Общение и коммуникация, межличностные отношения. Исследование социально-психологических проблем в межличностном общении Общение и межличностные отношения в психологии

Общение - контакт между людьми, в процессе которого появляется психологическая связь, проявляющийся в взаимном обмене информацией, взаимовлиянием, взаимопереживанием, взаимопониманием. В последнее время в науке применяется понятие «коммуникация». Коммуникация - соединение, взаимодействие двух или более систем, в процессе которой от системы к системе поступает сигнал, передающий некоторую информацию. Общение - взаимный обмен определенной информацией между людьми. Поэтому, общение - более специализированное понятие в сравнении с понятием коммуникации.

Внешний облик человека сознательно изменяется и на известном уровне создается им самим, Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры преподнести себя. Физиогномическая маска - преобладающие выражение лица человека - создается под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувственных переживаний, отношений. Дополняет внешний вид и одежда, которая зачастую является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности данного человека. В манере держаться усматривается человека, его социальное положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается.

Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика - динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест - социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны.

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношения.

К средствам общения также относится тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него - вот . Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение младенца на руках у матери, единоборство спортсменов. Тактильно-мышечная чувствительность - доминантный канал получения информации из внешнего мира и основное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом - возможности естественным путем «пользоваться» речью.

Человеку, как существу, включенному в разнообразные отношения и взаимодействия с другими людьми, присущ определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем мире, то есть социально-психологический тип мышления. На различных этапах развития человеческой цивилизации социально-психологическое мышление принимало вид и форму различных социокультурных явлений и процессов. На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как:

– житейская, заключенная в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок, обрядов, традиций;

– образцы литературы и искусства;

– научная, объясняющая личность как социально-психологический феномен;

– мыслительная парадигма, задающая определенный взгляд на всю систему современного человекознания;

– психотехническая, представленная различными приемами социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в конкретной ситуации, технологии управления поведением и установками других людей.

Большинство современных авторов определяют социальную психологию как науку с двойным предметом: с одной стороны, психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, с другой – особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства. В качестве предмета социальной психологии рассматривают (Г. М. Андреева) закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.

Как основные выделяют следующие разделы социальной психологии:

1) закономерности общения и взаимодействия людей;

2) социально-психологические характеристики групп, взаимосвязь личности и группы;

3) социально-психологические особенности личности;

Социальная психология – это психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (межличностных и межгрупповых) и особенности возникающих отношений в процессе общения.

Формирование, развитие свойств и особенностей психологического мира человека – участника социальных отношений – происходит именно в процессе общения и группового взаимодействия разного уровня.

Каждый человек стремится понять самого себя и других людей, подыскивая объяснения наблюдаемым поступкам. Человеческое поведение детерминировано и не признает никаких случайностей, хотя на первый взгляд в глаза бросается совершенно обратное – обыденная и в том числе деловая жизнь переполнена вроде бы случайностями. Психология человеческих взаимоотношений доказывает, что случайностей в общении нет, есть строгая предопределенность и закономерность. Чтобы принимать разумные решения и достигать результата с наименьшими усилиями, каждый должен иметь представление о том, что происходит, своего рода концепцию относительно данного случая.

Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей, это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений, в которой формируются и развиваются как различные виды социальных отношений, так и психологические особенности отдельного человека. Общение – особая форма активности человека, механизм развития его отношений, форма существования этих отношений и способ существования важнейших аспектов его психического мира.

Общение – это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояние, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

Общение – форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (А. В. Брушлинский).

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (Р. С. Немов).

Совместная деятельность – ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено единой цели – решению конкретной задачи (А. В. Брушлинский).

Общение как объект исследования имеет свою структуру:

1-й уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни;

2-й уровень – мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия;

3-й уровень – микроуровень: рассматриваются элементарные единицы общения как сопряженные акты, так называемые трансакции ;

В общении выделяют (Р.С.Немов) следующие аспекты :

цель – то, ради чего у человека возникает данный вид активности;

средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного партнера к другому.

Выделяют два основных канала передачи информации :

1) вербальный;

2) невербальный.

Вербальные средства передачи информации предполагают использование речи и усвоение человеком определенного языка (в том числе: азбука Морзе, язык глухих, различные шрифты). Речевая ситуация складывается из элементов: кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем. Вербальное сообщение непременно взаимодействует с невербальным сообщением.

Невербальные средства передачи информации принято классифицировать по сенсорным каналам:

1) оптическая система – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз (изучает: пантомимика, кинесика, проксимика);

2) акустическая система – различные качества голоса, паузы, покашливания (изучает паралингвистика);

3) кинестетическая система – прикосновения, рукопожатия.


Схема 11

В процессе взаимодействия людей от 60 % до 80 % коммуникаций осуществляются за счет невербальных средств. Американские (в основном) исследования выделяют следующие разделы в психологии, изучающие передачу информации посредством невербальных реакций (схема 11):

1. Кинесика – наука, изучающая язык телодвижений (произвольные, неосознаваемые).

Установлено (А. Пиз), что основные коммуникационные позы и жесты во всем мире практически остаются одними и теми же. Для общения информативны: открытость позы, наличие защитных барьеров, жесты лжи, способы искусственного повышения статуса.

2. Проксемика (англ. proximity – близость) – дисциплина, исследующая бессознательное структурирование человеком собственного пространства. Термин введен в 1963 г. Э. Т. Холлом. Концепция персонального пространства человека базируется на следующих идеях: 1) персональное пространство имеет четыре зоны, структурирующие поведение человека в его персональных контактах; 2) конкретные характеристики пространства обусловлены социокультурными факторами.

Специфической особенностью персонального пространства является то, что человек, даже не осознавая этого, относится к пространству вокруг себя как к части собственного «Я». Попытки других людей проникнуть в персональное пространство воспринимаются как неприятные, как посягательство на личную свободу. Индивидуальная дистанция – это расстояние, которое воспринимается человеком как субъективно оптимальное и комфортное для взаимодействия с другим человеком или группой людей.

Обнаружены следующие типы дистанций и их размеры:

– интимная зона (около 15 см) – общение хорошо знакомых и эмоционально близких партнеров (родителей и детей, супругов);

– личная зона (порядка 70 см) – общение друзей, хорошо знакомых, но эмоционально индифферентных партнеров (коллег);

– социальная зона (примерно 300 см) – дистанция характерна для формальных и официальных встреч;

– общественная зона (около 700 см) – общение с большой группой людей или враждебным индивидом.

3. Паралингвистика – наука, изучающая параметры голоса и речи: громкость голоса, паузы в речи, темп речи (произвольные, неосознаваемые реакции).

В процессе социального бытия общение выполняет определенные задачи или функции. Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон (характеристик общения):

– перцептивной ;

– коммуникативной (информационной);

– интерактивной.

В этом случае различают три функции общения :

1) аффективно-коммуникативную (перцептивную);

2) информационно-коммуникативную;

3) регуляционно-коммуникативную (интерактивную).

Иногда выделяют такие функции общения:

1) общение – форма существования и способ проявления человеческой сущности;

2) общение – фактор становления человека и общества;

3) общение – важнейшее условие успеха коллективной деятельности;

4) общение – условие существования человека, одна из основных его потребностей.

Характеристика общения

Процесс познания и понимания одним человеком другого в ходе общения выступает как обязательная составная часть общения и носит название перцептивной стороны общения . Объяснение уникальных явлений познания и понимания людьми друг друга в целом называется социальной перцепцией .

Процесс восприятия одним человеком другого разворачивается в такой последовательности (или на формирование образа человека влияет):

1. Собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения:

1) восприятие внешних признаков:

– оформления внешнего вида (цвет, силуэт, цена, опрятность одежды);

– физических качеств.

2) восприятие поведения:

– совершаемых действий (социальный статус, самопрезентация);

– экспрессивных реакций (жесты и позы).

2. Интерпретация воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий.

3. Эмоциональная оценка (формирование определенного отношения к наблюдаемому «нравится – не нравится».

4. Построение стратегии собственного поведения.

Результат процесса социальной перцепции определяется тем, как была воспринята и интерпретирована наблюдателем ситуация, так как в зависимости от этого будет применен тот или иной механизм социального познания (механизм восприятия) .

Механизмы социального познания могут быть разведены по трем группам в соответствии с той социальной ситуацией, в которой обычно используются.

1.В ситуациях ролевого взаимодействия , в которых партнер воспринимается как носитель определенной роли, как принадлежащий к определенной группе, наблюдаются:

– схемы первого впечатления , которые запускаются факторами: превосходства партнера, привлекательности партнера, сходства воспринимаемого лица с наблюдателем. В основе данных схем лежит «эффект ореола» : если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно – недооценивать;

– стереотипизация (от греч. stereos – пространственный, твердый; typos – отпечаток)– процесс классификации форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям или категориям, т.е. выработанным группой стереотипам. С одной стороны, стереотип позволяет быстро и достаточно надежно интерпретировать, делать понятным и прогнозируемым поведение человека; с другой – может носить искаженный и догматический характер. Стереотип, способный порождать новую реальность отношений и внутреннего мира воспринимаемого человека, получил название «стереотип ожидания» (или «эффект Пигмалиона») , т.е. наблюдаемый строит свою стратегию поведения в зависимости от субъективного мнения наблюдателя о нем, пытаясь вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили.

Как частные случаи стереотипизации выступают:

– физиогномическая редукция (греч. physis – природа, gnomon – знающий; от лат. reducere – приводить обратно, возвращать) – попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для некоторой группы черт его внешности;

– внутригрупповой фаворитизм (лат. favor – благосклонность, расположение) – тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с представителями других групп.

2. В ситуациях межличностного взаимодействия , которые могут быть определены как диалогические и ориентированные на взаимопонимание, наблюдаются:

– идентификация (лат. identificare – отождествлять) – попытка понять настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я»; при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки;

– эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – процесс постижения эмоционального состояния другого человека; особый вид внимания к другому человеку; способность и свойство личности; в эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний;

– социальная рефлексия (лат. reflexio – отражение) – познание другого человека и себя через то, что он думает (как я думаю) обо мне;

– аттракция (лат. attraсtio – притяжение, привлечение) – понимание партнера по общению на основе симпатии к нему; аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни; особый вид установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

3.В ситуациях непонимания партнера , с которым предполагается установление определенных отношений или совместной деятельности, наблюдается каузальная атрибуция (лат. causa – причина, лат. causalis – относящийся к причине, причинный; лат. attributum – присовокупленное, приписанное) – система способов приписывания другому человеку (в случае дефицита информации о нем) характеристик или причин его поведения; характер атрибуций зависит от того, выступает ли объект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Соответственно выделяют атрибуции: личностную (причина приписывается лично совершающему поступок); объектную (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); обстоятельственную (ситуационную) (причина приписывается обстоятельствам).

Межличностная коммуникация (лат. communicatio – сообщение, связь) – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению ее в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.

Человек, который в процессе общения задумывает и передает партнеру информацию, называется в социальной психологии коммуникатором ; партнер, принимающий и интерпретирующий информацию, – реципиентом.

Возникновение общей информации не ведет автоматически к взаимопониманию. В процессе поиска общего информационного поля начинают работать механизмы и феномены, как способствующие, так и препятствующие взаимопониманию (так называемые механизмы взаимопонимания ).

1. Механизм обратной связи , обеспечивающий и улучшающий взаимопонимание.

Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова.

Существуют следующие варианты человеческого общения с точки зрения используемой в нем обратной связи:

1) культурный вариант, социально одобренный, принятый за образец общения, при котором невозможна демонстрация истинных чувств другому человеку, требующий тактичности и сдержанности; этот вариант часто затрудняет процесс общения;

2) открытый вариант, предполагающий открытость высказываний о своем состоянии, явные реакции на слова и поступки другого, одновременно допускающий многозначные и разнообразные интерпретации;

3) прямая обратная связь – вариант, предполагающий прямое называние тех чувств, которые возникли в связи со словами и поступками партнера, поиск однозначных аналогий, сравнений, понятных другому; прямая обратная связь действительно способствует улучшению взаимопонимания, позволяя в то же время партнерам быть открытыми в проявлении своих чувств.

2. Барьеры общения – механизмы защиты от нежелательной информации и, как следствие, от нежелательного воздействия:

1) коммуникативный барьер – психологическое препятствие, устанавливаемое реципиентом на пути нежелательной, утомительной или опасной информации:

а) избегание, например, физическое (избегание контактов с нежелательным лицом), психологическое (забывание информации, «уход в себя»);

в) непонимание, искажение до неузнаваемости информации, придание ей нейтрального смысла;

2) фонетический барьер – препятствие, возникающее, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй высказываний;

3) семантический барьер – препятствие, возникающее из-за несовпадения, значительных различий, существующих в системах значений по общению (проблема жаргонов и сленгов);

4) стилистический барьер – препятствие, возникающее при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи коммуникатора и актуального психологического состояния реципиента;

5) логический барьер – препятствие, возникающее в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему несерьезной, противоречит присущей ему манере доказательств.

3. Целенаправленное коммуникативное воздействие – процесс, включающий в себя внутреннюю коммуникативную установку автора сообщения к реципиенту и самому себе, вербальные и невербальные особенности самого сообщения, характеристики коммуникативного пространства общения.

Выделяют (А. У. Хараш) два вида коммуникативных процессов: авторитарный и диалогический.

Коммуникативные способности – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Разнообразие жизненного опыта человека, его образованность, как правило, положительно влияют на развитие коммуникативных способностей.

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей и с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида:

1) кооперация (согласие, приспособление, ассоциация) – координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил); выделяют (А. Н. Леонтьев) такие черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

б) изменение деятельности каждого;

2) конкуренция (конфликт, оппозиция, диссоциация) – взаимодействия, «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Выделяют такие возможные формы (модели), как:

1) совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других;

2) совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;

3) совместно-взаимодействующая деятельность – имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Каждая система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями . Межличностные отношения определяют тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), который возникает при данных конкретных условиях, и степень выраж енности этого типа (успешное или менее успешное). Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает взаимодействие». В основе социального взаимодействия лежат три межличностные потребности: присоединения, контроля и открытости.

При анализе взаимодействия важен факт осознания каждым участником собственного вклада в общую деятельность, что, в свою очередь, помогает корректировать собственную стратегию. Стратегия взаимодействия определена характером общественных отношений, представленных выполняемой социальной деятельностью, тактика взаимодействия – непосредственным представлением о партнере.

Наиболее известные стратегии взаимодействия агрессия и альтруизм.

Агрессия – любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического ущерба или психологического дискомфорта у партнера. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Альтруизм (лат. alter – другой) – принцип поведения, означающий способность человека добровольно помогать другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруизма является желание улучшить благополучие другой личности. Объяснением альтруизма может быть: эмпатия, устранение собственных негативных чувств, сохранение человеческого генофонда, норма взаимной ответственности.

Общий подход человека к построению взаимодействия с другими людьми отражает стиль общения.

Стиль общения – образ действий, извлекаемый из одного определенного типа ситуаций и проявляющийся в конкретных случаях. Различают:

1) ритуальный стиль общения , порождаемый межгрупповыми ситуациями, представляющий и подтверждающий человека как члена социума;

2) манипулятивный стиль общения , порождаемый деловыми ситуациями (чаще всего), рассматривающий партнеров по общению как совокупность функциональных качеств, пригодных для достижения поставленной цели.

Выделяют (М. Предраг) такие уровни манипулирования:

– уровень аргументирования (методы: фундаментальный, вписывания, сравнения, «кусков», опроса, «выведения из терпения»);

– спекулятивный уровень (метод преувеличения, дискредитации, «психологического привыкания», отсрочки);

– манипулятивный уровень (методы: «просовывание ноги в дверь», «меня разрывают на части», «хлопанье дверью», «легкий мяч» «казанская сирота»);

3) гуманистический стиль общения, порождаемый межличностными ситуациями, позволяющий удовлетворять потребности человека в общении, понимании, сопереживании, сочувствии.

Подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе (Э. Берн)– направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения трансактного анализа, у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с различными состояниями «Я» (Эго). Репертуар этих состояний соответствует одной из трех позиций, которые условно обозначают: Родитель – состояния, сходные с образами родителей, Взрослый – состояния, автономно направленные на оценку реальности, Ребенок – состояния, все еще действующие с момента фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Эти позиции не связаны с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний «Я». Все три аспекта личности – «Я-Ребенок», «Я-Взрослый», «Я-Родитель» заслуживают одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Цель трансактного анализа – выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. Скрытые дополнительные трансакции с четко определенным и предсказуемым исходом называют играми.

Э. Берн рассматривает общение как одну из основных потребностей человека. Каждый человек стремится получить наибольшее удовлетворение от общения, испытывая потребность в признании, «поглаживаниях» – положительных оценках себя. Чем более доступен человек для контактов, тем больше у него ощущение удовлетворенности собой и жизнью в целом, счастья.

Нейро-лингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер) рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления, представляя синтоническую модель общения. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что человек познает мир через программную репрезентацию, создавая собственную модель мира.

У каждого человека собственная субъективная модель мира, и причиной этого ограничения выступают: нейрофизиологические ощущения, социальные ограничения, индивидуальные психологические ограничения.

Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал) – это система, посредством которой человеком воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трех основных категориях: визуальная (восприятие посредством зрительных образов), аудиальная (восприятие посредством слуховых впечатлений), кинестетическая (восприятие посредством слуховых впечатлений). Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Установлено, что репрезентативная система внешне проявляется в движении глаз, выборе слов, используемых в общении, в особенностях дыхания и позы.

Визуалам характерны: быстрый темп речи, высокий тембр голоса, верхнее дыхание, повышенное напряжение мускулатуры, взгляд вверх, слова: смотреть, картина, перспектива, предвидеть, обзор, иллюзия, зрелище, яркий.

Аудиалам характерны: очень выразительный и резонирующий тембр голоса, балансирование головы, «телефонная поза», слова: говорить, слышать, звук, ударение, заявлять, пронзительный, созвучный, внятный, монотонный.

Кинестетикам характерны: низкий тембр голоса, нижнее дыхание, расслабление мускулатуры, низкое положение головы, опущенный взгляд, некоторая небрежность к вещам, слова: чувствовать, жесткий, ощутимый, напряжение, задевать, контактировать, шероховатый, связывать, хватать.

Знание ведущей репрезентативной системы партнера дает возможность легко установить контакт и взаимопонимание. На эффективность общения влияет умение быть конгруэнтным и возможность подстраиваться. Быть конгруэнтным – значит быть равным партнеру, быть вовлеченным, созвучным ему. Подстройка предполагает приспособление своего поведения к способу поведения другого.

Алгоритм подстройки: поза, жесты, речь, основная репрезентативная система, ведущая репрезентативная система, вербальные ключи доступа, невербальные ключи доступа, дыхание.


Похожая информация.


Общение - это одна из основополагающих форм со­циального взаимодействия людей. В структуре любого об­щения (официального или неофициального) выделяют три стороны: Коммуникативная сторона состоит в обмене инфор­мации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении - это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сто­рона общения может проявляться в согласовании дейст­вий, распределении функций, воздействии на настрое­ние, поведение или убеждения партнера.

Перцептивная сторона - это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позво­ляющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

Идентификация (уподобление) заключается в попыт­ках поставить себя на место партнера. Близким к иденти­фикации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль игра­ют установки, приводящие к следующим психологиче­ским эффектам:

Эффект ореола - когда ранее выработанные пред­ставления о человеке мешают видеть его действительные качества.

Эффект новизны - когда в ситуации восприятия зна­комого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации - когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.

Виды общения:

^ вербальное - невербальное; ^ контактное - дистантное;

непосредственное - опосредованное; ^ устное - письменное; ^ межличностное - массовое; ^ частное - официальное (деловое); ^ искреннее - манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь прин­ципов:



^ принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

^ принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

^ принцип качества информации (не ври);

^ принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

^ выражай мысль ясно и убедительно;

^ умей слушать и понять нужную мысль;

^ умей учитывать индивидуальные особенности собе­седника.

Этапы общения:

^ появление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт;

^ ориентировка в целях, в ситуации общения;

^ ориентировка в личности партнера;

^ планирование содержания общения (обычно бес­сознательно);

^ бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

^ восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;

^ корректировка направления и стиля общения.

Средства общения:

Язык - обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам";

67- интонация - благодаря которой слова «Я тебя люб­лю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;

Мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

Позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

Взгляды, контакты глаз;

Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, инто­наций - 38%, невербального взаимодействия - 53%.

Межличностное взаимодействие обусловлено психо­логическими механизмами социальной перцепции, кау­зальной атрибуции и аттитюдами.

Социальная перцепция - механизм восприятия и оценки индивидом различных социальных объектов, людей, со­бытий и т.д.

Каузальная атрибуция - субъективное объяснение мо­тивов поведения других людей и их личностных свойств.



Аттитюды – устойчивые установки людей в отношении друг к другу.

В структуре взаимодействия людей социальные психоло­ги выделяют различные виды межличностных отношений: привязанность, дружба, любовь, времяпровождение, игра, соревнование, сотрудничество, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие.

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов. Например: знакомство, переходящее в приятельские, товарищеские и дружеские отношения, может перерасти в любовь.

Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровожде­ние, однако здесь всегда присутствует четко фиксирован­ный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным ком­понентом (любовь = сексуальные влечения +симпатия+уважение). В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Взаимную привязанность или симпатию, которые ха­рактерны для устойчивых межличностных отношений, психологи называют аттракцией. Формированию аттрак­ции способствуют следующие факторы:

частота взаимных социальных контактов;

физическая привлекательность (красота нравится);

феномен «ровни» по интеллектуальному уровню и по уровню привлекательности;

эффект «усиления», когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими;

сходство социального происхождения, интересов, взглядов.

Тесные положительные межличностные взаимоотно­шения, обеспечивающие дружескую поддержку, обычно связаны с ощущением счастья, улучшают здоровье, про­длевают жизнь человека.

Время чтения 8 минут

Межличностные отношения это: ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия с людьми. Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Общение является главной составляющей человеческой жизнедеятельности. И от качества межличностных связей напрямую зависит и уровень жизни человека, и его психоэмоциональное душевное состояние. Ведь невозможно жить в гармонии, если в доме постоянно происходят ссоры с близкими людьми, в отношениях с друзьями возникает недопонимание, а на работе царит неблагоприятная атмосфера в коллективе. Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.

Самые важные встречи устраивают души, еще прежде, чем встретятся телесные оболочки.
Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться. Встречи ждут нас - но как часто мы сами уклоняемся от них! И когда мы приходим в отчаяние, поняв, что нам нечего терять, или наоборот - чересчур радуемся жизни, проявляется неизведанное и наша галактика меняет орбиту. © Пауло Коэльо

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

А какие же вообще существуют виды межличностных отношений? Как добиться гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми? И какие существуют методы по развитию качества общения? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

межличностные отношения это

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания. © В. В. Налимов

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

  • По цели бывают первичные и вторичные межличностные связи. Первичными называют такой вид, когда люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, без какой-либо конкретной необходимости. Вторичные же отношения осуществляются при наличии необходимости определенной помощи, оказании услуги одним человеком другому.
  • По характеру межличностные отношения бывают официальные и неформальные (неофициальные). Официальные взаимодействия между людьми базируются на соблюдении строгих правил и границ общения. Право на самостоятельный выбор партнера отсутствует. Чаще всего это взаимоотношения между коллегами или деловыми партнерами. При неформальном общении четкие поведенческие рамки отсутствуют, основой неофициальных межличностных отношений является широкая эмоциональная база и право выбирать оппонента. В неофициальных взаимосвязях доминируют личные предпочтения как, собственно, в том, с кем общаться, так и при выборе тем и метода общения.
  • По стилю социальные контакты также могут быть официальными (например, взаимодействие с рабочим коллективом) или же личные (к этой категории относятся дружеские, приятельские межличностные связи). Личные отношения более приятные и разнообразны, богаче в эмоциональном плане, чем официальные.

Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой. © Франсуаза Саган

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:

  1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
  2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
  3. Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
  4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
  5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

Отношения без ответственности и ее осознания, это всего лишь увлечение, или еще хуже – привычка. Ответственность не может показать, совместимы вы или нет, но она может показать значимость ваших отношений, ну а дальше уже решать вам. © Натаниэль О’Фаррелл

СИСТЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационными называются отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

РОЛЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.


Все в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог». © Екатерина Макарова

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

Единтсвенное время в жизни человека, когда он объективно зависим и когда его можно считать заложником – это его детство и зависимость от родителей. Длится это сравнительно недолго. В остальных случаях пребывания в отношениях есть выбор взрослого человека. © Михаил Лабковский

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

1. Определения, функции, средства коммуникации

2. Межличностные отношения.

3. Межличностные конфликты.

Общение - форма психологической взаимосвязи людей в процессе их совместной деятельности, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом, речью и поведением оказывают влияние на намерения, мысли, состояние и чувства друг друга.

Речевое общение называют вербальным, а общение с помощью других средств невербальным (например, с помощью жестов, выражения лица и глаз, движения, положения тела и пр). Функции общения многообразны. Их можно разделить на социальные, направленные на решение задач коллективного труда (например, деловое общение), и психологические, ориентированные на удовлетворение личных потребностей людей в обмене информацией и во взаимопонимании.

Различают несколько видов общения: неформальное дружеское; неформальное деловое; формально – деловое (ролевое); межличностное.

У разных людей разные способности общения. Одни, вступая в межличностные контакты с окружающими, без особых усилий создают или поддерживают у других людей хорошее настроение, другие вносят в свои взаимоотношения с людьми напряжен​ность и провоцируют отрицательные эмоции.

Специфику межличностных отношений сотрудников МЧС определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и непохожие друг на друга случаи и ситуации. В процессе службы многие неосознанно вырабатывают свою собственную психологическую схему общения и воздействия на людей. Не всегда, однако, такие опытным путем выработанные навыки являются оптимальными, так как опыт каждого отдельного человека в чем-то ограничен, а восприятие не совершенно. Поэтому сотруднику МЧС в своей работе нужно руководствоваться не только инструкцией и опытом общения, но и изучать психологию человека, с тем, чтобы в затруднительных случаях использовать научные рекомендации для организации контакта с людьми.

1.​ Определение, функции, средства коммуникации

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия (Б.Д. Парыгин).

Общение осуществляется знаковыми средствами и направлено на значимое изменение в состоянии, поведении, личностно-смысловых образованиях партнера.

Функции общения. Б. Ф. Ломов выделяет следующие функции общения:

1)​ информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема -

передачи информации (встреча с другом, рассказ о каком-либо событии и др.);

2)​ регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой



действий при осуществлении совместной деятельности (т.е. функция организации совместной деятельности);

3)​ аффективно-коммуникативная, связанная с регуляцией эмоциональной

сферы человека (бывает, мы рассержены, но нужные слова, вовремя сказанная шутка меняет наше настроение, заставляет улыбнуться, и все видится нам уже не в таких мрачных красках).

4) познание людьми друг друга;

5) формирование и развитие межличностных отношений.

По критерию «цель общения» он выделяет восемь функций общения:

1)​ контактная цель: установление контакта, то есть состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2)​ информационная цель: обмен сообщениями, прием - передача каких-либо сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

3)​ побудительная цель: стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

4)​ координационная цель: взаимное ориентирование и согласование

действий при организации совместной деятельности;

5)​ цель понимания: не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

6)​ эмотивная, цель: возбуждение в партнере нужных эмоциональных

переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7)​ цель установления отношений: осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;



8)​ оказания влияния: изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Стороны общения. В отечественной психологии выделяются 3 стороны общения. Это перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.

1. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа дру​гого человека (социальная перцепция). Социальной перцепцией называют процесс восприятия социальных объектов (другие люди, социальные группы, большие социальные общности).

Восприятие другого человека – это восприятие внешних признаков, физических характеристик, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков. Выделяются следующие внешние признаки:

1.​ Антропологические особенности физического облика: рост, телосложение,

голова, руки, ноги, цвет кожи и пр.

2.​ Физиологические характеристики: дыхание, кровообращение, потоотделение

и т.д. Воспринимая их, субъект делает определенные умозаключения о физиологическом возрасте, темпераменте, психическом состоянии объекта.

3.​ Функциональные особенности: осанка, поза и походка. Осанка - это манера

придавать фигуре определенный вид, сочетание положения корпуса и головы. Поза - это положение тела в пространстве. Походка - это манера ходить, поступь человека.

4.​ Паралингвистические особенности общения: мимика, жесты и телодвижения,

контакт глаз. Мимика - выразительные движения лицевых мышц (качественная сторона - эмоциональное выражение лица, количественная сторона - интенсивность проявлений переживаний личности, т.е. степень их выраженности).

5.​ Тактильные особенности включают различные прикосновения (рукопожатия,

поглаживания, похлопывания, поцелуи).

6.​ Социальная роль - это нормативное поведение человека, т.е. поведение

человека по нормам, обусловленным данным обществом, в соответствии с ожиданиями его представителей в зависимости от занимаемой им позиции.

7.​ Социальное оформление внешности (внешний облик) - одежда человека, обувь, украшения. Можно определить вкусы объекта, некоторые черты характера, ценностные ориентации, социальный статус, материальное положение, национальность и пр.

8.​ Проксемические особенности общения: расстояние между общающимися и их взаимное расположение. Воспринимая расстояние между объектом и его партнером, можно определить, в каких отношениях он с ним находится, какой у него статус и пр.

9.​ Речевые особенности: семантика, грамматика и фонетика. Можно определить ценностные ориентации, вкусы, социальный статус, деловые и личные качества, возраст и др. особенности («оканье», украинский, одесский акценты).

10.​ Экстралингвистические особенности речи: своеобразие голоса, тембр, высота, громкость, интонация, характер заполнения пауз и др. Можно определить культурный уровень объекта, его различные психические состояния.

11.​ Особенности действий, совершаемых объектом. Воспринимая человека при совершении им профессиональных действий, в различных видах деятельности (учеба, труд, игра), субъект лучше понимает его ценности, профессиональные качества, отношение к работе, характерологические особенности и пр.

Процесс познания человека

Познание - это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.

Данный процесс включает:

1.​ Механизмы межличностного познания, искажающие адекватность

формирующегося образа воспринимаемого:

1)​ Механизм функционирования имплицитной (внутренней) структуры

личности. У каждого человека есть сложившейся внутренняя структура, характеризующаяся наиболее значимыми для него психологическими особенностями. Формируется эта структура к 16-18 годам. В ней аккумулируется жизненный опыт познания людей, жизненная позиция воспринимающего, его социальные установки, которые определяют восприятие.

2)​ Влияние первого впечатления (эффект первичности или новизны).

«Эффект первичности» был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

3)​ Механизм проекции - перенос на познаваемых людей психических

особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание положительных и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет.

4)​ Механизм стереотипизации (категоризации) предполагает отнесение

воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей. В процессе социализации человек учится классифицировать познаваемых людей, относя их к разным категориям на основе сходства и различия (возрастные, этнические, профессиональные и прочие стереотипы).

5)​ Механизм упрощения - неосознаваемое стремление иметь четкие,

непротиворечивые, упорядоченные представления о воспринимаемых лицах. Это приводит к «сглаживанию» реально существующих противоречивых психологических характеристик личности.

6)​ Механизм идеализации («эффект ореола», «галоэффект»). Общее

благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

7)​ Механизм этноцентризма - это пропуск всей информации через

«фильтр», связанный с этническим образом жизни. В случае принадлежности объекта и субъекта к одной и той же национальности происходит, как правило, завышение положительных особенностей воспринимаемого, а в случае принадлежности к другому этносу - занижение или объективная оценка.

Средства коммуникации

I. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естственный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Диалог представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит «обогащение, развитие информации».

II. Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы:

1) Оптико-кинетическая система - воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы, например, в различных национальных культурах (воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот). Жесты могут выступать в качестве языка лишь в том случае, если взаимодействующие люди одно​значно понимают их в соответствии с особенностями национальной культуры и контекстом ситуации.

2) Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой. Существует особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре:

​ интимное расстояние (0-45 см);

​ персональное расстояние (45-120 см),

​ социальное расстояние (120-400 см);

​ публичное расстояние (400-750 см).

4) «Контакт глаз» - сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

2. Межличностные отношения

Общение и организация взаимодействия:

1) с коллегами по работе

Придя на работу, приветливо поздоровайтесь с коллега​ми. Если накануне создалось между вами и кем-то некоторое напряжение, то именно это короткое обязательное приветствие часто помогает снять его безболезненно для са​молюбия. Если вы расстроены, постарайтесь не показывать этого, не взвинчивайтесь, не нервируйте других. Обязанность каждого - создать на работе спокойную, деловую обстановку. Если рабочая ком​ната общая, следует стараться не мешать друг другу, при необходимости сказать что-то, говорите вполголоса.

Самое правильное в поведении на службе - это поддер​живать ровные, доброжелательные отношения с коллегами, быть только честным, чистосердечно признаваться в совершен​ных ошибках, просчетах, а не ссылаться на других. Будьте скромны и сдержаны, не проявляйте излиш​него любопытства к делам и жизни своих товарищей, не об​суждайте их поступки у них за спиной. Это рождает всякие слухи и сплетни, портит людям настроение, мешает работать.

Правильные, деловые взаимоотношения в коллективе не​совместимы с пренебрежительным, хамским отношением друг к другу. Если вас оторвали от дела, не раздражайтесь, постарай​тесь сделать то, о чем вас просят. Если обстоятельства не позволяют сделать этого сразу, извинитесь, и не забудьте ис​полнить просьбу потом. Не отказывайте товарищу в совете, когда он его просит, и сами не избегайте советоваться: ум хорошо, а два лучше.

Нельзя заставлять людей ждать излишне долго ответ на деловое письмо или запрос по службе. Несвое​временно ответить значит незаслуженно обидеть человека. При этом воспитанный человек никогда не станет писать не​ряшливо, неразборчиво, небрежно. Писать так, значит про​являть неуважение к тем людям, которые вынуждены тратить лишнее время и силы, чтобы разобраться в таких записях. Пунктуальность и аккуратность не только облегчат вам работу, выполнение любого служебного задания, сэкономят время, но и заставят уважать вас.

Следите за тоном. В разговоре иной раз невежливы, гру​бы бывают не слова, а тон, каким они произносятся. Сколько раз на замечание о невежливости, невоспитанности мы слы​шим удивление: «А что я такого сказал?». Форма обращения друг к другу среди членов одного кол​лектива зависит от степени их дружеских симпатий и сло​жившихся традиций. Но в любом случае недопустимо обра​щаться к товарищу только по фамилии: «Послушай, Иванов!».

Особое терпение и выдержку надо проявлять в споре. Ведь спор это не ссора, а форма обмена мнениями. Почувствовав, что вы не правы, имейте мужество признаться в этом, помня, что и хорошие доводы должны уступать лучшим.

Женщина на работе не перестает быть женщиной. Воспи​танный мужчина и на службе пропустит женщину вперед, придержит перед ней дверь, исключит в ее присутствии упот​ребление грубых слов. Нельзя не помочь ей одеться, если вы вместе оказа​лись в гардеробе. Обычно мужчина встает, когда к нему обращается стоящая рядом с ним женщина. Входящий здоровает​ся первым с присутствующими, а уходящий первым прощает​ся с остающимися.

Внимание к заболевшему товарищу укрепляет товарище​скую атмосферу в коллективе. Любой больной, забытый друзьями и сослуживцами, чувствует себя одиноким и несча​стным. В разговоре с больным надо быть предельно тактичным, не говорить о том, что может его взвол​новать, обеспокоить. Больные, как правило, рассказывают о своей болезни и болях. Тактичный человек в таких случаях про​явит максимум внимания и участия. Посещение больного должно быть кратковременным, чтобы не утомлять его.

2) с начальником

Когда вы входите в кабинет начальника, представьтесь, если начальник вас лично не знает. Не садитесь, пока не по​лучите разрешения сесть, а получив, не отказывайтесь от него. Старайтесь быть кратким, деловым, спокойным, не горячитесь, не отвлекай​тесь, не уводите разговор в сторону. Но не стесняйтесь вы​сказывать свое мнение. Помните, что в деталях вопроса, ко​торый вы докладываете или обсуждаете, вы можете быть ос​ведомлены больше, чем начальник, и поэтому ваше мнение и предложения могут быть весьма полезными.

Во время разговора сидите ровно, свободно, но не разваливайтесь, не откидывайтесь на спинку стула, не перекиды​вайте ногу на ногу, не вертите ничего в руках и не подпирай​те голову руками, облокотясь на стол начальника.

Если старший по званию, возрасту или общественному по​ложению собеседник (или женщина-собеседник) стоят, разговаривать сидя нельзя. Надо встать. Если старший из беседующих (или женщина) встанет, младшие также должны встать. В случае не​обходимости выйти из помещения, надо выбрать удобный мо​мент, встать и, спросив у старших разрешения, удалиться.

Первым приветствуют: младший - старшего, мужчина - женщину, подчиненный - начальника.

Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальни​ком (старшим), то подчиненный (младший) обязан уступить дорогу и, отдавая воинское приветствие, пропустить его, при необходимости пройти мимо начальника (старшего) или опередить его в этих условиях - просить на это разрешения.

Когда вы входите вместе с начальником (старшим) в по​мещение, пропустите его вперед, откройте и придержите дверь. Выражая свое уважение к начальнику, держитесь при этом достойно. Подобострастие и льстивость не только про​изводят неблагоприятное впечатление, но и могут нарушить деловой характер разговора. Когда человек держится с чув​ством собственного достоинства, это вызывает к нему уваже​ние, заставляет людей внимательно относиться к его словам и делам.

3) с должностными лицами предприятий и организаций

При необходимости посещения предприятия и учреждения, учебных заведений следует созвониться с руководителем или секретарем, договориться о дне и времени приема, назвать вопрос, подлежащий разрешению. В назначенное время при​быть в условленное место. Предварительная договоренность о времени вашего прихода избавит вас от чувства неловкости за несвоевременный визит, а также от потери времени.

Прибыв в учреждение, снять верхнюю одежду и головной убор, постучать в дверь кабинета, получив разрешение, войти, представиться и объяснить причину посещения, подождать, пока пригласят сесть и лишь после этого начать беседу. Во время разговора следует следить за тоном своей речи, над​менный тон в беседе недопустим. Как бы ни развивался разговор, не горячитесь, не повышайте голоса, ведите себя с до​стоинством, спокойно, доброжелательно, не перебивайте со​беседника, не проявляйте нетерпения, не смотрите на часы.

Если во время разговора принимающий вынужден отвле​каться и прерывать беседу, в этих случаях следует терпеливо ожидать, пока руководитель выразит готовность слушать вас дальше. Прощаясь, не забудьте поблагодарить за то, что вам уде​лили время. Если вас провожают до двери, идите первым.

4) с потерпевшими

В общении с потерпевшим должен преобладать спокойный, терпеливый и даже сочувствующий тон. Это помогает гражданину преодолеть неизбежное волнение, уменьшить психическое напряжение, вселит уверен​ность в то, что вы готовы сделать все для спасения пострадавших.

Будьте снис​ходительны к человеку, с которым случилось несчастье: воз​держитесь от замечаний, упреков, пусть даже справедливых, отложите их «на потом». При необходимости помогите прак​тическим советом - как позвонить в похоронное бюро, полу​чить свидетельство о смерти, снять с него копию и т. д. Для этого имейте при себе телефоны подобных учреждений, гра​фики их работы. При человеке, недавно перенесшем горе, лучше не гово​рить веселым тоном, неуместны и шутки. Не надо советовать ему держать себя в руках или говорить, что все равно слу​чившееся не изменить. Уместнее просто сказать: «Я понимаю, как Вам тяжело». Минуты горя человек обычно помнит всю жизнь, запомнит он на всю жизнь и вашу тактичность и участливую помощь в трудную минуту.

5) с группой лиц (толпой)

В случаях общения с группой действуют особые меха​низмы общения и поведения. В зависимости от характера взаимодействия членов группы, ее устойчивости и сплоченно​сти могут иметь место различные социально-психологические явления. На​пример, психологическая заразительность - непроизвольное стремление следовать поведению других, подражание - соз​нательное повторение, копирование действий и поведения других, самоутверждение - стремление занять и удержать в группе определенную роль. Особо надо выделить массовидные психологические явления, присущие толпе: настроения, слухи, панику и др.

Общие советы по аргумен​тации.

1. Следует оперировать простыми и точными поняти​ями.

2. Способ и темы аргументации должны соответ​ствовать особенностям восприятия и темперамента вашего собеседника.

3. Корректное ведение аргументации по отноше​нию к собеседникам, следует признавать правоту партнера, когда он прав.

4. Направить аргументацию на цели и мотивы со​беседника; излагать преимущества и последствия, интересу​ющие собеседника; употреблять понятную терминологию; избегать «излишней» убедительности, которая может у собеседника с агрессивной натурой вызвать отпор (эффект «бумеранга»).

5. Избегать неделовых выражений, пустых фраз.

6. Книги, рисунки, схемы и графические материалы повышают эффективность аргументации. Через зрение человек усваивает 80 - 90% информации.

9. Демонстрация с помо​щью технических средств.

10. Одностороннее (монологическое) воздействие - это воздействие происходит в одном направлении: от на​чальника к подчиненным. Его используют в ситуации, когда нужно проинформировать аудиторию по большому кругу вопросов, когда слушатели соглас​ны с выступающим, настроены доброжелательно.

11. Спор - это словес​ное состязание, обсуждение, в котором каждый отстаива​ет свое мнение. Существует несколько вариантов спора: дискуссия - публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления различных мнений; полемика - публичный спор с целью защитить свою точку зрения; оппонирование - выступление с возражениями в публичной беседе; протест - решительное возражение против чего-нибудь.

12. Аналогия - установление сходства между предметами или явлениями по некоторым позициям.

13. Изображать подробности поведения людей и окружа​ющей обстановки.

3. Межличностные конфликты

Конфликт - это отношение между субъектами социаль​ного взаимодействия, которое характеризуется их противобор​ством на основе противоположно направленных мотивов (по​требностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или сужде​ний (мнений, взглядов, оценок и др.).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт - это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта:

1. наличие у субъектов соци​ального взаимодействия противоположно направленных моти​вов или суждений,

2. состояние противоборства между ними.

Определение основных структурных элементов конфликта

Стороны конфликта - это субъекты социального взаимо​действия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодей​ствия.

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к кон​фликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.