Викентьев игорь леонардович нестандартные решения. Викентьев, игорь леонардович

Я знаю Игоря Леонардовича Викентьева почти 30 лет. Все эти годы он занимался инновационными проектами. Сегодня представляю Вашему вниманию интервью о его последнем проекте: крупнейшем в Европе интернет-портале, посвящённом изучению гениев и талантов, материалы для которого Игорь Леонардович собирал с 1979 года.

Я благодарю Читателей портала VIKENT.RU , принявших участие в обсуждении и дополнении данного материала в гугл-облаке .

Александр Соколов, октябрь 2015.

Игорь Леонардович, когда по поводу того или иного музыканта, режиссёра, дизайнера говорят: «гений!» – насколько это правомерно? Есть ли определение гения? И в чём разница между гениями и талантами?

Термин «гений» довольно древний: он появился в Древнем Риме и со временем оброс массой значений. Его могут использовать, чтобы похвалить кого-то, для выражения иронии или превознося себя-любимого и т.п.

Если же мы используем термин в научном смысле, то этим словом характеризуется не творческое состояние или субъективное самоощущение личности, а некий выдающийся (!) результат, прорыв, качественный скачок в разных областях: от военного дела до гуманитарных наук.

Собранная мной и частично опубликованная на портале VIKENT.RU статистика говорит о том, что у большинства выдающихся европейцев такие прорывы были единичны – а значит, толком неуправляемы самим творцом. Только отдельные личности смогли сделать прорыв, качественный скачок многократно. Полагаю, это было не просто стечение обстоятельств, вероятно, эти личности обладали неким интуитивным пониманием механизмов подобных прорывов.

Не вдаваясь в детали, отмечу: гениев удобно разделять на качественные уровни.

Есть гении, есть супер-гении… есть таланты, а есть лауреаты квартальной премии.

Ваша оценка: с какой частотой рождаются гении?

Эта тема ждёт своего исследователя. На портале опубликована подборка оценок , сделанных выдающимися европейцами. Авторы этих оценок имели свои творческие результаты, и поэтому у них было моральное право судить о творческих достижениях других.

Часто приводят оценки: один гений на диапазон от нескольких тысяч – до миллиона современников. Знаю, что эти цифры печалили академика Д.С. Лихачёва…

Но сказанное выше о числе гениев справедливо при условии, если процессом появления творческих личностей никак не управлять, а пустить, так сказать, дело на самотёк в стиле: ну, если им надо, пусть гении и самозарождаются…

Можно ли развить в своем ребёнке таланты? Что для этого делать? Как их выявить на самой ранней стадии?

Это тема отдельного большого интервью – в двух словах её качественно не раскрыть.

Что самое трудное в изучении гениев?

На тему творчества изданы тонны литературы. Минимально-приличного в ней – примерно 0,25%. Или – 1 страница из 400. Поэтому мне приходится – помимо других работ – размечать для сканирования 5-7 килограммов книг в день.

Хронически мешают популярные предрассудки – им подвержены даже люди с научными степенями. Например, в 1864 году 29-летний тюремный психиатр Чезаре Ломбро́зо выпустил первое издание книги: «Гениальность и помешательство» - и этот мем-заголовок тиражируется до сих пор.

И неважно, что Чезаре Ломбро́зо был далеко не первый, кто писал на эту тему; неважно, что ещё в год выхода книги, его упрекали другие учёные за некорректную трактовку биографий; неважно, что в послесловии – которое в отличие от названия известно немногим – сам автор не был столь категоричен в отношении гениев… Мем «гений – это психическое заболевание» процветает.

К радости обывателей, которые ежедневно используют достижения гениев и талантов.

Есть ли у Вас предшественники? От чьих работ Вы отталкиваетесь?

Конечно – их многие тысячи.

Если судить по Собраниям сочинений, то большинство выдающихся людей размышляли о природе творческой деятельности… Это обычно происходит в «узловые моменты» их биографий.

Назову два таких момента. Во-первых, юность: это гормоны, когда человек ищет себя, ужасается «Неужели я буду такой как все? Нет, я не будут такой как все!» - как правило, это пылко пишется в юношеских дневниках, обсуждается с друзьями, которые потом оставляют нам воспоминания…

Второй момент – в районе 40 лет, время подведения первых итогов, когда появились успехи, поклонники и ученики. Личность рассуждает в стиле: «Почему я достиг, а другие – нет? Вместе же начинали!» Как правило, это задокументировано в томах, где приводится публицистика и/или письма.

К сожалению, подобные рассуждения непродуктивны в методическом плане...

Одна из главных причин – человек в 40 лет что-то объяснил себе и ближайшему окружению, успокоился и … всё. В лучшем случае, он придумал простейшую одномерную модель, которая не применима читателями этого интервью. Примеров таких высказываний – масса:

У одного: «Гениальность – это нетерепение, это всегда порыв!»

У другого: «Гениальность – это умудрённость, вселенское спокойствие, созерцание с вершины мира».

Ну как? Прочитав это, Вы стали талантливее, Вам это помогло в решении профессиональной задачи?

Мой вариант: гениальность – это серия (!) сложных явлений, принципиально не описываемых одной фразой.

Я не нашёл более простого описания, чем упомянутые выше 500 закономерностей

Если кто-то сможет описать проще – аплодирую стоя!

Но пока – см. выше про 0,25%. И эта цифра описывает качество работ в науке о творчестве не только в стране – в мире.

Какие существуют заблуждения по поводу гениальности?

На портале опубликована подборка высказываний известных личностей на эту тему – более 100 мифов о творчестве, начиная с античности .

Эффект-1: Умный и образованный человек логично рассуждает… Но как только доходит до рассуждений о высшем творчестве (создание нового жанра в искусстве, преодоление парадигмы в науке и т.п.) – «соскакивает» на эмоции и метафоры.

Эффект-2: Некоторые мифы о творчестве превращаются со временем в откровенные глупости, тиражируемые (за неимением теории творчества) в СМИ и учебных заведениях.

Сегодня есть оценки, сколько убийств ежедневно видит школьник по телевизору… Было бы интересно подсчитать, сколько аудио- и видео-глупостей о творчестве воспринимает мальчик или девочка, скажем, к 20 годам. Подобная «накачка глупостью с детства» явно искажает их творческие возможности, косвенно вредит всем нам.

Ну, это гении – а я-то простой смертный. Зачем мне это?..

После открытия портала VIKENT.RU, я регулярно мониторил статистику посещаемости его разделов. Для меня оказалось неожиданностью, что раздел «Деградация творческих личностей» еженедельно находится «в топе».

Замечу, что рядом есть разделы: «Деградация обычных граждан»; «Деградация сообществ»; «Распад творческого коллектива»; «Деградация страны»… Но они вообще никого не интересуют.

Я никого не призываю (не мой стиль), но могу посоветовать, на кого стоит ориентироваться. Выбирая ориентиры, человек может равняться:

На людей, которые хуже себя-любимого

На равных себе – «таких же, как Я»

На людей, которые «чуть лучше меня и у них есть недостатки»!

И на людей, которые намного лучше.

Точной цитаты нет, но И.А. Бродский призывал периодически допускать, что в мире есть люди, которые лучше Вас.

Это очищает.

Вторая часть этого интервью – ответы И.Л. Викентьева на присланные Вами вопросы.

Викентьев, Игорь Леонардович , (род. в 1957 году), ученик Генриха Альтшуллера, один из старейших ТРИЗовцев. По специальности инженер, патентовед. Ранее работал в ПО «Кировский завод». Одновременно проводил занятия с учениками старших классов. В 1989-1993 гг. - ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории. Один из Авторов компьютерной программы «Изобретающая машина», получившей только на международных выставках 9 золотых и серебряных медалей.

Изобретатель. Большинство изобретений выполнено «под заказ» - как решение конкретных производственных проблем в механике и электромеханике.

В 1992 г. получил от Российско-Нидерландской ассоциации менеджеров персональную премию за свой курс «Прикладная журналистика».

  • Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей. Основы ТРИЗ в приемах и задачах, Новосибирск, 1992 г.;
  • Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. «Встреча с чудом» («Детство творческой личности»), СПб, 1995 г.,

Генеральный директор ООО Система «ТРИЗ-ШАНС».

В 2010 году создал некоммерческий интернет-портал, посвящённый изучению гениев, гениальности и профессионального креатива VIKENT.RU

Ссылки

  • Сайт "Vikent.Ru" . Гении, творческие личности. Принципы творчества. Методы креатива.
    • Портал Vikent.ru посвящён изучению гениев, гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач.
    • На портале Vikent.ru опубликовано значительное число данных, касающихся творческого развития человека, начиная с древнейших времён и заканчивая произведениями современных авторов. База данных портала еженедельно пополняется.

Викентьев Игорь Леонардович

Родился в 1957 г. По специальности инженер, патентовед. Ранее работал в ПО «Кировский завод». Одновременно проводил занятия с учениками старших классов. В 1989-1993 гг. — ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории. Один из Авторов компьютерной программы «Изобретающая машина», получившей только на международных выставках 9 золотых и серебряных медалей.

В 1992 г. получил от Российско-Нидерландской ассоциации менеджеров персональную премию за свой курс «Прикладная журналистика».

Изобретатель. Большинство изобретений выполнено «под заказ» — как решение конкретных производственных проблем в механике и электромеханике.

  • Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. Основы ТРИЗ в приемах и задачах, Новосибирск, 1992 г.;
  • Березина В.Г. , Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. «Встреча с чудом» («Детство творческой личности»), СПб, 1995 г., разработана обучающая программа «ДЕБЮТ».
  • «Указатель геометрических эффектов для изобретателей»;
  • «Приемы рекламы» (несколько изданий);
  • «Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS» (несколько изданий).

Основные научные интересы: создание методик решения задач в области рекламы и PUBLIC RELATIONS. Общий стаж работы в качестве консультанта — 24 года.

Ведущий разработчик компьютерных программ-консультантов: «EXPO: 1001 Рекламоноситель» ; «HeadLiner/Заголовщик» и «Приемы журналистики и Public Relations» .

Один из ведущих разработчиков обучающего курса по рекламе и Public Relations «Рекламное Измерение»-148» («РИ»-148») . Разработчик семинара-консультации «Рекламные кампании и акции PR» .

Организатор, ведущий и постоянный участник научно-практических конференций «Рекламное Измерение» в России и Украине.

Основные темы консультаций: до 1992 г. — решение нестандартных инженерных задач, после разработки методики «Приемы рекламы» — тренинг политических деятелей (Госдума РФ, Парламент Беларуси), консультации государственных предприятий и частных фирм по рекламе и PUBLIC RELATIONS.

E-mail: [email protected]

Задачи автора

Ну, очень большой гриб!

В грунте одного из лесов в штате Мичиган (США) найдено огромное количество спор грибов. У ученых появилась гипотеза, что это один огромный гриб, который раскинулся на площади 12 гектаров. Как доказать или опровергнуть это? Как определить границы гриба?

Посадка леса

После вырубки леса производят посадку нового. Но перед этим необходимо освободить почву от старых корневищ и личинок вредных насекомых. Как это сделать и, по возможности, с минимальными затратами? Предложите несколько идей.

Карп без костей

Кто любит есть рыбу с костями? Я, например, таких "любителей" не знаю. Так вот, в Польше вывели карпа с минимумом мелких костей. Как, по вашему мнению, в процессе выведения карпа отбирали производителей с малым числом косточек?

Не портить грибницу

Основное правило при сборе грибов - не нарушать грибницу. Если срезать ножом, основание ножки остается в земле, а значит, оставшаяся часть может загнить и испортить грибницу. Как быть?

"Секс-контроль"

В большом спорте свои законы и, конечно, свои сложности. Иногда отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться на крупных соревнованиях с женщинами. Мужчина в женском обличии пытается выиграть у тех, кто заведомо ему уступает. Как выявлять обман, особенно "тонкий" обман, и как не допускать подобных случаев?

Почему такой кудрявый?

Почему у африканцев такие кудрявые волосы? Есть гипотезы?

Гусиная кожа

Почему у людей бывает "гусиная кожа"? Что при этом происходит в организме человека?

Жизнь - труба: затянет и не вырвешься

Строители вышки в Северном море хотели - как лучше, а получилось - как всегда… Оперативно сварили двухсотметровую узкую трубу, но забыли проложить в ней электрокабель. Разрезать, класть провод и собирать трубу заново не хочется. Это дорого, да и к тому же сроки поджимают. Как быть?

В гору - как на крыльях

При съемке кинофильма "Красная поляна" режиссер Эмиль Лотяну требовал от актрисы Светланы Томы, одетой в тяжелые сапоги с отворотами, легкой, "летящей" походки при подъеме в гору. Ага, попробуй-ка в тяжеленных сапогах, да в гору, да еще летящей походкой! Как быть?

Орлы-рекламисты

Во время съемок рекламного ролика для автомобильной компании орлы должны были наброситься на автомашину, клевать переднее стекло, капот. Режиссеру нужно было, чтобы орлы клевали машину остервенело, активно. Как этого добиться?

Пригрел змеюку

По сценарию французского фильма "Черная Луна" изобретательный преступник должен завлечь змею под балахон лежащего на ковре героя. Как заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съемок?

Свинья нажралась как… свинья!

Дрессировщик Наталья Юрьевна Дурова работала в картине "Как помирились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Возникла проблема: свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Она прекрасно делала полдела (валялась), но отказывалась есть листок. Работу над фильмом уже давно пора заканчивать, но эти кадры пока не сняты. Что делать?

Мотылёк на носу

В кинофильме "Маленький принц говорит" требовалось, чтобы стая мотыльков послушно уселась на нос героини. Мультипликация - по ряду причин - недопустима. Как добиться результата, не дрессируя мотыльков?

Цыплёнок-провокатор

Вылупившиеся в инкубаторе цыплята бестолковы, постоянно суетятся в поисках корма и питья. Для птицеводческого комбината такая их "неорганизованность" оборачивается потерей веса птицы. Как научить цыплят есть и пить почти сразу, если мамы-курицы у них нет?

"Стоп-сигнал" для верблюда

В африканских пустынях участились ночные столкновения верблюдов и автомашин. Представляете, как обидно: верблюда-то не починишь. А как избежать аварии?

Аквалангисты-диверсанты

Методов борьбы против военных судов множество. Вооружения-то на кораблях хватает. Но часто иметь превосходное оружие недостаточно - нужно еще уметь защищаться от боевых пловцов-аквалангистов. До недавних пор рядом с кораблем ставили сети, опускали в воду своих бойцов... Именно так охраняли М. Горбачева и Р. Рейгана во время переговоров на Мальте. Как еще военному кораблю защититься от диверсионных действий аквалангистов?

Елка с праздничным подвохом

Где достать елку к Новому году? Эта проблема актуальна не только для нас. Самое простое решение - вырубить ель в лесу у шоссе. Так, кстати, и делают. Убытки лесничеств огромны. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса?

Свой или чужой?

Тигрицы, в отличие, например, от многих собак, разрешают знакомым им людям (служителям, ветеринарам, дрессировщикам) брать маленьких тигрят из своей клетки, устланной сеном, на руки. Но! Самое опасное впереди: если при возвращении в клетку от тигренка будет исходить "посторонний" запах, он может быть убит мамочкой... Что нужно сделать людям, чтобы обезопасить возвращение тигренка в клетку?

Скандал на птичьем дворе

На птичьих дворах птицы часто ссорятся. Плохая “дисциплина" - драки между самцами - в птицеводческих хозяйствах оборачивается убытками в виде разбитых яиц и искалеченных птенцов. Как можно утихомирить скандалистов?

Вороны портят "жизнь" в Кремле

Вороны в Кремле чувствуют себя весьма вольготно: выклевывают из швов герметик на крыше, пачкают постройки и даже катаются на хвосте с куполов. Охотятся на ворон с помощью ястребов. Но когда их выпускают в небо, вороны дружной группой пикируют на них и не дают подняться. Понимают: если ястреб наберет высоту - одной из ворон конец... Что сделать, чтобы вороны не омрачали жизнь Кремлю?

Глушить не надо: мы не варвары!

От взрывных работ под водой, например, при сносе плотины, неизбежно гибнут рыбы. Главная причина - мощный акустический удар. Как проводить взрывы под водой, не нанося вреда рыбам? Подумайте, нельзя ли использовать ваше решение в борьбе с браконьерами.

Куда спрятать тело?

В древности богачи, помирая, "забирали" с собой в могилу много драгоценностей. Такая гробница - находка для воров. Вот и ломали друзья-родственники свои головы: как сберечь "добро" усопшего. Египетских фараонов замуровали в неприступных пирамидах. Македонского упрятали под воду в одном из рукавов Нила. А вот Чингис-хана засыпали большим курганом. Но свежий курган сразу заметен. Как скрыть следы погребения?

Медаль уплывает из-под ног

На одном из международных конкурсов фокусников этот трюк получил приз за оригинальность. И было за что: как только фокусник подходил к большой бронзовой медали, лежащей на полу, она начинала плавно перемещаться по полу без видимых усилий! Как можно объяснить секрет этого трюка?

А что с хвостом?

У многих скелетов гадрозавров (двуногих динозавров с клювом вроде утиного), живших стадами, часто встречались трещины хвостовых позвонков. Предложите правдоподобную гипотезу, объясняющую этот феномен.

Жизнь или наука?

Как изучить рацион питания рептилий - варанов, ящериц, змей? Очень просто: поймать, вспороть живот и подсчитать съеденное. И так пару-тройку сотен раз. Наука требует жертв… И только в середине 80-х годов ХХ века одного биолога осенило - он придумал более гуманный способ. Как вы думаете, что предложил биолог?

А ну, дыхни!

У инспектора ГАИ не всегда есть с собой определитель алкогольного опьянения. А что если необходимо "протестировать" водителя на алкоголь? Как сделать так, чтобы водитель добровольно "дыхнул"?

Не укради наличность!

Концерт в ресторане окончен, и к публике выходит артист с подносом для сбора денег. Но есть большая вероятность, что этот артист часть собранных денег оставит себе. Что предпринять владельцу ресторана, чтобы весь сбор достался ему?

Передать "наличку"

Фирма или гражданин продает квартиру или другую недвижимость за наличные. Деньги нужно передать из рук в руки. А что, если покупатель - мошенник, что если он отнимет деньги, всучит "куклу" или фальшивые деньги. Как организовать сделку наиболее безопасно? Не нанимать же охрану?

Пиратские штучки

Французский пират XVII века Сюркуф, наконец, был схвачен и предстал перед королевским судом. Однако на вопросы следствия: "Где вы прячете сокровища?" - упорно отвечал, что возил их при себе. На его корабле "Фурд" провели обыск, но нашли только жалкие крохи золота и драгоценных камней. И лишь потом выяснилось, что пират не лгал. Как ему удалось так спрятать золото на корабле?

Спасённые реликвии

Ленинград. Блокада. В спешке эвакуируют художественные ценности из дворцов Пушкина, Ломоносова, Гатчины, Павловска и Петродворца. Но вот проблема: где укрыть от бомбежки бесценные картины, мебель, фарфор в осажденном городе, который фашисты постоянно бомбят и обстреливают?

Заходи - бери, что хочешь!

Франция. XVI век. Гражданская война. У философа Мишеля Монтеня был собственный замок. Его соседи-дворяне запирали замки, вооружали своих крестьян. У Монтеня не было ни слуг, ни оружия... Что ему предпринять, чтобы его замок не был разграблен?

Не такой, как все

Сколько коммерческих ларьков есть в каждом городе, даже самом маленьком и провинциальном! Ларьки торгуют приблизительно одинаковыми товарами. Как же нашему ларьку выделиться?

Не пойман - не вор?

Практически все супермаркеты сталкиваются с проблемой: покупатели воруют товары. Убытки от воровства не такие уж маленькие - прибыли снижаются. Как избавиться от воров? Предложите ряд предложений по уменьшению убытков магазинов от воровства.

Все дороги ведут к храму

Древний храм Гарни - армянская святыня, располагающаяся на вершине горы. К храму ведет лестница. В храме нужно вести себя соответственно: сдержанно, уважительно. Но, увы! Ни уговоры экскурсоводов, ни таблички не действуют на иных туристов... Как же заставить туристов вести себя в храме достойно (штрафовать в храме, естественно, нельзя)?