Где живут хазары в настоящее время. Хазарский каганат – первое государство-паразит. Отрывок, характеризующий Хазары

История Хазарского каганата, крупнейшего и сильнейшего государства Восточной Европы в VIII-IX веках до сих пор вызывает много вопросов. Каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. Угры, тюрки, ираноязычные аланы — они были и завоевателями этих территорий, и побеждёнными. На эти и другие вопросы отвечает книга востоковеда Новосельцева «Хазарский каганат».

В издательстве «Ломоносовъ» вышла книга известного востоковеда Анатолия Новосельцева «Хазарский каганат». Новосельцев (1933-1995) известен как крупнейший отечественный востоковед, в том числе — один из лучших исследователей хазар.

В книге «Хазарский каганат» он рассматривает версии происхождения этого этноса, устройство их государства и как оно повлияло на историю Восточной Европы.

Новосельцев, в частности, приводит мнения зарубежных и отечественных историков и археологов. Например, историк Грушевский отмечал роль Хазарии(до Х века) как заслона Европы от новых кочевых азиатских орд, справедливо считая Хазарскую державу в VIII-IX веках сильнейшим государством Восточной Европы. А американский историк Данлоп считал, что Хазарское государство существовало вплоть до XIII века (хотя его разгром русами в конце Х века сильно ослабил и фрагментировал каганат).

Интересна идея венгерского историка Барта о том, что Хазария была торговым государством (а не кочевым или полукочевым). Примечательно его наблюдение, что практически все поселения каганата были расположены в бассейнах рек. Это, кстати, общая характерная черта для Восточной Европы той поры, в том числе и для Руси.

Один из разделов книги Новосельцева касается вопроса этнического происхождения хазар. Как известно, каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. С разрешения издательства «Ломоносовъ» мы публикуем отрывок из книги Анатолия Новосельцева, в котором рассказывается об этническом составе Хазарии.

«С IV века вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдалённых районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское)население, с которым и вступили в этнические контакты. На всём протяжении IV-IX веков в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно.

Кочевники гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников — алан, роксолан и т.д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники гуннского объединения устремились сразу после разгрома своих главных врагов — алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев)с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно, и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар, а прежде всего племя савиров — тех самых савиров (сабиров), чьим именем, по свидетельству ал-Мас’уди, тюрки называли хазар.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 года, когда, пройдя Каспийские ворота, они вторглись в Армению и далее в Малую Азию. Современные исследователи единодушно считают их выходцами из Западной Сибири.

Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири, и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Создается впечатление, что это было значительное племенное объединение юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило савиров и заставляло их группами покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов, перешли в Восточную Европу и, оказавшись на Северном Кавказе, вступили в контакты с разноэтническим местным населением. Они входили в различные племенные объединения и порой их возглавляли.

В период приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI века о савирах в этом районе особенно часто упоминают византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский, а также Агафий. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента), которые как раз в первой половине VI века были заново укреплены и приняли форму, сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. В то же время в «Армянской географии» савиры присутствуют среди племён Азиатской Сарматии к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до реки Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны апахтарков. Известие это содержится в разделе «Ашхарацуйца», который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы «чунгары» и «менд»; непросто идентифицировать и реку Талд (возможно, это Тобол).Но слово «апахтарк» объяснимо из среднеперсидского языка как «северные», а потому возможно предположить, что эта часть текста восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор «Ашхарацуйца», несомненно, пользовался. И тогда это известие относимо к VI веку. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) — туркестанцы,у них царь («таговар») хакан, а хатун — жена хакана. Эта часть явно искусственно «пристёгнута» к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были «северными» жителями по отношению к Ирану.

Вполне возможно, что именно Тюркский каганат стал виновником гибели Савирского союза. Вероятно, с этим событием связано переселение части савир в Закавказье, о котором говорит византийский историк VI века Менандр Протектор. Это, очевидно, те самые «сабартойаспалой», об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он ошибочно связывает их переселение с событиями IX века (войной«турок» и печенегов).

То, что Константин Багрянородный ошибается, доказать несложно. Писавший в начале Х века Ибн ал-Факих упоминает савир как ас-савардийа. Ал-Мас’уди по реке Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они — ветвь армян. Армянский историк первой половины Х века Иованнес Драсханакертци помещает севордик (мн. число, ед. число — севорди) недалеко от города Гянджа. Если севардийцы в первой половине Х века были арменизированы, как полагает В.Ф.Минорский, то это не могло произойти при жизни двух-трёх поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX века, скорее всего в VI-VII веках.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы. После этого савиры, помимо Закавказья, появляются под названием савар в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария.

Но какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя коса, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним «хазары», хотя можно предположить и другие варианты. Возможно, именно это тюркское племя затем, в течение второй половины VI века и позже, ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племён была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках, а для начала Х века — и в Среднем Поволжье(в форме баранджар). С этим этнонимом связан город Баланджар, который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар — одно и то же.

(Хазарская монета)

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака,Хосрова и Трдата III), причём один раз они выступают вместес хазарами, что для II-III веков, конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, они разве только свидетельствуют о том, что в Армении V-VI веков знали племя басилов. В «Ашхарацуйце» сильный народ басилов («амранайбаслацазгн») помещён на реке Атиль, очевидно, в её низовьях.

Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) — аланское (иранское)племя, которое затем было тюркизировано и в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном — с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте «синф» — «вид, разряд», у Гардизи «горух» — «группа») барсула (у Гардизи —дарсула). Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, то есть собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал, но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар, и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. Часто их причисляют к тюркам, однако само применение этнонима «тюрки» было вплоть до XI века не всегда определённым. Разумеется, в Средней Азии, да и в халифате IX-Х веков хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать«своих» тюрок, а другое — разобраться в пестроте этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX-Х веках безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине Х века.

В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII веке тюрками, надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX-Х века), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров, и даже иногда славян.

