Готовимся к огэ по химии с нуля. Личный опыт: как сдать ОГЭ по химии

ученика. В экзамене сочетается большое количество заданий и очень ограниченное время на их выполнение – на одно задание приходится 5,5 минут. Минимальный порог по химии в 2017 году равен девяти баллам. В зависимости от набранных баллов выставляется соответствующая отметка. Максимальный балл, в зависимости от типа теста, может быть равен 34 .Экзамен состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.
  • Часть 1: 19 заданий (1–19) с кратким ответом. Записывается в виде цифры либо в виде последовательности цифр.
  • Часть 2: три задания (20–22) с развернутым ответом. Дайте полный ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчеты.
  • В данном учебном материале будет представлена: теория и тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам.
  • Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ОГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное представление о строении атома. Изотопов. Строение электронных оболочек атомов элементов I-IV периодов. S, p, d - элементы.

Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояния атомов.

Изотопы – атомы одного элемента, с одинаковым ядерным зарядом, но различным количеством нейтронов в ядре. Характеристика изотопа: массовое число и порядковый номер.

Различные положения электрона вокруг ядра рассматривают как электронное облако с определённо плотностью отрицательного заряда.

Орбиталь –Различают по форме: s, p, d, f –орбитали.

S – орбиталь.

Электронная оболочка любого атома представляет собой сложную систему. Она делится на подоболочки с разной энергией (энергетические уровни). Уровни, в свою очередь, подразделяются на подуровни.

При сообщении дополнительной энергии атому происходит переход электронов с более низкой по энергии орбитали на более высокую по энергии орбиталь.

Ca(1s 2 2s 2 2p 6 3 s 2 3p 6 4s 2 ) → Ca* (1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 3d 1 )

Основное состояние возбуждённое состояние

Строение атома и химические свойства элементов

Из рассмотренных электронных конфигураций атомов видно, что элементы VIIIА-группы (Не,Ne,Аг и др.)имеют уровни одновременно (s 2 р 6 ), такие конфигурации обладают высокой устойчивостью и обеспечивают химическую пассивность благородных газов.

В атомах остальных элементов внешние s – и р-подуровни - незавершенные, они и показаны в сокращенных электронных конфигурациях, например 17 С1 = [ 10 Ке]Зs 2 Зр 5 (символ благородного газа отвечает сумме заполненных предыдущих подуровней, т. е. 10 Nе = 1s 2 2s 2 2р 6 "). Незавершенные подуровни и электроны на них иначе называются валентными, так как именно они могут участвовать в образовании химических связей между атомами.

Электронная конфигурация атома элемента определяет свойства этого элемента в периодической системе. Число энергетических уровней данного элемента равно номеру периода, а число валентных электронов атома - номеру группы, к которым относится элемент.

Если валентные электроны расположены только на а томной s- орбитали, то элементы относятся к.секции s - элементов (1А-, IIА-группы); если они расположены на s- и р - орбиталях, то элементы относятся к секции р- элементов (от IIIА- до VIIIА- группы).

В соответствии с энергетической последовательностью подуровней, начиная с элемента скандий Sс, в периодической системе появляются Б - группы, а у атомов этих элементов заполняется d - подуровень предыдущего уровня (см. выше примеры электронных конфигураций Sс, Сг, Мn, Сu и Zn). Такие элементы называются d – элементами (переходными элементами), и их в ка ждом периоде десять, например, в 4-м периоде это элементы от Sc до Zn.

Атомы типичных металлов легко отдают свои валентные электроны(полностью или частично) и становятся простыми катионами.

K(4s 1 ) → K + (4s º ),

Ca(4s 2 ) → Ca 2+ (4sº),

Cu(3d 10 4s 1 ) → Cu 2+ (3d 9 4s 0 ),

Атомы типичных неметаллов легко принимают дополнительные электроны на валентные подуровни (до восьми внешних электронов) и становятся простыми анионами, например:

N(2s 2 2p 3 ) → N -3 (2s 2 2p 6 )

Тест. «Строение атома.»

