Революция как вид социального прогресса может быть. Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Идеология: понятие, структура, функции

22 мая 1957 г . на собрании представителей колхозников Хрущев выдвинул знаменитый лозунг “Догнать и перегнать Америку! ” по производству мяса и молочных продуктов. Выступление стало началом политики “прыжка вперед”, выдвижения невыполнимых целей.

Вручение Н.С.Хрущеву очередных наград Л.И.Брежневым

В период 1957 — 1959 гг . были проведены административные реформы , большая часть которых не привела к успеху.

В 1957 г . был принят закон о перестройке управления промышленностью, по которому вместо министерств в стране создавались Совета народного хозяйства — Совнархозы . В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение совнархозов. Но переход к территориальной системе управления не принес ожидаемых экономических результатов.

В сельском хозяйстве были проведены две административные реформы, цель которых — повышение эффективности сельского хозяйства. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, что многим колхозам было не под силу. Отрицательным последствием этой реформы стал отъезд в города большого количества технических специалистов.

Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов (83 тыс. в 1955 г., 68 тыс. в 1957 г., 45 тыс. в 1960 г.), что должно было привести к образованию мощных “колхозных союзов”, способных стать началом индустриализации сельского хозяйства. Этот проект, возрождающий идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование деревни через развитие “социалистических” аспектов образа жизни, требовал крупных капиталовложений, в которых колхозы не были в состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС. Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.

В конце 50-х гг. стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств , на сокращение личного поголовья скота, началась кампания против “тунеядцев” и “спекулянтов”.

После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г. ) все хозяйства заставили переходить к посеву кукурузы . Наглядным примером катастрофических последствий приверженности к волюнтаристским методам принуждения, связанным с “погоней за рекордами”, стала “рязанская катастрофа ”. Толчком к ней послужила произнесенная 22 мая 1957 г. в Ленинграде речь, в которой Хрущев предложил за три года утроить производство мяса в стране. В конце 1958 г. обкомам партии было разослано указание о принятии “решительных мер” для увеличения производства мяса в 1959 г. Первый секретарь Рязанского обкома А. Ларионов выступил с амбициозным заявлением, пообещав за один год утроить государственные заготовки мяса в области, а 9 января 1959 г. эти обещания были опубликованы в “Правде”. На “вызов” ответили несколько других областей. Рязанская область не успела еще приступить к реализации своей грандиозной программы, как на нее посыпались награды. В феврале 1959 г. она получила орден Ленина, а сам Ларионов через несколько месяцев стал Героем Социалистического Труда. Чтобы сдержать обещание, обком партии распорядился забить весь приплод 1959 г., а также большую часть молочного скота, выращенного колхозниками в своих хозяйствах. Были организованы закупки скота в соседних областях за счет средств из общественных фондов, предназначенных для приобретения машин, строительства школ и т.д. 16 декабря местные власти торжественно рапортовали о стопроцентном выполнении плана: область “продала” государству 150 тыс. т мяса, в три раза превысив поставку предыдущего года; обязательства же на 1960 г. брались еще более высокие — 180 тыс. т! Однако в 1960 г. заготовки не превысили 30 тыс. т: после массового забоя предыдущего года поголовье уменьшилось на 65 %. К концу 1960 г. скрывать катастрофу стало невозможно, и Ларионов покончил жизнь самоубийством. Так окончилось “соревнование” с Америкой.

Стремление добиться как можно более весомых успехов в экономике нашло свое отражение и в ситуации с планом 6 пятилетки, когда через год после начала его осуществления, он был срочно пересмотрен, составлен переходный план на 1 — 2 года, а затем был принят “семилетний план ” на период 1959 — 1965 гг .

Явные, очевидные промахи, допускавшиеся Хрущевым при проведении реформ, во многом были связаны с личностью самого реформатора . Хрущев предпринимал многочисленные попытки всевозможных реорганизаций, искал выход из множества проблем, оставленных прошлым. Однако, оставаясь политическим деятелем, вышедшим из “сталинского времени”, воспитанным этим временем, он остался твердым приверженцем авторитарных методов руководства. Отсюда и волюнтаризм , и нетерпимость ко всему, что не понимал и не мог понять.

Не случайно объектами его невежественной критики стали художники, писатели, кинематографисты. В то же время именно благодаря смягчению цензуры в период хрущевской оттепели были изданы ранее запрещенные произведения Ремарка, Хемингуэя; опубликована повесть А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” — первое в легальной литературе описание сталинских лагерей; открыт театр “Современник”; стал критиковать режим и приобрел огромную популярность журнал “Новый мир” под редакцией А.Т. Твардовского.

Курс на демократизацию включал в себя и гуманизацию социальной политики , ее поворот к нуждам и потребностям людей. Уже с лета 1953 г . Советское государство приступило к осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа . К середине 50-х гг. они охватывали упорядочение системы и увеличение оплаты труда, снижение налогов, коренное улучшение пенсионного обеспечения, сокращение рабочей недели, рост производства товаров народного потребления и улучшения бытового обслуживания населения, начало радикального решения жилищной проблемы и др. В 1960 — 1962 гг. завершилось упорядочение заработной платы в промышленности, строительстве, на транспорте и в организациях связи. В стране введена система ставок и окладов, увязанная по отраслям, производствам и категориям работающего персонала.

К концу 1960 г. все рабочие и служащие перешли на семи-шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 ч. В середине 50-х гг. было положено начало становлению системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

Важной задачей явилось установление государственной системы социального обеспечения колхозников.

В числе самых острых социальных проблем, с которыми столкнулась страна в 50-е гг., стоял жилищный вопрос .

Жилищное строительство в 50-х годах

В результате военных разрушений без крова осталось 25 млн. человек. Размах нового строительства приобрел значительные масштабы. Если в 1951 — 1955 гг. в городах и поселках в среднем за год вводилось общей жилой площади 30,4 млн. кв. метров, то в 1957 г. было введено 52 млн. кв. метров. Десятки миллионов людей переехали в собственные комнаты, а многодетные — в отдельные двух- или трехкомнатные квартиры.

Старое и новое Юго-Запада столицы. 1958 г.

Положительные результаты были достигнуты в этот период советской наукой , особенно в области прикладных знаний. Свидетельством высокого научного и технического уровня стал запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 г ., первый полет человека в космос в 1961 г. (Ю.А. Гагарин) .

Ю.А.Гагарин и С.П.Королев

Вместе с тем в науке зародились противоречия, которые, постоянно нарастая и обостряясь, послужили одной из главных причин отставания от тех глубоких структурных сдвигов в технологии, качестве и эффективности, которые произошли в производстве развитых капиталистических стран. О возникновении этих противоречий с большой тревогой говорил крупный советской ученый П.Л. Капица в своих письмах о науке Н.С. Хрущеву в 1953 — 1958 гг.

И все же в 50-е гг., несмотря на объективные и субъективные трудности, ошибки и просчеты управления, удалось существенно продвинуться вперед в решении глобальных проблем : заметные сдвиги произошли в социальной политике; в науке и технике; значительно возросла оборонная мощь страны. Конечно, многие противоречия не только оставались, но и росли. Однако высокий динамизм развития порождал большие надежды на будущее, тем более, что в те годы речь шла главным образом об удовлетворении самых насущных, неотложных проблем.

Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформирования советского общества. Но проводившиеся преобразования не принесли ожидаемого эффекта.

В начале 60-х гг. количество противников Хрущева неумолимо увеличивалось. Крепла оппозиция в рядах партийно-государственного аппарата. Нереальные планы, некомпетентность, кризис сельскохозяйственной политики, реорганизации в промышленности, осложнение внешнеполитической ситуации — все это вызвало недовольство и в центре, и на периферии.

В октябре 1964 г. , когда Хрущев отдыхал на Черном море, Президиум ЦК КПСС подготовил его смещение . Суслов представил на заседании Президиуму целый список обвинений первому секретарю, который был вынужден согласиться на уход по состоянию здоровья.

После смещения Н.С. Хрущева во главе партийно-государственного руководства страны был поставлен Л.И. Брежнев.

Одной из важнейших проблем социологии является проблема соци­альных изменений, их механизмов, их основных форм и направлен­ности. Понятие «социальные изменения» носит самый общий харак­тер. Социальное изменение - это переход социальных систем, общ­ностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Изменения присущи всем элементам социальной структуры обще­ства и проявляются на всех этапах его существования. Взаимодей­ствуя друг с другом, они как бы детерминируют друг друга: одни из­менения вызывают другие, их накопление ведет сначала к незамет­ным, а затем более существенным преобразованиям. На основе изменений осуществляется процесс социального развития.

Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «со­циальное изменение». Социальное развитие - необратимое, на­правленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций. Развитие предполагает переход от простого к слож­ному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социаль­ное развитие» уточняется в социологии такими качественными ха­рактеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный рег­ресс».

Социальный прогресс - это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы пере­ходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от бо­лее развитых к менее развитым.

Социологами в понятия «социальный прогресс» и «социальный регресс» вкладывается различное содержание. Нередко этими поня­тиями характеризуется поступательное или нисходящее движение общества. Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе обще­ства. Если же сумма негативных изменений превышает сумму пози­тивных, то считают, что имеет место регресс.

Однако понятие «социальный прогресс» чаще всего применя­ется для оценки направленности общественного развития. Социальным прогрессом в этом смысле называется глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим (от состояния дикости к вершинам ци­вилизации при цивилизационном подходе и от первобытно-общин­ной формации к коммунистической при формационном подходе).

Объективные показатели социального прогресса связываются с со­вершенствованием орудий труда - других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.

В этом случае понятие «социальный регресс» не может рас­сматриваться как полностью соотносительное понятию «социаль­ный прогресс». Дело в том, что большинство социологов полагает, что регресс может быть присущ лишь отдельным сферам общественной жизни. Он может охватить отдельные сферы общественной жизни: производственную, политическую и т.д., поразить отдельные госу­дарства, целые цивилизации и формации. Но охватывая отдельные социальные структуры общества, регресс не может распространить­ся на общество в целом, так как общество в целом, человечество в своем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушитель­ные моменты, продолжает развиваться по восходящей линии. Иначе говоря, у общества есть всегда возможности для совершенствования и никакое его идеальное состояние не может рассматриваться в каче­стве его финальной цели.


Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй революци­онным.

Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Реформы - частичные усовершенствования каких-либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Субъектом социальных реформ выступают правящие слои того, или иного общества.

Революция - это комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя. Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, к социальным благам. Примером экономических реформ является знаменитая столыпинская реформа сельского хозяйства (1905 1910 гг.), направленная на существенное ограничение общинного и феодального землевладения и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Субъектами социальных революций являются широкие народные массы. Революции носят скачкообразный харак­тер и представляют собой форму перехода общества из одного каче­ственного состояния в другое.

Реформы и революции - это различ­ные инструменты общественных преобразований, однако между ними нет непроходимой пропасти. Реформы, как правило, задумы­ваются правящей элитой как одиночный акт или серия последова­тельных действий, вносящих какое-либо нововведение в общест­венную жизнь. Они начинаются каким-то законодательным актом и предусматривают проведение серии организационных мероприя­тий исполнительными органами власти. Но если эти нововведения носят серьезный характер, то в процесс реформ вовлекается все об­щество. На какой-то стадии правящая элита, и правительство в ча­стности, может потерять контроль над социальным процессом, и ре­формы постепенно превращаются в революции. Первоначальные частичные изменения приобретают повсеместный характер, захва­тывают все сферы общественной жизни и превращаются в револю­цию.

Одним из инструментов движения общества по пути социаль­ного прогресса на основе сочетания реформ и революции в современ­ной западной социологии признается модернизация. Термин «мо­дернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. В переводе с английско­го «модернизация» означает осовременивание. Поскольку современ­ный период «Новое время» в человеческой истории датируется с мо­мента зарождения и расцвета капитализма, то суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару обществен­ных отношений и ценностей капитализма.

Модернизация - это ре­волюционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем ком­плексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение соци­альных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким обра­зом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современ­ной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов.

Социологи различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предше­ствующего развития. Она происходит как естественный процесс по­ступательного развития общественной жизни при переходе от феодализма к капитализму. Такая модернизация начинается не с эконо­мики, а с культуры, и с изменения общественного сознания. Процесс естественной модернизации прошли ныне развитые капиталистиче­ские страны: Англия, Франция, США и др.

Неорганическая модернизация происходит как ответ на внеш­ний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правящими кругами той или иной страны, с целью преодолеть историческую от­сталость и избежать иностранной зависимости. Неорганическая мо­дернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Не­органическая модернизация совершается путем заимствования за­рубежного опыта, приобретения передовой техники и технологии, приглашения специалистов, обучения за рубежом, перестройки форм государственного управления и норм культурной жизни по образцу передовых («продвинутых») стран.

Примером политики модернизации является деятельность правящих элит России, Германии, Японии и др. на различных этапах исторического развития. Как яркое проявление политики модерни­зации можно расценить петровские реформы XVIII в., отмену крепо­стного права и последовавшие за ним процессы во второй половине

XIX - начале XX века , сталинскую индустриализацию 30-х годов XX века, горбачевскую перестройку 1985-1991 гг., экономические реформы 90-х годов XX столетия.

Органическая модернизация идет естественным путем, «сни­зу». Поэтому она, как правило, всегда дает положительный резуль­тат. Неорганическая модернизация начинается «сверху». Чтобы эта политика привела к положительным результатам, она должна полу­чить поддержку широких слоев населения. В Японии после второй мировой войны эта политика была благоприятно воспринята населе­нием. В результате за 20 лет на основе зарубежных инвестиций и за­имствования передовой технологии Японии сумела догнать и пере­гнать передовые капиталистические страны. Главное условие «япон­ского чуда» состоит в том, что ее правящей элите и народу удалось органично увязать традиционную культуру народа с ценностями со­временной цивилизации, на основе этой увязки за короткий срок не­органическая модернизация сменилась органической.

В России такой увязки на протяжении 200 лет не удается осу­ществить. Поэтому политики модернизации никогда не имели проч­ной социальной поддержки.

Урок по обществознанию, 11 класс.

Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»

План урока:

1. Дать определение понятиям: революция и реформа.

2. Понятие прогресса. Общественный прогресс.

3. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса

4. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Основные понятия : реформа, революция, прогресс, общественный прогресс регресс.

Цели и задачи урока:

1. В результате урока учащиеся должны познакомиться с историческими понятиями и проблемами общественного развития.

Узнать чем реформа отличается от революции;

Вспомнить какие государства прошли через революционные изменения;

Составить представления о цене прогресса;

Анализировать проблему смысла и направленности исторического процесса;

Научится аргументировать свою точку зрения;

Определять круг проблем общественного развития;

Использовать и объяснять основные понятия;

Воспитательная цель: любить и уважать свою Родину и её историю.

1. Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер, отсюда производные понятия «реформизм», «реформатор», «революционность», «революционер».

Реформа – это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой –либо сфере жизни общества, проводимые одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Социальные реформы , осуществляемые сверху правящими кругами, - это преобразования, изменения в каких-либо направлениях общественной жизни, не уничтожающие основ существующей социальной системы (эти реформы непосредственно связаны с людьми)

Экономические – это преобразования хозяйственного механизма – форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством станы (приватизация, закон о банкротстве, налоговые законы и т.п.)

Политические – изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т.п.)

Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра 1, нынешние реформы в России.

Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными).

Последствия реформ проявляются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.

Другой вид изменений – это революция (поворот, переворот), то есть коренное качественное изменение в основах каких – либо явлений природы, общества и познания. Социальная революция затрагивает основы общественного строя.

2. Сущность и критерий общественного прогресса

Прогресс - это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.

Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.

Процессы поступательного движения имеют место в самых разных областях действительности - в неорганической природе, в природе органической, в жизни общества. Это - процессы большого разнообразия.

Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется.

Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. В этом - основание для специального изучения социального прогресса, прогресса в жизни общества.

Маркс указывал, что «понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не

праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству.

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогрессанеправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма

важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.

Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.

Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.

1. Ю. И. Семенов. Объективный критерий социального прогресса. «вопросы философии», 1962, № 9.

2. Более обстоятельное изложение вопроса о критерии общественного прогресса см. В кн.: а. А. Макаровский. «общественный прогресс». М., политиздат, 1970, и в статье «о критерии общественного прогресса» («философские науки», 1968, № 2). См. Также кн.: в. Мишин. «общественный прогресс». Горький, 1970.

Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, к примеру:

в совершенствовании средств производства и рабочей силы;

в развитии общественного разделœения труда и росте его производительности;

в новых достижениях науки;

в улучшении условий жизни людей.

Критериями прогресса объявляются

1. Усложненные социальные организации общества (Г. Спенсер),

2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Ф. Тённис),

3. Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл),

4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).

Важным признаком социального прогресса ученые считают и растущую тенденцию к освобождению человека – ᴛ.ᴇ. освобождению:

1. от подавления государством;

2. от диктата коллектива;

3. от всякой эксплуатации;

4. от замкнутости жизненного пространства;

5. от страха за свою безопасность и будущее.

Регресс (от лат. – обратное движение), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уравнения благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населœения, увеличения смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т.д.

Прогресс и регресс зачастую сложно переплетаются.

Когда же они в корне меняют всœе общественное устройство в целом, имеет место социальная революция, ᴛ.ᴇ. когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединœение людей, к примеру, военная верхушка, проводят социальную революцию. Революция - ϶ᴛᴏ совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя.

Кроме эволюции, революции основной формой социального развития общества является реформа – это комплекс мероприятий направленных на преобразование, изменение переустройство тех или иных сторон общественной жизни.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телœефоном, желœезнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всœеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населœения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населœения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам – образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Наряду с социальными выделяют экономические, политические реформы. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система – примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике – примеры политических реформ. Употребляется также выражение «законодательные реформы», но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реформы – частичные изменения, затрагивающие не всœе общество, а отдельные его сферы или институты. Реформы бывают и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение практики цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не всœе страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всœегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населœения.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента:

1) Чем отличаются эволюционные и революционные процессы в обществе?

2) . Почему марксистскую теорию развития общества относят как к эволюционным, так и революционным теориям?

3) Какие фазы в развитии культурно-исторических типов выделяет Н.Я.Данилевский?

4) Какой пример из современной российской теории Т.Парсонс отнес бы к социальному изменению типа «изменению равновесия»?

5) Какие области социально жизни не могут оцениваться с точки зрения прогрессивного развития?

6) Каковы формы кооперации и почему эти социальные процессы считаются одними из самых значимых в человеческой деятельности?

7) Почему конкуренцию часто называют антиподом кооперации? В чем состоит сущность процесса конкуренции?

8) На чем основаны процессы ассимиляции и амальгамизации? Что может помешать течению этих процессов?


  • - Социальные революции и реформы

    Тема 18 Социальные изменения. Социальные изменения - одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из од­ного состояния в другое, смена... [читать подробенее]


  • - Социальные изменения. Социальные революции и реформы

    Социальные изменения - одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации,... [читать подробенее]


  • - Социальные революции и реформы

    [читать подробенее]


  • - Социальные революции и реформы

    Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например: в совершенствовании средств производства... [читать подробенее]


  • -

    1. 1.Понятие социальных изменений, их формы. 2. Социальные изменения и социальная стабильность. 3. Понятие социального развития. Нелинейный характер социального развития и проблема социального прогресса. 1 Социальные изменения – это изменения способа организации... [читать подробенее]


  • - Тема 17. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса.

    1. 1.Понятие социальных изменений, их формы. 2. Социальные изменения и социальная стабильность. 3. Понятие социального развития. Нелинейный характер социального развития и проблема социального прогресса. Литература. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В.Осипова...

  • XX XXI вв.

    План семинара

    5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия.

    5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика.

    5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России.

    Опыт мировой истории показывает, что основными способами разрешения политических, экономических и социальных противоречий в обществе являются революции и реформы. История России в этом смысле не является исключением.

    5.1. Революция: понятие, сущность, теоретические концепции. Революции в российской социально-политической истории и их последствия

    Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок – переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни.

    Революция социальная – коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

    Революции – результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции – завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные, социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков.

    Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII–XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма.

    Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк консерватизма» – Эдмунд Берк (1729–1797). Размышляя о Французской революции конца XVIII в., он писал, что революция – общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерваторы видели в появлении и распространении ложных и вредных идей.

    В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историческую неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции – могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818–1883) создал одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни.

    Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя.

    На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику.



    Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805–1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции.

    Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, объединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, или просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что революции – это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральской революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II за себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное – разумного отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.

    Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889–1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс.

    Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.

    Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо отметить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление.

    Октябрьская социалистическая революция 1917 г. – это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2).


    Рис. 2. Схема Октябрьской революции 1917 г.

    Используя положения вышеперечисленных теорий, можно объяснить и события 1980–1990-х гг., положивших конец системе «развитого социализма» в СССР. Многие специфические черты социально-политического развития России в этот период были повторением специфических черт российских революций начала XX столетия. Это и «кризис верхов», и «кризис низов», и активная деятельность оппозиционно настроенной российской интеллигенции, склонной к утопическим решениям и не имевшей политического опыта, и сепаратистские устремления национальных элит, и психологические особенности россиян, склонных к быстрым революционным способам решения своих проблем после продолжительного терпения и др.

    5.2. Реформа: понятие, сущность, основные виды. Особенности российских реформ. Реформы XX в. и их характеристика

    Реформа (от лат. reformo – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

    Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

    · революция – коренное преобразование, реформа – частичное;

    · революция радикальна, реформа более постепенна;

    · революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

    · революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа – сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция – «реформой снизу»).

    Реформы бывают разных видов.

    1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара.

    2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева.

    3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева.

    Российские реформы имели свои характерные черты:

    · Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905–1907 гг.

    · Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев, начавший «перестройку».

    · Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.

    · В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них – политические реформы М. С. Горбачева.

    · Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

    · Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.

    · При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

    · Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

    Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906–1911 гг. – П. А. Столыпина, который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905–1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

    Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

    Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г.

    Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

    1. Лето 1918 – март 1921 гг. – период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней. Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

    2. 1921–1928 гг. – годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

    В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

    3. Предвоенный период 1929–1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия. В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2–3 %. Целью этого было – ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции – составной части ленинского плана построения социализма, – связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование. Культурная революция решала и еще одну задачу – формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

    В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

    4. В послевоенные 1945–1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

    5. 1953–1964 гг. – период «оттепели» – период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

    6. 1964–1985 гг. – это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

    В 1977 г. была принята новая Конституция СССР – Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

    7. 1985–1991 гг. – время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

    Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, – как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

    5.3. Модернизация: понятие, сущность, типология. Проблемы модернизации современной России

    Радикальные реформы современной России очень часто сегодня называют системной модернизацией, которая призвана вывести страну к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

    Модернизация (от фр. moderne – новейший, современный) – процесс обновления отсталого, устаревшего, традиционного общественного и государственного устройства.

    Составляющие процесса модернизации:

    · в политике – создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений;

    · в экономике – интенсификация процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального управления производством;

    · в социальной сфере – формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникает и развивается на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников и демократической системы;

    · в культуре – формирование высокодифференцированной, унифицированной культуры, базирующейся на идее прогресса, совершенствования, природного выражения личных возможностей и чувств и на развитии индивидуализма.

    Различают два типа модернизации:

    1. Первичная модернизация проходила в тех странах Западной Европы, США, Канады, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, а подъем – с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и провозглашением равных гражданских прав, демократизацией политической жизни.

    2. Вторичная модернизация возникает как результат социокультурных контактов отставших в своем развитии стран (Россия, Бразилия, Турция и др.) с уже существующими центрами индустриальной культуры. Такая модернизация осуществляется преимущественно с заимствованием чужых технологий и форм организации производства и общества, приглашением иностранных специалистов, обучением кадров за рубежом, привлечением инвестиций. Ее основной механизм – имитационные процессы. Начинается она уже не в сфере культуры, а в экономике или политике и определяется как догоняющая модернизация.

    Модернизация представляет собой достаточно длительный процесс. Еще в XIX веке Алексис де Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где слабо развиты традиции демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Закон Токвиля вполне применим к анализу российской истории начала XX в., когда в результате Февральской революции 1917 г. Россия очень быстро перешла от автократии к демократии, а затем через несколько лет к тоталитаризму. В силу этого современная модернизация России идет достаточно медленно, постепенно, уже почти два десятилетия. Она включает в себя модернизацию политической системы, социально-экономической, гражданского общества на основе фундаментальных демократических ценностей, внешней политики и безопасности страны. На ее ход существенным образом влияют особенности социально-политического развития России:

    1. Этатизм – решающая роль государства и бюрократии в реформировании всей общественной системы.

    2. Цивилизационный раскол российского общества, начало которому положили реформы Петра I. Конфликт двух субкультур – «почвы» и «цивилизации» длится уже три столетия и до сих пор не преодолен.

    3. Несоответствие прозападных преобразований менталитету российского общества и соответственно его критическое отношение к ним.

    4. Демократические идеи в России не имеют глубоких корней и традиций.

    Эти особенности российского исторического пути затрудняют решение задач модернизационного процесса в современной России. Модернизация еще не стала реальной общенациональной стратегией, которую должна разрабатывать стратегически мыслящая и социально ответственная элита. Именно она должна сконцентрировать и мобилизовать все ресурсы страны для решения задач модернизации и заинтересовать в ней широкие слои населения. А пока нет стремления элиты и общества к реальным переменам, пока власть не обратила серьезного внимания на российскую науку и образование, которые призваны быть основным двигателем нашего инновационного прорыва, а, значит, и модернизации страны, отношение к ней в обществе неоднозначно. Есть и критическое отношение, и интересные предложения. Например, о создании условий и систем для превращения догоняющей российской модернизации в опережающую, используя опыт послевоенной Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и др. стран, которая не только догонит передовые страны, обеспечит более высокие темпы роста, но и позволит России вырваться вперед.

    Контрольные вопросы

    1. Назовите основные теоретические концепции революции.

    2. Каковы причины Февральской революции 1917 г. в России? Дайте ответ, опираясь на различные теоретические концепции.

    3. Какова история идеи социализма в России?

    4. Раскройте причины прихода к власти большевиков в Октябре 1917 г.

    5. По каким характеристикам различаются такие категории, как «революция» и «реформа»?

    6. Каковы особенности российских реформ?

    7. Назовите основные реформы XX в. и их особенности.

    8. Каковы сущность, содержание и основные виды модернизации?

    9. Охарактеризуйте социокультурные особенности российской модернизации.

    10. В чем заключается роль политической элиты в осуществлении модернизации?

    11. Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы современной российской модернизации?

    Литература

    1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX в. М., 1997.

    2. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

    3. Демидов А. В. Эволюция российской модернизации. М., 1998.

    4. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн I. М., 1995.

    5. Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. 3-е изд. М., 1987.

    6. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. М., 1992.

    7. Драма российской революции: большевики и революция. М., 2002.

    8. Из глубины: сборник статей о русской революции. М., 1990.

    9. Кулешов С. В., Свириденко Ю. П., Федулин А. А. Модернизация России (XIX–XX вв.): социальные и политические процессы: учеб. пособие для вузов. М., 2010.

    10. Пайпс Р. Русская революция. Ч. I-II. М., 1994.

    11. Пляйс Я. А. Новый этап реформирования российской государственности, проблемы и перспективы. М.; Ростов на Дону, 2002.

    12. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учеб. пособие. М., 2010.

    13. Стародубровская И. В., Мау В. А. Великие революции от Кромвеля до Путина. М., 2004.

    14. Сорокин П. А. Социология революции. М., 2005.

    15. Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. М., 2005.


    6. Идеологии и партии в социально-политической истории России XX–XXI вв.

    План семинара

    6.1. Идеология: понятие, структура, функции.

    6.2. Основные типы идеологий.

    6.3. Партия как политический институт. История становления партийной системы в России.

    6.1. Идеология: понятие, структура, функции

    Термин «идеология» возник на рубеже XVII XVIII вв. и был введен в научный оборот французским исследователем Антуаном Дестют де Трасси.

    Идеология – это теоретическое выражение в виде идей, концепций представлений определенных социальных групп об устройстве и принципах функционирования реального общественного организма и общественном идеале. Идеология выступает отражением интересов, целей, систем ценностей конкретного общественного субъекта. Стремление различных групп общества воплотить свои собственные интересы (социальные, экономические, национальные и др.) привели к возникновению различных политических идеологий, которые стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания той или иной группы на власть, ее использование.

    Реальный «вес» политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание.

    Выделяют несколько уровней политической идеологии:

    - теоретико-концептуальный – наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства и формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека. В марксистско-ленинской идеологии, которой придерживалась партия большевиков, к данному уровню относится, например, положение об отсутствии частной собственности в коммунистическом обществе;

    - уровень идеологической пропаганды и агитации , на котором происходит адаптация, перевод основных требований с языка социально- философских принципов на язык программы и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан. Обращаясь к вышеприведенному примеру из марксистско-ленинской идеологии, положение об отсутствии частной собственности конкретизируется в требование «Земля - крестьянам, фабрики и заводы - рабочим»;

    - актуализированный уровен ь определяет степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение. Именно этот уровень позволяет через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности политической идеологии.

    Политическая идеология выполняет ряд функций в обществе:

    · ориентационную: задает систему смыслов и ориентаций деятельности человека;

    · мобилизационную: способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям;

    · интегративную: на основе приверженности определенной идеологии происходит политическая социализация и объединение людей;

    · выражение и защита интересов определенной социальной группы, как правило, институционально оформленных в политических партиях, движениях, для которых важной задачей является ориентация политического поведения граждан.

    Представления о том, как должно развиваться общество и какими методами добиваться этого развития, серьезно отличаются друг от друга. Поэтому существует широкий идейно-политический спектр политически значимых идейных направлений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества.