В польше нашли золотой поезд нацистов. Что известно о таинственном поезде с «сокровищами нацистов. Что именно нашли

Российские, польские и даже израильские СМИ, затаив дыхание, следят за поисками нацистского бронепоезда, который, по легенде, погребен где-то в подземных туннелях польского города Валбжих (Нижняя Силезия, близ чешской границы). Журналисты "Аnews" привели 9 фактов о "золотом поезде", которые не оставят равнодушными никого из любителей тайн и кладов.

1. Что именно нашли?

Предполагают, что это может быть бесследно исчезнувший в 1945-м поезд Третьего рейха, на котором, согласно легенде, отступавшие нацисты тайно вывезли награбленное золото, драгоценности и картины. В составе, предположительно, 40 с лишним вагонов, его длина – от 100 до 150 метров.

Теоретически, в поезде может быть 300 тонн золота на полмиллиарда долларов, в том числе целые ящики золотых колец, оправ и зубов жертв концлагерей.

По одной из версий, под броней фрагменты знаменитой Янтарной комнаты, похищенной нацистами под Петербургом и вывезенной в Кёнигсберг.

2. Что за легенда связана с поездом?

Слухи о том, что нацисты успели эвакуировать "трофейные" сокровища, ходят с конца войны. Были даже свидетели, утверждавшие, будто они своими глазами видели тайно уходящий из Кёнигсберга нацистский состав. С тех пор "золотой поезд" не давал покоя кладоискателям всего мира, а рассказы о нем стали частью восточноевропейского фольклора.

В 2011 году немецкий инженер-строитель и любитель истории Маттиас Глуба, листая военные архивы городка Ауэрсвальде (близ Хемница в Саксонии), обнаружил планы секретных подземных выработок и детали транспортировок из Кёнигсберга. В частности, в документах о воздушном налете на сортировочную станцию в Бреслау (ныне Вроцлав) 4 февраля 1945 года говорилось, что 40 вагонов благополучно отбыли неповрежденными из Кёнигсберга, взятого позже Красной Армией, и "в обстановке строжайшей секретности" направляются из Вроцлава в Ауэрсвальде.

Но, выехав из Вроцлава, нацистский поезд словно сквозь землю провалился (возможно, буквально). По одним данным, он добрался до Ауэрсвальде. В документах, найденных Маттиасом, имеются записи, что сотни советских военнопленных под надзором СС разгружали там какой-то состав и складывали ящики в подземные хранилища где-то в местных лесах. Но по другим данным, поезд сгинул на пути из Вроцлава в Валбжих - на станции в Свебодзице (12 км к северу от Валбжиха) его так и не дождались.

Многие историки и поисковики полагают, что поезд мог укрыться от советской авиации в одном из туннелей, который обрушился в результате бомбардировок, либо его специально закопали и заминировали все подходы, надеясь вернуться за золотом.

3. Как поезд нашли?

Место, где был спрятан поезд, якобы знал некий человек, помогавший его прятать. По легенде, он выдал свою тайну перед смертью. А в августе этого года двое неназванных старателей, поляк и немец, заявили через адвокатов, что действительно нашли поезд. Его точные координаты они согласились передать властям в обмен на вознаграждение в размере 10% от стоимости груза.

"Информация более чем правдоподобна, - заявил вскоре замминистра культуры Польши Петр Жуховский. - Я уверен на более чем 99%, что этот поезд существует". Он рассказал, что видел георадарные снимки бронированного объекта, длиной не меньше 100 метров, с орудийными площадками на платформах.

4. Неужели это тот самый "золотой поезд"?

Специалисты предполагают, что в поезде, если его все-таки раскопают, найдут не золото, а оружие и боеприпасы тех времен, либо стратегическое сырье для военной промышленности Третьего рейха – например, вольфрамовую руду.

Вот что говорят польские власти и прочие знатоки.

Замминистра культуры Жуховский:

"Я не верю в "золото Вроцлава". Драгоценный груз было бы намного безопаснее переправлять малыми партиями, и я думаю, так оно и было". Он напомнил, что большое количество золота было действительно вывезено нацистами через международную банковскую систему или частными лицами.

