Год основания п. Один из многих. В качестве заключения

по поводу установления даты основания города Сарова

Определение даты основания какого-либо исторического поселения всегда вызывает закономерный общественный интерес и всегда сопряжено с определёнными трудностями. Сложность решения подобной задачи, на мой взгляд, обусловлена тремя основными причинами.

Во-первых, статус населённого пункта со временем, как правило, претерпевал изменения, и в связи с этим возникает проблема начальной точки отчёта – с каким из поселений, некогда существовавших в данной местности, следует связать начало истории интересующего населённого пункта. Эта проблема, во многом имеет терминологический характер (другими словами, до определения даты надо «договориться» о терминологии – дату основания чего мы пытаемся выяснить).

Во-вторых, иногда определение времени основания населённого пункта невозможно по существу, по самой природе интересующего исторического процесса. Дата основания поселения – это точка на временной оси, предполагающая некий одномоментный процесс (внезапное появление нового качества, скачёк, разрыв и проч.). Действительно, многие города (поселения городского статуса) появлялись именно так. Их оборонительные стены и башни, элементы общественного благоустройства (водоотводные канавы, мостовые и проч.), главные общественные и культовые сооружения возводились по единому наперёд составленному плану. Среди таких городов можно назвать античные города с изначальной регулярной («гипподамовой») планировкой (такие как Ольвия, Херсонес и проч.), некоторые городские центры Древней Руси. Среди последних – Нижний Новгород, заложенный в малонаселённой местности (по данным археологии) по воле великого владимирского князя Юрия Всеволодовича в 1221 г. С большой вероятностью, к таким же городам можно отнести и Городец-на-Волге. Города с такой «внезапной и скоротечной» историей появления, как правило, возникали только в результате инициативы государственной власти и почти всегда на изначально малозаселённых территориях. Именно для них задача определения даты основания имеет «естественное» решение.

Многие другие городские поселения формировались совершенно иначе – постепенно, без какого-либо первоначального замысла. Они «прорастали» подобно деревьям из крохотных починков, зимниц, деревень, посёлков. Эти поселения весьма неспешно обрастали «городским» хозяйством, наращивали население, и постепенно обретали городской статус. Их «городская» история, скорее, «непрерывна», чем «скачкообразна». В этом случае определение даты основания не имеет основы в исторической действительности, и соответствующая ей точка отсчёта на оси времени «размазывается» в протяжённый отрезок с нечёткими нерезкими концами. В такой ситуации, задача определения даты преобразуется в вопрос о датировке основных «градообразующих» событий.

В-третьих, помимо методологических, существуют проблемы фактического определения дат отдельных населённых пунктов. Например, по данным археологических работ, очевидно, что Городец-на-Волге был заложен сразу как большой город. Вместе с тем дата его основания (точнее — дата совершения чина заложения города) в летописях не указана (а археологические датировки по своей природе довольно широки). В этом случае приходится довольствоваться определением «вилки» — временного промежутка, в котором произошло данное событие (1164-1172 гг.).

Теперь о Сарове, но сначала в наиболее строгом формальном плане. Исходная задача формулируется в следующем виде: определение времени основания города Саров. Город (по общепринятому в современной географии и истории определению) – это многофункциональный и многонаселённый пункт, имеющий разнообразные и обширные связи как с окружающей «пригородной» территорией, так и с весьма удалёнными областями. «Крупность» города определяется не столько численностью жителей, сколько разнообразием его функций, протяжённостью и обширностью его связей как населённого пункта. В настоящее время Саров, безусловно, является городом, но городом «малым», так как спектр его функций не столь широк, как у «крупных» городов, функции которых имеют иной порядок разнообразия (Москва, Санкт-Петербург., Н. Новгород, Екатеринбург и др.). «Малые» города отличаются от «больших» выживаемостью. Если снижается востребованность ограниченного набора функций «малого» города – ему приходится «переквалифицироваться» либо гибнуть; в этом смысле «большому» городу с широким спектром востребованности выживать намного легче (при современном кризисе закономерен «рост» Москвы и упадок небольших областных и районных центров – как в позднеантичной Византии в 4-5 вв., когда провинциальные города повсеместно исчезали, а крупные городские центры становились всё более и более населёнными и значимыми).