1. Количество электронов в атоме равно

2 . Ион, в составе которого 16 протонов и 18 электронов, имеет заряд
1) +4 2) -2 3) +2 4) -4

3. Внешний энергетический уровень атома элемента, образующего высший оксид состава ЭОз, имеет формулу

1) ns 2 np 1 2) ns 2 nр 2 3) nз 2 nр 3 4) ns 2 nр 4

4. Электронную конфигурацию 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 в основном состоянии имеет атом

1) лития

2) натрия

3) калия

4) кальция

5. В основном состоянии три неспаренных электрона имеет атом

1) кремния

2) фосфора

3) серы

4) хлора

6. Элемент с электронной конфигурацией внешнего уровня... 3s 2 3p 3 образует водородное соединение состава

1) ЭН 4 2) ЭН 3) ЭН 3 4) ЭН 2

7. Атом металла, высший оксид которого Ме 2 О 3 , имеет электронную формулу внешнего энергетического уровня

1) ns 2 пр 1 2) ns 2 пр 2 3) ns 2 np 3 4) ns 2 np s

8. Высший оксид состава R 2 O 7 образует химический элемент, в атоме которого заполнение электронами энергетических уровней соответствует ряду чисел:

1) 2, 8, 1 2) 2, 8, 7 3) 2, 8, 8, 1 4) 2, 5

9. У атома серы число электронов на внешнем энергетическом уровне и заряд ядра равны соответственно

1)4 и + 16 2)6 и + 32 3)6 и + 16 4)4 и + 32

10. Число валентных электронов у марганца равно

1) 1 2) 3 3) 5 4) 7

11. Одинаковое число валентных электронов имеют атомы калия и

1) углерода 2) магния 3) фосфора 4) натрия

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

1.Периодический закон, история открытия, современная формулировка, её отличие. Периодическая система и ее структура. S,p,d,f-элементы

Д.И. Менделеев сформулировал Периодический закон: "Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомного веса ". Менделеев учитывал, что для некоторых элементов атомные массы могли быть определены недостаточно точно. В современной Периодической системе известны некоторые исключения в порядке возрастания масс атомов, что связано с особенностями изотопного состава элементов:

Ar − 39,9 и K − 39,1; Co − 58,9 и Ni − 58,7.

После того, как было доказано ядерное строение атома и равенство порядкового номера элемента заряду ядра его атома, Периодический закон получил новую формулировку:

"Свойства элементов, а также образуемых ими веществ находятся в периодической зависимости от заряда их атомных ядер".

Заряд ядра атома определяет число электронов в оболочке атома.

Строение внешней электронной оболочки периодически повторяется, и это приводит к периодическому изменению химических свойств элементов и их соединений.

Современная Периодическая система состоит из 7 периодов (седьмой период должен закончиться 118-м элементом).

Короткопериодный вариант Периодической системы содержит 8 групп элементов, каждая из которых условно подразделяется на группу А (главную) и группу Б (побочную).

В длиннопериодном варианте Периодической системы - 18 групп, имеющих те же обозначения, что и в короткопериодном. Элементы одной группы имеют сходное строение внешних электронных оболочек атомов и проявляют определенное химическое сходство.

Номер группы в Периодической системе определяет число валентных электронов в атомах s- и p-элементов.

В группах, обозначенных буквой А (главных подгруппах), содержатся элементы, в которых идет заселение s- и р-оболочек:

S-элементы (IA- и IIA-группы)

Р-элементы (IIIA-VIIIA-группы)

В группах, обозначенной буквой Б (побочных подгруппах), находятся элементы, в которых заселяются d-подуровни - d-элементы .

Номер периода в Периодической системе соответствует числу энергетических уровней атома данного элемента, заполненных электронами.

Номер периода = Число энергетических уровней (слоёв) , заполненных электронами = Обозначение последнего энергетического уровня

Порядок формирования периодов связан с постепенным заселением энергетических подуровней электронами.

Последовательность заселения определяется принципом минимума энергии, принципом Паули и правилом Хунда.

3. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Электроотрицательность.

1) Атомные и ионные радиусы.

За радиус свободного атома принимают положение главного максимума плотности внешних электронных оболочек. Это так называемый орбитальный радиус.

В периодах орбитальные атомные радиусы по мере увеличения заряда ядра уменьшаются , т.к. растет заряд ядра и => притяжение внешнего электронного слоя к ядру.

