Длительные полевые опыты. Классификация полевых опытов. Удобрения в полях

Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложною комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.

Эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов. Эксперимент может быть кратковременным и длительным.

Примером кратковременного эксперимента или опыта, проводимых па уроках ботаники, являются общеизвестные работы по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п. Наиболее простые опыты, такие, как условия прорастания семян, испарение воды листьями учащиеся выполняют дома. Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, можно назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока.

Биологический эксперимент требует большей частью длительного времени, поэтому его на уроках целиком не проводят, а демонстрируют только постановку опыта и его результаты.

По общей биологии ставят длительные опыты по выяснению влияний различных экологических факторов на организмы, по скрещиванию животных (лабораторные мыши, золотистые хомячки, голуби).

Экспериментальные работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в уголке живой природы или на учебно-опытном участке школы.

Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытном участке. Они особенно длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставят вопросы или задачи, которые решают путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого). Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями. Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам. Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях.

Учащиеся приучаются к постановке эксперимента, начиная с простейших опытов дома и в уголке живой природы, тем самым подготавливаясь к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке.

Длительные опыты и наблюдения над животными связаны с изучением их поведения. Очень разнообразны опыты по выработке чех или иных условных рефлексов у позвоночных. Работы эти тоже проводят во внеурочное время, а результаты их используют на уроке.

Каждый вид практических методов (работы по различению и определению, проведение наблюдения, регистрирующих явления, постановка эксперимента) проходит ряд этапов:1 . Постановка вопроса, обусловливающего цель работы.2 . Инструктаж технический и организационный.3 . Выполнение работы (определение, наблюдение, постановка опыта).4 . Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы).5 . Выводы, отвечающие на подавленный вопрос.6 . Отчет или сообщение о своей работе на уроке.

Практическая работа учащегося в зависимости от содержания может строиться дедуктивно, когда уже известное положение подтверждается фактами, или индуктивно, когда на основе фактов делается вывод. Распознавание растений или животных и их органов, как правило, строится дедуктивно, эксперимент -- почти всегда индуктивно; работы по определению и наблюдению с последующей регистрацией могут быть индуктивными и дедуктивными.

Любой из методов осуществляется в практике преподавания приемами. Методические приемы -- элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания. Они могут носить логический, организационный и технический характер. На рис. 2 изображена структура проведения практических работ на уроке различными методическими приемами.

В каждом виде практических работ необходимо различать работы предварительные исследовательского характера и работы последующие, закрепляющие и практикующие понятия.

Первые даются учащимся до изучения вопроса, и учащиеся решают постановкой опыта поставленную перед ними задачу, результаты работы демонстрируются и обсуждаются на соответствующем уроке.

Вторые проводятся после изучения вопроса, и теоретические знания учащиеся применяют на практике, проверяя детали в других вариантах.

В процессе преподавания биологии практические методы видоизменяются -- развиваются в соответствии с усилением самостоятельности учащихся и усложнением работ.

Правильно проведенные практические работы заставляют учащимся проделать ряд логических операций: Выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение.

Например, в 6 классе учащимся последовательно предложены две работы:1) ознакомиться с явлением изменчивости на различных объектах2) выявить причины изменчивости.

Практические работы развивают умения и навыки учащихся только при правильном планомерном проведении их. К ним школьников необходимо приучать систематически, постепенно переводя их от коротких по времени, легких по технике и организации к более длительным и сложным.

ботаника опыт фотосинтез растение

Эксперимент был организован в 1927 году в Квинслендском университете, находящемся в австралийском городе Брисбен, профессором физики Томасом Парнеллом, с целью продемонстрировать студентам, что некоторые тела, которые представляются нам твердыми, в действительности являются жидкостями, но только очень вязкими.

Для опыта выбрали искусственный битум (пек) – остаток от перегонки дегтя или нефтяной смолы. Этот материал настолько тверд, что его можно разбивать на куски молотком. Однако, если его образец поместить в воронку, то он будет вытекать через нее, хотя и очень медленно.

Чтобы представить себе скорость этого процесса, можно сравнить его с дрейфом континентов. Так, Австралия смещается в северном направлении на 6 см ежегодно. Но битум в брисбенском эксперименте вытекает из воронки в 10 раз медленнее!

За 83 года (заглушка с воронки была снята в 1930 году) на дно установленного под воронкой сосуда упало всего 9 капель. Причем до настоящего момента никому не удавалось увидеть сам момент падения. Физик Джон Мэйнстон прозевал все три падения капель смолы, которые случились за полвека, когда он был куратором эксперимента. Однажды ученый провел все выходные, непрерывно наблюдая за уже полностью сформированной каплей, но она упала как раз тогда, когда он, совершенно измученный, ушел домой отдохнуть.

В следующий раз, через 9 лет, долгожданное событие пришлось на тот момент, когда Мэйнстон отлучился из комнаты на пять минут, чтобы выпить чашку чая.

В 2000 году перед экспериментальной установкой была установлена вебкамера, так что Мэйнстон мог надеяться, наконец, увидеть падающую каплю своими глазами, хотя он тогда был далеко от Брисбена, в Англии. Однако внезапно разразившийся тропический шторм вызвал отключение электричества на 20 минут, в течение которых и произошел никем не видимый отрыв очередной, восьмой по счету капли.

Падения девятой капли австралийский физик не дождался: он умер в августе 2013 года, после перенесенного инсульта, в возрасте 78 лет.

По словам нового куратора, Эндрю Уайта, количество остающегося в воронке материала таково, что опыт может продолжаться еще как минимум 80 лет. Если вытекание будет происходить с той же скоростью, десятая капля достигнет дна сосуда к столетнему юбилею эксперимента, в 2027 году.

Опыт с капающим битумом отмечен в качестве самого продолжительного в истории лабораторного эксперимента в Книге Рекордов Гиннесса.

Профессор Уайт – квантовый физик, возрастом, как он говорит, всего "четыре капли битума", считает, что главное значение эксперимента состоит в ощущении связи с историей, которое он дает: "Вот эта капля упала на дно сосуда, когда вас еще не было, когда не родились даже ваши родители, а быть может и дедушка с бабушкой".

С 1930 по 1988 годы битум капал с периодичностью раз в 8 лет. Однако в 80-е годы в университете установили кондиционеры, что привело к замедлению процесса: теперь промежуток между падением капель составляет около 13 лет.

Около века наз
ад пек был обычен в домашнем хозяйстве: он использовался, например, для смоления лодок. Это аморфное вещество, которое, в зависимости от условий, может вести себя как твердое тело или как жидкость. Примером веществ такого типа является обычная зубная паста: находясь под давлением, она вытекает из тюбика, но на зубной щетке сохраняет принятую форму и никуда не течет, даже если щетку поставить вертикально.

Результаты Брисбенского эксперимента уже публиковались: после падения шестой капли ученые подсчитали вязкость пека и в 1984 году обнародовали эти данные в European Journal of Physics. Как оказалось, его вязкость выше, чем у воды, в 230 миллиардов раз.

