По следам буратино или как вернуть желание учиться. Как мотивировать ребенка к учебе. Советы психолога как делать уроки, читать, заниматься музыкой, спортом, английскому языку Как мотивировать себя на домашнее задание

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

Инструкция

Для начала прибери свой рабочий стол. Убери все лишнее, что может отвлекать тебя.
Обязательно выключи компьютер, чтобы не было соблазна проверить почту или поиграть в игру.

Когда заданий много, разбей работу на несколько этапов. Закончил этап, сделай небольшой перерыв. Так появится стимул быстрее сделать следующий этап, чтобы отдохнуть ну и так далее до конца.

Делать перерывы в работе необходимо. Не стоит взваливать на себя все сразу, рано или поздно мозги устанут, и ты начнешь допускать ошибки. Так что лучше делать маленькие перерывы, а потом со «свежими мозгами» возвращаться к работе.Но помни, что после перерыва труднее усадить себя доделывать уроки. Поэтому не включай компьютер и телевизор, лучше послушай спокойную музыку и полежи на диване, чтобы отдохнула спина. Или сделай гимнастику, чтобы придать себе сил и бодрости.

Полезный совет

Если будешь стараться, то непременно добьешься больших успехов в учебе. Удачи!

Обучение – это великий труд. Процесс обучения невероятно тяжел. Каждый день необходимо ходить на уроки, учить правила, выполнять домашнее задание. Поэтому не удивительно, что многие школьники и студенты начинают лениться и прекращаю процесс обучения. Заставлять себя учиться это не самый правильный вариант, нужно приобщиться к процессу и найти в нем нечто интересное.

Инструкция

Самое проблематичное в – это рутинность. Каждый день одно и тоже, начинает раздражать даже самых лучших учеников. Конечно, разнообразить занятие дело преподавателя, но редко найдешь такого, который может сделать это. Поэтому нужно видеть в уроке свои . Психологически необходимо объяснить себе, что знания очень важны, и без них никуда. Чтобы преодолеть рутину , старайтесь не отвлекаться на постороннее, а отдать себя процессу. Слушайте преподавателя внимательно, постарайтесь отвечать на все его вопросы.

Создайте для самого себя конкурсную систему. Можно даже согласовать ее с родителями. Например, вы должны получить определенное количество хороших отметок . Придумайте поощрение за хорошее выполнение этого задания. Найдите себе хобби, которое будет связано с учебой. Коллекционирование марок приводит к большим познаниям. Вы начинаете изучать историю, археологию и прочие науки. Следовательно, на уроке вы будете заинтересованы в новых знаниях.

Не ставьте целью заставить себя учиться. Когда человек сам себя заставляет, то это не редко приводит к отрицательным результатам. Учеба может надоесть навсегда. Стремитесь к увлечению учением. Планируйте свое время, отведенное на учебу. Никогда не делайте уроки более двух часов. За это время вы можете устать настолько, что никакие знания вам уже не нужны. В этом кроется весь корень зла, который заставляет лениться. Ведь чем больше человек тратит время на уроки, тем большую рутину они для него представляют.

Можно поэкспериментировать с временем для уроков. Большинство школьников тратят время на уроки после занятий. Именно поэтому они не хотят делать домашнюю работу, так как уже устали от школьных занятий. Можно попробовать делать уроки утром, перед учебой. С утра голова работает намного лучше, к тому же вы выполняете своеобразную зарядку перед основными занятиями в школе.

Развивайте волю к учебе. Скажите себе, что вас не сможет сломить алгебра. Вы сделаете ее, во что бы то ни было. Выполняя такие указания, вы будете действовать с двойным рвением, и учеба будет даваться легче.

Видео по теме

Обратите внимание

Ответ: Нужно поставить перед собой цель. Например: хочу, чтобы в будущем у меня была машина, жена красавица, дом на берегу моря, высокооплачиваемая работа. Или ещё пример: хочу, чтобы родители купили мне ноутбук или мопед, или новый сотик. И идти к этой цели, так сказать учёбой...

Связанная статья

Источники:

  • Как заставить себя учиться? я учусь в 9 классе, прекрасно знаю

В наше время залог успеха – хорошее образование. Карьера немыслима при отсутствии у работника профессиональных знаний. В России же наличие высшего образования – не просто одно из преимуществ перед конкурентами на рынке труда, как за рубежом; у нас высшее образование – необходимость как при устройстве на любую привлекательную должность, так и для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Получение образования в России связано с регулярной сдачей экзаменов. Причем готовиться к экзаменам в большинстве случаев приходиться самостоятельно. Таким образом, первоочередная задача для любого разумного человека – самообразование. Как же научить себя учиться? Способов существует немало, один из наиболее эффективных связан с контролем времени, тайм-менеджментом.

Вам понадобится

  • Часы, ежедневник

Инструкция

Любую сложную проблему можно разбить на мелкие подзадачи, с которыми будет довольно просто справиться. Заведите себе ежедневник и разбейте крупное учебное задание (например, экзамен или ) на легко достижимые цели. Отведите на каждую из определенное время. Помните, что цель должна быть легко достижима, в противном случае разбивайте ее на еще более "маленькие кусочки".

Подходите к процессу обучения творчески. Пробуйте разные места изучения материала, разные источники. Если раньше вы только читали - попробуйте писать и рисовать. Не забывайте о том, что существуют такие прекрасные способы обучения, как интерактивные самоучители, видео и аудио учебники. Смена дислокации - отличный способ получить новые эмоции - следовательно, получить новые знания. Если раньше учились только дома или в университете - выйдите с книжкой на природу. Практика показывает, что, чем больше позитивных эмоций приносит процесс обучения, тем больше информации может усвоить наш мозг.

Пользуйтесь гаджетами. Мобильные телефоны, электронные книги, планшеты и ноутбуки - отличные помощники в обучении. Но они могут стать и вашими "врагами", если забывать о цели их использования. Тайм-менеджмент согласуется с русской поговоркой: "Делу - время, потехе - час". Без отдыха невозможна учеба, но и во время отдыха можно научиться чему-либо важному.

Видео по теме

Обратите внимание

Не расстраивайтесь, если в первое время что-то пойдет не так. Сознанию необходимо привыкнуть к процессу обучения. Скоро учеба станет привычкой, от которой будет невозможно отказаться.

Полезный совет

1. Сделайте обучение праздником. Награждайте себя за каждый новый приобретенный навык - шоколадкой, деньгами на телефон или походом в кино.
2. Здоровый сон - фундамент хорошей учебы, да и успешной жизни. Спите 8-9 часов в сутки, и тогда учиться будет легче.

Источники:

  • Как развить навыки, необходимые ребенку для успешной учебы

Начало учебного года – хлопотная пора и для родителей, и для самого школьника. Необходимо подготовиться к этому событию заранее, чтобы в дальнейшем избежать лишней суеты и не испортить у ребенка впечатление от праздника.

Подготовку к новому учебному году следует начинать приблизительно за месяц до наступления сентября: в конце июля – начале августа. В это время обычно начинают работать многочисленные ярмарки школьных товаров, и нужно успеть приобрести все необходимое, пока действуют специальные скидки, и в ассортименте имеется достаточное количество необходимых вещей.

Приобретите новую школьную форму. За год или даже за лето дети могут сильно подрасти, поэтому без новых вещей никак не обойтись. Позвольте ребенку примерить новый костюм, сделать в нем несколько шагов. Пусть он подвигает руками и ногами, чтобы вы могли убедиться в том, что подобрали правильный размер. Выберите удобную обувь на каждый день. Не забудьте купить новый спортивный костюм, если старый уже не подходит по размеру или сильно изношен.

В конце каждого учебного года следует спрашивать у ребенка или узнавать в школе о том, какие учебники понадобятся в следующем году. Обычно классные руководители сообщают об этом на заключительном родительском собрании и передают списки с точным названием книг, авторами и годом выпуска. Также не забудьте спросить у учителя, по каким предметам нужно будет заводить тетради, как они должны быть разлинованы, и какой объем страниц будет оптимальным. Поинтересуйтесь, какие понадобятся канцелярские принадлежности. Все это поможет в дальнейшем заблаговременно приобрести необходимые вещи.

