Павел Шклярук прощается с землёй (с песнями Курсант и Пропали все звуки). Забытый подвиг курсанта павла шклярука Визбор пашка курсант

«Я падаю взрывчатым телом, а крыши согнулись и ждут.
Я, кажется, знаю, что сделать, чтоб эту не сделать беду...»
Ю. Визбор

Павел Шклярук был родом из Одессы, где занимался в авиационном клубе. Он имел разряд по планерному спорту, очень любил прыгать с парашютом и буквально бредил небом. Лётному мастерству Павел Шклярук учился в АВВАКУЛ(Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противоздушной обороны). После четвёртого семестра курсанты разъехались на полёты в свои полки. Кто уехал в Майком, кто - в Тихорецк, а Павел - в Саратов. Традиционно в начале лета для курсантов из Саратовского высшего военного училища лётчиков начинались учебные полёты.

Это произошло 6 июня 1966 года. Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука. Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте трёхсот метров, у самолёта отказывает двигатель.

Земля, отказал двигатель!, - сообщил Павел

В этот момент самолёт летел в сторону окраины Заводского района, посёлка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы

Земля: - Пятьдесят второй, высота?
Борт: - ... отказал двигатель!

Жители посёлка уже видели, как со стороны города летел неисправный самолёт. Как вспоминают очевидцы, он, то зависал на одном месте, то снижался, стремительно теряя высоту на подходе к железнодорожному мосту. Всё замерло - если самолёт не изменит траекторию падения – катастрофы не избежать. От взрывной волны, как спичка, могли вспыхнуть огромные нефтехранилища, и от посёлка не осталось бы и следа.

Лётчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности…
- Высота?
-…отказал двигатель!
-Высота!
-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
- Садитесь. Садитесь...

Было лишь одно правильное решение – направить машину на Волгу. В этом случае, Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды… Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок – всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей.

В памяти Тамары Трофимовны Лариной, одной из очевидцев того события, те секунды запечатлены навсегда:

Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолёт в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошёл вниз. Кресло с лётчиком оторвалось, и всё скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь посёлок рыдал. Мы знали, что её сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.

На месте крушения долго работали водолазы. Удалось найти лишь крылья самолёта, тело героя навечно забрала река.Павел Шклярук посмертно награждён орденом Красной Звезды.

О событии долго не было официальной информации. История передавалась по старинке, из уст в уста, поэтому, скорее всего, обросла небылицами и слухами. Случись такое сейчас в нашем информационном обществе, это событие наверняка бы вызвало широкое обсуждения в средствах массовой информации. Но тогда, в 1966, была напечатана лишь одна заметка в газете «Красная звезда». Без упоминания названия города и носившая официальный характер.

Прошло без малого 50 лет. На родине героя, в Одессе, есть мемориальная доска на доме, где он жил, был парк его имени (сейчас это место отдано под строительство очередного отеля), аэроклуб. В Саратове о подвиге курсанта почти забыли. Вспоминают иногда очевидцы, жители Увека, услышав песню Ю. Визбора «24 секунды подвига». А ведь могли бы в нашем районе и улицу назвать его именем, и в школьном музее отвести место для информации об этом подвиге, а на берегу, где произошла трагедия, поставить памятный знак. Может быть, что-то изменится после ходатайства его однокашника Бараева Владимира Константиновича в администрацию города об установке стелы к пятидесятилетию со дня совершения подвига Павлом Шкляруком. Городская администрация в свою очередь обратилась в Заводской совет ветеранов с просьбой собрать свидетельства очевидцев, сохранившиеся фотоматериалы и т.д.

Курсант

Не пожелай ни дождика, ни снега,
А пожелай, чтоб было нам светло.
В полглобуса локаторное небо,
Полмира проплывает под крылом.
Плывут леса и города,
А вы куда? Ребята, вы куда?
А хоть куда, а хоть в десант.
Такое звание - курсант,
А хоть куда, а хоть в десант.
Такое звание - курсант.

И рассекая синее пространство,
Пересекая желтый свет луны,
Выходят на задание курсанты,
Летающие парни, летуны.
Мигнет далекая звезда,
А вы куда? Ребята, вы куда?
А хоть куда, а хоть в десант.
Такое звание - курсант,
А хоть куда, а хоть в десант.
Такое звание - курсант.

Перевод текста песни Юрий Визбор - Курсант

You shall not covet nor rain , nor snow ,
A wish that we had light .
In polglobusa radar sky
Half the world floats under the wing.
Floating forests and cities ,


This title - cadet ,
And even where , as though to a landing .
This title - cadet.

And cutting the blue space
Crossing the yellow light of the moon ,
Go on a mission , students ,
Flying guys flyers .
Blink distant star ,
Where are you ? Guys, where are you ?
And even where , as though to a landing .
This title - cadet ,
And even where , as though to a landing .
This title - cadet.