Глава одного из местных воеводств Томаш Смолаж:

"На основании имеющихся документов нельзя однозначно утверждать, что эта находка в данном месте подтверждена. В прошлом появлялось много спекуляций на тему обнаружения "золотого поезда", которые не находили подтверждения. На этот раз ценность данных не выше".


Мэр Валбжиха Роман Шелемей:

"Нас в Силезии уже давно не удивляют люди, думающие, что они обладают "особым знанием". Любой житель Валбжиха не однажды слышал такие истории, так что в них нет ничего нового. Правда, на сей раз удивляет решительный настрой тех двоих, которые требуют награды за свою находку. Тем не менее, я отношусь к ней очень скептически".

5. "Золотых поездов" было несколько?

Известно, что в 1942-43 годах нацисты использовали военнопленных и узников концлагерей на строительстве целой сети подземных бункеров и туннелей под городом в Нижней Силезии (вдоль участка современной границы Польши и Чехии), в том числе под Валбжихом. Это был так называемый проект "Великан" (Riese), в рамках которого Третий рейх хотел спрятать под землю свои промышленные предприятия и оборудовать главную ставку Гитлера. Проект включал семь комплексов подземных военных объектов, однако ни один из них не был завершен, и лишь небольшой процент туннелей успели укрепить бетоном. Можно сказать, что строительство пришлось бросить на начальном этапе.

6. Почему на клад претендует Россия?

Со стороны России пока не было никаких официальных претензий. Газетную шумиху и возмущение польских чиновников вызвало мнение российского юриста и правозащитника Михаила Иоффе, давшего комментарий радиостанции "Спутник" (бывший "Голос России"). Иоффе заявил, что это не клад, а награбленное имущество, груз, связанный с преступлениями нацистов, поэтому никаких юридических прав на его часть или вознаграждение у нашедших быть не может. Он считает, что Польша в данном случае обязана привлечь международных экспертов, в том числе представителей России, чтобы установить, о каком военном трофее идет речь. Имущество должно быть описано и доступно странам антигитлеровской коалиции, и если окажется, что оно вывезено в том числе с территории СССР, то эта часть груза должна быть передана российской стороне.

7. Кто еще, кроме России?

Кроме российского юриста, глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер напомнил, что многие из предполагаемых ценностей в поезде были украдены или отняты у евреев, которых нацисты отправили на смерть. "Должно быть сделано все, чтобы вернуть эту собственность ее законным владельцам или наследникам", - заявил он.

8. Почему Польша не хочет делиться?

"Если окажется что в этом поезде есть вещи, принадлежность которых не вызывает сомнения, то они будут отданы", - пообещал польский Минкульт. Однако право собственности еще нужно доказать, что позже подчеркнул замминистра культуры.

По словам Петра Жуховского, польские юристы, с которыми он лично консультировался, "однозначно заявляют, что если поезд будет найден, он будет собственностью государственной казны".

Предполагается, что первоначальная проверка данных может занять несколько недель. Министерство обороны Польши приступает к разведке местности: армия оценит, сколько оборудования и личного состава будет участвовать в раскопках. А сами они, как ранее сказал Жуховский, начнутся, скорее всего, только весной 2016 года.

Пока же власти отказались от дальнейших комментариев и строго предупредили о смертельной опасности самостоятельных попыток найти заминированный "золотой поезд".

Сенсация! В Польше два кладоискателя нашли в заброшенном горном тоннеле . В окрестностях города Валбжих. Удачливые парни через юристов передали координаты громкой находки властям, требуя 10 процентов от стоимости клада. Точное место не раскрывается. Власти Валбжиха провели пресс-конференцию, фактически подтвердив сенсацию. Неужели в самом деле нашли драгоценный состав?

"Поезд искали с 1945 года!"

Легенды о золотом эшелоне ходят в этих краях с конца Второй мировой вой­ны, - сказал "Комсомолке" историк Третьего рейха Константин Залесский. -­ Недаром "Золото Бреслау" вошло в книгу "100 великих кладов".

- Причем здесь Бреслау? В новостях фигурирует Валбжих.

Валжбих находится в Нижней Силезии. Она перешла Польше после войны. До того это была германская земля со столицей Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Здесь издавна жили богатые немецкие землевладельцы, аристократы. Золото у них имелось. В историю Второй мировой Бреслау вошел как немецкий Брест. С февраля 45-го советские вой­ска пытались взять город-крепость. Но капитулировал он лишь 6 мая. Обороной руководил гауляйтер обергруппенфюрер СС Карл Ханке, любимец фюрера.

Этот Ханке и отправил вроде бы в конце 1944-го или в начале 1945-го бронепоезд с золотом в Берлин (или еще куда), понимая, что город вот-вот окружат советские вой­ска. Состав вышел из Бреслау в сторону Вальденбурга (нынешний Валбжих). Но до станции не дошел. По одной из версий, секретный эшелон въехал в тоннель возле замка Ксенж и… исчез. В тех краях фашисты построили целую систему тоннелей. По другой версии, его загнали под гору Собес у городка Пелерсдорф, где был подземный военный завод. Там тоже имелась железная дорога. В штольнях, тоннелях и укрыли якобы ценный груз. По третьей версии, золото спрятали под горой Снежка в Судетах.

Поиск золотого эшелона в тех краях начался сразу после войны. Черные копатели искали сокровища и в многочисленных подземельях Вроцлава, но безрезультатно.

- Вы верите в находку?

Слишком уж серьезно все обставлено. И юридическая фирма, и пресс-конференция властей Валжбиха. Это не блеф. Обратите внимание, что сказал на днях представитель министерства культуры Польши Петр Жуковский: "Я призываю прекратить все поиски до завершения официальной процедуры, направленной на обеспечение безопасности этой находки… В спрятанном поезде, в существовании которого я не сомневаюсь, могут находиться опасные материалы времен Второй мировой войны. Существует большая вероятность, что поезд заминирован". Какие тут могут быть сомнения? Нашли!

В эшелоне везли шедевры музеев

- И что там может быть?

Возможно, ценности, награбленные нацистами в странах Восточной Европы, в СССР. Золото, монеты, алмазы... Не исключаю старинные сокровища. В Бреслау был знаменитый Королевский музей искусства и старины (ныне - Национальный музей Вроцлава), другие музеи. Туда же в 1944 году нацисты свезли коллекции из Берлина, других городов, поскольку Бреслау еще не бомбили. За эвакуацию всех сокровищ в конце войны у гауляйтера Ханке отвечал музейный хранитель Гюнтер Грундманн. Часть ценностей он успел вывезти, часть спрятал в здешних замках, шахтах. По его описи польские власти после вой­ны нашли в Нижней Силезии около 80 таких захоронок. Но многие музейные сокровища Бреслау не всплыли до сих пор. Возможно, они в этом бронепоезде. Впрочем, не будем гадать. Дождемся официальных сообщений. Ждать недолго.

- Этот поезд - последняя громкая находка времен Второй мировой?

Да что вы! Вспомним хотя бы бесценную Янтарную комнату, похищенную нацистами в Царском Селе. До сих пор энтузиасты ищут ее и в Калининграде, Германии, Польше, Чехии. Много легенд о нацистских сокровищах ходит в Австрийских Альпах, где в конце войны фюрер создавал особый укрепрайон. Там действительно много чего запрятано в шахтах, тоннелях, на дне озер. Мрачную славу приобрело озеро Топлицзее. Вроде бы сюда фашисты сбросили много загадочных ящиков. Немало любителей-аквалангистов погибло, пытаясь их найти. 16 ящиков обнаружили. Но там оказались… фальшивые банкноты. Многие тайники времен Второй мировой еще ждут своих кладоискателей.

