Что нужно чтобы перейти в другую школу. Как перевести ребенка в другую школу - пошаговые действия, необходимые документы и рекомендации. Как же помочь ребенку перейти в другую школу

Обучение в школе – первый серьёзный этап в жизни развивающейся личности. Это место, где ребёнок не только получает знания, но и социализируется в кругу учителей и сверстников. Как правило, процесс приспосабливания к новым условиям жизни длится достаточно долго. Более того, иногда случаются ситуации, когда возникает необходимость перевода учащегося в другую школу. И снова ребёнок вынужден адаптироваться.

Причины перевода

Переход в другую школу может быть связан с желанием глубокого изучения отдельных предметов

При переводе ребёнка из одной школы в другую перед родителями встаёт главная задача: как сделать смену учебного заведения наиболее безболезненной для своего чада и для самих себя. Всё зависит от тех причин, которые вызвали необходимость перехода в другую школу. Самыми распространёнными мотивами смены учебного заведения считаются:

  • смена места жительства семьи (в этом случае ребёнок не только меняет школьный коллектив, но и вообще весь привычный образ жизни – окружение, дом);
  • инициатива родителей или самого ребёнка, вызванная желанием получить более глубокие знания по тем или иным предметам;
  • конфликты с учителями или классным коллективом.

В первом случае следует чаще разговаривать с ребёнком, чтобы он не чувствовал себя одиноким в новых условиях жизни. Также, если есть возможность, нужно периодически встречаться со старыми друзьями, одноклассниками или общаться с ними в социальных сетях. Не волнуйтесь по поводу того, что это замедлит привыкание к школе или классному коллективу – дети очень быстро адаптируются, поэтому вскоре ваш ученик сам откажется от слишком частого общения с бывшими одноклассниками – ему просто станет некогда это делать.

Если переход в другую школу вызван желанием улучшить качество образования, то нужно внимательно отнестись к тому, насколько легко даётся ребёнку освоение больших объёмов материала. В случае необходимости лучше прибегнуть к помощи репетиторов, чтобы переход в новую школу не спровоцировал снижение успеваемости и самооценки ребёнка.

Более 70% всех учащихся, которые переходят в другие школы, делают это с целью углублённого изучения отдельных предметов.

При конфликтных ситуациях лучше, конечно, попытаться найти компромисс, однако если это невозможно, то выходом может стать смена учебного заведения. И тогда родители должны позаботиться о том, чтобы подобные ситуации в жизни их малыша больше не повторялись. Для этого нужно вместе с ребёнком разобраться в причинах возникновения конфликтных ситуаций и путях, которые помогают их избежать.

В чём заключается процедура перевода

Перед тем как написать заявление в новую школу, нужно поговорить с директором

При переводе в другую школу родители должны составить этически грамотную формулировку причин перевода для директора и учителей, причём делается это как в бывшей, так и в будущей школе. Также важен вопрос урегулирования формальностей. Процедура перехода в другую школу заключается в последовательном выполнении ряда моментов:

  1. Визит к директору школы, в которую собираетесь переходить с целью выяснения правил приёма, требований к учащимся и качества образовательных услуг в учреждении.
  2. Составление заявления о приёме.
  3. Если вы переводите ребёнка в специализированное учебное заведение, то нужно будет сдать экзамены. По их результатам вам объявят о приёме в школу или отказе. Если никаких вступительных испытаний не требуется, можно переходить к следующему шагу.
  4. Разговор с классным руководителем и директором школы о причинах ухода. Будьте предельно вежливы и толерантны в формулировках, как требует этика поведения. Кроме того, так вы избежите дополнительных проблем – администрация школы должна дать вам характеристику на ребёнка. И любые конфликты могут сказаться на её содержании.
  5. Составление заявления об уходе.
  6. Урегулирование вопросов, связанных с библиотекой. В случае, если какие-то учебники утеряны, нужно будет заплатить штраф, иначе вам не подпишут обходной лист, а значит, не отдадут медицинские документы.
  7. Письменное подтверждение из школы, в которую переходит ребёнок, о том, что он будет принят в новое учебное заведение. Это может быть справка или электронное письмо, в случае, если школы территориально расположены далеко друг от друга.
  8. Получение табеля, характеристики, медицинских документов из предыдущей школы и оформление этих документов в новой.

Это общий план перевода ребёнка из одной школы в другую, но следует отметить, что в разных регионах и городах эти требования могут немного разниться. Неизменным остаётся пакет необходимых документов для приёма в новое учебное заведение:

  • Заявление о приёме;
  • Табель за прошлый учебный год и текущие оценки (если переводите ребёнка в середине года);
  • Психолого-педагогическая характеристика на ребёнка от классного руководителя, заверенная директором.
  • Медицинские документы (результаты ежегодных осмотров специалистов, прививочная карта).

Как перевести через госуслуги

Скоро оформить перевод ребёнка в другую школу можно будет через портал госуслуг

В 2009 году по инициативе Правительства России был запущен проект портала госуслуг, который выполняет функции связи граждан России с аппаратом регионального и муниципального управления. Через портал можно не только задать интересующий вопрос тому или иному должностному лицу, но и написать заявление о приёме или переводе в другую школу. Для того чтобы воспользоваться онлайн-формой заявления, нужно зарегистрироваться на портале, предоставив следующую информацию о себе:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • место проживания;
  • паспортные данные;
  • телефон и адрес электронной почты.

Этой информации достаточно для завершения регистрации и использования возможностей электронного правительства для подачи заявлений, записи на приём в различные учреждения. Чтобы воспользоваться рядом других услуг портала, нужны дополнительные данные.

На сегодняшний день услуга оформления перевода ребёнка в другую школу действует в тестовом режиме для москвичей. Но в ближайшее время планируется сделать процедуру онлайн-заполнения заявлений о переводе в другую школу доступной всем жителям России. С помощью такой формы подачи заявки не придётся несколько раз ездить в школу для встречи с директором, написания заявления, достаточно будет заполнить бланк на сайте, и в течение 30 дней администрация школы будет обязана дать ответ. Также появится возможность подавать заявления в несколько школ одновременно.

Перевод ребёнка в другую школу – ответственное мероприятие, которое требует не только детального выбора школы, но и времени. Также очень важно учитывать все нюансы и особенности перехода. И тогда смена места учёбы пройдёт беспроблемно.

Смена коллектива, места работы даже для взрослого человека достаточно большой стресс. Что уж говорить о ребенке, которые переходит из одной школы в другую.

Все дети по-разному адаптируются к новому. Мы можем условно разделить школьный возраст на три группы: начальная, средняя и старшая.

Ученики от 7 до 9 лет наиболее остро реагируют на школы. Это связано с тем, что ребенок только привык к сверстникам, к учителям, к самому процессу обучения. Ему может казаться, что появились друзья на всю жизнь, а тут их всех нужно оставить. Самый большой плюс, что дети в этом возрасте достаточно быстро «акклиматизируются» . Новые друзья появляются уже к концу первого учебного дня. Чтобы переход в другую школу обошелся без стресса, лучше готовить ребенка заранее, рассказать, что его ждут новые друзья, а старые никуда не уходят - им всегда можно позвонить или приехать к ним в гости. Если ребенок очень эмоциональный, вы можете заранее приехать в школу, погулять по школьному двору.

Я знаю девушку, которая за время учебы поменяла 8 школ. Ее семья - военнослужащие, и переезд из города в город был привычен. Как она сама смеется: «Новенькой быть страшно только первые два раза, а потом привыкаешь». Яна рассказывала, что проблем и недопонимания со сверстниками у нее не было. К ней все хорошо относились, учителя старались подтянуть по учебе, потому как разъездная жизнь накладывала свой отпечаток. Всех своих одноклассников она, конечно, не помнит, но с самыми близкими сначала вела обычную почтовую переписку, а теперь общается в соцсетях.

Самые проблемные обычно ученики средней школы : к одноклассникам и школе привыкли, да еще и собственная неуверенность на фоне начинающегося переходного возраста. в этом возрасте часто кажется, что их недолюбливают, излишне придираются.

В пятый класс к нам пришла новенькая - Ритка. Девочка вместе с семьей переехала из маленького украинского городка. Внешне она была старше нас, у нее начала округляться фигура, уже появилась грудь. Конечно, мальчишки больше никого не замечали в классе, кроме нее. Девочкам такое нововведение было не по душе, и сначала они начали над ней зло подшучивать: то в мужской туалет затолкают, то в раздевалке закроют. Ритке тоже палец в рот не клади, она вычисляла обидчиков и мстила. Потом самые «крутые» одноклассницы собрались и избили ее. Дальше было разбирательство в кабинете у директора, весь класс по одному, потом все вместе ходили на ковер. Из класса Ритку не перевели, хотя ее мама на этом настаивала. Со временем все страсти в классе улеглись, мы проучились вместе до 11 класса, но своей она так и не стала.

Дети старшего школьного возраста меняют школу обычно по двум причинам: переезд в другой город, или переход в школу с более серьезной подготовкой. Почему же им легче? Десятые классы в большинстве своем сборные, в них всегда много новеньких. Если переход обусловлен получением знаний, то для ребенка это является большей мотивацией и на все остальное он может закрыть глаза.

Я все 11 лет школьной жизни проучилась в одной школе. Моя подружка Сашка ушла из нашего класса в другую школу, где углубленно изучали химию и биологию. Она рассказала, что решиться оставить друзей, учителей было очень сложно. Боялась выглядеть «белой вороной» в классе, поскольку у нас знания по химии откровенно хромали на обе ноги, но желание связать свою жизнь с медициной было огромным. На деле все оказалось совсем не страшно. Из 32 учеников в классе новеньких было 24 человека - это дети, которые перешли из других школ города. Ребята достаточно быстро сдружились, помогали друг другу решать сложные химические задачи. Сашка говорит, что совсем не жалеет, что ушла любимой школы в абсолютно новую жизнь.

Переход в другую школу не всегда вызван только желанием, иногда это необходимость. Постарайтесь подготовить ребенка, настроить его на позитив. Следите за успеваемостью в школе, помогайте делать уроки, обязательно спрашивайте, как прошел день. Если возникли проблемы и конфликты, не думайте, что это несерьезно, помогите вашему ребенку выйти из сложившейся ситуации, пройти адаптацию безболезненно.

Фото - фотобанк Лори

А вгуст – последний месяц лета. В это время начинается активная подготовка детей к новому учебному году. Для некоторых школьников конец лета может ознаменоваться такой серьезной жизненной ситуацией, как перевод в другую школу. В последнее время процедура перехода из одной школы в другую упростилась, а причин для этого становится все больше и больше. Многие школы объявляют о дополнительных наборах учеников, сами дети проявляют повышенный интерес к тем или иным школьным предметам, что обуславливает необходимость перехода в специализированные школы, которые дают возможность углубленно изучать иностранные языки, биологию, химию или математику.

Помимо этих причин есть также фактор смены места жительства, когда перевод ребенка в другую школу становится вынужденной мерой. Но это вовсе не означает, что новая школа должны быть хуже предыдущей. Вовсе нет! Переезд должен открыть для Вас и Вашего ребенка новые перспективы, чтобы перемены пошли Вам только на пользу! В данной статье мы расскажем о том, как быстро и без хлопот перевести ребенка в выбранную школу, и как адаптировать психику ребенка к новым условиям учебы, чтобы помочь ему максимально быстро и легко освоиться на новом месте.

Документы для перевода в другую школу

Перевод ребенка из школы в школу осуществляется в 3 этапа. Этап №1 – поиск подходящей школы и получение подтверждения о готовности учебного заведения принять Вашего ребенка на обучение. Если Вы меняете школу в пределах Вашего района, который закреплен за выбранной Вами школой, отказать Вам не могут. Это возможно лишь при отсутствии свободных мест. Если Вы меняете школу на расположенную в другой районе Вашего города, тогда зачисление будет происходить после того, как будут зачислены все желающие закрепленного за этой школой района. Помните, что Вы можете подать 3 заявки о зачислении в разные школы, если они находятся по месту жительства Вашего ребенка, и лишь 2 заявки, если школа находится в другом районе.

Если Вы планируете перевод ребенка в специализированную школу, лицей или гимназию, то Вашему ученику необходимо будет пройти собеседование с учителями и психологом (при зачислении в начальные классы), тестирование по профильным предметам (в средней школе) или сдать экзамены (в старших классах). В случае успешного прохождения всех испытаний и при наличии свободного места Вашего ребенка зачисляют в класс. Новая школа в лице директора пишет приказ о приеме ребенка на обучение с указанием даты приема и класса. Этот приказ подписывается директором школы и заверяется печатью, после чего родители несут его директору старой школы.

Вместе с приказом о зачислении ученика в новую школу родители приносят директору старой школы заявление об отчислении из школы, в которой учится ребенок. На основании этих бумаг готовится приказ об отчислении ученика из его школы, а родителям выдаются следующие документы для перевода в другую школу:

  • личное дело ребенка,
  • документ об успеваемости ученика (выписку из классного журнала, дневники и т.п.), обязательно заверенный печатью школы и подписью ее директора,
  • медицинскую карту ребенка.

Далее родители ребенка предоставляют в новую школу все вышеперечисленные документы, заявление о зачислении на основании перевода из старой школы и оригинал паспорта мамы или папы с регистрацией. В течение 3-х дней в школе выходит приказ о зачислении нового ученика.

Еще один нюанс: при зачислении в новую школу ее администрация может попросить Вас сделать благотворительный вступительный взнос. Его размер должен быть посильным для семьи, а невозможность его уплаты не может быть причиной отказа в зачислении. Если Вы решили платить этот взнос, то делать это нужно только по безналичному расчету через некоммерческий фонд, сотрудничающий с выбранной школой. На этом процесс зачисления ученика закончен. Ваш ребенок может начинать посещать занятия в новой школе.

Ребенок в новой школе

Конечно, переход в другую школу – стресс не только для родителей, но в первую очередь для самого ребенка! Причем адаптация необходима как самому младшему школьнику, так и старшекласснику. Как известно, детская психика гибче, чем взрослая, поэтому приспособиться к новым условиям ребенку достаточно просто. Главное – вовремя помочь ему справиться с наступившими переменами. В этот процесс должны быть задействованы педагоги новой школы, психолог, старые друзья Вашего ребенка. Однако большая часть нагрузки ложится на плечи самого школьника и его родителей.

Переход в новую школу знаменуется для ребенка необходимостью вливаться в абсолютно новый для него коллектив, где все социальные роли и задачи уже распределены. Кроме того ему приходится приспосабливаться к новым условиям обучения – дороге в школу, классной комнате, обстановке в классе и т.п. Скорее всего, поначалу ребенок в новой школе будет чувствовать себя неловко и неуютно, он может вспоминать о старой школе, оставленных в классе друзьях, побаиваться новых учителей и непросто привыкать к учебному процессу. Самое главное, что могут сделать родители в период адаптации, — всячески помогать своему ученику и поддерживать его, внимательно слушать ребенка, когда он говорит о своих опасениях, страхах и переживаниях, стараться развеять их или подсказать, что следует сделать в той или иной ситуации. В адаптационный период ребенку не стоит предъявлять завышенных требований, спокойно относиться к перепадам настроения, возможной замкнутости или резкости в общении дома.

То, насколько легко ребенок адаптируется к новой школе, зависит и от его характера: если ребенок хорошо относится к переменам, любит знакомиться и легко идет на контакт, переход в новую школу будет для него приключением, и адаптация пройдет легко. Если же ребенок отличается тревожностью или замкнутостью, привыкнуть ему будет сложнее.

Мы дадим Вам несколько общих советов о том, как сделать переход в новую школу проще и легче.

Совет №1 – постарайтесь менять школу летом, чтобы 1 сентября Ваш ученик шел в новую школу вместе с ее учениками. В этом случае все дети после летних каникул адаптируются к учебным условиям, и адаптация происходит легче, поскольку вливаться в школьный ритм нужно не только Вашему ребенку, но и всем остальным детям.

Совет №2 – предварительно познакомьте ребенка с новой школой, придите на каникулах и побродите по зданию, познакомьтесь с учителями и классным руководителем, представьте им своего ребенка, а также расскажите педагогам о его особенностях, сильных и слабых сторонах.

Совет №3 – активно обсуждайте переход в новую школу дома, говорите о положительных перспективах, вместе собирайте необходимые школьные принадлежности, чтобы ребенок не комплексовал из-за отсутствия чего-то необходимого.

Совет №4 – поощряйте общение ребенка со старыми друзьями, показывая, что прежняя жизнь не закончена, и он может свободно общаться с друзьями во внеучебное время. Здорово будет, если со временем Ваш ребенок завяжет знакомства в новом классе, и Вам удастся объединить обе компании.

Совет №5 – чтобы избежать насмешек и негативных проявлений со стороны новых одноклассников, посоветуйте ребенку быть самим собой, не заискивать перед новыми одноклассниками, но и не относиться к ним враждебно. Поначалу лучше всего вести себя доброжелательно, но дружбу никому не навязывать, а внимательно присмотреться к новым ребятам.

Совет №6 – если в новом классе принято периодически выезжать на экскурсии, ходить в кино или на выставки, обязательно дайте возможность Вашему ребенку участвовать в этих внеклассных мероприятиях. В такой непринужденной обстановке проще всего найти новых друзей.

Совет №7 – сходите на ближайшее родительское собрание и постарайтесь наладить добрые взаимоотношения с родителями учеников.

Совет №8 – наладьте режим дня для своего ученика, следите за тем, чтобы ребенок достаточно ел и спал, поскольку если он не выспится, то будет засыпать на уроках и не успевать за общим темпом работы в классе, что негативно скажется на его самооценке. Запишите ребенка в секции по его интересам, чтобы день был занят не только учебой, но и интересными ему занятиями. Следите, чтобы ребенок проводил время на улице для гармоничной умственной и физической нагрузки. Если малыш излишне переживает, посоветуйтесь с педиатром и попейте детское успокоительное средство «Тенотен», который поможет стабилизировать нервную систему ребенка и упростит адаптацию. Желаем Вашему школьнику успешной учебы!

У хороших учителей – все ученики хорошие. Но что делать, если по какой-либо причине отношения между учителем и учеником не сложились? Как быть, если ребенок каждое утро идет в класс, как на «каторгу»? Ему не нравится школа, ему там некомфортно и одиноко. Возможно, родителям стоит задуматься о переводе его в другую школу?

По каким причинам можно перевести ребенка в другую школу?

Переход в другую школу: основные причины

  • Семья вынуждена сменить место жительства.
  • Переполненные классы, не позволяющие учителю уделять должное внимание ученикам. В классе явно «хромает» дисциплина.
  • В школе плохо организована внеклассная работа: нет секций, кружков, а ребенок обладает творческим или спортивным потенциалом. Возить его после занятий в секции или кружки для родителей слишком затруднительно. Вывод напрашивается сам — ребенка нужно перевести на обучение в специализированную школу.
  • Ребенок проявляет незаурядные математические способности, в обычной школе ему неинтересно. Прекрасным решением будет перевод ребенка в школу с математическим уклоном.
  • Учебная программа в обычной школе не предполагает глубокого изучения нескольких иностранных языков, а родители мечтают, чтобы их ребенок стал полиглотом. Перевод в английскую, французскую, испанскую школу поможет воплотить их мечту в жизнь. Если, конечно, и самому ребенку нравится изучать новые языки.
  • Не секрет, что в гимназиях, как правило, преподают более сильные учителя, а посему в старших классах подготовка к поступлению в ВУЗы ведется более интенсивно и эффективно. Поэтому многие родители стараются перевести своих детей в эти школьные учреждения.
  • Типичными причинами перевода становятся, как мы уже писали, серьезные конфликтные ситуации с учителями или со сверстниками, влияние «дурной» компании. Дабы избежать негативных последствий такого влияния, родители решают перевести ребенка в другую школу, сменить окружающую его социальную среду.
  • Еще одной причиной может стать прекращение деятельности учебного учреждения.

Любящие и заботливые родители прилагают все усилия, чтобы ребенку нравилось учиться. Ведь от школьных успехов во многом зависит дальнейшая судьба ребенка.

Психологи утверждают, что для некоторых детей переход в новое учебное заведение может стать серьезным стрессом. Поэтому, прежде чем решиться на перевод ребенка из одной школы в другую, надо взвесить все «за» и «против».

Взрослые дети довольно сложно переносят смену обстановки. Большинство из них тяжело привыкают к незнакомому коллективу и к требованиям новых учителей. Учащиеся младших классов легче и быстрее приспосабливаются к обстоятельствам, они довольно легко вливаются в новый коллектив. Но, независимо от возраста вашего ребенка, в этот сложный для него период, он крайне нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых. Детские психологи советуют, тщательно проанализировать целесообразность перевода ребенка из одного учебного заведения в другое. Приняв окончательное решение, необходимо помочь ребенку в период адаптации и не слишком беспокоиться по поводу снижения успеваемости в первые месяцы учебы — это вполне закономерное явление.

Осуществлять перевод в новую школу желательно в начале учебного года, то есть 1 сентября. Вернувшиеся с каникул ученики не станут слишком много внимание уделять новичку, и он будет чувствовать себя значительно уверенней.

Вы должны убедить ребенка, что переход в новую школу – это уникальная возможность начать жизнь с «чистого листа»: изменить свое отношение к учебе, получить первый жизненный опыт адаптации в незнакомом коллективе, развить свои коммуникативные навыки и показать себя с лучшей стороны.

Документы для перевода ребенка в другую школу: пошаговая инструкция

Перевод ученика из одного учебного учреждения в другое состоит из 3 основных этапов.

  1. Выбор новой школы.
  2. Отчисление учащегося из прежнего учебного учреждения.
  3. Зачисление ребенка в новое учебное учреждение.

Во избежание любых проблем, связанных с переводом, родители должны заранее договориться с директором принимающей школы о возможности зачисления их ребенка в данное заведение. Родители могут заручиться заверенным письмом о возможности приема ребенка в данную школу. Письмо должно быть заверено печатью и на нем поставлена подпись директора.

Вместе с письмом родители должны принести в администрацию бывшей школы заявление с просьбой об отчислении их ребенка из данного учебного учреждения. Это заявление подает либо сам учащийся, достигший совершеннолетия, либо родители школьника, не достигшего совершеннолетия.

Заявление с просьбой об отчислении должно содержать в себе следующую информацию:

  • ФИО ученика.
  • Класс. Если школа специализированная, то необходимо указать профиль обучения.
  • Число, месяц, год рождения уч-ся.
  • Номер новой школы, в которой будет продолжать обучение ребенок. Если причиной перевода является переезд на другое место жительство, то в заявлении достаточно указать населенный пункт, страну.

Какие документы родители должны получить при отчислении ребенка из школы

  1. В течение 3 дней после подаче вышеуказанного заявления администрация школы обязана выдать родителям распорядительный акт об отчислении ученика .
  2. Личное дело ученика.
  3. Заверенный документ об его успеваемости на текущий момент . Выписку об успеваемости из классного журнала. Эти документы должны быть заверены подписью директора школы и школьной печатью.
  4. Медицинскую карту уч-ся.
Если по каким-либо причинам администрация школы отказывает в выдаче необходимых документов, родители вправе обратиться в прокуратуру.

Все вышеперечисленные документы родители должны предоставить в администрацию «новой» школы. Кроме этого, они должны будут предъявить свои паспорта с регистрацией и написать заявление о зачислении. В течение 3 дней издается соответствующий приказ.


Особенности зачисления детей в спецшколы и гимназии

Зачисление ученика в спецшколы, гимназии, лицеи предполагает прохождение им собеседования, тестирования или экзамена по профильным предметам. Только после прохождения испытаний, родителям выдается заверенное письмо о возможности перевода ребенка в данное учебное заведение. О правилах зачисления детей в нужно узнать у директора или администрации данного учебного заведения.

Случаются ситуации, когда родителей разными способами вынуждают забрать ребенка из школы. Как быть в этом случае?

Во-первых, знать свои права. Без согласия родителей перевести учащегося в другую школу нельзя. Без их письменного согласия такой вопрос не может решаться. Однако родители должны знать, что перевод из одного класса в другой в стенах учебного учреждения законодательно не урегулирован. Но и в этом случае, родители вправе потребовать от администрации школы письменного разъяснения принятия такого решения. В случае любых разногласий со школьной администрацией, родители могут обращаться в городской департамент образования.

В каких случаях школьная администрация может отказать родителям в переводе ребенка в данное учебное заведение?

  1. Школьная администрация не может отказать в приеме ребенка в школу, если семья проживает в районе, прикрепленном к данному образовательному учреждению. Однако родители могут получить отказ в том случае, если наполняемость классов не позволяет принять еще одного ученика . В соответствии с существующими санитарными нормами, в одном классе не должно быть более 25 обучающихся. При отсутствии свободных мест – отказ считается аргументированным и законным. Родители будут вынуждены обратиться в районный орган управления образования. Там им предложат другие варианты образовательных учреждений, в которых еще имеются свободные места.
  2. Отказать в приеме имеют право и специализированные учебные заведения и муниципальные школы с углубленным изучением определенных предметов . Перед зачислением в такие школы, ребенок проходит тестирование или сдает экзамены. По результатам, которых, принимается решение о приеме или отказе в переводе ребенка в данное образовательное учреждение.
  3. Нередко родители сталкиваются с отказом по причине отсутствия свидетельства о регистрации по месту проживания . Этот отказ незаконен. Однако родители обязаны предоставить в школьную администрацию документ или справку, которая будет являться подтверждением проживания ребенка на территории, закрепленной за данной школой.

Если родители хотят перевести ученика в школу, не прикрепленную к месту их проживания, они могут это сделать при наличии свободных мест в образовательном учреждении.

Как перевести ребенка в другую школу через госуслуги?

Через сервис госуслуги можно получить необходимую информацию обо всех школах города, уточнить, какие именно школы прикреплены к вашему району проживания.

Основные этапы перевода ребенка в другую школу через электронную систему:

  1. Для начала родители должны пройти регистрацию на городском портале госуслуг.
  2. Войти в раздел «Образование» и выбрать подходящую школу, узнать имеются ли в данном учреждении свободные места, ознакомиться подробно с работой данного учебного заведения.
  3. Заполнить и подать соответствующее заявление о переводе ребенка, в выбранную школу. Бланк заявления вы сможете найти на сайте госуслуг.

Необходимая информация о дополнительном наборе в классы размещается на сайтах школ. Там же имеются все необходимые контактные данные и телефоны, по которым можно получить подтверждение о наличии свободных мест.

Двадцать первый век – век мобильный. Портал госуслуги максимально упрощает процесс перевода ребенка в новую школу и очень просто. На сайте вы получите массу необходимой информации, затратив при этом минимум времени.

И последний нюанс – не исключено, что школьная администрация постарается уговорить родителей оказать посильную благотворительную помощь, которая будет направлена на оснащение или ремонт школы. Отклонение от уплаты, так называемого, «вступительного взноса» не может являться причиной отказа в зачислении вашего ребенка. Помните, благотворительная помощь оказывается добровольно и только по безналичному расчету.

Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

1 сентября часть школьников пошла не в свой привычный класс, а в новый коллектив. Переход в новую школу может состояться по разным причинам: желание повысить уровень образовательного учреждения, переезд, конфликт на старом месте. Новая обстановка и люди – это всегда стресс для человека, особенно маленького. Как родителям помочь своему ребенку справиться с волнением и показать себя на новом месте, «Эксперту здоровья» рассказала школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА. Специалист по работе с детьми, подростками, семейными парами, в своей работе использующая нейропсихологические и арт-терапевтические методики, также расскажет о специфике работы школьного психолога.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Надо ли давать разрешение на работу психолога?

В нашей школе работа построена следующим образом. 1 сентября все дети проходят психодиагностику. Мы получаем письменное разрешение родителей на психодиагностику, коррекционные индивидуальные и групповые занятия, как того требует законодательство. И тестируем ребенка при поступлении/переводе, в начале и конце каждого учебного года. Тест выявляет уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, мелкая моторика), мотивационную сферу (то есть желание ребенка учиться или не учиться) и состояние эмоционально-волевой сферы (настроение и ощущения ребенка). В конце года после повторной диагностики данные сопоставляются, чтобы отследить динамику развития ребенка.

Бывали случаи, что родители отказывались от работы психолога с их ребенком. Это нормально. Психолог изучает внутренний мир человека, не все родители в силу своих личных взглядов готовы разрешить впускать кого-то во внутренний мир своего ребенка.

Как работает школьный психолог?

Нормотипичный ребенок, у которого нет сложностей, в кабинете школьного психолога почти не бывает. Обычно дети приходят сюда, если возникают сложности в учебе. Например, стало сложно осваивать материал, беспокоят взаимоотношения с учителями или одноклассниками. По результатам диагностики, наблюдения по запросу родителя или педагога проводится индивидуальная либо мини-групповая работа. Психолог может взять ученика сначала в индивидуальную работу, чтобы натренировать коммуникативные навыки, а потом подключить его к группе из 3–4 участников, где ребенок на большем количестве человек начинает опробовать свои вновь приобретенные навыки.

Это довольно распространенная ситуация. Когда в классе частной школы 25 человек, а государственной – до 40, не всегда получается гармонично выстраивать коммуникации со всеми. Многие современные дети не посещали детсад, находясь дома под присмотром бабушек-дедушек. Когда они приходят в школу, встречают здесь очень много разных людей, каждый со своими особенностями. И ребенок порой не готов воспринимать эту разность, не имеет схем, как общаться с людьми: уступать, стоять на своем, конфликтовать…

В силу нашего времени многие дети не играют во дворе, не получают опыта общественных игр, таких как салки, догонялки, «больница», казаки-разбойники. Таким образом, они нередко к школьному возрасту не научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не из числа родных.

Например, девочки зачастую не понимают, что мальчики сильнее. Девочка ударяет мальчика, он дает сдачу, она плачет и удивляется, почему ей больно, а ему нет. Что говорить, многие взрослые женщины этого не понимают.

Как психолог помогает адаптироваться?

В нашей школе при поступлении/переводе ребенок проходит собеседование: учитель оценивает его актуальный уровень знаний, затем подключаются психолог и логопед. У всех, кто приходит не в 1-й, а переводом, психолог обязательно спросит причину перевода. Быть максимально честными – в интересах родителей и ребенка. Потому что от причины перевода зависит стратегия адаптации.

Ребенку надо объяснить причину смены школы

Ребенку обязательно надо объяснить, почему он идет в новую школу. Представьте, вас сейчас без объяснений переведут в другую сферу деятельности, где вас будут окружать незнакомые люди, при этом ничего не сказав. У здорового человека возникнет вопрос: «А почему так? Я не видел никаких препятствий, сложностей на старом месте. А меня без моего согласия переводят».

Младшие школьники более спокойные к социальным правилам. В 1–4 классах идет упор на учебу. Ребенок в восторге от того, что может учиться, читать, писать. Это нормальная реакция при переходе от игровой деятельности (до 6–7 лет) к учебной.
Но если переводят подростка, то ни в коем случае нельзя его лишать общения с бывшими одноклассниками. Для подростка (11–16 лет) коммуникация со своими ровесниками – один из главных стимулов. У всех подростков один мотив – общение со сверстниками, проверка границ. Они сами себе задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?»

Особенно большая трагедия для школьника будет, если в старой школе останется его первая любовь, отношения с которой в самом разгаре. Стоит задуматься: настолько ли сильны родительские мотивы, чтобы так резко менять жизнь ребенка?

Я придерживаюсь мнения, что если есть возможность, то ребенка в рамках одного города лучше вообще не переводить из школы в школу. Организовать его доставку в школу на автобусе, такси, еще как-то.

Важно дать ребенку право выбора. Это его жизнь, это ему ходить в эту школу, учиться и общаться там. К сожалению, не всегда бывает, что перевод в другую школу решит какие-то мотивы родителей. Поэтому всегда надо учитывать мнение самого ребенка.

Сменить школу из-за качества образования

Основной мотив родителей: не устраивает качество образования в предыдущей школе. Например, в классе много детей и ребенок не получал ответы на свои вопросы. Или учителя не смогли донести, что математика или русский язык – это прекрасно, в результате у ребенка ухудшились отметки и пропали желание и интерес вникать в предметы.

В этом случае мы всегда рекомендуем ознакомиться с нашей программой. Потому что даже просто при переходе из одной госшколы в другую госшколу могут быть различия в изученном материале. Ребенок может знать где-то больше, где-то меньше. И родителям стоит задуматься: «А чем отличается программа той школы, куда мы переходим? Что нам надо подтянуть, подучить?» Ознакомление с программой школы, во-первых, даст понимание, не меняется ли шило на мыло, а во-вторых, родитель будет знать, чем именно следует позаниматься с ребенком летом и в начале учебного года.

Сменить школу из-за неуспеваемости

К сожалению, случаев, когда ребенок не усваивает программу, очень много. Многие родители думают, что цифра 7 (возраст, в котором детей рекомендовано отдавать в школу) взята с потолка. А ведь именно к 7 годам завершается формирование мозговых структур, которые отвечают за регуляцию поведения, усидчивость, импульсивность.
У нас были случаи, когда приводили в 1-й класс детей в возрасте 5 лет. Ребенок «брал» программу. Но у него из-за перегруза часто случались истерики или начиналась психосоматизация. Ребенок может часто болеть из-за того, что ему сложно учиться, общаться. Дети не справляются не потому, что они отстающие, а потому, что родители поторопили события, отдав их в школу до 7 лет. Неокрепший организм принимал ту информацию, которую должен был принимать позже. В 7 лет и старше он бы справился легко и просто.

Приведу в пример девочку, которую родители отдали в 1-й класс в возрасте 5 лет 7 месяцев. Она вместе со всеми участвовала в обучении, а потом засыпала. Учителя ее не будили, понимая, что ей этот сон нужен сейчас: ее организм восстанавливается от переизбытка информации.

Именно поэтому на этапе подготовки к школе школьные психологи и педагоги разговаривают с родителями, объясняя, что всему свое время. Лучше пусть будет спокойный успевающий ребенок, начавший обучение в 7 или даже в 8 лет, чем невротик с различными психосоматическими заболеваниями, который закончит школу в 14–15 лет. Также это чревато проблемами с самооценкой. Ребенок сам себе задает вопрос: «Почему у них так легко получается, а у меня нет?»

Если такой ребенок уже учится, то мы педагогам даем рекомендации по нагрузке конкретно для этого ученика. Сказать, что это непоправимо, не сгладится с годами, нельзя. Детская психика очень пластичная, ребенок может подстроиться, но надо ли? У нас есть ранние дети, у которых познавательные процессы развиты на очень высоком уровне даже по сравнению с 7-летними нормами, а вот в эмоциональной сфере у них появляются сложности: они более обидчивые, ранимые, восприимчивые. Они сильно тянутся к своим старшим одноклассникам. Это плюс, но это и минус. Надо тянуться к самому себе в первую очередь.

Сменить школу из-за переезда

У нас много случаев, когда детей переводят в нашу школу из-за переезда из других городов Казахстана, из России. В этом случае – особая стратегия. Мы советуем родителям пройтись по школе вместе с ребенком, показать, что есть вокруг школы, дать понять, что вы всегда рядом с ним. Без перегибов, но это действительно важно.

Дело в том, что ребенок может почувствовать себя брошенным в новой школе, в новом городе, в новой стране. Переход в новую школу – всегда стресс: надо изучить новые правила, войти в новый коллектив, придумать, как с кем выстраивать взаимоотношения, определить, кто на что реагирует. У ребенка пока уходят силы на это. А если еще и в новом городе, то у всей семьи стресс. Я стараюсь объяснить родителям, что в этот момент семье надо сплотиться, больше времени проводить вместе. Тогда уровень стресса от нового места и у детей, и у взрослых будет значительно меньше.

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт?
Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.