Убедитесь, что ваш ребенок готов к началу учебного года психологически. За лето режим дня детей сильно меняется. В течение августа лучше следить за тем, чтобы ребенок постепенно приучался ложиться спать и вставать по утрам раньше. Кроме того, следует составить новый график питания. Каждое утро ребенка должно начинаться с завтрака, а обедать ему следует примерно в то же время, что и в школе. Также заранее договоритесь со школьником, в какие часы он будет готовить уроки, а в какие - гулять или заниматься спортом.

Видео по теме

После каникул, особенно летних, детям сложно перестроить свой режим. Пробуждение по утрам становится проблемой, собираться перед школой тоже достаточно сложно, а активно отвечать и запоминать информацию во время урока практически невозможно. Такая резкая смена деятельности может негативно сказаться на детях и даже послужить основой для депрессии. Помогать вернуться в рабочий режим должны не только родители, но и учителя. Ниже приведено несколько советов, как легче всего переключить ребенка на правильный режим.

Как известно, домашние задания являются отличным способом закрепления пройденного материала в школе. Однако ежедневно тысячи семей сталкиваются с одной и той же проблемой: их дети не хотят делать уроки. В бой идут всевозможные запреты, угрозы и наставления, но это путь в никуда. Как же мотивировать ребёнка делать домашние задания и привить интерес к учёбе с раннего детства?

Главная мечта всех современных пап и мам – чтобы их ребёнок был сообразительным, внимательным и без особого труда справлялся со всеми заданиями самостоятельно без помощи родителей. Однако такую идеальную картину вряд ли можно будет создать без определённых усилий. Первое, что вам нужно сделать, – заинтересовать ребёнка в выполнении уроков и правильно мотивировать его их делать. Как же этого добиться?

Составьте план выполнения уроков

Очень часто нежелание ребёнка выполнять домашнее задание возникает из-за того, что он хочет заниматься другими делами. Например, пойти погулять с друзьями или поиграть в игрушки. Составление плана позволит легко справиться с данной проблемой. Ваша задача – помочь школьнику планировать свой порядок действий. Обсудите с ним, сколько приблизительно времени уйдёт на выполнение всех уроков, а затем договоритесь, что выполнять домашнюю работу он будет в одно и то же время.

Таким образом, юный ученик будет знать, что, например, с 15:00 до 17:00 он занят, а уже по истечению данного времени он может заниматься своими делами. Главное, сразу предупредите, что на эти два часа ему придётся забыть о телефоне, компьютере и мультиках. Когда «плановое» выполнение домашнего задания войдёт в привычку, вам больше не придётся часами уговаривать ребёнка сесть за уроки.

Регулярно проверяйте уроки у ребёнка

Многие школьники очень часто волнуются, поскольку боятся принести в учебное заведение неправильно выполненные задания. Страх получить двойку, вызвать недовольство учителя и стать объектом для подколов на ближайший месяц – не самая лучшая мотивация. Чтобы заставить ребёнка поверить в свои знания, педагоги и психологи рекомендуют родителям проверять домашнюю работу сына или дочери: это позволит ребёнку спокойно отправляться в школу и не волноваться насчёт того, что его работа выполнена некорректно.

Не забывайте проверять у ребёнка домашнюю работу

Однако порой родители уж слишком увлекаются проверкой уроков и иногда готовы сделать все необходимые задания самостоятельно. В таком случае ребёнок быстро делает следующий вывод: «Я беспомощный, слабый, мне трудно самостоятельно делать уроки, пусть лучше папа с мамой выполнят задания за меня». Помните: главное – помочь ребёнку приобрести уверенность в своих силах, а не уничтожить её.

Оставьте ребёнка в одиночестве, пока он выполняет домашнее задание

У некоторых детей мотивация делать уроки отсутствует и из-за того, что родители частенько стоят у них над душой и говорят, что да как делать. Подобная форма контроля и чрезмерная опека не только формирует у ребёнка пассивность и чувство беспомощности, но и отталкивает любое желание делать «домашку», поэтому, когда взрослые будут находиться рядом, школьник вряд ли захочет выполнять задания. Старайтесь ограничивать своё присутствие рядом с учеником, когда он занят уроками, и проверяйте проделанную работу уже после того, как он её выполнит.

Не забывайте хвалить ребёнка

Хвалите своих детей при каждом удобном случае. Как известно, позитивное эмоциональное состояние крайне положительно влияет на мотивацию школьника учиться. Безусловно, частенько у ребёнка будут возникать и ошибки, но реагировать на них нужно спокойно. Например, так: «Не переживай, попробуй ещё раз проверить данный пример, у тебя наверняка получится правильный ответ».

Постоянные упрёки и укоры не приведут ни к чему хорошему

Если же родитель, проверяя домашнее задание, акцентирует своё внимание исключительно на ошибках и постоянно критикует за это своё чадо, то ни к чему хорошему это не приведёт, поскольку ребёнок будет постоянно переживать, что взрослый может быть недоволен его результатом.

Держите себя в руках

Будьте уверены, ребёнок ощущает все невербальные (а особенно негативные) сигналы от вас. Постоянные вздохи, недовольные гримасы, напряжённость сообщают ему, что вам не нравится его работа. Безусловно, это не вызовет ничего, кроме нежелания делать домашнюю работу. Поэтому старайтесь контролировать свои эмоции и быть благожелательным по отношению к ребёнку. Вы и заметить не успеете, как быстро у него появится интерес к учёбе.

Интересуйтесь школьной жизнью ребёнка

Не забывайте интересоваться атмосферой в том учебном заведении, где учится ваш сын или дочь. Довольно-таки часто учителя ведут себя крайне непедагогично и относятся к школьникам по-хамски, убивая у юного ученика всякое желание делать уроки. Старайтесь не пропускать родительские собрания, ведь это очень помогает в прояснении атмосферы.

Переутомление школьника грозит ему нервным срывом

Таким образом, вам необходимо понять одну простую истину: чтобы мотивировать ребёнка выполнять домашнее задание, нужно создать такую атмосферу, в которой он бы делал это с удовольствием и непомерным желанием. Школьник должен осознать, что познание чего-то нового – это всегда интересно и увлекательно. А с такой позицией никакая конкуренция на рынке труда ему не будет страшна.

Многие родители ждут наступления подросткового возраста у своего ребенка со смешанным чувством страха и надежды. Страха – потому что в этот период многие дети настолько меняются внутренне, что их порой не узнают даже близкие люди, надежды – потому что родители втайне надеются, что их-то эти проблемы обойдут стороной.

Как вернуть желание учится, если подростка, прежде вполне успевающего по всем предметам, теперь не заставишь сесть за уроки? Что можно предпринять, пока еще все не зашло далеко?

Ведь теперь хорошие оценки и прочные знания – это пропуск в ВУЗ, способ получить ту профессию, которая станет приносить удовлетворение. Тем не менее, в любом классе в средней школе не просто найти целеустремленного подростка, способного думать о таких вещах, как стабильно хорошие оценки.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;
Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.
  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения - подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.
Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Чем это кончится?

В большинстве случаев, отдав дань природе, ребенок проходит период становления и возвращается к учебе. Теперь главное – подвести его к правильно выстроенной мотивации.

Стимул для того, чтобы хорошо учиться в школе, невозможно вложить в голову подростка, он должен появиться изнутри. Взрослея, старшеклассник видит свою цель, строит план ее достижения, ищет пути реализации.

И здесь уже не придется заставлять подростка делать уроки, дети, как говорится, «берутся за ум» и выбирают направление, в котором они собираются получать дальнейшее образование.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.
Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

Как заставить ребенка делать уроки? Чтобы не приходилось контролировать, уговаривать, ругаться последними словами – в общем, выполнять все те неприятные действия, которые способны превратить жизнь родителя в настоящий ад. О мотивации я уже писала и еще напишу – тема то животрепещущая. А сейчас попробуем разобраться с ситуацией, когда ребенок не хочет делать уроки. Или делает, но спустя рукава.

Проблема очень распространенная, но рецепта, одного единственного, быть не может. Поскольку причины могут быть самыми разными – отсутствие учебной мотивации, слишком большая учебная нагрузка, ослабленность организма или нервной системы, особенности личности ребенка, стиль воспитания,… Каждый конкретный случай нужно разбирать отдельно. Но есть одна хитрость, которая может помочь. Если не всем, то многим. Делюсь 🙂

Ситуацию, когда ребенок категорически заявляет, что плевать он хотел на уроки и школу вообще, мы не рассматриваем (это отдельный разговор). Предположим, что он с вами особо не спорит – да, домашку надо делать. Но он ее делать не хочет! Не может собраться, откладывает, ноет, придумывает себе неотложные дела, уговаривает вас «подождать еще немножко», отвлекается, не может сосредоточиться. Словом, домашняя работа растягивается на несколько часов. А то и вовсе оказывается невыполненной.

Как научить ребенка делать уроки. Прежде всего, обсудите с ребенком, когда ему удобно выполнять домашнюю работу. Сколько времени на нее потребуется. Пусть он сам назначит «час Х». Многое может измениться, если предоставить ребенку право выбора.

Если вам кажется, что ребенок ерунду предлагает (а давай я уроки в 9 часов вечера начну делать), установите рамки – скажем, домашняя работа должна быть выполнена к 8 часам вечера. Как ты думаешь, во сколько лучше начать?

Научите ребенка правильно организовывать учебный процесс. Слышали о тайм-менеджменте? – Вещь крайне полезная не только для взрослых, но и для детей. На мой взгляд, одно из лучших изобретений в этой области – техника Помидора. Пусть «легкомысленное» название вас не отталкивает. За ним скрывается эффективное средство решения проблемы с уроками.

Франческо Чирилло — уже не студент:)

Придумал технику итальянский студент по имени Франческо Чирилло (Francesco Cirillo), который сам имел проблемы с успеваемостью. Франческо много экспериментировал – и так пробовал материал изучать, и этак. А однажды он заметил, что наилучшие результаты достигаются, когда учебный процесс разбивается на 25-минутные интервалы. Постепенно наблюдение превратилось в настоящую стратегию управления временем.

Как работает техника Помидора:


Да, интересный вопрос – почему эту последовательность действий обозвали техникой Помидора? А дело в том, что Франческо использовал таймер в виде помидора. И так ему это понравилось, что он назвал помидором не только свое изобретение, но и рабочие промежутки по 25 минут.

Кстати, почему именно 25 минут? – Как выяснилось, это оптимальное время для непрерывной работы – успеваешь сделать довольно приличный кусок задачи и при этом не устаешь.

Напоследок некоторые тонкости техники Помидора:

  • Ни в коем случае не прерывайтесь во время помидора (напоминаю, что помидор – это 25-минутный рабочий интервал). Если пришлось отвлечься, то заводите таймер и делайте помидор заново.
  • Если задача слишком длинная – более 5 помидоров, то разделите ее на несколько задач
  • Если вы выполнили задание, а таймер еще тикает – обязательно проверьте свою работу, подумайте о ней – словом, высидите помидор до конца. Обычно именно в это время в голову приходят гениальные идеи, находятся ляпы и дописываются самые важные вещи.
  • Во время отдыха лучше не сидеть за столом, а размяться – походить, побегать.

Если все вышенаписанное подробно и красочно объяснить ребенку, то, скорее всего, ему захочется попробовать. А если вы воспользуетесь специальной программой для реализации помидорной техники, то сразу убьете двух зайцев: повысите мотивацию ребенка и избавите его (и себя) от необходимости каждый раз вручную ставить таймер.

Pomodairo: Как видите, у меня задана задача «Написать статью». Выполнено:)

Все, что нужно — скачать программу Pomodairo . В ней можно задать список задач, изменить рабочее время и время на отдых (по умолчанию это соответственно 25 и 5 минут), задать количество помидоров, необходимых для выполнения каждой задачи, выбрать звуковое оповещение и посмотреть статистику.

Напоследок кратко перечислю преимущества обучения ребенка технике Помидора:

  • Ребенок научится четко ставить цели, разбивать задачу на составляющие;
  • Учебный процесс будет структурирован наилучшим образом. Постепенно ребенок начнет работать в течение 25 минут, не отвлекаясь.
  • Домашние задания будут выполняться на порядок эффективнее и быстрее.
  • Ребенок научится грамотно управлять своим временем и организовывать учебную деятельность.
  • Повысится успеваемость (в качестве побочного эффекта)

PS: Кстати, техника Помидора идеально подходит для подготовки к экзаменам 🙂

А что вы делаете, когда ребенок не хочет делать уроки?