Подобные эксперименты проводились и в других местах. Так, в Дублинском Тринити-колледже такая же воронка с битумом была установлена в 1944 году, а в 2013 году падение капли этого вещества впервые удалось снять с помощью вебкамеры.

Все разнообразие полевых опытов делится на две группы :

1) опыты агротехнические;

2) опыты по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур.

Основная задача агротехнических опытов - сравнительная объективная оценка действия различных факторов жизни, условий, приемов возделывания или их сочетаний на урожай с/х культур и его качество. К этой группе относятся, например, полевые опыты по изучению обработки почвы, предшественников, удобрений, способов борьбы с сорняками, болезнями и вредителями, норм и сроков посева.

Опыты по сортоиспытанию , где сравниваются при одинаковых условиях генетически различные растения, служат для объективной оценки сортов и гибридов с/х культур. На основании этих опытов наиболее урожайные, ценные по качеству и устойчивые сорта и гибриды районируют и внедряют в с/х производство.

Между указанными группами полевых опытов нет резкой границы. Для разработки сортовой агротехники опыты по сортоиспытанию нередко проводят на разных агротехнических фонах, а в схемы агротехнических опытов с удобрениями, обработкой почвы и севооборотами часто включают несколько перспективных сортов.

В зависимости от количества изучаемых факторов, охвата почвенно-климатических условий, длительности и места проведения полевых опытов подразделяют на несколько видов: однофакторные и многофакторные, единичные и массовые, краткосрочные, многолетние и длительные, эксперименты, заложенные на специальных опытных полях и в производственной обстановке.

Если в опыте изучается один простой или сложный количественный фактор в нескольких градациях (дозы удобрения, пестициды, нормы посева, полива) или сравнивается действие ряда качественных факторов (разные культуры, сорта, способы обработки, предшественники), то такой эксперимент называют простым или однофакторным .

Опыты, в которых одновременно изучают действие и устанавливают характер и величину взаимодействия нескольких: двух и более факторов называют многофакторными . Взаимодействие факторов - это дополнительная прибавка (или) снижение урожая, которая получается при совместном применении двух и более факторов.

По характеру различают положительное взаимодействие, когда прибавка от совместного применения факторов больше, и отрицательное, когда она меньше арифметической суммы прибавок от их раздельного применения. Факторы действуют независимо, то есть не взаимодействуют, когда прибавка от совместного их применения равна примерно арифметической сумме прибавок от их раздельного применения.

Установить величину и характер взаимодействия позволяют те многофакторные опыты, которые спланированы по схеме полного факториального эксперимента (ПФЭ), и которая предусматривает наличие всех возможных сочетаний изучаемых факторов и их градаций (доз). Поэтому не всякий опыт, включающий несколько факторов, можно назвать многофакторным. Многофакторный эксперимент по полной факториальной схеме, в котором изучаются два фактора в двух градациях (2x2=4),например, глубокая обработка почвы и удобрение, должен иметь четыре варианта:

1) Обычная обработка без удобрений (контроль)

2) Глубокая обработка без удобрений.

3) Обычная обработка+удобрение.

4) Глубокая обработка+удобрение.

При исключении из этого опыта любого второстепенного варианта схема становится неполной, нефакториальной. Такой эксперимент будет равноценен простому однофакторному опыту, он не может выявить величину и характер взаимодействия изучаемых факторов. Таким образом, принципиальной особенностью многофакторных экспериментов является постановка их по полным факториальным схемам.

Опыт называют единичным , если их закладывают в отдельных пунктах, независимых друг от друга, по различным схемам.

Если полевые опыты одинакового содержания проводят одновременно по согласованным схемам и методикам в различных почвенно-климатических и хозяйственных условиях, в масштабе страны, области или района, то их называют массовыми или географическими , например географическая сеть опытов с удобрениями или опыты по оценке эффективности способов обработки почвы.

Основная их задача -- проследить за действием изучаемого приема в различных почвенно-климатических условиях. Сюда же относят опыты Госкомиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, а также опыты Всесоюзного института растениеводства (ВИР), позволяющие установить закономерности в изменении химизма растений в зависимости от условий среды

По длительности проведения полевые опыты разделяют на краткосрочные, многолетние и длительные.

К краткосрочным относят опыты продолжительностью от 3 до 10 лет. Они могут быть нестационарными и стационарными. Первые закладывают ежегодно по неизменной схеме с одной и той же культурой на новых участках и повторяют во времени обычно 3-4 года. Этого периода считается достаточно для учета влияния условий погоды на эффективность какого-либо приема. Вторые закладывают на стационарных участках и проводят в течение 4-10 лет.

Многолетние проводятся на протяжении ротации севооборота и более продолжительное время. Они составляют особо важную группу методов агрономического исследования и направлены на оказание серьезной помощи сельскохозяйственному производству. Многолетние опыты могут быть стационарными и нестационарными. В стационарных опытах изучаются действие, последействие и взаимодействие изучаемых факторов, а в нестационарных -- только прямое действие изучаемого фактора, приема.

К многолетним относят однофакторные и многофакторные стационарные полевые опыты продолжительностью 10-50, к длительным - более 50 лет. Основная задача многолетних и длительных стационарных экспериментов-изучение действия, взаимодействия и последействия систематически осуществляемых агротехнических приемов или их комплексов на плодородие почвы и качество продукции.

Многолетние и длительные опыты незаменимы при изучении физико-химических и биохимических процессов, медленно протекающих в почве и агрофитоценозах, расчетах баланса питательных веществ, учете потерь элементов питания и возможных масштабов загрязнения окружающей среды. Многолетняя повторность как бы «спрессовывает время», ведет к выявлению качественно новых закономерностей, которые невозможно установить в краткосрочных опытах. Результаты этих опытов нередко противоречат общепринятым представлениям, но именно эти необычные на первый взгляд данные, указывают новые направления для научных поисков и разработок.

По месту проведения подразделяют полевые опыты, заложенные, на специально организованных и приспособленных для этих целей участках или опытных полях, и полевые опыты, проведенные в производственной обстановке - в колхозах и совхозах на полях хозяйственных севооборотов.

Часто полевой опыт в производственной обстановке называют производственным опытом , т.е. комплексное, научно поставленное исследование, которое проводится непосредственно в производственных условиях и отвечает конкретным задачам самого материального производства, его постоянного развития и совершенства.

Из этого определения следует, что цели производственного эксперимента значительно шире, чем любого вида полевого опыта. В его задачу входит изучение агротехнической и экономической системы; агрономических и организационно-хозяйственных мероприятий, а не отдельных приемов или элементов этой системы. Поэтому экспериментирование проводится большими производственными единицами - бригадами, хозяйствами или группой хозяйств.

Производственные полевые опыты подразделяются на:

1) опыты-пробы;

2) точные сравнительные полевые опыты;

3) опыты по учету (оценке) хозяйственной (экономической) эффективности агротехнических мероприятий;

4) показательные, демонстрационные опыты.

Транскрипт

1 Почему важны длительные полевые опыты? Paul Poulton Rothamsted Research

2 Почему важны длительные полевые опыты? Длительные полевые опыты представляют наилучший практический способ изучения влияния элементов систем земледелия и глобальных изменений на почвенное плодородие, устойчивость урожаев и другие природоохранные вопросы Известно, что многие из воздействующих на данные свойства факторы могут потребовать много лет, чтобы их действие проявилось.

3 Использование длительных опытов (1) Ведущиеся опыты: на различных типах почв (в различных климатических зонах) с различными вариантами и элементами систем земледелия как территории на которых могут базироваться другие исследования Архивные образцы:позволяют оглянуться назад и изучить длительное влияние вариантов, элементов системы и атмосферных выпадений на культуры и почвы. Длительные временные ряды данных:фундаментальные в оценке устойчивости агроэкосистем, особенно в отношении глобального изменения климата

4 Использование длительных опытов (2) Влияние факторов напр., минеральных и органических удобрений, севооборотов, пестицидов на урожай сельхозкультур Качество почвы: гумус, подкисление Плодородие почвы: цикл элементов питания Влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду (вода, атмосфера) Влияние окружающей среды на сельское хозяйство (особенно поступление зхагрязнителей из атмосферы, глобальное изменение климата) Данные для моделирования развития и тестирования моделей

5 Известно, что длительные полевые опыты в мире ведутся при Повышении концентрации атмосферного CO 2 Пространственно локализованном поступлении атмосферных выпадений (N,S промышленного происхождения и ТЭЦ Росте температуры Росте населения

6 Рост атмосферной концентрации диоксида углерода (Moana Loa data; Keeling & Whorf)

7 Средняя ежегодная температура, Ротамстед

8 Млрд.чел. Население мира Actual Реал. Predicted Ожид.

9 Роамстед проводит около 20 длительных опытов на различных типах почв в 3 экспериментальных хозяйствах СВ Англии Ротамстед (тяжелый суглинок) лет Вобурн легкий суглинок лет Саксмундхэм(опесчаненный ТС) 112 лет Умеренный климат, мм осадков в год

10 Exhaustion Land Влияние на урожай: K действие и последействие P действие и последействие Бессменная кукуруза C3 и C4 культуры «Кислая полоса» Луг-пашня Накопление и потеря гумуса Бессменный ячмень Хусфилд Влияние NPK и навоза на урожай 15 N для изучения внесенного N Исследования денитрификации итд.

11 Вобурн Интенсивное возделывание зерновых Бессменная кукуруза Внесение органических удобрений Известкование Луг-пашня

12 Необходимость модификаций Для того, чтобы длительные опыты оставались важными для современного сельского хозяйства и природоохранных вопросов, они должны быть регулярно оцениваемы и при необходимости измеяемы. Они НЕ должны рассматриваться как музейные экспонаты, которые остаются неизменными Длительные опыты имеют ограничения и в одном опыте все вопросы невозможно решить.

13 Эксперимент с озимой пшеницей Брудбалк служит иллюстрацией изменений в опыте на урожай зерна Вначале возделывали озимую пшеницу с 1843 г. в 20 вытянутых полосах-вариантах 1925

14 2003 сейчас расщепили на 10 секций, образовав 197 делянок. К бессменной пшенице добавлен для сравнения севооборот, чередующий пшеницу, овес и кукурузу.

15 Брудбалк N (P)KMg Контроль Навоз Навоз послед.

16 Как проведенные модификации помогли поддерживать или увеличивать урожай?

17 Брудбалк: урожаи, сорта и модификации Урожай зерна, т/га 15% влажность Без удобрений Навоз Парование Известкование

18 К 1960 длинностебельные сорта заменялись и основные изменения были необходимы для того, чтобы полевой опыт остался важен для современного сельского хозяйства

19 В 1968 г. опыт разделили на 10 секций; другие модификации включали: Посев новых короткостебельных культур Севооборот на некоторых секциях Повышение доз N Введение фунгицидов для достижения потенциала урожайности

20 Брудбалк: урожаи, сорта и модификации Урожай зерна, т/га 15% влажность Фунгициды Навоз Без удобрений Новые культуры Пшеница в севообороте Севооб.,навоз Севооб.,навоз опт NPK Известкование Парование Гербициды Пшеница бессменно Введение новых сортов озимой пшеницы

21 Grain, t/ha at 85% DM Брудбалк, : Влияние севооборота на урожай Урожай зерна, т/га 15% влажность 1 пшеница после 2-летнего перерыва 7 6 Пшеница бессменно Доза азота, кг/га N applied, kg/ha PKMg FYM PKMg FYM Наилучший урожай достигнут на варианте навоз + дополнительный минеральный N или PKMg + высокие дозы N навоз навоз

22 Урожай ячменя, т/га 15% влажность Введение высокоурожайных сортов ячменя в эксперименте Хусфилд показало, что урожай на почвах, получающих навоз, не мог быть достигнут внесением только минеральных удобрений Навоз с Навоз с При меньшем вегетационном периоде яровой ячмень лучше развивается при наличии дополнительного N от минерализации навоза, что не компенсируется внесением минеральных N удобрений. Доза азота, кг/га

23 На данном типе почв, урожай пшеницы и ячменя могут поддерживаться при внесении минеральных либо органических удобрений и возрастать при увеличении доз минеральных удобрений либо при внесении навоза и дополнительно N. Чтобы достичь этого, необходимо контролировать ph почвы, рост сорняков, распространение вредителей и болезней, вводиться новые сорта, способные использовать более высокие, если это необходимо, дозы

24 НО!

25 Barley grain, t/ha at 85%DM На песчаных почвах в Вобурне бессменно возделывать зерновые невозможно из-за проблем с кислотностью и вредителей Урожай ячменя, т/га 15% влажность летние 10-year means средние N2PK N2PK+ lime Unmanured FYM известь Без удобрений навоз А в Ротамстеде невозможно возделывать бессменно корнеплоды и бобовые из-за вредителей и болезней

26 Почва и гумус

28 Почва является основным резервуаром для CO 2 в форме гумуса. Гумус играет определяющую роль в: Плодородии почвы Развитии сельхозкультур Устойчивости систем земледелия.

29 Органическое вещество почв Запас ОВ почвы зависит от: Поступления органического материала Скорости окисления его Оба фактора определяются: Землепользованием и системой земледелия Типом и гранулометрическим составом почвы, особенно содержанием илистой фракции Глубиной профиля Климатом температурой и влажностью Все системы стремятся к равновесной величине ОВ

30 Брудбалк; запас орагнического С (т/га) в пахотном слое. Запас С орг., т/га Контроль Навоз c Навоз c

31 НА песчаной почве в Вобурне наблюдалось постепенное снижение запасов ОВ на участках, где возделывались зерновые, залужение поддерживало запасы ОВ Запас С орг.в 0-25 см., т/га Пашня Луг-пашня

32 Данные длительных опытов были использованы для построения и настройки модели RothС, широко используемой для моделирования круговорота С в пахотном слое почвы. Недавно разработана модель и для подпахотного слоя. Запас С орг., т/га Навоз ежегодно Навоз ежегодно только в Контроль

33 Ротамстед: Постоянное залужение Китай: пашня Сеть длительных опытов: новые возможности сравнения и контрастные результаты по различным типам почв, севооборотам и климатическим зонам Испания: пашня Ротасмтед: пашня

34 Сети опытов ряд с подробными сайтами другие как стандартная сеть типа сети длительных опытов Китая, вкл. 8 экспериментов

35 Недавно основана сеть опытов с бессменным парованием, включая опыт в Курске и Ротамстеде. Цель попытаться установить количество стабильного органического углерода для различных почв. Курск пашня до закладки опыта Kursk:- Haplic Chernozem Previously in long-term arable Ротамстед залужение до закладки опыта Rothamsted:- Chromic Luvisol Previously in long-term grass Опыт Тимирязевской академии пашня до закладки опыта Timiryazev:- Epistagnic Albeluvisol Previously in long-term arable Data from Barre et al, 2010 Kogut et al, 2010 Alferov & Safonov, 2002

36 Дополнительные измерения Длительные опыты с разнообразием типов почв, элементов систем земледелия, расположением и хорошо документированной историей являются идеальными объектами для дальнейших исследований. В Ротамстеде такие исследования включают: цикл и процессы N, включая использование 15 N для отслеживания внесенного N и измерения общей минерализации итд. выщелачивание P емксоти почв как резервуара метана экспрессии отдельных генов в эндосперме зерна пшеницы в ответ на применение минерального или органического N

37 Архив образцов Ротамстеда включает около 300,000 растительных, почвенных образцов, образцов удобрений и навоза. Анализы позволяют заглянуть назад на более чем 160 лет на многие аспекты почвенного плодородия и загрязнения, которые невозможно было представить во время их отбора

38 Архивные образцы использованы для: Изучения загрязнения ураном, плутонием, кадмием, серой, ПАУ, диокиснами, полибромдифенилэфирами итд. Измерения органического С почвы и 14 C при создании и настройки Ротамстедских моделей ОВ RothC-26.3 и RothPC-1; описывающих круговорот С в пахотном и подпахотных слоях почвы. Измерение 13 C в растительности для изучения эффективности водопотребления в условиях роста атмосферного CO 2. Выделения ДНК растительного материала, грибных патогенов и почвенных бактерий.

39 Как одно исследование серы с архивными образцами помогло объяснить результаты более позднего исследования Содержание S в растениях, мг /кг Эмиссия серы в Великобритании SO г S/год 34 S в растениях Zhao et al 1998

40 Септориоз грибная болезнь пшеницы ДНК двух форм септории, обычной для опыта Брудбалк в различные периоды, начиная с 1840-х гг., выделены из архивных растительных образцов.

41 loge (P. nodorum / M. graminicola)-1.5 Bearchell et al (2005) PNAS 102, SO2 emissions (Mt y -1 S) Отношение ДНК патогенов к эмиссии SO 2 10 r = 0.96 P< Year Незначимая либо слабая связь с погодными и агрономическими факторами

42 Заключение (1) Длительные полевые опыты научный ресурс, а НЕ музейный экспонат Важнейший ресурс для изучения устойчивого сельского хозяйства и землепользования И фундаментальной науки Поддержание сельскохозяйственной значимости опыта, но все исследования в одном эксперименте провести нельзя Сохранение и продолжение опытов не означает невозможность изменения после междисциплинарного обсуждения. Сохранение важных результатов Архивные образцы Сеть полевых опытов

43 Заключение (2) Длительные опыты, получаемые в них данные и архивные образцы являются ценным ресурсом, который может использоваться для изучения влияния систем земледелия или глобального изменения на почвенное плодородие, устойчивость урожаев и окружающую среду

44 Благодарности Лоозу и Джилберту, начинавшим работы в Ротамстеде в 1840-х гг. Многим поколениям научных и технических работников Ротамстеда.


Международная научно-методическая конференция учреждений-участников Геосети России и стран СНГ «Состояние и перспективы агрохимических исследований в Географической сети опытов с удобрениями» 10-11 июня

УДК 633.11 "324": ВЛИЯНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ АЗОТА В ПОЧВЕ ПОД ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЕЙ СОРТОВ РУФА, ПОБЕДА Найденко И. В. аспирантка Кубанский государственный

3.2. Причины чередования культур Д. Н. Прянишников сформулировал четыре группы взаимосвязанных причин чередования культур на полях: 1. Причины химического порядка Причины химического порядка чередования

Управление азотом при производстве растениеводческой продукции Завалин Алексей Анатольевич, профессор Приблизительная оценка азотного баланса РФ при производстве растениеводческой продукции Ежегодно вносится

ISSN 279-849 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 216, Том 7, 2, С. 124 129 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 5.5.21 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 631.45 216 г.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ «НУЛЕВОГО» ЗЕМЛЕДЕЛИЯ Дридигер В. К. - заместитель директора Ставропольского НИИСХ, доктор с.-х. наук, профессор Что такое «система

Отдача от применения минеральных удобрений под озимую пшеницу в современных условиях Носов Владимир Владимирович Региональный директор по Югу и Востоку России, к.б.н. Филиал «Международного института питания

Севооборот научно-обоснованное чередование культур (и чистого пара) на полях Поле единичный участок территории землепользования. На поле располагаются посадки одной культуры или несколько культур одной

Земледелие Еланский Сергей Николаевич 2. Плодородие и окультуренность почвы Плодородие - совокупность свойств почвы, обеспечивающих необходимые условия для жизни растений (ГОСТ 16265 89). Техногенный тип

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ И ИХ СОЧЕТАНИЙ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ КУЛЬТУР ЗЕРНОПРОПАШНОГО СЕВООБОРОТА В.И. Лазарев, И.А. Золотарева, А.Н. Хижняков Аннотация. Представлены результаты

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы агрономии» п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины 1 Тема 1.1. Происхождение и одомашнивание культурных растений 2 Тема 1.2. Сорные растения,

Агрономический проект по совершенствованию рекомендаций по внесению К удобрений в России Иванова Светлана Евгеньевна Вице-президент Международного института питания растений в Восточной Европе и Центральной

Мировой опыт длительного применения удобрений Носов Владимир Владимирович Директор программы на Юге и Востоке России [email protected] Иванова Светлана Евгеньевна Вице-президент по Восточной Европе, Центральной

23 декабря 2014 года ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет» «Агроэкологическая эффективность применения различных систем удобрения ярового рапса в условиях южной лесостепи Республики

Всероссийская конференция учреждений-участников Географической сети опытов с удобрениями 26-27 июня 2012 г., Состояние и пути повышения эффективности исследований в системе Географической сети опытов с

1. Тутаюк, В.Х. Анатомия и морфология растений/ В.Х. Тутаюк- М.: Высшая школа, 19. 317 с. 11. Broniewski S., Dukzmal K., Korohoda J. Biologia nasion i nasiennictwo (пер. с польского Г.Н. Мирошниченко).

Физика, биофизика и экология почв 25 Научное сообщение УДК 631.582: 631.816: 631.445.24 ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ИЗВЕСТКОВАНИЯ НА ДЫХАНИЕ ДЕРНОВО-ПОДЗОЛИСТОЙ ПОЧВЫ ПРИ ВОЗДЕЛЫВАНИИ ПОЛЕВЫХ

1. Цель и задачи программы Данная программа предназначена для подготовки к вступительным испытаниям в аспирантуру по направлению подготовки 35.06.01 Сельское хозяйство, научная специальность 06.01.04 -

Влияние гумуса и элементов питания при возделывании сельскохозяйственных культур (на примере Киевской области) Синченко В.М., доктор сельскохозяйственных наук. журнал «Сахарная свекла», 1, 2013 год Удобрения

1 Кафедра агрохимии ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УДОБРЕНИЙ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ КУЛЬТУР ПОЛЕВОГО СЕВООБОРОТА И ПЛОДОРОДИЕ ЧЕРНОЗЕМА ВЫЩЕЛОЧЕННОГО ЗАПАДНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ член - корр. РАСХН А.Х. Шеуджен Краснодар,

УДК 631.9.2:633.416(40.344) ДЕЙСТВИЕ И ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД Г. НОВОЧЕБОКСАРСК, НАВОЗА КРС И ИХ СОЧЕТАНИЙ НА БИОЛОГИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СВЕТЛО-СЕРОЙ ЛЕСНОЙ ПОЧВЫ И УРОЖАЙНОСТЬ КОРМОВЫХ КУЛЬТУР

2. Плодородие почв и применение удобрений 2. ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ И ПРИМЕНЕНИЕ УДОБРЕНИЙ УДК 631.811:631.582:631.445.2 ВЫНОС И БАЛАНС ЭЛЕМЕНТОВ ПИТАНИЯ В ЗЕРНОТРАВЯНОМ СЕВООБОРОТЕ НА ДЕРНОВО-ПОДЗОЛИСТОЙ ЛЕГКОСУГЛИНИСТОЙ

Глава 6. Регулирование почвенных условий в органическом земледелии 6.1. Влияние многолетних трав на плодородие почвы Плодородие сложное интегральное свойство почвы, которое определяется ее механическим,

ВЕСЦІ НАЦЫЯНАЛЬНАЙ АКАДЭМІІ НАВУК БЕЛАРУСІ 1 2014 СЕРЫЯ АГРАРНЫХ НАВУК УДК 631.8:631.582.5:631.445.24 В. В. ЛАПА, М. С. ЛОПУХ, О. Г. КУЛЕШ ДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ УДОБРЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЯТИПОЛЬНОМ

УДК 633.11 «321»:631.581:631.559:631.582:631.811 (571.15) М.Л. Цветков, А.В. Бердышев ПИЩЕВОЙ РЕЖИМ ПОЧВЫ И УРОЖАЙНОСТЬ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ, РАЗМЕЩЁННОЙ ПО ЧИСТОМУ ПАРУ В УСЛОВИЯХ ПРИОБЬЯ АЛТАЯ Ключевые слова:

Широкий ассортимент сложных и комплексных минеральных удобрений СУЛЬФОАММОФОС СЕРА (S) НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПИТАНИЯ Обеспечивает увеличение содержания белка и масла в сельскохозяйственных культурах. SO

УДК 631.82:631.472.71 ПРИМЕНЕНИЕ УДОБРЕНИЙ И БАЛАНС АЗОТА, ФОСФОРА И КАЛИЯ В ПОЧВАХ ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ БЕЛАРУСИ В.В. Лапа, Н.Н. Ивахненко Институт почвоведения и агрохимии, г. Минск, Беларусь В системе мероприятий,

Агрохимия азота сибирских почв при АГРОХИМИЯ АЗОТА СИБИРСКИХ ПОЧВ длительном применении удобрений ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ПРИМЕНЕНИИ УДОБРЕНИЙ Г.П. Гамзиков Гамзиков Г. П. Получение стабильных урожаев сельскохозяйственных

ИЗМЕНЕНИЕ ВОДОПРОЧНОСТИ ПОЧВЕННЫХ АГРЕГАТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ УДОБРЕНИЯ И СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ Валейша Е. Ф., Горбылева А. И. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия,

УДК 633.34.631.587 А. Д. Дробилко, Ю. А. Дробилко (ГНУ Донской НИИ СХ Россельхозакадемии) АГРОПРИЕМЫ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КУЛЬТУР ЗВЕНА ОРОШАЕМОГО СЕВООБОРОТА В Ростовской области на черноземной почве авторы выявили

Методология разработки сценариев развития региональных АПС с учетом климатических изменений И.А.Романенко, д.э.н., гл.н.сотрудник ФГБНУ ВИАПИ им.а.а.никонова Основные понятия АПС - аграрная продовольственная

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБУ «Центр агрохимической службы «Белгородский» ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ В ЦЧО РОСССИИ ЛУКИН Сергей Викторович, заслуженный деятель

Федеральное агентство научных организаций Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Мордовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (ФГБНУ Мордовский НИИСХ) РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ

2. Плодородие почв и применение удобрений УДК 631.445.4:633.15 ВЛИЯНИЕ АГРОХИМИЧЕСКОГО ФОНА ЧЕРНОЗЕМА ТИПИЧНОГО НА МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КУКУРУЗЫ Я.С. Филимончук ННЦ «Институт почвоведения и агрохимии им.

УДК 631.45; 631.8 ЛИЯНИЕ АГРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁО НА СОДЕРЖАНИЕ ПОДИЖНОГО ФОСФОРА ПОЧЕ Навольнева Е.., научный сотрудник, Захарова.., агроном ФГБНУ «Белгородский ФАНЦ РАН» E-mail: [email protected]

Наименование Руководитель Место расположения Центр биологического (органического) земледелия Власова Ольга Ивановна, доктор с.-х. наук, доцент, заведующая кафедрой общего земледелия, растениеводства и

С.А. Раева; М.Е. Кравченко, аспирант, ГНУ Всероссийский НИИ зерновых культур им. И.Г. Калиненко [email protected] ВОЗДЕЛЫВАНИЕ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ В ЗЕРНОПАРОПРОПАШНОМ СЕВООБОРОТЕ ПРИ СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ВНЕСЕНИИ

116 Инженерно-технические науки - агропроизводственные системы УДК 631.452:631.82 О КОМПЛЕКСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИЗВЕСТИ И МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ПРИ ВЫРАЩИВАНИИ ВИКО-ОВСЯНОЙ СМЕСИ НА ЗЕЛЕНЫЙ КОРМ О.П. Камнева

МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ. Научно-технический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. Вып. 1 (142-143), 2010 В.С. Полоус, кандидат сельскохозяйственных наук ЗАО Сельскохозяйственное

СЕВООБОРОТ И ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ БОРИС БОИНЧАН Доктор хабилитат с/х наук, профессор исследователь НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОЛЕВЫХ КУЛЬТУР «Селекция» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «АЛЕКУ РУССО» Г. Бэлць,

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

Пленарные доклады УДК 631.452 ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ПРИПЯТСКОГО ПОЛЕСЬЯ И.М. Богдевич Республиканское научное дочернее унитарное предприятие «Институт почвоведения и агрохимии», г.минск,

УДК 631.587:(633 324 +633.63+635.655) 1 БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ АГРОПРИЕМОВ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ, САХАРНОЙ СВЕКЛЫ И СОИ В ОРОШАЕМОМ ТРАВЯНО-ЗЕРНОПРОПАШНОМ СЕВООБОРОТЕ Сисо А.В., к. с.-х.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ В.Я ГОРИНА» На правах рукописи Ефимова Людмила Александровна ЭКОЛОГО-АГРОХИМИЧЕСКОЕ

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН ЭФФЕКТИВНОСТЬ УДОБРЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЧВЕННО- КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Елешев Р.Е., академик НАН РК, РАСХН Сапаров А.С., д.с.-х.н., академик АСХН РК 10-11 июня 2010

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗВЕСТКОВАНИЯ ЧЕРНОЗЕМНЫХ ПОЧВ ЛЕСОСТЕПИ ПОВОЛЖЬЯ С.М. Надежкин 1, Т.Б. Лебедева 2 1 ВНИИССОК, Московская обл., Одинцовский р-н, пос. ВНИИССОК, 2 Пензенская ГСХА, г. Пенза 1. Средние показатели

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Б1.Б17. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции профиль

Государственное научное учреждение Марийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук 425231 Республика Марий Эл Медведевский район, п. Руэм,

УДК 631.521.54:631.524.84:631.415.1 И.Т. Трофимов, Л.А. Ступина ОТНОШЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР К ПОЧВЕННОЙ КИСЛОТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ ПРОДУКТИВНОСТИ Реакция среды в почве один из основных показателей

ИЗМЕНЕНИЕ ВЛАГООБЕСПЕЧЕННОСТИ ПОСАДОК КАРТОФЕЛЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БИОЛОГИЗАЦИИ АГРОТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛЕСЬЯ УКРАИНЫ Кропивницкий Р.Б., Кравчук Т.В., ассистенты Кравчук Н.Н., к.с.-х.н., доцент

Интеллект Украины Информационно-аналитическая система для управления современным агробизнесом ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВЕДЕНИЯ АГРОХОЗЯЙСТВ 2 Информационно-аналитическая составляющая AgroMINE: Предназначение:

Соя на зерно Подсолнечник на семена Зерноградский 9 24,5 17,5 27,2 23,1 Приазовский 27,5 17,9 29,6 21,7 Весёловская 5 22,0 14,0 22,5 19,5 Зерноградская 2 23,6 14,8 24,8 21,1 Гарант 32,0 18,2 33,2 27,8

1 УДК 631.445.4: 631.417.2 ГУМУСНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЧВ В СЕВООБОРОТАХ РАЗЛИЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ НА ЧЕРНОЗЁМАХ ОБЫКНОВЕННЫХ Новиков Алексей Алексеевич д.с.-х.н., профессор Новочеркасская государственная мелиоративная

Эффективность калийных удобрений при интенсивных технологиях возделывания с/х культур в ЦФО. Иванова С.Е. Вице-президент Международного института питания растений по Восточной Европе и Центральной Азии

76 Инженерно-технические науки УДК 631.445+631.8 К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ДОЗ УДОБРЕНИЙ ПОД ЯРОВУЮ ПШЕНИЦУ НА СЕРЫХ ЛЕСНЫХ ПОЧВАХ ВЛАДИМИРСКОГО ОПОЛЬЯ В.В. Окорков Ивановская государственная сельскохозяйственная

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНЫХ НАУК УКРАИНЫ Национальный научный центр «Институт почвоведения та агрохимии имени А.Н. Соколовского» «ПОЧВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕЗВОДНОГО АММИАКА В ЗЕМЛЕДЕЛИИ»

«ФИЗИКА И ХИМИЯ ПОЧВ» 1. Современная физика и химия как раздел почвоведения. 2. Механические элементы почв, их классификация и свойства. 3. Классификация почв по гранулометрическому составу. Значение гранулометрического

06.01.00 АГРОНОМИЯ УДК 631.84:631.811:633.16 DOI 10.18286/1816-4501-2016-4-6-10 ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО УДОБРЕНИЯ НА УСЛОВИЯ АЗОТНОГО ПИТАНИЯ ЯРОВОГО ЯЧМЕНЯ В ТАЕЖНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЕ Евдокимова Маргарита Александровна,

1 УДК 633.11 «324»: 631.5]:631.416.1 ВЛИЯНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРИЕМОВ ВЫРАЩИВАНИЯ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ НА СОДЕРЖАНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО АЗОТА В ПОЧВЕ Опенько Владимир Иванович соискатель, зам. директора по региональному

Особенности агрохимического обеспечения весенних полевых работ урожая 2018 года Использование минеральных удобрений под урожай 2017 г. Структура использования минеральных удобрений по культурам, % Культура

ПОВЫШЕНИЕ УРОЖАЙНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК Асташова Виктория Викторовна Уманский национальный университет садоводства, Украина Вступление. Эффективность

АГРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ А.З. Закиров, д-р экономич. наук, профессор, Бишкекская финансово-экономическая академия Проблема обеспечения населения

Национальный научный центр «Институт почвоведения и агрохимии имени А. Н. Соколовского» Докладчик: канд. с.-г. наук, старший научный сотрудник А. В. РЕВТЬЕ-УВАРОВА ХАРЬКОВ 2017 Влияние разных факторов

ВОСПРОИЗВОДСТВО ПЛОДОРОДИЯ ПАХОТНЫХ ПОЧВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОРЕСУРСОВ АГРОЦЕНОЗОВ И.В. Русакова, канд. биол. наук, зам. директора ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт органических

УДК 631.452 ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В.В. Лапа Институт почвоведения и агрохимии, г. Минск, Беларусь Плодородие почв сельскохозяйственных угодий является основным фактором,

УДК 54: 631 СИСТЕМНЫЙ МЕТОД И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ 2009 К. А. Тезик, Е. И. Глушкова К. А. Тезик доцент каф. информационных систем e mail: [email protected]

1 УДК 631.484 UDC 631.484 ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ КОРНЕВЫХ И ПОЖНИВНЫХ ОСТАТКОВ В АГРОЦЕНОЗАХ Новиков Алексей Алексеевич д.с.-х.н., профессор STATEMENTS FOR THE ROLE OF ROOT AND AFTERMATH RESIDUES IN AGROCENOSES

УДК 631.452: 631.8 (476) ДИНАМИКА ПЛОДОРОДИЯ ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ И ПРИМЕНЕНИЕ УДОБРЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В.Н. БОСАК Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь, [email protected]

Винюков А. А. Вестник Донецкого Национального Университета. С. 509-513 ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ НОРМ БИОГУМУСА И ЖИДКОЙ ГУМИНОВОЙ ПОДКОРМКИ «АЙДАР» НА УРОЖАЙНОСТЬ ЯРОВОГО ЯЧМЕНЯ В УСЛОВИЯХ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В сельском

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. Основы агрономии 2013 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего

Совершенствование минерального питания сои Иванова С. Е. Вице-президент Международного института питания растений (МИПР, IPNI) по Восточной Европе и Центральной Азии Носов В.В. Директор программы МИПР

Вопросы к зачету дисциплина «Агрохимия» ЛХФ III курс 5 семестр очная форма обучения 1. История развития науки агрохимия 2. Роль Д.Н. Прянишникова и развитие его идей в агрохимии. 3. Химический состав сельскохозяйственных

По осени проявляются старые болячки? Проблемы с позвоночником? Узнайте почему хрустит позвоночник и найдите правильный способ решения своей проблемы.

"Людям свойственна любопытство, которое является семенем науки."
- Ральф Уолдо Эмерсон

Когда в 1596 году картограф Абрахам Ортелий взглянул на карту, над которой работал в то время, он заметил нечто странное: границы материков выглядели так, будто в прошлом они были одним целым. Ортелий написал в своём дневнике: «Признаки разрыва проявляют себя». Через 300 с лишним лет наука подтвердила предположения Ортелия.

Несмотря на то, что эпические изменения происходят прямо на наших глазах – горы растут, виды адаптируются, Вселенная расширяется – они часто остаются невидимыми для нас. Эти удивительные преображения случаются во временной шкале, которая находится далеко за пределами нашей способности к восприятию.

В попытках обмануть этот бренный мир и погрузиться в глубину времени, учёные, чьи имена Вы узнаете ниже, организовали эксперименты, которые, возможно переживут их самих. Одни из них являются гениальными, другие – забавными и нелепыми, третьи – просто неэтичными. Далее представлены четырнадцать научных экспериментов, которые были начаты много лет назад и продолжаются до сих пор.

Опыт с капающим пеком (Сент-Люсия; Австралия)

Однажды профессор Томас Парнелл решил доказать, что пек (твёрдое вещество, достаточно прочное для того, чтобы быть раздробленным молотком) на самом деле представляет собой обычную вязкую жидкость, которая становится текучей при комнатной температуре.

На подготовку к эксперименту, который начался в 1927 году, Парнелл потратил несколько лет. Профессор налил нагретый образец пека в запечатанную воронку и оставил его остывать на три года. В 1930 году он отрезал нижнюю часть воронки, высвободив пек и позволив ему невероятно медленно течь.

Парнелл впоследствии установил, что одна капля пека падает примерно раз в 8,5 лет. Он умер в 1948 году. За двадцать один год из воронки упало всего две капли. После смерти профессора эксперимент продолжили его коллеги. Они посчитали, что в период с 1948 по 2009 год упало всего восемь капель. Девятая начала формироваться лишь через 80 с лишним лет после начала эксперимента.

Любопытен тот факт, что за всё это время ни разу никому не удавалось увидеть или запечатлеть падение капли. Веб-камера, установленная в 2000 году, дала сбой и ничего не записала.

Часы Беверли (Данидин, Новая Зеландия)

Эти гениальные часы были созданы Артуром Беверли в далёком 1864 году. Они представляют собой «почти вечный двигатель» и, как ни странно, часы функционируют до сих пор.

В герметичном стеклянном корпусе часов Беверли находится коробка, которая реагирует на изменения атмосферного давления. Механизм часов приводится в движение именно под её воздействием; благодаря этому они являются одним из самых стабильных и эффективных хронометров в мире.

В течение дня достаточно перепада температуры всего в шесть градусов Цельсия для того, чтобы часы проработали ещё сутки. Коммерческая версия данного типа часов известна под названием "Atmos Clock".

Оксфордский электрический звонок (Оксфорд, Англия)

Оксфордский электрический звонок (англ. Oxford Electric Bell или Clarendon Dry Pile) звонит тихо, но постоянно на протяжении более 170 лет. Он состоит из двух «сухих батарей» из неизвестного материала и пары медных колокольчиков, которые висят под ними. Оксфордский электрический звонок был создан в 1840 году, и за всё время своего существования он прозвонил уже 10 миллиардов раз. Когда, наконец, выйдут из строя его батареи, никто не знает.

Необычный электрический звонок хранится в одной из лабораторий Оксфордского университета за двойным стеклом, которое приглушает его звучание.

Жизнеспособность семян: эксперимент доктора Била (Ист-Лансинг, штат Мичиган, США)

Пятнадцатая из двадцати бутылок с семенами, которые являются частью самого продолжительного в мире эксперимента. «Некоторые люди утверждают, что она похожа на фляжку для виски», – говорит куратор доктор Фрэнк Телевски.

Осенью 1879 года доктор Уильям Джеймс Бил прогуливался в тихом уголке на территории кампуса Университета штата Мичиган, «сажая в землю» довольно странные «растения»: 20 узкогорлых стеклянных бутылок, наполненных смесью семян и влажного песка. Каждый сосуд был «оставлен откупоренным и размещён под наклоном, чтобы вокруг семян не накапливалась вода».

Когда Бил закапывал эти бутылки 137 лет назад, он даже не подозревал о том, что положил начало самому продолжительному в мире садовому эксперименту. В надежде выяснить, сколько именно лет местные виды смогут продержаться в нейтральных условиях, Бил наполнил двадцать бутылок пятьюдесятью семенами двадцати трёх различных видов растений. Бутылки откапывают по одной за раз, после чего семена, которые находятся внутри них, высаживают в землю.

Последнюю бутылку должны извлечь в 2100 году, но если кураторы проекта по какой-либо причине не смогут этого сделать, она будет оставаться в земле ещё дольше. Согласно оригинальному видению Била, бутылки нужно было откапывать по одной каждые пять лет. Однако в 1920 году, спустя десятилетие после того как Бил вышел на пенсию, человек, который заменил его, заметил, что «эксперимент, по всей видимости, стабилизируется», поэтому периоды между извлечением бутылок из почвы были увеличены до двадцати лет.

Морально сомнительные эксперименты: бессмертие и вечность…

Генриетта Лакс


Генриетта Лакс

И хотя Генриетта Лакс умерла от рака шейки матки в далёком 1950 году, её следы сегодня можно найти почти во всех клиниках мира, где проводятся биомедицинские исследования.

Когда Лакс была ещё жива, исследователи без ведома и согласия женщины взяли образцы клеток её опухоли – обычная практика середины XX века. Именно ей обязана своим возникновением линия «бессмертных» клеток "HeLa". Врачи осознали, что, в отличие от других образцов, клетки Лакс обладали редкой и замечательной способностью продолжать жить даже после неоднократного деления. По сути, они могли размножаться и расти бесконечно, обеспечивая учёным постоянный и надёжный доступ к культуре человеческих клеток.

Впервые клеточная линия "HeLa" была использована для тестирования вакцины против полиомиелита. С тех пор её применяют для изучения рака и СПИДа, воздействия радиации и токсичных веществ, картирования генов и многих других научных целей. С клетками "HeLa" связаны почти 11 тысяч патентов. Также было установлено, что за последние 50 лет учёные вырастили около 20 тонн клеток Генриетты Лакс.

Существует ещё один вид экспериментов, которые задействуют бессмертные клетки линии "HeLa" и вызывают большой интерес учёных.

Из-за своей способности к выживанию и размножению эти клетки трудно контролировать и содержать. Их часто смешивают с другими клеточными линиями, что заставляет учёных объявлять результаты исследований недействительными. Таким образом, около 10-20 процентов других исследовательских клеточных линий могут быть загрязнены клетками "HeLa". Последствия такого широкомасштабного загрязнения пока не ясны.

Долговременный эксперимент по эволюции E. coli

Процесс эволюции протекает различными темпами, в зависимости от обстоятельств. Заметить незначительные изменения в видах в пределах одной человеческой жизни порой бывает невозможно. Тем не менее, невероятно короткая продолжительность жизни и высокая скорость размножения бактерий могут предоставить учёным «окно» в «эволюцию реального времени».

Долговременный эксперимент по эволюции E. coli начался в 1988 году. Его автор, Ричард Ленски, потратил более двух десятилетий на выращивание и сплайсинг кишечной палочки. Его команда ежедневно отбраковывала 1% бактериального прироста, пересаживая его в новую колбу как новую ветвь эволюции. В данный момент Ленски отслеживает эволюционные изменения в том, что раньше представляло собой 12 почти идентичных культур. Так, в одной из ветвей эволюционного дерева кишечная палочка приобрела способность трансформироваться в лимонную кислоту – то, что является невозможным для других E.Coli.

И хотя бактерия за много лет произвела сотни миллионов мутаций, только 10-20 из них могут помочь достигнуть фиксации в штаммах E. Coli.

В феврале 2011 года эксперимент дал своё 50 000-ное поколение.

Смоделированные миры: птиц нельзя держать в клетках...

Биосфера-2 (Оракл, штат Аризона, США)

Команда отчаянных учёных на два года добровольно отстранилась от мира в сооружении «Биосфера-2», предназначавшемся для имитации различных природных климатических условий, которые впоследствии можно было бы воссоздать на Марсе. Этот эксперимент был самым продолжительным в своём роде.

Его признали неудачным не из-за экологических факторов, а по причине, связанной больше с человеческой психикой. В самом конце участники эксперимента впали в депрессию, стали с раздражением относиться друг к другу и оказались на грани помешательства. В средах такого типа подобные психологические факторы являются обычной проблемой.

Практически в конце восьмимесячного исследования, которое недавно проводилось на симуляторе космической станции, двое «космонавтов» завязали драку, в то время как участница из Канады заявила о сексуальном домогательстве со стороны российского коллеги, пытавшегося её поцеловать. Подобные биосферные исследования породили новые, неожиданные отрасли психологии (например, психология замкнутой среды).

На пересечении искусства и науки: правое полушарие, левое полушарие…

Проект «Говорящий дом»

Исследование, известное как проект «Говорящий дом» (англ. Human Speechome Project), является продолжительной попыткой полностью преобразовать процесс освоения языка детьми. Профессор Массачусетского технологического института Деб Рой установил в своём доме несколько видеокамер и микрофонов для того, чтобы записать то, как его сын пытается овладеть языком в течение первых трёх лет своей жизни.

Оборудование, необходимое для анализа такого огромного количества первичных данных, потребовало один миллион гигабайт памяти и отдельное место в подвале.

Лаборатория взрослого развития

Как правило, учёные, которые проводят долгосрочные исследования, наблюдают за поведением человека с расстояния, фиксируя все происходящие события. Самое эпическое лонгитюдное исследование жизни взрослых проводят учёные из Лаборатории взрослого развития при Гарвардском университете. Они сравнивают жизни выпускников Гарварда 1939-1944-х годов (исследование Гранта) и жителей центральной части Бостона (исследование Глюэк), чтобы понять динамические процессы старения.

Каждые два года участникам эксперимента предоставляют всеобъемлющую анкету, которая содержит вопросы, касающиеся их психического, социального и физического благополучия, и призвана пролить свет на предикторы «здорового старения», включая стресс, счастье и генетическую предрасположенность.

В этом году исследованию исполнилось 72 года, однако учёные по-прежнему продолжают искать секреты «хорошей жизни».

К другим лонгитюдным исследованиям относятся Национальный опрос касательно здоровья и развития (англ. National Survey of Health and Development) и Фремингемское исследование сердца (англ. Framingham Heart Study).

Режиссёр Майкл Аптед также решил провести собственное лонгитюдное исследование в рамках нескольких документальных фильмов "The Up Series". Оно началось в 1964 году, когда его четырнадцати участникам было всего семь лет. Все они занимали различное социально-экономическое положение в британском обществе. Начиная с 1964 года, Аптед каждые семь лет снимает на видео то, как развивается их жизнь. В 2005 году "The Up Series" возглавили список 50 величайших документальных фильмов (по версии британского телеканала Channel 4).

Орган из церкви Святого Буркарди и «Как можно медленнее» (Хальберштадт, Германия)


Церковный орган Джорджа Кейджа

"Organ²/ASLSP" ("As SLow aS Possible" – «Как можно медленнее») – так называется музыкальное произведение Джорджа Кейджа, написанное для органа в церкви Святого Буркарди в городе Хальберштадт (Германия). Также "Organ²/ASLSP" может рассматриваться как часть социального эксперимента, призванного измерить число поколений, которое оно переживёт.

Эксперимент был начат в 2001 году и должен продлиться 639 лет. Эта музыка раздвигает границы механического исполнения и наслаждения, а также проверяет, сможет ли устойчивое художественное видение выдержать переменчивый характер времени и истории.

Наблюдаем за тем, как растёт трава и двигаются ледники

Есть такие эксперименты, в ходе которых учёные в буквальном смысле наблюдают за тем, как, к примеру, растёт трава. Сегодня существует множество удивительных долгосрочных экспериментов, связанных с изучением земли и воды. Следующие научные проекты начались много лет назад, однако до сих пор продолжают предоставлять нам ценную информацию о подробных характеристиках водной и материковой части Земли.

Исследование Ротамстедских полей (Великобритания) является идеальным примером «постоянства» в научных экспериментах. Начиная с 1843 года, эти земельные участки непрерывно используются для изучения долгосрочного влияния неорганических удобрений на различные культуры. На втором месте после них стоят Морровские поля, принадлежащие Иллинойсскому университету в Урбане-Шампейне. Их важность настолько огромна, что студенты считают, будто новую библиотеку специально расположили под землёй, чтобы она не блокировала солнечные лучи.
- Джунский проект по исследованию ледников существует уже более полувека; он призван фиксировать кардинальные изменения, которые могут произойти из-за изменений климата.
- Вдоль побережья Чесапикского залива (штат Сэриленд, США) в течение 25 лет проводится эксперимент, имитирующий атмосферные изменения. Его результаты проливают свет на возможную реакцию Земли на повышение количества углекислого газа в воздухе, помогают спрогнозировать повышение уровня моря, а также рост инвазивных видов.

Разведение и одомашнивание животных

Одомашнивание


Древнеегипетский рисунок, изображающий ранний пример одомашнивания животных, в данном случае – коровы.

Одним из самых ярких примеров экспериментов, связанных с одомашниванием животных, считается эксперимент по приручению лисиц, который был начат в 1959 году советским учёным Дмитрием Беляевым. Исследователь хотел понять, каким образом волки превратились в одомашненных собак.
Ножи из замороженных фекалий: как антропологи раз и навсегда опровергли популярную городскую легенду