Ослепительная маскировка. История камуфляжа Dazzle — от картин кубистов до военных крейсеров и принтов на одежде Корабельный камуфляж


Крейсер «Глуар» (Gloire), вошедший в состав французских ВМС в 1937 году.

Головокружительно, не правда ли? Такой способ окраски корабля может показаться странным, если не убийственным для корабля и экипажа. Но это лишь на первый взгляд.

В свое время старый добрый Dazzle camouflage буквально сводил с ума командиров немецких подводных лодок. Попробуйте на просторах океана, с хорошим удалением, через несовершенную оптику тех времен идентифицировать цель, направление и скорость ее движения, осадку, и прочие данные, необходимые для успешной торпедной атаки. Вот тут–то и возникали затруднения.

Результат атаки зависит напрямую от оценки обстановки, но если командир порой не мог определить, в каком направлении он движется, и где вообще его нос и корма, эфффективность такой атаки практически нулевая.

Изобретателем этого типа камуфляжа стал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, служивший во время Первой мировой войны в подводном флоте. Его идеей было не прятать огромный корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, готовящего торпедную атаку.

Основная цель этого камуфляжа была не столько скрыть совсем объект от неприятеля - котлотурбинные установки легко демаскировались дымом из труб, а усложнить попадание.

Так как дальномеры были оптические, все базировалось на исходных данных (длина, ширина корабля, которые более–менее известны) и углах (тысячные дистанции). Исказить эти данные и были призван этот камуфляж.


Идея пришла из авангардистского ответвления кубизма - вортицизма, модного тогда.


Адепт вортицизма - Уиндем Льюис, и его работа «Workshop».

Первопроходцем в 1917 году стал лайнер HMS Alsatian, на котором после многократных тестов на макетах был испытан новый тип камуфляжа, и затем он был принят на вооружение не только в Британии, но и США, Франции, России.


Эсминец «Счастливый». Российская империя, ПМВ, Черное море.


Камуфляж применяли как на торговых судах, так и военных кораблях.

И не только черно–белый: варианты расцветки варьировалась от зеленого до оранжевого. Один из журналистов, став свидетелем движения конвоя, назвал его «стаей уходящих в море пасхальных яиц».

Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна, в реальности же приближающегося.

К слову, расцветка зебр работает по тому же принципу, а их группа вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными. Флотские ветераны традиционно пренебрежительно относились к этой раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых дам, но моряки быстро оценили его преимущества - ведь атаки немецких подводников все чаще становились безрезультатными.

С началом Второй мировой войны он также нашел себе применение, в том числе в ВВС.


Истребитель P–51 «Mustang».

Правда с началом активного применения радиолокационных средств обнаружения целей он начал понемногу терять актуальность, и корабли были окрашены в привычный туманно–серый шаровый окрас. Но и сегодня Dazzle вновь находит для себя применение. Он прекрасно сочетается с высокотехнологичными системами «кораблей–невидимок».

Кроме того, камуфляж используется на камерах на дорогах Австрии, фиксирующих скорость автомобилей: раскрашенная таким образом камера совершенно незаметна.

Да, а крейсер пережил войну, в отличие от остальных систершипов.
Совпадение? Кто знает?

Когда в начале ХХ века художники-авангардисты Жорж Брак и Пабло Пикассо эпатировали публику новым направлением в живописи — кубизмом, они никак не предполагали, что менее чем через десять лет у них появятся многочисленные последователи в… военно-морских ведомствах. А в роли холста будут использоваться стальные борта боевых кораблей.

Французский лёгкий крейсер «Gloire» — то ли зебра, то ли тельняшка в заплатах…

До тех пор, пока дистанция морского боя не превышала дальности пистолетного выстрела, никакого смысла в маскировочной окраске кораблей не было. Наоборот, обилие позолоты и ярких красок создавало важный психологический настрой у сражавшихся экипажей, особенно если им предстояла абордажная схватка. Поэтому вплоть до конца ХIХ века крейсера и броненосцы выглядели нарядно и торжественно: чёрный или белый корпус с золотыми украшениями, белые надстройки, жёлтые трубы… В виде эксперимента время от времени применялась и менее заметная серая окраска, но её долго считали нецелесообразной. Например, по словам британского адмирала графа Корк-и-Орери, во флоте «Владычицы морей» тёмно-серый цвет считался траурным. Впервые в него был выкрашен английский броненосец «Monarch», когда ему в 1869 году выпала миссия доставить в Нью-Йорк тело скончавшегося англо-американского филантропа Пибоди. Лишь в начале ХХ века серая или серо-зелёная окраска кораблей начинает приобретать популярность. Первыми полностью отказались от помпезных чёрно-бело-жёлтых цветов флоты Австро-Венгрии и Японии. В сентябре 1903 года в «серо-оливковый» (близкий с современному хаки) цвет была перекрашена и находившаяся в Порт-Артуре русская Тихоокеанская эскадра. Опыт Русско-японской войны показал, что реальная дальность артиллерийского боя на море значительно выше, чем предполагали адмиралы, и затрудняющая прицеливание маскировочная окраска отныне становится весьма актуальной. Практически все страны перекрашивают свои военные корабли в разные оттенки серого цвета.

Английский броненосец «Victoria», окрашенный в так называемые «викторианские» цвета, литография художника Вильяма Митчелла. И корабль, и его окраска получили названия в честь королевы Виктории — именно при ней британский флот достиг вершины своего могущества.

Любопытно, что во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте.

Опыты с «покровительственной» окраской кораблей вплоть до начала Первой мировой войны проводились во многих странах, но моряки как правило относились к ним скептически. Что неудивительно: условия видимости на море постоянно меняются, и создать универсальную окраску, чтобы та была эффективна при разной погоде и днём, и ночью, просто невозможно. На фоне горизонта корабль, да ещё дымящий, всегда представляет собой контрастную цель, и цвет, в который он выкрашен, на его обнаружение никак не влияет.

Однако с началом Первой мировой войны адмиралы, прежде всего британские, столкнулись с проблемой, которую они явно недооценили. Речь идёт о немецких подводных лодках, наносивших флотам Антанты весьма ощутимые потери. И вот тут-то и возникла идея применить для кораблей окраску, которая бы затруднила выполнение торпедной атаки. Дело в том, что торпеда, в отличие от артиллерийского снаряда, движется довольно медленно, и командиру субмарины, атакующей движущееся судно, приходится стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди. Говоря профессиональным языком, командиру приходится рассчитывать «торпедный треугольник». А тут очень важно правильно определить скорость движения цели и её курс. Поэтому теперь окраска корабля должна была не уменьшить его заметность, а исказить его внешний вид, затруднив определение параметров его движения.

Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage ».

Вскоре к работам подключился художник Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson), предложивший и теоретически обосновавший собственную схему камуфляжной окраски, основанную на модном в то время течении в живописи — кубизме. Как и его коллеги, художники-авангардисты, он старался «раздробить» реальный объект (в данном случае, корабль) на условные плоскости, грани и отдельные геометрические формы. Сочетание ярких полос, многоугольников и плавных кривых делали линкор, эсминец или транспорт похожим на полотно абстракциониста и выглядели крайне необычно. Однако, отойдя от первого шока, моряки «Владычицы морей» вынуждены были признать: определить курсовой угол и даже класс изощрённо раскрашенного судна стало непросто. «Искажающему» камуфляжу была дана путёвка в жизнь, а Вилкинсону достались лавры его изобретателя.

Сэр Норман Вилкинсон (Norman L. Wilkinson, 1878–1971) — английский художник, считающийся на Западе «отцом» военно-морского камуфляжа. В годы Первой мировой войны служил на судах Королевского военно-морского добровольного резерва (Royal Naval Volunteer Reserve), участвовал в патрулированиях и боевых тралениях, получил чин лейтенанта. Теоретически обосновал принцип искажающего экипажа. Позже стал обладателем многочисленных титулов и наград.

Справедливости ради следует заметить, что той же весной 1915 года независимо от англичан очень похожую окраску для кораблей предложил севастопольский художник Юрий Шпажинский. Он тоже создал её под влиянием кубизма — на борта, надстройки и трубы кораблей в определённой последовательности наносились треугольники белого, голубого, тёмно- и светло-серого цвета, вместе образующие ломаные полосы. Первым по такой схеме был окрашен черноморский броненосец «Синоп», за ним последовали эсминцы «Счастливый» и «Громкий». Шпажинский называл изобретённую им окраску «иллюзорной» — по сути это было синонимом слова «искажающей».

Летом 1915 года «иллюзорная» окраска испытывалась и на Балтике. Шпажинский усовершенствовал свою схему, и выделенный для эксперимента крейсер пограничной стражи «Кондор» был покрыт ломаными линиями «небесного» и «водяного» цветов. Кроме того, художник опробовал ещё одно своё изобретение — специальные наделки на мачтах и трубах, призванные исказить силуэт корабля. К сожалению, на официальных испытаниях, состоявшихся 29 июня 1915 года, ожидаемого эффекта вся эта затея не принесла. «Кондор» и лишённый камуфляжа однотипный «Беркут» оказались одинаково видны, а дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых в обоих случаях давали точные результаты. В результате по рекомендации проводившей испытания комиссии работы по «иллюзорной» окраске были свёрнуты.

И всё же следует признать, что талантливый художник Юрий Ипполитович Шпажинский (между прочим, одна его картина есть в Третьяковской галерее) был первым и в области морской искажающей окраски, и в изобретении деформирующих силуэт наделок — последние появились в Англии не ранее чем через год. Обидно, что его имя практически забыто, а все придуманные им новации ныне приписывают его зарубежным коллегам.

Первый в мире классический авианосец — британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.

Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны — американский линкор «Nebraska»

Искажающая камуфляжная окраска стала массово применяться на флоте в 1917-1918 годах, а её «второе пришествие» приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот «апофеоз абстракционизма» была подведена теоретическая база. Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа. Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 «Hornet» имела обозначение «Measure 33 design 3А». Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, «океанский серый» (ocean gray) 5-0, «туманный серый» (haze gray) 5-Н, «военно-морской голубой» (navy blue) 5-N… Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!

Как уже говорилось, маскировочная и искажающая (dazzle) схемы окраски изначально были своими противоположностями. Но для отдельных театров военных действий удалось придумать рисунки камуфляжа, который при определённых условиях выполнял обе функции сразу. Так, итальянцы для окраски своих кораблей часто использовали серо-зелёную гамму: в открытом море такой камуфляж являлся искажающим, а на фоне средиземноморского берега — маскировочным. На актуальность совмещения этих функций сильно повлияло развитие авиации. В годы Второй мировой войны палубы кораблей нередко покрывались хаотически расположенными линиями и геометрическими фигурами. Во время стоянки в базе подобная окраска затрудняла опознавание корабля и одновременно маскировала его под портовые сооружения. В открытом море «противовоздушный» камуфляж не имел особого значения, так как с самолёта корабль обнаруживался прежде всего по кильватерному следу.

Одна из излюбленных «фишек» морской камуфляжной окраски — изображение фальшивых белых бурунов у форштевня и в кормовой части корпуса — таким образом создавалась иллюзия, будто судно идёт с гораздо большей скоростью, чем на самом деле. Часто применялась окраска оконечностей корпуса в цвета, контрастирующие с центральной частью — так скрадывалась длина корабля и затруднялось определение курсового угла. Иногда на борта наносили контрастные силуэты одного-двух небольших судов, обычно идущих в противоположную сторону — при определённых условиях освещённости такой рисунок мог сбить с толку наблюдавшего в перископ подводника.

Во время Великой Отечественной войны камуфляжная окраска широко применялась и в нашем флоте. Схемы окраски в основном были подобны тем, что использовались союзниками, но имелись и некоторые особенности. Так, на Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась «серебрянка» — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Подобные схемы окраски применялись и за рубежом (например, в 1943 году на французском линкоре «Richelieu»), но очень редко.

Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые

Насколько эффективным оказался искажающий «боди-арт» кораблей? К сожалению, вразумительного ответа на этот вопрос так никому и не удалось получить. В литературе в качестве пользы от камуфляжа иногда приводят отдельные случаи — например, попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик «Шторм», когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. «Шторм» имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла. Впрочем, причины промаха при стрельбе торпедами могли быть и совсем другими…

В годы Второй мировой войны союзники уже довольно широко использовали цветную фотоплёнку. На снимке — канадский эсминец «Restigouche» во всей своей «искажающей» красе…

«Разлинованный» французский крейсер «Gloire» — обладатель очень необычной камуфляжной окраски

Так или иначе, но с развитием радиолокации визуальное обнаружение цели становится далеко не главным, а вместе с этим теряет актуальность и искажающий камуфляж. После Второй мировой войны боевые корабли везде становятся одинаково серыми, лишь слегка отличаясь оттенками. Только в последние полтора-два десятилетия в ряде стран (Финляндии, Швеции, Чили и некоторых других) снова появляются катера и корабли в пятнистой окраске, но это уже скорее дань моде, следствие популярности стиля «милитари» и камуфляжной формы. Искажающая окраска на современных флотах применяется уже не из тактических соображений, а исключительно «для красоты».

Пример современного морского камуфляжа — окраска ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (вверху) и финского ракетного катера «Hanko»

Костюм летний состоит из куртки и брюк. Является частью всесезонного комплекта базового обмундирования (ВКБО). Костюм из ткани Мираж (ПЭ-65%,хлопок-35%), с повышенным содержанием хлопка - гигиеничен и комфортен в ежедневной носке. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка, объем регулируется патой на текстильной застежке. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукава – накладной карман для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой на пуговицах. В области сидения накладка-усилитель

Куртка: - свободного кроя; - застёжка центральная бортовая, ветрозащитная планка, на пуговицах; - кокетка из отделочной ткани; -2 прорезных наклонных кармана с клапаном, на пуговицах внизу переда; - на рукавах по 1 накладному наклонному карману; - в области локтя усиливающие фигурные накладки; - низ рукавов на резинке; - капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; - подгонка по талии с помощью кулис; Брюки: - свободного покроя; -2 боковых вертикальных кармана; - в области коленей, на задних половинках брюк по шву сидения – усиливающие накладки; -2 боковых накладных кармана с клапаном; -2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; - крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; - задние половинки под коленом собраны резинкой; - пояс на резинке; - низ на резинке; - пристёгивающиеся помочи (подтяжки); - шлевки под ремень; ношение – и в ботинки и навыпуск. материал: палаточная ткань; состав: 100% хлопок; плотность: 270 гр.; накладки: рипстоп, оксфорд; манжеты: да; уплотнительные резинки: да; карманы куртка /брюки: да/да; дополнительно: облегченный летний вариант; высокая прочность ткани и швов; Как стирать костюм Горка.

Платье полуприлегающего силуэта темно-синего цвета с V-образным вырезом, украшенное шелковым платком красного цвета (входит в комплект). Ткань - габардин. Согласно приказу МВД России № 575 , шевроны пришиваются на рукава платья на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции\юстиции. Можно дополнить шевроны липучками. Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади во внутрь под воротник. Широкая сторона заправляется во внутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка в служебных помещениях. Длина платья по нижнему краю должна быть на уровне колен. Платье Полиции\ Юстиции с коротким рукавом является частью формы полиции нового образца Пример рисунка материала:

Костюм « Горка-3 » - самый удачный и распространенный тип костюма горка. Изготовлен из материала рип-стоп плотностью 270 гр. на 1 м2 черного цвета, конструктивно состоит из куртки и брюк. Используется для защиты бойца от неблагоприятных погодных условий, всесезонный. Основным отличием этого костюма является флисовая подкладка. Куртка имеет глубокий капюшон с затяжками, два прорезных боковых кармана, прикрытых клапанами, застегивающимися на пуговицу, один внутренний карман для документов и два кармана на рукавах, чуть ниже плечей. Стоит заметить, что флисовая подстежка является съемной, что повышает удобство использования костюма и позволяет эксплуатировать его в более расширенном температурном диапазоне. Плечи, локти, манжеты усилены синтетической тканью рип-стоп оксфорд 0. Усиление на локтях костюма горного-3 выполнено в виде кармана на липучке, комплектуется жесткими вставками. Рукава снабжены противопылевыми манжетами и скрытой резинкой регулировки объема чуть выше запястья. Куртка также снабжена регулируемой утяжкой по краю, застегивается на пуговицы. Брюки костюма горка имеют шесть карманов. Два боковых прорезных, два грузовых накладных и два задних. Колени, низ штанин и прочие нагруженные места брюк усилены синтетической тканью рип-стоп оксфорд 0. Низ штанин двойной, так называемый «пыльник» усиленный манжетой, которая одевается поверх ботинка и препятствует попаданию в него пыли, грязи и мелких камней. Чуть ниже коленного сгиба брюки имеют фиксирующую резинку. Она автоматически регулирует объем брючины и препятствует парусению ткани. Брюки укомплектованы съемными подтяжками. Основные особенности: съемная подкладка из флиса демисезонный костюм крепкий материал внутренний карман капюшон ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: рипстоп Состав: 70/30 Плотность: 240 гр. Накладки: оксфорд 0 Манжеты: да Уплотнительные резинки: да Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: демисезонный Дополнительно: усиленные вставки, съемная подкладка из флиса, пыльники на брюках, подтяжки в комплекте

Платье полуприлегающего силуэта темно-синего цвета с V-образным вырезом, украшенное шелковым платком красного цвета (входит в комплект). Ткань - габардин. Согласно приказу МВД России № 575 , шевроны пришиваются на рукава платья на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции\юстиции. Можно дополнить шевроны липучками. Платок к платью носится сложенным в виде косынки треугольником, узкие концы связываются между собой и заправляются сзади во внутрь под воротник. Широкая сторона заправляется во внутрь под вырез платья. Разрешается ношение платья летнего без платка в служебных помещениях. Длина платья по нижнему краю должна быть на уровне колен. Платье Полиции\ Юстиции с коротким рукавом является частью формы полиции нового образца. Пример рисунка материала:

Ткань: Мираж-210, пэ-67%, хл-33% Костюм летний состоит из куртки и брюк. Куртка прямого покроя. Воротник – стойка. Центральная застежка на разъемную молнию закрытую планкой на текстильных застежках. Два нагрудных накладных кармана с клапанами на текстильных застежках. Карманы расположены наклонно, по ходу руки. Спинка с двумя вертикальными складками для свободы движения в области лопаток. Рукава одношовные. В верхней части рукавов накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках, с шлевками из ременной ленты с внутренней стороны клапанов. В области локтя накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части рукавов – накладные карманы для ручек. По низу рукавов манжеты с патами на текстильных застежках для регулировки объема. Брюки прямого покроя. Пояс цельнокренный с семью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется шнуром с наконечниками. Застежка на пуговицах. Два боковых подрезных кармана. По боковым швам два больших накладных кармана с тремя складками для объема. Верхняя часть карманов стягивается эластичным шнуром с фиксатором. Входы в карманы, оформленные наклонно, походу руки, закрыты клапанами на текстильных застежках. В области колен накладки-усилители с входом для протекторов на текстильных застежках. В нижней части брюк накладные объемные карманы с клапанами на текстильных застежках. Объем по низу брюк регулируется тесьмой. На задних половинках брюк два прорезных кармана с клапанами с потайной застежкой

Обратите внимание - в данной модели утепление флисом только в куртке! Расцветка: хаки Куртка: - свободного кроя; - застёжка центральная бортовая, ветрозащитная планка, на пуговицах; - кокетка из отделочной ткани; -2 прорезных наклонных кармана с клапаном, на пуговицах внизу переда; - на рукавах по 1 накладному наклонному карману; - в области локтя усиливающие фигурные накладки; - низ рукавов на резинке; - капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; - подгонка по талии с помощью кулис; Брюки: - свободного покроя; -2 боковых вертикальных кармана; - в области коленей, на задних половинках брюк по шву сидения – усиливающие накладки; -2 боковых накладных кармана с клапаном; -2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; - крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; - задние половинки под коленом собраны резинкой; - пояс на резинке; - низ на резинке; - пристёгивающиеся помочи (подтяжки); - шлевки под ремень; ношение – и в ботинки и навыпуск. материал: палаточная ткань; состав: 100% хлопок; плотность: 270 гр.; накладки: рипстоп, оксфорд 0; манжеты: да; уплотнительные резинки: да; сезонность: демисезонный; дополнительно: усиленные вставки, съемная подкладка из флиса пыльники на брюках, подтяжки в комплекте

Костюм разведчик мох Костюм разведчик выполнен в очень удачном дизайне демисезонной униформы « смок » в расцветке экспериментального камуфляжа A-TACS FG . Состоит костюм из куртки и брюк. Куртка длинная, ниже пояса. Оснащена глубоким капюшоном с регулируемыми утяжками, имеет четыре объемных грузовых кармана, закрытых клапанами на крупной английской пуговице, которая позволяет легко открыть карман в спешке, руками в стрелковых перчатках, и в прочих экстремальных условиях, когда счет времени пошел на секунды. Локти костюма усилены дополнительным слоем ткани, рукава оснащены широкими резинотканевыми лентами. На пуговицах. Брюки костюма свободного кроя, все нагруженные части усилены дополнительным слоем ткани. В пояс вшита широкая резинотканевая лента, тонкий шнурок для дополнительной утяжки, и петли крепления подтяжек. На брюках предусмотрены четыре кармана. Два прорезных, прикрытых клапанами на крупной английской пуговице, два накладных грузовых, в которых может переноситься дополнительный боекомплект. По низу штанин предусмотрена широкая манжета и так называемые «тормозки» из эластичной ткани, которые препятствуют задиранию штанин. цвет мох (A-TACS FG) Основные особенности: расцветка утяжка по талии резинки на штанах чехол для переноски подтяжки в комплекте ХАРАКТЕРИСТИКИ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОСТЮМА Материал: Т/С Состав: 65 пэ /35 вискоза Плотность: 160 гр. Манжеты: да Уплотнительные резинки: нет Карманы куртка/брюки: да/да Сезонность: всесезонный Дополнительно: чехол для переноски

Китель является частью повседневной и выходной формы одежды сотрудников полиции нового образца. Носится с брюками. Материал: Костюмная (полушерстяная) ткань. Состав: 75% шерсть, 25% полиэстер 280 г/м2 Подклад: Саржа 100% вискоза 105% г/м2. Прилегающего кроя, однобортный, застегивающийся на четыре пуговицы. Воротник отложной с лацканами. Полочки с отрезными бочками. Боковые карманы горизонтальные прорезные в «рамку» с клапанами. Спинка с центральным швом, в нижней части которого расположена шлица. Рукава втачные, двухшовные. Китель с подкладом. На левой полочке подклада расположен внутренний карман с «листочкой». Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции, а также для курсантов (слушателей) образовательных учреждении высшего профессионального образования МВД России. Имеет красную окантовку на рукавах. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Кроме того, на данный китель нашиваются погоны с пуговицами, а также укрепляются две петличные эмблемы. Как пришить погон? Для этого, кроме самого кителя и погон, понадобятся линейка, ножницы, игла, наперсток и прочные нитки красного цвета. Обязательно наденьте наперсток, даже если вы привыкли шить без него, так как иногда сквозь погоны игла проходит с большим трудом, и можно поранить пальцы. Если затрудняетесь вытягивать иглу с ниткой из погона, то можно воспользоваться плоскогубцами или пинцетом. 1) Прежде всего, подготовьте погон, т.е. закрепите на нем все положенные знаки различия, так как сделать это на уже пришитом погоне будет гораздо труднее. 2) Берете погон и располагаете его так, чтобы сторона, удаленная от пуговицы, была в упор к шву, который соединяет плечо кителя с рукавом. В то же время, верхний, направленный в сторону спины, край погона должен на 1 см заходить сверху на шов, проходящий вдоль плеча. Другими словами, погон должен быть немного смещен вперед. 3) Вденьте в иголку нитку и закрепите погон к кителю в трех точках: по углам погона, у места, где он соприкасается с рукавным швом и в центре полукруглого среза. Теперь погон будет надежно закреплен и не сместится от правильного положения в процессе пришивания. 4) Затем очень осторожно пришиваем погон по периметру, делая стежки таким образом, чтобы на его поверхности оставались только едва видимые точки в тех местах, где игла входит в погон, а нитка между двумя соседними отверстиями проходила преимущественно с изнаночной стороны (по прокладке) кителя. Тогда нитку не будет заметно даже если она по цвету не совсем соответствует цвету погон. При этом оптимальная длина каждого стежка должна быть около 1 см. 5) Со вторым погоном действуйте по той же схеме. Как укрепить петличные эмблемы? На воротнике кителя - по биссектрисе (линии, делящей угол воротника пополам), на расстоянии 25 мм от угла воротника до центра эмблемы, вертикальная ось симметрии эмблемы должна быть параллельна отлету воротника. Как разместить награды на кителе полиции? На левой стороне груди награды располагаются в следующем порядке: Знаки особого отличия располагаются так, чтобы верхний край колодки медали был на уровне уступа лацкана кителя и жакета. При ношении двух и более знаков особого отличия они располагаются раздельно в один ряд, справа налево с промежутками в 10 мм между боковыми концами звезд в перечисленном порядке. Знаки особого отличия одного наименования располагаются в порядке их награждения. Знаки орденов, ордена и медали располагаются горизонтально в ряд от центра груди к краю, сверху вниз в перечисленном порядке. При ношении двух и более орденов или медалей их колодки соединяются в ряд на общей планке. Ордена и медали, не вместившиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в вышеперечисленном порядке. Колодки орденов и медалей второго ряда должны заходить под ордена и медали первого ряда, при этом верхний край колодок нижнего ряда размещается на 35 мм ниже колодки первого ряда. Последующие ряды располагаются в аналогичном порядке. Знаки орденов, ордена и медали располагаются на кителе однобортном полиции так, чтобы верхний край колодки орденов и медалей первого ряда располагался ниже уровня уступа лацкана на 90 мм. На правой стороне груди награды располагаются в следующем порядке: Ордена располагаются слева на право в перечисленном порядке. Верхний край наибольшего по размеру ордена первого ряда располагаются на уровне, установленном для общей планки (колодки) первого ряда орденов и медалей, размещаемых на левой стороне груди. Ордена, не умещающиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в указанной очередности. Центры орденов в ряду должны быть на одном уровне. Расстояние между орденами и рядами орденов -10 мм. Знак числа ранений из галуна золотистого цвета (при тяжелом ранении) или темно-красного цвета (при легком ранении), располагается на планке из ткани верха изделия. Ширина галуна 6 мм, длина 43 мм. Нашивка о тяжелом ранении размещается ниже нашивки о легком ранении. Расстояние между нашивками 3 мм. Знак числа ранений располагают на кителе и жакете правее знака к почетным званиям Российской Федерации, а при его отсутствии, на его месте.

Костюм Горка ЗИМА производства торговой марки PRIVAL изготавливается из плотной палаточной х/б ткани с утеплением: подкладочным микрофлисом и файберпластом (тёплое силиконизированное полиэфирное полотно) . В качестве отделки и усиления критических для изнашивания и промокания зон используется плащевая смесовая с хлопком ткань. Куртка и брюки свободного покроя, что позволяет поддеть дополнительные слои одежды. Для лучшей посадки, прилегания и во избежание “парусности” на ветру, костюм имеет систему стяжек на основе резиново-тканевой тесьмы по бокам куртки, на рукавах, под коленями и внизу брюк. Куртка имеет 5 карманов, брюки 6. Клапаны карманов треугольной формы, что значительно уменьшает загибание крайних уголков клапана и цепляние за амуницию и снаряжение. Брюки комплектуются удобными подтяжками. Сочетание накладок с основной тканью цвета хаки, обеспечивает разбиение силуэта человека на удаленных расстояниях. Костюм предназначен для защиты от перепадов температур и сильного ветра в условиях горной местности. Может применяться любителями активного отдыха, на рыбалке, охоте. Состав: куртка / брюки (комплектуются специальными подтяжками) Цвет: хаки, вставки т.хаки Ткань: палаточная 100% хлопок, вставки - смесовая ткань с хлопком Подкладка: микрофлис Утеплитель: файберпласт (силиконизированное полотно)

Пол: мужской Сезон: лето Цвет камуфляжа: хаки Материал: « Палаточное полотно » (100% хлопок), пл. 235 г/м2, ВО Материал накладки: Смесовая, пл. 210 г/м2, Нормативно техническая документация: ГОСТ 25295-2003 Одежда верхняя мужская и женская пальтового ассортимента: костюмы, куртки, жилеты, в Цвет: хаки Нижняя температура: 10 Застежка: пуговицы Страна: Россия Описание Куртка: свободного кроя; застёжка центральная супатная, на петлю и пуговицу; кокетка, накладки и карманы из отделочной ткани; 2 нижних прорезных кармана с клапаном, на петлю и пуговицу; внутренний отлетной карман на пуговицу; на рукавах по 1 накладному наклонному карману с клапаном на петлю и пуговицу в области локтя усиливающие фигурные накладки; низ рукавов на резинке; капюшон двойной, с козырьком, имеет утягивающую кулису для регулировки по объему; подгонка по талии с помощью кулиски; Брюки: свободного покроя; гульфик с застёжкой на петлю и пуговицу; 2 верхних кармана в боковых швах, в области коленей, на задних половинках брюк в области сидения – усиливающие накладки; 2 боковых накладных кармана с клапаном; 2 задних накладных фигурных кармана на пуговицах; крой деталей в области коленей препятствует их вытягиванию; Пылезащитная юбка из бязи по низу брюк; задние половинки под коленом собраны резинкой; пояс на резинке; низ на резинке;

Плащ женский демисезонный является частью форменной одежды сотрудников полиции нового образца. Плащ полуприлегающего силуэта, с центральной внутренней потайной застежкой на пять петель и пуговиц и дополнительно на верхнюю форменную пуговицу и сквозную обметанную петлю, на утепленной притачной подкладке. На кокетках в области плечевых швом предусмотрены по две шлевки и одной не прорезной петли для крепления съемных погон. Рукава втачные, двухшовные. В нижней части среднего шва рукава втачаны паты, застегивающиеся на петлю и форменную пуговицу. Воротник отложной, с отрезной стойкой. Пояс съемный продевается в шлевки, расположенные в боковых швах и застегивается на пряжку с язычком, свободный конец, которого продевается в шлевку. На правом подборте - внутренний прорезной карман с листочкой. Ткань курточная (100% полиэстер) с нитями плетения рип-стоп и водооталкивающей пропиткой. Второй слой - мембрана. Наполнитель: Тинсулейт 100 г/м. Рекомендуемый температурный режим: от +10°С до -12°С. Носится с кашне темно-синего цвета или с кашне белого цвета. Разрешается ношение плаща демисезонного аккуратно сложенным лицевойстороной наружу на левой руке. Плащи демисезонные носят застегнутыми на все пуговицы. Разрешается ношение плащей демисезонных с расстегнутой верхней пуговицей. Плащи демисезонные носят со съемным утеплителем или без него с застегнутым на пряжку поясом. На данном плаще носятся съемные погоны темно-синего цвета и нашивки темно-синего цвета.

Благодаря инновационным технологиям и качественным материалам, обеспечивающие максимальную защиту от дождя и ветра, вы будете находиться в постоянном комфорте, что способствует снижению усталости на протяжении всего дня. Характеристики Защита от дождя и ветра Уставной крой Материал верха: Рип-стоп Утеплитель: Тинсулейт

Костюм Горка производства торговой марки PRIVAL изготавливается из смесовой с хлопком ткани. Традиционный костюм Горка изготавливается из палаточной хлопковой ткани, а в зоны где требуется повышенное усиление ставится смесовая с хлопком ткань, которая отличается повышенной прочностью и износостойкостью. Данная модель изготавливается полностью из смесовой с хлопком ткани, поэтому долго прослужит даже при усиленной эксплуатации. Также, этот материал приятный при ношении, обеспечит свободу и комфорт в движении. Куртка и брюки свободного покроя, что позволяет поддеть дополнительные слои одежды. Для лучшей посадки, прилегания и во избежание “парусности” на ветру, костюм имеет систему стяжек на основе резиново-тканевой тесьмы по бокам куртки, на рукавах, под коленями и внизу брюк. Куртка имеет 5 карманов, брюки 6. Клапаны карманов треугольной формы, что значительно уменьшает загибание крайних уголков клапана и цепляние за амуницию и снаряжение. Брюки комплектуются удобными подтяжками. Сочетание накладок с основной тканью черного цвета, обеспечивает разбиение силуэта человека на удаленных расстояниях.

Костюм состоит из куртки и брюк. Куртка с центральной бортовой застежкой на тесьму «молния». Перед с верхними прорезными карманами с клапанами и листочками, застегивающимися на текстильные застежки и боковыми прорезными карманами в «рамку», застегивающимися на тесьму «молния». Перед и спинка куртки на подкладке. Воротник отложной со стойкой. Костюм уставной штабной из ткани рип-стоп с липучками. Спинка с кокеткой. Рукава втачные, одношовные, с усилительными накладками в области локтя,с притачными манжетами, застегивающимися на текстильную застежку - разрез с пуфтой. Для крепления съемных погон в области плечевых швов расположены шлевки, перпендикулярно плечевому шву обметаны две неразрезные петли. По низ куртки отрезной пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Брюки прямые, с застроченными стрелками и боковыми карманами по передним половинкам. Застежка передней части брюк с застежкой «молнией». На задних половинках - вытачки. На правой задней половинке прорезной карман с клапаном и листочкой, застегивающийся на текстильную застежку. Пояс притачной, застегивающийся на петлю и пуговицу. Для регулирования по объему, пояс стянут эластичной тесьмой, в области боковых швов. Пример рисунка материала: Дополнительно вы можете приобрести:

Куртка в стиле «Ретро» На пуговицах Капюшон, регулируемый по овалу лица Резинка по талии и внизу рукавов Низ куртки регулируется по размеру с помощью шнура 4 наружных кармана Материал: 100% хлопок ВОЗМОЖНО, ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ: «И часто вечерами, вечерами, когда я задыхаюсь от комфорта, повеет вдруг трескучими кострами от синей кромки газа над комфоркой…» (Б.Вахнюк) Когда-то прибегая домой, мы зарывались лицом в штормовку, висящую на вешалке, и вдыхали запах костра. В штормовках ходили в любые походы и в любое время года. Они не прокусывались комарами, не продувались, не плавились от костровых искр. Правда обмерзали, медленно высыхали и были тяжеловаты. Теперь, когда появилось множество легких современных курток настоящую брезентовую штормовку можно встретить уже довольно редко. Но и сейчас для леса и костра лучше ничего не найти. Синтетика огня не любит. И если вы не хотите, чтобы ваша любимая флисовая куртка была в мелкую (или крупную) дырочку самое время вспомнить о брезенте. Куртка в стиле «Ретро» изготовлена из высококачественного брезента. Она очень прочная, хорошо дышит. И вообще приятна и любима, как песни Визбора на катушечном магнитофоне. Регулируемый по овалу лица капюшон, резинки на рукавах и затяжка понизу куртки защищают от комаров и ветра. Спички, компас, карта и другие необходимые предметы легко поместятся в четырех объемных карманах. Если вы любите встречать рассветы на обрывистом берегу, бродить по летней тундре, собирать морошку и клюкву на болотах, петь вечерами у костра – эта штормовка для вас.

Куртка "Горная-3" рекомендуется для активного отдыха (туризма, походов), а также в качестве полевой формы горнострелковых подразделений МО РФ Свободный крой, не стесняющий движений Капюшон с регулировкой в трех измерениях - по овалу лица, по вертикали на затылке и регулировка бокового зрения На пуговицах Регулировка объема рукава выше запястья скрытой резинкой на липучке Локти защищены пенополиуретановой съемной вставкой (идет в комплекте) Карманы: два нижних объемных кармана на пуговицах закрыты клапанами карман "Наполеон" на груди наклонные карманы на рукавах, закрыты клапанами на липучке внутренний влагозащитный карман для документов на липучке Утяжки: по талии шнуром по низу куртки куртки Посмотреть все товары по тегу куртки резиновым шнуром Материал: 100% хлопок, новый высококачественный брезент, превосходящий аналоги используемые большинством других производителей Новая технология обработки позволила значительно улучшить стойкость ткани к выцветанию и истиранию Усиливающие накладки -100% полиэстр полиэстр Посмотреть все товары по тегу полиэстер рип-стоп Внимание! Перед стиркой извлечь защитные вставки в наколенники/налокотники из соответствующих карманов. Не стирать защитные вставки в стиральной машине. При стирке в стиральной машине изделий из брезента - возможно появление следов потертости. ПОДБОР РАЗМЕРА: Скачать Размерную сетку (.xlsx) для точного определения необходимого размера ОБЗОРЫ: Обзор от Survival Panda Обсуждение этой модели на форуме ВОЗМОЖНО, ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ:

Куртка укороченная, прямого кроя. Ткань - габардин. Предназначен для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции. Согласно приказу МВД России № 575, шевроны пришиваются на рукава костюма на расстоянии 8 см от края плеча. На левый рукав пришивается шеврон обозначающий принадлежность к МВД России, а на правый – шеврон, обозначающий службу сотрудника полиции. Можно дополнить шевроны липучками. Центральная застежка на разъемной «молнии». Воротник отложной. Полочки с отрезными кокетками в области плечевого пояса. На полочках расположены нагрудные прорезные карманы с фигурными клапанами на пуговицах. Два боковых прорезных кармана в рамку с входом на «молнии». Спинка с притачной кокеткой. По линии кокетки заложены мягкие складки для свободы движения. Рукава втачные одношовные, с притачными манжетами, застегивающимися на пуговицы. По низу куртки – цельнокроеный пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Спинка и полочка на подкладе из трикотажного полотна (сетка). Проймы окантованы окантовочной тесьмой Брюки прямого кроя. Пояс притачной с шестью шлевками под ремень. Объем пояса регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой. Два кармана в боковых швах. Один прорезной карман с клапаном с внутренней застежкой на пуговицу расположен на правой задней половинке брюк. По боковым швам брюк вставлен кант красного цвета. Является часть формы одежды сотрудника полиции нового образца. Пример рисунка материала:

Без липучек под шевроны. Размер указан по вороту. Можно использовать погоны Носится навыпуск Пояс регулируется по размеру с помощью боковых резинок 2 кармана на груди Материал: 65% Полиэстер 35% Вискоза

Куртка с комбинированной(притачной и съемной) утепленной подкладкой, съемным утепленным капюшоном, съемным воротником из искусственного меха. Куртка укороченная, прямого покроя. Центральная застежка на двухзамковой разъемной «молнии», закрытой ветрозащитным клапаном на кнопках. Воротник отложной с застежкой-патой на текстильной застежке. В области плечевых швов расположены погоны погоны Посмотреть все товары по тегу погоны на кнопках с съемными фальшпагонами для крепления знаков различия. Полочки и спинка с кокетками. По линии кокеток – кант красного цвета. Два нагрудных кармана с клапанами на кнопках и текстильных застежках «Велькро». Два боковых кармана с клапанами на кнопках и текстильных застежках «Велькро». На мешковине накладных карманов прорезные карманы с входом на «молнии». По низу куртки куртки Посмотреть все товары по тегу куртки отрезной пояс, объем которого регулируется боковыми участками с эластичной тесьмой прошитой на многоигольной спец. машине с цепным стежком. Рукава втачные, двухшовные. На правом рукаве прорезной карман на «молнии». Внутрь кармана вшита повязка с световозвращающей лентой, застегивающаяся на текстильную застежку «Велькро». По низу рукавов притачные манжеты с эластичной тесьмой прошитой на многоигольной спец. машине с цепным стежком. Притачная утепленная подкладка с утеплителем «Файбертек-200» С внутренней стороны левой полочки расположен карман под пистолет (с карабином на шнуре для пристегивания пистолета) и накладной карман с вертикальным входом на «молнии». Съемный утепленный капюшон пристегивается на разъемную «молнию». Объем регулируется по затылочной части и лицевому вырезу. Подбородочная часть застегивается на текстильную застежку «Велькро». Съемный воротник из искусственного меха, содержащего волокно «Канекарон» (Производство Япония) пристегивается на разъемную «молнию». Съемная утепленная подкладка (жилет) из утеплителя «Файбертек 150» простеган с обеих сторон с подкладочной тканью, пристегивающийся на разъемную «молнию». На съемном утеплителе расположен накладной карман с горизонтальным входом на «молнии». Утеплитель Файбертек имеет ряд преимуществ перед традиционными наполнителями: - Прекрасно сохраняет свою форму и востанавливает ее после стирки. - Допускается многократная стирка и сушка. - Обеспечивает больший теплозащитный эффект по сравнению с другими материалами аналогичной толщины и плотности. - Влагоустойчив. - Устойчив при длительной эксплуатации. - Является экологически чистым и нетоксичным утеплителем. - Практичен в соотношении цены и качества.

Крейсер «Глуар» (Gloire), вошедший в состав французских ВМС в 1937 году.

Головокружительно, не правда ли? Такой способ окраски корабля может показаться странным, если не убийственным для корабля и экипажа. Но это лишь на первый взгляд.

В свое время старый добрый Dazzle camouflage буквально сводил с ума командиров немецких подводных лодок. Попробуйте на просторах океана, с хорошим удалением, через несовершенную оптику тех времен идентифицировать цель, направление и скорость ее движения, осадку, и прочие данные, необходимые для успешной торпедной атаки. Вот тут-то и возникали затруднения.

Результат атаки зависит напрямую от оценки обстановки, но если командир порой не мог определить, в каком направлении он движется, и где вообще его нос и корма, эфффективность такой атаки практически нулевая.

Изобретателем этого типа камуфляжа стал британский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, служивший во время Первой мировой войны в подводном флоте. Его идеей было не прятать огромный корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, готовящего торпедную атаку.

Основная цель этого камуфляжа была не столько скрыть совсем объект от неприятеля — котлотурбинные установки легко демаскировались дымом из труб, а усложнить попадание.

Так как дальномеры были оптические, все базировалось на исходных данных (длина, ширина корабля, которые более-менее известны) и углах (тысячные дистанции). Исказить эти данные и были призван этот камуфляж.


Идея пришла из авангардистского ответвления кубизма — вортицизма, модного тогда.


Адепт вортицизма — Уиндем Льюис, и его работа «Workshop».

Первопроходцем в 1917 году стал лайнер HMS Alsatian, на котором после многократных тестов на макетах был испытан новый тип камуфляжа, и затем он был принят на вооружение не только в Британии, но и США, Франции, России.


Эсминец «Счастливый». Российская империя, ПМВ, Черное море.


Камуфляж применяли как на торговых судах, так и военных кораблях.

И не только черно-белый: варианты расцветки варьировалась от зеленого до оранжевого. Один из журналистов, став свидетелем движения конвоя, назвал его «стаей уходящих в море пасхальных яиц».

Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем, создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию удаления судна, в реальности же приближающегося.

К слову, расцветка зебр работает по тому же принципу, а их группа вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными. Флотские ветераны традиционно пренебрежительно относились к этой раскраске, сравнивая ее с внешностью портовых дам, но моряки быстро оценили его преимущества — ведь атаки немецких подводников все чаще становились безрезультатными.

С началом Второй мировой войны он также нашел себе применение, в том числе в ВВС.


Истребитель P-51 «Mustang».

Правда с началом активного применения радиолокационных средств обнаружения целей он начал понемногу терять актуальность, и корабли были окрашены в привычный туманно-серый шаровый окрас. Но и сегодня Dazzle вновь находит для себя применение. Он прекрасно сочетается с высокотехнологичными системами «кораблей-невидимок».

Кроме того, камуфляж используется на камерах на дорогах Австрии, фиксирующих скорость автомобилей: раскрашенная таким образом камера совершенно незаметна.

Да, а крейсер пережил войну, в отличие от остальных систершипов.
Совпадение? Кто знает?

Не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.

Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно «War Clover» выглядело в действительности?

Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом топили корабли союзников.

Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон(Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего - кубизме.

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно - «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» («Dazzle Painting»), а американцы - «суматохой» или «кутерьмой» (Razzle Dazzle). И это сработало.

Американское торговое судно USS Mahomet.

Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить противника визуально и целились не в само судно - оно ведь двигалось - а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали промах.

Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно.

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.

Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Причем это одно и то же судно, только с разных сторон.

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

К величайшему сожалению, нет цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были «зебрами» - их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих «судов-попугаев» выглядел просто ошеломительно.

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование «ослепляющей живописи» на флоте. На то было несколько причин.

Так, появилась эффективная авиация - с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким «невоенным способом».

Корабль SS Melita - хоть сейчас в музей Маяковского.

ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к«суматохе» вконце Второй Мировой- после того, как уничтожили японскую авиацию. Идействительно защищали «живописью» свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и джипами)

Однако третьего пришествия не случилось - усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.

Пассажирское судно Mauretania. Судя по изображению на рекламном плакате тех лет - яркий был кораблик.

Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, «туманно-серый» цвет, а кубизм вернулся туда, откуда его взял Вилкинсон.

Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS Monitor M33. Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

Хотя камуфляж Вилкинсона активно использовался в Первой мировой войне и в меньшей степени - во Второй, его эффективность не была научно доказана. Проверить его действенность недавно решила группа исследователей из Бристольского университета (Великобритания) под руководством специалиста по экспериментальной психологии Ника Скотт-Сэмюэля.

Ключевым пунктом проверки стала именно скорость: если для кораблей этот камуфляж не актуален, то высокомобильные боевые машины, несущие на себе «абстракционистские полотна», и сейчас могут ввести в заблуждение солдат противника.
Дело в том, что наше восприятие скорости зависит от множества разнородных факторов. К примеру, нам кажется, что более крупные объекты движутся медленнее. В экспериментах г-на Скотт-Сэмюэля и коллег добровольцам демонстрировали на экране пары геометрических образов, которые имели различную контрастность и двигались с разной скоростью. Одним из двух элементов всегда являлся типичный представитель текстуры «слепящего» камуфляжа.

Выяснилось, что скорость двух быстродвижущихся контрастных фигур из камуфляжного набора визуально кажется меньше на 7%. Таким образом, вооружённый ручным противотанковым гранатомётом боец может не рассчитать расстояние и промахнуться по бронемашине, раскрашенной по методу Вилкинсона, считают исследователи.