Дислексия как исправить. Как лечить дислексию у ребенка. Игры для профилактики дислексии

Дислексия – это особое состояние, при котором в результате полного распада или недостаточного формирования некоторых психических функций у человека отмечаются проблемы с навыками чтения. Чаще всего патология диагностируется у младших школьников, на начальном этапе обучения.

У ребенка отмечаются стойкие ошибки при чтении, он постоянно заменяет звуки, меняет структуру слова, старается читать по буквам и плохо понимает смысл прочитанного. Проблема встречается у 4,5% детей, мальчики страдают от нее в 4 раза чаще, чем девочки. Вовремя начатая коррекция, в ходе которой используются специальные упражнения, является залогом полного излечения малыша от недуга или существенного облегчения его состояния.

Причины возникновения состояния у детей младшего школьного возраста

Помимо генетической предрасположенности, которая фигурирует в большинстве научных работ по данной теме, дислексия может возникнуть на фоне следующих факторов, вызывающих мозговую дисфункцию:

  • Анемия и заболевания сердца у беременной женщины, алкогольная интоксикация.
  • Неправильное развитие пуповины.
  • Затяжные роды, приводящие к асфиксии плода.
  • Воздействие инфекции на головной мозг в период внутриутробного развития (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа).

Совет: Не стоит ожидать слишком многого и от младших школьников, развивающихся в условиях педагогической запущенности, негативного речевого окружения или дефицита речевого общения. Только при постоянном контакте с адекватными и правильно изъясняющимися людьми ребенок получит все необходимые коммуникативные навыки.

  • Черепно-мозговая травма в процессе родов или уже после них.

Помимо этого, дислексия нередко диагностируется у детей, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, умственная отсталость, различные задержки психического развития.

Виды дислексии и их характеристики

На сегодняшний день специалисты выделяют следующие типы патологии:

  1. Фонематическая. Характеризуется заменой правильных звуков схожими во время чтения. Ребенок не различает и смешивает все звуки, похожие на слух.
  2. Аграмматическая. Подобная дислексия сопровождается ошибками в произношении приставок, суффиксов слов, отсутствием ориентации в постановке падежных окончаний.
  3. Семантическая. Правильное чтение, при котором ребенок не понимает смысла прочитанного.
  4. Мнестическая. Малыш не может определить, какой звук соответствует конкретной букве, поэтому заменяет их при чтении.

Коррекция проводится в соответствии с особенностями выявленной проблемы, но в терапию обязательно входят и общие упражнения, способствующие оттачиванию у ребенка всех навыков, необходимых для грамотного чтения и письма, и устранению дискомфортных ситуаций.

Симптомы состояния, на которые нужно обратить внимание

Существует несколько признаков, с помощью которых сами родители могут заподозрить, что у ребенка дислексия. При обнаружении у младших школьников или совсем маленьких деток хотя бы 2-3 симптомов из перечисленных, необходимо срочно обратиться к врачу и как можно быстрее приступить к выполнению корректирующих упражнений:

  • Во время чтения (даже если это вывеска и буквы огромные) ребенок будет тереть глаза и косить.
  • Такие дети быстро устают, отказываются от выполнения домашних заданий, неохотно читают.
  • Малыш держит книгу очень близко к глазам, даже, если со зрением все в порядке.
  • Ребята с дислексией нередко пытаются читать одним глазом, второй прикрывая рукой.
  • Дислексия характеризуется тем, что ребенок пытается писать слова задом наперед.
  • У таких детей очень неровный, некрасивый и неразборчивый почерк.

Помимо этого, в устной речи людей с подозрением на данную патологию тоже отмечается немало дефектов, связанных с произношением и сочетанием звуков. Их словарный запас очень скуден, они не понимают и не всегда правильно употребляют слова. Малышам сложно понимать прочитанное, а пересказ для них превращается в настоящую муку. Они нередко не запоминают звуки вообще или обладают зеркальным навыком чтения (читают справа налево).

Правила коррекции явления, базовые упражнения

Коррекция, способствующая устранению признаков дислексии, основывается на использовании специфических упражнений. Они направлены на отработку восприятия и произношения звуков, формирование слов из правильно расставленных букв, их изменение в соответствии с падежами. Специалист работает с ребенком над чтением, речью и письмом.

  • Высокую эффективность в борьбе с дислексией у школьников показал метод Дейвиса. Он направлен на блокировку факторов, препятствующих нормальному восприятию информации больным человеком. Это достигается путем использования простых образов, ассоциирующихся со сложными словами.
  • Простые домашние упражнения не менее действенны. Для начала стоит приобрести для ребенка маленький мячик, который он сможет сжимать одной рукой. Малыша нужно приучить читать по слогам, при этом на каждом слоге он должен сжимать мячик одной рукой, подключая к этому все пальчики. После закрепления навыка можно предложить ребенку не сжимать предмет, а перекладывать его из руки в руку на каждом слоге.
  • Хороший эффект дает специальная гимнастика для артикуляции. Она начинается с дыхательных упражнений, после которых выполняется работа п коррекции дикции. Для этого используют только самые простые и привычные для ребенка слова.
  • У некоторых детей дислексия отступает после чтения слов в обратном порядке, многократного повторения скороговорок. После первых успехов рекомендуется подключать последовательности схожих по звучанию слов, чтобы ребенок начал чувствовать разницу.
  • Существует интересное упражнение на проговаривание звуков. Малыш должен сделать глубокий вдох и на выдохе произнести 15 согласных звуков (они могут повторяться и принимать вид любой последовательности). Обязательно делаем несколько повторов. Через какое-то время то же самое выполняем с гласными звуками. Еще позднее начинаем подключать гласные звуки к согласным (начинаем с одной замены) и наоборот.

  • Отработать навык чтения поможет упражнение «Буксир». Ребенок должен читать в паре со взрослым. Какую-то часть текста они вместе читают вслух с одной скоростью (чаще это скорость ребенка), потом переходят на чтение про себя. Так, чередуя отрывки, взрослый помогает развить у малыша правильное восприятие. Со временем рекомендуется увеличивать скорость чтения, подтягивая ребенка к новому уровню.
  • Простое, но действенное упражнение, при ежедневном выполнении которого дислексия постепенно отступает – неоднократное чтение. Ребенок слух читает текст в течение одной минуты, после чего ставится отметка, где он закончил. После короткого перерыва малыш еще раз читает тот же текст и так делается несколько раз. Необходимо следить за динамикой, удается ли маленькому пациенту с каждым разом читать все больше. При этом читать он должен правильно, четко проговаривая части слов. Зачастую очевидные успехи при выполнении данного упражнения, которые дети видят и сами, подстегивают их к дальнейшим занятиям и новым рекордам.

Помимо выполнения упражнений и регулярных посещений специалиста необходимо следить за рационом ребенка. Дислексия может усугубляться на фоне дефицита некоторых полезных компонентов. Малыш должен получать лецитин, цинк, аминокислоты и жидкость в необходимом и даже повышенном объеме.

Своевременная коррекция состояния является залогом успешной социальной жизни ребенка, повышения качества его обучения. Если вовремя не обратить внимание на проблему, можно сильно усугубить психическую патологию и осложнить малышу жизнь.

Дислексия - достаточно распространенное нарушение речевого аппарата у дошкольников и деток до 11 лет. Что же представляет из себя этот недуг? Как с ним бороться? Ответы на этот и многие другие вопросы вы сможете узнать в нашей статье.

Что такое дислексия?

Дислексией называют одно из самых распространенных речевых расстройств, по причине которого ребенку трудно овладеть навыками чтения. Данное нарушение считается наследственным, из-за чего некоторые отделы головного мозга функционируют неправильно или ограниченно, именно поэтому многим детям достаточно трудно научиться читать. Довольно часто дислексия проявляется вместе с дисграфией (когда ребенок путает буквы местами во время письма или искажает слова). Лечением дислексии необходимо заниматься незамедлительно, во избежание дальнейшего ее прогрессирования.

дислексия - это комплекс расстройств, которые мешают ребенку освоить чтение, в результате ему тяжело дается учеба в начальных классах

Основные виды дислексии

Существует несколько основных видов дислексии. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Фонематический тип

Фонематическая дислексия довольно часто проявляется у младших школьников. Это расстройство связано с недоразвитостью фонематического слуха ребенка. При данной форме дислексии ребенок на слух путает и смешивает звуки, не понимает разницу между мягкостью и твердостью произношения букв, глухостью и звонкостью.

Семантический тип

Семантическая дислексия имеет другое название «механическое чтение». Такое расстройство характеризуется нарушением понимания прочитанного или услышанного предложения, текста или даже слова, но при этом ребенок читает правильно и достаточно четко. Чаще всего семантическая дислексия проявляется у детей в возрасте после 7-ми лет.

Аграмматический тип

Аграмматическая дислексия в основном ставится в качестве диагноза детям, которые страдают от общего системного недоразвития речевого аппарата. Эта форма дислексии характеризуется: изменением падежных окончаний, неправильностью согласований падежей (к примеру, «красивую роза», «длинным хвоста»), изменением окончания существительных и глаголов, которые относятся к 3-му лицу прошедшего времени.

Оптический тип

Оптическая дислексия выражается в некоторых затруднениях, которые связаны со зрительным «усвоением» и смешиванием букв, похожих друг на друга графически. К примеру, ребенок может путать такие буквы, как: «М-Л», «З-В», «П-Н», «Ё-Е».

Мнестический тип

Мнестическая дислексия проявляется в виде затрудненного восприятия букв и звуков, то есть ребенку очень трудно разобраться, какая из букв соответствует определенному звуку.

Причины дислексии

Такое речевое расстройство, как дислексия может начать развиваться по следующим причинам:

  • патологические состояние внутриутробного развития ребенка;
  • поражения центральной нервной системы малыша;
  • сложные роды, повлекшие за собой асфиксию, отслойку плаценты, а также трехкратное обвитие пуповиной вокруг шеи младенца;
  • сильные удары или какие-либо другие травмы головы и головного мозга, в том числе сотрясение;
  • нервно-психическая незрелость;
  • умственная отсталость;
  • нарушения слуха или зрения;
  • генетическая предрасположенность;
  • недоразвитие отдельных участков головного мозга ребенка.

Симптомы проявления дислексии

Понять, что у вашего ребенка дислексия, можно по следующим признакам:

  • затрудненное усвоение слов и восприятие услышанной информации;
  • дезориентация в пространстве, неуклюжесть;
  • дезорганизованность;
  • непонимание прочитанного;
  • ошибки в произношении букв и звуков;
  • повышенная гиперактивность.

при дислексии ребенка сложно обучить чтению, у него появляется отставание в учебе, при этом данное состояние поддается коррекции при помощи упражнений со специалистом

Методика обследования ребенка с дислексией

Выявить и утвердить диагноз «Дислексия» вам поможет логопед, психолог, также дефектолог. Рекомендуется посещение и консультация каждого из этих специалистов. Обследование проводится в игровой форме в виде тестирования, в ходе которого специалист проверяет слуховую, зрительную и тактильную систему. Лучше всего, чтобы родители были рядом с малышом, поддерживали его. В случае, если тест проводится в школе или детском саду, постарайтесь прийти для того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверено.

Способы лечения

Лечение дислексии достаточно трудоемкий и длительный процесс, но несмотря на это, важен окончательный результат. Способы коррекции будут зависеть от разновидности и степени «тяжести» дислексии у ребенка. Существует довольно большое количество различных способов и упражнений, помогающих справиться с данным нарушением. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Популярные методы

При борьбе с дислексией наиболее эффективными и распространенными считаются методы, рассмотренные далее.

Метод Дэвиса

Метод Рональда Дэвис достаточно часто применяется при лечении дислексии. Данная методика условно разделена на несколько этапов: работа над координацией, изучение символов при помощи лепки из глины или пластилина (ребенку предлагается слепить какую-то букву или цифру), а также чтение в разных направлениях (например, слева-направо и наоборот).

Диктант

Диктант формирует у ребенка зрительную и слуховую память, помогает запоминать правильность написания различных букв. Вначале продиктуйте малышу небольшой текст длиной в пару предложений, постепенно увеличивая нагрузку. После завершения диктанта необходимо проверить текст на наличие ошибок, которые рекомендуется выделять зеленым или черным цветом. Затем все неточности нужно показать ребенку и попросить переписать все заново.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика проводится с применением различных дыхательных упражнений, список которых выдает логопед или дефектолог. Все будет зависеть от типа дислексии, найденной у ребенка.

Скороговорки

Скороговорка - это определенная последовательность слов, которые похожи друг на друга по звучанию. Такой метода помогает ребенку ощутить разницу между некоторыми звуками и научиться произносить их правильно. Например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» или «Во дворе - трава, на траве - дрова».

Чтение

Дети, страдающие от дислексии, должны как можно больше читать, поэтому эффективным методом по борьбе с этим недугом является чтение. Попросите ребенка прочитать небольшой отрывок из какой-либо известной ему сказки или же рассказа, только очень медленно, вдумываясь в каждое прочитанное им слово. Делайте маленькие перерывы, примерно 5-10 минут.

Упражнения

Давайте рассмотрим самые результативные упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой, как дислексия.

Резиновый мячик

«Резиновый мячик» - это интересное упражнение-игра, во время которого ребенок учится читать слова по слогам. Мяч необходим для того, чтобы во время произношения того или иного слога, малыш сжимал его со всей силы в ладошках, демонстрируя правильное выполнение задания.

Буксир 1

Смысл упражнения «Буксир 1» заключается в совместном чтении ребенка и взрослого. Вначале кто-то из родителей вслух читает сказку или рассказ вместе с малышом, то есть в один голос. Также не забывайте подстраиваться под ритм чтения вашего чада, ведь он может не успевать за вами.

Буксир 2

«Буксир 2» несколько отличается от первого варианта данного упражнения, а именно, вначале вслух читается взрослый, затем ребенок, а уже потом каждый прочитывает какой-либо текст про себя.

Губы

Взрослый произносит команду «Губы». Ребенок должен плотно сжать губы и приложить к ним палец левой руки и читать текст про себя. Как только педагог говорит «вслух», ученику необходимо убрать палец и прочитать вслух. Данное упражнение учит ребенка правильно произносить слова.

Найди ошибки

Ребенку дается текст, в котором специально допущены нелепые ошибки, и он их должен исправить. Например, «Бьется как рыба о мёд», «Коля и Петя - два родных врата», «Не купи кита в мешке». Это упражнение формирует внимательность и правильное произношение слов.

Слово наоборот

Педагог подготавливает слова, которые можно прочитать наоборот. Ребенок должен найти из списка эти слова и выделить цветным маркером. Например, «казак, шалаш, река, рюкзак».

Закрытая строка

Выбирается несложный текст. Во время чтения педагог закрывает рукой или закладкой верхнюю часть строки так, что ребенок видит только нижнюю, не отвлекаясь на нее. Ведь, когда мы читаем, уже прочитанная информация немного отвлекает, именно поэтому такое упражнение помогает малышу концентрироваться.

Лодочка-замочек

Сочетание согласного и гласного звука называется «лодочкой», ребенок должен произнести его плавно, например, «ма-ши-на», а союз двух подряд идущих согласных звуков обозначается «замочком», который необходимо проговаривать отрывисто, к примеру, «стр-ах», «зл-ость».

Окончание слова

Ребенку даются карточки со словами, которые не имеют окончания, а педагог просит их дописать. К примеру, «соба… (ка)», «доми..(к)», «телефо..(н)».

Кроссворд

Педагог составляет простой кроссворд и перечень вопросов к нему. Ребенок должен полностью заполнить все пустые клеточки. Это упражнение формирует сообразительность и скорость мышления, что крайне необходимо при чтении.

Пишем по памяти

Ребенок запоминает определенное слово и пытается воспроизвести его на бумаге. Если малыш справился, то необходимо усложнить задание, например, предложить словосочетание или предложение.

Отремонтируй слово

Взрослый предлагает ребенку набор из слогов, из которых необходимо составить несколько слов. Если у малыша возникли некоторые затруднения при выполнении упражнения, то можно показать ему картинки-подсказки.

Уменьшительно-ласкательное название

Взрослый просит малыша приписать к слову уменьшительно-ласкательное название, к примеру, «стул-стульчик», «дом-домик», «кот-котик».

Играем в слова

Многие из нас помнят такую игру, как «Города», когда на последнюю букву одного города называют название другого. На основе этой игры и проводится данное упражнение, к примеру, «комната-ананас-сыр-рыба».

Профилактика дислексии

В качестве профилактических мер от дислексии следует выполнять следующие действия:

  • развивать зрительно-пространственные функции у ребенка такие, как внимательность, сообразительность, фантазия;
  • читать большое количество книг, причем как познавательные (энциклопедии), так и сказки, повести, рассказы;
  • посещать творческие занятия, например, рисование, лепка, танцы;
  • совершенствовать мелкую моторику.

Дислексия считается достаточно распространенным диагнозом у многих современных детей. Родители не должны впадать в панику, главное, помните, что чем быстрее вы начнете лечение и занятия, тем быстрее будет первый положительный результат. В нашей статье были приведены наиболее эффективные способы и упражнения по борьбе с дислексией, которые помогут вашему ребенку научиться хорошо читать и произносить звуки.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 6 VIII вида»

г. Гурьевска Кемеровской области.

Занятие по логопедии (коррекция дислексии)

по теме:

«Звук [б] и буква Б»

2 класс

Разработала: Петкина Е.Г.

учитель-логопед

г. Гурьевск 2013

Тема: Звук [б], и буква Б.

Цель: Развитие навыка правильного осмысленного чтения.

Задачи:

1. Развитие речевого дыхания артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления.

3. Закрепление графического образа буквы Б, упражнение в чтении слогов, слов, предложений с данной буквой.

4. Упражнение в звуко-буквенном анализе слов.

Оборудование: зеркала, картинка с изображением Буратино, картинка со стилизованными буквами Б, карточки с набором букв, картонная слоговая лесенка, карточка с буквой Б, звуковички, карточки-картинки, карточки-слова, карточки с предложениями.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Дыхательная гимнастика.

Вдох – носом, выдох через рот.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох, задержка дыхания.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: «Улыбка», «Хоботок», «Домик открывается», «Любопытный язычок», «Окошко», «Язык здоровается с подбородком», «Язык здоровается с верхней губой», «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язычок», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку».

4. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадку: У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? … (БУРАТИНО)

Правильно Буратино, какой первый звук в слове Буратино?

Вот он, пришёл к нам в гости, принёс задания, чтобы мы их выполнили. Сегодня мы будем читать слоги, слова и предложения с буквой Б.

5. Характеристика звука [Б].

Расскажите Буратино как мы произносим звук [Б]:

Губы плотно сомкнуты;

Язык внизу рта;

Воздух резко выдыхаем изо рта;

Губы под напором воздуха размыкаются.

Какой звук гласный или согласный?

Докажите.

Звонкий или глухой?

Докажите.

Каким звуковичком обозначаем?

6. Связь звука и буквы.

Первое задание. Что нарисовано на картинке?

На какую букву похожи предметы?

7. Пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

8. Упражнение на внимание (индивидуальные карточки) .

Второе задание. Найди букву Б, подчеркни её.

Б Б В Г Б Р С Т Б О Ф У Б Л Ч

К С Б Б У И Е Ш Б Н Г Б С С Ю

Э С Б С Г Х Ь Б И Ю Б О У И С

Н П Б С З Ж С В С Д Е С Б С У

Ч Б Е И Б С В О Б О Ы С Г В Б

9. Чтение слогов. «Слоговая лесенка».

Буратино предлагает вам побегать по лесенке. Прочитайте слоги с буквой Б, которые можно составить на лесенке.

На доске картонная лесенка, на каждой ступеньке, располагаются гласные, вызванный ученик берёт карточку с буквой Б, прикладывает слева от гласной, читает полученный слог.

10. Физ минутка.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

11. Чтение слов. «Найди картинку». Звуко-слоговой анализ и синтез слова.

На доске развешаны карточки-картинки.

У детей на карточки со словами: собака, кубики, бублик, букет, батон, юбка, банка, альбом, колобок, яблоко, колбаса, автобус, буквы.

Ученик читает слово, ищет соответствующую картинку на доске, убирает обе карточки на стол, определяет позицию звука в слове (начало, середина, конец слова).

Составьте звуковую схему слова: БУКВЫ.

(Резерв слово ЮБКА)

12. Чтение предложений.

Прочитай, вместо точек, назови картинку.

1. У Любы большой … (бант).

2. У Бори болят … (зубы).

3. Люба ест … (банан).

4. У Бори большой … (барабан).

13. Гимнастика для глаз.

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим – на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

14. Чтение текста.

Хитрый Буратино приготовил ещё одно задание. Прочитайте рассказ.

Белка

На большом дубе было дупло. В нём жила белка с бельчатами. Белка заботилась о бельчатах. Она собирала грибы и орехи и носила бельчатам. Когда бельчата подросли, белка стала учить их собирать грибы и орехи.

Вопросы к тексту:

Как можно назвать этот рассказ? (Придумайте название к этому рассказу?)

Где жила белка с бельчатами?

Где было дупло? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

Как белка заботилась о бельчатах? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

Чему она их учила? (Найдите в рассказе и прочитайте это предложение).

15. Итог:

С каким звуком мы сегодня работали?

Какой это звук гласный или согласный?

Докажите.

Звонкий или глухой?

Докажите.

О ком прочитали рассказ?

16. Оценка:

Буратино остался доволен, что побывал у вас в гостях. Ему понравилось, как отвечали Кирилл, Илья, Анюта и Ксюша в следующий раз постараются, отвечать полными ответами.


Л.Б. Ульянцева - учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории;

Е.Б. Плетнева - учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная (коррекционно-развивающая) программа разрабо­тана в целях оказания логопедической помощи ученикам на­чальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Про­грамма опирается на понимание сложной психофизиологиче­ской структуры процесса чтения в норме и особенностей усвое­ния этого навыка детьми и составлена в соответствии с государ­ственным стандартом по чтению в начальной школе и в соот­ветствии с определением дислексии в современной коррекци-онной педагогике. В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Вы­готским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

Системы коррекционной работы на фонетическом, лекси­ческом и синтаксическом уровнях, предложенные в рабо­тах И. Н. Садовниковой, В. И. Городиловой, М. 3. Кудряв­цевой, Л. Н. Ефименковой, Г. Мисиренко;

Система работы со слоговыми таблицами, предложенная А. Н, Корневым;

Система психологических упражнений и заданий, предло­женных С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой;

Система заданий, направленных на совершенствование дик­ции и выразительности чтения, предложенная Т. И. Конд-раниной и Л. М. Козыревой.

При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьни­ками по проблемам становления навыка чтения.

Программы предполагают определение тематики содержа­ния коррекционно-развивающих занятий для получения поло­жительной динамики в коррекции процесса чтения; отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-раз­вивающих занятий; определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методи­ческой работы с родителями и специалистами образователь­ных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной

базовой программе и имеющими следующие особенности про­цесса чтения:

Временная затянутость ступеней становления навыка чте­ния и трудность перехода на более высокую ступень;

Наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;

Замедленный темп чтения.

Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами: нарушение зрительного внима­ния, пространственных представлений, расстройства движе­ний глаз при чтении и др.

Учебная программа включает в себя четыре блока: диагно­стика; формирование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения; коррекция несовершенного на­выка чтения; совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенно­сти и уровень речевого развития каждого ребенка, более глу­боко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное ис­пользование разделов программы. Каждый раздел можно ис­пользовать автономно, варьируя количество занятий на его ус­воение.

Общая продолжительность занятий по программе может

составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нару­шения.

Прием на занятия осуществляется по результатам прове­денного в ГМПМПК логопедического обследования. Принципы, заложенные в программу:

Единство диагностики, коррекции и развития;

Онтогенетический подход;

Деятельностный характера занятий;

Совместное обучение с родителями;

Доступность;

Дифференцированный индивидуальный подход. Задачи программы:

Совершенствование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения;

Коррекция несовершенного навыка чтения;

Совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивиду­ально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занима­тельного, игрового материала, наглядно-практических мето­дов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семь­ей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.

Результативность работы определяется по итогам сравни­тельного анализа данных первичного логопедического обсле­дования и состояния навыка чтения на заключительном тести­ровании.

Всякое положительное изменение в состоянии сформиро­ванное™ навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении.

Способность к самостоятельной организации своей дея­тельности;

Способность осуществлять контроль над собственным чте­нием;

Умение использовать полученные навыки в новых условиях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Диагностика

Исследование

Исследование:

Отраженная речь;

Карточки с рече­

состояния устной речи

звукопроизношенин; фонематическою восприятия;

Ответы на вопро­сы;

вым материалом; предметные и

звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

Выделение зву­ков из слогов,

сюжетные кар­тинки;

словарного запаса;

Серия сюжетных

развития связной речи

Деление слов на

картинок

Пересказ текста

Исследование состояния пись­менной речи

Выявление наличия специфических ошибок в письменных работах; исследование состояния навыка чтения (способа, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок)

Работа с буква­ми разрезной азбуки; запись букв под диктовку; диктант; списывание букв и текста (с печат­

Разрезная азбука; тексты для спи­сывания; тексты диктан­тов; тексты для чте­ния; тексты с пропу­

ного и рукопис­ного);

щенными окон­чаниями;

Чтение текста

Два коротких

текста одинако­

Чтение коротких текстов про себя

вого уровня сложности

Исследование состояния нерече­вых психических функций

Исследование состояния: зрительных функций (объема и концентрации внимания, памяти, поля зрения);

Корректурная проба «Догони и поймай букву»;

Таблицы коррек­турной пробы;

Продолжение

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Исследование

Слуховых функций (внимания,

Ифа «Запомни

Табличка с 10

состояния нерече­

вых психических

Зрительно-моторной координа­

«Числовая пира­

И зображен ие

числовой пира­

Графомоторных навыков;

Рисование доро­

Состояния природного темпа дея­

жек, лабиринтов,

Бумага, каранда­

тельности;

стрелок, схем;

Исследование качеств личности

Анализ состояния

Образцы пись­

навыка письма;

менных работ

теппикг-тест; на­

блюдение за ре­

Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения

Совершенствова­ние восприятия

Развитие избирательности вос­приятия; обучение восприятию текста с

Цветовая марки­ровка букв, сло­гов, слов;

Карточки со словами и пред­ложениями с

учетом отдельных элементов на фоне целого;

Вычеркивание заданных букв

выделенными черным и крас­

Расширение поля зрения;

из текста;

ным цветом

Развитие зрительно-простран­ственной ориентировки и зри­тельно-моторной координации

Деление на слоги; игра «Что вок­руг?»; числовые и бук­

слогами; тексты; таблицы; карточки «Пи­

венные пирами­ды, таблицы; складывание узоров; дорисовывание

рамиды» ей ни

ка ша\

Кубики Кооса, Никитина

рисунков, штри­ховка, лабирин­ты, дорожки

Дидактические игры (настоль-но-печатные)

Совершенствова­ние внимания

Развитие зрительного и слухового внимания;

Путешествие по лабиринтам;

Лабиринты; карточки с бес­

Концентрации и устойчивости;

Переписывание

смысленными

Расширение объема внимания;

бессмысленных

Карточки с

Запоминание и

изображением

рисование по

предметов;

памяти предме­

Речевой матери­

тов с нескольки­

ми деталями;

Тексты арифме­

Произнесение

тических дик­

слов, предложе­

ний в заданном

Карточки с рече­

темпе, громкос­

вым материа­

ти, с различной

эмоциональной

Таблицы с циф­

окраской;

Запоминание и

4Х4,Х5 разной

запись по памя­

сложности;

ти бессмыслен­

Карточки с

ных слов, зна­

предложениями;

комых слов и

Числовые табли­

предложений;

цы 4Х4, 5Х5 с

Отыскание на

пропущенными

квадратных таб­

лицах разной

Буквенные тек­

сложности цифр

в порядке возра­

Числовые табли­

Чтение предло­

Бело-черные

жений с одно­

временным слу­

ховым зашумле-

Продолжение

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Совершенствова­

Развитие распределения, пере­

Вычисление из

Буквенные тек­

ние внимания

ключения внимания

числовых таб­

лиц отсутствую­

Числовые табли­

щих чисел;

Нахождение в

рядах букв це­

лых слов;

Расстановка чи­

сел в возрастаю­

щем порядке;

Отыскивание в

таблицах чер­

ных и белых чи­

сел по порядку

Совершенствова­

Тренировка зрительной памяти;

Составление фи­

Картинки;

ние памяти

Тренировка оперативной памяти

гур из палочек; запоминание

Произвольные изображения;

изображенных

Тексты предло­

предметов;

Зарисовывание

произвольных

изображений

Чтение и запо­

минание пред­

ложений разной

Палочки;

Совершенствова­

Тренировка способности созда­

Мысленное

Слова и словосо­

ние мышления

вать мыслительный образ;

представление

Тренировка способности устанав­

различных обра­

Ряды картинок;

ливать логические связи между

зов и состояний;

Анализ и уста­

новление логич­

ных и нелогич­

ных ассоциаций;

Представление

текстов зритель­

ными образами

Совершенствова­

Создание положительной само­

Рисование эмо­

Шкалы оценок;

ние эмоциональ­

оценки при совершенствовании

циональных со­

Экран результа­

но-волевой сферы

навыка чтения;

Оценивание ребенком собствен­

Самооценка по

ной скорости чтения;

Оценивание собственного настро­

ения на занятии;

Оценивание достигнутых на заня­

тии результатов

Коррекция несовершенно

о навыка чтения

Развитие языково­

Развитие анализа структуры

Определение

Тексты без точек;

го анализа и

предложения;

границ предло­

Предметные и

жения в тексте

сюжетные кар­

без точек;

Придумывание

Карточки со

предложений по

картинке, с за­

Схемы предло­

данным словом;

Придумывание

Тексты предло­

предложений по

опорным словам;

Карточки со

Работа с дефор-

слогами, слова­

мированным

ми, буквами;

предложением;

Продолжение

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Развитие языково­

Развитие слогового анализа и

Составление гра­

Фишки, схемы;

го анализа и

фических схем

Карточки и схе­

Развитие сложных форм фонема­

предложений и

мы слов различ­

тического анализа и синтеза

предложений по

ной слоговой и

звуковой струк­

Определение ме­

ста заданного

слова в предло­

Выделение глас­

ных из слога,

Анализ и синтез

слогов с помо­

щью фишек;

Составление сло­

гов и слов из раз­

резной азбуки;

Определение ко­

личества, после­

довательности

звуков в словах,

с опорой и без

опоры на вспо-

могательные

средства

Развитие морфо­

Дифференциация грамматиче­

Упражнения на

Карточки с раз­

логической

ских значении;

дифференциа­

личными вида­

системы языка

Совершенствование навыков сло­

цию частей

ми упражнений;

воизменения существительных,

Географическая

прилагательных, глаголов;

Игра «Кругосвет­

Дифференциация ед. и мн. числа;

ное путеше­

Перфокарты с

Закрепление беспредложных кон­

ствие» (закреп­

пропущенными

струкций;

окончаниями

Закрепление предложно-падеж-

одушевленно­

имен существи­

ных конструкций;

сти-неодушев­

тельных, прила­

Согласование прилагательных с

ленности суще­

гательных

существительными в ед. и мн.

ствительных);

Карточки с од­

числе в различных падежах;

Практические

нокоренными

Согласование глаголов с суще­

упражнения по

ствительными в числе и роде; дифференциация глаголов совер­шенного и несовершенного вида;

определению рода, числа, па­дежа существи­

Картинки; изографы;

Совершенствование навыков сло­вообразования уменьшительно-

тельного, при­лагательного;

Карточки с де­формированны­

ласкательных форм имен суще­

времени, вида

ми словами

ствительных, прилагательных от

существительных, глаголов с

Упражнения,

приставками

игры на согласо­

вание различных

частей речи;

Подбор род­

ственных слов;

Игра «Назови

ласково»;

Работа с дефор-

мированным

Работа с изогра­

Игра «Составь

Продолжение

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Совершенствова­

Совершенствование умений

Составление

Карточки с

ние синтаксиче­ской структуры речи

составлять двусоставные распро­страненные предложения; слож­ные предложения

двусоставных предложений по опорным сло­вам, картинкам;

опорными сло­вами; картинки; схемы

Упражнения на

распространение

предложений;

Упражнения на

составление

сложных пред­ложений при

помощи сочи­

нительных и

подчинитель­

ных союзов;

Работа со схема­

Совершенствова­ние лексической

Работа над расширением, уточне­нием и систематизацией словаря

Упражнения на подбор слов по

Картинки по различным лек­

стороны речи

лексическим те­мам, антонимов, синонимов, гла­

сическим темам; тексты без на­званий;

голов и прилага­

Словари

тельных к суще­ствительным (и наоборот), на­

званий к тексту

(и наоборот)

Совершенствова­

Работа над пониманием прочитан­

Ответы на воп­

Предметные и

ние семантической

ных: слов, предложений, текстов

росы по прочи­

сюжетные кнр-

стороны речи

танному тексту;

Подбор картинок

Тексты (неокон­

Работа с дефор­

ченные, дефор­

мированными

мированные);

текстами; пере­

Карточки со

словами, пред­

Придумывание

ложениями

начала и конца

Совершенствование навыка чтения

Обучение технике

Поэтапное обучение технике чте­

Чтение слогов

Слоговые и сло­

чтения (способ,

ния (послоговое, целыми слова­

(прямых, обрат­

весные таблицы,

четкая дикция

ми, синтаксического);

ных, со стечени­

столбики;

правильность, вы­

Чтение слогов, слов и предложе­

ем согласных);

Предложения и

разительность)

ний с использованием различных

Чтение слов раз­

методических приемов для увели­

личной буквен­

«пирамидки» и

чения скорости чтения;

ной наполняе-

«лесенки» слов;

Работа над дикцией, артикуляци­

Тексты диалогов

ей и орфографической правиль­

Чтение предло­

ностью чтения;

жений, тестов;

Развитие навыка правильной рас­

Упражнения по

становки логического ударения;

чтению «по кру­

Выработка правильной интона­

гу», «молния»,

ции, соблюдение логических

«буксир»;

пауз; использование различных

Чтение хоровое;

приемов при чтении с целью:

Чтение «лесенок»

борьбы с регрессиями,

и «пирамидок»;

борьбы с неправильной анти­

Чтение чистогово-

ципацией,

рок, скорогово­

совершенствования правиль­

рок, слов одина­

ной антиципации

ковой и различ­

ной структуры;

Окончание

Виды работы

Оборудование

Кол-во часов

Обучение технике

Исправление

чтения (способ,

ударения в сло­

темп, четкая

дикция правиль­

Чтение индиви­

ность, выразитель­

дуальное и по

Чтение с «око­

шечком» (ле­

вым, правым),

«решеткой»;

Чтение несура­

Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающей личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Чтение - это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совестной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения: первая техническая, это восприятие буквенных знаков, соотнесение зрительного образа, вторая - понимание прочитанного. Становление технической стороны идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем к словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный процесс.

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Следует понимать что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения. Это частичная неспособность к освоению навыков чтения, связанная с нарушениями или недоразвитием определённых участков коры головного мозга.

Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей, которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньше начинается коррекция данного расстройства, тем лучше результаты.

Характеристика детей с дислексией.

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности при чтении, им тяжело в процессе обучения. Причиной такого расстройства является нарушение некоторых функций в головном мозге ребенка, таких как передача картинки как визуального образа, на то, что человек слышит и понимает. Это не последствие нарушения зрения или слуха, также не в результате слабоумия или недостатка ума.

В первые годы обучения ребенка, может остаться незамеченной. Ребенок боится трудности научиться читать, также могут возникать другие проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться первые признаки депрессии и низкой самооценки. Часто можно наблюдать, что ребенок, как в школе, так и дома, ведет себя неадекватно. Если не лечить данное заболевание, то проблемы в школе у ребенка еще больше усугубятся.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  • Замены и смешение графически сходных букв (И - Ш, Б - Д, Х-Ж, П-Н, З-В), фонетически близких звуков(звонких - глухих, твёрдых - мягких)
  • Побуквенноечтение, нарушение слияния звуков в слоги и слова.
  • Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск слогов или буквы, перестановки, добавления, усечение слов).
  • Аграмматизы при чтении (пропускслов, предложений, абзацев; нарушения падежных окончаниях, нарушения соглосования и управления слов).
  • Нарушения понимания смысла прочитанного.

Причины дислексии.

  • Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
  • Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
  • Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.

Чем грозит ребенку дислексия?

Ребенок с дислексией, часто становится объектом насмешек одноклассников, а также объектом недовольства учителей. В школе такой ребенок чувствует себя неуютно, испытывает трудности в общении со сверстниками и педагогами, начинает комплексовать.

Если не попытаться исправить ситуацию, то с возрастом ребенка ждут еще большие трудности и проблемы, среди которых: дезориентация в пространстве; дезорганизация; нарушения коордианации; трудности восприятия и усвоения информации.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическаядислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

  • изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
  • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
  • изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.

4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическаядислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Коррекция дислексии

Дислексия является нейробиологической особенностью человека и можно лишь помочь ребенку справиться с трудностями, возникающими при дислексии, но не избавить его от дислексии навсегда.

Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.

Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе - им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.

Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова.Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Предлагаем задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

1. Составление слова из начальных букв.

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

2. Слова потерялись.

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

3. Письмо по памяти.

4. Почини слово.

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

5. Слова на липучке.

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

6. Игра в слова.

Мы все играли «в города». Просто придумывайте цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама - альбом - мел - луна - аквариум.

7. Найди слово.

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

8. Кулинарная азбука.

Дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы - количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль - твердые согласные, а горох - мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

9. Пишем, лепим, вырезаем.

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы желание.

10. Узнай букву по описанию.

«Внимание! Пропала буква, особые приметы - две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

11. Письмо на спине.

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

12. Допиши букву.

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка - восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

13. Назови ласково.

Стул - стульчик, стол - столик, дерево - деревце и пр.

16. Непослушные слова.

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Вывод.

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия - в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Список литературы.

  • Аксенова, А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 - 4 классах вспомогательной школы: учебное пособие / -М.: Просвещение, 1991.
  • Акименко В.М.Речевые нарушения у детей -/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
  • Волкова Л.С., Логопедия: Учебник для вузов /-М.: Владос, 2002.
  • Гончарова, Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса:/ Е.Л.Гончарова // Дефектология, 2007.-№1.
  • Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов / -М.: ВЛАДОС,
  • Корнев, А.Н. Дислексия - реально существующее явление или искусственный концепт? / А.Н.Корнев // Дефектология. 2007.№1.
  • Лалаева, Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: пособие для логопедов/ -М.: Просвещение, 1978.
  • Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина, Ростов н /Д.: Издательский центр «МарТ», 2005.
  • Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов. / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, -М, Издательский центр «Академия», 2003.
  • Узорова.О.В. Практическое пособие для обучения датей чтению / Москва: АСТ:Астрель, 20015.