В ленте увидел этот материал, а такие материалы я почти всегда размещаю у себя. Это ни в коем случае не копипаст. Я просто знаю, что среди моих "друзей" есть братья и сестры, которые знают, что делать в таких случаях. И чем больше добрых людей узнает о тех, кто погибал ради жизни других - тем лучше, и Героям, и нам.

Я об этом парне ничего не знал, завтра обязательно сыну дам почитать, он у меня, как дед, летчиком хочет стать.

С давних времён мы интересуемся героическими поступками. Ещё в Древней Руси человеку, совершившему подвиг, посвящали былины, воздвигали памятники, навечно вписывали в историю. Рассказы о героях поднимали боевой дух воинов перед битвой, мотивировали ещё маленьких мальчишек стать такими же храбрыми и доблестными. В Саратове есть улицы, посвящённые героям Великой Отечественной войны, музеи, рассказывающие о великих сражениях. Но ведь героические поступки можно совершать и в мирное время. Об одном из подвигов мне и хочется напомнить. До недавнего времени я ни разу ни в местной печати, ни в школе не слышал о подвиге, который совершил мой ровесник почти полвека тому назад.

«Я падаю взрывчатым телом, а крыши согнулись и ждут.
Я, кажется, знаю, что сделать, чтоб эту не сделать беду...»

Ю. Визбор


Павел Шклярук был родом из Одессы, где занимался в авиационном клубе. Он имел разряд по планерному спорту, очень любил прыгать с парашютом и буквально бредил небом. Лётному мастерству Павел Шклярук учился в АВВАКУЛ (Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противоздушной обороны). После четвёртого семестра курсанты разъехались на полёты в свои полки. Кто уехал в Майком, кто - в Тихорецк, а Павел - в Саратов. Традиционно в начале лета для курсантов из Саратовского высшего военного училища лётчиков начинались учебные полёты.

Это произошло 6 июня 1966 года . Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука. Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте трёхсот метров, у самолёта отказывает двигатель.

- Земля, отказал двигатель!, - сообщил Павел

В этот момент самолёт летел в сторону окраины Заводского района, посёлка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы



Земля: - Пятьдесят второй, высота?
Борт: - ... отказал двигатель!

Жители посёлка уже видели, как со стороны города летел неисправный самолёт. Как вспоминают очевидцы, он, то зависал на одном месте, то снижался, стремительно теряя высоту на подходе к железнодорожному мосту. Всё замерло - если самолёт не изменит траекторию падения - катастрофы не избежать. От взрывной волны, как спичка, могли вспыхнуть огромные нефтехранилища, и от посёлка не осталось бы и следа.

Лётчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности…

- Высота?
-…отказал двигатель!
-Высота!
-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
- Садитесь. Садитесь...

Было лишь одно правильное решение - направить машину на Волгу. В этом случае, Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды… Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок - всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей.

В памяти Тамары Трофимовны Лариной , одной из очевидцев того события, те секунды запечатлены навсегда:

-Я работала тогда в парикмахерской. Вдруг раздался какой-то гул. Низко-низко пролетел самолёт в сторону Волги, вдруг он как будто бы вздыбился и резко пошёл вниз. Кресло с лётчиком оторвалось, и всё скрылось в воде. На следующий день приехала мать. Она целую неделю ходила по берегу и звала сына. Она кричала, а весь посёлок рыдал. Мы знали, что её сын, спасая нас, пожертвовал своей жизнью.

На месте крушения долго работали водолазы. Удалось найти лишь крылья самолёта, тело героя навечно забрала река.Павел Шклярук посмертно награждён орденом Красной Звезды .

О событии долго не было официальной информации. История передавалась по старинке, из уст в уста, поэтому, скорее всего, обросла небылицами и слухами. Случись такое сейчас в нашем информационном обществе, это событие наверняка бы вызвало широкое обсуждения в средствах массовой информации. Но тогда, в 1966 , была напечатана лишь одна заметка в газете «Красная звезда ». Без упоминания названия города и носившая официальный характер.

Прошло без малого 46 лет. На родине героя, в Одессе, есть мемориальная доска на доме, где он жил, был парк его имени (сейчас это место отдано под строительство очередного отеля), аэроклуб. В Саратове о подвиге курсанта почти забыли. Вспоминают иногда очевидцы, жители Увека, услышав песню Ю. Визбора «24 секунды подвига ». А ведь могли бы в нашем районе и улицу назвать его именем, и в школьном музее отвести место для информации об этом подвиге, а на берегу, где произошла трагедия, поставить памятный знак. Может быть, что-то изменится после ходатайства его однокашника Бараева Владимира Константиновича в администрацию города об установке стелы к пятидесятилетию со дня совершения подвига Павлом Шкляруком . Городская администрация в свою очередь обратилась в Заводской совет ветеранов с просьбой собрать свидетельства очевидцев, сохранившиеся фотоматериалы и т.д.



