апастовский, Кайбицкий, в этом году ни один школьник не сдал ОГЭ на татарском.

Отметим, по данным минобрнауки, заявки на сдачу ОГЭ на татарском языке в минувшем учебном году в республике подали более тысячи ребят, однако в итоге экзамены на родном языке решились сдать лишь 393 ученика из 25 муниципалитетов.

В этом году мы закрепили ответственность по вопросам национального образования за заместителями начальников районных отделов образования. Считаю, что в крупных городах должны быть выделены отдельные сотрудники, в чьи обязанности будет входить задача по сохранению и развитию родных языков. Есть хороший пример в Казани: они сохранили такие должности в городском управлении образования и в администрациях районов, - похвалил столицу министр. И привел в пример казанскую татарскую гимназию №2, которая набрала в этом году аж пять татарских первых классов.

Энгель Фаттахов также попросил глав муниципалитетов обратить пристальное внимание на национальное образование в детсадах, так как в дошкольном возрасте лучше всего усваиваются языки. В целом воспитанием на родном языке сегодня в Татарстане охвачены 54% малышей-татар. По мнению министра, это мало. И теперь он уже отчитал Казань:
- Мы изучили деятельность 40 детсадов с татарским языком воспитания в Казани. Оказалось, что только в 24 педагоги владеют татарским языком. Только треть детей продолжает обучение в национальных школах. По итогам проверки приняты оргмеры. В новом учебном году подобный мониторинг будет проведен по всей республике.

Сетуя на низкие показатели в обучении на родных языках, Энгель Фаттахов предложил присутствовавшему на педсовете Рустаму Минниханову возродить научно-исследовательский институт национального образования при Академии наук РТ.
- Будет использоваться имеющийся научный потенциал. Это не потребует финансовых вложений, - обратился министр к президенту.

В завершении своего 40-минутного выступления Фаттахов подчеркнул, что в вопросах национального образования Татарстан активно взаимодействуем с федеральным министерством и во многом находит поддержку.
- Между тем остается ряд нерешенных вопросов... - отметил Фаттахов. - Пока не находим поддержку по проведению всероссийских проверочных работ для 4-х классов на родных языках. Не решен вопрос по написанию диссертаций на родном языке, сегодня это невозможно сделать даже по татарской филологии. Настораживают новые образовательные стандарты в новой редакции. Там есть ряд положений, которые требуют доработки с учетом национальных региональных особенностей.

Фото с сайтов президента РТ и Минобрнауки РТ

Радио Азатлык попросило представителей национальных республик России прокомментировать слова президента Путина о том, как должны преподаваться русский и родные языки в школах страны. «Idel.Реалии» предлагают краткий перевод материала, вышедшего на татарском языке.

Министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов : «В Татарстане татарский язык является государственным для всех. Это черным по белому написано в нашей Конституции. Мы действуем в рамках закона. Достигнут консенсус. Образовательные программы соответствуют федеральным стандартам. Со стороны министерства образования и науки России претензий нет».

Вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов : «У Татарстана есть своя Конституция и закон о государственных языках. На основании этих законов оба государственных языка преподаются в одинаковом объёме. Верховный суд России вынес свое решение по этому поводу и признал, что это абсолютно законно. Для того, чтобы исключить преподавание татарского языка, нужно будет менять Конституцию. Надеемся до этого не дойдет.»

Профессор факультета истории Башкирского государственного университета Марат Кульшарипов : «Эти слова Путина являются очередным шагом в деле создания российской нации. Самое печальное, что чиновники высшего эшелона поддаются этому. Сейчас в Башкортостане башкирский язык не преподается как государственный. Даже были проведены прокурорские проверки - якобы преподавание башкирского языка как государственного противоречит закону. Всё это сверху спускается! Придумали там тезис о единой российской нации и воплощают его в жизнь.

Россия идет по пути бывшей Югославии. Идет политика против сохранения языка, истории, традиций нерусских народов. Это делается исподтишка.»

Депутат парламента (Ил Тумэна) Якутии, председатель общественного центра Саха Иван Шамаев : «Эти слова Путина относятся прежде всего к Татарстану. Кажется, только в этой республике осталось преподавание национального языка. Если Татарстан сможет достойно ответить на это давление, мы будем аплодировать, стоя. Казалось бы, в национальных республиках государственные языки должны были бы преподаваться в обязательном порядке, но де-факто этого уже давно нет практически во всех республиках.

Думаю, слова Путина о том, что национальные языки должны преподаваться на добровольной основе - это то, что он реально желает. Национальные республики вынуждены нести бремя сохранения своих языков сами.

В Коми язык коми не преподают, в Бурятии так же - этим языкам грозит исчезновение. Но в Татарстане ситуация иная. Он многим показал пример. Надеюсь, республика отстоит свои национальные права.»

Напомним, 20 июля президент России Владимир Путин высказался о преподавании русского и национальных языков в стране.

Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского в школах национальных республик РФ. Обращаю на это особое внимание глав субъектов Российской Федерации, - заявил Путин на заседании совета по межнациональным отношениям, которое прошло в Йошкар-Оле.

Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное, - отметил он.

80 responses to “Слова Путина — черная метка национальным языкам?