Как воевал ледокол "красин". Ледокол «Красин Современный ледокол красин

В день полярника не могу не рассказать о своём недавнем посещении ледокола "Красин" (до 1927 г. - "Святогор"). "Красин" - это арктический ледокол, послуживший как в русском, так и в советском флоте. Он был построен на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Англии в 1916 - 1917 году по русскому проекту (улучшенный "Ермак"). Проработав в качестве ледокола до 1972 г., был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию. С начала 1990-х годов - судно-музей, в настоящее время пришвартован в Питере у набережной Лейтенанта Шмидта. Кстати, лишь благодаря неравнодушным людям этот прекрасный ледокол-музей был сохранён. Вот выдержка из Википедии :

"10 августа 1989 года Морская арктическая геологоразведочная экспедиция передала НИС «Леонид Красин» на баланс Международного фонда истории науки, судно было отправлено в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Однако, при участии президента Международного фонда истории науки Аркадия Мелуа ледокол использовался для ввоза в Россию подержанных машин, а затем был продан СП «Техимэкс». СП «Техимэкс» планировало, и предприняло попытку продажи ледокола в США в металлолом".

Но, к счастью, эти планы были сорваны.

1. Ледокол "Красин" (до 1927 г. - "Святогор") в наши дни:


Но сначала несколько старых фотографий этого легендарного ледокола.

2. Свежепостроенный "Святогор" выходит в море, 31 марта 1917 г.:


Источник фото (по наводке ув. vova_modelist ): http://collectionssearchtwmuseums.org.uk/imu/request.php?request=Multimedia&format=jpeg&irn=138457

Стоит отметить, что первенцы русского ледокольного флота - "Святогор" и его старший брат "Ермак" - в течение полувека оставались самыми мощными кораблями этого класса в мире.

3. Ледокол "Красин" у Шпицбергена в июле 1928 г. года. Фото сделано с палубы парохода "Monte Cervantes", которому "Красин" помог отремонтировать пробоину после столкновения со льдиной:


Источник фото (так же по наводке vova_modelist ): http://fotothek.slub-dresden.de/fotos/df/hauptkatalog/0033000/df_hauptkatalog_0033194.jpg

4. Ледокол на модернизации в Висмуте (ГДР), 3 июня 1959 г. Легко заметить, что внешний вид ледокола претерпел в ходе этого ремонта кардинальные изменения:

Источник фото: commons.wikimedia.org

Но вернёмся в наше время. Поскольку на момент посещения ледокола ближайшая станция метро ("Василеостровская") всё ещё была закрыта на ремонт, добираться пришлось на трамвае, а дальше - по одной из линий Васильевского острова - пешком.

5. "Красин" уже рядом, в конце улицы (вернее, "линии"):

6. "Красин" уже совсем рядом:

7. Вход в музей:

8. Музей открыт, ура! Обратите внимание на обшивку корпуса. Ей почти 100 лет:

9. Поднимаемся на борт и расстаёмся с деньгами:

10. Затем переходим в небольшой отстойник-накопитель с любопытной экспозицией и ждём экскурсовода:

11. "Красин" принимал участие в полярных конвоях и является настоящим ветераном Великой отечественной войны. Именно поэтому военная тематика здесь смотрится абсолютно органично:

12.

13.

14.

15. Всё, экскурсовод пришла, пошли бродить по ледоколу!

16: Наша экскурсовод. В музеи с такими экскурсоводами приятно ходить:)

17. Брашпиль:

18: Судовой колокол типа "Рында" :)

19. Вид с носа на Горный институт:

20. На палубе "Красина":

21. На "Адмиралтейских верфях", на другой стороне Большой Невы, чинят неудачливую индийскую ПЛ:

22. Прогулявшись по палубе, заходим в главную надстройку:

23. Прошли в кают-компанию:

24.

25. Внутренние интерьеры надстройки:

26. Каюта капитана:

27. Рабочий стол:

28. Салон:

29.

30. Старая добрая аналоговая радиотехника:

31. Спальное место:

32. Капитанский санузел:

33. Идём к штурманам:

34.

35. Богатая коллекция штурманских приборов:

36. Слева - т.н. "вахтенная доска", увидел её впервые:

37. Вполне работоспособные и даже довольно современные устройства, включая эхолот в правом нижнем углу:

38. Поднимаемся на ходовой мостик:

39.

40.

41. Машинный телеграф:

42.

43. Переговорные трубы:

44. Выходим на шлюпочную палубу:

45.

46.

47.