В подгруппах радиусы в основном увеличиваются из-за возрастания числа электронных слоёв.

У s- и p-элементов изменение радиусов как в периодах, так и в подгруппах более заметно, чем у d- и f-элементов, поскольку d- и f-электроны находятся на внутренних, а не внешних уровнях.

Уменьшение радиусов у d- и f-элементов в периодах называется d- и f-сжатием. Следствием f-сжатия является то, что атомные радиусы электронных аналогов d-элементов пятого и шестого периодов практически одинаковы:

Zn – Hf Nb – Ta

r атома , нм 0,160 – 0,159 0,145 – 0,146

Эти элементы из-за близости их свойств называются элементами-близнецами.

Образование ионов приводит к изменению ионных радиусов по сравнению с атомными.

Радиусы катионов всегда меньше, а радиусы анионов всегда больше соответствующих атомных радиусов.

Изоэлектронные ионы – это ионы, имеющие одинаковую электронную оболочку.

Радиус изоэлектронных ионов уменьшается слева направо по периоду, т.к. заряд ядра увеличивается и растёт притяжение внешнего электронного уровня к ядру.

Пример: изоэлектронные ионы с электронной оболочкой, соответствующей аргону – (18 е): S 2- , Cl - , K + , Ca 2+ и т.п. В этом ряду радиус уменьшается, т.к. растёт заряд ядра.

2) Электроотрицательность - это способность атома элемента к притягивать к себе электроны в химической связи.

Электроны в общей электронной паре смещены к атому того элемента, который имеет большую электроотрицательность.

Слева направо по периоду происходит увеличение электроотрицательности , т.к. растёт заряд ядра и внешний уровень притягивается к ядру сильнее.

Сверху вниз по подгруппе электроотрицательность уменьшается , т.к. увеличивается число электронных уровней и увеличение радиуса. Внешние электроны слабее притягиваются к ядру.

На рис. приведены значения электроотрицательности различных элементов по Полингу. Электроотрицательность фтора в системе Полинга принята равной 4.

4. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

Металлами являются :

Все элементы побочных подгрупп;

- лантаноиды, актиноиды ;

Все s- элементы, кроме водорода и гелия.

Р-элементы делятся диагональю на металлы и неметаллы следующим образом:

В е

Неметаллы

металлы

22 штуки

Каждый период начинается щелочным металлом (или водородом), а заканчивается инертным газом.

Валентность – число связей, которые образует атом в молекуле.

Высшая валентность как правило равна номеру группы (исключения – элементы второй половины второго периода – азот, кислород, фтор, инертные газы – гелий, неон, аргон, а также металлы побочных подгрупп первой и VIIB группы (второй и третий элемент «триады»)).

Степень окисления – условный заряд у атома в молекуле.

Высшая положительная степень окисления определяется числом валентных электронов и равна номеру группы.

У s- и р-элементов она равна числу внешних электронов. У d-элементов (кроме групп IB,IIB и VIIIB) - она равна числу d+s электронов.

Исключения:

1) фтор, кислород

2) инертные газы – гелий, неон, аргон.

3) медь, серебро, золото

4) кобальт, никель, родий, палладий, иридий, платина.

Для неметаллов также характерна низшая (отрицательная) степень окисления:

Отрицательная

степень окисления = 8 – номер группы.

неметалла

Высшие оксиды и гидроксиды.

1) Степень окисления элемента в высшем оксиде и гидроксиде равна номеру группы: SeO 3 – высший оксид селена.

2) Чем активнее металл, тем более выражены основные свойства высшего оксида и гидроксида.

3) Чем активнее неметалл и чем больше высшая степень окисления – тем сильнее выражены кислотные свойства.

Водородные соединения.

Существует два типа водородных соединений:

1) Ионные солеобразные гидриды – это соединения активных металлов с водородом, в которых водород имеет отрицательную степень окисления: СаН 2 – гидрид кальция.

2) летучие водородные соединения неметаллов . В них отрицательную степень окисления имеет неметалл, а водород имеет степень окисления +1 . Они все газы, кроме воды. Свойства они проявляют различные:

Метан - CH 4

не проявляет

Кислотно-основных свойств

Аммиак - NH 3

основание

H 2 O

Проявляет амфотерные свойства

Силан SiH 4

Фосфин PH 3

H 2 S

Арсин AsH 3

H 2 Se

Летучие неустойчивые

Кислотные

свойства

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Задание 16 .

Предварительный просмотр:

Свойства кислот .

  1. Кислота + металл (стоящий в ряду активности левее Н)- > H 2 + соль

(кроме HNO 3 и H 2 SO 4 (кон) )

HCl + Na - >

H 3 PO 4 + Mg - >

HCl + Ba - >

HBr + Cu - >

H 2 SO 4 (разб) + Al - >

HI + Li - >

H 2 SO 4 (разб) + Ag - >

H 3 PO 4 + K - >

2. Кислота + основным оксидом - > соль + вода

H 2 SO 4 + Al 2 О 3 - >

H 3 PO 4 + K 2 О - >

HBr + Cu О - >

HI + FeO - >

HNO 3 + Fe 2 O 3 - >

H 3 PO 4 + Zn О - >

HBr + Cu О - >

H 2 CO 3 + Na 2 О - >

3. Кислота + соль - > соль 1 + кислота 1

1) НЕРАСТВОРИМАЯ соль + БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ кислота!

2) если и соль, и кислота растворимы, то должен выделиться ОСАДОК, ГАЗ, более слабая кислота!

Примерный ряд кислот

H2SO4 >HCl=HNO3 >H3PO4 >HF >HNO2>CH3COOH>H2CO3 >H2S>H2SiO3

Na 2 CO 3 + HCl - >

CuSO 4 + HNO 3 - >

Na 2 SiO 3 + HCl - >

Ca 3 (PO 4 ) 2 + H 2 SO 4 - >

CaCO 3 + HNO 3 - >

ZnS + HBr - >

H 2 SiO 3 + KCl - >

H 2 CO 3 + Na 2 SO 4 - >

ZnS + H 2 SiO 3 - >

Na 2 SO 3 + HBr - >

CaCO 3 + HNO 3 - >

Na 2 SO 3 + H 2 SiO 3 - >

CaSiO 3 + H 2 SO 4 - >

CaCO 3 + HNO 3 - >

ZnSO 4 + HI - >

H 2 SiO 3 + KNO 3 - >

H 2 SO 3 + Na 2 SO 4 - >

BaSO 4 + HCl - >

4. кислота + основание -> соль + вода

1) ЩЕЛОЧЬ + любая кислота

2) НЕРАСТВОРИМОЕ основание (или амфотерный гидроксид) + СИЛЬНАЯ кислота

КОН + HBr - >

NaOH + H 2 S - >

Ва(ОН) 2 + H 3 PO 4 - >

Al(OH) 3 + H 2 SO 3 - >

Ве(ОН) 2 + H 2 CO 3 - >

CsOH + HMnO 4 - >

Cr(OH) 3 + HCl - >

Ca(OH) 2 + HClO 4 - >

LiOH + HNO 3 - >

Cu(OH) 2 + H 2 SiO 3 - >

Sr(OH) 2 + H 2 SiO 3 - >

Свойства солей.

1 . соль + основание - > соль + основание

2) В продуктах должен быть осадок, газ или вода!

Са(NO 3 ) 2 + NaОН - >

Ca(ОН) 2 + K 2 CO 3 - >

CuCl 2 + KОН - >

NaOH + ZnS - >

Al(OH) 3 + AgNO 3 - >

BaSO 4 + NaOH - >

Ba(OH) 2 + K 2 SiO 3 - >

Al(NO 3 ) 3 + Ba(OH) 2 - >

  1. соль + соль 1 - > соль 3 + соль 2

1) Исходные вещества должны быть РАСТВОРИМЫ!

2) В продуктах должен быть осадок !

Са(NO 3 ) 2 + NaCl - >

CaCl 2 + K 2 CO 3 - >

CuCl 2 + K 2 S - >

Na 3 PO 4 + ZnS - >

AlCl 3 + AgNO 3 - >

BaSO 4 + Na 3 PO 4 - >

Ba(NO 3 ) 2 + K 2 SiO 3 - >

Al(NO 3 ) 3 + K 2 SO 4 - >

  1. соль + металл - > соль 1 + металл 1

ВСЕГДА: металл должен быть активнее , чем металл в составе соли (левее в ряду! но не левее Al )

в растворе: соль должна быть РАСТВОРИМАЯ, металл не должен реагировать с водой!

В расплаве: соль не должна разлагаться при нагревании!

Сu + ZnCl 2 - >

Na + AlCl 3 - >

K + Cu(NO 3 ) 2 - >

Al + Cu(NO 3 ) 2 - >

Ag + Cu(NO 3 ) 2 - >

Cu + AgNO 3 (раствор) - >

Cu + HgS - >

Fe + CuSO 4 - >

Li + Mg(NO 3 ) 2 - >

Ba + Fe(NO 3 ) 2 - >

4.Соль-> оксид кислотный + оксид основной

Соль – нерастворима в воде

Ba SO 4 - >

СаSiO 3 - >

Fe(NO 3 ) 2 - >

Свойства основных оксидов

  1. Оксид металла +вода-> щелочь (растворимое основание).

CuO + Н 2 О->

CaO + Н 2 О->

Na 2 O + Н 2 О->

FeO + Н 2 О->

BaO + Н 2 О->

MgO + Н 2 О->

K 2 O + Н 2 О->

SrO + Н 2 О->

  1. Оксид металла +кислотой -> соль + вода

H 2 SO 4 + K 2 О - >

H NO 3 + Zn О - >

H 3 PO 4 + Al 2 О 3 - >

H 3 PO 4 + Fe 2 O 3 - >

HBr + FeO - >

HBr + Na 2 О - >

HI + Cu О - >

H 2 CO 3 + Cu О - >

  1. Оксид металла + оксид неметаллам -> соль

При нагревании! (если соль существует!)

CаO + SO 3 - >

CaO + N 2 O 5 - >

Na 2 O + P 2 O 5 - >

ВаO + P 2 O 5 - >

K 2 O + CO 2 - >

MgO + SO 2 - >

  1. Оксид металла + металл (более активный)

K 2 О + Al - >

Zn О + K - >

FeO + Al - >

Fe 2 O 3 + Cu - >

HgO + Cu - >

Cu О + Fe - >

  1. Оксид металла + -> металл + СО
  2. Оксид металла + Н 2 -> металл + Н 2 О
  3. Оксид металла + C О-> металл + СО 2

для металлов стоящих правее Al в электрохимическом ряду напряжения металлов.

K 2 О + C - >

Zn О + СО - >

FeO + C О - >

Fe 2 O 3 + Н 2 - >

HgO + Н 2 - >

Cu О + С - >

Свойства кислотных оксидов

  1. Оксид неметалла +вода-> кислота (растворимая в воде).

SO 3 + Н 2 О->

SiO 2 + Н 2 О->

P 2 O 5 + Н 2 О->

SO 2 2 О->

CO 2 + Н 2 О - >

  1. Оксид неметалла +щелочь-> соль + вода

ЩЁЛОЧЬ + любой оксид,

SO 3 + NaOH - >

SO 2 + KOH - >

N 2 O 5 + LiOH - >

SO 3 + Mg(OH) 2 - >

Готовимся к ГИА по химии

ЕГЭ-11 - 2019

Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что не один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности.

(Н.Д. Зелинский)

Когда наступает пора школьных экзаменов (ЕГЭ), волнуются все: ученики, учителя, родители. Всех интересует вопрос: как сдать экзамены более успешно? Надо сказать, что успешность зависит от многих факторов, в том числе и от учеников, учителей иродителей.

ЕГЭ – независимый объективный государственный контроль результатов обучения.

ЕГЭ - предоставляет равные возможности выпускникам различных регионов и различных типов школ для поступления в вузы РФ.

ЕГЭ - дает возможность всем выпускникам подать документы сразу в несколько вузов или в один на разные специальности (согласно последним решениям Минобрнауки РФ – не более чем в пять вузов или не более чем по пяти специальностям), что, несомненно, увеличивает шансы абитуриентов на поступление.

В ЕГЭ-2019 по сравнению с ЕГЭ-2018 нет изменений

  • Физические и химические свойства, получение и применение алкинов

ОГЭ-9 - 2019

ОГЭ (ГИА) по химии – экзамен по выбору, причём, один из сложных. Выбирать его, думая, что экзамен прост - не стоит. Выбирать ГИА по химии необходимо, если Вы планируете сдавать в будущем и ЕГЭ по этому предмету, это поможет проверить свои знания и лучше подготовиться к единому экзамену через два года. Также ГИА по химии зачастую требуется для поступления в медицинские колледжи.

Структура ГИА по химии следующая:
1 часть:
15 общетеоретических вопросов, с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный и 4 вопроса, предполагающие множественный выбор ответов либо нахождение соответствия;
2 часть: в ней учащийся должен записать развернутое решение 3-х задач.

Соответствие баллов ГИА (без реального эксперимента) школьным оценкам следующее:

0-8 баллов – 2;

9-17 баллов – 3;

18-26 баллов – 4;

27-34 баллов – 5.

Рекомендации ФИПИ по оценке работ ОГЭ (ГИА) по химии: 27-34 балла заслуживают только те работы, в которых учащийся получил не меньше чем 5 баллов за решение задач из части 2, это же, в свою очередь предполагает выполнение как минимум 2-х задач. Одна задача оценивается в 4 балла, две других – по три балла.

Наибольшие трудности вызывают, конечно, задачи. Именно в них можно легко запутаться. Поэтому, если Вы планируете получить те самые 27-34 баллов за ОГЭ (ГИА) по химии, то необходимо решать задачи. Например, по одной задаче в день.

Длительность ГИА по химии составляет всего 120 минут .

Во время экзамена учащийся может пользоваться:

  • таблицей Менделеева,
  • электрохимическим рядом напряжений металлов,
  • таблицей растворимости химических соединений в воде.
  • Разрешено использование непрограммируемого калькулятора.

ОГЭ (ГИА) по химии пользуется заслуженной славой одного из самых сложных экзаменов. Готовиться к нему надо начинать с самого начала учебного года.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 (4) задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа(120 минут) (140 минут).

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на отдельном листе. Задание 23 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением эксперта-экзаменатора. К выполнению данного задания можно приступать не ранее, чем через 1 час (60 мин) после начала экзамена.

При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

План КИМаОГЭ по химии

9 класс ( МОДЕЛЬ №1)

Проверяемые элементы содержания (банк заданий)

Номер задания в работе

Ионные уравнения реакций.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов,

Оксиды, их классификация, свойства.

Кислоты и основания в свете ТЭД, их классификация, свойства.

Соли в свете ТЭД, их свойства.

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

_________________________

Мы запускаем спецпроект для девятиклассников, где ребята, которые прошли через все трудности, будут рассказывать свои истории про сдачу ОГЭ и давать советы, на что обратить внимание при подготовке.

Михаил Свешников : «Мы начали готовиться с ноября, решали задачи, рассматривали структуру экзамена. До мая было много времени, и я не сильно переживал. Обычно мы выполняли одно задание в разных тестах (это действительно помогает) и делали задания из второй части. К экзамену у нас было примерно 15-20 решений.

Для меня самым сложным оказалось определение формулы вещества по описанию и написание реакции – последнее задание. На пробных ОГЭ решал его верно не всегда. Накануне я старался все максимально повторить. В день экзамена я не сильно волновался, потому что он был последним и не влиял на аттестат, но и плохо написать не хотелось.

Когда мне дали КИМ, я растерялся, потому что вариант оказался очень сложным, но я сразу же приступил к выполнению заданий, которые знал. Решить то последнее задание так и не получилось.

Мне кажется, что надо начинать готовиться за три-четыре месяца до ОГЭ (вы мало что забудете), решать больше заданий из второй части, потому что, как правило, первая часть проще, чем в пособиях. И последнее – следует быть уверенным в себе.»

Ульяна Кис : «К экзамену готовилась очень много. Учила каждый предмет, выполняла все домашние задания, ходила на факультативы, там мы решали множество тестов и пробников.

