Юнна мориц вечера у королевы. Большой секрет юнны мориц. На Мцхету падает звезда

Я быть хочу! Не после, не в веках,

Не наизусть, не дважды и не снова,

Не в анекдотах или в дневниках —

А только в самом полном смысле слова!

Ю. Мориц

Когда кто-то слышит имя поэтессы Юнны Мориц, то, конечно же, первым делом вспоминает мелодию из детства: «Под грустное мычание, под бодрое рычание…» Эти её знаменитые стихи «Большой секрет для маленькой компании», услышанные в далеком детстве, мы точно будем повторять не только своим детям, но и внукам.

Удивительный, сказочный мир Юнны Мориц, где-то даже сложный для восприятия ребенка — с букетами котов, композитором пирога, каретой причёсок, туманом в сметане – не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

В поэзии Юнны Мориц широко представлен животный мир. Козлики, коровы, козы, дельфины и, конечно же, обожаемые кошки поэтессы: кошка-толстушка, малиновая и даже квакающая кошка. Все они добрые, ласковые и милые. Не могла обойтись Мориц и без очаровательных собак и щенков, у которых «расцветают в душе незабудки, в желудке играет кларнет», а сами они «цветочки нюхают и поют серенады» и работают почтальонами.

Иллюстрация к стихотворению Юнны Мориц «Малиновая кошка»

Интересно, что все герои стихов Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы к свои героям и к детям вообще. Поэтому-то герои милые и добродушные, озорные и весёлые, необычные и даже фантастические. В её поэзии действуют законы игры, смешного сна, весёлой путаницы, когда можно выдумывать всё, что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться с героями в веселые путешествия. Неутомимая жажда сделать каждый день, каждую секунду праздником, извлечь все цвета, голоса, запахи заставляет Юнну Мориц создавать всё новых и новых героев.

У Юнны Мориц вы не найдёте назидания, поучения: капризничать и дурачиться имеет полное право каждый ребенок. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им и окружающим физический вред», а также ребёнок должен знать, что рано или поздно ему предстоит столкнуться с миром зла. Своим творчеством поэтесса, может быть, пытается оградить детей от этого мира, насколько это в принципе возможно.

Язык Мориц всегда естественен, лишён какого бы то ни было ложного пафоса. Ритмичные, а иногда явно абсурдные стихи Мориц не имеют возрастных ограничений. Удовольствие от их прочтения и море смеха гарантировано всем.

Но не стоит забывать, что, кроме детских стихов, она писала и взрослую литературу. У Юнны Мориц вышли книги «Лоза», «Суровой нитью», «При свете жизни», «Третий глаз», «Избранное», «Синий огонь», «На этом береге высоком», «В логове голоса», «Лицо», «Таким образом», «По закону — привет почтальону». Все они включали в себя элементы графики и живописи, которые, по словам поэтессы, не являются иллюстрациями: это такие стихи на особенном языке.

Но, конечно же, в сердце каждого из нас Юнна Мориц останется автором прекрасных стихов про «резинового ежика» и «большой секрет для маленькой компании». Её поэзия — особый мир, который нельзя выразить словами или подвести к неким стандартам. Все это было бы бесполезно и банально, так же, как банально перечислять темы, которым посвящены ее стихи: жизнь, смерть, любовь, творчество. Какой поэт об этом не пишет? Пишут многие. Но каждый - по-своему.

Текст: Марина Латышева

Мориц Юнна Петровна. [Россия, Москва]
(род. 02.06.1937)

Юнна Мориц родилась 2 июня 1937 года в Киеве (Украина ) в семье служащих. Отец имел два высших образования — инженера и юриста, работал инженером на транспортных ветках. Мать до революции окончила гимназию, давала уроки французского языка, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале.

В 1954 году Мориц окончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение филологического факультета Киевского университета.

В 1955 году она поступила на дневное отделение поэзии Литературного института в Москве , который окончила в 1961 году.

В 1961 году вышла первая книга поэтессы в Москве "Мыс Желания" (по названию мыса на Новой Земле), основанная на впечатлениях от путешествия по Арктике, которое она предприняла осенью 1956 года на ледоколе "Седов".

За стихи "Кулачный бой" и "Памяти Тициана Табидзе" (1962) Юнна Мориц попала в "черные списки" для издателей и цензуры, поэтому следующая ее книга стихов "Лоза" вышла только через девять лет — в 1970 году. В 1963 году в журнале "Юность" в рубрике "Для младших братьев и сестер" ей удалось напечатать серию стихотворений для детей.

С 1970 года по 1990 год Мориц издала книги лирики "Суровой нитью", "При свете жизни", "Третий глаз", "Избранное", "Синий огонь", "На этом береге высоком", "В логове голоса".

С 1990 года по 2000 год ее стихи не публиковались. В 2000-е годы вышли поэтические сборники "Лицо"(2000), "Таким образом"(2000, 2001), "По закону — привет почтальону " (2005, 2006). В книги была включена графика и живопись поэтессы, которые сама Мориц считает не иллюстрациями, а стихами на языке живописи.

С 1985 года Мориц проводила авторские вечера на международных фестивалях поэзии в Лондоне, Кембридже, Роттердаме, Торронто, Филадельфии . Ее стихи были переведены на все европейские языки, а также на японский, турецкий и китайский.

Помимо стихов Мориц пишет рассказы, занимается переводами. Ее цикл короткой прозы "Рассказы о чудесном", опубликованный в журнале "Октябрь", "Литературной газете" и за рубежом, в 2008 году вышел отдельной книгой.

В 1990-е годы Юнна Мориц принимала участие в политической жизни России , была членом радикально-демократических движений, выступала с политическими комментариями на радиостанции "Свобода".

Юнна Мориц является лауреатом различных премий. В 2004 году "за гражданское мужество писателя" она была удостоена премии имени А.Д. Сахарова.

В 2011 году поэтесса была удостоена Премии Правительства России в области культуры.

Своё первое стихотворение поэтесса сочинила в 4 года:

Ослик встал на табуретку,

Ослик съел свою таблетку.

Наконец-то горло

У него продёрло.

Наверное с тех самых пор, вдохновение и способность видеть мир глазами ребенка осталось с Мориц навсегда. Самое время открыть книгу поэтессы, например, «Крыша ехала домой» с замечательными иллюстрациями Е. Антоненкова, которые дадут отправную точку к проявлению фантазии и воображения вашего малыша.

Удивительный, сказочный мир Юнны Мориц, где-то даже сложный для восприятия ребенка: с букетами котов, композитором пирога, каретой причёсок, туманом в сметане – не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Родилась Юнна Мориц 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком.

В год рождения Юнны, арестовали отца по клеветническому доносу, через несколько месяцев сочли его невиновным, он вернулся, но стал быстро слепнуть. Слепота отца, по словам поэтессы, оказала чрезвычайное влияние на развитие её внутреннего зрения.

В 1941-45 годах мать, отец, старшая сестра и Юнна жили в Челябинске, отец работал на военном заводе.

В 1954 году она окончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение филологического факультета.

В 1955-ом поступила на дневное отделение поэзии Литературного института в Москве и закончила его в 1961 году.

Летом - осенью 1956 года на ледоколе "Седов" Юнна Мориц плавала по Арктике и была на множестве зимовок, в том числе и на Мысе Желания, что на Новой Земле, в районе которой испытывали "не мирный атом".

В 1961 году вышла её первая книга в Москве "Мыс Желания".

Вторая книга Юнны Мориц "Лоза" вышла в Москве только через 9 лет, в 1970 году.

В 1963 году было напечатано стихотворение для детей в журнале "Юность", где по этому случаю возникла рубрика "Для младших братьев и сестёр".

В поэзии Юнны Мориц широко представлен животный мир, так необходимый малышам в раннем возрасте. Козлики, коровы, козы, дельфины и, прежде всего, обожаемые кошки поэтессы: кошка-толстушка, малиновая, и даже квакающая кошка. Все они добрые, ласковые и милые. Не могла обойтись поэтесса и без очаровательных собак и щенков, которые «цветочки нюхают и поют серенады», работают почтальоном и у которых «расцветают в душе незабудки, в желудке играет кларнет».


Поэзия Юнны Мориц необычайно образна. Удивительны и любимы образы одушевленной еды: «Шли два жареных яйца…», еда – волшебная, она может превращаться в одежду:

«Шляпа шла из помидора,

Галстук шёл из огурца…»

(«Чудесатые дела»)

Одежда – это отдельный персонаж в творчестве Мориц: ботинки «…пьют на пляже воду». Как и в творчестве любого поэта, у Юнны Мориц есть образы, которые проходят через всю её поэзию. Например, образ дыма («Домик с трубой»), который согревает зимой небосвод. Это и весёлый вкусный пар, который пыхтит в чайнике, «… а иногда из носа торчит, как знак вопроса». Абстрактные понятия материализуются самым причудливым образом, например, в стихотворении «Чтоб летали мы все и росли» мы узнаём, что мысли в голове ребёнка могут расти, а если «скучать в зелёной тоске…», лениться, то

«… мысли прокиснут,

А крылья обвиснут,

Как лохмотья

В пучине морской».

Интересно, что все герои стихов Юнны Петровны Мориц, одушевленные и неодушевленные, ведут себя как дети. Герои в точности копируют их поведение: кувыркаются, забрасывают носки под шкаф, грустят, фантазируют, дурачатся, капризничают. В каждом стихотворении мы чувствуем безграничную любовь поэтессы к свои героям, и к детям вообще. Поэтому-то герои милые и добродушные, озорные и весёлые, необычные и даже фантастические. В её поэзии действуют законы игры, смешного сна, весёлой путаницы, когда можно выдумывать всё, что угодно, фантазировать, сочинять небывалые слова, отправляться с героями в веселые путешествия. Неутомимая жажда сделать каждый день, каждую секунду праздником, извлечь все цвета, голоса, запахи заставляет Юнну Мориц создавать всё новых и новых героев.


У Юнны Мориц вы не найдёте назидания, поучения. Грустить, творить, фантазировать, дурачиться, капризничать ребёнок имеет полное право. По мнению Юнны Петровны, детей нужно воспитывать с любовью, иногда баловать, «их нужно освобождать от всех запретов, которые не наносят им и окружающим физический вред», а также ребёнок должен знать, что он попадает в мир зла. Своим творчеством поэтесса, может быть, пытается оградить детей от этого мира насколько это возможно. Язык Мориц всегда естественен, лишён какого бы то ни было ложного пафоса. Ритмичные, а иногда явно абсурдные стихи Мориц не имеют возрастных ограничений. Удовольствие от их прочтения и море смеха, даже хохота гарантировано всем.

С 1970 по 1990 год Юнна Мориц издала книги лирики: "Лоза", "Суровой нитью", "При свете жизни", "Третий глаз", "Избранное", "Синий огонь", "На этом береге высоком", "В логове голоса". После этого 10 лет не издавалась.

"Лицо"(2000), "Таким образом"(2000,2001), "По закону - привет почтальону"(2005, 2006) вышли с включением в содержание страниц графики и живописи, которые, по словам поэтессы, не являются иллюстрациями, это - такие стихи, на таком языке.