Возьму на себя смелость предположить, что городской статус современного г. Сарова обусловлен, прежде всего, его функцией Российского федерального ядерного центра. По моему мнению, данная функция является основной градообразующей для современного Сарова. Следовательно, вопрос о дате его основания (с формально-строгой научно-географической точки зрения) сводится к вопросу о времени приобретения данной функции, к её истоку. Совершенно очевидно, что Саров как город относится к поселениям с «непрерывной» историей становления. Постановление 17 марта 1954г. отметило лишь важный этап этого процесса, связанный как с преобразованием его управления, так и с изменениями в представлениях о статусе данного населённого пункта. Однако, сам по себе этот документ «не сделал» Саров городом. Истоки его современных городских функций были заложены в 1946г. при создании на его территории объекта КБ-11, положившего начало современному градообразующему предприятию. Совершенно очевидно, что функционально поселения, ранее существовавшие на месте современного Сарова (монастырь, колония, посёлок, связанный с механическим заводом и проч.), не внесли решающий вклад в сложение современной «саровской урбанистики», хотя и, безусловно, каждое из них по своему способствовало этому.

Таким образом, следуя строгому подходу с обращением к научной терминологии (наиболее распространённому «функциональному» определению города в современной географической науке), выделив основную «градообразующую» составляющую и проследив её истоки, приходим к выводу о 1946г. – как о наиболее корректной дате основания современного города Саров.

Вместе с тем, строгий подход, как известно, не «правильный», потому что связанная с ним аналитика многое принципиально не учитывает, отсекает, а что-то и «режет по живому». При строго «научной» постановке задачи не учитывается «наблюдатель», то есть характер социальной значимости и востребованности решения.

Представляется, что установление даты основания населённого пункта имеет не столько научное, сколько общественное значение. В этом ключе, на мой взгляд, необходимо отталкиваться от наличной живой исторической памяти (даже если она имеет пробелы, даже если она в значительной степени «возрождена» трудами историков и краеведов).

Как и любой другой исторический населённый пункт, Саров (как географическое понятие) имеет богатую историю, уходящую в глубь столетий. В настоящее время наиболее раннее, археологически зафиксированное на его территории поселение, датируется эпохой бронзы, то есть II тысячелетием до нашей эры. Это небольшая стоянка пастушеских скотоводов – представителей балановской археологической культуры, впервые пришедших в среднерусские леса с берегов Балтийского моря, с верховьев таких рек как Ока и Днепр, на рубеже III-II тыс. до н.э. Стоянка была обнаружено случайно на правом возвышенном берегу р. Саровки при раскопках средневекового Саровского городища. Возникновению последнего, очевидно, предшествовало ещё одно поселение, которое датируется уже ранним железным веком (серединой – второй половиной I тыс. до н.э.). Оно располагалось на мысу, разделяющем рр. Саровку и Сатис. Малочисленные и маловыразительные следы посёлка раннего железного века были, также случайно обнаружены при изучении средневекового памятника. Заметной вехой в освоении территории современного г. Саров стало существование в его границах крупного средневекового Саровского городища, оставленного мордвой в XII-XIII вв. Это поселение носило «протогородской» характер и, очевидно, было связано с большой заселённой округой (которую современные исследователи ассоциируют с летописной Пургасовой волостью). Первый интерес к местности у слияния Саровки и Сатиса у представителей православного духовенства проявился лишь спустя 400 лет после гибели Саровского поселения (и превращения его собственно в «городище», то есть в брошенное, покинутое некогда укреплённое поселение).

Очевидно и закономерно, что память о древнейшем прошлом Саровской земли отсутствует в сознании современных горожан (в точности также нынешние нижегородцы ничего не знают о поселениях раннего мезолита, эпохи бронзы, раннего железного века, которые когда-то существовали в нижегородском кремле и в его окрестностях). Что-то, весьма немногое, способна восполнить археология. Важно отметить, что все эти археологизированные ныне становища не только не сохранились в «живой» памяти современного населения, но и не имеют с ним какой-либо культурной преемственности. Местная саровская мордва, известная по окрестным деревням и сёлам XVIII – начала XX вв. вряд ли имеет какие-либо корни в средневековом населении Саровского городища. Не углубляясь в детали, скажу, что современное мордовское население Гагинского, Пильнинского, Дальнеконстантиновского районов, скорее можно считать далёкими потомками тех, кто когда-то покинул Саровские места (точнее — район Мокшанско-Тёшинского междуречья), нежели жителей позднейших мордовских деревень из Саровских окрестностей.