НАША СПРАВКА

Откуда у фашистов столько ценностей

Нацисты в оккупированных странах забирали все золото в монетах и слитках из национальных казначейств и других банков. Старт величайшему золотому грабежу в истории был дан в марте 1938 года. Аннексировав Австрию, нацисты забрали из ее Национального банка 91147 кг золота. В Чехословакии взяли золотой запас на 44 миллиона долларов, Голландия лишилась $163 млн, Люксембург - $4,8 млн, Бельгия - $223 млн, Италия - $80 млн. Количество реквизированного греческого золота неизвестно. Дания, Норвегия, Франция успели переправить большую часть золотого запаса в Англию и США. Польша умудрилась свои 65 тонн драгметалла окольными путями, с большими приключениями увезти в Африку, оттуда - в США. Это же пыталась проделать и Бельгия. Но нацисты накрыли в Африке бельгийские 270 тонн и вывезли в Берлин.

Пусть вас не смущают незначительные по нынешним временам суммы. Унция благородного металла (31,1 грамма) тогда стоила 37 долларов, сейчас - примерно 1130 долларов.

Нацистскую казну пополняли и другими путями. 1 января 1939 года Герман Геринг подготовил указ, по которому все имущество эмигрирующих из Третьего рейха евреев конфискуется в пользу государства. Они обязаны были сдавать "находящиеся в их собственности предметы из золота, платины, серебра, а также драгоценных камней". Когда же настала пора концлагерей, нацисты выдергивали у жертв золотые зубы. Только в Освенциме ежедневно переплавляли до 11 кг золота - зубные коронки, ювелирные украшения, часы.

В ТЕМУ

Борман переправлял ценности в Южную Америку на подводных лодках

Уже к 1943 году хитрый рейхс­ляйтер Мартин Борман, правая рука фюрера, понял - война проиграна. И начал готовить "запасные аэродромы" для четвертого рейха. Он спланировал и провел тайную операцию "Полет орла" по выводу из Германии золота и прочих ценностей. Прежде всего в Южную Америку, где были сплоченные немецкие колонии. Сокровища тайно отправляли на самолетах, кораблях, подводных лодках. Одного лишь золота Борман вывез на сумму в 1,12 миллиарда долларов в тогдашних ценах. Ныне стоимость возросла многократно. Плюс платина, драгоценные камни, монеты, картины, акции, облигации. Приходилось расплачиваться с местными властями. Золотой запас Аргентины увеличился с 346 до 1173 тонн к концу вой­ны. В Бразилии - с 50 до 346 тонн. Но основное золотишко осталось в Латинской Америке у законспирированных нацистов.

Часть сокровищ спрятали в Европе. Только на территории Третьего рейха под контролем Бормана было 134 тайных хранилища, большинство - в шахтах. Одним из главных нацистских хранилищ шедевров мирового искусства стал замок Нойшванштайн в Альпах. Эсесовцы собирались взорвать его в конце вой­ны, но им помешали союзные вой­ска. Целых шесть недель потом из замка выносили награбленные шедевры.

По "Декрету Нерона" от 19 марта 1945 года во многих тайниках нацисты заложили взрывчатку, чтобы ценности не попали в руки союзников. Так что предположение министерства культуры Польши о том, что спрятанный в тоннеле "золотой бронепоезд" может быть заминирован, имеет все основания.

Повышенное внимание чуть ли не всей Европы приковано к раскопкам в Польше. Легендарный «золотой поезд» нацистов - тот самый эшелон, который якобы вывозил в Германию награбленные нацистами сокровища, вот-вот может быть найден. По крайне мере, шансы на это, полагают исследователи, велики, как никогда.

Чем глубже зарывается ковш, тем больше нетерпение окружающих. Возможно, еще чуть-чуть и будет разгадана одна из главных тайн ХХ века. Не исключено что, именно здесь погребен так называемый «золотой поезд» Третьего рейха.

«Должен признать, результаты исследований, проведенных с помощью гео-радаров, многообещающи. Их проводили шесть независимых фирм с помощью восьми разных приборов. Так что это не может быть совпадение. Все оборудование показывает, что туннель в месте поисков действительно существует», - говорит представитель группы поисковиков Анджей Гайк.

Главный вопрос сейчас - есть ли в этом тоннеле эшелон, в вагонах которого может быть несметное количество драгоценностей, предметы искусства и даже, по некоторым догадкам, Янтарная комната из Царского села. Согласно легенде, «поезд-призрак» зимой 1945 года вышел из Бреслау (нынешний Вроцлав), унося с собой награбленные нацистами на оккупированных территориях ценности. А дальше - как сквозь землю провалился. По мнению кладоискателей, в прямом смысле. Они уверены: мифические сокровища, стоимость которых оценивают в миллиарды евро - прямо здесь, под ногами, в одном из лабиринтов замка Кщенж, под которым якобы был построен целый подземный город, один из секретных бункеров Гитлера.

«Я бы никогда в это не ввязался, если бы не был уверен в успехе», - говорит участник экспедиции Петр Копер.

Поиски начались в прошлом году с заявления двоих искателей-энтузиастов о том, что они знают, где находится эшелон. Этого хватило, чтобы в Польшу со всего света слетелись сотни кладоискателей, чтобы рыть землю, причем, с риском для жизни. По одной из версий, нацисты заминировали подходы к составу. Власти отреагировали быстро - место оцепили, стянули военных, саперов и заявили, что все найденное в случае удачи перейдет в собственность государства, после чего о кладе на год как будто забыли. И лишь накануне мир облетела новость - раскопки начались, поисковики - в считанных днях от разгадки тайны.

«Думаю, в течение недели или даже пяти дней мы поймем, есть здесь что-то или нет», - говорит Анджей Гайк.

Но даже если нет, это, скорее всего, лишь подогреет интерес к мифическому поезду. Ведь мест, где он может находиться, останется меньше, а значит - шансов найти, если он все-таки существует, больше. А власти Валбжиха по-прежнему будут обеспечены потоком людей, желающих посмотреть на места, окутанные флером тайны. Скептики давно говорят о том, что власти польского городка сами раздули эту историю, чтобы привлечь побольше туристов.

Историки и кладоискатели всей Европы взбудоражены новостями из Польши. Там якобы нашли легендарный "золотой поезд Третьего Рейха".

70 лет после окончания войны ходили упорные слухи, что был некий железнодорожный состав, на котором фашисты пытались вывезти в Германию награбленные богатства. Ни одного подтверждения, доказательства или свидетельства. И вот - двое никому не известных мужчин готовы сообщить его точные координаты.

Юго-запад Польши, горный район на границе с Чехией. Именно здесь был якобы обнаружен бесценный состав - немецкий "золотой поезд" времен Второй Мировой войны. Ни одного документального свидетельства его существования не найдено. Но есть легенда, по которой нацисты, убегавшие от советских войск, увезли из Германии железной дорогой несметные богатства. Эксперты до сих пор относятся к этому скептически.

"Никто, по крайней мере, из тех экспертов, которых я знаю, не может подтвердить информацию о поезде с нацистским золотом", - говорит краевед Джоанна Лампарска.

В юридическую контору польского города Валбжих обратились двое мужчин, поляк и немец. Они утверждают, что нашли "золотой поезд" и могут показать место находки, но только за положенное по закону вознаграждение. В качестве одного из косвенных доказательств кладоискатели сообщили длину состава - 150 метров.

"Мы получили письмо, в котором адвокатская контора, представляющая интересы двух человек, поляка и немца, заявляет, что эти люди обнаружили немецкий поезд, который в 1944 году направлялся в сторону Вальбжиха, но не добрался до конечной точки назначения. В письме предъявлены требования о выплате 10% от содержимого находки. Так что мы можем предположить, что эти люди знают, что находится внутри", - говорит представитель городской администрации Марика Токарска.

Историю о бронированном составе с ценным грузом впервые озвучил местный шахтер в 2003 году. Он говорил, что знает о существовании тайного тоннеля, ведущего к старинному замку Кщёнж. Здесь в 40-х годах прошлого века был построен целый подземный город. Есть предположение, что это был один из секретных бункеров Гитлера. От него мало что осталось. Но если и искать "золотой поезд", то где-то в лабиринтах подземелья. И двое кладоискателей, возможно, знали, куда идти.

"Они - не охотники за сокровищами, они не пытались привлечь к себе внимание. Это люди очень опытные, прекрасно знающие местность", - говорит адвокат Ярослав Шмелевски.

Среди местных поисковиков есть мнение, что, как минимум, один из кладоискателей обладает особыми знаниями о немецком поезде, что этот человек слишком информирован о конкретном маршруте перемещения состава.

"Это или выдумка, или они получили информацию непосредственно от немцев. Возможно, один из них - потомок тех, кто участвовал в операции по перевозке золота", - полагает поисковик Кржистов Спраковски.

История обрастает слухами. Местные жители уже говорят о 300 тоннах золота, аккуратно уложенного в бронированные вагоны, о драгоценных камнях и редких произведениях искусства. Но больших надежд на то, что в замке Кщёнж и окрестностях начнутся поисковые работы, никто не питает. Несмотря на возможный куш, 10-процентный гонорар кладоискателям пока не обещан. Вести же дорогостоящие работы за бюджетные деньги власти не готовы.

А когда приборы показали, что под землей действительно есть что-то ценное, свой интерес появился и у государства. До тайны века - всего 9 метров, масштабные раскопки уже начались. Наш корреспондент Екатерина Иванова узнала, кто и на что может рассчитывать, если всё подтвердится:

Наряды полиции, оцепление, грозные таблички по периметру - «прохода нет». Со стороны раскопки больше напоминают место проведения спецоперации. Впрочем, меры предосторожности не помешают - а вдруг следопыты, и в самом деле, наткнуться на немецкий бронепоезд доверху набитый золотом и бриллиантами. Поисковики в чудо беззаветно верят.

«Наши ожидания оправданы. Мы должны найти подземный путь, возможно, туннель. И если он действительно существует, там должен быть поезд, который мы ищем меньше года, хотя о его существовании догадываемся около 20 лет».

Настроены кладоискатели решительно. Копать будут сразу в трех местах. Подогнали тяжёлую технику и приступили к работам. Разведка при помощи георадаров показала наличие под землей неких аномальных зон.

Анджей Гаик, представитель союза кладоискателей: «Вчера я видел результаты георадаров шести независимых компаний, полученные на восьми разных приборах. Я должен заявить вам, что все эти люди не были специально приглашены компанией, это просто обычные люди, которые сказали: «Если мы можем принять участие в исследовании, мы примем». Здесь нет совпадений, показания каждого радара говорят о существовании туннеля».

Золото третьего Рейха ищут семь десятков охотников за сокровищами. Грандиозные раскопки, которые ведутся еще и вплотную к действующей железной дороге, удовольствие не из дешевых - организаторам работ пришлось выложить 150 тысяч злотых, это более двух с половиной миллионов рублей.

Легенда о поезде фашистов с сокровищами гласит - в 1945, когда Красная армия вела наступление, немцы спасались бегством. Последний рейхсфюрер СС решил собрать всю добычу нацистов с оккупированных территорий и вывезти ценности на поезде. Состав якобы даже вышел из Вроцлава, но в районе Валбжиха бесследно исчез. Кладоискатели решили - вагоны могли спрятать в одном из многочисленных туннелей, но в результате бомбардировок советской авиации он обрушился. Немцы действительно вырыли в Польше целую сеть подземных ходов. Например, вокруг замка Ксенж. Или в поселке Мамерки, где располагалась штаб- квартира гитлеровской армии. Здесь, кстати, тоже снова ищут клад - знаменитую янтарную комнату.

Бартоломей Плебанчик, администратор комплекса бункеров в Мамерках: «Я очень надеюсь, что в данный момент стою на сокровищах, которые оцениваются в 500 миллионов долларов».

Впрочем, пока рассказы о несметных сокровищах третьего рейха не более, чем красивая легенда. Образумить неугомонных кладоискателей пытались даже ученые. Они тоже приезжали к предполагаемому месту нахождения поезда со специальном оборудованием, но пришли к неутешительному выводу - туннель, может, и есть, а вот состава точно нет. Слишком много металла - приборы бы показали. Но следопыты продолжают гнуть свою линию. И пусть место первого котлована выбрали неудачно - на глубине четырех с половиной метров они наткнулись на каменную породу, поиски продолжаются. Уверенные в своем успехе следопыты даже запросили вознаграждение - 10 процентов от стоимости клада. 30 тонн золота.