Давайте все вместе подумаем, как нам сохранить память о молодом курсанте, который подарил жизнь многим сотням наших соотечественников.

Павел Шклярук прощается с землёй (с песнями Курсант и Пропали все звуки) Песня-репортаж Юрия Визбора Высшая математика подвига А. ЧЕСНАВИЧУС, секретарь ЦК ВЛКСМ Подвиг не всегда укладывается в рамки житейской логики. Когда горящий самолёт Гастелло, пикируя, шёл на вражескую колонну, житейским баланс был не в пользу пилота: вражеские солдаты, много солдат, техника; а с другой стороны, неповторимость одной, только одной человеческой жизни... Неповторимость жизни... Есть понятия большие, чем человеческая жизнь: воинский долг, ответственность, Родина. И лётчик принял решение... Да, арифметика всегда не в ладах с подвигом, с высшей математикой духа, логикой гражданского и человеческого мужества. Героизм не природный дар. Он воспитывается всеми условиями нашей советской жизни. Традиции партии, народа, традиции, сложившиеся в битвах за свободу и независимость и в трудовых делах, - источник революционного духа и боевого патриотизма советских людей. Подвиги Чапаева и чапаевцев, подвиг строителей Магнитки готовили к боям Матросова и Гастелло. Подвиги Матросова и Гастелло готовили и готовят новые поколения героев. Подвиги ратный и трудовой всегда рядом. Недаром Николай Горбачёв, участник «таёжного десанта» на строительстве дороги Абакан-Тайшет, сказал, обращаясь с трибуны XV съезда ВЛКСМ к министру обороны: «Молодёжь готова не только к «таёжным десантам»...» Братск - подвиг сегодняшнего комсомола. Подвиг не одиночек, а сотен тысяч. Комсомольские организации городов Волжский, Норильск, Рудный, Кривой Рог, Жданов, Братск в дни работы XV съезда ВЛКСМ были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Родина отметила героизм комсомольцев и молодёжи этих городов. Трудовой подвиг, повседневный, часто незаметный, подразумевает в человеке самоотверженность, а когда надо, способность отдать жизнь. В зимнюю ночь Галину Кузнецову позвали к женщине, которой потребовалась срочная медицинская помощь. Идти нужно было сквозь метель в далёкий посёлок. Она пошла. И спасла человека. В это время ей сказали, что в другом посёлке опять в беде человек. И перед девушкой не возник вопрос: идти или не идти? По дороге она погибла... Одна из больниц Ростовской области носит имя комсомолки Гали Кузнецовой. Подвиг - он как броневой щит - охраняет дело отцов, счастье людей. Когда на реактивной машине комсомольца Павла Шклярука отказал мотор, перед ним, ещё пять минут назад не думавшим о подвиге, встал вопрос: что делать? А парашют был за плечами. И опять, как всегда, высшая математика духа вступила в свои права: под машиной был город... В этом и есть высшее проявление нашей коммунистической морали. Слушайте песню-репортаж нашего корреспондента Ю.Визбора о подвиге курсанта Павла Шклярука. Курсант Посвящается П.Шкляруку Gm Cm Не пожелай ни дождика, ни снега, D Gm А пожелай, чтоб было нам светло. Gm Cm В полглобуса локаторное небо, D Gm Полмира проплывает под крылом. G Cm Плывут леса и города, F В А вы куда? Ребята, вы куда? Cm Gm А А хоть куда, а хоть в десант. А D Gm G Такое звание - курсант, Cm F В D# А А хоть куда, а хоть в десант. А D Gm Такое звание - курсант. И рассекая синее пространство, Пересекая желтый свет луны, Выходят на задание курсанты, Летающие парни, летуны. Мигнет далекая звезда, А вы куда? Ребята, вы куда? А хоть куда, а хоть в десант. Такое звание - курсант, А хоть куда, а хоть в десант. Такое звание - курсант. 1966 Пропали, пропали все звуки... Посвящается П.Шкляруку Gm Cm Пропали, пропали все звуки D Gm И странная, странная тишь, Gm Cm Как будто не крылья, а руки, D Gm Как ласточка, выгнув летишь. G Cm Как будто бежишь по песку ты, F В А двигатель правда стоит. Gm Cm Секунды, секунды, секунды, D Gm Последние шансы твои. Случись же такое вот дело Я сам же хотел в небеса. Я летчик - товарищ Гастелло, Я Пашка - обычный курсант. Я падаю взрывчатым телом, А крышы согнулись и ждут. Я кажется знаю, что сделать, Чтоб эту не сделать беду. 1966