Изложение по воспоминаниям писательницы с могилевской. Контрольное изложение по тексту из книги Татьяны Львовны Сухотиной, дочери Л. Н. Толстого. Домашнее задание: переписать изложение в чистовик

Перед вами текст изложения по русскому языку «Фили». Текст предназначен для учеников 9 класса.

Фили

Маленькая деревня Фили у самой Москвы. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образа в углу. Свисает лампада.

В избе за столом собрались русские генералы. Идет военный совет. Нужно решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы?

Легко сказать - оставить Москву. Слова такие - ножом по русскому сердцу. За битву стоят генералы.

Нелегкий час в жизни Кутузова. Он только что произведен в чин. За Бородинское сражение Кутузов удостоен чина фельдмаршала. Ему, как старшему, как главнокомандующему, как фельдмаршалу, - главное слово: да или нет.

У Бородина не осилили русских французы. Но ведь и русские не осилили. Словом, ничейный бой. Бой хоть ничейный, да как смотреть. Наполеон впервые не разбил армию противника. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Вот почему для русских это победа. Для французов и Наполеона победы нет.

Рвутся в новый бой генералы. Солдаты за новый бой. Что же решить Кутузову?

Сед, умудрен в военных делах Кутузов. Знает, что на подмогу к Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. Хоть и изранен француз, да не убит. По-прежнему больше сил у противника.

Новый бой - окончательный бой. Ой, как много военного риска! Тут мерь-перемерь, потом только режь. В армии главная ценность - войско сберечь. Будет армия цела - будет время разбить врага.

Все ждут, что скажет Кутузов.

Поднялся фельдмаршал с дубового кресла, глянул на генералов.

Ждут генералы.

Посмотрел Кутузов на образа, на лампаду, глянул на клок сероватого неба, глянул себе под ноги.

Ждут генералы. Россия ждет.

С потерей Москвы, - тихо начал Кутузов, - еще не потеряна Россия. Кутузов остановился. В оконце стучалась муха. Под грузным телом фельдмаршала скрипнула половица. Послышался чей-то глубокий вздох. Кутузов поднял седую голову и увидел лицо атамана Платова. Предательская слеза ползла по щеке бывалого воина. Фельдмаршал понял: важны не слова, а приказ. Он закончил быстро и твердо:

Властью, данной мне государем и отечеством повелеваю… повелеваю, - вновь повторил Кутузов, - отступление…

Контрольное изложение по тексту из книги Татьяны Львовны Сухотиной,

дочери Л. Н. Толстого.

(Упражнение 116 по учебнику «Русский язык. 7 класс» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.)

Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся: составление плана, написания изложения с изменением лица, употребления причастий в письменной речи.

Ход урока

    Орг моент

2. Вводная часть

Дети вспоминают все, что им известно о великом русском писателе Л.Н. Толстом.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик: блестящее образование, чуткость к искусству. Отец Толстого, участник Отечественной войны 1812года, запомнился писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Дети делятся впечатлениями о прослушанной информации, с помощью учителя делают вывод о дружной семье Толстых.

    Чтение текста учителем.

    Составление вопросного плана.

1. Как я вспоминаю своё детство?

2. Каким людям я особенно благодарна за своё детство?

3. За что я благодарна отцу?

4. Какую роль в моей жизни играла мать?

5. Что привнесла в мою жизнь Ханна?

С помощью учителя преобразуют текст в повествование от лица Т.Л. Сухотиной, в целях предупреждения речевых ошибок используют записанные на доску слова дочь Л.Н. Толстого, она, ее, они, Т.Л. Сухотина; глаголы вспоминает, думает, учатся. Делают карандашом пометы в учебнике.

С помощью плана и учителя рассказывают содержание текста от 3 лица.

    Найдите в тексте и выпишите причастия, которые являются ключевыми словами отрывка. (Самостоятельно)

Любящих, руководившему, поставившему, украсившей, прожившей, давшей, занимавших.

    Написание изложения.

    Итог урока

    8Домашнее задание: переписать изложение в чистовик

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Изложение

Цели: углубить знания учащихся по развитию речи

Задачи: продолжить обучение учащихся написанию изложения,

формировать умения: развитие связной речи учащихся, последовательное изложение текста, правильное оформление работы (составление плана),

прививать учащимся творческую инициативу, интерес к учению, истории, литературе.

Наглядность: презентация к уроку

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Целеполагание: работа над изложением по отрывку произведения Ч.Айтматова.

III. Формирование новых знаний.

    Просмотр презентации (слайд 1 – 3)

    Знакомство с текстом.

У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.

Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.

И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)

(Ч.Т.Айтматов)

    Работа по тексту

    Озаглавьте текст. Сформулируйте его основную мысль. Определите тип речи. Назовите ключевые слова.

УЧАСТЬ МАНКУРТА. САРОЗЕКСКАЯ ЛЕГЕНДА.

    Дайте толкование современного употребления слова манкурт. Как возникло значение этого слова? (слайд 4 – 6)

манкурт - м. Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000

«Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишенный рассудка“.

В современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек.

В монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1. тупой, глупый, слабоумный,

2. идиот, от которого образуется глагол мангуурах- «становится глупым, тупым».

Учитывая взаимопроникновенность и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка.

Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путем слияния двух древнетюркских корней man- „надевать пояс, опоясываться“ и qurut- „высушенный“, то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается»

    Составьте план (слайд 7)

План.

1. Жестокое обращение жуаньжуанов с пленными воинами.

2. Счастливый исход рабства.

3. Превращение раба в манкурта:

А) бритьё головы захваченного в боях молодого воина;

Б) надевание на голову жертвы шири;

В) последствия страшной пытки.

4. Отношение близких людей к манкуртам.

IV. Применение новых знаний.

Написание изложения

АНО СОШ «Димитриевская», МО учителей начальной школы

Доклад на тему:

Написание изложений в 3 классе по программе «Русский язык» М.С.Соловейчик

Работу выполнила Кобелева Н.К.,

учитель 3А класса

МОСКВА, 2013.

В 3 классе продолжается работа по обучению детей письменному пересказу текстов.

Первое изложение в третьем классе запланировано на конец 2 четверти. Тематика его предновогодняя (упр. 341).

В 3 четверти на обучение третьеклассников письменному пересказу отводятся уроки 9-12 темы «Снова пересказываем и рассказываем». На них учащиеся учатся воспроизводить и создавать повествовательные тексты, хотя с термином повествование они познакомятся позже, в четвертой четверти. Пока же дети продолжают накапливать опыт построения таких текстов, вспоминают о секретах писателей и учатся пользоваться разными формами глаголов. Тематика текстов – проделки, проказы животных.

Новое на этом этапе – общее знакомство с понятием план текста и обучение его составлению. На первых порах слова для названий пунктов подсказывают сами тексты. Одним из приемов, способствующих обучению, как и принято, может быть предъявление готового плана. Автор методики советует, показывая пункты плана на доске, сопровождать их вопросами, например такими: считают ли учащиеся эти названия правильными, точными; можно ли ими воспользоваться? И т.п. Готовые образцы должны подтолкнуть ребят к поиску своих вариантов. Как только они начнут появляться, их надо приветствовать.

Пока дети работают с текстами небольшого объема, есть опасность дословного их запоминания. Но центральное место в работе занимает языковой анализ, цель которого – помочь осознать особенности использования средств языка, чтобы их повтор при пересказе носил вполне осмысленный характер.

На уроке 9 пишется изложение по тексту, составленному на основе рассказа Н. Сладкова о догадливом хомяке (задания 393-395). Авторы учебника рекомендуют учителю прочитать приведенную часть рассказа (при закрытых книгах) и попросить учеников дать свою концовку. Потом можно обратить их внимание к картинке, а уж затем – к авторскому варианту (он приведен в задании 395). Конечно, нетрудно предположить, что школьники уже рассматривали эту иллюстрацию и задумывались о конце рассказа. Тем более надо попытаться не давать готовое завершение истории, а получить его от третьеклассников.

Названиями отрывка могут быть: «Догадливый хомяк», «Ну и хомяк!», «Вот так хомяк!» и т.п. При заданном разделении текста на части возможен план:

  1. Птичье гнездо.
  2. Находка.
  3. Как быть?
  4. Догадался!

После написания изложения, если позволит время, автор предлагает обсудить, как пришлось действовать, составляя план текста, как стоит поступать в других случаях (задания 396, 397). Дополнительно к вопросам для анализа можно добавить и другие – на поиск тех слов, которые помогают связывать предложения друг с другом. Например: «Зачем после побудительного предложения слова только вот ? А зачем в следующем союз и ?»

Урок 10 – написание изложения по отрывку из рассказа А. Куприна «Ю-ю» (задание 399). В центре внимания снова обучение детализации действий, поэтому используется прием подсчета «кадров». В первой из пересказываемых частей могут быть выделены три кадра:

  1. Сидит… Лежит…
  2. Вхожу.
  3. Останавливаюсь. Смотрит… Читаю…

Во второй части кадров значительно больше – семь:

  1. Поднимаю…
  2. Делаю…
  3. Накрываю…

4– 5. Втягивается, …

6. Спит…

7. Ухожу.

У детей может быть иное деление. Важен не результат в виде нужного количества кадров, а сам процесс их выделения, поскольку именно при этом развивается способность видеть картину, формируется воссоздающее воображение, а вместе с ним и умение более детально рисовать действия в своей речи.

Возможный план текста:

  1. Приказ Ю-ю.
  2. Я исполняю приказ. (Делаю шалашик.)

Как уже сказано, на первых порах мы создаем условия для того, чтобы слова, называющие части, ребята черпали непосредственно в тексте. Но это вовсе необязательно – можно предоставлять им и большую свободу. Тем более что в дальнейшем ученикам придется переходить на самостоятельный подбор слов-названий.

Не нужно формально подходить к решению вопроса о количестве пунктов плана: сколько частей, а значит, красных строк, - столько и пунктов плана. Часто введение, заключение состоят из одного предложения. Есть необходимость выделить их красной строкой, но это не значит, что данным предложениям, относящимся ко всему тексту, нужно придавать статус самостоятельных частей и озаглавливать их. Это слишком искусственно.

Письменный пересказ от 1-го лица содержит урок 11 (задание 401). Основные вопросы для анализа текста предложены в учебнике. Возможное название – «Маленькие озорники».

Примерный план:

  1. Принесли медвежат.
  2. Придумали развлечение!

В конце 3 четверти на уроке 14 темы «Расскажи другим весеннюю сказку!» предполагается написание следующего изложения по отрывку из книги Г.Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Основные вопросы и задания для подготовительной работы приведены в задачнике (534).

Возможное название текста и его план:

Весна летит!

  1. Как улететь?
  2. На облаке.
  3. Что заметили люди?

Ведя учеников к тем или иным формулировкам, М.С. Соловейчик советует ориентировать их, прежде всего, на поиск слов подсказок непосредственно в тексте.

В 4 четверти работа над письменным пересказом продолжается.

Урок 2 темы «Весна, весною, о весне…» предназначен для творческой работы на основе картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Предлагаемое речевое упражнение вбирает в себя элементы как изложения, так и сочинения с использованием опорных слов. Описание картины (художник изобразил …; на переднем плане и т.д.) здесь не предполагается. Картина используется лишь как источник для наблюдений учащихся, как своеобразная опора для словесного рисования.

Авторы учебника «К тайнам нашего языка» в Методических рекомендациях обращают внимание учителя на особенность применения в учебнике приема составления предложений и текстов по опорным словам. Они подчеркивают, что в качестве таких слов необходимо задавать начала предложений, т.е. те элементы, которыми обеспечивается направление мысли, связность предложений в тексте. Главную же информацию, для передачи которой и создается каждое из предложений, ученики большей частью накапливают и передают словами сами. Такая организация обучения позволяет расширить круг используемых детьми языковых средств, в том числе морфологических и синтаксических, и одновременно оставляет возможности для продуктивной речевой деятельности школьников. Эта схема и положена в основу работы по картине А.Саврасова.

Два варианта урока:

Вариант первый. Учитель воспроизводит рассказ из воспоминаний писательницы о том, как она познакомилась с картиной (541), и показывает саму картину. Далее переходит к учебнику и организует коллективную работу, при которой дети устно составляют предложения по данным заготовкам.

Учитель может и не расширять содержание будущих детских текстов. Тогда он начинает непосредственную подготовку к написанию работы. Учитель предлагает каждому про себя прочитать начала предложений, мысленно их продолжить и завершить. Он напоминает о внимании к орфограммам, к знакам на конце предложений и внутри них. Можно разрешить вести обсуждение в парах. После этого учитель попросит закрыть книги и приступить к словесному рисованию, придумав сначала название картине. На доске должна остаться репродукция, может остаться и первое предложение – оно определит общую тональность детских текстов. Учащимся с более слабым речевым развитием можно разрешить оставить открытым учебник и пользоваться при письме опорными словами.

Второй вариант. Учитель продолжает беседу по второй части вопросов учебника (с.78) и предлагает ребятам рассказать о своих наблюдениях. Чтобы организовать их, направить в определенное русло, учитель пишет на доске предложение, помогающее перейти от первой части текста ко второй. Например, такое: «Но на картине нарисована еще и русская природа». Далее обсуждается, о чем ученикам хотелось бы сказать дальше. Так обозначится вторая часть текста. Если первую можно условно назвать «Грачи», то вторую – «Природа». В общее заглавие, конечно, правильнее всего вынести фамилию художника и название картины.

Следующее обращение к письменному пересказу происходит на втором уроке темы «Продолжаем учиться хорошей речи». Задачи урока – учить детей построению описания предмета и повествования. Фактически на уроке пишется изложение по тексту про обезьянку (задание 589), но пишется оно по частям. Задание 590 готовит учащихся к осознанному воспроизведению описательной части текста, а 591 – к повествовательной. Названиями частей текста могут быть:

1. Хорошенькая обезьянка.

2. Вот так хорошенькая!

Организуя ответы на вопросы задания 589 (после текста), учитель может предложить эти (или свои) заголовки и спросить, подходят ли они к частям текста, можно ли их использовать. Во время записи план остается на доске. В связи с заданием 592 важно не забывать об одной важной детали. Описание предмета как тип речи не путать со словосочетаниями, имеющими определительное значение. Так, чёрная лапка – это сочетание слов, а не тип речи, поэтому его отмечать как описание предмета не нужно. В этом тексте об обезьянке описания предмета нет, есть повествование и предложение со значением оценки.

На уроке 3 начатая работа продолжается, хотя теперь пересказ комбинируется со списыванием (593, 594).

Кроме запланированных изложений в конце первой части учебника « К тайнам нашего языка» даны еще 2 дополнительных упражнения для письменного пересказа текста. Причем, там дан не только текст изложения, но и задания, которые помогут последовательно выполнить письменный пересказ.

Приведём в пример одно из этих упражнений.

«Упр.1.

В.Бианки вспоминает, как он когда-то в детстве заблудился. Прочитай как это было.

Мама взяла нас с братом в настоящий лес. Мы прошли через луг. Трава пестрела цветами. Было так чудесно!

Дорожка привела в лес. Мама пошла узкой тропинкой. Скоро она показала нам залитый солнцем холмик.

Тут земляника растет. Давайте соберем.

Но я тихонько спустился с пригорка и побежал в лес. Незаметно я попал в заросли высокой травы и испугался. Я не закричал, не заплакал. Я стал пробивать дорогу. Острые края резали пальцы, но я боролся. И трава расступилась. Я увидел холмик и маму. Как я обрадовался! Мой страх сразу прошёл.

  • На какие три части делится текст? О чём в них говорится? Как показано начало каждой части?
  • К каким точно выбранным словам ты хотел(а) бы привлечь внимание одноклассников?
  • Найди орфограммы. Какие буквы в словах ты можешь объяснить, а какие – нет? Те, которые не можешь объяснить постарайся запомнить.
  • Письменно перескажи эти воспоминания (пиши от имени автора). Помни, как не допустить ошибок».

Итак, можно сделать вывод, что в 3 классе главными моментами при обучении письменному пересказу тестов являются:

Работа по умению составлять план текста;

Обучение пересказу двух типов текстов (повествования и описания);

Почти все тексты необходимо пересказывать от 1-го лица.

Использованная литература:

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: К Тайнам нашего языка: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
  2. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

ГВЭ-9 по русскому языку Подготовка к сжатому изложению с маркировкой «К» Щербакова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья№2» Минобразования Чувашии 2018г. Анализ рассказа Михаила Зощенко «Тридцать лет спустя» Задание 1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения М. Зощенко. Тридцать лет спустя Мои родители очень горячо меня любили, когда я был маленький. И когда я чем-нибудь заболевал, родители буквально засыпали меня подарками. А моя сестрёнка Лёля почти никогда не хворала. И она завидовала, что меня любят, и говорила, что однажды тоже так заболеет. Но, как назло, Лёля не хворала. И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лёлей остались в комнате. Мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде. И во время игры Лёля, охнув, сказала, что нечаянно проглотила биллиардный шарик. Тридцать лет спустя

Тридцать лет спустя

И вот прошло тридцать лет! И только недавно я припомнил эту историю и стал об этом думать. И мне показалось, что Лёля обманула родителей совсем не для того, чтобы получить подарки, которые она и без того имела. Она обманула их, видимо, для чего-то другого.

Она хотела, чтоб и её так же все любили и жалели, хотя бы как больную.

Тридцать лет спустя Об этом я сказал своей взрослой сестре при встрече. И она заплакала от счастья, потому что она поняла мои чувства и оценила мою любовь. И тогда я подарил её детям каждому по игрушке. И мужу её отдал свой портсигар, на котором золотыми буквами было написано: «Будь счастлив». Я сделал это для того, чтобы все лучше запомнили переживаемый момент, и для того, чтобы все знали, как надо в дальнейшем поступать. Очень важно любить и жалеть других. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе. (По М. Зощенко) 313 слов Тридцать лет спустя Задание Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору обучающегося). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица. Объём развёрнутого изложения не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Способы сжатия текста

1. Чтобы сократить текст способом обобщения, можно:

Заменить однородные члены предложения обобщающим словом;

заменить предложение или его часть одним словом.

2. Чтобы сократить текст способом исключения, можно:

Исключить второстепенную информацию;

Исключить повторы;

исключить предложение или его часть.

3. Чтобы сократить текст способом упрощения, можно:

Предложение с прямой речью заменить предложением с косвенной речью.

Сжатие текста Образец сжатия текста: Мои родители очень горячо меня любили, когда я был маленький. И когда я чем-нибудь заболевал, родители буквально засыпали меня подарками. А моя сестрёнка Лёля почти никогда не хворала. И она завидовала, что меня любят, и говорила, что однажды тоже так заболеет. Но, как назло, Лёля не хворала. (47 слов) В детстве я часто болел, и родители во время болезни баловали меня подарками. Лёля завидовала, и мечтала чем-нибудь заболеть, но не хворала.(22 слова) Сжатие текста

Образец сжатия текста:

И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лёлей остались в комнате. Мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде. И во время игры Лёля, охнув, сказала, что нечаянно проглотила биллиардный шарик. (36 слов)

Однажды, когда родители ушли в театр, мы играли на настольном бильярде. Во время игры Леля заявила, что нечаянно проглотила бильярдный шарик. (21 слово)

Сжатие текста

Продолжите работу по сжатию текста самостоятельно.

Пришли родители, мама испугалась, стала плакать, спрашивать, что она чувствует. И Лёля сказала:

– Я чувствую, как шарик катается там у меня внутри. И мне от этого щекотно и хочется апельсинов и подарков.

Мама стала раздевать Лёлю, но, когда она сняла платье, из кармана вдруг выпал биллиардный шарик и покатился под кровать. Тогда отец, уже собравшийся бежать за врачом, догадался пересчитать шарики. Все на месте… И наши родители, рассердившись на обман, ушли из комнаты.

Список источников

  • Спецификация экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена по РУССКОМУЯЗЫКУ (письменная форма)для обучающихся по образовательным программам ОСНОВНОГО общего образования. (Текст рассказа М. Зощенко «Тридцать лет спустя») http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1516700642/spec_ru_pism_gve-9_2018.pdf
  • Иллюстрации А.С. Андреева с сайта http://www.planetaskazok.ru/zoshenkom/chereztridtsatletzoshenkom
  • Дизайн презентации Аллы Баландиной https://mogu-pisat.ru/kurs/prezent/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=2192253
Спасибо за внимание!