48. Дополнительная вентиляция и освещение машинного отделения:

49. На этом обычная обычная обзорная экскурсия заканчивается, но мне посчастливилось продолжить своё пребывание на ледоколе и спуститься в машинное отделение. Вид на фото №48 изнутри:)

50. Пост контроля за работой котельной установки:

51. Идём по машинному отделению:

52. Один из валов:

53. Панель измерительных приборов:

54. Около котла:

55. Взгляд наверх:

56. Внутри котла:

57.

58. Сделано в ГДР!

59. Пульт управления котлом:

60. Завершаем обход машинного отделения:

61. Поднимаемся обратно:

62. Выходим на палубу:

63. Всё, на сегодня музей уже закрыт:

64. Но будет ещё - в нём я расскажу про музей в музее и покажу ряд интересных помещений на этом интереснейшем ледоколе:

В завершение, немного полезной информации:

Официальное название:
Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол "Красин"

Адрес:
Россия, 199106, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линия

Как добраться:
Проще всего на такси:)

Контакты:
Телефон: +7 812 325-35-47
E-mail: [email protected]

Расписание работы:
Тут всё сложно. На борт можно попасть только с экскурсией. Обзорные экскурсии проводятся в 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00 и в 17:00. Экскурсия в машинное отделение проводится в субботу и воскресенье в 13:00 и 15:00.
Выходные дни музея: понедельник, вторник и последняя среда месяца.

Сколько стоит:
Для граждан России: взрослые - 300 руб., студенты и прочие пенсионеры - 150 руб., вменяемые дети - бесплатно.
Для иностранных граждан: взрослые - 400 руб., студенты - 200 руб., дети - см. выше.
За фотосъемку попросят ещё 100 руб., но оно того стоит.

Несколько полезных ссылок:

В 1928 году название этого ледокола облетело весь мир. «Красин» шел во льдах Северного Ледовитого океана спасать экспедицию знаменитого итальянского генерала Умберто Нобиле, чей дирижабль разбился у берегов Шпицбергена. «Красин» стал единственным судном, которому удалось разыскать пропавшую экспедицию, а ведь в ее спасении участвовали 21 судно и 8 самолетов из разных стран.

Судно для русского флота по усовершенствованному проекту макаровского «Ермака», под строительным номером 904, было заложено в начале 1916 года на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в Ньюкасле, спущено на воду 3 августа того же года, достраивалось в Мидлсборо. В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор». В марте 1917 года состоялись приёмные испытания. 3 марта 1917 года судно вышло в море, но, пройдя всего 15 миль, вернулось в порт. Капитан «Святогора», К. К. Неупокоев, рапортовал, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. 31 марта 1917 года, после некоторых переделок, на «Святогоре» был поднят Андреевский флаг. Судно было окончательно достроено 15 сентября 1917 года. Вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

По данным Рудольфа Самойловича , ледокол при среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углем имел автономность по топливу около одного месяца. Конструкция британских паровых котлов была рассчитана на использование высококачественного кардиффского угля, что впоследствии затрудняло бункеровку в высоких широтах. Советский кузнецкий уголь не позволял развить полную мощность. Уголь месторождений Шпицбергена, широко распространённый в Норвегии, для ледокола вообще не подходил, так как давал длинное пламя, неприемлемое для котлов такого типа.

На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году - ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно

Интервенция была предпринята Англией - союзницей России по Антанте во всё ещё продолжающейся войне с Германией. Целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. В конце февраля 1920 года интервенты ушли, уведя с собой ледокол.

Ещё в ноябре 1919 года ледокольный пароход «Соловей Будимирович» был направлен к Канину Носу с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, но был затёрт во льдах и вынесен в Карское море. Дрейф продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Фёдор Литке», но он оказался не в состоянии пробиться сквозь льды. Большевики через Норвегию запросили в Англии «Святогор» в аренду. С помощью «Святогора» «Фёдор Литке» вывел аварийное судно на чистую воду. «Святогор» ушёл в Англию.

В декабре 1921 года советское адмиралтейство предложило выкупить ледокол у Англии. За ледокол необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375 000 фунтов). К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен.

В 1927 году ледокол переименовали в «Красин» в память советского дипломата, много сделавшего для возвращения судна в Россию.

Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.

На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени».

Война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.

После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. После войны ледокол продолжает трудиться в Арктике.

В 1950-х «Красин» прошёл капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.

В роли ледокола «Красин» работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию (МАГЭ), которая входила в состав ПГО «Севморгеология» Министерства геологии СССР. Были ликвидированы две носовые паровые машины и на их место установлены два трехфазных турбогенератора. «Красин» из класса ледоколов был переведен в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться для разведки нефти и газа в арктических морях.

В 1989 году Морская арктическая геологоразведочная экспедиция передала НИС «Леонид Красин» на баланс Международного фонда истории науки, судно было отправлено в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола - набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.

В 1976 году имя «Красин» было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведён в порт Владивосток .

Россия стоит у истоков исследования Арктики. В начале 20-го века зародился отечественный ледокольный флот, в наше время являющийся самым мощным в мире. Российские корабли совершили множество арктических походов, пробивая дорогу во льдах Северного Ледовитого океана.

Одной из самых легендарных машин нашего ледокольного флота является ледокол «Красин», ныне находящийся на вечном причале в Петербурге. В корабле организован интереснейший музей, который заинтересует не только ценителей морской тематики, но и простых туристов.

В первую очередь, «Красин» интересен своей историей. Линейный ледокол был построен на верфи британского Ньюкасла. Заказчиком выступило правительство Российской империи, а в строительстве принимали деятельное участие отечественные инженеры.

Первоначально судно получило название «Святогор». Ледокол, считавшийся самым мощным в мире, был спущен на воду в январе 1917 года, когда царское правительство, заказавшее корабль, отживало последние недели.

На баланс флотилии Русского флота Северного Ледовитого океана «Святогор» зачисляло уже Временное правительство. После Октябрьской революции ледокол был переведен в Архангельск. Когда возникли слухи о подходе к городу английского военного корпуса, большевики приняли решение о затоплении судна в Северной Двине.

Впрочем, это не помешало британцам захватить Архангельск. Англичане подняли «Святогор» и перевели его на свою норвежскую базу.

В 1921 году наркому внешней торговли Леониду Красину удалось договориться с британцами о выкупе «Святогора». Корабль снова был доставлен в Россию. После смерти Красина в 1926 году было решено назвать ледокол его именем.

Одной из самых славных страниц «Красина» стало спасение членов команды дирижабля «Италия» знаменитого путешественника Умберто Нобиле. Воздушное судно итальянца рухнуло во льдах Арктики. Казалось, что люди обречены, но на помощь им пришел российский ледокол. «Красин» принял со льда Нобиле и его товарищей и доставил их в ближайший порт.

В 30-х годах ледокол являлся ключевым звеном в обеспечении надежного судоходства на Балтике и в Белом море. Кроме того, судно неоднократно участвовало в научных экспедициях.

В 1934 году «Красин» пробивал дорогу к попавшим в ледовый плен челюскинцам, в военное время судно было составным звеном знаменитого полярного конвоя PQ-15.

На протяжении 35 лет ледокол удерживал первенство по мощи и проходимости во льдах. Корабль с честью нес свою северную вахту вплоть до 1992 года, когда судно было выведено из состава флота и передано властям Санкт-Петербурга для организации музея. В этом же году «Красину» был присвоен статус исторического памятника общефедерального значения.

В 1996 году завершилась масштабная реконструкция ледокола, и корабль отправился к месту своей вечной стоянки у набережной Лейтенанта Шмидта.

В наше время «Красин» является филиалом Музея Мирового океана. Туристам необходимо учитывать, что свободного посещения ледокола нет. На корабль пускают группы наполняемостью от 3 до 15 человек. Дети до 14 лет проходят только в сопровождении взрослых.

В ходе экскурсии посетители увидят аутентичную обстановку всех помещений корабля – офицерской, капитанской кают, научной лаборатории, кают-компании, рубки рулевого, капитанского мостика. Гости узнают много нового об истории отечественного ледокольного флота, арктических исследованиях, спасательных операциях, участии ледоколов в ВОВ. Кроме того, туристам будет интересно узнать, как живут моряки-полярники во время продолжительных экспедиций, чем они питаются, как проводят свободное время.

Отдельная экскурсия посвящена изучению машинного отделения «Красина». В это помещение пускают только лиц, достигших 14-летнего возраста и имеющих на руках ксерокопию паспорта. Туристы увидят в машинном отделении «сердце» ледокола – его невероятно мощный двигатель, позволяющий кораблю взламывать толстый лед.

Как добраться:

Санкт-Петербург, Васильевский остров, набережная Лейтенанта Шмидта, 23-я линия

Корабль, известный всему миру как ледокол «Красин», был спущен на воду в январе 1917 года. Он был построен в Англии по заказу российского Морского министерства при участии русских инженеров. Его первое имя - «Святогор».

Осенью 1917 года «Святогор» был отправлен в Архангельск. В связи с угрозой захвата Архангельска англичанами в 1918 году корабль был затоплен в фарватере Северной Двины. Англичане успешно его подняли, после чего «Святогор» под английским флагом базировался в Норвегии.

В 1921 году корабль был выкуплен Наркоматом внешней торговли РСФСР. Инициатива такой покупки исходила от советского полномочного представителя, государственного деятеля Леонида Борисовича Красина. Его именем ледокол и был назван в 1927 году.

Летом 1928 года ледокол «Красин» участвовал в спасении участников полёта дирижабля «Италия». На этом дирижабле полярный исследователь У. Нобиле собирался достичь Северного полюса, что закончилось падением во льды Арктики и спасательной экспедицией нескольких стран. Первой подошедшей к льдине с потерпевшими оказалась советская экспедиция на ледоколе «Красин». На обратном пути ледокол предотвратил гибель немецкого парохода «Монте-Сервантес» с 1818 пассажирами на борту, потерпевшего аварию при столкновении с айсбергом.

В конце 1920-х - 1930-х годах ледокол «Красин» обеспечивал судоходство на Балтийском и Белом морях, служил научно-исследовательским судном. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в проводке конвоев, использовался как грузовое судно. В 1942 году ледокол «Красин» был в составе полярного конвоя PQ-15.

До 1952 года ледокол «Красин» оставался самым мощным в мире. В 1952–1959 годах он проходил модернизацию, до 1970-х годов работал в Арктике как научно-исследовательсткое судно и плавучая электростанция. В 1992 году корабль был передан Международному фонду истории науки в Санкт-Петербурге. К 1996 году был произведён ремонт, после чего ледокол «Красин» пришвартовался к причалу на набережной Лейтенанта Шмидта . В настоящее время статус корабля - филиал Музея мирового океана "ледокол «Красин».

    Биография ледокола «Красин»:
  • 1916, 21 января - начало строительства ледокола
  • 1916, 1 октября - ледокол «Святогор» зачислен в списки военной флотилии Северного Ледовитого океана
  • 1917, 31 марта - на «Святогоре» поднят Андреевский флаг
  • 1918 - по распоряжению революционного правительства затоплен в устье Северной Двины, поднят англичанами, перешёл в собственность Великобритании, ходил под норвежским флагом
  • 1920 - арендован Советским правительством для спасения ледокола «Соловей Будимирович»
  • 1921 - выкуплен у британского правительства при участии Л. Б. Красина и А. Н. Крылова
  • 1927 - ледоколу присвоено новое имя «Красин»
  • 1922 - 1928 - работает на Балтике
  • 1928 - спасение экспедиции У. Нобиле (Италия) и пассажирского судна «Монте Сервантес» (Германия)
  • 1928 - 1934 - работает в Арктике
  • 1934 - участвует в спасении п/х «Челюскин»
  • 1937 - 1941 - производит ледовую проводку транспортных судов
  • 1941 - 1942 - из Владивостока пересекает Тихий океан, проходит Панамский канал, прибывает в порт Галифакс (Канада)
  • 1942 - следует в Рейкьявик (Исландия)
  • 1942 - в составе союзного конвоя из 20 судов PQ-15 приходит в Мурманск
  • 1942 - 1943 - производит ледовую проводку конвоев в Белом и Карском морях
  • 1943 - возвращается во Владивосток, завершая кругосветное плавание, начатое в 1941 году
  • 1943 - 1950 - работа в Восточном секторе Арктики
  • 1950 - 1956 - работает в Мурманском пароходстве
  • 1956 - 1959 - проходит модернизацию на верфи г. Висмара (ГДР)
  • 1959 - 1972 - осуществляет ледовую проводку транспортных судов по Северному морскому пути
  • 1972 - 1989 - передан Министерству геологии СССР, обеспечивает работу научно-исследовательских экспедиций в Арктике
  • 1992 - присвоен статус памятника истории государственного значения «Красин»
  • 1995 - открыта первая музейная экспозиция
  • 2004, 10 февраля - переданна баланс Музея Мирового океана, организован Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол «Красин»
  • 2007, 31 марта - на ледоколе вновь поднят Андреевский флаг
  • 2008 - 80 лет со дня спасения экспедиции У. Нобиле и триумфального возвращения в Ленинград
    Тактико-технические характеристики:
  • Тип: линейный ледокол
  • Название: «Красин»
  • Место постройки: г. Ньюкасл, Англия, верфь «Армстронг, Витворд и К»
  • Длина, ширина: 99,8 м, 21,8 м
  • Осадка: в грузу/без груза 7/9 м
  • Водоизмещение: стационарное/полное 8330/10200 тонн
  • Скорость: максимальная/экономичная 16/15 узлов
  • Дальность плавания: 6800 миль
  • Энергетические средства: 10000 л.с.- 3 ПМ х 3350 л.с.
  • Экипаж всего: 112 человек
  • Автономность: 56 суток
  • Запас топлива: 2993 тонн