Зачем нам поручик чужая земля

Не за горами тот день, когда Отчизна наконец-то вспомнит о тех, кто в июне-ноябре 1920-го стал беженцем поневоле. В нынешнем году исполняется 90 лет Великому Расколу, результатом которого стали гибель и исход миллионов граждан Российского государства, вынужденно покинувших свою родину в результате поражения в Гражданской войне – одном из самых ожесточенных и кровавых катаклизмов.

Не менее трагической и кровавой сложилась и судьба многих миллионов людей, оставшихся в советской России, которым предстояло в последующие годы пройти через аресты, заключения, ссылки и расстрелы.

Сколько книг написано о трагедии Белого движения, сколько поставлено спектаклей и фильмов, но до конца так и не названы имена всех тех, кто покоится на кладбищах Туниса, Греции, Сербии, Чехии, Болгарии, Франции, США, Аргентины, Бразилии, Парагвая, Харбина…

Это о трагическом расставании с Родиной писал Николай Туроверов, поэт Белой гвардии:


Помню горечь соленого ветра,
Перегруженный крен корабля;
Полосою синего фетра
Уходила в тумане земля;

Но ни криков, ни стонов, ни жалоб,
Ни протянутых к берегу рук, –
Тишина переполненных палуб
Напряглась, как натянутый лук,

Напряглась и такою осталась
Тетива наших дум навсегда.
Черной пропастью мне показалась
За бортом голубая вода.

Мучительный вопрос, на который так и не был найден ответ, всплывает в известном романсе, проникновенно исполняемом Александром Малининым, «Поручик Голицын»:

Ах русское солнце, великое солнце,
Корабль «Император» застыл, как стрела.
Поручик Голицын, а может, вернемся?
Зачем нам, дружище, чужая земля?

Не всем известно, что имена и события в романсе подлинные. Судьба князя поручика Константина Александровича Голицына, члена прославленной фамилии государственных деятелей и виноделов России, была тесно связана с Киевом. Из архивных документов известно, что Голицын служит в кавалерии вместе с корнетом Оболенским (тоже реальным историческим персонажем). События начала 1918 года застали его с эскадроном в донских степях, воюющим против большевиков. В своем эскадроне, состоявшем из офицеров – членов императорской фамилии, поручик ведал вопросами вооружения и боепитания (вот откуда знаменитое «Раздайте патроны, поручик Голицын»). А героем романса он стал благодаря знакомству с известным поэтом и писателем Георгием Гончаренко, в годы Гражданской войны в чине генерал-майора служившим на Украине при гетмане Скоропадском, читатели знали его как Юрия Галича.

Их первая встреча состоялась в камере предварительного заключения Осадного корпуса сечевиков в Киеве, после того как Гончаренко был снят с поезда петлюровцами и опознан как гетманский генерал. Голицын же попал туда по недоразумению, будучи ошибочно принят за своего дядю, видного деятеля украинской политики. На восьмой день содержания под стражей офицеры сбежали при конвоировании по Крещатику.

Далее известно, что Константин Голицын поступил в Добровольческую армию генерала А.И. Деникина, где в чине штабс-капитана командовал сводной ротой, состоявшей, опять-таки, из членов императорской фамилии. В августе 1919 года рота князя Голицына одной из первых ворвалась в Киев, обороняемый большевиками, но в итоге белые потерпели поражение. Затем были бои за Одессу и отказ от эвакуации («Поручик Голицын, а может, вернемся? Зачем нам, дружище, чужая земля?» Именно «дружище» было в первом варианте песни, впоследствии замененное Жанной Бичевской на «поручик»). Голицын вернулся в Киев летом 1920 года, но уже в качестве офицера, плененного под Одессой. Шла советско-польская война, и РККА испытывала острую нехватку командных кадров. Князя, учитывая его богатый военный опыт, вновь отправили на фронт. По окончании Гражданской войны, уже как реабилитированный в боях, Голицын вернулся в Киев, женился и поступил на советскую службу.

Но наступил 1928 год, год 10-летия «красного террора», и накатила его вторая, не менее кровавая, волна. Как бы мы ни относились к Советской власти и ее всевозможным противостояниям с «врагами народа», но, пожалуй, не она сама, а приказ № 1 генерала П.Н. Врангеля – основателя и руководителя Русского Обще-Воинского Союза – от 1 января 1928-го спровоцировал новую волну «красного террора». Приказ провозглашал: «Час падения Советской власти недалек».

В ответ на него по всему СССР прошла волна арестов бывших офицеров Белого движения, ее основной «гребень» пришелся на Украину. Дело, по которому арестовывались офицеры, в том числе и князь Голицын, называлось весьма безобидно «Весна», поскольку началось оно в апреле 1928-го. Но безобидность была мнимой. Дело было инспирировано ГПУ, воспользовавшимся врангелевским приказом для уничтожения в СССР бывших генералов и офицеров царской армии, независимо от их заслуг перед Советской властью.

Чтобы оказаться арестованным, хватало одной неудачно оброненной фразы. Бывших же белых хватали и без этого – сам факт их службы в период Гражданской войны по другую сторону баррикад был и уликой, и обвинением, и приговором. Заставляли признаться только в одном – причастности к контрреволюционной офицерской организации. И подавляющее большинство арестованных, как правило, под пытками подписывали все, что им подсовывали следователи.

Голицына арестовали не сразу, поскольку он был заметной фигурой в Киеве, а морозной январской ночью 1931 года. Над арестованными в Киеве почти 600 бывшими генералами и офицерами «трудились» не только сотрудники ГПУ, но и курсанты киевской милиции. Как результат – более 95% «признаний» и 160 вынесенных смертных приговоров. Попал в это число и князь Голицын. Постановление о расстреле Константина Александровича Голицына было вынесено 20 апреля 1931 года. Расстреляли его одиннадцатью днями позже вместе с бывшим прапорщиком Левицким и подполковником Белолипским, который в 20-е годы «переквалифицировался» в актера и играл первые роли на подмостках киевских театров.

Всех офицеров, расстрелянных по делу «Весна», закопали в братских могилах на Лукьяновском кладбище Киева…

А образ «поручика российской эстрады» на долгие годы закрепился за Александром Малининым, хотя первым исполнителем романса был Аркадий Северный, а затем он вошел в репертуар Жанны Бичевской…

Что касается Юрия Галича, он же генерал-майор Георгий Иванович Гончаренко, то этот талантливый автор, активный участник Белого движения оставил нам повесть под названием «Красный хоровод», посвященную описанию жизни и службы под началом гетмана Скоропадского, а также несколько рассказов и стихотворений, один из которых называется «Господа офицеры». Его текст почти дословно повторяет известный нам романс.

Трагически, как и у его корнетов и поручиков, сложилась судьба Юрия Галича. В эмиграции он оказался один, поскольку жена и двое детей, оставшихся в Советском Союзе, были репрессированы. А в ноябре 1939-го, после того как в Ригу вступила Красная армия, НКВД добрался и до генерала. Обстоятельства его гибели доподлинно неизвестны, тем не менее сохранилась красивая легенда. По преданию, Гончаренко, известный своей журналистской деятельностью и непримиримой позицией по отношению к Советской власти (особенно после смерти жены и детей), был арестован уже в первые часы после вступления частей Красной армии. При аресте у него нашли двенадцать из четырнадцати книг, не хватало только «Красного хоровода». В НКВД хорошо знали, с кем имеют дело, и в сопровождении охраны генерала послали домой – за недостающим двухтомником. А там, дождавшись, когда его стражи вышли в коридор, 63-летний генерал покончил с собой. В свое время Юрий Галич говорил знакомым, что живым в руки большевиков не дастся. Старый императорский гвардеец выполнил обещание…

Ну а если вернуться к тексту песни «Поручик Голицын», то в завершении хотелось бы отметить, что в свою землю (в отличие от тысяч оставшихся в Галлиполи или Бизерте) вернулся не только Голицын. Совсем рядом, там же на Лукьяновском кладбище похоронен в семейном склепе последний главковерх русской армии генерал Николай Николаевич Духонин, могила которого восстановлена совсем недавно.

Фонд «Русское единство»

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.

Четвертые сутки пылают станицы,
По Дону гуляет большая война.
Не падайте духом, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, налейте вина.

Где-то их тройки проносятся к "Яру",
Луна равнодушная смотрит им вслед.
А в комнатах наших сидят комиссары,
И девочек наших ведут в кабинет.

Мы сумрачным Доном идем эскадроном,
Так благослови ж нас, Россия-страна!
Корнет Оболенский, раздайте патроны,
Поручик Голицын, надеть ордена!

Ведь завтра под утро на красную сволочь
Развернутой лавой пойдет эскадрон.
Спустилась над Родиной черная полночь,
Сверкают лишь звездочки наших погон.

За павших друзей, за поруганный кров наш
За все комиссарам отплатим сполна.
Поручик Голицын, к атаке готовьтесь,
Корнет Оболенский, седлайте коня.

А воздух отчизны прозрачный и синий
Да горькая пыль деревенских дорог...
Они за Россию, и мы за Россию, -
Корнет Оболенский, так с кем же наш Бог?

Мелькают Арбата знакомые лица,
Хмельные цыганки приходят во снах.
За что же мы дрались, поручик Голицын?
Что толку теперь в боевых орденах?

Напрасно невесты нас ждут в Петербурге.
И ночи в собранье, увы, не для нас.
Теперь за спиною окопы и вьюги,
Оставлены нами и Крым и Кавказ.

Над нами кружат черно-красные птицы,
Три года прошли, как безрадостный сон.
Оставьте надежды, поручик Голицын,
В стволе остается последний патрон.

А утром, как прежде, забрезжило солнце,
Корабль "Император" застыл, как стрела.
Поручик Голицын, быть может вернемся?
К чему нам, поручик, чужая страна?..

Подрублены корни, разграблены гнезда,
И наших любимых давно уже нет.
Поручик, на Родину мы не вернемся...
Встает над Россией кровавый рассвет.

Перевод текста песни Михаил Звездинский - Поручик Голицын

The fourth day of burning village
By don walks great war.
Do not be discouraged, Lieutenant Golitsyn,
Cornet Obolensky, pour the wine.

Troika rushing to "Yar",
The indifferent moon looks after them.
And in the rooms of our sitting commissioners,
And our girls are in the office.

We Don go on shadow squadron,
So bless W us, Russia is a country!
Cornet Obolensky, hand out ammo,
Lieutenant Golitsyn, to wear the order!

Because tomorrow in the morning the red bastard
Built-up lava will go squadron.
Descended on the Birthplace of midnight black,
Only sparkling stars on our epaulettes.

For fallen friends, outraged at our shelter
All commissioners will repay in full.
Lieutenant Golitsyn, get ready to attack,
Cornet Obolensky harness horse.

And the air of Motherland and transparent blue
Yes the bitter dust of country roads...
They are behind Russia, Russia, -
Cornet Obolensky, who is our God?

Arbat glimpses of familiar faces,
Drunken Gypsy come in dreams.
For what we fought, Lieutenant Golitsyn?
Now what"s the use in combat orders?

In vain the bride waiting for us in St. Petersburg.
And night in the meeting, alas, not for us.
Now behind the trenches and blizzards,
Left us and the Crimea and the Caucasus.

Circling above us the black-and-red birds,
Three years passed like a dream bleak.
Leave hope, Lieutenant Golitsyn,
In the trunk is the last cartridge.

And in the morning, before the sun dawned,
The ship "Emperor" stood like an arrow.
Lieutenant Golitsyn, and may be back?
Why do we, Lieutenant, foreign country?..

Cut the roots, plundered the nest,
And our favorite long gone.
Lieutenant, Home we get back...
Rises on a bloody dawn.

Поручика Голицына расстреляли в Киеве, а автор знаменитой песни покончил с собой в Риге. Легендарный романс «Поручик Голицын» долгое время считался народным. Затем кое-кто из исполнителей шансона стал присваивать его авторство себе. Однако подлинным автором песни является русский генерал, поэт и писатель Георгий Гончаренко (псевдоним - Юрий Галич). Георгий Гончаренко был представителем полтавского дворянства. Он родился в военной семье 10 июня 1877 года и всю жизнь посвятил военному делу, конному спорту, а также поэзии, литературе и журналистике. Под псевдонимом Юрий Галич генерал написал 14 книг повестей, рассказов и стихов, опубликовал сотни статей. В годы Гражданской войны бывший блестящий гвардеец генерал-майор Гончаренко оказался на Украине и, конечно же, служил при гетмане Скоропадском - начальником наградного отдела. Собственно, именно здесь, в Киеве, он и познакомился с прототипом романса - петербуржским поручиком Константином Голициным.

На фото: Генералы и офицеры Русской императорской армии, 1913 год. Через несколько лет многие из них попадут в мясорубку Гражданской войны

На фото: Писатель Юрий Галич (генерал Георгий Гончаренко)

Винниченко. Историческая встреча произошла в кутузке Осадного корпуса сечевиков где-то на улице Пушкинской. Гончаренко, снятый с поезда петлюровскими постами под Одессой и опознанный как гетманский генерал, парился на нарах уже несколько дней, когда к нему подселили двух новых соседей: бывшего главбуха киевского Нового банка Беленького и юного Голицына. Первого арестовали за то, что ссужал деньги Скоропадскому, второго - по недоразумению. Его перепутали с престарелым дядей поручика, князем Голицыным, возглавлявшим «Протофис» - организацию, сделавшую в своё время Скоропадского гетманом. Нельзя сказать, чтобы встреча была радостной, особенно, учитывая решётку на окнах, стражу и постоянную опасность быть расстрелянным. И тем не менее генерал в воспоминаниях признавал: «Я очутился в новом обществе, разделившем моё одиночество самым трогательным для меня образом. К бухгалтеру приходила жена, к молодому князю приходила невеста. Обе женщины являлись не только с ласками, не только со словами утешения и надежды, но каждый раз приносили узелки со съестными припасами домашнего изготовления». В одной камере генерал Гончаренко и будущий герой песни провели целую неделю. На восьмой день начальство решило перевести трёх арестантов в другое место. В качестве охраны к ним приставили старенького сторожа, позвякивающего ключами в одном кармане и пригубленной бутылкой горилки в другом. Логика у любителя спиртного сильно хромала. Чтобы узники не сбежали, сторож взял в руки их вещи, в которых, на его взгляд, находились ценности. Он почему-то решил, что конвоируемые не решатся бросить вещи ради побега. Когда странная процессия вышла на Крещатик, генерал присел, чтобы завязать шнурок, а банкир и поручик рванули вперёд. Сторож бросился за ними, но на полпути остановился, вспомнив, что за его спиной остался Гончаренко. Георгий Иванович тем временем быстрой походкой шёл в противоположную сторону. Сторож только и смог, что сокрушённо потрясти ключами в спины беглецов. Судя по всему, эта киевская встреча была первой и последней в судьбе Юрия Галича и князя Голицына.И генерал, и поручик приняли самое активное участие в боях против большевиков. Георгий Иванович вскоре всё же добрался до Одессы, откуда, совершив трёхмесячное плавание вокруг всего Евроазиатского континента, приехал в Сибирь - к адмиралу Колчаку. Но там он не задержался и после окончания Гражданской войны каким-то загадочным образом оказался в Таллинне. Здесь генерал уже как Юрий Галич вернулся к писательскому ремеслу и журналистке, сотрудничал практически со всеми русскоязычными изданиями Прибалтики и издал полтора десятка книг, в том числе двухтомник воспоминаний «Красный хоровод».

На фото: Константин Голицын, следственное фото 1931 года (предоставлено для публикации Государственным отраслевым архивом СБУ)

Константин Голицын также пробрался на юг, но дальше не поехал, а поступил в белогвардейскую Добровольческую армию генерала Деникина. Здесь, уже в чине штабс-капитана, он командовал сводной ротой, состоящей из бывших стрелков полка Императорской фамилии. Какое-то время вместе с князем служил и ещё один любопытный офицер - Юрий Гладыревский - личный друг Михаила Булгакова, ставший прототипом Шервинского из «Белой гвардии». Тёплым августовским днем 1919 года рота князя Голицына на плечах красных одной из первых ворвалась в Киев. Но, как известно, белые были разгромлены, а Киев остался большевистским ещё на семьдесят лет. В следующий раз Голицын вернулся в Киев летом 1920 года, но уже не как победитель, а как жалкий и оборванный военнопленный, попавшийся красным под Одессой. В то время шла война с белополяками, РККА остро нуждалась в командных кадрах, и князя быстро переделали в военспеца, вновь отправив на фронт. Так что Гражданскую войну Голицын окончил уже в Красной армии. Он вернулся в Киев, женился и зажил мирной жизнью, скрывая своё прошлое.

На фото: Мундиры императорской гвардии, которые Галич и Голицын могли носить в свою бытность офицерами русской армии.

Следственное дело по обвинению в контрреволюционной деятельности Голицына, бывшего князя, бывшего поручика, бывшего деникинца, управляющего делами Киевглавпроекта, около шестидесяти лет хранилось под №1919 в архиве КГБ УССР. Как следует из документов, Голицына арестовали морозной январской ночью 1931 года. Дело, по которому проходил князь, называлось весьма безобидно: «Весна». Но это только на первый взгляд. Дело было инспирировано ГПУ для уничтожения в СССР бывших генералов и офицеров царской армии, независимо от их заслуг перед советской властью. Для того чтобы оказаться арестованным, хватало одной неудачно оброненной фразы. Бывших же белых хватали и без этого - сам факт их службы в период Гражданской войны по другую сторону баррикад был и уликой, и обвинением, и приговором. Заставляли признаться только в одном: причастности к контрреволюционной офицерской организации. И подавляющее большинство арестованных, как правило, под пытками подписывали всё, что им подсовывали следователи. Над арестованными в Киеве почти 600 бывшими генералами и офицерами «трудились» не только сотрудники ГПУ, но и курсанты местной школы милиции, отрабатывавшие на подследственных приёмы рукопашного боя. Как результат - более 95% «признаний», почти 160 вынесенных смертных приговоров. Попал в это число и князь Голицын. Постановление о расстреле Константина Голицына было вынесено 20 апреля 1931 года. Однако расстреляли его лишь одиннадцатью днями позже вместе с бывшим прапорщиком Левицким и подполковником Белолипским, который в 20-е годы переквалифицировался в актёра и играл первые роли на подмостках киевских театров. Какая судьба постигла супругу Константина Александровича - неизвестно. Офицеров, расстрелянных по делу «Весна», закапывали в братских могилах на Лукьяновском кладбище. Там их останки покоятся и до сих пор. Трагически сложилась судьба и Георгия Гончаренко. В эмиграции он оказался один. По некоторым данным, его жена и двое детей, оставшихся в Советской России, были репрессированы. А в 1940 году, после того как в Ригу вступила Красная армия, НКВД добралось и до генерала. Обстоятельства его гибели доподлинно неизвестны. По преданию, генерал Гончаренко, известный своей журналистской деятельностью и непримиримой позицией по отношению к советской власти, был арестован уже в первые часы после вступления в Латвию Красной армии. При аресте у него нашли двенадцать из четырнадцати книг, не хватало только «Красного хоровода». В НКВД хорошо знали, с кем имеют дело, и в сопровождении охраны генерала послали домой - за двухтомником. Но там, дождавшись, когда охранники выйдут из комнаты в коридор, 63-летний генерал быстро смастерил петлю и набросил себе на шею. Ещё до прихода в Латвию Красной армии Юрий Галич обещал знакомым, что живым в руки большевиков не дастся. И старый императорский гвардеец выполнил последнее в своей жизни обещание.

Поручик Голицын

Четвертые сутки пылают станицы,
Горит под ногами Донская земля.

Мелькают Арбатом знакомые лица,
С аллеи цыганки заходят в кабак.
Подайте бокалы, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, налейте вина.

А где-то ведь рядом проносятся тройки...
Увы не понят нам в чем наша вина.
Не падайте духом, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, седлайте коня.

А в сумерках кони проносятся к яру...
Ну что загрустили, мой юный корнет?
А в комнатах наших сидят комиссары
И девочек наших ведут в кабинет.

Над Доном угрюмым идем эскадроном,
На бой вдохновляет Россия-страна.
Раздайте патроны, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, надеть ордена.

Ах, русское солнце - великое солнце,
Корабль-император застыл, как стрела...
Поручик Голицын, а может вернемся?
Зачем нам, поручик, чужая земля?

Материал взят с сайта общественно-исторического клуба "Белая Россия"

Сегодня по радио услышав не знаю в который уж раз потрясающую песню в исполнении А.Малинина "Поручик Голицын", решил, наконец, заглянууть в интернет- кто же автор стихов и музыки нестареющей песни.
И погрузился в такие дебри, что тошно стало, глядя на эти фашисткие мундиры.
Но, "из песни слова не выкинешь"- судите сами, читая эту исследовательскую
статью о неизвестном и забытом поколении и неоднозначные комментарии
читателей...

ИЗ ИНТЕРНЕТА
............

Ушаков Геннадий для Blatata.Com.

Русский шансон » Публикации » Кто же настоящий автор романса "Поручик Голицын". Эстафета поколений в истории казачества XX векаКто же настоящий автор романса "Поручик Голицын". Эстафета поколений в истории казачества XX века

Crabtree.narod.ru
На фото полковник С.В. Павлов и сотник П.Н. Донсков (справа).

В январе 2009 года посетители центрального рынка нашего маленького провинциального городка могли быть свидетелями необычной сцены - молодая девушка лет восемнадцати - девятнадцати исполняла под гитару известную песню в стиле городской романс "Поручик Голицын". На фоне базарной суеты где умы уважаемых граждан города заняты исключительно ценами на сало и китайский ширпотреб ее голос звучал удивительно чисто и вдохновенно и заставлял долго еще оглядываться и вдумываться в смысл услышанного и причины происходящего действа.
Романс "Поручик Голицын" посвящен Белой гвардии, Белому движению и переносит слушателя на Дон в годы Гражданской войны. Широко известным стал во второй половине семидесятых благодаря подпольным студиям звукозаписи и известному исполнителю шансона Аркадию Дмитриевичу Северному, и затем разлетелся по всему миру от Украины, где впервые был записан на магнитную пленку до США, где исполнить ее своим долгом считал каждый уважающий себя русскоязычный шансонье.
На сегодняшний день исполнителей его просто бесчисленное множество начиная от подхватившей ее вслед за А.Северным группы "Реддо" до А.Малинина. Перечислить всех просто не представляется возможным в рамках одной статьи. Любознательный читатель может открыть поисковик Яндекса и сам ознакомиться с ними. Встречаются и вовсе "экзотические"- например лидер партии ЛДПР, член Государственной Думы России В.В.Жириновский, который ввиду слабых вокальных данных начитывает его под музыку.
Эмигранты как первой так и второй волны мягко говоря критически отнеслись к появлению романса ввиду его, с их точки зрения, низкопробности, тогда как историки XX века отмечают определенный положительный момент в этом событии. Романс "Поручик Голицын" стал закономерным продолжением диссидентского движения в СССР, начавшегося в шестидесятых. Тогдашнее советское общество в условиях "застоя" постепенно теряя социальные и нравственные ориентиры, разуверяясь в коммунистических идеалах мысленно стало обращаться к тем, кого изгнало в Бизерту и Галлиполи после окончания Гражданской войны, пытаясь вернуть потерянные вместе с ними духовные ценности и романс "Поручик Голицын" став прологом целому направлению в песенном творчестве (так называемому "белогвардейскому романсу") направил умы ищущих по этому направлению через идеализацию образа белого офицера как бескорыстного защитника поруганной Родины и православной веры, через прославление его жертвенного подвига и предлагая его как образец для подражания. Значение романса "Поручик Голицын" в контексте всего сказанного выше трудно переоценить даже несмотря на его некоторую ресторанность, бокально-рюмочность, что ли. Сохранилась эта тенденция и в наши дни. На сайте украинской казачьей организации Киевский Казачий Союз опубликована серия фотографий порочащих с точки зрения авторов молодых руководителей Международного объединения "Верное Казачество", ставящего перед собою как одну из основных целей восстановление исторической правды о жертвенном подвиге участников Белого движения которым являлось и казачество. Для думающего же читателя этот "компромат" говорит о пройденном патриотически настроенной молодежью пути - от реалий сегодняшней жизни к светлой легенде и на крыльях этой легенды к поиску своего пути в общественно-политической жизни современной Украины.

Вымышленный персонаж поручик Голицын на сегодняшний день стал олицетворением Белого дела, его визитной карточкой, брендом:
" Ах,Голицын, вы России символ.
За спиной сожженные мосты.
Ах,какие белые на синем
Всем нам о России снятся сны."
(романс А.Днепрова и О. Павловой)
С момента появления первой магнитной записи романса и по сегодняшний день и в советском обществе и на постсоветском пространстве неоднократно возникал интерес к его авторству. Любознательный читатель может найти в интернете множество исследований на эту тему - к примеру на сайте Сергея Карамаева white-force.narod.ru под названием "Стихи и песни о белой гвардии (белой эмиграции)". Свое авторство заявляли исполнители Жанна Бичевская, Михаил Звездинский, автор многих песен и организатор известного в 70е ансамбля "Черноморская чайка" Владислав Коцышевский и многие другие. Совсем недавно автором был объявлен поэт и бард А.Галич. Кто же на самом деле был автором романса "Поручик Голицын" и творчество какого из участников описываемых в романсе событий могло послужить основой для его создания?

На сегодняшний день благодаря колоссальному количеству информации в интернете на тему истории шансона, громадному количеству литературы по так называемой альтернативной истории двух Гражданских войн, изданной с 1991 года после распада СССР, а также коренных изменениях во взглядах на эти события, роли их участников с обоих сторон в дальнейшей судьбе народов бывшей Российской империи, произошедших в современном обществе, появилась возможность соединить в один рисунок кусочки информационной мозаики и назвать имя автора романса "Поручик Голицын", а также назвать имя человека чье поэтическое творчество и мемуары послужили толчком к его появлению став своеобразной эстафетой поколений начатой в 1918 году и увлекли на путь поиска истины несколько поколений.

Поразителен и другой факт - последним приведенным стихом поэт П.Н.Донсков предлагает воспользоваться его творчеством, его вдохновением, его силой потомкам в трудные моменты жизни, как будто из сороковых он предвидел далекое будущее и историю своего творческого наследия. Особенно если учесть последствия появления романса "Поручик Голицын".
Но смысловое совпадение - это только совпадение. Для доказательства нашего предположения проследим историю написания романса от первого известного и официально задокументированного или записанного на магнитной пленке момента его появления, разложим в хронологическом порядке все что известно об его первых исполнителях, о претендующих на авторство, но только то, что является общеизвестным фактом и не требует никаких доказательств, т.е. то что встречается в официальных биографиях, автобиографиях, мемуарах и интервью их современников и размещено в доступных для всех источниках.

Впервые романс появился в 1977-78 годах. Прозвучал он в исполнении Аркадия Северного. Записан он был в подпольной студии звукозаписи принадлежавшей Сергею Ивановичу Маклакову - известному в те годы покровителю и любителю шансона. Более раннего исполнения этого романса нет нигде. Абсолютно нигде. Такой же вывод делает и Сергей Карамаев на своем выше упомянутом сайте, профессионально занимавшийся такими поисками. В официальной биографии А.Северного размещенной на официальном сайте его имени его друзьями и современниками рассказывается о том что в этот промежуток времени репертуар у А.Северного иссяк, песни стали повторяться и А.Северный предложил поместить в очередной сборник романс "Поручик Голицын". В этой же официальной биографии рассказывается о том, что на квартире у С.И.Маклакова, где собственно и находилась так называемая "подпольная" студия звукозаписи часто бывал друг С.И.Маклакова - поэт лирик Владимир Роменский писавший стихи "в ящик стола", т. е. никогда не публиковавший своих произведений и в общем то и не собиравшийся это делать. В.Роменскому предложили переложить на музыку его стихи. Песни удались и именно тогда В.Роменскому С.И.Маклаков предложил доработать "разрозненные четверостишия белогвардейской песни",предложенные А.Северным. Именно В.Роменский создал романс в том виде, в каком привыкли его слышать мы.
Следующим шагом проследим где мог взять А.Северный упомянутые четверостишия (сам А.Северный за всю творческую жизнь не написал ни одной песни т. к. был лишь исполнителем). В 2007 году в интервью Сергею Чигрину Вячеслав Петрович Коцышевский, в 70е известный автор и исполнитель многих песен, организатор известного в те годы ансамбля "Черноморская чайка", так же как и С.И.Маклаков занимавшийся подпольной звукозаписью, рассказал о том что именно он является автором романса "Поручик Голицын" (стенограмма в полном объеме размещена на blatata.com.). В интервью В.П.Коцышевский рассказывает о том что романс им написан для А.Северного во время их первого сотрудничества, но в очередной сборник включен не был так как В.П.Коцышевскому не понравилось его исполнение. Как он рассказывает, А.Северный не прочувствовал романс и его отложили на потом. К сожалению, господа бравшие интервью у В.П.Коцышевского не поинтересовались что толкнуло его на написание романса столь необычной для него как поэта и исполнителя тематики, что явствует из стенограммы интервью. В этом же интервью В.П.Коцышевский рассказывает о том, что находясь в дружеских отношениях с А.Северным он был в курсе многих событий его жизни. В частности, В.П.Коцышевский рассказывает о том что известный исполнитель шансона Михаил Звездинский является дальним родственником А.Северному и в результате дружбы имевшей место между ними А.Северный оказал настолько значительное влияние на М.Звездинского, что М.Звездинский взял свой творческий псевдоним от настоящей фамилии А.Северного - Звездин (настоящая фамилия М.Звездинского - Дейнекин). В.П.Коцышевский рассказывает о том что в те годы Аркадий подарил много песен М.Звездинскому в том числе и его первый вариант романса "Поручик Голицын".

В подтверждение рассказа В.П.Коцышевского в официальной биографии А.Северного в интернете есть рассказ его друзей о том что А.Северному иногда всерьез, иногда в шутку предлагали к исполнению стихи откровенно антибольшевистского содержания, на что он неизменно отвечал отказом т.к. не считал себя человеком способным воевать с системой и вести за собой других людей и тогда зачастую такие стихи переделывались до неполитизированного содержания. В этой же официальной биографии можно найти примеры антибольшевистских частушек которые предлагались А.Северному.
Проследим дальнейшую судьбу романса что бы увидеть не выдаст ли себя кто то из тех, кто заявляет на него свое авторство пытаясь официально закрепить на него свое право и тем самым подтвердит наши предположения и рассказ В.П.Коцышевского. Все далее сказанное читатель может найти в Википедии на М.М.Звездинского, на его же официальном сайте в автобиографии и дискографии, а так же в Википедии Яндекса на известного исполнителя шансона М.З.Шуфутинского:
1988 год - М.М.Звездинский освобождается из колонии отбыв свой последний восьмилетний срок.
1990 год - Судебное дело известного барда Александра Николаевича Лобановского к М.М.Звездинскому по авторству
песен "Очарована, околдована", "Сгорая плачут свечи", "Увяли розы", "Нерусь" и ряда других автором которых объявил себя М.М.Звездинский. А.Н.Лобановский суд выигрывает предъявив сертификат Всесоюзного Агентства по Авторским Правам, выданный ему в восьмидесятые, чем повергает в шок М.М.Звездинского, так как последний этого не ожидал.
1991 год - М.М.Звездинский сразу после распада СССР закрепив сертификатом того же ВААП авторство на ряд своих песен, в том числе и на романс "Поручик Голицын" уезжает в США, где с 1991 по 1996 годы выпускает шесть альбомов дисков, В них появляются белоказачьи песни. Одна из них носит название "Сотник смелый". По наблюдениям музыкальных критиков "Сотник смелый" не пользуется особым успехом тем не менее постоянно исполняется на концертах наряду с "Поручиком Голицыным". В те же годы появляется его автобиография где он рассказывает о том что романс "Поручик Голицын" написан им в шестнадцатилетнем возрасте т. е. в 1961м году.
Напомню читателю что мемуары П.Н.Донскова изданы в США в 1960 году. Сотник - воинское звание П.Н.Донскова как в первую так и во вторую Гражданские войны (казачье воинское извание сотник в Русской Императорской Армии соответствовало общевоинскому званию поручик).
2007 год - партия ЛДПР вносит на рассмотрение законопроект о реабилитации участников обоих гражданских войн на стороне Белой России и фашистской Германии. Законопроект не принят по причине отсутствия средств в гос. бюджете.
2009 год - глава партии ЛДПР В. В. Жириновский становится еще одним исполителем романса "Поручик Голицын". М.М.Звездинский долгие годы является членом партии ЛДПР России.

Думаю что найдется немало мест где можно найти такие совпадения - к примеру общественная библиотека Нью-Йорка где есть оригинал мемуаров П.Н.Донскова, или книга посетителей кладбища где похоронен П.Н.Донсков, но в этом нет надобности. Рассмотрев перечисленные даты можно однозначно утверждать об авторстве В.П.Коцышевского на романс "Поручик Голицын". А.Северный, продолжая рассказ В.П.Коцышевского, подарил М.Звездинскому не только романс но и историю его написания. Последний же пребывая в США не только ознакомился с мемуарами но и как можно прочнее подстраховал себя на случай судебного разбирательства, как это было в случае с А.Н.Лобановским. В дальнейшем он связывает свою жизнь с последователями П.Н.Донскова.
Чтобы понять почему молчал В.П.Коцышевский эти годы нужно посмотреть на серию фотографий на blatata.com. Нищета по нынешним временам ужасающая. С конца 80х В.П.Коцышевский в концертной деятельности не участвует и на сегодняшний день практически забыт. В разговоре С.Чигрину он говорит о том что вынужден просить деньги за интервью.
Кроме того, до 1991 года всенародное заявление о том, что романс написан тобою по мотивам мемуаров П.Н.Донскова означало начало больших неприятностей со стороны КГБ СССР. С 1991 года это потеряло всякий смысл. А.Северный умер в 1980 году, В. Роменский годом позже после автомобильной катастрофы. Впрочем, все сомнения может развеять сам В.П.Коцышевский - он на сегодняшний день жив. Это хорошая тема для журналиста - "белого" археолога которому предстоит узнать какой шутник предложил исполнить А.Северному гимн казачества Второго сполоха П.Н.Донскова, а В.П.Коцышевский ознакомившись с его мемуарами написал романс и тем самым поставить точку в более чем тридцатилетних поисках. Кроме самой истории написания мы можем услышать и первый вариант романса в исполнении автора - большинство музыкальных критиков и просто ценителей шансона говорят о том, что все существующие варианты чем то "ущербны". Быть может найдется меценат который подарит нам возможность снова оказаться в далеких семидесятых?

Почему М.Звездинский молчит о П.Н.Донскове можно найти в Википедии по запросу на М.Звездинского сосчитав количество проведенных им в советских лагерях лет. Советская пропаганда сделала из М.Звездинского уголовника-рецидивиста, а цикл белогвардейских и казачьих песен фактически возвращает ему честное имя, не говоря уже о денежном эквиваленте этой чести. Кроме того, вторую важную причину молчания называют посетители форума его официального сайта. Один из посетителей тонко подмечает что все его творчество основывается на двух - трех песнях среди которых "Очарована, околдована" и "Поручик Голицын" и, напоминая о плагиате первой, прямо обвиняет в плагиате второй.

Для тех кто после прочтения статьи поспешит обвинить М.М.Звездинского в плагиате романса "Поручик Голицын" предлагаю ознакомиться с о статьей в Википедии о Всесоюзном Агентстве по Авторским Правам России, пункт "плагиат": "Произведение написанное по мотивам произведения другого автора плагиатом не является и охраняется авторскими правами" а именно этим и является романс "Поручик Голицын" в исполнении М.М.Звездинского. Изначальный вариант В.П.Коцышевского много раз переделывался и изменялся различными авторами и исполнителями как это бывает с народными песнями не имеющими автора и, скорее всего, там кроме "Пылают станицы" и "Поручик Голицын" (не имеющего исторического прототипа и взятого как и "корнет Оболенский" для рифмы) ничего общего нет.
Лично я с глубоким уважением отношусь к творчеству Михаила Михайловича Звездинского. Его "Дворянский гимн" услышанный в молодости остался в памяти на долгие и долгие годы. Кроме того, ряд песен на казачьи темы (в том числе "Сотник смелый") фактически продолжают темы творчества П.Н.Донскова увековечивая тем самым память о нем.

Кто же такой П.Н.Донсков? Из его мемуаров о нем известно совсем немного. Это уроженец Дона, в годы Гражданской войны будучи студентом одного из учебных заведений Новочеркасска вступил в партизанский отряд белого генерала И.Ф.Семилетова. Во время эвакуации Русской Армии из Крыма на корабли Антанты не попал. Вместе с другими вынужден был сложить оружие. На этот момент имел звание сотника. Три недели ожидания расстрела, пять лет тюремного заключения. После освобождения учительствовал. На момент прихода немецко фашистских захватчиков проживал на территории Дона. После оккупации Дона в 1942 году является одним из наиболее активных организаторов продолжения Гражданской войны с большевиками. Занимал должность адъютанта полковника С.В.Павлова - главы "Штаба обороны Дона", далее - зам по пропаганде и агитации. На момент издания своих мемуаров проживал в США, Нью Йорк.
К сожалению, более о нем не сохранилось никакой информации - ни даты рождения (скорее всего ровесник XX века), ни даты смерти. Такая информация сохранилась лишь в архивах КГБ СССР и ЦРУ США и в те годы всячески скрывалась последними т. к. П.Н.Донсков на момент издания своих мемуаров являлся военным преступником и подлежал немедленной выдаче в СССР.

Из истории известно следующее: 2я сотня генерала И.Ф.Семилетова была сформирована на добровольных началах в начале января 1918 года в здании Донского кадетского корпуса. В сотню вошли несколько офицеров, одиночные юнкера, несколько старых казаков и главная масса - учащаяся молодежь 16 - 18 лет - студенты, гимназисты, семинаристы и просто рабочая молодежь Новочеркасска. Февраль 1918 года - Степной поход Донской партизанской армии (проводился одновременно с первым кубанским походом генерала Л.Г.Корнилова). Через два месяца отряд Семилетова был практически уничтожен и вернулся в Новочеркасск за пополнением которым явилась все та же молодежь 16 - 18 лет Новочеркасска. 1 июня 1918 года приказом генерала П.Краснова отряд Семилетова был расформирован и его служащие были зачислены в Добровольческую армию генерала А.И. Деникина в Партизанский (Алексеевский) полк. Полк принимал участие во всех военных действиях Добровольческой армии как в период наступлений так и в период военных неудач.
Далее было отступление на Новороссийск, в марте эвакуация из Новороссийска в Крым и исход в ноябре 1920 года Русской Армии из Крыма.
Судьбу юношей отряда генерала И.Ф.Семилетова, созвучную судьбе украинских юношей добровольцев у Крут, описал в своих стихах белый офицер, участник Степного похода Н.Туроверов:
Запомним,запомним до гроба
Жестокую юность свою,
Дымящийся гребень сугроба,
Победу и гибель в бою.
Тоску безысходного гона,
Тревоги в морозных ночах,
Да блеск тускловатый погона
На хрупких, не детских плечах.
Мы отдали все, что имели
Тебе, восемнадцатый год,
Твоей азиатской метели
Степной - за Россию -поход.
Из приказов по Терскому Гвардейскому Атаманскому Дивизиону (создан из дивизии собственного конвоя императора Николая II после его отречения в Могилеве): 6 октября 1919 года. Приказ 34: "Зачислены к 1-й сотне Кизляро-Требенского полка сотник Донсков и штаба 2-й Терской казачьей дивизии хорунжий Вертепов."
Согласно истории этот дивизион отступал на Новороссийск вместе с другими частями Добровольческой армии, в Новороссийске попасть на корабли увозившие остатки армии в Крым не смогли, с боями отошли по территории войска и через Грузию прибыли 27 июня в Крым. В ноябре 1920 года дивизион с остатками армии барона П.Врангеля был переправлен в Галлиполи. В отличии от эвакуации из Крыма где уход был более менее организован, эвакуировать всех из Новороссийска в Крым не смогли. Несколько десятков тысяч гражданского населения и в том числе около семи тысяч белых офицеров либо попали в плен наступающим частям Красной Армии либо вернувшись на территорию РСФСР растворились среди гражданского населения.

С 1926 года по 1942 год П.Н.Донсков написал в ящик стола около шестисот стихотворений и поэм для театра. Малоизвестный советский писатель в своем художественном произведении упоминает некоего донского казака Петра Донскова участвовавшего в постановках самодеятельного театра в одном из сел Оренбургской области. Небольшая часть стихов П.Н.Донскова была опубликована в фашистской Германии. Известно издание "Казачья библиотека 11" 1944 год, Берлин, сборник "Ковыль", где его стихи печатались наряду с такими известными поэтами Дона как Н.Туроверов. Современники называли П.Н.Донскова певцом Дона, душою казачества Второго сполоха.
"Штаб обороны Дона", одним из организаторов которого в 1942 году был П.Н.Донсков, был создан на оккупированной немецко фашистскими захватчиками территории Дона с разрешения командования немецкого вермахта в основном бывшими белыми казачьими офицерами с целью продолжения гражданской войны с большевиками. Военная организация, Донская казачья армия в разные времена (1942 -1945 год) насчитывавшая до 35 тысяч военнослужащих и членов их семей. Конечная цель борьбы - создание автономного казачьего государства на оккупированной немцами территории. С1942 года по 1943 год - борьба с красными партизанами на территории Дона, оборона Дона от наступающих советских войск, строительство оборонительных сооружений. После ухода с Дона в связи с занятием его территории советскими войсками оставалось просто "плыть по течению"- это борьба с партизанами в Белоруссии и партизанами Тито в Югославии. В 1944 году после начавшейся борьбы за руководство Донской армией в связи с приближающимся поражением Германии в войне и последовавшим за этим заказным убийством полковника С.В.Павлова (С.В.Павлов был убит пулей снайпера через лобовое стекло автомобиля при движении по проселочной дороге) Донская казачья армия была зачислена в РОА - армию печально известного изменника СССР генерала Власова. В 1945 году Донская казачья армия сдалась английским войскам в Лиенцы (Австрия). Во время выдачи советскому командованию ввиду оказанного невооруженного сопротивления часть казаков и казачек погибла, небольшая часть бежала в горы. Остальная часть по выражению историков казачества Второго сполоха "рассыпалась в пыль по лагерям СССР".

Как П.Н.Донсков мог оказаться в США можно только делать предположения. За два дня до выдачи казаков в Лиенцы их офицеры обманом были отделены и вывезены в советскую оккупационную зону (в 1946 году были осуждены в Москве и казнены через повешение Гельмут фон Паннвиц, генерал П.Краснов, А.Шкуро и др.), поэтому можно сделать вывод что П.Н.Донскова в Лиенцы не было. Зная о том что П.Н.Донсков открыто конфликтовал с руководством Донской казачьей армии - известно его открытое письмо генералу П.Краснову где он обвиняет его в подготовке заказного убийства полковника С.В.Павлова, можно предположить что он перешел после гибели своего начальника и друга, а также после перехода Донской армии в РОА (противником чего он, П.Н.Донсков, был) в Отдельный русский добровольческий корпус созданный из эмигрантов первой волны и их детей проживавших в Югославии и так же как и Донская казачья армия воевавший с партизанами Тито. В состав корпуса входило несколько сотен казаков- белоэмигрантов. Из истории известен случай когда на запись в этот Отдельный русский корпус (позднее получил название последней Белой русской вооруженной силы) в один из дней в полном составе походной колонной с боевыми знаменами и в форме прибыл Атаманский дивизион - тот самый дивизион, куда был прикомандирован некий сотник П.Н.Донсков при отступлении в Новороссийск в 1919 году. Сдавшийся английским войскам Отдельный русский корпус содержался в местечке Келлерберг (Австрия) до 1952 года, после чего все находившиеся в этом лагере получили разрешение поселиться в США. Половина вместе с командованием корпуса поселилась под Нью Йорком.

Читая мемуары П.Н.Донскова можно сделать вывод, что он не был палачом своего народа, не истреблял его в беспощадной ненависти за то что он, этот народ выбрал в 1918 году других вождей. Находясь на территории советского Дона П.Н.Донсков стал свидетелем проведения политики физического уничтожения донского казачества как чуждого пролетарскому обществу элемента. Пережил на Дону голодомор 1932-33 годов. Обо всем этом он рассказывает в своих мемуарах.
Почему П.Н.Донскова можно назвать "сотником смелым" по аналогии с песней М.М.Звездинского - рекомендую прочитать его мемуары. Приведу для многих не известный из истории Второй мировой войны факт - помимо окружения под Сталинградом 330 тысячной армии Паулюса мог быть и второй такой "котел". Пользуясь растерянностью немецкого командования после замыкания кольца вокруг армии Паулюса советское командование двинуло в наступление оставшуюся незамеченной танково-пехотную колонну где все рядовые ввиду важности наступления были заменены на младших командиров в район Батайска с целью отрезать немецко- фашистские армии на Кавказе. П.Н.Донсков обнаружил а затем остановил с тремя сотнями казаков эту колонну имея одну пушку с двумя десятками снарядов и бутылки с зажигательной смесью.
Можно понимать и воспринимать П.Н.Донскова, можно ненавидеть его награждая сотнями эпитетов и сравнений, но ведь романс пели, поем и петь будем именно благодаря ему. Еще впереди поиски его потерянных стихов и поэм содержащих не сколько уже надоевшую всем антикоммунистическую пропаганду сколько песни Дону, его людям, его истории.

Легендарный романс «Поручик Голицын» долгое время считался народным. Затем кое-кто из исполнителей шансона стал присваивать его авторство себе. Однако подлинным автором песни является русский генерал, поэт и писатель Георгий Гончаренко (псевдоним - Юрий Галич).

Прототип поручика Голицына - Константина Голицына расстреляли в Киеве, а автор романса покончил с собой в Риге, когда за ним пришли из НКВД


Родился Георгий Гончаренко в Варшаве. Но так сложилась его жизнь, что дважды она была связана с Ригой.
В детстве Георгий был романтичным мальчиком, писал стихи, неплохо рисовал. Но семья у него была недостаточно состоятельной, и пришлось ему выбрать карьеру военного.
Но как человек одаренный, он умудрялся писать и издавать свои книги и делать карьеру военного.

В 1911 году он он был начальником штаба Усть-Двинской (Даугавгривской) крепости.
История Усть-Двинской крепости очень интересная.
В 12 веке всю территорию по течению Даугавы "держали" полоцкие князья. Но были они людьми, хоть и суровыми и воинственными, но простодушными и бесхитростными. Взымали дань с местных племен и им хватало (совсем как усть-двинские рэкетеры конца 90-х).
Но каким-то ветром в устье Даугавы занесло бременский корабль, хитрые немцы просекли фишку и послали сюда умного монаха Мейнхарда, который, с согласия простоватых полоцких князей, основал в Икшкиле укреплённую немецкую колонию – первый опорный пункт для дальнейших завоеваний.
Вскоре вместе с эскадрой из 22 кораблей появился и епископ Алберт фон Буксгевден (или фон Аппельдерн), и в 1201 году, в 15 километрах от устья Даугавы, он основывает город Ригу. В 1205 году по его приказу, в 2 километрах от устья Даугавы, на её правом берегу, строится монастырь братьев цистерцианского ордена, названный по месту расположения – Dunamunde (устье Даугавы).
Так началась история Усть-Двинской (Динамюндской-Даугавгривской) крепости, которая переходила из рук в руки... немцы, шведы, поляки, снова шведы, пока, наконец, Петр Первый не захотел иметь выход в Балтийское море и ни отвоевал крепость у Карла XII. Петр Первый лично бывал в этой крепости и осматривал все ее укрепления.
Кстати, такого уж стратегического значения эта крепость не имела уже с 16 века, потому что в в 1567 году Даугава образовала новое устье, прорвавшись к морю в том месте, где сейчас находится река Зиемельупе, разделив остров Даугавгрива пополам. Но со временем и оно мелело, и Даугава нашла новый выход к морю, где он находится и сейчас.

В 18 веке крепость превратилась в тюрьму. Целый год здесь содержался свергнутый Елизаветой Петровной император Иоанн VI Антонович и его родители Анна Леопольдовна и Антон-Ульрих Брауншвейгский, которых потом увезли в другие тюрьмы. Маленького Иоанна держали в Пороховой башне крепости.
Здесь же в Даугавгривской крепости в небольшой кирхе читал проповеди Эрнст Глюк, первым переведший Библию на латышский язык и воспитавший юную Марту Скавронскую – будущую императрицу Екатерину I.

Постепенно крепость теряла свое значение, но после строительства рижского порта крепость снова его вернула. Строились новые молы, укрепления, здесь стоял военный гарнизон.
В 1893 году крепость была переименована в крепость Усть-Двинск.
Работу провели огромную, строились не только сами укрепления, форты, железобетонные погреба, хорошо укрепленные казармы, но и устанавливались орудия, строились подъездные пути, устанавливались минные заграждения.
О первых днях Первой мировой войны Усть-Двинска писал в своих мемуарах Георгий Гончаренко.
Именно Гончаренко формировал роты для укрепления гарнизона. 13 латышских рот стражи. В них вошли почти исключительно латыши.
Так что выходит, что именно он формировал первые латышские части, которые через год станут национальными формированиями: знаменитые “Латышские стрелки”.

Сейчас от крепости мало что осталось.

Фото трехлетней давности. Более новые можно посмотреть у Игоря http://oskar61.livejournal.com/845955.html у него же есть и более подробно

Во время революции жизнь Гончаренко висела на волоске. Он примкнул к Белому движению.
Именно тогда и родились строки этого романса.

Четвертые сутки пылают станицы,
По Дону гуляет большая война,
Не падайте духом, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, налейте вина!

А где-то их тройки проносятся к “Яру”,
Луна равнодушная смотрит им вслед.
А в комнатах наших сидят комиссары,
И девочек наших ведут в кабинет.

Мы сумрачным Доном идем эскадроном,
Так благослови нас, Россия-страна!
Корнет Оболенский, раздайте патроны,
Поручик Голицын, надеть ордена!

Ведь завтра под утро на красную сволочь
Развернутой лавой пойдет эскадрон,
Спустилась на Родину черная полночь,
Сверкают лишь звездочки наших погон.

За павших друзей, за поруганный кров наш,
За все комиссарам заплатим сполна,
Поручик Голицын, к атаке готовьтесь,
Корнет Оболенский, седлайте коня!

А воздух Отчизны прозрачный и синий,
Да горькая пыль деревенских дорог,
Они за Россию, и мы за Россию,
Корнет Оболенский, так с кем же наш Бог?

Мелькают Арбатом знакомые лица,
Хмельные цыганки приходят во снах,
За что же мы, дрались поручик Голицын,
И что теперь толку в твоих орденах?

Напрасно невесты нас ждут в Петербурге,
И ночи в собранье, увы, не для нас,
Теперь за спиною окопы и вьюги,
Оставлены нами и Крым, и Кавказ.

Над нами кружат черно-красные птицы,
Три года прошли, как безрадостный сон.
Оставьте надежды, поручик Голицын,
В стволе остается последний патрон.

А утром, как прежде, забрезжило солнце,
Корабль “Император” застыл, как стрела,
Поручик Голицын, быть может, вернемся,
К чему нам, поручик, чужая страна?

Подрублены корни, разграблены гнезда,
И наших любимых давно уже нет.
Поручик, на Родину мы не вернемся,
Встает над Россией кровавый рассвет.

В Латвии в то время по закону о гражданстве гражданами признавались все те, кто жил здесь до начала мировой войны. И Гончаренко приехал в Ригу. Его здесь не очень ждали, но он остался жив. Правда, связь с семьей, которая осталась в Петрограде, жена и двое детей, оказалась оборванной. Позже их репрессировали.
Работы тоже не было. Он работал инструктором в военной школе, судьей на ипподроме, писал в газету "Дни" и "Сегодня". Опубликовал 13 книг: стихи, романы, воспоминания.
Но с приходом советской власти его начали вызывать в НКВД. Властям не понравился его роман "Красный хоровод"

Бывшему генералу предложили сотрудничество. Он посчитал это неприемлемым для себя и повесился.
Ещё до прихода в Латвию Красной армии Юрий Галич обещал знакомым, что живым в руки большевиков не дастся. И старый императорский гвардеец выполнил последнее в своей жизни обещание.
Похоронен автор "Поручика Голицына" на рижском Покровском кладбище.