Кто на нас с мечом пойдет. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. Кто к нам с мечом придёт…

В последние восемьдесят лет образ Святого Великого князя Александра Невского формировался в нашей стране в основном под влиянием кинофильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года.

Обращенный ко всем народам, нравственный посыл этого фильма, выраженный в заключительных словах Св. Князя Александра и сегодня, особенно в преддверии Дня Защитника Отечества, не менее актуален: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля»!

Предупреждения не услышали. И сегодня не слышат. Не внимают словам Христа: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). «Взявший меч» - это агрессор, посягающий на народную веру, на чужое добро и хозяйство.

Россию сейчас считают агрессором почти во всем мире, хотя на самом деле агрессором является Запад, отрезавший в подчинение себе за последние десятилетия огромную долю исконных русских земель.

А с Востока Япония по поводу Курил вновь активизировалась.

В 2008 году по результатам масштабного всероссийского опроса имя Святого князя Александра Невского набрало большинство голосов в телепроекте «Имя России».

И немудрено, ибо в нем видится не только победитель шведов в Невской битве или «западных цивилизаторов» на льду Чудского озера, но и великий государственный деятель, и святой воин - заступник нашей Православной церкви.

Таким образом, десять лет назад Россия выбрала своего покровителя - определила свой вектор, свое направление духовного пути.

Особо почитается Св. Великий князь в Санкт-Петербурге. У раки с его мощами в Александро-Невской Лавре всегда можно увидеть молящихся паломников.

Поделюсь секретом, что наиболее опытные и мудрые просители из числа мирян и священников не заходят в Епархиальное управление, пока не помолятся перед мощами Святого князя Александра и не приложатся к ним.

Однажды по пути в Епархию вместе со своим собратом - более мудрым священником я зазевался, заговорился и хотел пройти мимо, но был вовремя остановлен его мягким и ироничным окриком - мол, куда ты лезешь «без мощей»?

Мы пошли - помолились в Соборе у раки и «с мощами» дела наши разрешились благополучно.

Что мы еще знаем о Св. князе Александре?

Наша русская историческая наука утверждает, что Св. князю Александру Невскому досталась исключительная роль в весьма сложный период русской истории, когда в XIII веке Русь подверглась ударам католического Запада и татарской Орды.

Знаменитый ученый востоковед и евразиец Лев Гумилев считал Св. Александра Невского архитектором альянса, сумевшего выстроить отношения с Ордой, что поспособствовало не только пусть и временному мирному существованию «язЫков», но и синтезу их культур.

Святой князь Александр Невский за всю жизнь не проиграл ни одной битвы. Проявляя талант полководца и дипломата, он сумел заключить мир с наиболее сильным, но веротерпимым врагом Руси с Востока - Золотой Ордой.

А с другой стороны отразить нападение с Запада, защитив православие от католической экспансии.

Сейчас у наших дипломатов весьма горячее время. Со всех сторон на Россию ополчились наши «зарубежные партнеры» - наши лютые «друзья». Недавно прошедшая очередная Мюнхенская конференция по безопасности, как и предыдущие, по-прежнему использовалась для предъявления России все новых претензий. А в истеблишменте большинства стран стабильным правилом политкорректности стало говорить о России «либо плохо, либо ничего».

На втором курсе историю России нам преподавал известный и авторитетный петербургский историк и педагог Юрий Алексеевич Соколов. Он и поведал о том, как совсем, казалось бы, незначительный эпизод, при котором были проявлены лучшие нравственные качества воина-правителя, впоследствии вырос в значимую дипломатическую победу.

Если у кого-то возникнут сомнения в достоверности этого события, то у меня где-то аудиозапись сохранилась. Могу прокрутить. А пересказывать буду по конспекту десятилетней давности. Ну, разве что каких-то исторических деталей из общеизвестных источников от себя добавлю.

В 1241 году в Орде умер Великий Каган Угэдей. На его место претендовали два человека - хан Гуюк и хан Батый.

Батый - он же Бату-хан был сыном правителя Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 году он стал правителем улуса Джучи - Золотой Орды. Но Хан Гуюк, как сын Угэдея имел бОльшие права на принятие верховной власти. Вообще-то Угэдей завещал избрать преемником любимого внука Ширамуна, но его вдова Доргене начала борьбу за избрание своего сына Гуюка, несмотря на противодействие со стороны Бату-хана, не желавшего видеть Великим правителем своего заклятого врага.

Батый только что вернулся из военного похода по Европе, длившегося четыре года, и совершенно не был готов к борьбе за власть. У него насчитывалось всего лишь четыре тысячи воинов против ста тысяч воинов Гуюка. По сути, хан Батый с затаенным сердцем ждал, будет ли воевать против него хан Гуюк. И настроение у него, конечно, было отнюдь не победоносное. Ему нужно было просто уцелеть и выжить в этой ситуации.

Св. князь Александр через некоторое время после битвы на Чудском озере, понимая, что сил на отражение еще одного нашествия ливонского ордена у него нет, поехал в Орду искать союза с ханом Батыем в надежде на его военную помощь. Таким образом, два великих полководца встретились и поделились друг с другом своими бедами, планами и проблемами.

В сущности оба правителя оказались в одинаковом положении. Ибо Русь не смогла бы выстоять в ближайшие год-два, если бы вдруг состоялось очередное нашествие рыцарей из Западной Европы.

Батыя больше волновали события, происходившие в Орде, а вовсе не на Севере Руси. Он ожидал, что хан Гуюк применит против него силу, а защищаться и отражать ее было нечем и некем. И дело было уже не в борьбе за власть, а в обеспечении собственной безопасности и сохранении жизни.

Вот тогда Св. князь Александр и предложил Бату-хану пятьсот своих дружинников для личной защиты. Конечно же, такое малое количество, пусть и закаленных в сражениях воинов, на исход противостояния с Гуюком не повлияли бы. Но самопожертвование Великого князя и сам этот искренний жест были настолько сильными и своевременными, что растопили сердце даже такого жесткого полководца, каким был Батый. Князь Александр оказался единственным в этот момент, кто сказал ему: «Я пришел тебе помочь и готов умереть вместе с тобою».

Забегая вперед можно сказать, что спустя некоторое время вопрос о власти в Орде, в конце концов, разрешился. На курултае ранней осенью 1246 года хан Гуюк был провозглашён Великим Каганом. Он, правда, правил всего два года и умер, как раз во время сборов для похода против Бату-хана, который и занял после его смерти место властителя, уже вполне законно.

Но тогда при встрече, когда Князю Александру также очень была нужна помощь и поддержка, хан Батый в ответ сделал еще более сильный и дружеский жест. Он выдал князю Александру «Пайдзе» - небольшую золотую дощечку, в которой было указано, что князь Александр является личным другом и вассалом Великого Кагана.

Таких золотых дощечек у Батыя было совсем немного - несколько штук и он имел право в исключительных случаях выдавать их разным лицам, как символ делегирования власти и наделения носителей особыми полномочиями.

И вот с этим даром Св. князь Александр возвратился на Родину, где к нему пришли папские легаты. Они поставили ультиматум: либо князь разрешает деятельность ордена на подконтрольных ему территориях, либо пусть ожидает новый крестовый поход со стороны Ордена, который отражать, в сущности, нечем. Римские послы действовали наверняка, применяя, присущий латинскому коварству, шантаж.

В то время русские князья погрязли в междоусобицах, потеряв при этом убитыми до ста тысяч воинов. Кроме того, зрело предательство в Великом Новгороде, где на Вече открыто говорили о том, что надо мириться с Европой и отдать ей какие-нибудь территории.

Но если бы князь Александр уступил папским послам, то из Западной Европы на Северную Русь хлынул поток колонизаторов и очень затруднительно прогнозировать, как бы тогда сложилась история нашего государства и состоялся ли вообще русский этнос? Скорее всего, разрозненные народы русской земли постигла бы участь американских индейцев.

Папские легаты хорошо понимали безвыходность ситуации, в которой оказался князь Александр, и предполагаю, что они уже с вожделением «потирали руки» в предвкушении победы над несокрушимым князем. Тогда в ответ на эти притязания - на их ультиматум - Великий Князь Александр предъявил им золотую «Пайдзе». Так это небрежно - «бэмс» и выложил ее на стол. Дескать «я может и не против ваших пожеланий, но есть у меня вот такой друг и властитель. И я совсем не знаю, как он на это посмотрит»?

По предъявлении этого символа власти атмосфера встречи изменилась совершенно в неприличную для латинян сторону, ибо упоминание о монголах в Европе вызывало чувство глубокого обморока.

Еще свежи были у всех воспоминания о том, что в битве при польском городе Легнице 9 апреля 1241 года монголы за полтора часа перемололи весь цвет крестоносцев вместе с поляками во главе с герцогом Генрихом II Благочестивым, голову которого поднесли на копье к воротам города. А венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем в битве на реке Шайо 11 апреля 1241 года.

Согласно историческим источникам, за три дня с 9 по 11 апреля 1241 года монголы уничтожили три европейские армии общей численностью до 150 000 человек. Ордынское войско прокатилось тогда еще и по Венгрии, Хорватии, Далмации, Боснии, Сербии и Болгарии.

Поэтому ужас от упоминания о монголах у европейцев был отнюдь нешуточный. Получилось, что папские послы предложили мир или войну не какому-то одинокому и беззащитному Великому Князю новгородскому, а всей Золотой Орде во главе с Великим Каганом, армия которого состояла из сотен тысяч воинов, а территории начинались где-то за Китаем.

Как говорится: «Хотелось бы посмотреть на лица папских легатов в этот момент». Полагаю, что они стали очень похожи на лица трамвайных абреков из фильма «Брат», которые с бормотанием «Не убивай, брат, деньги возьми, все возьми, только не убивай, брат» уползали с места своего позорного унижения. Так и папские послы уползли восвояси с Русской земли, с проваленной миссией и содроганием, от возможности нового ордынского нашествия.

Эта дипломатическая победа Св. князя Александра Невского по своей политической значимости в несколько раз превышала ту, что была одержана на Чудском озере. Ибо после нее можно было уверенно заключить, что в ближайшие годы шведско-ливонского похода на Русь не будет. Это был - тайм-аут для собирания сил, как минимум лет на десять.

И заслуга Св. Великого Князя Александра состоит в том, что он не растерялся и в совершенно безнадежной ситуации нашел из нее единственный и бескровный выход. Ибо Русь в сороковых годах ХIII века в качестве силы не могла предъявить ничего.

Такая история!

Замечу, что подобная ситуация сложилась в России в начале XXI-го века. И полагаю, что все многолетние «прогибы» нашей власти перед «западными друзьями» есть ни что иное, как время «для собирания сил».

Наши «западные коллеги» очень хотят ввергнуть в «мясорубку» гражданской войны братские народы, а вернее, один и тот же народ, чтобы случилось так, как призывал в свое время американский президент Трумэн: «пусть они как можно больше убивают друг друга». Но пока Западу этот план осуществить не удается.

В эти дни также отмечается скорбная дата пятилетия украинского майдана, когда наша дипломатия и спецслужбы «прохлопали» агрессивные действия Запада и приход к власти нынешней хунты бендеровцев.

С удивлением для себя отмечаешь призывы российской власти о мире к правящим кругам в Киеве. Да бессмысленно все это, хотя с точки зрения дипломатии, наверное, объективно необходимо.

На Украине сегодня уществует только одна власть - власть Госдепа США. И все действия, начиная от одиозных выступлений главы украинской клики и церковного раскола до массовых убийств жителей Донбасса, совершаются под непосредственным руководством американских советников.

Но вернемся в XIII-й век.

Тогда в ответ на твердую веру и верность Господь даровал Св. князю Александру мудрость и рассудительность, глубокий смиренный ум и проницательность, решительность и способность побеждать врагов не только на поле битвы - мечом, но и на дипломатическом поприще.

Можно сказать, что Святой князь обладал мудростью подобной той, что Господь наделил Ветхозаветного Царя Соломона: «И сказал ему Бог:… Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» (3 Цар.3:11-12).

Св. Отцы Церкви называют рассудительность матерью всех добродетелей.

Как сказано в Священном Писании: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя от пути злого» (Притч.2.11:12).

Так мудрость и рассудительность Св. князя Александра Невского спасали его от неразумных решений и злых путей.

И мне хочется пожелать всем нам искать такой рассудительности и молить Господа, чтобы Он даровал ее каждому из нас, а особо нашему Верховному Главнокомандующему и его дипломатическому корпусу.

Священник Сергий Чечаничев , публицист

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна « » (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

Впереди были ещё триста лет позора и унижения, ещё триста лет Русь платила дань ханам Золотой орды. Но уже прозвучали грозным предупреждением врагам слова князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Назаров О. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» // Сайт-газета «Местный спрос», 16.04.2013)

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Список литературы :

Разгром Хазарии

На смену аварам пришли хазары. Они создали свое государство - Хазарский каганат, в который вошли Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Восточный Крым и Донские степи. Одно время некоторые восточнославянские племена платили хазарам дань. Сохранилось народное предание о том, как жившие на холмах у Днепра славяне в качестве дани послали хазарам по мечу от дома. Хазары решили, что эта дань - грозный признак, так как они добиваются дани, воюя саблями, заостренными с одной стороны, а с Днепра пришло обоюдоострое оружие - мечи. И действительно, уже во времена Олега и Игоря русские дружины вели борьбу с хазарами и совершали походы на Каспийское, Черное и Азовское моря, а позже русские воины нанесли сокрушительный удар хищной Хазарии.

В 965 году русские дружины под предводительством князя Святослава разгромили войска хазарского кагана в степях и овладели их городом Саркел, названным русскими Белая Вежа. Другая часть русских дружин предприняла поход на ладьях, вторглась в глубь Хазарии, взяла несколько городов, в том числе хазарскую столицу Итиль на Волге. Хазарский каганат перестал существовать. Все русские племена избавились от хазарской дани.

Русское войско того времени было весьма маневренным и выносливым. Оно не знало ни обозов, ни возов, ни котлов и передвигалось очень быстро. Святослав не скрывал своих намерений и, отправляясь в поход на врагов, обычно предупреждал их: "Хочу на вас идти". И когда мы говорим о мужестве и храбрости русских, вспоминаем слова Святослава: "Иду на вы", "Ляжем костьми, но не посрамим земли Русской, мертвые не знают позора".

Русь на богатырской заставе. Разгром печенегов

В конце IX века в степях между доном и Днепром появились печенеги. Печенеги были многочисленны, воинственны, коварны, алчны, жестоки. Но теперь им противостояли не отдельные славянские племена, как во времена гуннов, авар, хазар, а обширное и могущественное древнерусское государство, столица которого - Киев - находилась в двух-трех днях пути от кочевий степняков.

Впервые печенеги подошли к русским землям в 915 году. Через пять лет произошло первое военное столкновение русских с печенегами. Летопись очень скупо говорит об этом событии, однако оно сыграло большую роль в истории Руси. Выйдя из своей Приуральской лесостепи и пройдя через всю Хазарию, разгромив венгров (угров), печенеги встретили со стороны Руси мощный отпор.

Русь оградила себя от кочевников стеной крепостей-поселений. Печенеги могли совершать набеги на Русь, грабить, уводить в плен, но завоевать русские земли, отбросить русских на север им, как показали первые же столкновения, оказалось не под силу.

С печенегами - этим коварным и страшным врагом - Русь воевала не на жизнь, а на смерть.

В 968 году, пользуясь тем, что Святослав с большинством воинов находился на Дунае, печенеги напали на Киев и окружили его. Киевляне страдали от голода и жажды. Стали искать добровольца, который бы осмелился проникнуть через печенежский стан и перебраться за Днепр, где находились русские войска. За это рискованное дело взялся один юноша. Он вышел из города с уздечкой в руках и, пользуясь знанием печенежского языка, обращался к встречным, спрашивая, не видели ли они его коня. Так он прошел через лагерь печенегов, подошел к Днепру, бросился с берега и поплыл. Печенеги осыпали его стрелами, но смелый юноша продолжал плыть. Русские направили навстречу ему лодку, и вскоре юноша предстал перед воеводой. Он сообщил, что если горожанам не будет оказана помощь завтра же, то Киев падет.

Наутро русские сели в ладьи и направились к Киеву. Приняв их отряд за рати Святослава, печенеги бросились врассыпную. Вскоре вернулся извещенный киевлянами Святослав и прогнал печенегов в глубь степей. Впервые печенеги испытали силу оружия русских воинов. Тяжелые русские мечи рассекали печенежских всадников, печенежские стрелы отлетали от кольчуг дружинников Святослава, об их стальные доспехи тупились печенежские сабли.

Печенегов отбросили далеко от Киева, но борьба с ними не прекращалась и позднее. В конце X века по рекам Десне, Трубежу, Остру, Суле и Стугне была возведена полоса укреплений, состоявшая из городов-крепостей, сторожевых вышек, завалов (засек) и т. п. Археологи раскопали и изучили некоторые из таких городов, в том числе расположенный у впадения Сулы в Днепр город Воинь, не случайно получивший свое символическое название. Это был действительно город-воин, "сторож" земли русской.

Отовсюду направлялись на пограничье со степью лучшие воины. На южных рубежах Руси создавалась былинная "застава богатырская". Ею, как щитом, оградила себя земля русская от хищных печенегов.

"Повесть временных лет" - древнейший летописный источник - донесла до нас немало народных преданий о борьбе с печенегами. Одно из них повествует о единоборстве русского юноши Никиты Кожемяки с печенежским богатырем, закончившемся гибелью печенега.

"Застава богатырская" на рубеже древнерусского государства со степью надолго запомнилась русскому народу. Она сделала свое дело: печенеги опасались нападать на Русь.

Но в 1036 году, собрав все свои силы, печенеги подступили к Киеву. Князь Ярослав Мудрый спешно выступил из Новгорода. Придя в Киев, он стал готовиться к решающей битве. Русские дружины вышли из города и выстроились в боевой порядок. Печенеги пошли на приступ. Ожесточенная битва длилась до вечера и закончилась полным разгромом неприятеля.

Борьба Руси с половцами

Но с востока надвигалась новая страшная опасность - половцы. В 1055 г. они подошли к Переяславской земле. Однако до военного столкновения дело не дошло - был заключен мир. Мир оказался непродолжительным. В 1061 году половцы напали на Переяславскую землю, разбили русские дружины, опустошили и разгромили все селения.

Более сильные и многочисленные, чем их предшественники, половцы заняли огромную территорию от Дуная до реки Урал. Они отторгли от Руси огромные массивы чернозема, разоряли и грабили села и города.

Более полутора столетий соседства Руси и половцев заполнены непрерывной борьбой.

Новый большой поход половцы предприняли на Русь в 1068 г. Русские князья, возглавлявшие киевские, черниговские и переяславские дружины, потерпели поражение. Но трехтысячная дружина черниговского князя Святослава, сражавшаяся под Сновском, разгромила двенадцатитысячное войско половцев. Много врагов потонуло в Снови, а их предводитель попал в плен.

В 90-х годах натиск половцев на Русь усилился. Половецкие ханы совершали набеги на южную Русь, осаждали Киев и Переяславль.

Одной из причин успеха половцев являлось отсутствие единства среди русских князей, враждовавших между собой и этим самым ослаблявших Русь. Объединить силы Руси для борьбы со степняками сумел князь переяславский (с 1113 года - киевский) Владимир Мономах. Прославленный своей победой над ханом Тугорканом, Мономах собрал в 1103 году у Долобска съезд князей, на котором было решено пойти на половцев.

Вышли в поход на ладьях и на конях. За порогами Днепра, у Хортицы, конные дружины двинулись на восток. Пешие рати, высадившись с ладей на берег, двинулись вслед за ними и на четвертый день подошли к реке Сутень, где обе части русского войска соединились. Половцы выслали навстречу свою разведку, но русские окружили ее и перебили. 4 апреля произошло столкновение главных сил. У половцев, как сообщает летопись, совершивших перед этим большой поход, "не было быстроты в ногах". Не приняв боя, они обратились в бегство, но русские преследовали их по пятам. Немало половцев, в том числе 20 ханов, погибло. Добычей русских стало много скота, коней, верблюдов, кибиток. "И вернулась Русь из похода с полоном великим, и со славой, и с победой великой".

Поход 1103 года положил начало ответным ударам Руси по половцам. В 1106 году их разбили у Заречска, в 1107 году у Лубен. Удар здесь оказался настолько неожиданным, что половцы, не успев даже поднять знамя, обратились в бегство, многие пустились бежать, не успев даже вскочить на коней. Победоносные походы русских следовали один за другим.

В течение второй половины XII и первой трети XIII века войны с половцами не прекращались. Русские рати наносили сильные удары по их войскам. В 90-х годах XII века эти удары также следовали один за другим. После этого походы половцев на Русь прекратились. "Богатырская застава" на юге спасла Русь от кочевников. В этой тяжелой борьбе огромную роль сыграли не только княжеские дружины, но прежде всего широкие народные массы, само население южно-русских земель, жители Киева, Чернигова, Переяславля, Путивля, Рыльска, Курска и других городов и окрестных сел.

Борьба с кочевниками навсегда запомнилась русскому народу. Она нашла отражение в русском устном народном творчестве, в былинах, связанных с именами князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, надежно стоявших на "богатырской заставе".

Борьба Руси с кочевниками сыграла огромную роль в истории русского народа. Она способствовала укреплению древнерусского государства, усилению его обороноспособности.

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна « » (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

Впереди были ещё триста лет позора и унижения, ещё триста лет Русь платила дань ханам Золотой орды. Но уже прозвучали грозным предупреждением врагам слова князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Назаров О. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» // Сайт-газета «Местный спрос», 16.04.2013)

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Список литературы :

5 апреля 1242 года произошло сражение, по праву вписанное в скрижали блестящих российских военных побед, и в настоящее время известное как Ледовое побоище.

В битве на льду Чудского озера русская дружина под предводительством князя Александра Невского разбила армию рыцарей Тевтонского ордена.

В честь этого события предлагаем освежить в памяти самые известные высказывания Александра Невского.

Великий князь Владимирский и Киевский, князь Новгородский Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им 15 июля 1240 года на берегу Невы над отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Именно за эту победу князя стали называть Невским. 5 апреля 1242 года разгромом рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера князь вписал свое имя в историю как полководец, обезопасивший западные границы Руси. Умер 14 ноября 1263 года. Похоронен во Владимирском монастыре Рождества Богородицы. Был канонизирован Русской православной церковью в 1547 году. В 1942 году советское правительство учредило орден Александра Невского.

Во многих воинских частях России мы найдем на плакатах фразу «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!». И подпись под ней: «Александр Невский». В этом случае мы имеем дело с культурно-историческим курьезом. И вот почему. До нас дошли некоторые высказывания Александра Ярославича Невского - одного из тех великих князей Руси, которые наиболее сильно повлияли на ее историю. Однако именно этих слов он, похоже, не говорил, иначе они сохранились бы в памяти тех, с чьих слов летописцы затем по горячим следам фиксировали факты биографии Александра Невского.

Почему же мы все-таки приводим их в книге «Речи, которые изменили Россию»? Ответ на этот вопрос дает художественный фильм «Александр Невский», снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году подличным патронатом Сталина, который вносил свои коррективы как в сценарий, так и в окончательный монтаж фильма. Фильм должен был стать не только художественным, но и идеологическим явлением. Угроза большой войны была тогда реальной, и угроза эта исходила от Германии. Исторические параллели с фильмом были для зрителя прозрачными.

Когда фильм вышел на экраны в 1938 году, он имел грандиозный успех, сравнимый разве что с успехом «Чапаева». Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины она была изъята из проката из соображений политкорректности по отношению к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить прочные связи. В 1939 году Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении, и фильм особым распоряжением запретили к показу и положили на полку, чтобы не потерять расположения Гитлера и не порождать в сознании советских граждан негативный облик немца-завоевателя.

Однако, как мы знаем, пакт о ненападении был вероломно нарушен фашистами в 1941 году, и держать фильм на полке уже не имело никакого смысла. После начала Великой Отечественной войны «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом. И даже более того, в 1942 году исполнялось 700 лет со дня битвы на Чудском озере. Было впечатление, что фильм специально снят к этой дате, да еще и с пропагандистским подтекстом. Ведь в фильме рыцари Тевтонского ордена (немцы) представлены мощной, хорошо организованной силой, которая обращается в ничто, встретившись с героизмом и находчивостью русских людей. Указывая на это, на плакатах фильма печатали слова Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».

Фильм завершается полной победой русских войск над захватчиками. В финальных сценах новгородский люд решает их судьбу так: простых воинов отпускают, рыцарей оставляют с целью получения выкупа, а предводителей войска казнят. Уходящим кнехтам исполнитель роли Александра Невского актер Николай Черкасов бросает, чтобы те передали всем остальным: «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля Русская!» В тот момент эти слова звучали весьма актуально: выходило так, будто опозоренные и побежденные немцы тринадцатого века должны были передать эти слова немцам двадцатого. Но, судя по всему, этих слов не слышали ни те ни другие. Зато их восприняли всей душой, поняли и вдохновились ими русские люди века двадцатого, на долю которых выпало дать отпор мощной, хорошо организованной силе фашизма и обратить его в ничто.

Исторические параллели не были случайностью, на что, в частности, указывают слова создателя фильма Сергея Эйзенштейна: «Шел 1938 год. “Патриотизм - наша тема” - стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучения, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

Вернемся теперь к личности Александра Невского. Как это ни странно, известно о нем не так уж и много. «Житие Александра Невского», созданное в начале 80-х годов XIII века, по размеру невелико, и не случайно Николай Михайлович Карамзин, автор «Истории государства Российского», в изложение, посвященное Александру Невскому, вставляет большие отрывки из отчетов Плано Карпини и Виллема ван Рубрука об их поездках в Орду, чтобы сбалансировать объемы различных глав своего исторического труда. Но, как говорится, что есть - то есть.

Видимо, объяснение этому лежит в том факте, что деятельность Александра Невского была посвящена в основном его взаимоотношениям с беспокойными новгородцами, c их грозными западными соседями - немцами и шведами - и с доставлявшей князю большие хлопоты Ордой. А интересы летописцев по традиции лежали в плоскости противо стояния киевских и владимирских князей, хотя, честно говоря, в историческом плане эти бесконечные интриги особого значения уже не имели. Не зря еще Андрей Боголюбский, памятуя о печальной судьбе своего отца, князя Юрия Долгорукого, отравленного киевскими боярами, отказался от притязаний на киевский великокняжеский стол.

Нас не много, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!

Однако даже то немногое, что мы знаем об Александре Невском, вызывает огромный интерес к нему как к политику и военному деятелю. Приведем два мнения, высказанных людьми, которые общались с князем. Первое принадлежит магистру Ливонского ордена Андрею Вельвену, который после бесед с Александром отметил: «Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей». Второе было выражено ханом Батыем после встречи с Александром Невским: «Правду мне говорили, что нет князя, подобного ему».

Конечно, читая «Житие Александра Невского», замечаешь, что автор его, следуя велениям своего времени, излагает речи и деяния своего героя через призму христианского, а точнее православного отношения к миру и людям, и, конечно, сам Александр думал и говорил в том же ключе. Пример тому - слова Александра Невского, сказанные им своим воинам перед Невской битвой: «Нас не много, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»

Курьез, относящийся к приписанным в атеистическое советское время Александру Невскому словам «Кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!», связан еще и с тем, что это высказывание очень напоминает один стих из библейского «Откровения Иоанна Богослова»: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр. 13:10).

В завершение следует обязательно упомянуть отмеченное летописцем обращение к Александру со стороны Папы Римского Иннокентия IV, пославшего к князю двух легатов, кардиналов Гальда и Гемонта, с предложением перейти в католическую веру. В ответном письме Александр Невский написал приведенные ниже слова, не потерявшие своей актуальности и в наши дни.

Ответ князя Александра Невского папским легатам, 1251 год

От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона до Августа царя, от власти Августа и до Христова рождества, от рождества Христова до страдания и воскресения Господня, от воскресения же Его и до восшествия на небеса, от восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора, от первого Собора до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем.