Четыре этапа развития человека. Четвертая стадия развития личности 4 стадии развития человека

На протяжении всей истории человечества, люди беспрестанно познавали и открывали для себя окружающий мир. Всё глубже и глубже проникала мысль человека в основы мироздания. Познать сущность всего, – вот какая цель стояла и стоит перед наукой, в том числе и перед естествознанием. Субъект делал попытки познать объект ещё с незапамятных времён.

Существует определённая классификация этих попыток (по Марксу и Энгельсу), которая делит историю развития естествознания на три этапа. Первый этап – Древнегреческая натурфилософия, которая подразумевала под собой общее созерцание природы, обобщающая все наблюдения, зачастую терявшая частности и отдельные детали. Второй этап – обратный первому, где частности и детали занимают первичную позицию для наблюдающего. При этом дань отдаётся кропотливому анализу (анатомические исследования, поиски причин и следствий и т.д.). При этом для наблюдателя (уже учёного) теряется та нить, которая связывает всё во вселенной в одно целое. Третий этап заключается в синтезе всех накопленных человеком знаний. Воссоздаётся общая картина о природе и мире. Первый два этапа (синтез и анализ) связываются вместе.

История развития естествознания тесно переплетается с общей историей человечества. Каждый период технического скачка соответствует новому продвижению в естествознании. Систематическое изучение окружающего мира сложилось ко второй половине XV века. До этого момента все попытки изучать природу и мир носили лишь в подготовительный характер. Следующие периоды отвечают за развитие естествознания.

Первый период – натурфилософия. Относится к древнему миру. Всё естествознание было связано единой нитью философии. Дифференциация наук не наблюдается, но намечается только лишь к концу этой эпохи. Медицинские, анатомические и физические исследования только зарождались. Особняком стояли самостоятельные отрасли: астрономия и математика. Позднее к ним присоединиться химия (алхимия).

Второй период накладывается на эпоху Средневековья. На территории Западной Европы все науки находятся под гнётом теологии, которая превращает их в магию, астрологию и кабалистику. Яркого развития техники и, следовательно, естествознания не наблюдается. Тем не менее, идёт накопление знаний, что приводит к третьему периоду.

В третьем периоде как раз и зарождается естествознание. Его относят к эпохе Возрождения. Датировка: вторая половина XV века – конец XVIII века. Эта эпоха носит название метафизической эпохи. Развитие естествознания принимает революционный характер. Миру открываются такие имена как Г. Галилей и И.Ньютон, с которыми связано соответственно становление и завершение истории развития механического естествознания. Естествознание напрямую связано с ростом и развитием производства (появление новых ремёсел и мануфактур), мореплавания (небесная механика) и военного дела (баллистика). Конец эпохи ознаменован пересмотром механического естествознания. Ряд ярких открытий таких учёных, как Ломоносов, Кант, Лейбниц отбрасывает необходимость в метафизике и метафизическом взгляде на жизнь.

Четвёртый период носит название «стихийно-диалектического» естествознания. Начало XVIII века проходит под промышленным переворотом (паровой двигатель). Следовательно, появляются новые виды крупной техники. Механика отступает, освобождая место для физики и химии. Эти науки начинают работать над идеями возникновения и использования энергии с теми или иными веществами. В биологии зарождается эволюционистская теория развития жизни (Ж. Ламарк). Такие новые открытия, как дарвинизм, клеточная теория и учение о превращения энергии, ставят крест на метафизике. Диалектика природы предстаёт во всей своей красе после открытий А.М. Бутлерова в химии, периодической системы Менделеева, основ научной физиологии И.М. Сеченова, электромагнитной теории света Дж.К. Максвелла.

Пятый, «революционный» период относится к наступлению XX столетия. Следует ряд важнейших открытий человечества: коротковолновое электромагнитное излучение радиоактивность, электрон, световое давление, идея кванта, теория относительности, радиоактивный распад, радио, генетика, модель атома. Развивается, прежде всего, физика, раскрывающая интересные перспективы атомной энергетики. Физика оказывает огромное влияние на остальные науки. Благодаря ней, зарождаются науки о космосе. Больше внимания уделяется электричеству – создаётся динамо-машина. Химия преподносит двигатель внутреннего сгорания. Происходит окончательное крушение метафизических представлений. Закрепляется Диалектический материализм. В 20-х годах XX века наступает вторая волна революции в естествознании (создание квантовой механики и теории относительности). Привычная картина мира уступает новым воззрениям учёных.

Окончательным периодом в развитии естествознания на сегодняшний день считается открытие атомной энергии (деление ядра). Зарождается кибернетика. Появляются первые ЭВМ.В естествознании начинают конкурировать такие науки как биология, химия и кибернетики. Всё это приводит к научно-технической революции. Впоследствии, значение закрепляется за фундаментальными науками, без которых невозможно развитие техники.

Таким образом, в общей картине о развитии естествознания наблюдаются первичные подготовительные этапы и этапы развития уже сформировавшегося естествознания. После чего наступает революционный этап научно-технического прогресса, который длится в настоящий момент.

Можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. У этого рубежа между социальным и духовным есть одна характерная черта. Большинство людей страдают, когда им приходится делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них – это типичный бытовой эгоизм. На социальных этапах развития происходит кристаллизация и развитие эго, поэтому основной потребностью личности здесь является самоутверждение. Человек живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает. За этой чертой происходит настоящий переворот мировоззрения, ломка эго и последующее облегчение. Человек, как говорил Дон Хуан, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.

Четвертый этап развития личности

Это – этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и . Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему заботиться о других, словно он сам, наконец, перестал быть ребенком, вечно нуждающимся в покровителях. Человек с первых трех этапов в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк у него может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже – у моста от социального к духовному. Сам переход может быть длительным, и если не предпринимать сознательных шагов, проявляя , путь до четвертого этапа занимает десятилетия, и может так и не произойти.

В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне в сравнении с третьим этапом? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить мир своей личности. Будет ли он счастлив, если его желания исполнятся? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо уметь раскрываться. Когда душу обжигает огонь жадности, быть собой – болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.

На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким и внимательным к происходящему. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.

На четвертом этапе развития человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.

Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье « ». Приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, потому что он не зациклен на беспокойствах о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии обывателя. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».

Пятый этап развития

Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале этапы развития прорабатываются один за другим.

Если на третьем этапе человек учился управлять событиями на социальном уровне, то на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.

Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает границы, когда вмещает в себя глубинное понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного взгляда на то, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, а является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.

Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах.

Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.

На этом этапе человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даются, чтобы стать сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания побуждают на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.

Шестой этап развития

Это – просветленный человек. При переходе на этот этап переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, не выделяясь в толпе, или в разговоре, но в душе у него все – совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.

На этом этапе восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, восприятие замыкается на себе и происходит глубинное самоосознание. Личность начинает восприниматься как объект чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете – пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и области сердца. На этом этапе развития все, что человек знал о жизни воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.

Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою в силу своей внутренней энергии. .

Просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это – не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.

Если человек с другого этапа развития переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.

В разное время мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся и это понимание теряем. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития. Сам процесс развития является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.

Экология жизни. Психология: Это печально, но развод давно стал нормой. Чуть какие-то сложности, недопонимания и обиды: «Всё! До свидания!»...

Это печально, но развод давно стал нормой

Жизнь в семье делится на две большие области: детско-родительская и супружеская. Существует популярное мнение, что дети - это на всю жизнь, а мужа/жену можно и поменять. Отчасти это действительно так, супруга мы выбираем. Дети рождаются у папы и мамы. Тем не менее, дети вырастают и уходят в свою жизнь, а супруг остается, и с ним приходится как-то жить.

Это печально, но развод давно стал нормой. Чуть какие-то сложности, недопонимания и обиды: «Всё! До свидания!». Мне кажется, если бы многие пары прежде, чем решиться на развод, обратились к психологу, то расставание можно было предотвратить.

В отношениях кроме приятных бонусов оба неизбежно сталкиваются с трудностями. По той причине, что каждая пара проходит обязательные стадии развития отношений.

Обычно супруги самостоятельно справляются с конфликтами и двигаются дальше. Бывает, что застревают на определенном этапе. Личная и семейная терапия помогает преодолеть этот барьер.

Итак, стадии развития отношений в паре. Мои личные наблюдения и краткое изложение книги Пирсона Питера, Бэйдер Эллин «В поисках мифической пары. Эволюционный подход к диагностике и психотерапии пар».

Нулевая стадия. Начало. Поиск и выбор партнера

Формально пары еще нет, но просыпается желание: «Хочу влюбиться», «Пора замуж». Способ для знакомства может быть любой. Все зависит от цели. Вызывают интерес и притяжение те, кто соответствует нашим явным или скрытым ожиданиям. Хорошо бы заранее выяснить: Для чего нужны отношения? Какой нужен партнер?

В момент обоюдного выбора: «Это Он! Это Она!» рождается пара.

Трудности: есть желание отношений, но подходящих кандидатур не видно на горизонте. Возможно, прежние отношения не завершены или есть чувства к тому, кто сейчас не доступен. Формула «клин клином вышибают» в отношениях лишь накапливает разочарования. Вполне естественно сначала отгоревать свою потерю.

Первая стадия. Слияние. Создание крепкого фундамента отношений

Мы как единое целое. Период романтической влюбленности. Мощное движение навстречу позволяет идти на сближение. Два незнакомых человека ощущают сильное эмоциональное родство. Совпадения, схожесть партнеров лелеется, а вот различия, наоборот, игнорируются. «Как ты, так и я». Тесная связь помогает создать прочные отношения. Воспоминания о том, как начинались отношения, спасают пару от разрыва в трудные времена.

Вместе сложно, но и без тебя не могу. Конфликтные, эмоциональные отношения, которые в сериалах преподносят как эталон большой и страстной любви, на практике являются зависимыми и враждебными. Регулярно кипят бурные страсти. Спокойные и доверительные отношения для такой пары кажутся пресными. Поведение обоих по-детски эгоистичное. «Я тебя люблю, и теперь ты мне должен». Партнеры манипулируют, обижаются, угрожают расставанием, стремясь получить внимание любой ценой. При этом все равно остаются вместе.

В норме стадия слияния длится до года. За это время пара достаточно напитывается взаимными чувствами, зарождается чувство глубокой привязанности.

Ожидание, что влюбленность и страсть должна длиться вечно, приводит:

Либо к сглаживанию конфликтов, за счет уменьшения различий, замалчивания важных потребностей из страха остаться в одиночестве;

Либо к смене партнера, если накал чувств угасает.

Вторая стадия. Дифференциация. Столкновение с реальностью

Не предавай меня. Один уже начал замечать различия, от чего испытывает разочарование. Второй чувствует настроение супруга, цепляется за иллюзии первой влюбленности, боится потерять любимого человека. Оба испытывают много напряжения и боли.

Эта стадия необходима, она учит замечать живого человека. Приходится признать, что он все-таки другой. Нужно много терпения к партнеру, который «застрял» в слиянии. Помочь ему освободиться от иллюзии, поощряя различия. Для того, чтобы уменьшить зависимость и тревогу выделяйте определенное время для воспоминаний истории знакомства, почему выбрали друг друга, что ожидаете от отношений.

Я изменюсь, если изменишься ты. Непростой период в отношениях начинается, когда оба заметили различия в желаниях. Высокий риск все разрушить и начать опять с нуля. Накопилось недовольство и раздражение. Конфликты вспыхивают постоянно. Для пары не столь важен предмет спора, сколько сама возможность отстаивать свое мнение. С трудом идут на уступки, потому что воспринимают их как сдачу позиций.

На этой стадии важно понять чего хочу я, чего хочет партнер. Что мы можем сделать, чтобы нам обоим было хорошо. Вспоминать, что помогало договариваться раньше. Обсуждать планы на будущее. Направлять внимание на то, каких целей хотим достичь мы вместе как пара и по отдельности. Освоение уроков этой стадии ведет к реализации вне семьи и формированию крепкой привязанности.

Третья стадия. Обучение. Творческое самовыражение

Не оставляй меня/ Оставь меня в покое. Один из супругов все еще остается в слиянии. Он чувствует, что любимый человек его бросает, теряет к нему интерес. С трудом переносит разлуку, ждет от партнера постоянного присутствия, пытается удержать рядом. Второй уже перешел на стадию обучения. На первое место выступает самореализация, развитие собственной личности. Большая часть его интересов вне семьи. Он чувствует, что его сковывают, душат и с раздражением отстаивает свободу поступать так, как хочет.

Попробуйте вспомнить подростковый возраст и найти параллели в том, как удалось уйти из родительской семьи и что происходит сейчас. Цели и интересы у супругов могут быть разные. Необходимо помочь партнеру в слиянии найти занятия для себя, а обучающемуся партнеру признать важность времени, проведенного вместе.

Важные задачи на этом этапе:

Договориться, в какой области есть полная свобода действий;

Выбрать время для общения друг с другом.

Хочу быть самим собой. Супруги заняты каждый своим делом, а семейные отношения кажутся второстепенными. Эмоции и привязанность воспринимается как угроза развитию. Каждый отстаивает свою точку зрения, перестает слышать доводы второй стороны. Они точно знают, чего хотят добиться. Но обычно они находятся на разных полюсах. В таких условиях совместить желания как будто невозможно.

Чтобы облегчит отношения, необходимо выстраивать приоритеты желаний, научиться идти навстречу друг другу. Искать баланс между личным развитием и отношениями в паре. Активное накопление знаний, умений и возможностей. Выходом может быть создание совместных проектов, где каждый сможет вносить свой вклад.

Четвертая стадия. Привязанность. Эмоциональная близость

Шаг вперед, шаг назад. Все сильнее видны различия между «Я» и «Мы», при этом укрепляется взаимная привязанность. Но вначале отношения балансируют на грани выбора себя или партнера. Хочется быть ближе, но из уважения к желаниям партнера отпускаю его. Хочется самостоятельности, но жертвую своей свободой, иду на компромисс в желаниях и просьбах супруга.

На этой стадии все чаще царят спокойствие и уважение. Пара продолжает осваивать способы договариваться, планировать свою совместную жизнь так, чтобы учитывать интересы друг друга.

Привязанность к дому. Закономерный итог любых зрелых отношений. Стадия, в которой семейная жизнь переживается как уютная и комфортная. Супруги хорошо понимают себя и друг друга. Если случаются трудности, то они связаны с внешними событиями: болезнь, увольнение. Чувство удовлетворения и наполненности рождает потребность отдавать излишек в мир.

Эти четыре стадии жизни пары растягиваются на годы. Сложно вместить все в одной статье, но она может быть отличным ориентиром для диагностики и сохранения отношений.

1. Скорость обработки информации

Что это: то, как быстро ты воспринимаешь новую информацию и реагируешь на нее. Фактически, это скорость реакции.

Когда достигает пика: до 20 лет.

Почему это важно: чем выше скорость обработки информации, тем быстрее ты решаешь задачи. У молодых может быть преимущество, поскольку они все могут делать быстрее, от восприятия зрительной информации до скорости движений (например, печатания ответа на вопрос). Но помни: быстрое решение не всегда правильное. «Здорово уметь бегать быстро, но лучше бы знать, куда бежать», - говорит один из авторов вышеупомянутого исследования Джошуа Хартшорн. В возрасте 20 лет способность перерабатывать жизненный опыт и принимать решение исходя из него еще очень далека от совершенства.

Как это совершенствовать: тренировки могут повысить скорость твоей реакции, по крайней мере временно. Американские ученые обнаружили, что после всего получаса аэробных упражнений, количество ошибок в тестах на когнитивные способности падает, а скорость их выполнения растет.

2. Рабочая память

Что это: способность держать в уме разрозненные отрывки информации в течение короткого времени и восстанавливать их при необходимости.

Когда достигает пика: от 25 до 34 лет.

Почему это важно: ты используешь рабочую память для решения краткосрочных задач, например, запоминания списка необходимых покупок в аптеке или решения математической задачки в уме.

Как это совершенствовать: можешь играть в Call of Duty без зазрения совести. Как обнаружили американские ученые, студенты, игравшие в видеоигры час в день в течение месяца, улучшали показатели своей рабочей памяти. Скорее всего, это связано с необходимостью держать в ней большие объемы информации в ходе быстро сменяющих друг друга эпизодов игр.

3. Социальное познание

Что это: твоя способность воспринимать, интерпретировать и правильно реагировать на социальную информацию, такую как язык тела или выражение лица.

Когда достигает пика: от 40 до 49 лет.

Почему это важно: эта способность требуется, чтобы понимать поведение других людей - и извлекать из этого свою выгоду. Например, чтобы не лезть к начальнику за оценкой твоей деятельности, когда он чем-то недоволен. Или отзеркаливать позы собеседника, чтобы расположить его к себе.

Как это совершенствовать: расслабься. Объятия, прогулки за руку, поцелуи и секс стимулируют выработку гормона окситоцина, который повышает твою способность к социальному познанию. Если хочешь быстрых результатов, купи книжки, рассказывающие о языке тела и технологиях НЛП.

4. Словарный запас

Что это: твоя способность запоминать значение новых слов.

Когда достигает пика: от 65 до 74 лет.

Почему это важно: чем шире словарный запас, тем эффективнее коммуникация и лучше понимание мира вокруг. А значит ты сможешь яснее выражать свои чувства, и тебе будет проще разобраться в технических терминах на работе.

Как это совершенствовать: еще недавно пик этой способности приходился на возраст от 40 до 49 лет, и это позволяет ученым предполагать, что прогресс способствует ее развитию. «Многое в нашей культуре заставляет нас думать больше. Сюжеты кинофильмов, телесериалов и книг становятся все более сложными», - говорит Хартшорн. Другими словами, чем больше ты сталкиваешься с тем, что заставляет тебя задуматься, тем больше новых слов ты узнаешь. Так что можешь смело засматриваться «Игрой престолов» и опустошать полки книжных магазинов.

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Отношения подобно живому организму, имеют свои стадии развития и «развертывания». И незнание этих этапов часто может приводить к тому, что закономерные изменения в отношениях воспринимаются партнерами как признаки их ухудшения или предвестники грядущего разрыва. Эти этапы характерны почти для всех отношений: дружеских, детско-родительских, партнерских и даже деловых. Рассмотрим их подробнее на примере детско-родительских отношений.

Первый этап – этап созависимости.

Это этап максимального сближения. Он длится с момента зачатия до первых шести месяцев. В этот период дети особенно сильно нуждаются в родительской ласке, любви, опеке. Им нужно, чтобы их брали на руки, нежно к ним прикасались, пели песни, говорили с ними и смотрели им в глаза. Таким образом у ребенка формируется доверие к миру, к людям. Это тот запал любви, который родители вкладывают в него на примере собственного отношения.

Ту же картину можно наблюдать и в супружеских отношениях. Первый этап – это этап знакомства, больших иллюзий, максимальной симпатии и привязанности друг к другу. Многие считают, что именно этот этап и есть любовь. Но все немного сложнее…

Второй этап – этап контрзависимости.

У детей этот этап длится с 6-7 месяцев до достижения трехлетнего возраста. Это период, когда ребенок стремится выйти из-под опеки родителей и побольше узнать об окружающем мире. Когда родители жалуются на непослушание и упрямство своих детей, обычно их дети находятся в этом периоде. Ребенок стремится отделить себя от родителей и демонстрирует это окружающим – например, стремиться одеться самостоятельно, играть отдельно, не подпускает к своим игрушкам, говорит «нет» даже на самые мелкие просьбы, хотя внутренне он и согласен.

В этот период ребенку нужно дать достаточно свободы и пространства, чтобы он реализовал свои цели – отделение своего «я» от мира, от родителей. Иначе застой на этом этапе побудит его самоутверждаться и отделяться от других всю жизнь. Ну или пока этот этап внутренне не завершится.

В партнерских отношениях этот этап выглядит примерно так же – партнер может «пропадать», как бы показывая свою независимость, придерживаться прямо противоположной точки зрения, принимать решения не советуясь и т.д. Общая цель, связывающая подобные действия – это отделение своего «я» от «я» другого. Если человек получил в свое время достаточную поддержку от родителей на этапе контрзависимости, то и во взрослых отношениях этот период не нанесет большого ущерба отношениям и другому партнеру.

Третий этап – этап независимости.

Этот этап длится от трех до пяти лет. Это период, когда дети и родители снова сближаются. Ребенок приобретает к этому времени (если родители были понимающими и принимающими на предыдущем этапе) уверенность в своих силах и готов использовать внутреннюю энергию для решения задач. Он учится играть и взаимодействовать с другими детьми.

В партнерских отношениях этот этап выглядит повторным сближением. Но теперь это сближение происходит на почве более глубокого доверия друг к другу. Каждый доказал, что может обойтись без другого и теперь им нет нужды мериться своими «я». В отношения снова возвращается спокойствие и взаимодействие друг с другом. Партнеры, подобно детям, померившись игрушками, снова начинают делить их в общих играх.

Четвертый этап - этап взаимозависимости.

Этот этап длится от шести до двенадцати лет. И по другой версии – до достижения возраст двадцати девяти лет. Это самый сложный этап, до которого доходят не все и не «к сроку», так как многие «застревают» на предыдущих. Чем он отличается от предыдущих трех? Этап взаимозависимости – это этап развития сострадания, сочувствия и умения взаимодействовать с другими. На этом этапе человек может лавировать между предыдущими тремя – иногда быть созависимым, иногда – контрзависимым, иногда – независимым.

Но в каждом случае он осознает свои потребности и умеет договориться с другими о взаимодействии и взаимном удовлетворении. Во время этого этапа приобретаются навыки для успешной жизни, так как человек приобретает понимание себя и других и о методах взаимодействия с другими.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблемы и конфликты, возникающие в отношениях, это не признак несовместимости, а «эхо» незавершенных детских этапов. И надежность и верность партнеров друг другу – это один из эффективных способов его «заглушить».

Ася Гагиева

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на  !