(Реконструкция столицы Хазарии — города Итиль)

Но некоторые арабские писатели IX-Х веков всё же отделяли хазар от тюрок. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе, довольно сильно отличаясь от других тюркских языков, наиболее распространенных в IX-Х веках(огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. В XI веке, когда Махмуд Кашгарский составлял свой знаменитый «Словарь тюркского языка», хазарский язык уже исчезал, и его лексику учёный не фиксировал. Но язык булгар Махмуд в своём лексиконе использует, а это твёрдое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Невесть откуда

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

Государство-призрак

В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф».
Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», – грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

Русская Атлантида

Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось.
Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

Рассеяние

Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон».
Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии.
Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

Неожиданные потомки

В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних – это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.

Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.

Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В).
Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.

Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты».
Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар.

Последние находки

Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком – время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь – два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги?
Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.

Сегодня был мне экстрафильм. Вижу газету с цветными фотографиями, современную газету, обычную, ну как «Российская газета», например. Начинаю читать, и не могу никак понять, на каком языке она написана. На первой полосе фото Эрдогана, а подпись к ней, и текст статьи, написаны неизвестным мне письмом. Это и не грузинский, и не армянский. Не иврит и не иероглифы. Больше походит на руническую письменность, но я такой никогда не видел раньше. Спрашиваю: - «На каком языке газета то»? Ответ звучит в голове: - «Хазарский».

Бред какой. Я столько материала «перевернул» в поисках материальных свидетельств существования Хазарии, и убедился, что достоверных сведений о хазарской письменности просто не существует.


Утром за чашкой кофе попадается, неразгаданный сканворд, который «мучила» вчера вечером моя жена, и на самом видном месте попадается вопрос «Вещий мститель хазарам», из четырёх букв. «Олег» - вписано в клеточки рукой жены. Школьную программу ещё не забыла. И тут вспоминаю своё видение, и как кипятком ошпарило. Знак, однако. Нужно соображать. И вот к чему мои соображения привели.

Что мы вообще знаем о Хазарии? Даже если бегло пробежаться мысленно по известным фактам, и то уже возникают очень серьёзные сомнения в существовании Хазарского каганата в том виде, как об этом говорилось в учебниках. Всё, абсолютно всё, что известно средне-статистическому гражданину по этому вопросу, основано на одном параграфе из учебника, и отпечатавшейся в памяти карте «древней Хазарии», которую кто-то совершенно произвольно закрасил на современной карте одним цветом.

Сегодня эта версия о нахождении каганата на территории современной России активно муссируется теми, кто уверен в том, что евреи хотят «оттяпать» у России её исконные земли под видом реституции. В общем, опасения справедливы. «Оттяпали» же они Палестину только на том основании, что какой то там их Иегова обещал им эту землю в собственность, причём об этом обещании кроме самих евреев никому никогда не было известно.

К тому же, то, что сейчас на самом деле происходит, полностью согласуется с этими планами. Даже если планов и не существует, но еврейская экспансия у здравомыслящего человека сомнений не вызывает. О ней запрещено говорить в «независимых» русских СМИ, но от фактов то никуда не денешься. Планы строительства «Новой Хазарии» реализуются на наших глазах.

Но сегодня у нас другая задача. Необходимо понять, как вообще в мировой истории появились сведения о Хазарском каганате. Пушкина не станем трогать, он совсем недавно умер, и вряд ли знал правду о том, как всё на самом деле было. Какие источники у нас ещё имеются? Опять всё упирается в «Повесть временных лет», а точнее в её Радзивиловский список, которому верит сегодня один только Президент Академии наук РФ, наверное, да и то сомневаюсь.

Кембриджский документ, или иначе письмо́ Ше́хтера (по имени первооткрывателя. Кто бы сомневался! Документ такой важности киргиз найти не смог бы.) — рукопись на древнееврейском языке. Содержит фрагмент письма неназванного еврея, подданного хазарского царя Иосифа к неназванному господину из средиземноморской страны. Один из двух (наряду с письмом царя Иосифа) письменных памятников хазарского происхождения.

Автор на момент написания находился в Константинополе (Запомним этот важный момент!). Адресатом письма с высокой степенью вероятности является кордовский сановник Хасдай ибн Шапрут, собиравший сведения о Хазарии. Время написания может быть датировано примерно 949 годом.

В письме содержатся уникальные сведения по истории и религии хазар, переселении евреев в Хазарию, деятельности трёх последних хазарских царей: Вениамина, Аарона и Иосифа. Особый интерес представляет рассказ о современной автору русско-хазарско-византийской войне в Причерноморье, где русским предводителем назван H-l-g-w, что передаёт точную скандинавскую форму имени Олег.

Случайно ли упоминание Вещего Олега в письме Шехтера? Разумеется, нет. Тот, кто фальсифицировал этот «документ» точно был знаком с творчеством А.С. Пушкина, и для того, чтоб ни у кого не возникло сомнения в том, что письмо подлинное, не удержался от соблазна, чтоб упомянуть в нём Олега. Вероятно, накануне Первой мировой, это выглядело вполне убедительно, но только не сегодня.

Есть и ещё один «убедительный» документ… Состоящий аж... Из одной фразы на «древне-хазарском»:

Якобы это хазарский чиновник - цензор подписал киевскую грамоту. Надпись перевели как «Я ЭТО ПРОЧИТАЛ». И к этому можно относиться серьёзно?

Так… Что ещё у нас имеется, кроме трудов историков XIX и XXв.в.? Ага! Наверное, как в случаях с античной цивилизацией, шумерской или египетской, на территории древней Хазарии остались монеты, броши, кувшины и перстни с надписями на хазарском языке? Дудки! Все находки археологов в этом регионе имеют ярко выраженные признаки принадлежности к скифской и сарматской культуре. Это говорит о том, что не только евреев тут никогда не было, но и половцы с печенегами были не тюрками, а такими же славянами, как и окружающие их, оседлые жители.

Смотрите какое мошенничество я обнаружил в «Википедии». В статье о Хазарии имеется ссылка на некий клад, с хазарскими сокровищами:

Открыватель этого шедевра, как и следовало было ожидать, опять не Иванов. Жмём на ссылку, чтоб узнать, что же такого там нашёл товарищ Финкельштейн. И попадаем, почему то на англоязычную статью в «Википедии». Ладно, не поленимся, нажмём на перевод страницы, и получаем….

Вот это и называется хуцпой у самих евреев. Доказывая существование хазарской материальной культуры на Кубани, они ссылаются на болгарского Царя! Невиданная наглость!

Ладно… Что там ещё у нас есть хазарского? Вне всякого сомнения, на волне украинских событий, всем стала широко известна маленькая фенечка, о которой ранее было известно только специалистам, в основном в области таможенного права. Это тамга.

Люди не понимают, что такое вообще тамга, и думают, что это древнееврейские такие хазарские деньги. В чём то они правы, поскольку само слово «деньга» является производным от «тамга». Что такое тамга?

Тамга это печать, которую мытарь ставил на мешки с товаром, с которых провозная пошлина была уплачена, что бы на следующей заставе, с купца не взяли бы повторную таможенную пошлину - тамгу. Таким образом, тамга, это не монеты, и не эти кулончики с трезубцами, а фактически уплаченная таможенная пошлина, не важно, в какой валюте, зачастую натурально платили процентом от перевозимого товара. Везёшь десять кувшинов масла, один на таможне отдал, на остальные девять получил печать «тамга».

От слова «тамга» возникло слово «таможня» (место, где тамжат - взимают тамгу). А в украинском, белорусском, польском и некоторых других языках, закрепилось другое название - "мытня" (митня, митница), по названию сборщиков провозной дани - мытарей.

Но логично, что печать мытаря периодически менялась, во избежание подделок. Купцы то во все времена были ушлые, и налепить левых печатей на таможенный товар, могли сколько угодно. А раз так, то и видов тамги - печати было видимо - невидимо. Но современные профессора объясняют этот вопрос по своему, так чтоб притянуть факты за уши, чтоб все верили в существование хазарии, и объясняют такое многообразие тем, что у каждого «хазарина» была своя родовая тамга… Ой, даже не смешно.

Кто первый запустил «утку» о том, что на рисунке выше хазарская тамга-деньга, я не знаю. Знаю только, что такие таблички с трезубцем назывались раньше «дщицами», и выполняли функцию мандата, визы, и охранной грамоты. Об этом пишет Марко Поло в своей книге «О разнообразии мира».

Тут снова необходимо пояснить. Братья, это отец и дядя Марко Поло, сам Марко во время путешествия по Великой Тартарии был ещё мальчиком.

Так вот. Таблица вовсе не таблица, а дщица. Путешественники пришли к великому хану Тартарии (сегодня его бы назвали Президентом России), а тот дал им личную дщицу, табличку с его личной печатью - пикирующим соколом. Это НЕ тамга. Это оберег, подтверждающий, что иноземцы путешествуют с его личного позволения, и податели сего пользуются иммунитетом. Предъявив дщицу ханам и князьям (по нашему губернаторов и глав областей) провинций, через которые лежал путь венетов (апеннинских славян), они же венецианцы, путешественники могли рассчитывать на всемерную помощь. Охрану, содействие, и даже обеспечение провизией и ямскими лошадьми.

Дщицы различались и металлом, из которого они чеканились. Золотые давали максимальные полномочия, серебряные наделяли владельца меньшими правам, а железные, имели многие служивые люди. Совсем недавно, археологи в Ярославле обнаружили дщицу, которая принадлежала предположительно, самому Александру Невскому. Вот вам и споры о «монголо-татарском иге». То, что Президент наделяет губернатора полномочиями на местах удостоверением, сейчас игом не считается. А тот факт, что Невский ездил к Великому Хану за дщицей (ярлыком) историки называют чуть ли не предательством князя!

А вот тот факт, что киевский Князь Владимир чеканил монеты с печатью Великого хана, говорит, скорее всего, о том, что разрешение чеканить собственные киевские монеты он получил от самого Великого хана Тартарии. Кто у нас там был до Чингиза то? А сам Иаван! Сын Иапета, родной внук Ноя.

Хотя по крови то он был, скорее всего, евреем. Сын еврейки ключницы Малушки (Малки, Маланьи) не мог быть русским, у евреев родство передаётся по матери же. Портрет его более чем красноречив.

Фамилии Малахов, Малков, Малкин, и их производные, в России носили только евреи.

И «христианскую» веру он взял опять из… Константинополя. Помните, в начале заметки я заострял внимание на тот факт, что «кембриджский» документ был написан в Константинополе? Теперь я снова обращаю внимание на то, что Князь Олег, который вошёл в историю как первый борец с хазарскими упырями, и даже смерть от них принял, свой щит прибил к вратам Цареграда. Теперь вопрос: - а чего это он хазар мочил, а щит византийцам повесил?

Ну и дальше. Языка хазар нет, предметов быта, инструментов, оружия нет, документов никаких, может на картах где-нибудь есть? И с этим большие проблемы. Картография в период, к которому относят существование Хазарии (650-969г.г.), была в зачаточном состоянии. Есть у меня карта, предположительно восьмого века, и на ней есть масса любопытных деталей, вот только намёка на Хазарию нет.

Это фрагмент карты Клавдия, чтобы посмотреть её целиком, нажмите на картинку.

Острова в Азове давно уже нет. Рипейские горы превратились в Северные увалы, а на территории Украины их вообще не наблюдается. Волга вполне узнаваема. И реки Кубань и Дон указаны довольно точно. Две других реки рядом, тоже вполне идентифицируются, только ныне они очень сильно обмелели, и называются Миус и Кагальник. Та-Дам!! КАГАЛьник. Значит был Каганат!

А кто говорит, что не было? Князь Владимир среди прочих титулом ведь был ещё и Каганом! Но это совершенно не означает, что в конце десятого века каганы были еврейскими царями. В Библии же у евреев просто цари, или я не прав?

Ага! Говорите как же быть с еврейскими фамилиями Коган, Коганович, Коэн и Хоган? А ответ прямо у вас перед глазами. Коган пишется через «О», а Каган - через «А». и Это не результат лингвистической трансформации. Потому, что с персидского, «хазар» (هَزَارْ‎, hâzâr) означает «тысяча», и «Каган», скорее всего, тоже имеет персидскую (фарси) этимологию. Слова "цезарь" и "царь", по версии А. Рона-Таша, появились как раз - таки от слова hâzâr. Почему нет? А Коган, это фамилия ашкеназов - германских и польских евреев, и означает она… Любимов. В украинском ведь и сейчас «любовь» это «кохання».

Театральный режиссёр Юрий Любимов ведь тоже из ашкеназов, и наверняка любимовыми стали его родители, когда получали советские паспорта. В то время все коганы (kohan) становились любимовыми, а цукерманы сахаровыми.

Спросите почему я искал этимологию «хазарии» в фарси? Так очень просто. Племена хазар по сей день живут на севере Ирана, т.е. в Персии, и вот как они выглядят:

И вы хотите сказать, что это евреи? Нет, ребята - демократы… Хазары конечно были, и никуда не исчезли. Как были малой народностью, так ей и остались. И никакой еврейской империи под названием «Хазарский каганат» на территории, которую занимает современная Россия, никогда не существовало. Это уверенно подтверждают и исследования ДНК-генеалогии. Если бы триста с лишним лет еврее правили сарматией, то как получилось, что в крови современных исконных жителей Кубани и северного кавказа не осталось следов еврейских хромосом? Никак такого быть не может. У нас нет ни монгольских следов, ни еврейских. Следовательно, "еврейский Каганат" такая же выдумка, как и "монгольское иго".

Хазары могли жить на Кубани, и их князья могли называться каганами, но это были не евреи, а такие же славяне, только язык у них был персидский, али арабский, как и у печенегов с половцами. И они могли периодически грабить поселения северных славян, но дань им никто не платил точно. А Владимир присоединил к своим титулам должность Кагана скорее всего потому, что стал правителем хазар. Это обычная практика монархов, с каждым новым субъектом федерации добавлялся и новый титул.

Вот Иван Грозный, съездил в командировку в Плескавию и Новгород, и сразу стал вдобавок к прежним специальностям, ещё и Князем Псковским, и Князем Новгородским. Так и Владимир. Разве это не нормально?

В общем у нас получается отступление по всем фронтам. Ни языка. Ни письменности, ни артефактов, ни карт, ничего нет. Ни одной зацепки, дающей обоснованный повод предполагать существование еврейской империи на Кубани и северном Кавказе. Может сохранились предания о знаменитых хазарских Каганах, или военачальниках? Есть. Каган Булан, якобы основатель хазарской империи, но ведь и о нём нам известно из фальшивого Радзивиловского списка.

А о каких ещё Президентах Хазарии мы слышали? Ханукка и Песах, якобы тоже были хазарскими руководителями. Ну не знаю, что и сказать. Пурима только не хватает. А кроме них поминают Иосифа, и Аарона. Но Они то правили где? В Константинополе. Т.е. в Цареграде. В Византии. Опять все дороги ведут в Стамбул. Случайно? Да нет, я думаю. Истинное еврейское государство было именно Византией. И истинная еврейская культура, это и есть христианство со всеми атрибутами, приписываемыми ныне Византии. Ну надо же было чем то заполнить отсутствующие в истории 1000 лет?

Евреи уже 150 лет безуспешно ищут следы своей культуры в Палестине и на Кубани, и ничего найти не могут. Почему? Да потому, что их самих развели как лохов. Понарассказывали баек про «древнюю Иудею», внушили им, что их культура особая, ни на что не похожая, а на самом деле, Иерусалим это и есть Византия. А Иисус это пророк Иса, он же Юша, который пришёл с востока, и начал учить уму разуму, погрязших в разврате евреев.

И бежали они не из Египта, а с Боспора в Европу. Бежали от османов. Потому в Малой Азии так переплелись арабские и еврейские гены. Тут как раз всё сходится.

И полностью подтверждается версия Фоменко о том, что Иерусалим это Константинополь, а Иисуса распяли на берегу Боспорского пролива.

Да и могила Иисуса по сей день существует в пригороде Стамбула, на холме Бейкос, который в Библии носит имя Голгофы.

Картина XVII в. "Отдых жителей Константинополя у могилы святого Иисуса". На перспективе развалины крепости Ёрос. Это и есть подлинный Иерусалим.

А так Бейкос и Иерусалим выглядят сегодня. Вид от могилы Исы Хазарина (Юши Хазарея).

Латинская версия Библии XV века хранит упоминания о том, что Иисуса казнили на Босфоре в местности, где находился библейский Иерусалим:

«Obadiah 1:20 et transmigratio exercitus huius filiorum Israhel omnia Chananeorum usque ad Saraptham et transmigratio Hierusalem quae in Bosforo est possidebit civitates austri…»

В Острожской же Библии сохранилось описание погоды той местности, в которой якобы находился Иерусалим, и ничего общего с пустынным климатом сегодняшнего Иерусалима оно не имеет. Там говорится о холодной, дождливо-снежной погоде! При императрице Екатерине это убрали и написали, что просто было очень холодно. А потом вообще убрали и этот абзац.

Вот как могила Иисуса выглядит сегодня:

На вывеске у входа надпись: Нz. YUSA (хазрети - святой Юша), и рядом таблички с цитатами из Корана. Для непосвященных стоит пояснить, что в мусульманстве Юша - Иса (Иисус) очень почитаем как претерпевший страдания за веру. Его имя упоминается в Священной книге мусульман свыше 100 раз!

В известном старо-русском тексте "Хождение игумена Даниила" содержится описание евангельского Иерусалима.

В современном русском переводе фрагмент этого текста звучит так:

"Распятие Господне аходится с восточной стороны НА КАМНЕ. Оно было высоко, ВЫШЕ КОПИЯ. КАМЕНЬ ЖЕ ТОТ БЫЛ КРУГЛЫЙ, ВРОДЕ МАЛЕНЬКОЙ ГОРКИ.

А ПОСРЕДИ ТОГО КАМНЯ, НА САМОМ ВЕРХУ, ВЫСЕЧЕНА СКВАЖИНА ОКОЛО ЛОКТЯ ГЛУБИНОЙ, А ШИРИНОЙ МЕНЕЕ ПЯДИ В ОКРУЖНОСТИ (в периметре). ТУТ БЫЛ ВОДРУЖЕН КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ.

В земле же под тем камнем лежит голова первозданного Адама... И разошелся тот камень над головой Адама... И ЕСТЬ РАССЕЛИНА ЭТА НА КАМНЕ ТОМ И ДО НЫНЕШНЕГО ДНЯ... РАСПЯТИЕ ГОСПОДНЕ И ТОТ СВЯТОЙ КАМЕНЬ КРУГОМ ОБНЕСЕНЫ СТЕНОЙ... ДВЕРЕЙ ЖЕ (В СТЕНЕ) ДВЕ".

Это описание Даниила места распятия Христа прекрасно отвечает тому, что сегодня мы видим на горе Бейкос на окраине Стамбула. А именно, - круглый камень вроде маленькой горки с отверстием на самом верху, в центре. Трещина на этом камне.

А теперь внимание! По-турецки "Святой Юша" звучит как "Хазрети Юша" (Hazreti Yusa). ХАЗРЕТИ это же… НАЗОРЕЙ? Славянская буква Н и латинская H пишутся одинаково, но читаются по-разному: одна как Н, а другая как Х. Так что "Н" и "Х" могли переходить друг в друга, и из слова НАЗОРЕЙ могло получиться ХАЗОРЕЙ или ХАЗРЕТИ.

Т.е. Юша (Иисус) небыл никаким «Назарянином», не из Назарета он был, а из Хазарии. Тогда всё сходится. В Библии ведь так забавно написано, что мол, волхвы увидели звезду на ВОСТОКЕ, и пошли за ней, нашли младенца, поднесли ему дары, и т.д. Но там же в Библии сказано, что волхвы с дарами пришли с ВОСТОКА. Тпррррууу! Стоять Зорька! Увидели звезду на ВОСТОКЕ и пошли на ВОСТОК, но пришли опять с ВОСТОКА. Это как?

Ау! Христиане, кто подскажет, откуда и куда шли волхвы? Всё встаёт на свои места, если в Цареграде видели звезду, которая зажглась на востоке, и так оно и было, это вспышка сверхновой, Крабовидной туманности, которая случилась в первой половине XII века. А потом, через 33 года, с востока пришёл Юша. Который от византийцев отличался тем, что рубил правду матку.

Заходил в христианские церкви, и гонял оттуда попов, торгующих свечами и кагором. А от дверей храмов гнал ростовщиков, сидящих на банках (складных стульчиках), которые давали деньги под проценты. Банкиры, сидящие на банках, это же исконный еврейский бизнес, не так ли?

"В лето 5500 РОДИСЯ плотию предвечный царь Господь Бог наш Исус Христос декабря в 25 день. Круг Солнцу тогда бе 13, Луна же 10, индикта 15-го, в день недельный в 7-ой час дни" (Палея, лист 275, оборот).

«Царство третие Тиверия кесаря. В лета 5515 по Августе кесари восприя царство Тивирий сын Каулиев, и царствова в Риме 23 лета. При сем велий трус бысть и разорении, 13 градов даже и до земля сокрушишася. В 15 лето Христос ОТ ИВАННА ВО ИОРДАНСТЕЙ РЕЦЕ, 30-ти лет возраста своего месяца генваря в 6-ой день в 7-ой час дни индикта 15 круг Солнцу 3 безименнаго перста. И от того времени избра себе ученик 12, и чудеса нача творити, и по крещении бысть на земли 3 лета до святыя своея страсти. При сем Тивирии бысть и СПАСЕНАЯ СТРАСТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ Господа нашего Исуса Христа. Лет во 18-е лето царств[а] Тивириева пострада Господь наш Исус Христос спасения ради человеча в лета 5530 марта в 30 день, в пяток в 6-й час дни, индикта 3, круг Солнцу 7, Луна 14, а пасха жидом" (Палея, лист 256, оборот, лист 257).

А потом, когда мусульмане узнали о том, что сотворили иудеи с их любимым пророком Исой, пошли на Иерусалим - Константинополь войной, и всех, кто участвовал, отнянчили не шутя, как они это умеют. Но большинство банкиров успели собрать 40 тонн золота, и слиняли в Испанию - Иберию, и на Рейн. Первые стали сефардами, вторые ашкеназами. Теперь понятны корни взаимной ненависти евреев и арабов, которая тлеет на генетическом уровне?

Наверное, это не всё, что я хотел сказать о хазарах. Да точно не всё. Но это же не научный труд, не диссертация, только мысли. Чтобы поставить точку, в деле, которое можно только прекратить, но не завершить, выскажу ещё пару соображений.

Сдаётся мне, что современные казаки это тоже хазары. Недаром же их в народе называли «казарва»! И северный гусь - казарка тоже от хазар получил своё название. И гусары, это тоже казаки - хазары. Подвижные, резкие, жёсткие, прирождённые воины, первыми приручившие лошадей.

И никакие не ростовщики.

П.С. Невероятно, но факт. Только выложил заметку, как тут же, "случайно" попалась картинка с шрифтом, который я мгновенно узнал! Руно-иероглифы из газеты с фото Эрдогана в моём экстрафильме!

Знаете что это за "каракули"?

Это монгольское письмо! Вот что это такое!

Древняя и средневековая история человечества хранит много загадок. Даже при современном уровне технологий в изучении большинства вопросов еще присутствуют белые пятна.

Кем были хазары? Это одна из таких задач без точного ответа. Мы знаем о них немного, но даже если собрать все существующие упоминания об этом народе, то появляется еще больше вопросов.

Давайте познакомимся ближе с этим интересным народом.

Кто такие хазары

Это племя - хазары - впервые упоминается в китайских источниках как часть населения великой империи гуннов. Исследователи приводят несколько гипотез относительно происхождения этнонима и прародины хазар.

Давайте в первую очередь разберемся с названием. Корень «коз» во многих языках Средней Азии означает ряд слов, связанных с кочевничеством. Эта версия видится наиболее правдоподобной, потому что остальные выглядят следующим образом. На фарси «хазар» означает «тысяча», римляне кесарем называли императора, а турки под этим словом понимают угнетение.

Прародину стараются определить по самым ранним записям, в которых упоминаются хазары. Где жили их предки, кто были ближайшие соседи? Однозначных ответов нет до сих пор.

Существует три равнозначных теории. Первая считает их предками уйгуров, вторая - гуннское племя акациров, а третья склоняется к версии, что хазары - потомки племенного союза огуров и савиров.

Так это или нет, ответить сложно. Ясно только одно. Происхождение хазар и начало их экспансии на запад связано с землёй, которую они называли Барсилией.

Упоминание в письменных источниках

Если проанализировать информацию из записок современников, тоже получается путаница.

С одной стороны, в существующих источниках сказано, что был мощной империей. С другой - те отрывочные сведения, который содержатся в записках путешественников, не могут совершенно ничего проиллюстрировать.

Наиболее полным источником, который отражает положение дел в стране, считается переписка кагана с испанским сановником Хасдаем ибн Шапрутом. Они общались в письменной форме на тему иудаизма. Испанец был дипломатом, которого заинтересовала еврейская империя, существовавшая, по словам купцов, возле Каспийского моря.

В трех письмах содержится легенда о том, откуда пошли древние хазары - краткая информация о городах, политическом, социальном и экономическом положении дел.
Остальные источники, такие как русские летописи, арабские, персидские и прочие упоминания, в основном описывают только причины, ход и результаты локальных военных конфликтов на границах.

География Хазарии

Каган Иосиф в своем письме рассказывает, откуда произошли хазары, где жили эти племена, чем занимались. Давайте детальнее изучим его описание.

Итак, империя распространялась в период наибольшего расцвета от Южного Буга до Аральского моря и от Кавказских гор до Волги в районе широты города Мурома.

На этой территории жили многочисленные племена. В лесных и лесостепных районах распространен был оседлый способ ведения хозяйства, в степных - кочевой. Кроме этого, возле Каспийского моря было очень много виноградников.

Наиболее крупные города, которые упоминает каган в своем письме, были следующие. Столица - Итиль, находилась в низовье Волги. Саркел (русичи называли его Белой Вежей) располагался на Дону, а Семендер и Беленджер - на побережье Каспийского моря.

Взлет каганата начинается после гибели Тюркской империи, в середине седьмого века нашей эры. К этому времени предки хазар жили в районе современного Дербента, в равнинном Дагестане. Отсюда и происходит экспансия на север, запад и юг.

После захвата Крыма хазары осели на этой территории. Она отождествлялась с этим этнонимом очень долго. Даже в шестнадцатом веке генуэзцы упоминали полуостров как «Газарию».

Таким образом, хазары - это объединение тюркских племен, которые смогли создать самое долговечное государство кочевников за всю историю.

Верования в каганате

Ввиду того что империя находилась на перекрестке торговых путей, культур и религий, она стала подобием средневекового Вавилона.

Поскольку основным населением каганата были тюркские народы, большинство поклонялось Тенгри-хану. Эта вера до сих пор сохранилась в Средней Азии.

Знать каганата приняла иудаизм, поэтому до сих пор считается, что хазары - это евреи. Однако это не совсем верно, ведь эту религию исповедовала лишь очень небольшая прослойка населения.

Также в государстве были представлены христиане и мусульмане. Вследствие неудачных походов против арабских халифов в последние десятилетия существования каганата ислам получает большую свободу в империи.

Но почему упорно считают, что хазары - это евреи? Наиболее вероятной причиной является легенда, описанная Иосифом в письме. Он рассказывает Хасдаю, что при выборе государственной религии были приглашены православный и и раввин. Последнему удалось всех переспорить и убедить кагана со свитой в своей правоте.

Войны с соседями

Походы на хазар наиболее полно описаны в русских летописях и арабских военных записях. Халифат воевал за влияние на Кавказе, а славяне, с одной стороны, противостояли южным работорговцам, грабившим деревни, с другой - укрепляли свои восточные рубежи.

Первым князем, который воевал с Хазарским каганатом, был Он смог отбить некоторые земли и заставил их платить дань себе, а не хазарам.

Более интересна информация о сына Ольги и Игоря. Он, будучи умелым воином и мудрым полководцем, воспользовался слабостью империи и нанес ей сокрушительный удар.

Собранные им войска спустились по Волге и взяли Итиль. Далее были захвачены Саркел на Дону и Семендер на каспийском побережье. Эта внезапная и мощная экспансия разрушила некогда могущественную империю.

После этого Святослав начал закрепляться на этой территории. Была построена Вежа на месте Саркела, обложены данью вятичи - племя, граничившее с одной стороны с Русью, с другой - с Хазарией.

Интересным фактом является тот, что при всех кажущихся распрях и войнах в Киеве долгое время стоял отряд хазарских наемников. В «Повести временных лет» упоминается урочище Козары в столице Руси. Оно находилось возле впадения Почайны в реку Днепр.

Куда пропал целый народ

Завоевания, конечно, сказываются на численности населения, но примечательно то, что после разгрома славянами основных городов каганата информация об этом народе пропадает. Они больше не упоминаются ни единым словом, ни в одной летописи.

Наиболее правдоподобным решением данного вопроса исследователи считают следующее. Будучи тюркоязычным этносом, хазары смогли ассимилироваться с соседями на территории Прикаспия.

Сегодня ученые считают, что основная масса растворилась в этом регионе, часть осталась в Крыму, а большинство знатных хазар переселилось в Центральную Европу. Там они смогли объединиться с еврейскими общинами, проживающими на территории современных Польши, Венгрии, Западной Украины.

Таким образом, некоторые семьи, имеющие еврейские корни и предков в этих землях, могут в какой-то мере называть себя «потомки хазар».

Следы в археологии

Археологи однозначно говорят, что хазары - это салтово-маяцкая культура. Ее в 1927 году выделил Готье. С этого времени ведутся активные раскопки и исследования.
Название культура получила в результате схожести находок на двух памятниках.

Первый - это городище в Верхнем Салтове Харьковской области, а второй - Маяцкое городище в Воронежской области.

В принципе, находки соотносят с этносом алан, проживавшим на этой территории с восьмого по десятый века. Однако корни этого народа находятся на Северном Кавказе, поэтому он связывается непосредственно с Хазарским каганатом.

Исследователи делят находки по двум типам захоронений. Лесной вариант - аланский, а степной - булгарский, к которому относят и хазар.

Возможные потомки

Потомки хазар - это еще одно белое пятно в исследовании народа. Сложность заключается в том, что проследить преемственность практически невозможно.

Салтово-маяцкая культура как таковая точно отражает быт алан и булгар. Хазары там числятся условно, так как именно их памятников очень мало. Фактически они случайны. Письменные же источники «замолкают» после похода Святослава. Поэтому приходится полагаться на совместные гипотезы археологов, лингвистов и этнографов.

На сегодняшний день наиболее вероятные потомки хазар - кумыки. Это тюркоязычный Сюда же относятся частично караимы, крымчаки и иудаизированные горные племена Кавказа.

Сухой остаток

Таким образом, в данной статье мы рассказали о судьбе такого интересного народа, как хазары. Это не просто очередной этнос, а, по сути, таинственное белое пятно в средневековой истории прикаспийских земель.

Они упоминаются во многих источниках руссов, армян, арабов, византийцев. Каган ведет переписку с Кордовским халифатом. Все понимают мощь и силу этой империи…
И вдруг - молниеносный поход князя Святослава и гибель этого государства.

Оказывается, целая империя может в течение краткого периода не просто исчезнуть, а кануть в Лету, оставив потомкам лишь догадки.

Хаза́ры араб. خزر ‎‎ (хазар ); греч. Χαζαροι (хазарой );ивр. כוזרים ‎ (кузарим ); др.-рус. козаре ; лат. Gazari, Cosri ) — тюркоязычный народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Сформировался в результате взаимодействия трёх этнических компонентов: местного ираноязычного населения, а также пришлых угорских и тюркских племен.

Имя является самоназванием , его этимология до конца не ясна. Высказаны предположения, что оно восходит:

  • к персидскому слову «хазар» — тысяча (А. П. Новосельцев).
  • к титулу кесарь (А. Поляк , А. Рона-Таш ),
  • к тюркскому глаголу со значением «угнетать», «притеснять» (Л. Базен)
  • к чеченскому идеоматическому выражению «хаз аре» - буквально «территория с благоприятным климатом».

Хазарским назывались Чёрное, реже Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море — см. . На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом (в византийских и итальянских источниках до XVI века).

По мнению некоторых исследователей (Б. Н. Заходер ), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар (калис-хазары и кара-хазары ). Сторонники другой точки зрения (М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились акациры , берсилы , савиры, баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были берсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе, что однако не помешало хазаров изгнать барсилов из их родных земель.

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

  • Хазары являются потомками гуннского племени акацир , известного в Европе с V века (А. В. Гадло, О. Прицак).
  • Хазары имеют уйгурское происхождение, от центрально-азиатского народа ко-са , упомянутого в китайских источниках. (Д. Данлоп ).
  • Хазары являются потомками эфталитов, мигрировавших на Кавказ из Хорасана (Восточный Иран) (Д. Людвиг ).
  • Хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами , савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками. (П. Голден , М. И. Артамонов, А. П. Новосельцев).

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской науке

В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к сыну Ноя Тогарме. В еврейской литературе они иногда назывались потомками колена .

http://ru.wikipedia.org/wiki/Хазары

ХАЗАРЫ - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (IV век) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи. Византийцы знают их в VII в. под именем восточных турков. В этом веке они утверждаются на берегах Понта (Черного моря), в VIII в. - овладевают большей частью Тавриды (Крыма) и Северного Причерноморья и образовывают государство Хазарский каганат (середина VII — конец X вв. См. ) во главе с каганом. Столица — Семендер (на территории современного Дагестана), с начала VIII века — г.Итиль (в дельте Волги). Смешанности племен, составлявших Хазарский каганат, соответствовало смешение религий: языческой, магометанской, христианской, еврейской.

Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Во 2-й половине первого тысячелетия н.э. в обширном евро-афро-азиатском регионе создалась ситуация, коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчком к этому послужило возникновение в Аравии в VII веке новой религии под названием ислам и последовавшая за этим арабская экспансия.

После смерти Мухаммеда в 632г. арабы вторглись в Месопотамию и Палестину, нанеся ряд тяжелых поражений Византии и Персии, взяли Дамаск (635г.), изгнали византийцев из Александрии (642г.), в 667 году оккупировали Халкедон, уже непосредственно угрожая Византии, в том же году вторглись в Сицилию, через три года завоевали Северную Африку, а в711 году вторглись в Южную Испанию. Одновременно арабы вели войну в Средней Азии, которую покорили к 715 году.

Наконец в 733 году после сражения северной экспедиции с Карлом Мартеллом они были остановлены почти в центре Франкского государства у г.Пуатье. Примерно в это же время арабы получили отпор со стороны хазар на юге Восточной Европы.

Таким образом, эта ожесточенная война прервала торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

Ни война, ни идеологические разногласия не отменили объективной необходимости экономических связей между Западом и Востоком, который был заинтересован в получении железа и мехов, зерна и др. В регионе Средней Азии боевые действия арабов против "неверных" закончились сравнительно быстро, что способствовало формированию стабильного торгового обмена между ним и Европой, возникновению в Восточной Европе новых путей крупномасштабной транзитной торговли в обход охваченного войной Средиземноморья. К концу VIII века в Восточной Европе оформилась система трансконтинентальных коммуникаций с торговыми центрами и промежуточными пунктами, связывавшая Европу с Кавказом и Средней Азией и далее на восток.

В рассматриваемое время отношения руси и хазар определялись торговым соперничеством. Хазарский каганат контролировал начало "серебряного пути" вплоть до Средней Волги, тогда как оставшаяся часть его, выходившая на Балтику, находилась под власть Руси. К середине IX века в крупнейший торговый центр на Средней Волге вырос г.Булгар, ставший столицей .

Внешняя политика Руси в течение длительного времени характеризовалась стремлением обойти Хазарию в географическом плане, т.е. в попытках найти альтернативу Волжскому торговому пути, на котором терялась существенная часть торговых барышей в виде пошлины хазарам. Археологические данные позволяют утверждать, что по крайней мере с середины VIII века по первую треть IX века арабское серебро поступало на север минуя Нижнюю Волгу по Северскому Донцу до водораздела на территории нынешней Белгородской области. Отсюда через реки Сейм и Свапу открывался проход на Оку, по ней же в районы, находившиеся под властью руси, а по Десне на Верхний Днепр и Западную Двину. Именно на этих маршрутах обнаружены клады с наиболее ранними арабскими монетами, датируемые периодом с 786-833гг. По всей вероятности, перевозки серебра осуществлялись с перевалочной базы в Причерноморье пусть не самым удобным, но неохраняемым маршрутом по хазарским землям. Во всяком случае, создается впечатление, что Тмутараканское княжество на Тамани существовало задолго до его первого упоминания в летописи.

В 830-х годах византийскими инженерами построена хазарская кирпичная крепость Саркел (Белая Вежа), которая располагалась, по предположению В.И.Паранина, на территории нынешнего Харькова (сравните форму Саркел-Харьков с учетом характерного для древнеславянского языка чередования л/в и с/х). То обстоятельство, что здесь позже располагался главный город , как будто подтверждает это предположение. Крепость Саркел блокировала "контрабандный" торговый путь, который позднее потерял свое значение в связи с началом разработки в 964-969 годах крупных Раммельсбергских серебряных рудников в Гарце.

Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

Подробная библиография хазарского вопроса имеется по адресу: .

Были такие веротерпимые-веротерпимые...

ХАЗАРЫ, кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на западе до реки Днепр. Хазары построили важные в торговом отношении города и занимались торговлей с Русью и Византийской империей. Правитель хазар, именуемый каганом, был одновременно духовным лидером своих подданных. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм и сменил свое имя на Обадию. Тем не менее Хазарский каганат продолжал придерживаться принципа веротерпимости. Он был окончательно разгромлен в 965 объединенными усилиями Руси и Византии. Последние остатки хазар в Крыму были истреблены византийцами и русскими дружинами в 1016.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"

Не сгинули, а рассеялись

Хазары по своему происхождению были тюрко-татарами. Оставаясь полукочевниками, они все же имели большие по тому времени города и вели обширную торговлю со всеми соседями. Торговля «живой силой», т.е. рабами, была их главной специальностью. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Интересно отметить, что в русских былинах иногда упоминается «Великий Жидовин», с которым русские богатыри имели боевые схватки в «Диком Поле». Само собой разумеется, что этот «Жидовин» не был палестинским иудеем-семитом, но лихим хазарским наездником, грабившим славянские деревушки.

Доведенные до отчаяния славяне, под начальством киевского князя Святослава и с финансовой помощью Византии, которой хазары также причиняли много неприятностей, сделали в 965г. «глубокий рейд» на Хазарию, сожгли и разграбили главные города - Итиль, Белую Вежу и Семендер, и с богатой добычей вернулись к себе домой.

Невозможно предположить, что против закона и обычаев тех времен, славяне не отплатили своим мучителям-хазарам той же монетой и не угнали к себе в полон после набега столько хазарских пленников, сколько можно было поймать и захватить. Если тащить на плантации Америки черных рабов из Африки было делом сложным, то перегнать толпы хазарских преемников, посадив их на их же собственные арбы и коней, через степи Южной России было делом самым простым и легко выполнимым. Надо полагать, что и «заем», сделанный у Византии Святославом, был уплачен той же монетой, т.е. хазарскими рабами, выброшенными на рынок в громадном количестве после блестящего набега.

Больше, чем 80 процентов всех иудеев, проживающих в мире, принадлежит к так называемым «ашкеназим", группе восточных иудеев, которые во многом отличаются от их западной группы — «сефардим» не только обычаями, но и обликом.

Как некоторые русские историки давно предполагали, большинство «восточных» иудеев не являются семитами, но тюрко-татарами, потомками тех хазар, которые сперва были разгромлены Святославом, а потом добиты Чингиз-ханом и бежали в восточную Европу под натиском его орд.
Даже в самом Израиле есть сейчас небольшие группы лиц, которые убеждены в правдивости этой истории. Так как поголовно все видные деятели Иудаизма и Сионизма принадлежат к числу «восточных» иудеев, то, по вполне понятным причинам, эта историческая правда не пользуется среди них большой популярностью.

Но, к их большому огорчению, очень известный в кругах европейской интеллигенции писатель Артур Кестлер, сам по происхождению восточный иудей, выпустил недавно свою новую книгу под заглавием «Тринадцатое Колено», в которой он ясно и убедительно доказывает, что он сам и все его сородичи иудеи -«ашкеназим» никак не могут быть семитами, но являются прямыми потомками хазар. Как Кестлер справедливо утверждает, такое сильное и жизнеспособное племя, как хазары, никак не могло исчезнуть с лица земли совершенно бесследно. Как кочевники, они просто передвинулись на запад под натиском монголов и осели в центральной Европе, увеличив число своих сородичей, уведенных насильно Святославом. Известные в Польше и на Украине, как «ЖИДЫ», эти переселенцы с низовьев Волги и были как раз теми «жидами», о которых упоминают наши былины.

Как это часто бывает, неофиты, приняв новую веру, стали выполнять все ее обряды с еще большим усердием, чем делали сами иудеи семитского происхождения, добавив к этим обрядам и свои, хазарские обычаи, Трудно предположить, конечно, что у восточных иудеев нет примеси семитской крови. Много иудеев-семитов жило в Хазарии, и часть западных иудеев, спасаясь от крестоносцев, перебралась в восточную Европу и сменялась со своими единоверцами, хазарами. Но тюрко-татарская кровь осталась доминирующей у так называемых «ашкеназим»-иудеев.
Сам того, конечно, не подозревая, Кестлер своими историческими изысканиями приоткрыл уголок той завесы, которая скрывала до сих пор от глаз непосвященных некоторые странные «обычаи» хазарских владык Кремля.

Так, на странице 54 его книги есть такая фраза: «Арабские и современные историки согласны, что хазарская система управления носила двойственный характер: Каган был представителем религиозной власти, а Бек гражданской»

(былина из Собрание народных песен )