Переживания, конечно, были, потому что каждый учитель говорил, что будет очень трудно, надо готовиться день и ночь, следует ходить к репетиторам. Но я самостоятельная, и все, что было непонятно, изучала дома, с помощью видеоуроков и разных сайтов.

И вот приближался тот самый день. У нас была четырехчасовая консультация, где кипели мозги, возможно, ещё и потому, что было лето. Мы разобрали все задания по десять раз и очень волновались.

В день ОГЭ мы пошли сдавать его в другую школу, все дрожим от страха, приходим, показываем паспорт, отмечаемся, нас распределяют по аудиториям, открывают при нас задания и раздают их и... Все оказалось так просто. Никто такого не ожидал. Попались задания, которые мы разбирали на первых трех факультативах. Всё элементарно, и с нами сидели кураторы, которые не следили за каждым твоим движением, как бывало на других экзаменах.

Самое главное – быть спокойным и уверенным, не слушать тех, кто хочет тебя запугать.

Советую готовиться самостоятельно, без репетиторов, которым надо платить крупные суммы.

К экзамену можно написать шпору – маленький листик с самым главным, например, формулами. Если решишь ей воспользоваться, то можно выйти в туалет, посмотреть и вспомнить то, что забыл.

Для тех, кто не хочет готовиться или ничего не понимает, в день экзамена на различных сайтах и в группах выкладывают ответы. Для подстраховки можно и их брать с собой.»

Артем Гуров : «Я не тратил много сил на подготовку – час в неделю дополнительных занятий по химии, на половину из которых я не приходил. Активно готовиться я начал в последний момент, за два-три дня до экзамена. Не могу сказать, что очень сильно переживал, потому что была необъяснимая внутренняя уверенность.

Какие-то эмоции у меня появились за час до экзамена, тогда же я и стал понимать, что может произойти, если я его не сдам. Страх покинул меня через полчаса после начала экзамена, когда прошла некоторая «эйфория».

Единственное, что могу посоветовать девятиклассникам – готовиться заранее. К сожалению, без этого никуда.»

В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.

Общая информация об экзамене

ОГЭ по химии состоит из трех частей.

В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.

Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.

Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.

Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.

Всего на работу дается 140 минут.

Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.

Основной государственный экзамен по химии – один из необязательных экзаменов, который ученики девятых классов могут сдавать в числе других предметов, выбираемых по своему усмотрению. Это довольно сложный предмет, поэтому его выбирает небольшое число школьников, которые планируют учиться в профильных классах или поступать в другие учебные заведения на специальности, связанные с медицинской, химической отраслью, сферой строительства или пищевой промышленности.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) не предусмотрено никаких изменений для ОГЭ по химии на 2018 год: контрольно-измерительные материалы (КИМ) сохранят содержание и структуру, аналогичную материалам прошлых лет. Они призваны проверить знание учащихся по программе, пройденной в 8-9 классах: методы изучения химических явлений и веществ, базовые понятия органической и неорганической химии, задачи по расчету химических реакций и другие разделы школьной программы.

Для ОГЭ предусмотрено две модели работы №1 и № 2, на выполнение которых регламентом выделено 120 и 180 минут соответственно (для модели второго типа добавлено 60 минут на проведение и описание химического эксперимента). При этом рекомендовано распределять общий объем времени на выполнение заданий следующим образом:

  • по 3-8 минут – для ответов на каждый из вопросов первой части;
  • по 12-17 минут – для ответов на каждый из вопросов второй части.

В процессе экзамена школьникам разрешено пользоваться калькулятором, не оснащенным функцией программирования расчетов, и следующими вспомогательными материалами:

  • периодической системой химических элементов Менделеева;
  • электрохимическим рядом напряжений металлов;
  • таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде.

Предметы, справочную литературу, телефоны и другие объекты, которые не значатся в перечне разрешенных, проносить с собой на экзамен запрещается. При их обнаружении или других нарушениях регламента проведения ОГЭ ученик будет удален из класса, а экзаменационная работа не засчитается.

Для проведения ОГЭ по химии в 2018 году Рособрнадзором установлены следующие даты:

  • 27 апреля – день досрочной сдачи (с резервным днем 7 мая);
  • 7 июня – день основной сдачи (с резервным днем 22 июня);
  • 12 сентября – день дополнительной сдачи (с резервным днем 20 сентября).

Структура КИМа

Как и прежде, в 2018 году билеты ОГЭ по химии 9 класса включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предусмотрена для проверки знания девятиклассниками базовых формул и определений органической и неорганической химии, которые нужно использовать в последствии для решения заданий из практической части. Последняя разработана, чтобы проверить способность учеников проводить окислительно-восстановительные и ионно-обменные реакции, понимание взаимосвязей между различными классами веществ, молярной массы и объема веществ.

Структурно каждый билет можно разделить на две части:

  1. Первая часть включает 19 заданий, из которых вопросы 1-15 представлены в виде базовых тестов, а 16-19 относятся к категории вопросов повышенной сложности. Для ответов на эти вопросы требуется поставить цифру, последовательность цифр или слово в экзаменационном бланке.
  2. Вторая часть состоит из 3 или 4 заданий для модели КИМов №1 и № 2 соответственно, которые требуют развернутого ответа, подкрепленного уравнениями реакций и химическими расчетами. Для модели КИМов №2 требуется провести практический опыт под наблюдением членов экзаменационной комиссии и записать его результаты.

Оценивание работы

Чтобы оценить знания девятиклассников в зависимости от уровня подготовки задания в билетах сгруппированы по трем уровням: простые, повышенной и высокой сложности. Максимальный бал, который можно получить за ОГЭ по химии в 9 классе зависит от выбранной модели экзамена:

  • 34 балла для модели №1, из которых 15 (44,1%) – за решение базовой части, 8 (23,5%) – по вопросам повышенной сложности и 11 – по самым сложным задачам;
  • 38 баллов для модели №2, из которых 15 (39,5%) по базовым тестам, 8 (21%) – по вопросам повышенной сложности и 15 (39,5%) – по наиболее сложным заданиям.

Большая часть учеников сдает в 9 классе ОГЭ по химии по модели №1, за которую можно получить максимум 34 балла. Для этого варианта предусмотрена следующая система перевода в оценки по пятибалльной шкале:

  • 0-8 баллов – двойка;
  • 9-17 баллов – тройка;
  • 18-26 баллов – четверка;
  • 27-34 балла – пятерка.

Минимальный порог для сдачи ОГЭ по химии – 9 баллов, для получения которых достаточно ответить на первые девять вопросов билета. Но девятиклассникам, которые будут продолжать обучение в профильном классе, необходимо получить не менее 23 баллов.

Подготовка к ОГЭ

Чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ по химии можно заняться самоподготовкой, дополнительно работать с репетитором или посещать соответствующие курсы.

Для школьников, которые выбирают вариант самостоятельной подготовки пригодятся следующие рекомендации:

  • Использовать учебные и справочные пособия, в которых представлена информация в рамках школьной программы.
  • Повторять материал нужно начиная с простых тем (изучаемых в 8 классе) и постепенно продвигаться к более сложному материалу.
  • Просматривать видеоуроки для освоения химических опытов и реакций. При этом важно выбирать те варианты, в которых детально описывается каждый этап процесса и полученные реакции.
  • Проработать основные химические формулы, чтобы освежить память и при необходимости восполнить пробелы в знаниях.
  • Завести конспект, где записывать материал по подготовке к ОГЕ в понятной для себя форме.
  • Проходить онлайн тесты в интернет, сложность и структура которых идентична реальным экзаменам.
  • Ознакомиться с демонстрационными вариантами тестов, разработанными ФИПИ, чтобы иметь представление о структуре билета, уровне сложности и формулировках заданий, требованиях к полноте объяснения вопросов, требующих написания развернутых ответов.

На заметку: следует понимать, что заданий, представленных в демонстрационных вариантах, вероятнее всего не будет на самом экзамене, зато будут задачи аналогичной тематики или просто с другими цифровыми данными.

  • Уделить внимание правилам техники безопасности, поскольку сдача ОГЭ по химии по модели №2 предусматривает проведение реального химического эксперимента с использованием лабораторного оборудования, которым нужно уметь правильно пользоваться.

Видео-пример заданий ОГЭ по химии: