Анализ «Чудная картина» Фета. Афанасий Фет — Чудная картина: Стих Родна полная луна

МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Мои размышления над стихотворением А.А.Фета

«Чудная картина»

Выполнила:

Мирончук Ксения,

ученица 7А класса.

Руководитель:

Безкорсая Л.Г,

учитель русского языка и литературы

Сорск, 2017

Почему я выбрала эту тему?

А. В. Дружинина о Фете: «Сила Фета в том, что поэт наш умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы… Автор в высочайшей степени обладает… высокой музыкальностью стиха…».

Мне захотелось доказать, что это верно, на примере стихотворения «Чудная картина».

Цель работы :

Исследование художественно-изобразительных средств языка стихотворения, мастерства поэта .

Задачи :

- провести аналитическое прочтение текста стихотворения;

Убедиться в справедливости слов критика Дружинина о поэтическом мастерстве Фета;

Передать свое эмоциональное восприятие текста.

План исследования .

    Обоснование выбора темы.

    Цель и задачи работы.

    Анализ стихотворения «Чудная картина».

    Собственное творчество.

    Выводы

Чудная картина,
Как ты мне родна:

Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Действительно, чудная картина. Всего 8 строк, от которых веет какой-то тайной. Зимняя ночь. Белая от снега равнина. Над ней в высоких небесах – полная луна. Блестящий снег. И одинокие сани в этом снежном просторе. Очень красиво! И немножко грустно. И вся эта картина нарисована всего одним сложным предложением . И вот что удивительно : в стихотворении 21 слово: 8 существительных, 7 имен прилагательных, 1 причастие, 2 местоимения, 3 союза. И ни одного глагола. Я задумалась: почему? Вновь перечитала стихотворение. И вдруг поняла: глаголы в этой картине поэту не нужны. Читая стихотворение, чувствуешь, что картина, нарисованная поэтом, не изменяется на наших глазах, она какая-то застывшая, в ней нет движения. Все, о чем он пишет, происходит одновременно. А глаголы передают движение, динамику меняющихся картин.

Я представляю бескрайнюю равнину, покрытую белой, пушистой простыней. Над этим огромным пространством – полная луна. Она очень яркая, и от этого небо кажется высоким. С него желтым потоком льется свет, от которого блестит снег. Простой зимний пейзаж. А какая красота! Немного грустно, что луна на огромном пространстве неба одинока. Вдали по снежной равнине бегут одинокие сани. Но ведь в санях человек. И это он одинок в этой заснеженной ночной пустыне. Я понимаю чувства этого путника. Очутиться в зимнюю лунную ночь в заснеженной пустыне среди бескрайних просторов – это, наверное, испытание для души. От этого двойного одиночества (в природе и в душе человека) становится еще грустнее. И понимаешь, что у Фета человек и природа – это единое целое. Мне кажется, поэт восхищен этой холодной красотой природы. Это чувствуется и в прямой авторской оценке («Чудная картина, как ты мне родна…»), и в подборе эпитетов. Но поэт тонко понимает чувства одинокого путника.

Наблюдая за мастерством поэта, я увидела, как точны, верны эпитеты: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие» , сани «далекие», бег «одинокий» . Эпитет «одинокий» выбивается из этого ряда своей окраской, заставляет читателя задуматься. Все вместе они создают ощущение какой-то тайны, недосказанности.

Обращает на себя внимание цветовая гамма стихотворения: полная луна на фоне ночного неба, темный силуэт саней на белом снегу. Этот контраст придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Строки стихотворения короткие, в каждой из них два-три, и только в одной четыре слова. А создается впечатление полноты нарисованной картины, все так точно, зримо. Мир земной (равнина, снег, сани) и небесный (луна, небеса) слились, соединились в какой-то тайне. Стихотворение написано хореем; я узнала, что это размер, который чаще всего используется в народной песне. И действительно, стихотворение напоминает народную песню. Перекрестная рифмовка в четверостишиях легко воспринимается, рифмы точные.

В первом четверостишии трижды повторяется звонкий твердый звук [р]. Он наполняет строку радостью, ощущением красоты. Во второй строфе его нет. И поэтому эта строфа так легко звучит. Зато здесь 6 раз повторяется звук [с], который передает ощущение света, 4 раза [н] - [н’]. В первой строфе этих звуков 7. Они есть почти в каждом слове. Аллитерация делает стихотворение музыкальным, ярким, красивым, создает впечатление таинственности и объединяет содержание строф. Так с помощью размера, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха, его музыкальности.

В последней строке говорится об одиноком беге саней. От слова «одинокий» немножко грустно, но чувства одиночества не возникает, а появляется ощущение единства человека и природы. Мне кажется, «чудная картина», нарисованная поэтом, близка истинно русской душе. Фет сумел передать в небольшом стихотворении красоту зимней ночи, чувство любви, легкую грусть, духовное единение с родной природой.

Выводы.

Мои размышления над содержанием стихотворения, наблюдения за мастерством поэта позволяют сделать вывод, что А. А. Фет – великий мастер стиха. Он умеет волновать душу нарисованными картинами природы, вызывать переживания, положительные эмоции, т.е., по словам критика Дружинина, «умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой... обладает высокой музыкальностью стиха…».

Хочется перечитывать стихотворение, вновь и вновь переживать высокие эмоции.

Мое стихотворение.

Серебристый снег, На пушистых ветках,
Падая, кружится, Пляшут снегири,
Он из века в век, В зимних расцветках
Хлопьями ложится. Горят фонари…

Мне хотелось передать мысль о вечности природы, ее величии и красоте, и о том, что это величие и вечность невозможно до конца постичь. И поэтому природа всегда волнует, заставляет чувствовать, что ты ее маленькая частичка, заставляет сильнее биться сердце.

Ресурсы Интернета: https :// yandex . ru / images / search ? text =


Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) -
русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Афанасий Фет родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года
в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным
сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной
консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно
утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного
дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя -
Фет - осталось за ним навсегда.

Афанасий учился на словесном факультете Московского университета,
здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов,
усиленно занимавшихся философией и поэзией.
Университетское окружение (Аполлон Александрович Григорьев, в доме
которого Фет жил во все время своего обучения, студенты Яков Петрович
Полонский, Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин
и др.) как нельзя лучше способствовало становлению Фета как поэта.
Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих
стихотворений - "Лирический Пантеон". Особого резонанса «Пантеон» не
произвёл, однако сборник заставил обратить на себя внимание критиков и
открыл дорогу в ключевые периодические издания: после его публикации стихи
Фета стали регулярно появляться в «Москвитянине» и «Отечественных
записках».

Фет вошёл в историю русской поэзии как представитель так называемого
"чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель
художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета.
Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным
блеском. ...

Афанасий Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные,
беглые или едва зарождающиеся настроения. "Уменье ловить неуловимое" -
так характеризовала критика эту черту его дарования".

Стихотворение «Чудная картина», созданное в 1842 году, - одно из самых
завораживающих поэтических полотен А.Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Анализ стихотворения Фета «Чудная картина…»

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина…», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Живет в Клепиках старая учительница О.И.Носович. Она уже давно на пенсии и, хотя уже разменивает вторую половину девятого десятка, по-прежнему бодра и неутомима. Ольга Ивановна не устает изучать родной край, его историю. Она не только читает книги, но и сама проводит раскопки, и во время встречи показала мне акт сдачи в Рязанской областной краеведческий музей нескольких старинных вещей.

«Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Это изречение Леонардо да Винчи по отношению к Анне Ахматовой справедливо вдвойне. Она не только хорошо, достойно прожила свою жизнь, но срок, отпущенный ей на земле, и в самом деле оказался удивительно долгим. Однако, радуясь творческому долголетию Ахматовой, нельзя не сказать о некоторых особенностях мемуарной литературы о ней, проистекающих из этого фактора. Почему мы имеем столь богатую мемуарную литературу об Александре Блоке или Сергее Есенине?

Благоговея перед величием имени и необыкновенностью личности Анны Андреевны Ахматовой, я никогда не смел даже помыслить о том, чтобы когда-нибудь дерзнуть вылепить ее натурный портрет. Нагловатостью и авантюризмом, казалось мне, попахивала сама идея встречи с нею, уже при жизни ставшей классиком современной русской литературы. И наверное, я так никогда и не осмелился бы подойти к ней с просьбой о позировании если бы...

Представленная лирика довольно маленькая по объёму. Но это не значит, что можно быстро и поверхностно читать стих «Чудная картина» Фета Афанасия Афанасьевича. Несмотря на краткость, стихотворение несёт серьёзную смысловую нагрузку.

При создании указанного произведения, датированного 1842 годом, автор осуществил интересную задумку. Поэт не использовал в тексте ни одного глагола, но при этом получившаяся картина ощущается как вполне динамичная. Такое построение стихотворения даёт читателям возможность самим домыслить подразумевающиеся слова. Но даже без этого действия воспроизведённый автором пейзаж не теряет своей значимости и привлекательности. Фет с искренним восхищением описывает чудесную картину, открывшуюся ему зимней ночью. Автора привлекла снежная равнина, хорошо различимая в ярком лунном свете, и далёкий звук редких для такого времени бегущих саней. Безусловно, даже эти простые, будничные, привычные для многих моменты достойны пристального внимания.

Рассматривая текст стихотворения Фета «Чудная картина» на уроке литературы в 5 классе очень важно подчеркнуть его структурные особенности. На нашем сайте стихи легко учить онлайн или скачать полностью.