Если задаться целью максимально углубиться в живую культурно-историческую память современных жителей Сарова, то всё ещё можно услышать рассказы и о тяжёлых военных годах, о работе на механическом заводе, о колонии. Начальным наиболее ранним пластом этих воспоминаний (пусть по пересказам от родителей или знакомых) является Саровская обитель, Саровский монастырь. Проработав в городе около десяти полевых сезонов мне самому неоднократно приходилось слышать рассказы об изгнанных из своих келий саровских монахах (в частности, о монахе-«молчальнике» Пушкине, который после разорения монастыря был взят пастухом и легко управлялся с огромным деревенским стадом без кнута, брани, и вообще без произнесения какого-либо слова или даже звука), о «тайных» сборищах верующих в местах связанных с жизнью и подвигами св. Серафима, о монахах, послушанием которых было приводящее к скорой смерти вредное производство (амальгамирование и проч.) и много других историй, которые и сейчас после издания многочисленных научных трудов и воспоминаний о Сарове нельзя увидеть в напечатанном виде. Очевидно, они сохранились путём устной передачи от одного поколения к другому в живой народной памяти. «Обрезать» её датой основания КБ-11, мне представлялось бы решением формальным и ошибочным по существу.

При установлении времени возникновения того или иного населённого пункта в случае если дата его основания в источниках не отражена, мне представляется, следует опираться не сколько на формальные «объективные» исторические выводы, сколько на представления, сформировавшиеся в сознании местных жителей о происхождении, о «начале» своего города или связанного с ним поселения. При этом очень важно наметить и не перешагнуть тот глубинный рубеж исторической памяти, с которого начинаются представления легендарные, навеянные не исторической действительностью, а чьей-то субъективной оценкой, чьим-то субъективным мнением о прошлом. Другими словами, народной памяти можно «доверять» до тех пор, пока она подкрепляется и проверяется надёжными историческими источниками. Таким рубежом для Сарова является предание о Сараклыче – городе, основанном выходцами из Золотой Орды. Предание это прочно вошло в отечественную историографию ещё в конце XIX в. Как показали специальные исследования, оно не имеет под собой каких-либо исторических оснований и, появилось, скорее всего, в виде одного из аргументов в многолетних земельных спорах — как позднейшее толкование (объяснение) валов и рвов Саровского городища (объяснение видимых следов археологических памятников почти всегда связано с далёкими от исторической действительности легендарными представлениями, так они возникали не у современников событий, а у потомков последних, цепочка культурной преемственности с которыми была, как правило, уже разорвана; вспомним рассказы о Городце – Малом Китеже или об основании Н-Новгорода от Старого Городка, который на самом деле был хорошо известен в XV в., как небольшая действующая в городском предместье крепость, погибшая в первом десятилетии XVI столетия и превратившаяся ещё через сто лет – в конце XVI в. в Старый Городок, упомянутый в документах писцового делопроизводства).

В случае установлении даты основания поселения с учётом народной памяти достигается её укрепление, ведущее к упрочению связей между поколениями, достигается «естественность» последующего административного решения, с которым, возможно, будет связано зарождение новой городской традиции (праздника города).

Как уже отмечалось, наиболее ранние воспоминания жителей Сарова тематически и хронологически связаны с Саровским монастырём. Память о былой славе Саровской Пустыни во многом определяет связь современных горожан со своей «малой Родиной». В начале истории Саровского монастыря лежит деятельность его первостроителя — иеросхимонаха Иоанна, который поселился на «горе» между Саровкой и Сатисом в 1691 г. В этой связи кажется логичным и правомерным начало истории современного Сарова отсчитывать именно от этой даты, известной по письменным свидетельствам и непосредственно связанной с наиболее ранним пластом местной культурно-исторической памяти.

Старший преподаватель

исторического факультета

Нижегородского гос. университета

им. Н.И. Лобачевского,

кандидат исторических наук

Москва – один из самых крупных городов на Руси, основанный в 12 веке и впоследствии объединивший под своим началом всю страну. Москва в 16 веке стала столицей и продолжает быть ею по сегодняшний день.

Москва была основана князем Юрием Долгоруким на Боровицком холме на месте слияния двух рек – реки Москвы и реки Неглинной. Выгодное географическое расположение города стало одной из основных причин, из-за которых город очень быстро обрел экономическую независимость и, следовательно, политическое влияние.

Исторические поселения и основание Москвы

На сегодняшний день сохранилось мало сведений о том, что находилось на территории современной Москвы задолго до ее строительства. Существуют данные, что на берегу реки на месте современного Храма Христа спасителя задолго до основания Руси располагались Дьяковские городища (железный век), именно они считаются первыми поселениями на этой земле.

Позднее, незадолго до появления Русского государства, эти земли облюбовали финно-угорские племена, проживающие вдоль берега на разрозненных хуторах. Вскоре тут начали появляться и славянские деревни, и села, принадлежащие племени вятичей. В тот период единого централизованного поселения на этом месте не существовало, и земли были заселены разрозненно.

Точная дата и даже век основания Москвы неизвестна, на этот счет до сих пор ведутся споры между историками. Учеными выдвигалась версия о том, что Москва была основана уже в 9 веке князем Олегом , однако никаких убедительных доказательств для этого нет. Более общепринятая версия гласит, что город был построен в 12 веке, однако точного месяца и года неизвестно.

Первое упоминание о Москве появилось в русских летописях (Ипатьевская летопись) в 1147 году. В этот период Киев постепенно начинает терять свою власть, русские земли перестают подчиняться единой, централизованной власти. В летописи говорится о том, как великий князь Киевский Юрий Долгорукий созывает военный совет и призывает для разговора князя Святослава Олеговича. Совет проходит, предположительно, на территории будущей Москвы, так как в летописи упоминается призыв «На Московь». Считается, что на момент упоминания в летописи города на этом месте еще не существовало, однако было достаточно крупное поселение.

Что касается более точной даты основания города, то тут происходит небольшая путаница. Согласно одной из версий, Москва была основана в 1156 году Юрием Долгоруким, который приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить город. Эта версия подвергается критике, так как в этот период князь находился в Киеве, и летопись весьма нечетко упоминает его визиты на московские земли. Еще одна версия утверждает, что закладка крепости произошла чуть раньше, в 1153 году. Также существует мнение, что Москву мог основать вовсе не сам Юрий Долгорукий, а его сын Андрей.

Тем не менее, несмотря на споры ученых, принято считать, что Москва была основана в 1147 году (по дате упоминания в летописи) князем Юрием Долгоруким. Поскольку точная дата основания является загадкой, день города в Москве празднуют в первую субботу сентября.

Построенная в 12 веке, Москва быстро начала свое возвышение, однако лишь к 15 веку приобрела статус столицы, когда на престол взошел Иван Грозный . В 1712 году с приходом к власти Петра 1 Москва потеряла столичный статус, уступив его Петербургу, однако после революции в 1918 году снова стала столицей и является ею по сегодняшний день.

Московский Кремль

История любого древнерусского города начинается со строительства крепости. Первые укрепления на территории Москвы были построены Юрием Долгоруким, имели деревянные стены, небольшой диаметр и служили по большей части для проживания и хозяйственных нужд. Лишь в 14 веке старая крепость была перестроена, стены были выполнены из белого камня, территория расширена. Отсюда Москва получила название Белокаменной. Кремль перестраивался еще дважды, в 15 и 18 веках, после чего приобрел свой окончательный вид.

Название города

Название Москвы, как и многих других городов, связано с названием реки, на которой он стоит. Что касается названия самой реки, то тут существует несколько версий происхождения слова. Во-первых, согласно древнеславянской, слово «Москва» произошло от корня «моск», который имеет двойственное значение и означает как «мокрый, влажный», так и «ум». Вторая версия связана с проживающими на этой территории финно-угорскими племенами. Москва в данном случае является результатом соединения нескольких марийских слов, означающих в переводе «Медведь» и «Мать».

Наиболее распространенной версией сегодня является происхождение слова «Москва» из языка коми, на котором термин означает – «Коровья река». Москвой называли и саму реку и поселения, находящиеся по ее берегам.

История образования Российского государства включает в себя несколько сотен лет формирования, политической борьбы и географических изменений. Давайте попытаемся выяснить, когда появилась Россия.

  • Первое упоминание о Руси появилось уже в 862 году ("Повесть временных лет").
  • Само слово "Россия" ввел Петр I в 1719-1721 гг.
  • Российская Федерация была основана 25 декабря 1991 года после распада СССР.

А теперь давайте рассмотрим историю нашего государства более подробно, выделив основные исторические периоды развития, а также выясним, как называлась Россия в разные времена.

Древнерусское государство

Первым упоминанием российского государства в литературных памятниках считается призвание варягов в "Повести временных лет". В 862 году Россия уже существовала в виде Древнерусского государства, со столицей сначала в Новгороде, а потом в Киеве. Управляла древнерусским государством династия Рюриковичей. Впоследствии в 988 году под управлением князя Владимира Русь, на тот момент уже Киевская, приняла христианство.

В 1132 году, когда умер последний из правителей Мстислав Владимирович, начался период раздробленности Древнерусского государства, и дальше, вплоть до середины XIV века, Россия существовала в виде отдельных княжеств, страдая от монголо-татарского ига и нападений со стороны Великого княжества Литовского.

Московское государство

Наконец, в 1363 году русским князьям удаётся объединить свои усилия и сформировать новое Московское княжество, а позже благодаря правлению Ивана III и ослаблению могущества Золотой Орды Москва перестала платить ей дань, ознаменовав тем самым конец монголо-татарского ига и новую веху в истории Русского государства.

В 1547 году к власти приходит Иван IV Грозный, и теперь во главе государства стоит не князь, а царь. Несмотря на то, что Иван Грозный был известен своей жестокостью, именно ему удалось значительно расширить границы России.

После правления Ивана Грозного в России начинается Смутное время - эпоха государственных переворотов и беспорядков. Конец Смуте удалось положить лишь в 1613 году, когда к власти пришла династия Романовых.

Российская империя

В начале XVII века, когда к власти пришел царь Петр I, Россия стала развиваться семимильными шагами. Собственно, само слово «Россия» было введено в общее употребление Пертом I, хотя и использовалось то и дело ранее в разных источниках, но в основном в качестве названия страны для иностранцев. Если до этого к титулу правителя прибавляли фразу "всея Руси" (например, Иван IV Грозный - великий князь Московский и Всея Руси или Михаил Фёдорович - Государь, Царь и Великий Князь всея Руси), то ещё до того, как Пётр I принял титул императора, на монетах было выбито следующее: "Царь Пётр Алексеевич, всея России повелитель".

Далее, благодаря реформам Петра I, Россия укрепляет свою армию и становится Империей, во главе которой часто сменяются императоры после смерти Петра I. При Екатерине II Великой Россия ведёт войну с Турцией, начинается освоение Америки, а на территорию самой Российской Империи разрешается въезд иностранных граждан и их проживание в стране.

Российская республика

В начале XX века происходит первая гражданская революция (1905-1907 годы), а затем и вторая Февральская революция 1917 года. После нее Временное правительство постановило, что отныне Российская империя становится Российской республикой. В октябре того же года страна становится Российской Советской республикой благодаря усилиям Владимира Ленина и партии большевиков.

В 1922 году Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская республики образовали Союз Советских Социалистических республик во главе с В. И. Лениным.

После его смерти в 1924 году к власти приходит Иосиф Виссарионович Сталин, знаменитый своими репрессиями и диктатурой. При нем начинается индустриализация, которая привела к тому, что отрасли народного хозяйства развивались неравномерно, следовательно, многие товары и продукты народного потребления были в дефиците. В отрасли сельского хозяйства была проведена коллективизация, которая и привела к голоду в Украине, Поволжье и Северном Кавказе.

В 1955 году секретарём ЦК становится Никита Сергеевич Хрущёв. Происходит развенчание культа личности Сталина. Многие режимы, сложившиеся при Сталине, ослабляются.

В 1985 году к власти приходит Михаил Сергеевич Горбачёв, при котором и началась перестройка, а после - распад Советского Союза.

Перестройка

Основой перестройки были политические и экономические реформы в СССР, но на деле же ситуация в стране только усугубилась. Снова возник дефицит товаров, была введена карточная система, о которой забыли с 1947 года. Национальные республики были недовольны централизованной властью, вследствие чего возникали межнациональные конфликты. Каждая республика требовала признания приоритетного первенства своих собственных законов над общими законами Советского Союза.

В августе 1991 года была предпринята попытка остановить распад страны, но она провалилась, и 8 декабря главы Белоруссии, Украины и Российской федеральной республики подписали соглашение о создании СНГ, что стало фактической датой распада СССР.

Вот краткая история нашей страны, которая поможет пролить свет на происхождение ее названия и лучше разобраться в истории государства.

В последнее время в СМИ и интернете идут постоянные и не прекращающиеся споры о дате основания того или иного поселения. Надо отметить, что до войны такими спорами тоже занимались. Евгений Дмитриевич Петряев в одном из писем вспоминал, что еще в 1930-х годах один из секретарей Свердловского обкома ВКП (б) во время одного такого яростного спора умер прямо в своем кабинете.

Евгений Дмитриевич считал, что прежде чем спорить о дате основания того или иного населенного пункта, надо определится с вопросом: «Что считать за дату основания?».

С тех пор, как после войны отмечали юбилей Москвы, многие историки стали считать дату основания по первому упоминанию в летописях. Однако, известно, что празднование юбилея основания Москвы после войны, как и юбилея основания Вятки в 1957 году преследовало только одну цель - «вытащить» под юбилей как можно больше денег из Государственного бюджета на развитие инфраструктуры города. Об этом я уже писал.

Отмечу, также, что в исторических сборниках конца 1940-х - начала 1950-х годов появилось немало критических статей и фундаментальных работ по этой теме. К сожалению, многие из этих работ сегодня забыты. Эти работы поражают количеством ссылок на архивные источники, а ведь у большинства ученых в то время были очень скверные жилищные условия и питание. Однако, работали на совесть.

А работать и сегодня есть над чем. Вот что удалось обнаружить в одной из книг в фондах Герценки:

«Полки из разных городов соединились на Вятке под Котельничем. Здесь присоединились к ним и вятчане, которые, прослышав что на них идут казанцы, возвратились к Вятке, оставив своих при московских полках только 300 человек».

«Казанский посол, бывший в Вятке в 1469 году, дал знать своему царю, что от Вятки под Казань идет судовая рать, но небольшая».

Экземплярский А.В. - Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1506 год. Биографические очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. Том первый. Великие князья Владимирские и Владимиро-Московские. СПБ: Издание графа И.И. Толстого, 1899, с.193-194.

Это еще одно подтверждение того, что Вятка находилась там, где сегодня находится село Юрьево Котельнического района Кировской области. Найдены и другие подтверждающие этот факт документы.

И еще интересная выписка:

«1174 год - основание новгородскими выходцами города Хлынова (будущая Вятка)». Календарь «Волжского вестника» на 1888 год. Казань, 1888, с.132.

Эту же дату упоминает и кропотливый исследователь истории Вятского края Александр Иванович Вештомов.

Таким образом, в следующем году мы должны отмечать 840 лет существования города Вятки. Кому так хочется уменьшить дату основания города Вятки на 200 лет, я пока не понял.

Особо отмечу, что есть поселения, споры, о дате основания которых, неуместны. Это села.

Однако, не тут то было. Районные управленцы в поселке Суна Сунского района Кировской области имеют способность организовывать споры о дате основания на пустом месте. Кропотливый краевед из поселка Суна Сунского района Кировской области Вениамин Иванович Изместьев бьется там, как рыба об лед. Исписал много бумаги на обращения. Однако администрация Сунского района продолжает вести дискуссии на эту тему, пригласив в качестве эксперта из Кирова краеведа Олега Николаевича Виноградова. А спорить то совершенно не о чем.

Вениамину Ивановичу удалось получить справку Российского государственного архива древних актов от 30 июня 2009 года, где черным по белому написано, что грамота на строительство храма в Суне была выдана царем Алексеем Михайловичем 15 сентября 1650 года. Этот документ является наиболее ранним документом по истории райцентра Суна. Специально привожу фотокопию справки в конце сообщения.

Хочу, также, отметить, что если администрации Сунского района хочется знать, когда появились на месте поселка Суна первые поселенцы, то есть только один путь - провести археологические раскопки. Кстати, в Великобритании много фондов, которые неплохо финансируют такие научные работы. Эти работы проводят почти все университеты Великобритании. Может и студентам этих университетов будет интересно поработать на раскопках в нашей Кировской области. Так что, получайте грант и ведите раскопки.

Обращаю внимание «экспертов» на то, что в личном фонде нашего замечательного архитектора Бориса Викторовича Зырина, находящемся в ГАКО, есть большая картотека грамот на строительство храмов в Вятском крае, выявленных им в архивах Москвы и Ленинграда еще в советское время с точными адресами всех документов.

Официальная дата основания Санкт-Петербурга – 27 мая 1703 года (по старому календарю 16 мая). Изначально до 1914 года именовался как Санкт-Петербург, затем как Петроград, а до 6 сентября 1991 года носил имя Ленинград.

История основания города на Неве

История прекрасного города на Неве Санкт-Петербурга берет свое начало с 1703 года, когда Петром I была заложена крепость под названием Санкт-Питер-Бурх на земле Ингерманландия, отвоеванной у шведов. Крепость была спланирована лично Петром. Имя этой крепости и получила Северная столица. Крепость была названа Петром в честь святых апостолов Петра и Павла. После возведения крепости был построен деревянный домик для Петра, с расписными масляной краской стенами, имитирующими кирпич.

В короткие сроки стал разрастаться город на нынешней Петроградской стороне. Уже в ноябре 1703 года здесь был сооружен первый храм в городе под названием Троицкий. Назвали его в память о дате заложения крепости, ее заложили на праздник Святой Троицы. Троицкая площадь, на которой стоял собор, стала первой городской пристанью, куда подходили и выгружались корабли. Именно на площади появился первый Гостиный двор и петербургский трактир. Кроме этого, здесь можно было увидеть здания воинских частей, служебные здания и ремесленные слободы. Новый городской остров и Заячий, где стояла крепость, соединял подъемный мост. Вскоре постройки начали появляться и на другом берегу реки, и на Васильевском острове.

Его планировали сделать центральной частью города. Изначально город называли на голландский лад «Санкт-Питер-Бурх», так как Голландия, а именно Амстердам, были для Петра I чем-то особенным и можно сказать самым лучшим. Но уже в 1720 году город стал называться Санкт-Петербург. В 1712 году царский двор, а вслед и официальные учреждения, начали потихоньку перемещаться из Москвы в Санкт-Петербург. С того времени до 1918 года столицей был Санкт-Петербург, а во время правления Петра II столица была вновь перенесена в Москву. Почти 200 лет Санкт-Петербург был столицей русской империи. Не зря же до сих пор называют Санкт-Петербург Северной столицей.

Значение основания Санкт-Петербурга

Как уже говорилось выше, основание Санкт-Петербурга связано с основанием Петропавловской крепости, имевшей особое назначение. Первое сооружение в городе должно было перекрывать фарватеры по двум рукавам дельты рек Нева и Большая Невка. Затем, в 1704 году была сооружена крепость Кронштадт на острове Котлин, которая должна была служить как защита морских рубежей России. Эти две крепости имеют огромное значение как в истории города, так и в истории России. Основывая город на Неве, Петр I преследовал важные стратегические цели. Прежде всего, это обеспечивало наличие водного пути от России к Западной Европе, и, конечно же, основание города нельзя никак представить без торгового порта, расположенного на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости.