Огэ по химии разбор всех заданий. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Мы запускаем спецпроект для девятиклассников, где ребята, которые прошли через все трудности, будут рассказывать свои истории про сдачу ОГЭ и давать советы, на что обратить внимание при подготовке.

Михаил Свешников : «Мы начали готовиться с ноября, решали задачи, рассматривали структуру экзамена. До мая было много времени, и я не сильно переживал. Обычно мы выполняли одно задание в разных тестах (это действительно помогает) и делали задания из второй части. К экзамену у нас было примерно 15-20 решений.

Для меня самым сложным оказалось определение формулы вещества по описанию и написание реакции – последнее задание. На пробных ОГЭ решал его верно не всегда. Накануне я старался все максимально повторить. В день экзамена я не сильно волновался, потому что он был последним и не влиял на аттестат, но и плохо написать не хотелось.

Когда мне дали КИМ, я растерялся, потому что вариант оказался очень сложным, но я сразу же приступил к выполнению заданий, которые знал. Решить то последнее задание так и не получилось.

Мне кажется, что надо начинать готовиться за три-четыре месяца до ОГЭ (вы мало что забудете), решать больше заданий из второй части, потому что, как правило, первая часть проще, чем в пособиях. И последнее – следует быть уверенным в себе.»

Ульяна Кис : «К экзамену готовилась очень много. Учила каждый предмет, выполняла все домашние задания, ходила на факультативы, там мы решали множество тестов и пробников.

Переживания, конечно, были, потому что каждый учитель говорил, что будет очень трудно, надо готовиться день и ночь, следует ходить к репетиторам. Но я самостоятельная, и все, что было непонятно, изучала дома, с помощью видеоуроков и разных сайтов.

И вот приближался тот самый день. У нас была четырехчасовая консультация, где кипели мозги, возможно, ещё и потому, что было лето. Мы разобрали все задания по десять раз и очень волновались.

В день ОГЭ мы пошли сдавать его в другую школу, все дрожим от страха, приходим, показываем паспорт, отмечаемся, нас распределяют по аудиториям, открывают при нас задания и раздают их и... Все оказалось так просто. Никто такого не ожидал. Попались задания, которые мы разбирали на первых трех факультативах. Всё элементарно, и с нами сидели кураторы, которые не следили за каждым твоим движением, как бывало на других экзаменах.

Самое главное – быть спокойным и уверенным, не слушать тех, кто хочет тебя запугать.

Советую готовиться самостоятельно, без репетиторов, которым надо платить крупные суммы.

К экзамену можно написать шпору – маленький листик с самым главным, например, формулами. Если решишь ей воспользоваться, то можно выйти в туалет, посмотреть и вспомнить то, что забыл.

Для тех, кто не хочет готовиться или ничего не понимает, в день экзамена на различных сайтах и в группах выкладывают ответы. Для подстраховки можно и их брать с собой.»

Артем Гуров : «Я не тратил много сил на подготовку – час в неделю дополнительных занятий по химии, на половину из которых я не приходил. Активно готовиться я начал в последний момент, за два-три дня до экзамена. Не могу сказать, что очень сильно переживал, потому что была необъяснимая внутренняя уверенность.

Какие-то эмоции у меня появились за час до экзамена, тогда же я и стал понимать, что может произойти, если я его не сдам. Страх покинул меня через полчаса после начала экзамена, когда прошла некоторая «эйфория».

Единственное, что могу посоветовать девятиклассникам – готовиться заранее. К сожалению, без этого никуда.»

Вряд ли найдется выпускной экзамен сложнее, чем ОГЭ или ЕГЭ по химии. Этот предмет приходится сдавать будущим биологам, химикам, медикам, инженерам и строителям. Сегодня мы поговорим о том, что необходимо знать для того, чтобы получить высокие баллы, и какими пособиями пользоваться лучше всего.

Книги и пособия для подготовки

Эксперты ЕГЭ и ОГЭ рекомендуют при подготовке опираться на учебники профильного уровня. Материала стандартного базового учебника для успешной сдачи экзамена недостаточно. Практика показывает, что школьники, проходившие профильный курс химии, чувствуют себя во время экзамена довольно уверенно. Таких учебников написано несколько, но по содержанию и подаче они примерно одинаковы.

Рекомендуем обзавестись сборником типовых экзаменационных заданий — официальное издание ФИПИ (с голограммой) и парой книг других авторов. В них подробно разбираются задания, показываются способы их решения, даются алгоритмы и ответы для самоконтроля. Чем больше вариантов вы прорешаете, тем больше ваши шансы удачно сдать экзамен.

Повторение — мать ученья

Это важная составляющая качественной подготовки. Химия — сложная наука о веществе, не зная элементарных тем начального курса, вы не поймете более сложные. Конечно, на повторение всей программы может не хватить времени, поэтому лучше уделить больше внимания именно тем вопросам, которые вызывают наибольшее затруднения.

По мнению преподавателей центра «Мерлин», школьники чаще допускают ошибки в заданиях, связанных с темами:

  • механизмы образования молекулярных связей;
  • водородная связь;
  • закономерности протекания химических реакций;
  • физико-химические свойства растворов, электролитическая диссоциация, реакции в растворах электролитов;
  • влияние разбавления раствора на степень диссоциации (закон разбавления Оствальда);
  • гидролиз солей;
  • атмосферные соединения;
  • основные классы соединений;
  • промышленное производство и область применения.

Выявить пробелы помогут те же типовые экзаменационные задания и тесты. Не получается? Обратитесь за помощью к учителю химии или запишитесь на подготовительные курсы.

Ставьте опыты

Химия — это наука, построенная на реальных экспериментах с веществами. Лучше понять ту или иную тему помогут опыты. Для этого необязательно покупать набор реактивов и лабораторные принадлежности. В Интернете много интересных, хорошо снятых видео, посвященным химическим реакциям. Не поленитесь найти их и посмотреть.

На экзамене будьте внимательны!

Большинство ошибок допускается ребятами именно из-за невнимательности. Приучайте себя не пропускать ни одного слова, читая задание, обращать внимание на формулировку и то, сколько ответов должно быть.

  • Читайте вопрос до конца, вдумайтесь в его смысл. В формулировке часто скрывается небольшая подсказка.
  • Начинайте с легких вопросов, где вы не сомневаетесь в правильности ответов, потом переходите к более сложным заданиям, где нужно подумать.
  • Если какой-то вопрос слишком трудный, пропустите его, не теряйте времени, позже вы сможете вернуться к нему.
  • Задания друг с другом не связаны, поэтому сосредоточьтесь только на том, которое выполняете в данный момент.
  • При затруднении попробуйте сначала исключить явно неправильные ответы. Проще выбрать вариант из двух-трех оставшихся, чем путаться в пяти-шести ответах.
  • Обязательно оставьте время для проверки работы, чтобы вы успели быстро просмотреть задания и исправить допущенные ошибки. Недописанное слово или цифра могут стоить вам балла.

Химия — трудный предмет, и готовиться к экзамену лучше всего под руководством опытного преподавателя, на то, что вы справитесь с такой ответственной задачей, рассчитывать не рекомендуется. Только учитель может указать вам на «незаметные» ошибки и помочь восполнить пробелы, объяснить сложный материал простым, доступным языком.

В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.

Общая информация об экзамене

ОГЭ по химии состоит из трех частей.

В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.

Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.

Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.

Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.

Всего на работу дается 140 минут.

Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.

Разбор заданий ОГЭ – 9 по сложным темам курса химии, вызывающих наибольшие затруднения учащихся Разбор заданий ОГЭ – 9 по сложным темам курса химии, вызывающих наибольшие затруднения учащихся Подготовила: учитель МБОУ СОШ 36 Ковылина Н.С. Дзержинск 2014


Изменения в КИМ OГЭ-2015 по химии по сравнению с КИМ OГЭ-2014 Согласно проекту КИМ 2015 года в содержание и структуру ОГЭ по химии внесены следующие изменения: 1. Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 – задания с кратким ответом, часть 2 – задания с развернутым ответом). 2. Задания в варианте КИМ представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. 3. Изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: записывается цифрой номер правильного ответа (а не ставится крестик в соответствующей клетке).


Изменения в содержании КИМ отсутствуют. Как и в 2014 году в проекте демоверсии предложено две модели проведения ОГЭ: - модель 1 (без реального эксперимента) – 22 задания, - модель 2 (с реальным экспериментом) – 23 задания. Из них: Базовый уровень - 1 – 15 (время выполнения - 3 мин) Повышенный уровень - 16 – 19 (время выполнения – 7-8 мин) Высокий - 20 – 22 (М 1); 20 – 23 (М 2) (время выполнения – мин; мин)


На выполнение экзаменационной работы по химии отводится: М часа (120 минут) М часа 20 мин (140 минут) Максимальное количество баллов за выполнение всей экзаменационной работы осталось без изменения: - модель 1 (без реального эксперимента) – 34 балла, - модель 2 (с реальным экспериментом) – 38 баллов.


Задания базового уровня сложности Задание 8. Реакции ионного обмена и условия их осуществления Нитрат натрия может быть получен в реакции ионного обмена в растворе между 1. гидроксидом натрия и нитратом калия 2. сульфатом натрия и нитратом бария 3. азотной кислотой и сульфатом натрия 4. нитратом меди(II) и хлоридом натрия Пояснение: Реакция ионного обмена протекает при условии образования осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (например, воды). Нитрат натрия – сильный электролит, значит, второй продукт реакции обмена должен быть либо нерастворимым, либо малодиссоциирующим веществом (водой или газом). Этому условию отвечает только вторая пара реагентов, а в трёх остальных случаях ни осадка, ни малодиссоциирующего вещества не образуется.


Задание 10. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных Пример 1. И с водой, и с соляной кислотой реагирует оксид 1. CuO 2.SO3 3. СaO 4.SiO2 Пояснение: С водой реагируют оксиды, у которых растворимы гидроксиды. Гидроксид меди(II) и кремниевая кислота нерастворимы, соответствующие оксиды не реагируют с водой. Из оставшихся оксидов с кислотой реагирует основный оксид СаО.




Пример 3. Оксид меди(II) реагирует с каждым из веществ 1. вода и соляная кислота 2. азотная кислота и разбавленный раствор гидроксида калия 3. соляная кислота и водород 4. водород и хлорид натрия Пояснение: Оксид меди(II) не реагирует с водой, разбавленными растворами щелочей, растворами солей. Может восстанавливаться водородом, углем и угарным газом, реагирует с сильными кислотами.


Задание 11. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. С раствором гидроксида калия реагирует каждое из веществ 1. MgO и CO2 2.CO2 и Al(OH)3 3.Al(OH)3 и CaCO3 4.CaCO3 и HNO3 Пояснение: Щёлочи реагируют с кислотами и амфотерными гидроксидами, кислотными и амфотерными оксидами, с растворами солей при условии образования осадка, с некоторыми неметаллами (например, галогенами) и металлами, образующими амфотерные оксиды и гидроксиды (Al, Zn, Be). Среди предложенных реагентов гидроксид калия не реагирует с основным оксидом MgO и нерастворимой солью CaCO3.


Задание 13. Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия Пример 1. Верны ли суждения о правилах обращения с препаратами бытовой химии? А. Перед использованием застывшую масляную краску рекомендуется подогреть на открытом огне. Б. При использовании органических растворителей во время ремонта окна в помещении должны быть плотно закрыты. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны




Пример 3. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей и значении средств гигиены? А. Смесь серы и древесных опилок можно разделить путем растворения в воде. Б. Зубная паста, содержащая ионы фтора, способствует укреплению зубной эмали. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Пример 4. Верны ли следующие суждения об использовании химических реакций и правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. При квашении капусты используется реакция брожения. Б. Работы с хлором следует проводить в вытяжном шкафу. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Пример 5. Верны ли следующие суждения о правилах хранения и приёма витаминов? А. Витамин С можно потреблять в неограниченном количестве. Б. Хранить и принимать витамины можно в течение неограниченного периода времени. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Пример 6. Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях? А. Повышенное содержание в атмосфере оксида углерода(II) не является угрожающим фактором для здоровья человека. Б. Производство цемента и других строительных материалов не относят к источникам загрязнения атмосферы. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Пример 7. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории? А. При определении запаха вещества пробирку с веществом надо поднести к носу и глубоко вдохнуть. Б. Все газообразные вещества в лаборатории необходимо получать с использованием вытяжного шкафа. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны




Пример 9. Верны ли следующие суждения о правилах хранения и использования веществ в быту? А. Все продукты питания, содержащие жиры, можно использовать, не учитывая указанный на них срок годности. Б. Герметично упакованные молочные продукты могут храниться неограниченное время. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Пример 10. Верны ли следующие суждения о приготовлении растворов и правилах безопасного обращения с веществами? А. Готовить растворы кислот (уксусной, лимонной и др.) в домашних условиях в алюминиевой посуде не рекомендуется. Б. При попадании раствора щёлочи на кожу рук следует промыть обожжённый участок водой и обработать раствором борной кислоты. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Пример 11. Верны ли суждения о способах разделения смесей? А. Смесь железных и медных опилок можно разделить действием магнита. Б. Смесь воды и сахара можно разделить фильтрованием. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверные Пример 12. Верны ли следующие утверждения о чистых веществах и смесях? А. Смесь поваренной соли и песка является неоднородной смесью. Б. При растворении поваренной соли в воде образуется неоднородная смесь. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба утверждения 4)оба утверждения неверны


