Приемы организации учебного места первоклассника в школе. Особенности работы с первоклассниками. В тесноте, да не в обиде, или куда поселить школьника

Организация обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Что же способствует успешной адаптации первоклассников?

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по заявлению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Обучение детей в 1-м классе проводиться с соблюдением следующих требований:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    продолжительность учебного года - 33 недели;

    5-дневная учебная неделя;

    максимально допустимая недельная нагрузка – 20 часов;

    проведение не более 4-х уроков в день

Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2 2821-10, введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010, за № 189, в первом полугодии первого класса используется "ступенчатый" режим обучения:

В сентябре - октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми

В ноябре - декабре - 4 урока по 35 минут каждый,

В январе - мае - 4 урока по 45 минут каждый.

    Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока), ежедневная физзарядка до занятий . В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией;

    организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

    организация питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (февраль);

    в первых классах после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна, согласно листам здоровья, которые заполняет для каждого класса медсестра.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Уроки-театрализаций, уроки-экскурсий, уроки-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение и закрепление учебного материала предлагается проводить в нетрадиционной форме. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко использовав расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Окружающий мир

Тема урока

Форма проведения урока

Что такое Родина?

Урок-экскурсия

Что мы знаем о народах России?

Урок-викторина

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Что у нас над головой?

Урок-путешествие

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Изобразительное искусство

Тема урока

Форма проведения урока

Изображения всюду вокруг нас.

Урок-экскурсия

Изображать можно пятном.

Урок-сказка

Разноцветные краски

Урок-сказка

Художники и зрители

Урок- виртуальная экскурсия

Технология

Тема урока

Форма проведения урока

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Урок-викторина

Что такое технология.

Урок- экскурсия в мастерские

Аппликация из природного материала

Урок-игра

Аппликация из пластилина

Урок-сказка

Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть .

Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.

Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уровень готовности ребёнка к школе может быть и высоким и очень низким. У некоторых первоклассников не сформированы школьно-значимые функции: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

задания разной степени трудности;

специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие

мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не

большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.) .

В соответствии с требованиями ФГОС на каждого ученика заведено «Портфолио», в котором фиксируются все достижения первоклассника за текущий учебный год.

Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13:

    исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

    Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

    Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

    Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

    В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы.

Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

    Федеральный закона«Об образовании в Российской Федерации»;

    Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;

    Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10

Поступление в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для него мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общение со сверстниками и педагогами. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность.

Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса .

В литературе по проблеме сопровождения ребенка в период адаптации в качестве ее основного критерия принято рассматривать успешность школьника в учебной деятельности.

Однако мы считаем, что работа по организации адаптации первоклассника не ограничивается помощью в овладении учебными навыками. Ведь ребенок, придя в первый класс, вынужден привыкать к непривычным для себя нагрузкам, прежде всего статическим, к новому социальному окружению, правилам и традициям, которые приняты в данной школе, наконец, к системе оценивания его труда.

В первые дни в школе обучение первоклассников строится на доступном практически всем детям дошкольном материале: игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. Домашние задания в первом классе не задаются.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представлены два структурных элемента: оргмомент и основная часть.

Оргмомент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе котopoй лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

  • * задания разной степени трудности;
  • * специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитиебольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
  • * предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Итак, в последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных способностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе.

Наиболее существенным для педагогической деятельности является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой, т.е. тех компонентов, которые составляют основу усвоения этих предметов. Причем такую диагностику должен осуществлять именно учитель, с тем, чтобы использовать данные, полученные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе.

Задания диагностики должно максимально учитывать особенности и возможности 7-летних детей, обеспечивать адекватное понимание детьми их содержания, не зависеть от уровня навыков чтения, письма и других предметных знаний, которые входят в программу первого класса.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребенку основной целью учителя должно стать не обучение определенному действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребенку в процессе выполнения работы, так как именно это позволит определить те педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень.

Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе можно использовать методику Л.Е. Журовой. Данная диагностика включает в себя пять заданий, предложенных детям на рабочих листах, в ходе котopoй выявляется умение передавать форму фигуры, ориентироваться на плоскости (листе бумаги), способности правильно понимать высказывания, сравнивать множества по числу элементов, умение копировать заданный образец.

Для выявления психологической и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе можно использовать методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать школьником». Ребенок отвечает на 12 вопросов, определяющих отношение к ситуации школьного обучения.

Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников - анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников». В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из уровней школьной мотивации.

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Родителям предлагаются вопросы и варианты их ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

Кроме того, психолог может использовать специальные методы диагностики для определения готовности ребенка к школьному обучению.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:

  • 1) уровня психического развития;
  • 2) наличия необходимых навыков и умений;
  • 3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Особенности интеллектуального развития

Особенности развития мышления

протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений

установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей

затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений

особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного

состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления

индивидуальные качества мышления

Особенности развития памяти

протекание запоминаний и воспроизведения

значение волевой установки в запоминании

развитие зрительной и слуховой памяти

соотношение образной и словесной памяти

состояние оперативной слуховой памяти

Особенности развития фонематического слуха

понимание детской обращенной речи. Речевое общение

состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности

нарушение речи. Общее недоразвитие речи

Развитие математических представлений

умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом)

выполнение элементарных операций с предметами

владение представлений равенства, «больше», «меньше»

Особенности развития эмоционально-волевой сферы

Особенности эмоций

эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения

индивидуальный эмоциональный статус

Особенности волевой регуляции

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установки. Работоспособность, инициативность

Особенности развития мотивационной сферы личности ребенка

Особенности мотивации отношения к школьному обучению

интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. Интерпретация собственного отношения к школьному обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.

До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.).

Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком.

В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

При обучении первоклассников в их первые дни обучения в школе необходимо придерживаться следующих методических приемов и предложений:

  • - создать методическую копилку игр, которые помогли бы во время перемены снять статическое напряжение, испытываемое детьми во время урока. Важно подобрать игры, которые будут травмобезопасны, позволяющие задействовать различные группы мышц, снять усталость;
  • - регулярно проводить во время урока физкультминутки, подбирая такой материал, чтобы он вызывал оживление, улыбку;
  • - разрешить детям при появлении признаков усталости встать из-за парт или сесть так, как им удобно;
  • - в первые три месяца сократить продолжительность урока до 30 минут, затем постепенно увеличивая ее;
  • - оборудовать кабинет для первоклассников с игровым пространством, игрушками, ковром на полу, где можно полежать и отдохнуть;
  • - до начала учебного года провести беседу с родителями на тему «Учебные нагрузки первоклассника, режим дня» и «Развитие ребенка до поступления в школу», ознакомить их с рекомендациями по организации дня, рабочего места, системе питания первоклассника;
  • - создать благоприятные эргономические условия в классной комнате. Снизить напряжение помогут красивые растения, чистота и порядок в классе.

При организации социально-психологической адаптации первоклассников могут быть задействованы следующие приемы и формы работы:

  • 1. Межличностные контакты. Они предполагают знакомство друг с другом. Однако дети даже имена своих одноклассников не сразу могут запомнить, поэтому все педагоги и работники школы обязаны носить бейджики. Учитывая, что большинство детей идут в школу уже читающими, первоклассники в течение сентября тоже должны носить бейджики с крупно написанной фамилией, именем, номером класса.
  • 2. Рассказ о себе. «Раскрыть» каждого ребенка, показать одноклассникам его достоинства, приподнять ребенка в его собственных глазах помогут адаптационные тренинги.
  • 3. Вхождение в коллектив. Детей, которые испытывают трудности межличностного общения (застенчивые, малообщительные, агрессивные, несдержанные, эгоистичные и т.п.), необходимо адаптировать к системе межличностных отношений, проведя с ними тренинг по формированию навыков коммуникативной компетентности.
  • 4. Заочное знакомство. Дети часто стесняются подойти и завязать знакомство, вступить в игру с понравившимся им одноклассником. Это гораздо легче сделать, пообщавшись вначале по телефону или электронной почте. В первые же учебные дни предлагается детям обменяться телефонными номерами и электронными адресами. Важно подвести каждого ребенка к мысли, что одиноко и тревожно может быть не только ему, но и его одноклассникам. Телефонный звонок поможет справиться с этими неприятными чувствами.
  • 5. Общее дело. Ничто так не сплачивает коллектив, как общие дела. Необходимо продумать их перечень, направленность, целесообразность и регулярно проводить коллективные дела для создания классного содружества.

Процедура социометрии позволяет установить статус ребенка в группе, его симпатии и антипатии при выборе партнера по общению. Результаты социометрии использую как основу для работы с детьми, которые не являются успешными в общении.

Будущие первоклассники получат блестящую возможность присмотреться друг к другу, установить контакты, если для них организована воскресная школа.

Доверие к педагогу, отсутствие скованности, страха перед учителем придет при организации неформально общения с ним. Адаптацию проходит не только ребенок, но и вся семья. Поэтому можно предложить родителям новую школьную традицию - семья может пригласить педагога в гости. В подобной ситуации не только педагог имеет возможность познакомиться с ребенком и его родителями, но и семья может ближе узнать учителя. Поход в гости предполагает общение на территории ребенка, а значит в более комфортных для него условиях. Это позволит ребенку полнее раскрыться, а впоследствии - легче принять особенности школьного общения.

Комплекс организационной адаптации первоклассников включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Создание буклетов, где будет помещена информация о школе, её традициях, истории, правилах внутреннего распорядка, даны контактные телефоны лиц, отвечающих за ключевые позиции школьной жизни. Буклеты предполагается дарить родителям первоклассников, когда они приносят заявление о приеме ребенка в школу.
  • 2. Создание сайта «Моя родная школа», где будут публиковаться материалы о важных школьных, традициях, о проблемах школы.
  • 3. Сегодня важно объяснять как родителям, так и детям причины принятия тех или иных административных решений. Важно, чтобы ребенок и семья не только подчинялись требованиям школы, но и понимали их.
  • 4. Оценка - новое явление в жизни первоклассника. Важно, чтобы ребенок правильно реагировал на нее. Помочь адаптировать ребенка к оценке могут родители, однако их необходимо нацелить на подобную работу, подсказать им эффективные приемы восприятия оценки. Эта работа проводится в первые дни сентября.

Современная начальная школа не только для ребенка, но и для его родителей . Легко и успешно овладеть программой, не прибегая к их участию в учебном процессе, вряд ли возможно. Для родителей, заинтересованных в успехе своего ребенка нужно проводить индивидуальные консультации.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

М.Ю. Спирина

МБОУ СОШ №48

Статья посвящена проблеме формирования мотивации младших школьников к учебно-познавательной деятельности во время адаптационного периода. В данной статье рассказывается об особенностях адаптационного периода и условиях успешной адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности. Описаны методы и приемы, используемые в адаптационный период учителем при организации учебно-познавательной деятельности.

Проблема адаптации младших школьников является актуальной в настоящее время. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Для успешного протекания периода адаптации первоклассников важно формирование положительной «Я-концепции» в процессе учебной деятельности. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как о другом. Становление Я-концепции, будучи, в конечном счете, обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Значение различных компонентов Я-концепции с возрастом меняется. Если для дошкольника одним из основных представлений о себе является физическое Я (образ тела), то для младшего школьника - это оценивание себя как ученика .

Для формирования положительной «Я-концепции» возможно использование разнообразных методов, форм и приемов. Сложившаяся «Я-концепция» обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у ребенка создается ощущение своей постоянной определенности, самотождественности.

У учащегося 1 класса появляются новообразования в виде «Я-концепции». Для него в этот период важна внутренняя позиция школьника. Если будет сформирована положительная «Я-концепция», то возникает положительное мнение о себе, ребенок включается в различные виды деятельности. Эта успешность позволяют ученику стремиться к достижению целей. И, наоборот, отрицательно сформированная «Я-концепция» приводит к тому, что ребенок считает себе безуспешным, формируется негативное отношение к процессу обучения и т.д. Учителю важно определить условия, которые позволят сформировать положительное отношение ребенка к учебной деятельности и будут мотивировать учащихся на учебно-познавательную деятельность.

Создавая положительное отношение ребенка к учебе, коллективу, окружающей среде, учитель активно способствует успешной адаптации младших школьников, что является необходимым условием для хорошей успеваемости. Для этого педагогу необходимо создавать на уроке ситуации успеха, вводить систему поощрений, разрабатывать новые формы дневников, портфолио, использовать различные наглядные пособия и, конечно, чередовать виды деятельности. Другими словами учитель обязан создать некую систему средств, формирующих мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

В адаптационный период младших школьников учитель ставит перед собой задачи:

обеспечение психологической адаптации детей;

знакомство с основными школьными правилами;

привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучение элементарным приемам обратной связи;

знакомство с системой школьного оценивания;

развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

организация классного коллектива.

Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме.

В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая требует особого внимания и правильной организации. Она становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. . Поэтому, учитывая психологические и физические особенности первоклассников, учителю необходимо строить урок иначе, чем в следующих классах начальной школы.

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств. Такими являются карточки трех цветов, которые обозначают настроение детей на уроке; стенд успеваемости, представляющий собой несколько оснований цветов, лепестки которых дети должны заработать на уроке; картонные звездочки, квадратики и кружочки, которые выдает учитель ребенку на уроке по степени активности. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока.

Таким образом, можно утверждать, что грамотная организация учебно-познавательной деятельности необходима для успешного адаптационного периода первоклассников, от которого напрямую зависит дальнейшее развитие личности ребенка и его успеваемость.

Литература

    Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося: индивидуальный подход // Серия «Педагогика и психология», 1992, № 3.-97 с.

    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986

    Педагогический словарь. T.I.M.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1960, 778 с.

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по заявлению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Обучение детей в 1-м классе проводиться с соблюдением следующих требований:

 учебные занятия проводятся только в первую смену;

 продолжительность учебного года - 33 недели;

 5-дневная учебная неделя;

 максимально допустимая недельная нагрузка – 20 часов;

 проведение не более 4-х уроков в день;

 продолжительность уроков не более 35 минут;

 организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

 использование в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школе «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:


  1. в сентябре – 3 урока по 35 минут каждый, 4-й учебный час должен быть нетрадиционным (урок-театрализация, урок-игра, урок-экскурсия и т.д.);

  2. со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый.

  3. с третьей четверти - 4 урока по 40 минут
 организация питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

 обучение без домашних заданий (в первом полугодии) и балльного оценивания знаний обучающихся в течение всего учебного года;

 дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (февраль);

 контрольные работы проводятся в апреле текущего года.

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

в МОУ СОШ №41 г.Томска

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
ВВЕДЕНИЕ
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
установление контакта с учащимися, с учителем;
формирование адекватного поведения;
овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Между 6-ю и 7-ю годами наступает новый уровень социального развития ребёнка. Он пытается выйти за рамки дошкольного возраста. На этой стадии характерна доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка, поэтому работа с будущими первоклассниками начинается именно со знакомство с семьёй. Это происходит задолго до того, как ребёнок станет первоклассником.

1. Работа администрации и учителей МОУ СОШ №41 начинается с проведения «Дня открытых дверей» , которое традиционно в апреле месяце. Цель этого мероприятия: познакомить родителей будущих первоклассников с психолого-педагогическими условиями школы, с материально-технической базой, с особенностями организации учебно-воспитательного процесса, традициями МОУ СОШ № 41.

3. В августе (когда уже сформированы списки первоклассников) проводятся первое классное собрание: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель собрания: познакомить родителей будущих первоклассников с классной комнатой, со зданием школы, с классным руководителем, с УМК, по которому будут обучаться дети,а также с друг другом. Помочь родителям в подготовке ребёнка к будущей школьной жизни и новому социальному статусу: ученика.

4. В начале сентября (как правило на первой учебной неделе проводиться родительское собрание, на котором рассматриваются следующие вопросы:


  • Трудности адаптации первоклассников (выступление психолога) .

  • Знакомство особенностями организации учебно-воспитательного процесса в первых классах в связи с переходом на новые стандарты(выступление заместителя директора по учебной работе.

  • Организация внеурочной деятельности первоклассников на бюджетной и договорной основах

5.В течение года проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации специалистами МОУ СОШ № 41 по вопросам адаптации.


Деятельность педагогического коллектива школы № 41 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:


  1. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.

  1. Организация оздоровительно-профилактической работы.