Отработка задания 24 егэ по обществознанию

Вариант 1

Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

И. Г. Петров

Задание 21 Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

Задание 22 Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

Задание 23 Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

Задание 24 Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

Тема: Социальные ценности и нормы

Вариант 2.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг. (Р.Т. Мухаев)

Задание 21. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики

темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «социальный контроль».

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.

4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:

а) формальные и неформальные;

б) позитивные и негативные.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они

могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Задание 21 открывает серию заданий, связанных с приведенным текстом. Нужно провести анализ источника и ответить на вопрос, который подразумевает нахождение в тексте мнения автора – например, выделить данные им критерии или определения. За это можно получить два первичных балла. Главное – внимательно прочитать текст и задание, чтобы не выбрать то, чего не требуется. Как таковой теории нет, поэтому переходим сразу к разборам типовых вариантов!

Разбор типовых вариантов задания №21 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

(по А. В. Петрову)

Какое опре­де­ле­ние граж­дан­ско­му об­ще­ству даёт автор? Чьи дей­ствия кор­рек­ти­ру­ет граж­дан­ское общество, с точки зре­ния автора?

  1. Гражданское общество – система негосударственных организаций, ассоциаций, учреждений, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления.
  2. Гражданское общество корректирует действия государства (проводимую государством политику) и предпринимателей (процесс принятия ими решений в направлении повышения социальной активности).

Второй вариант задания

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» - это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов - не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

(Ф. А. фон Хайек)

В данном тексте ответ не лежит непосредственно на поверхности, но найти его после внимательного прочтения текста не так уж трудно. Давайте обратим внимание на третий абзац, в котором впервые упоминается слово «хозяйство» - в нем оно сравнивается с рыночным типом организации экономики, причем здесь рассматриваются его положительные стороны. Подтверждение этому можно найти во фразе «В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка», то есть «в этом кроется главная причина, по которой люди поддерживают «хозяйство». В следующем же абзаце автор рассказывает о трудностях, с которыми сопряжено «хозяйство», сравнивая их с преимуществами рынка.

В конечном счете ответ будет выглядеть так:

Проявления привлекательности:

  • отсутствие спонтанности;
  • гарантия обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а затем – менее важных.

Трудности:

  • отражение только целей и знаний «организаторов», а не частных целей;
  • отсутствие гарантии, что любой продукт будет производиться людьми, умеющими это делать с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Третий вариант задания

Пра­во­со­зна­ние - это от­но­ше­ние людей к праву...

Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния - осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и справедливости, пра­во­вым цен­но­стям и идеалам.

Раз­ли­ча­ют­ся пра­во­со­зна­ние научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти раз­но­вид­но­сти пра­во­со­зна­ния по-разному вли­я­ют - но все они влияют! - на со­вер­шен­ство законодательства, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, на то, на­сколь­ко граж­да­не стра­ны яв­ля­ют­ся законопослушными, добровольно, строго, точно ис­пол­ня­ют нормы по­зи­тив­но­го права, какие они вы­дви­га­ют пра­во­вые требования.

Среди видов и форм пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ет­ся как раз пра­во­вая идео­ло­гия - ак­тив­ная часть правосознания, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щая на законодательство, юри­ди­че­скую прак­ти­ку и по­то­му вхо­дя­щая в на­ци­о­наль­ную пра­во­вую си­сте­му страны...

В связи с пра­во­со­зна­ни­ем и пра­во­вой идео­ло­ги­ей - крат­ко о пра­во­вой культуре. Пра­во­вая куль­ту­ра - это общее со­сто­я­ние «юридических дел» в обществе, т.е. со­сто­я­ние законодательства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния страны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и правосознания, их место в жизни общества, усво­е­ние пра­во­вых ценностей, их ре­а­ли­за­цию на практике, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права. Одним из по­ка­за­те­лей пра­во­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся пра­во­вая вос­пи­тан­ность каж­до­го человека, т.е. надлежащий, вы­со­кий уро­вень правосознания, про­яв­ля­ю­щий­ся не толь­ко в законопослушании, но и в пра­во­вой активности, в пол­ном и эф­фек­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии пра­во­вых средств в прак­ти­че­ской деятельности, в стрем­ле­нии в любом деле утвер­дить пра­во­вые на­ча­ла как выс­шие цен­но­сти цивилизации. Пра­во­вая куль­ту­ра - яв­ле­ние более ши­ро­кое и ёмкое, чем про­сто над­ле­жа­щий уро­вень правосознания; глав­ное в пра­во­вой куль­ту­ре - вы­со­кое раз­ви­тие всей пра­во­вой системы, до­стой­ное место права в жизни общества, осу­ществ­ле­ние его вер­хо­вен­ства и со­от­вет­ству­ю­щее этому по­ло­же­ние дел во всём «юридическом хозяйстве» стра­ны (подготовка и ста­тус юри­ди­че­ских кадров, роль юри­ди­че­ских служб во всех под­раз­де­ле­ни­ях го­су­дар­ствен­ной системы, по­ло­же­ние адвокатуры, раз­ви­тость на­уч­ных учре­жде­ний по во­про­сам права, уро­вень пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния и т.д.).

В первой половине текста автор рассуждает о правосознании, а последний абзац (самый большой) посвящает именно правовой культуре, в самом его начале давая определение, которое мы и перепишем в первую часть ответа. Во втором предложении абзаца автор говорит о правовой воспитанности и подряд перечисляет ее признаки – нужные нам проявления.

  1. Правовая культура - это общее со­сто­я­ние «юридических дел» в обществе, т.е. со­сто­я­ние законодательства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния страны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и правосознания, их место в жизни общества, усво­е­ние пра­во­вых ценностей, их ре­а­ли­за­цию на практике, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права.
  2. Проявления правовой воспитанности:
  • надлежащий, высокий уровень правосознания;
  • проявление законопослушания и правовой активности;
  • полное и эффективное использование правовых средств в практической деятельности;
  • стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

Современный ЕГЭ по обществознанию весьма вариативный предмет, который диагностирует различные умения выпускника. Одно из уже ставших привычным заданий открывает 2 часть экзамена. Здесь представлены 21-24 задания по обществознанию , которых объединяет общий текст.

Здесь представлены задания, требующие развернутого ответа. По мнению разработчиков, они позволяют показать особые знания и умения, отражающие глубину сформированности обществоведческих навыков. Задания 21 и 22 имеют базовый уровень сложности, а 23 и 24 повышенный. Они требуют не только нахождения требуемого элемента в содержании текста, но и правильной интерпретации с учетом имеющихся знаний и социальной практики.

В сумме за все задания выпускник получит 10 баллов, по схеме 2+2+3+3. Каждый старшеклассник заинтересован в качественном написании работы. Для этого нужно запомнить и научиться выполнять несколько простых правил, которые помогут дать обоснованные и правильные ответы на ЕГЭ по обществознанию .

1.Внимательно прочитайте текст целиком. Это позволит увидеть его внутреннюю структуру, выделить основные мысли и соотнести его тематически с какой-либо содержательной линией, к примеру, политика или экономика.

2.Выделите главную мысль текста, постарайтесь понять идею, которую хотел донести автор.

3.Старайтесь придерживаться в ответе порядка, установленного в задании. Последовательно отвечайте на вопросы начиная с 21 задания. Так вы не запутаетесь в ответах и не пропустите важную информацию.

4.Иногда у выпускников возникают сложности в том, где нужно отойти от текста и использовать имеющиеся знания. Рецепт здесь один-внимательно читайте задания, там напрямую указывается данное требование. Как правило оно обозначается фразами-конкретизируйте, уточните позицию автора или опираясь на знание обществоведческого курса.

5.Не нужно ради объема выходить за рамки обозначенного вопроса. Несмотря на работу с текстом ЕГЭ по обществознанию задания 21-24 предполагают конкретный ответ, соответствующий заявленным требованиям.

6.Старайтесь придерживаться правильного стиля оформления. Пишите максимально разборчиво и понятно. Каждый ответ начинайте с нового абзаца.

При подготовке к экзамену очень важна отработка задания 21-24 ЕГЭ по обществознанию, поэтому на примере конкретного текста давайте разберем как нужно отвечать.

ПРО­БЛЕ­МЫ МА­ЛО­ГО БИЗ­НЕ­СА И ПУТИ ИХ ПРЕ­ОДО­ЛЕ­НИЯM

Ис­сле­до­ва­ние про­цес­са за­рож­де­ния ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства в оте­че­ствен­ной эко­но­ми­ке вы­яви­ло на­ли­чие про­ти­во­ре­чи­вой си­ту­а­ции. С одной сто­ро­ны, в Рос­сии уже име­ют­ся все фор­маль­ные пред­по­сыл­ки для его успеш­но­го раз­ви­тия. При­ня­ты со­от­вет­ству­ю­щие фе­де­раль­ные за­ко­ны и мно­го­чис­лен­ные под­за­кон­ные акты о го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке малых пред­при­я­тий. Со­зда­на не­об­хо­ди­мая ин­фра­струк­ту­ра в лице го­су­дар­ствен­ных агентств и фон­дов, ас­со­ци­а­ций пред­при­ни­ма­те­лей. Име­ет­ся рынок ре­зерв­ной ра­бо­чей силы, вклю­чая вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих и ди­пло­ми­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов. Важ­ность раз­ви­тия ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства под­твер­жде­на вы­ступ­ле­ни­я­ми го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей, по­ли­ти­ков, ру­ко­во­ди­те­лей круп­ней­ших бан­ков и кор­по­ра­ций, ве­ду­щих уче­ных.

С дру­гой сто­ро­ны, фак­ти­че­ское со­сто­я­ние ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства пред­ста­ви­те­ля­ми всех за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон оце­ни­ва­ет­ся как край­не не­удо­вле­тво­ри­тель­ное. В Рос­сии на­блю­да­ет­ся ярко вы­ра­жен­ная не­раз­ви­тость дан­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки. В свете ре­фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ской си­сте­мы и все еще не до­ве­ден­но­го до конца пе­ре­хо­да к ры­ноч­ной мо­де­ли, малым пред­при­я­ти­ям сле­ду­ет уде­лять осо­бое вни­ма­ние. Чрез­мер­ная кон­цен­тра­ция про­из­вод­ства в Со­вет­ском Союзе стала одной из глав­ных при­чин упад­ка малых го­ро­дов, ра­зо­ре­ния де­сят­ков тысяч сел и де­ре­вень. Пе­ре­се­ле­ние де­сят­ков мил­ли­о­нов людей в круп­ные го­ро­да со­зда­ло не­раз­ре­ши­мую про­бле­му жилья, бы­то­во­го и куль­тур­но-мас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния, транс­пор­та, эко­ло­гии, пре­ступ­но­сти. Раз­ви­тие малых пред­при­я­тий не­об­хо­ди­мо Рос­сии для ста­нов­ле­ния эф­фек­тив­ной и ста­биль­ной эко­но­ми­ки , но на­деж­ды, ко­то­рые воз­ла­га­лись на малый биз­нес в конце 1980-х — на­ча­ле 1990-х годов, пока пол­но­стью не оправ­ды­ва­ют­ся.

Не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, поз­во­ля­ю­щие ма­ло­му биз­не­су ди­на­мич­но раз­ви­вать­ся. К ним от­но­сят­ся: быст­рое ре­а­ги­ро­ва­ние на конъ­юнк­ту­ру; ре­ше­ние со­ци­аль­ных во­про­сов, на­при­мер воз­мож­ность быст­ро со­зда­вать новые ра­бо­чие места; про­ти­во­дей­ствие мо­но­по­лиз­му в эко­но­ми­ке; ак­ти­ви­за­ция струк­тур­ной пе­ре­строй­ки эко­но­ми­ки.

Таким об­ра­зом, труд­но пе­ре­оце­нить зна­чи­мость раз­ви­тия ма­ло­го биз­не­са для нашей стра­ны. Оно спо­соб­но ко­рен­ным об­ра­зом и без су­ще­ствен­ных ка­пи­таль­ных вло­же­ний рас­ши­рить про­из­вод­ство мно­гих по­тре­би­тель­ских то­ва­ров и услуг (в первую оче­редь для ма­ло­обес­пе­чен­но­го боль­шин­ства на­се­ле­ния) с ис­поль­зо­ва­ни­ем мест­ных ис­точ­ни­ков сырья, ре­шить про­бле­му за­ня­то­сти, уско­рить на­уч­но- тех­ни­че­ский про­гресс и со­ста­вить по­зи­тив­ную аль­тер­на­ти­ву кри­ми­наль­но­му биз­не­су.

Задание 21. Автор при­во­дит ряд не­га­тив­ных по­след­ствий, ко­то­рые воз­ник­ли в ре­зуль­та­те чрез­мер­ной кон­цен­тра­ции про­из­вод­ства в усло­ви­ях ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ной эко­но­ми­ки. Ука­жи­те три из них. В вопросе содержится конкретное требование с указанием количества элементов ответа-ищем их в текстовом фрагменте. Вот предложение, содержащее ответ на вопрос(в тексте выделено зеленым). Пе­ре­се­ле­ние де­сят­ков мил­ли­о­нов людей в круп­ные го­ро­да со­зда­ло не­раз­ре­ши­мую про­бле­му жилья, бы­то­во­го и куль­тур­но-мас­со­во­го об­слу­жи­ва­ния, транс­пор­та, эко­ло­гии, пре­ступ­но­сти . Количество представленных элементов здесь даже больше требуемого.

И опять мы видим вопрос точно по тексту с указанием количества элементов. Внимательно читая находим нужный блок (в тексте обозначен красным). Из него выделяем главные мысли и четко формулируем ответ:

· развитие рынка труда с учетом интересов малого бизнеса;

· формирование законодательной базы, направленной на поддержку малого предпринимательства;

· приоритет развития малого бизнеса неоднократно подчеркивался в словах крупнейших предпринимателей, политиков, ученых, финансистов.

Задание 23. Ка­ко­ва, на ваш взгляд, по­зи­ция ав­то­ра в оцен­ке воз­мож­но­стей раз­ви­тия ма­ло­го биз­не­са в ре­ше­нии эко­но­ми­че­ских про­блем в Рос­сии? По каким по­ло­же­ни­ям тек­ста вы это опре­де­ли­ли? (Ука­жи­те любые два по­ло­же­ния-ар­гу­мен­та.) При­ве­ди­те при­мер ре­ше­ния кон­крет­ной эко­но­ми­че­ской про­бле­мы с по­мо­щью ма­ло­го биз­не­са.

Требования усложнились-нужно еще раз внимательно перечитать фрагмент и постараться выделить авторскую позицию (подчеркнуты желтым цветом), сославшись на конкретные положения (в тексте подчеркнуты синим). Почему именно это посчитали авторской позицией? Потому что все содержание проникнуто мыслью о важности и необходимости поддержки и развития малого бизнеса. Требуемые положения указаны сразу после тезиса.

Далее нам нужно придумать пример. Он должен быть конкретным и по существу иллюстрировать вышеприведенную мысль. Мы представляем такой вариант. Малое предпринимательство способно качественно обслуживать потребительский сектор, не используя огромных капиталовложений на основе местных ресурсов.

В 24 задании ЕГЭ по обществознанию нужно все писать самому, основываясь на собственных знаниях курса – или приводить аргументы к предложенной позиции, или давать какие-либо предположения и приводить примеры. Максимально можно получить три первичных балла (например, нужно указать два положения и привести два примера, и все это сделано верно), при наличии недочетов – два (например, указано два положения и один пример или два примера и одно положение), если написано немного, но правильно – один (например, указано одно положение и один пример, или же только положения/примеры), и если совсем ничего не правильно, первичные баллы вообще не начисляются. Чтобы не потерять баллы, нужно уделить внимание этому заданию, прорешать много тестовых вариантов, и, конечно, хорошо знать программу по обществознанию.

Разбор типовых вариантов задания №24 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Если само право - это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос - соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно... Таким образом, юридический интерес к поведению - это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего - с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно - социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм - это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

(А.Б. Венгеров)

Чем различаются мотивы эгоистического и альтруистического поведения? Всегда ли эгоизм и эгоцентризм, по Вашему мнению, влекут противоправное поведение? Поясните свой ответ. Может ли, по Вашему мнению, альтруистическое поведение быть противоправным? Поясните свой ответ.

Давайте вспомним различия между эгоизмом и альтруизмом. Эгоист делает все «для себя», исходя из собственных потребностей и желаний, не заботясь об интересах других людей. Альтруист, наоборот, делает все «для других» и думает в первую очередь о желаниях окружающих, о некоем общем благе. В ответе на первую часть вопроса можно указать, что эгоизм и альтруизм различаются именно отношением к окружающим людям – деятельностью, осуществляемой «для себя» и «для других».

Во второй части вопроса нужно сказать, всегда ли эгоизм и эгоцентризм противоправны. Давайте вспомним разницу между этими двумя понятиями: эгоизм – это такая черта характера, при которой человек ставит свои интересы выше всего остального, а эгоцентризм – это способ мышления, для которого характерно то, что человек считает свое мнение по любому вопросу единственно верным. Во многих случаях поведение эгоиста оказывается далеко от принципов морали и бескорыстия, однако такой образ мышления не так часто оказывается причиной противоправного поведения. Человек может быть эгоистом и не совершать ничего противоправного; также он может проявлять свою черту характера только в общении с другими людьми, которое не регулируется нормами права.

Альтруистическое поведение , при котором поступки совершаются во имя общего блага, напротив, иногда может идти вразрез с правовыми нормами. Что-то может быть хорошо для какой-то части общества, к которой принадлежит человек, но плохо для другой части общества, или же человек может субъективно интерпретировать понятие «общего блага». Наконец, человек может пойти на правонарушение ради других людей – например, в повести «Судьба человека» главный герой убивает солдата, который хотел сдать соотечественника немцам. Никто не сомневается в том, что это было сделано для спасения жизней тех, кого он мог сдать, однако было совершено правонарушение – убийство.

Итак, ответ может выглядеть следующим образом:

Мотивы эгоистического и альтруистического поведения различаются тем, что эгоизм подразумевает совершение поступков «для своего блага», а альтруим – «для общего блага».

Эгоизм и эгоцентризм не всегда влекут за собой противоправное поведение; часто они проявляются только в межличностном общении, не регулируемом правовыми нормами.

Альтруистическое поведение может быть причиной нарушения правовых норм, так как понимание «общего блага» может не соответствовать нормам права, а также человек может нарушить их ради какого-либо «общего блага».

Второй вариант задания

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

Используя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния вы­ска­зан­ной в тек­сте мысли о том, что без куль­ту­ры люди были бы пол­но­стью дезориентированы.

Культура (во всех ее смыслах) оказывала и оказывает большое влияние на жизнь людей. Она выполняет, например, такие функции, как:

  • Познавательная
  • Оценочная
  • Регулятивная
  • Социализации
  • Информативная
  • Коммуникативная

Культура может быть материальной – тогда под ней подразумевается все, что создано как результат производства – и духовной, под которой понимаются духовные ценности, нематериальные блага, удовлетворяющие духовные потребности людей. К культуре можно отнести как и то, что сразу приходит на ум – театр, литературу, музыку – так и, например, язык, церковь. Давайте подумаем над вопросом задания. Культура на самом деле помогает людям приобрести какую-то нравственную ориентацию , освоить накопленный предыдущими поколениями опыт, а также дает им возможность получить эстетическое наслаждение .

Вариант ответа может выглядеть так:

Языковая система, которая помогает людям осуществлять коммуникацию, является частью культуры. При отсутствии языка люди не смогли бы понять друг друга, и их взаимодействие было бы невозможным.

Культура напрямую участвует в формировании моральной и ценностной системы человека: приобщаясь к культуре, у человека формируется определенное самосознание, помогающее отличать плохое от хорошего, зло от добра, правильные поступки от неправильных. Без культуры самосознание человека развивалось бы сложнее.

Религия, которая также является частью духовной культуры, помогает многим людям найти некий смысл жизни, дает ответы на их вопросы и предоставляет ориентиры, помогает пережить сложные времена.

Третий вариант задания

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

(По В.В. Дьяконову)

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государство не совпадает с обществом.

Мы помним, что первые государства возникли около 5 тысяч лет до нашей эры. А первые поселения людей возникли более нескольких миллиардов лет назад, и уже тогда на планете существовали первобытные общества. Получается, что общество возникло намного раньше государства, которое возникает тогда, когда это самое общество достигает некоторого уровня развития и осознает необходимость в установлении какого-либо порядка, в организованной защите территории и имущества, отстаивании интересов во время контактов с другими общностями. Первое объяснение есть.

Давайте подумаем над самим определением понятия «государство» - это некоторая политическая единица, которая осуществляет регулирование жизни населения определенной территории. Главная функция государства – поддержание правопорядка в обществе, обеспечение его развития. Получается, что государство является главным политическим институтом общества, который также выполняет и некоторые экономические, социальные функции; то есть государство – часть политической сферы жизни общества, и никак не может совпадать с ним.

Также можно отметить, что государство представляет собой органы власти, проводимая которыми политика может идти вразрез с интересами граждан, т.е. общества; более того, жизнь общества регулируется не только государством, но и, например, нормами морали, религиозными нормами, обычаями и традициями.

Ответ может выглядеть так:

  1. Возникновение общества произошло намного раньше возникновения государства.
  2. Государство является частью политической сферы жизни общества; само понятие «государство» более узко, чем понятие «общество».
  3. Проводимая государством политика может не совпадать с интересами общества, что иногда даже приводит к конфликтам между государственными органами и общественностью.

Политические элиты (21­24)
Прочитайте текст и выполните задания 21­24.
Политическая элита ­ это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в
сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими института­
ми). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и
управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счёт этого пути и формы его
политического развития.

Политическая элита ­ это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв об­
щества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители эконо­
мических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство учёных схо­
дится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему
кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу
из представителей высших социально­экономических слоёв. Практика не подтвердила
тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения.
Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между со­
ставом и интересами элитарных и неэлитарных групп.

Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции
населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных
слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений, но в значительной
степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее
саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду предста­
вителей массы.

В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая
элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам
относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную
роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается
также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения.
Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических
ценностей. Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая
элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необ­
ходимых общественных задач.

(А. И. Соловьёв)
21. Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая со­
циальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством?
Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.
22. На основании текста назовите три группы элитарных слоев общества. Укажите ещё
одну любую группу, которая входит в элиту.
23. Автор утверждает, что в обществе могут возникать противоречия между элитарными и
неэлитарными группами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, при­
ведите три возможные причины возникновения противоречий. Какая указанная автором
функция политической элиты призвана устранить эти противоречия?