Пример 13. Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами? А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует выбросить в мусорное ведро. Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется покрывать детские игрушки и посуду. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Задания повышенного уровня сложности Задание 17. Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане,этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле,этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры,углеводы Пример 1. О глицерине можно сказать, что он 1. ядовит 2. не растворяется в воде 3. сиропообразная жидкость 4. может быть получен из жиров 5. содержит в составе молекулы одну гидроксильную группу Из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите их номера. Правильный ответ: 34 Пояснение:Формула глицерина CH2OHCHOHCH2OH. Это бесцветная вязкая (сиропообразная) жидкость, из-за наличия трёх групп OH в каждой молекуле хорошо растворимая в воде. Глицерин – естественный продукт гидролиза жиров в организме, поэтому не может быть ядовит.


Пример 2. Об ацетилене можно сказать, что он 1. бесцветная жидкость 2. хорошо растворим в воде 3. обесцвечивает бромную воду 4. содержит в молекуле двойную связь 5. образует с воздухом взрывоопасную смесь Ответ дайте в виде числа или последовательности чисел без пробелов и запятых. Правильный ответ: 35 Пояснение:Ацетилен – горючий газ, дающий при сгорании высокотемпературное пламя. Горючие газы в смеси с воздухом образуют гремучую смесь. Все углеводороды нерастворимы в воде. Формула ацетилена НС СН (в молекуле имеется тройная связь). Благодаря π-связям ацетилен вступает в реакции присоединения, обесцвечивая бромную воду, и окисления (обесцвечивает раствор перманганата калия).


Пример 3. Об уксусной кислоте можно сказать, что она 1. горюча 2. сильная кислота 3. является продуктом брожения глюкозы 4. содержит в составе молекулы два атома кислорода 5. не изменяет окраску индикатора Ответ дайте в виде числа или последовательности чисел без пробелов и запятых. Правильный ответ: 14 Пояснение:Формула уксусной кислоты CH3COOH. Как все кислородсодержащие производные углеводородов, горюча. Карбоновые кислоты не являются сильными кислотами. Уксусная кислота слабая, но растворимая в воде кислота, при диссоциации образует ионы водорода. Поэтому раствор уксусной кислоты электропроводен и изменяет окраску индикатора. Уксусная кислота получается при окислении этилового спирта, но не является продуктом брожения глюкозы.


Задание 19. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ Пример 1. Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать. НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА А) нитрат серебра Б) бром В) серная кислота РЕАГЕНТЫ 1.H2,Al 2.Zn,Fe2O3 3. NaCl,CO2 4. HCl,Cu Правильный ответ: 412 Пояснение:Нитрат серебра (соль) не реагирует с водородом и оксидами. Бром не реагирует с оксидами и хлоридами (менее активный галоген не может вытеснить более активный из галогенида). Серная кислота не реагирует с водородом, кислотными оксидами, кислотами. С медью концентрированная серная кислота взаимодействовать способна, а с HCl – нет, так что реакция В соответствует варианту 2, а не 4.


Пример 2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции. Исходные вещества А) оксид натрия и серная кислота Б) гидроксид натрия и серная кислота В) гидроксид натрия и оксид серы(IV) Продукты реакции 1. Na2SO3+H2O 2. Na2SO4+H2O 3. Na2SO3+H2 4. Na2SO4+H2 Правильный ответ: 221 Пояснение: Уравнения реакций: Na2O+H2SO4=Na2SO4+H2O; 2NaOH+H2SO4=Na2SO4+2H2O; 2NaOH+SO2=Na2SO3+H2O.


Пример 3. Установите соответствие между веществами, данными в виде водных растворов, и реагентом, с помощью которого можно различить эти два вещества. ВЕЩЕСТВА А)NaCl и Na3PO4 Б)NaI и Na2CO3 В)NaNO3 и NH4Cl РЕАГЕНТ 1)K2CO3 2)KNO3 3)NH4Br 4)KOH 5)Al2(SO4)3 Правильный ответ: 554




Задания высокого уровня сложности Задания с развернутым ответом (высокий уровень) М 1: М 2: В отличие от заданий ЕГЭ в КИМах ОГЭ не нужно предсказывать реагенты или продукты реакций, но общий поход к теме ОВР одинаков. Начинать, на мой взгляд, следует со шкал степеней окисления (СО) базовых неметаллов(S, N, O, Hal, F, H), затем металлов главных (Na,Ca,Al) и побочных (Cr, Mn, Fe) подгрупп, в которых следует обсудить функции элементов в низшей, высшей и промежуточной СО. Это поможет ученикам не допускать грубых ошибок.




Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс: 1 S 0 6ē S +6 6 N +5 +1ē N +4 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции S + 6HNO 3 = H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O 3) Указано, что сера в степени окисления 0 является восстанови- телем, а азотная кислота за счёт азота в степени окисления +5 – окислителем. Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.3 В ответе допущена ошибка только в одном из элементов.2 В ответе допущены ошибки в двух элементах.1 Все элементы ответа записаны неверно.0 Максимальный балл 3




Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Элементы ответа: 1) Составлен электронный баланс: 1 O ē 2O 2 4 N +4 1ē N +5 2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции 4NO 2 + 2H 2 O + O 2 = 4HNO 3 3) Указано, что кислород в степени окисления 0 является окисли- телем, а оксид азота(IV) за счёт азота в степени окисления +4 восстановителем. Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.3 В ответе допущена ошибка только в одном из элементов.2 В ответе допущены ошибки в двух элементах.1 Все элементы ответа записаны неверно.0 Максимальный балл 3


Закрепление 1. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой H 2 SO 4 + Al Al 2 (SO4) 3 + S + H 2 O Определите окислитель и восстановитель. _______________________________________________ 2. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой Ag + HClO 3 AgCl + AgClO 3 + H 2 O Определите окислитель и восстановитель.




Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Элементы ответа: 1) Составлено уравнение реакции: AlBr 3 + 3AgNO 3 = 3AgBr + Al(NO 3) 3 2) Рассчитано количество вещества AgNO 3 в растворе: n(AgNO 3) = 51,3 0,1 / 170 = 0,03 моль 3) Определена масса осадка: по уравнению реакции n(AgBr) = n(AgNO 3) = 0,03 моль m(AgBr) = 0, = 5,64 г Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.3 Правильно записаны два первых элемента ответа 2 Правильно записан один элемент ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 3




Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы 1) Составлено уравнение реакции: Na 3 PO 4 + 3AgNO 3 = Ag 3 PO 4 + 3NaNO 3 2) Рассчитана масса и количество вещества AgNO3 в растворе: m(AgNO3) = m(p-pа) ω/100 = 17,1 0,3 = 5,13 г n(AgNO3) = 5,13: 170 = 0,03 моль 3) Определена масса осадка: по уравнению реакции n(Ag3PO4) = 1/3n(AgNO3) = 0,01 моль m(Ag3PO4) = 0, = 4,19 г Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.3 Правильно записаны два первых элемента ответа 2 Правильно записан один элемент ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 3


ПРИМЕР г раствора нитрата серебра смешали с избытком раствора хлорида натрия. Выпал осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли в растворе нитрата серебра.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы 1) Составлено уравнение реакции: AgNO 3 + NaCl = AgCl + NaNO 3 2) Рассчитаны количество вещества и масса нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе: по уравнению реакции n(AgNO 3) = n(AgCl) = m(AgCl) / M(AgCl) = = 8,61 / 143,5 = 0,06 моль m(AgNO 3) = n(AgNO 3) · M(AgNO 3) = 0,06 · 170 = 10,2 г 3) Вычислена массовая доля нитрата серебра в исходном растворе: ω(AgNO 3) = m(AgNO 3) / m(р-ра) = 10,2 / 170 = 0,06, или 6% Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.3 Правильно записаны два первых элемента ответа 2 Правильно записан один элемент ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 3


Задание 22 (М 1) Даны вещества: FeCl 3, H 2 SO 4 (конц), Fe, Cu, NaOH, CuSO 4. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Составлены два уравнения реакции: 1) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu 2) FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 + Na 2 SO 4 Описаны признаки протекания реакций: 3) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди; 4) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка. Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции: 5) Fe OH – = Fe(OH) 2 Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы 5 Правильно записаны четыре элемента ответа 4 Правильно записаны три элемента ответа 3 Правильно записаны два элемента ответа 2 Правильно записан один элемент ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0


Задание 22 (М 2) Требуется получить гидроксид железа(II) в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые вам предложены. Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращенное ионное уравнение.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Составлена схема превращений, в результате которой можно получить гидроксид железа(II): 1) Fe или CuSO 4 FeSO 4 Fe(OH) 2 Составлены уравнения двух проведённых реакций 2) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu 3) FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 + Na 2 SO 4 Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции: 4) Fe OH – = Fe(OH) 2 Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы 4 Правильно записаны три элемента ответа 3 Правильно записаны два элемента ответа 2 Правильно записан один элемент ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0 Максимальный балл 4


Задание 23 (М2) Подготовьте лабораторное оборудование необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно- осстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы К 1 Проведены реакции в соответствии с составленной схемой, и описаны изменения, происходящие с веществами в ходе проведения реакций: 1) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди и изменение цвета раствора (исчезновение голубой окраски раствора); 2) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка; 3) сформулирован вывод о свойствах веществ и классификационных признаках проведённых реакций: в основе проведённого эксперимента лежит окислительно- восстановительная реакция замещения катиона менее активного металла (Cu2+) более активным металлом (железом), а также реакция ионного обмена между солью и щёлочью, протекающая за счёт выпадения осадка Ответ правильный и полный, содержит все названные элементы 3 Правильно записаны два элемента ответа 2 Правильно записан один элемент ответа 1 Все элементы ответа записаны неверно 0


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы К 2 Оценка техники выполнения химического эксперимента: соблюдение общепринятых правил при отборе нужного количества реактива; соблюдение правил безопасного обращения с веществами и оборудованием при проведении химических реакций При проведении эксперимента полностью соблюдались все правила отбора реактивов и проведения химических реакций 2 При проведении эксперимента были нарушены требования правил отбора реактивов или проведения химических реакций 1 При проведении эксперимента были нарушены правила отбора реактивов и проведения химических реакций 0


Закрепление Задание 22 (М 2) Пример 1. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: медь, растворы серной кислоты, нитрата серебра, гидроксида калия и сульфата цинка. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций гидроксид меди(II). Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение. 1) Cu Cu(NO 3) 2 Cu(OH) 2 2) Cu+2AgNO 3 = Cu (NO 3) 2 +2Ag 3) Cu (NO 3) 2 +2KOH = Cu (OH) 2 +2KNO 3 4) Cu OH - = Cu (OH) 2


Пример 2. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы сульфата магния, хлорида натрия, карбоната натрия, нитрата серебра, соляной кислоты. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций раствор хлорида магния. Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение. 1) MgSO 4 MgCO 3 MgCl 2 2) MgSO 4 +Na 2 CO 3 = Na 2 SO 4 + MgCO 3 3) MgCO 3 +2HCl = MgCl 2 +CO 2 + H 2 O 4) MgCO 3 +2 H + = Mg 2+ + CO 2 + H 2 O


Пример 3. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: железо, оксид меди(II), растворы аммиака, соляной кислоты и хлорида железа(III). Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций оксид железа(III). Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение.


Пример 4. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы сульфата магния, нитрата серебра, серной кислоты, хлорида бария и нитрата натрия. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций раствор азотной кислоты. Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение.


Задание 23 (для 4). Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций. 1) AgNO 3 Ba(NO 3) 2 HNO 3 2) 2 AgNO 3 +BaCl 2 = 2AgCl + Ba(NO 3) 2 3) Ba(NO 3) 2 + H 2 SO 4 = BaSO HNO 3 4) Ba 2+ +SO 4 2- = BaSO 4


Пример 5. Даны вещества: Fe, H 3 PO 4, H 2 SO 4 (р-р), NaOH, FeCl 3, H 2 O 2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.


Образцы заданий 22 и 23 (М2) ПРИМЕР 1 Задание 22. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: твёрдый хлорид аммония, твёрдый гидроксид кальция, растворы азотной кислоты, гидроксида натрия, нитрата бария, раствор лакмуса, универсальная индикаторная бумага. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций раствор нитрата аммония. Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Задание 23. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции иклассификационных признаках реакций.


ПРИМЕР 2 Задание 22. Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы серной кислоты, гидроксида кальция, нитрата кальция, нитрата бария, металлическое железо. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций раствор нитрата железа(II). Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение. Задание 23. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций.


ПРИМЕР 3 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: растворы аммиака, серной кислоты, соляной кислоты, хлорида бария и сульфата натрия. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате проведения двух последовательных реакций раствор хлорида аммония. Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращённое ионное уравнение. Задание 23. Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;

Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 8

«3» – от 9 до 17

«4» – от 18 до 26

«5» – от 27 до 34

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.

На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут