Поиск жизненных идеалов в творчестве кубанских писателей. Произведения выдающихся представителей кубанской литературы. Чехов оглядел Кубань с моря

Продолжая цикл материалов об истории Екатеринодара, мы вновь обращаемся к теме утраченного наследия. Одно из мест, хранящих историческую память города, — Всесвятское кладбище, где в XIX и первой половине XX века хоронили военных, государственных и общественных деятелей. Некоторые могилы являются памятниками истории и архитектуры, многие разрушены, часть уже невозможно опознать. Именно здесь в разное время были похоронены известные кубанские писатели, но найти места их захоронений в данный момент невозможно.

Кубанских писателей XIX — начала XX века объединяет то, что писали они по‑украински, на Кубани их практически не печатали, могилы их неизвестны. Специально для портала Юга.ру Владимир Бегунов собрал информацию о пяти авторах, чьи биографии и произведения будут небезынтересны любому, кто интересуется историей Кубани.

Пленный атаман

Исполняющему обязанности наказного атамана Якову Герасимовичу Кухаренко жаловаться вроде бы не на что. Его считают первым кубанским писателем, в Краснодаре есть посвященная ему мемориальная доска, в учебнике по кубановедению за восьмой класс рассказ о жизни и творчестве атамана-литератора занимает целую страницу. А в его бывшем доме сейчас находится Литературный музей Кубани. Однако мало кто из кубанцев читал его книги, да и найти их проблематично. Писал Кухаренко на кубанском диалекте украинского языка. Самое известное его творение — пьеса «Черноморское житье-бытье» (этот поэтический перевод профессора Виктора Чумаченко ближе к сути произведения, чем общепринятое название «Черноморский быт») — написано в 1836 году. Через цензурный комитет пьесу протаскивал Шевченко, который был от нее в восторге, да и вообще писателей связывала крепкая дружба. В Екатеринодаре пьеса была поставлена спустя три года. Это комедия с классическим любовным треугольником: Маруся любит Ивана, но он должен ехать с казаками в поход против горцев. В это время мать девушки хочет отдать ее замуж за богатого старого казака.

Еще до атаманской должности Яков Кухаренко в соавторстве с Александром Туренко написал первый исторический труд о кубанском казачестве: «Обозрения исторических фактов о Черноморском войске». Заказала монографию в 1834 году войсковая канцелярия, однако опубликован текст был более чем через полвека в журнале «Киевская старина». В позапрошлом веке пользовался популярностью очерк атамана «Пластуны». Вот фрагмент из этого очерка в переводе Аркадия Слуцкого:

«Кроме охоты с ружьем пластуны ставят всякие самоловы: капканы, деревянные ловушки <…> Роскоши пластун не знает, одет кое-как, мыкается, бедствует, но пластунства не бросает. Высокие камыши, полома, местами кустарник защищает его. Одно небо видит пластун в плавнях, да и то, как глянет вверх; по ясным звездам ночами он узнает свою дорогу. В непогоду, хмарь — по ветру, который гнет высокие верхи камыша. В ветер, как днем, так и ночью, самая лучшая охота. Задует ветер — шумит, шуршит камыш, пластун идет не таясь. Затих ветер — остановился пластун, прислушивается».

17 сентября 1862 года группа горцев напала на Кухаренко, отправившегося без конвоя в Ставрополь. Дважды раненный в стычке атаман попал в плен. Пока горцы торговались с казаками о выкупе, шестидесятитрехлетний Кухаренко умер от кровопотери. Войско выкупило у горцев тело своего атамана, его похоронили с почестями на Всесвятском кладбище Екатеринодара. В конце XIX века родственники перезахоронили прах Кухаренко на Крепостной площади в ограде Воскресенской церкви. Во время строительства корпусов краевой клинической больницы им. Очаповского в 1960-х годах погост снесли, а вырытые из земли кости первопоселенцев Екатеринодара вывезли на свалку.

Побег из острога

Самым талантливым кубанским автором XIX века был Василий Мова. Писал он на украинском языке под псевдонимом Лиманский. В потере захоронения Мовы, в отличие от Кухаренко, советская власть ни при чем. Еще в 1910 году украинский поэт Михайло Обидный совершил литературное паломничество в Екатеринодар, но могилу писателя на Всесвятском кладбище отыскать не сумел. Обидный тогда написал возмущенные строки о недостойном отношении жителей города к памяти литератора.

Василий Мова родился в 1842 году в казачьей семье на хуторе Сладкий Лиман в Каневском районе. Здесь же кроются истоки его псевдонима — Лиманский. После окончания гимназии Мову в числе нескольких особенно способных учеников Кубанское казачье войско отправило учиться в Харьковский университет за казенный счет. Но к науке у будущего писателя душа не лежала. Из-за частых пропусков занятий войско в какой-то момент отказалось дальше оплачивать обучение нерадивого студента. Еще во время студенческой жизни Василий Мова начал активно печататься в прессе. По возвращении в Екатеринодар он работал судебным следователем, свободное время посвящая литературе.

Повесть «Из нашей роденьки (Из воспоминаний семинариста)» — одно из немногих произведений, написанных по-русски для русскоязычной газеты «Харьков». Вот фрагмент из него с пунктуацией автора:

«На другой день мне доставили долото. Каждую ночь я продалбливал стену, а к утру закладывал слегка кирпичами, замазывал глиной и задвигал койкой. В четыре ночи дело было кончено. Теперь осталось придумать, как выбраться за ворота. Старатели и об этом похлопотали. Наши арестанты носили в пекарню муку, и готовые кули часто стояли под навесом, — через эти-то кули и все дело произошло. Осторожно вылез я ночью, высыпал половину муки в помойную яму, забрался с мешком в самый темный угол и там вобрался в него и со страхом стал ждать утра. Долго тянулась ночь эта, всю жизнь буду помнить ее <…> Показалась заря <…> Скоро меня понесли, меня и мешки с мукою. Товарищ кряхтел подо мной, мне становилось душно: мука лезла в рот и нос, так что я раза два чуть ни чихнул; у самых ворот солдат сдуру саданул меня прикладом, я опять чуть не крикнул. Принесли мешки и свалили в кладовой <…> Жду я час, жду другой, — нет никого! А мука душит, мешки со всех сторон немилосердно давят, — смерть моя да и только! Слышу: скрипнула дверь, кто-то кашлянул и сказал: — Ну, живая мука, поворачивайся».

В 1933 году в Сухуме умер пенсионер из Краснодара Степан Эрастов. Тело покойного привезли на родину и похоронили на Всесвятском кладбище. В Краснодаре, возможно, он и не дожил бы до своих лет. Эрастов был революционером, в царские времена провел четыре года в сибирской ссылке, но к власти в России пришли не социалисты-революционеры, в чьих рядах он состоял, а коммунисты. Отношение к бывшему эсеру вряд ли было бы терпимым.

Впрочем, литературное наследие писателя ценно не только и не столько революционной биографией автора. Степан Иванович Эрастов родился в 1856 году в Екатеринодаре, в семье русского священника и кубанской казачки. Учился в ставропольской гимназии, а затем в Киевском и Петербургском университетах — в обоих городах в полиции числился неблагонадежным из-за своего круга общения, так как уже тогда тесно общался с народовольцами.

Помимо активной политической деятельности Эрастов был прекрасным бытописателем, пропагандировал украинский язык и культуру. Свои мемуары он посвятил родному городу. Печатались они в журналах «Родная Кубань» и «Кубань: проблемы культуры и информатизации» (журнал Краснодарского института культуры).

Эрастов, как Кухаренко и Мова, писал по-украински. Вот фрагмент из «Воспоминаний старого екатеринодарца». Перевод сделан группой лингвистов под руководством Виктора Чумаченко:

«Впрочем, я любил Старый базар и имел на нем свои радости. Малышом я бродил по базару и слушал музыку базарного гомона и звуков. Торговки приглашали меня к своим палаткам, завлекая вкусными пряниками, маковками, солеными огурцами; сластенницы громко зазывали: "А ну-те сластенов! А ну-те сластенов!", — которые тут же шипели у них в пахучем масле на сковородке. (Эх, полакомиться бы сейчас сластенами...). А там — предлагали борщ с салом, пирожки с печенкой; бубличницы тонкими голосами визжат о бубликах с маком, рыбаки степенно указывают на огромные кучи тарани, чабака и иной рыбы; цыгане басовито расхваливают свой товар. Каждый свое. И все это складывалось в густой вокальный коллектив, создавало своеобразную музыку. А особенно любил я пору предвечерья, когда садилось солнце и когда отовсюду на базаре собирался рабочий люд на отдых и ужин. Утомленные люди усаживались группками на скамьях или на земле и вели не спеша тихую беседу. А я глядел на усталые усатые лица и прислушивался к разговорам».

Затравленный меценат

Еще одна неизвестная могила на Всесвятском кладбище принадлежит поэту и писателю Якову Жарко, который тоже писал на украинском языке. В 1912 году в сборнике «Екатеринодарцам» Жарко высмеивал сатирическими стихами городскую думу и местных чиновников. После смерти Федора Коваленко стал директором картинной галереи. В 1928 году, когда в Краснодаре организовали Музей революции, Жарко отдал в дар в отдел христианской религии свою коллекцию икон.

В 30-е годы поэта затравило ОГПУ. Сына Жарко отправили в лагеря строить Беломорканал, сам Яков Васильевич несколько раз подвергался арестам и обыскам, во время которых погибло множество его рукописей. Жарко вместе с Эрастовым и Петлюрой состоял в революционной украинской партии. Было это, правда, до революции, но чекистов данная деталь мало интересовала. Несколько недель поэт провел в краснодарской тюрьме, где следователи пытались выбить из него признания в шпионаже и контрреволюционной деятельности. Жарко отпустили, но сердце не выдержало, и вскоре он умер.

Книги Якова Жарко так и не были переведены на русский язык. Самые крохи выходили в литературных журналах и антологиях. К примеру, автобиография, написанная в конце жизни для сборника стихов, который в последний момент решили не печатать. Вот фрагмент из нее, где автор вспоминает свои юношеские годы в конце XIX века:

«Я доучился приходящим в фельдшерской школе и получил право работать учителем. Мечтал поселиться где-нибудь в селе и жить среди простого народа. Но не удалось! — губернатор "должность не утвердил". Я жил у отца. Отец и мать старели. Я покашливал. Меня никуда не отпускали. Мама пережила так много горя, смерть детей, а потому и слушать не хотела, чтобы я куда-нибудь ехал. Купили корову… Кормили и отпаивали меня теплым молоком "до схочу"… Может быть, оттого и остался в живых до сих пор» («О себе», 1933).

Неопубликованная повесть о Беломорканале

Возможно, где-то на Всесвятском кладбище покоится и Тихон Строкун. Он был поэтом-бандуристом, выступал в 30-е годы XX века с песнями на краевом радио. Играл Строкун на огромной пятидесятиструнной бандуре, сам делал эти музыкальные инструменты. Современники называли его выдающимся бандуристом. В 1931 году он окончил факультет украинской филологии Краснодарского пединститута, преподавал украинский язык и литературу, публиковал стихи и прозу на украинском языке. В 1933 году его арестовали и приговорили к десяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность. Как и сын Жарко, Строкун во время заключения строил Беломорканал. Вернулся в Краснодар Тихон Строкун только после войны, работал учителем русского языка и библиотекарем. В его уголовном деле хранится книга о строительстве Беломорканала, написанная на зоне. Когда-то фрагменты из нее и записи из дела готовили к печати, но до публикации дело так и не дошло.

Профессор Виктор Чумаченко, читавший рукопись, рассказывает:

«Повесть заканчивалась сценой, где зэки стоят на берегу, по водам Беломорканала идет первый пароход, а они кричат: "Слава товарищу Сталину! Слава товарищу Ягоде!" Строкун, как и многие, верил, что, если напишет такой панегирик вождям, его отпустят».

Кстати, в архиве КГБ выяснился и неизвестный литературоведам псевдоним, под которым печатался Тихон Строкун — Дядька Гаврила.

Найти фамилию Строкуна в архивных списках Всесвятского кладбища автору статьи не удалось. Официальный список захоронений заканчивается 3 января 1965 года, Тихон Строкун умер 20 июля того же года. Подхоронили его к родственникам уже после закрытия кладбища или его могила находится на тогда только открытом Славянском кладбище — неизвестно.

Найти фамилию поэта пытались и по спискам захоронений, составленных в 1985 — 1986 годах хранителем Всесвятского кладбища со слов родственников. Списки эти находятся в городском архиве. Но маловероятно, что возможно осилить 41 рукописный том, заполненный бессистемно, порой неразборчивым почерком. Так что четких свидетельств места упокоения поэта на данный момент нет.

Огромные деревья рушат корнями могильные плиты Всесвятского кладбища, все поросло травой, на погосте царит запустение. Возможно, через несколько лет спасать уже будет нечего. Могил писателей, о которых говорится в этой статье, уже не найти, но могут быть потеряны и другие старинные надгробия, напоминающие о людях, чьи жизни стали частью истории города.

Краснодарская писательская организация создана постановлением секретариата Союза писателей СССР от 8.08.1947 г. и решением крайкома ВКП/б от 5.09.47 г. Учредительное собрание состоялось 5.09.47 года. С 1 июня 1950 года она получила статус отделения организация Союза писателей СССР. Создателями кубанского Союза писателей и первыми ее членами были прозаики А. Н. Степанов, П.К. Игнатов, П.К. Иншаков, драматург Н.Г. Винников, поэт А.А. Кирий. Краснодарское краевое отделение Союза писателей России сегодня насчитывает 45 мастеров слова.

Первым руководителем краевой писательской организации был избран П.К. Иншаков. Впоследствии организацию в разное время возглавляли А.И.Панферов, В.Б. Бакалдин, И.Ф. Варавва, С.Н. Хохлов, П.Е. Придиус и др.

Кубанских писателей-романистов, лауреатов Сталинской премии Анатолия Степанова, Аркадия Первенцева, оценили не только в нашей стране, но и за рубежом. Высокое признание получили писатели Виктор Лихоносов (роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж»), лауреат Государственной премии, лауреат премии «Ясная поляна», Почетный гражданин г. Краснодара, Герой Кубани; Анатолий Знаменский, лауреат Государственной премии, лауреат премии имени М.А.Шолохова (роман «Красные дни»),

С талантливыми произведениями вышли к всероссийскому читателю писатели-кубанцы: Павел Иншаков, Петр Игнатов, Александр Панферов, Георгий Соколов, Владимир Монастырев, драматург Николай Винников. По произведениям Виктора Логинова снимались фильмы, он автор более 40 книг, дважды орденоносец. Свое слово в развитие российского стихосложения внесли кубанские поэты Виталий Бакалдин, Заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин г.Краснодара, лауреат Международной премии им. М.А.Шолохова, Иван Варавва, лауреат Всероссийской литературной премии им. А.Т.Твардовского, лауреат краевых премий; Почетный гражданин г.Краснодара, Герой труда Кубани. А также Сергей Хохлов, Почетный гражданин города Краснодара, лауреат премии Союза писателей РФ, Борис Тумасов, лауреат Международной премии им. М.А.Шолохова, тираж книг которого превышает 6 миллионов, Герой труда Кубани Кронид Обойщиков – Заслуженные работники культуры России, лауреаты краевых премий им. Е.Степановой, Н.Островского, К.Россинского. Заслуженные работники культуры Кубани Сейтумер Эминов, Валентина Саакова, Вадим Неподоба, Николай Краснов.

К плеяде этих блестящих литераторов-ветеранов можно смело добавить имена представителей среднего поколения. Николай Зиновьев, лауреат администрации Краснодарского края (2004 г.), Союза писателей России «Большая литературная премия» (2004 г.), имени А. Дельвига «Литературной газеты» 2007г.; международных литературных конкурсов: газеты «Литературная Россия» – «Поэзия третьего тысячелетия» (2003 г.) и «Золотое перо» (2005 г.); литературно-театральной премии имени Виктора Розова «Хрустальная роза» (2008 г.), премии Союза писателей России имени Эдуарда Володина «Имперская культура» (2009 г.), по праву принадлежит к числу поэтов, покоривших поэтический Олимп России. Победитель Международного литературного конкурса 2004 г. «Душа прикоснулась к душе», лауреат конкурса «Серебряное перо России», лауреат премии «Литературной газеты» им. Антона Дельвига, премии администрации Краснодарского края им. Е.Степановой Николай Ивеншев, Владимир Архипов, член- корреспондент Петровской Академии искусств, Международной академии поэзии, лауреат Всероссийского православного литературного конкурса имени Святого благоверного князя Александра Невского, международного литературного конкурса «Золотое перо», Заслуженные работники культуры Кубани Иван Бойко, Виктор Ротов; лауреат премии журнала «Наш современник» Нина Хрущ, лауреат литературной премии им. М.Алексеева Светлана Макарова, лауреаты литературных премий им. А.Знаменского Людмила Бирюк, Нелли Василинина, Владимир Кирпильцов, прозаики Александр Драгомиров, Геннадий Пошагаев. Известными стали имена кубанских поэтов лауреата Всероссийской премии им. Александра Невского Валерия Клебанова, лауреата международного литературного конкурса им. А. Толстого Любовь Мирошниковой, лауреата всероссийского литературного конкурса им. М.Булгакова Алексея Горобца, лауреата премии администрации Краснодарского края Владимира Нестеренко; Виталия Серкова и многих других. За большой вклад в укрепление могущества и славы России Высший Совет Форума «Общественное признание» наградил кубанского прозаика, Заслуженного работника культуры Кубани И.И. Мутовина Золотым знаком и присвоил звание лауреата 2003 года.

Членство в организации является фиксированным, на основании выписки из протокола о принятии в Союз писателей России, которая присылается из Секретариата СПР, и членского билета организации.

Основное направление деятельности Краснодарского регионального отделения Союза писателей России – создание высокохудожественных книг прозы, поэзии, публицистики, продолжающих духовные традиции русской классической литературы, популяризация творчества кубанских писателей.

Председатель правления Краснодарского отделения Союза писателей России – Светлана Николаевна Макарова. Члены правления организации: Л.К. Мирошникова, Н.Т. Василинина, Л.Д. Бирюк, В.А. Архипов, Н.А. Ивеншев, В.А, Динека, В.Д. Нестеренко.

Председатель ревизионной комиссии – Андрей Николаевич Пономарев. Члены комиссии: Т.Н. Соколова, Г.Г. Пошагаев.


Лихоносов Виктор Иванович, родился в ст. Топки, Кемеровской области, в 1961 г., известный писатель Кубани и страны. Окончил историко- филологический факультет Краснодарского педагогического института. Работал учителем в Анапском районе. Печатается с 1963 г. Рассказы и повести: «Брянские», «Домохозяйка», «Родные», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Люблю тебя светло», «На улице Широкой». Многолетний труд о Екатеринодаре – Краснодаре, его истории и людях, их характерах, быте и жизни роман «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж».. Лихоносов Виктор Иванович Лихоносов Виктор Иванович член высшего творческого Совета при правлении Союза писателей РФ», редактор литературно- исторического журнала «Родная Кубань», лауреат Государственной премии России, Международной премии имени М. Шолохова. Награжден орденом «Знак Почета», орденом преподобного Сергея Родонежского III степени. Герой труда Кубани


Варрава Иван Федорович, известный кубанский поэт, родился 25 февраля 1925 г в селе Новобатайск, Ростовской области в семье переселенцев с Кубани, в 1932 г. семья возвратилась на Кубань. Потомственный казак. В 1942 ушел на фронт, прошел боевой путь до Берлина, на стенах Рейстага оставил стихотворную надпись. Был тяжело ранен. Имеет много боевых наград, ордена: Отечественной войны I степени, Красной звезды, Знак Почета. Окончил литературный институт, работал в Министерстве культуры СССР, но возвратился на родную Кубань. Собирал казачьи песни, много сделал для возрождения Кубанского казачьего хора. Творческая Варрава Ивана Фёдоровича деятельность очень плодотворна, издал десятки сборников произведений, такие как: «Песни казаков Кубани», «Казачий край», «Огонь горицвета», «Молодость сабли», «Пшеничный прибой», Песня гайды», «Цветы и звёзды», «Соколиная степь», «Казачий шлях», «Бежит река Кубанушка», «Всадники вьюги» и ряд других. Варрава Иван Фёдорович За литературную деятельность награждался различными премиями. Герой труда Кубани.


Образцов Константин Николаевич Образцов Константин Николаевич, русский поэт, родился 28 июня 1877 г. в г. Ржевске, Тверской губернии. Окончил Тифлисскую духовную семинарию. Как лучший ученик был направлен в Петербургскую духовную академию. Учился также в Юрьевском университете на историко- филологическом факультете. Служил священником во Владикавказской епархии. Служил священником в Кавказском полку Кубанского казачьего войска, участвовал в Первой мировой войне, награжден орденом Святой Анны. Как талантливый поэт и патриот написал много стихотворений, многие из которых стали песнями, в том числе казачьими, кубанскими. Произведение Образцова К. Н. «Ты Кубань ты наша родина, вековой наш богатырь» стала Кубанским гимном. Судьба трагична, как и многих в годы революции, гражданской войны. По одним сведениям он умер от тифа в Краснодаре, по другим расстрелян ВЧК в 1920.


Обойщиков Кронид Александрович русский поэт, родился в станице Тацинская, Ростовской области 10 апреля 1920 г., умер 11 сентября 2011 в Краснодаре на 92 году жизни. Обойщиков К.А. окончил Краснодарское авиационное училище, военный летчик. С первых дней участник Великой Отечественной войны, служил в бомбардировочном полку, охранял конвои союзников. Награжден за боевые заслуги двумя орденами Отечественной войны, орденом Красного знамени. Кронида Обойщикова печатается в газете «Армавирская коммуна» в 1936 г. Послевоенные годы стал печататься в армейских и флотских газетах и журналах. В 1963 вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье». Издал более 30 книг, в том числе: Бессонное небо», «Линия судьбы», «Награда», «Мы были». «Салют победы», «Имя твое в небесах пронесу». Он много писал для детей замечательных поэтических произведений: «Сфетофорик», «Зойка пешеход», «Как слонёнок учился летать». Делал переводы поэтов Северного Кавказа. Кронид Обойщиков член Союза писателей СССР и Союза писателей России. Общиков Кронид Александравич Заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Кубани, почетный гражданин Краснодара, лауреат премий. Герой труда Кубани.

создатели литературной экспозиции «Дома Музея Лермонтова в Тамани»
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
М.Ю.Лермонтов.

В творчестве многих русских писателей и поэтов XIX века Кавказ и Кубань сделались своеобразной Меккой. Да и как могло быть иначе. Оказавшись в этих местах, увидев быт и нравы местных жителей, услышав песни терских казаков – никто из них не мог молча пройти мимо. И для всех, кто с этим соприкоснулся, увиденное вошло в жизнь и творчество как личная тема. И, как справедливо было замечено, русская литература усыновила Кавказ, «открытый» ещё А.С.Пушкиным, и этим выразила свое определенное внимание к народу, населявшему эти места.

«С легкой руки Пушкина, — писал В.Г.Белинский, — Кавказ сделался для русских поэтов заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни смелых мечтаний!..»

И, действительно, после «Кавказского пленника» Пушкина, который в 20-30-е г.г. прошлого века был необычайно популярен, многие стихотворцы стали подражать поэту. Но не только известные и популярные писатели и поэты обращались к этой теме, в печати стали появляться произведения мало известных и даже совсем неизвестных авторов.

Так в «Тифлиских ведомостях» в 1832 г. появилось подписанное инициалами П.Б…ий Н…ко, стихотворение «Гребенский казак». Тема стихотворения — прощание молодого казака со своей возлюбленной перед отъездом к чеченцу-кунаку за Терек. Казачка спрашивает своего любимого:

Ты за Терек идешь? — оставляешь меня!
Ненаглядный! Зачем оседлал ты коня?
Из станицы родной на чей зов ты спешишь?
Вижу, дротик в руке
И ружье на луке…
Лихой гребенец утешает её, говорит, что скоро вернется. Но любимая не верит его словам, её томит тяжкое предчувствие:
Там в ауле чужом.
На Кавказе седом,
За родную страну ляжешь ты головой!

Это стихотворение считают одним из самых ранних опытов подражания песням казаков-гребенцов. В жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Бестужева-Марлинского, да и многих других Кавказ и Кубань заняли особое место — поэты не раз бывали здесь, сохранилось не мало интересных произведений, написанных об этих удивительных местах. В первой половине XIX в. под Кавказом понимали огромную географическую территорию от Черного моря до Каспийского и от Кубани до границы с Турцией в Закавказье. Первым, кто отметил эту особую близость наших великих русских поэтов с Кавказом, был В.Г.Белинский:

«Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта — писал критик… Странное дело! Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною!

Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — «Кавказского пленника», и одна из последних его поэм — «Галуб» — тоже посвящена Кавказу. Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума»… И вот является новый великий талант — и Кавказ делается его поэтической родиной, пламенно любимой им; на недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас; в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Ипокрену…»

Кавказ по-разному входил в жизнь Лермонтова. Каким он его представлял, когда проезжал ещё ребенком с бабушкой на Горячие Воды вначале через Воронеж, а дальше через земли Донских казаков: Новочеркасск, малые и большие почтовые станции на Кубанской кордонной линии? Не сохранилось записей юного Лермонтова, но судя по тому что, дошло до нас, мы можем с уверенностью сказать — мальчик зорко и внимательно всматривался в окружающий мир. Когда ему было четырнадцать неполных лет в его первой поэме «Черкесы» появились, например, описания казачьих сторожевых постов, которые в точности соответствовали видимой им раньше картине:

На холмах маяки блистают;
Там стражи русские стоят;
Их копья острые блистают,
Друг друга громко окликают…

В пятнадцатилетнем возрасте Лермонтов вспомнил как он «на водах Кавказских» испытал первое трепетное чувство. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?»

Шли годы, было время когда юноша увлекся Испанией, когда запоем читал французских, английских и немецких авторов, но он помнил о Кавказе и… тосковал о нем…

Я счастлив был с вами ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

В одной из своих тетрадей юноша записал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали. Вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью. Нежданный. И страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребенка. И люди, как вольные птицы. Живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит, в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье, и шьют серебром — в тишине увядая душою — желающей, южной. С цепями судьбы незнакомой». Какое красноречивое признание в любви к свободному, всегда прекрасному краю, к его людям…

В Школе Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лермонтов прочел повести А.А.Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур» и рука невольно потянулась к карандашу. В юнкерском альбоме сохранились иллюстрации, сделанные Лермонтовым к этим произведениям. Нас до сих пор поражает, с какой точностью он рисует нападение горцев на казачье укрепление, его внутренний вид, так и кажется, что этот рисунок сделан с натуры где-нибудь на Кавказской линии. Детские впечатления действительно наиболее устойчивы. Память поэта удержала их и много лет спустя. Лермонтов блестяще воспроизвел на бумаге увиденные картины.

1837 год стал переломным в судьбе поэта. Изменения коснулись всего — жизни, творчества. Лермонтов вновь едет на Кавказ, хотя и не по своей воле. Из Петербурга он успел отправить Святославу Раевскому письмо, в котором предвосхитил свою будущую славу:

«Прощай, мой друг. Я буду к тебе писать про страну чудес — восток. Меня утешают слова Наполеона: Великие имена создаются на Востоке»…Ему было только двадцать два года от роду, он ехал в ссылку, не зная, что его ждет в этом, с детства знакомом, краю, но поэт готовился воспринимать его внимательно, хотел отразить в своем творчестве все события, которые будут с ним происходить.

Сейчас нам легко говорить об этом потому, что в романе «Герой нашего времени», в стихах и поэмах описаны Ставрополь и Кубань, маленькие города на Кавказских Минеральных Водах, Военно-Грузинская дорога, поездки по Кабарде и Чечне, посещение Владикавказа и Тифлиса, долины Грузии, вершина Казбека, сияющая «как грань алмаза» — ничто не ускользнуло от его взора.

И действительно, вернувшись с Кавказа, поэт вдруг стал великим, о нем заговорили в обществе, он был, как говорится, «нарасхват», его жаждут видеть в Высшем свете. Все это было для него ново и в письме к М.А.Лопухиной он не удержался, чтобы это не отметить: «Весь свет, который я оскорблял в своих стихах, старается осыпать меня лестью; самые хорошенькие женщины выпрашивают у меня стихи и хвастаются ими, как величайшей победой».

В последние четыре года своей жизни, Лермонтов создал немало прекрасных произведений, в которых так или иначе описан Кавказ. Это и «Казачья колыбельная песня», и «Дары Терека», «Памяти А.И.Одоевского», «Я к вам пишу, случайно — право…», больше нам известное как «Валерик», «Спор», «Сон» и многие другие.

Покидая в 1841 году Петербург, Лермонтов снова ехал на Кавказ, но именно Кавказ не уберег поэта. Кавказ стал его последним приютом… Имя Лермонтова увековечено здесь в названиях населенных пунктов и улиц, школ и библиотек. Поэту установлены памятники в Пятигорске и Геленджике, Тамани, Кисловодске.

Многое изменилось в этих краях, но попытайтесь проехать по тем дорогам, по которым когда-то «по казенной надобности» следовал поэт, и вы увидите бесконечные кубанские степи и кубанских казаков, белоснежные вершины Казбека и Шат-горы, бурный Терек и не умолкающие волны Черного моря.

Представьте на миг: за спиной остался Петербург. Лермонтов проехал Москву, Воронеж, Новочеркасск, впереди дорога в страну, которую он видел последний раз в десятилетнем возрасте…

Краевой конкурс общеобразовательных учреждений по пропаганде чтения среди школьников

Девиз:

«На Кубани новое поколение выбирает чтение!»

Номинация

«Знатоки краеведческой литературы»

Подготовила и провела

учитель МБОУ СОШ №5

Мищенко Л.Д.

3 «Б» класс

Единый Всекубанский классный час. Мини-проект

Тема: Писатели Кубани - детям.

Цель работы: расширить знания о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать

интерес к литературе родного края и желание ее изучать;

Задачи:

    Расширить знания по теме;

    Собрать биографические сведения о некоторых писателях и поэтах.

    раскрыть значимость кубанской литературы;

Методы исследования:

    чтение различной литературы; работа в интернете;

    опрос; интервью;

1.Введение

Ребята, а как вы думаете много ли людей, которые прославили нашу малую Родину- Кубань?

Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые внесли огромный вклад в историю нашего региона.

Мы очень любим читать. Книги учат нас, заставляют размышлять о самых разных вещах: о добре и зле, о честности и лжи. Книги погружают нас в волшебный мир сказок, ведут за собой в путешествия. У нас в школе ведутся уроки кубановедения. Слово «Кубановедение» – означает знание о своей малой родине, – от слов “ведать”, “знать свою родную Кубань, её природу, историю, хозяйство, быт, культуру.

Начиная с 1 класса, мы знакомились с кубанскими писателями и их творчеством . Всего не­сколько строчек - и перед нами портрет родной кубанской земли.

Даль степей сквозная

Гор простор орлиный –

Сторона родная,

Край наш тополиный!

(Виктор Стефанович Подкопаев)

Интересна, богата кубанская земля событиями. Уникальна история Краснодарского края.

Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. Нам нужно как можно больше узнать о « мастерах слова», выдающихся представителей литературы Кубани, о кубанских поэтах, выяснить тайны их мастерства. Нам нужно привлечь внимание и других ребят к литературе родной Кубани. Показать, что «Кубанская литература для детей» очень разнообразна, интересна и может помочь нам лучше узнавать свои истоки, свой казачий народ. Это и определит выбранную тему нашего проекта.

2. Литературный обзор

С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.Пушкина, Ю. Лермонтова,

Л. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А.Толстого и многих др. Вскормила кубанская земля своих сыновей - художников литературного слова. Это - Головатый Антон Андреевич (1732 – 1797) Войсковой судья Черноморского казачьего войска, третий кошевой атаман. Возглавлял депутацию казаков для «поднесения» прошения Екатерине 2 об отводе земель черноморским казакам на Тамань. Активно занимался обустройством казаков – переселенцев на Кубани. Автор стихотворений, ставших популярными казацкими песням. Кухаренко Яков Герасимович(1799 – 1662)- первый писатель и историк Кубани, наказной атаман Черноморского казачьего войска из числа коренных черноморцев. Щербина Фёдор Андреевич(1849 – 1936) Выдающийся кубанский историк, автор двухтомной «Истории Кубанского казачьего войска». Пивень Александр Ефимович, Беляков Иван Васильевич.Обойщиков Кронид Александрович, Гатилов Виталий Васильевич, Подкопаев Виктор Стефанович Иваненко Виктор Трофимович, Логинов Виктор Николаевич, Варавва Иван Фёдорович, Бакалдин Виталий Борисович, Хохлов Сергей Никанорович, Зубенко Иван Афанасьевич, Абдашев Юрий Николаевич, Неподоба Вадим Петрович, Пальман Вячеслав Иванович, Зиновьев Николай Александрович и др.

3. Исследования жизни и творчества кубанских писателей.

Сегодня мы познакомимся с биографией и произведениями некоторых писателей Кубани.

3.1 Краткие биографические сведения.

Отчий край! Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

К. Обойщиков

Обойщиков Кронид Александрович

Родился он 10 апреля 1920 году на донской земле, в станице Тацинской. В десятилетнем возрасте переехал с родителями на Кубань. Жил в станице Брюховецкой, городах Кропоткине, Армавире, Новороссийске. Первое стихотворение «Гибель стратострата» было опубликовано в газете «Армавирская коммуна» в 1936 году, когда Кронид Александрович учился в восьмом классе. После окончания школы работал в порту, на элеваторе. Но всегда мечтал стать летчиком. Его мечта осуществилась в 1940 году, он окончил Краснодарское авиационное училище.

С первого дня Великой Отечественной войны участвовал в боях на Юго-Западном фронте, потом в составе авиаполка Северного флота прикрывал караваны судов союзников. «…Летать приходилось зимой и летом над тайгой иногда в очень сложных метеоусловиях. Можете мне поверить, что решать все эти сложнейшие задачи уже тогда помогало яркое творческое дарование нашего признанного полкового поэта Кронида Обойщикова», вспоминает Алексей Уранов, лауреат Государственной премии. В течение войны Кронид Александрович совершил сорок один боевой вылет. Два нелегких десятилетия отдал военной авиации, с мужеством, достоинством и честью выполнив свой долг защитника Родины.

Его первый сборник стихов «Тревожное счастье» вышел в Краснодаре в 1963году. В этом же году он становится членом Союза журналистов СССР, а в 1968 – членом Союза писателей СССР. Всего поэт издал 21 поэтический сборник стихов, семь из которых для детей. На стихи Обойщикова написано много песен композиторами Григорием Пономаренко, Виктором Пономаревым, Сергеем Чернобаем, Владимиром Магдалицем.

Стихи Кронида Александровича переведены на адыгейский, украинский, эстонский, татарский и польский языки.

Он один из авторов-составителей коллективных сборников «Кубани славные сыны», посвященных кубанцам-Героям Советского Союза, и альбомов «Золотые звезды Кубани», за что в 2000 году был принят в почетные члены Краевой ассоциации Героев Советского Союза, России и полных кавалеров ордена Славы.

Главная тема его произведений – мужество и героизм летчиков, фронтовое братство, красота земли и человеческих душ.

(Чтение учащимися стихотворения К.Обойщикова «Зайка-пешеход»)

Беляков Иван Васильевич

Родился Беляков 8 декабря 1915 года в деревне Мокрый Майдан Горьковской области, затем с семьей переехал в город Горький. В 1938 году он поступает в Литературный институт имени М. Горького в Москве. А когда началась Великая Отечественная война, Иван Васильевич, не задумываясь, уходит с 3-го курса института на фронт. В 1947 году после демобилизации Иван Васильевич приехал на Кубань. Работал в газетах «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани».Одна за другой выходят его книги, сборники песен, поэмы, сказки. Он печатается в газетах «Пионерская правда», «Литературная газета», журналах «Знамя», «Дружные ребята», «Юный натуралист», «Костер», «Мурзилка», «Крокодил», «Огонек», «Дон».

В 1957 году Беляков был принят в Союз писателей СССР.

Во всех произведениях поэта звучит детская тематика. Боевой офицер, прошедший жестокую, кровопролитную войну, стал писать добрые, светлые книги для детей о «голубоглазых мальчишках», о «маленькой Ларисе», у которой «на лице румяном звездочки-веснушки». Он стал детским поэтом. Ему хотелось, чтобы мальчишки и девчонки знали о своих погибших ровесниках, которые так и не успели возмужать, повзрослеть. Именно это подтолкнуло поэта сочинить стихи о кубанском казачонке Пете Чикильдине из отряда знаменитого Кочубея, о Коле Побирашко – юном разведчике из села Шабельского.

Многие стихи И. Белякова воспевают красоту природы. В них слышится ее вечный голос: шум воды, ветра, гомон птиц, шепот созревающей нивы, видится вся радуга цветов степного раздолья. Циклы «Я маме помогаю», «Летучий огонек», «Солнечные брызги» раскрывают ребятам удивительный мир растений и животных. Автор призывает маленьких читателей не проходить мимо красот природы, постигать ее тайны.

Сказки «Однажды весной» и «Построил заяц дом», включенные в сборник «Веселый хоровод», учат детей любить животных.

Неизменный спутник поэта – юмор. Чувство юмора делает стихи более интересными, помогает раскрытию содержания, создает оптимистический настрой. Воспитанию в детях доброты, сердечности, бережного отношения к пернатым друзьям посвящены стихотворения «Не робей, воробей», «Галка» и другие.

Иван Васильевич написал более 40 книг. Они издавались в Краснодаре, Ставрополе, в центральных издательствах «Молодая гвардия», «Детская литература», «Советская Россия», «Малыш».Умер Иван Васильевич в декабре 1989 года.

(Чтение учащимися стихотворения И.Белякова «Бабочка»)

Владимир Дмитриевич Нестеренко

Родился в 1951 году в станице Брюховецкой. Начал заниматься литературным творчеством в школьные годы и продолжал писать стихи во время учебы в Адыгейском пединституте. В 1973 году в Майкопе на одном из семинаров молодых поэтов путевку в детскую литературу Владимиру Нестеренко дал московский поэт Георгий Ладонщиков. Стихи для малышей В. Нестеренко пишет более 30 лет. В издательствах Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы опубликовано около 40 книг поэта-кубанца. Их общий тираж превысил 2 миллиона экземпляров. Произведения В. Нестеренко вошли в хрестоматии и антологии детской литературы, в учебники по кубановедению. На стихи поэта написано более 50 песен. Наш земляк – автор журналов «Мурзилка», «Веселые картинки», «Муравейник», многих газет. В. Нестеренко - большой друг детских библиотек. По инициативе краевой детской библиотеки имени Братьев Игнатовых был издан сборник поэта «Наша родина – Кубань», который стал хорошим подспорьем для педагогов и школьников, изучающих историю родного края. Ввиду большой популярности книги, она была в 2008 году переиздана.

(Чтение учащимися стихотворения В.Д.Нестеренко «В море»)

Любовь Кимовна Мирошникова

Родилась в 1960 г. в Краснодаре, в семье простых сельских тружеников. Детство и юность прошли в пригороде Краснодара. Свое первое стихотворение Любовь Кимовна написала в первом классе. Но главным любимым занятием будущей кубанской поэтессы было пение.

Всерьез поэзия пришла к Любови нежданно: первые пробы пера в жанре поэтического творчества были предназначены ее детям: в 1987 году она пишет стихи для первенца Дениса (1980 г.р.) и дочери Юлии (1983 г.р.). Ее творчество заметил известный кубанский поэт, член Союза писателей СССР, Вадим Неподоба и предложил ей работать над выпуском первого сборника стихотворений для детей «Кому быть воробьем. В 1991 г. ее стихи впервые опубликованы в альманахе «Кубань».

В июне 1996 г. Л. Мирошникова окончила Московский Литературный институт им. Горького, а накануне – в апреле сего года, была принята в члены Союза писателей России. В 1998 г. в издательстве «Советская Кубань» вышел в свет сборник стихов для детей «Выручалочка», который был в 2007 г. награжден Почетным дипломом Второго Международного конкурса им. А.Н. Толстого (г. Москва) в числе лучших книг для детей и юношества. По итогам этого конкурса в Москве был издан трехтомник «50 писателей», где во втором томе были опубликованы стихи поэта Любови Мирошниковой. Ранее детские стихи Любови Мирошниковой принесли ей победу в номинации «Детская поэзия», в литературном конкурсе «Неизвестные поэты России. Год 2001-й», который проходил в Интернете.

В 2001 г. по благословению Екатеринодарского и Кубанского митрополита Исидора вышел в свет сборник духовных стихотворений Любови Мирошниковой «У небесных врат».

В настоящее время готовы к изданию рукописи стихи для детей «Как воробей спас солнечного зайчика».

Изучив жизнь и творческий путь этих писателей, мы узнаем, в чём секрет их таланта и разнообразия жанров литературы. У многих из них была сложная, полная опасностей судьба. Любовь к своей малой родине, к людям, к своей истории помогли им создать прекрасные литературные произведения. Они льются, как песня прямо из глубины души и помогают нам увидеть и почувствовать то, что мы не замечали раньше.

(Чтение учащимися стихотворения Л.К.Мирошниковой «Про солнышко, про Аллочку и эскимо на палочке».)

3.2 « Замечательные сборники»

Исследуя литературу Кубани, посещая библиотеки, мы можем познакомиться с замечательными книжными сборниками народных сказок, легендами, содержащими различные сведения о выдающихся людях Кубани.

Сборник «Писатели Кубани – детям» посвящён поэтам и прозаикам Кубани, пишущим для детей. Здесь собраны фотографии, биографии, краткие библиографические сведения об авторах, создавших свои произведения в разных литературных жанрах.

- «Серебряные книги кубанских сказок»- « ….дань любви к родной стороне, к своим предкам с их неповторимой удивительной судьбой» (от автора- составителя)

Удивительный сборник, где представлены оригинальные народные кубанские легенды и сказки. А проиллюстрировал её не профессиональный художник, а группа юных художников детской художественной школы №3 города Краснодара.

Эпизоды из казачьей жизни словно ожили на « полотнах» ребят. У нас в школе и в библиотеке ДК достаточно много разнообразной литературы кубанских авторов и литературы о жизни кубанцев, о прошлом и настоящем нашей малой Родины. Есть уникальные сборники устного фольклорного творчества.

    Работа в группах . Учащиеся составляют стихотворение из отдельных предложений.

« МОЯ ПЕСЕНКА» В.Нестеренко

Лето ходит босиком

По земле нагретой.

К быстрой речке прямиком

Мчится в полдень лето.

Долго плещется в реке,

В мяч, смеясь, играет

И со мною на песке

Лето загорает.

5. Творческая работа . Рисунки учащихся к данному стихотворению.


6. Заключение.

Богата наша кубанская земля талантами. Много создано литературных произведений на Кубани. Они помогают нам осознать, как прекрасна земля, на которой мы живём и необходимо беречь её. Нужно читать потому, что «Тот, кто не знает своего прошлого, не может понять настоящее и предвидеть будущее». Я призываю вас идти в библиотеку и открывать удивительный мир кубанской литературы.