Организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях. Основы военной подготовки

По основам военной службы в образовательных учреждениях

В соответствии с Инструкцией организация обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях включает:

Организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы 1 ;

Порядок организации и проведения учебных сборов;

Контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных организациях осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.


Руководство организацией подготовки граждан по ОВС возлагается на руководителей образовательных учреждений, а непосредственная организация и проведение занятий – на преподавателей-организаторов ОБЖ 2 . Подбор кандидатов на должности преподавателей проводится руководителем образовательного учреждения совместно с начальником отдела ВКО по МО. Кандидаты на должность преподавателя проходят собеседование с начальником отдела ВКО по МО, о чем осуществляется запись в листе беседы кандидатов на должности преподавателей.

Организация образовательного процесса в общеобразовательном учреждении осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», уставом общеобразовательного учреждения, учебным планом, образовательной программой и расписанием занятий. Для организации обучения граждан в общеобразовательном учреждении издается приказ руководителя учреждения об организации и порядке проведения занятий. Образовательный процесс в образовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Учебная нагрузка учащихся не должна превышать 36 часов в неделю.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом С(П)ОО и Инструкцией подготовка граждан по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях предусматривает проведение с юношами ежегодных учебных сборов после Х класса в объеме 35 часов.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении НПО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г. № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования», уставом образовательного учреждения, учебным планом, образовательной программой и расписанием занятий. Продолжительность аудиторных занятий 45 минут. Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 академических часов в неделю и 6 академических часов в день. В соответствии с федеральным государственным стандартом НПО и Инструкцией на предпоследнем курсе в период летних каникул с юношами проводятся пятидневные учебные сборы в объеме 35 часов.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении СПО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г. № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)», уставом образовательного учреждения, учебным планом, образовательной программой и расписанием занятий. Продолжительность аудиторных занятий 45 минут. Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Изучение раздела ОВС в образовательных учреждениях среднего профессионального образования осуществляется в учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». В соответствии с федеральным государственным стандартом СПО и Инструкцией на предпоследнем курсе в период летних каникул с юношами проводятся пятидневные учебные сборы в объеме 35 часов (вне сетки учебного времени, отводимого программой).
8. Документы образовательного учреждения по вопросам подготовки граждан

по основам военной службы


  1. Учебный план.

  2. Рабочая программа.

  3. Классный журнал.

  4. Тематический план.

  5. План проведения уроков по ОВС.

  6. План создания и совершенствования учебно-материальной базы на 20__/__ уч. год

  7. (Приложение 1 ).

  8. План военно-патриотического воспитания на 20__/__ уч. год (Приложение 2 ).

  9. Программа военно-патриотического кружка.

  10. План работы каждого военно-патриотического кружка.

  11. План проведения совместных мероприятий образовательного учреждения с шефствующей воинской частью на 20__/__ уч. год.

  12. Отчетная документация по подготовке граждан по ОВС за последние 3 года

  13. (Приложение 13 ).

9. Организация и проведение учебных сборов.
В соответствии с ФЗ 1998г. № 53-ФЗ с гражданами, проходящими подготовку по основам военной службы, ежегодно проводятся учебные сборы.

К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов ). В ходе сборов изучаются : размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

Учебные сборы проводятся на базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет соединений и воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях.

Руководитель образовательного учреждения (начальник учебного пункта) и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподаватель учебного пункта), совместно с представителем военного комиссариата заблаговременно согласовывают с соединением (воинской частью): время и порядок проведения занятий, количество граждан, привлекаемых к проведению учебных сборов, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.

Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется в соответствии с расчетом часов по предметам обучения, учебно-тематическим планом и распорядком дня. Варианты указанных документов приведены в приложениях 5 – 7 к Инструкции.

Во время учебных сборов занятия, не связанные с выполнением упражнений стрельб, проводят педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, и преподаватели учебных пунктов совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных соединений (воинских частей).

Обучение граждан стрельбе из стрелкового оружия организуется командирами соединений (воинских частей) и проводится в установленном порядке на стрельбищах или в тирах военнослужащими, при участии педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподавателей учебных пунктов). Для проведения стрельб командиры соединений (воинских частей) назначают ответственных должностных лиц, а также предоставляют оружие и боеприпасы.

До проведения стрельб педагогический работник образовательного учреждения , осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподаватель учебного пункта), детально изучает с обучающимися:

- требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

- устройство и порядок применения стрелкового оружия;

- порядок выполнения упражнений стрельб.

Подготовленность каждого обучающегося к стрельбе проверяется представителем соединения (воинской части) в присутствии педагогического работника образовательного учреждения, осуществляющего обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы. К выполнению упражнений стрельб допускаются обучающиеся, изучившие материальную часть стрелкового оружия и боеприпасы, требования безопасности при проведении стрельб, условия выполняемого упражнения и сдавшие зачет.

Обучающиеся, не сдавшие зачет, к стрельбе не допускаются.

В период проведения занятий по огневой подготовке обучающиеся выполняют упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия и упражнения в метании учебно-имитационных ручных гранат.

При отсутствии условий для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия организуется стрельба из спортивного или пневматического оружия в специально оборудованных местах.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке результатов учебных сборов (приложение 9 к настоящей Инструкции).

Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях (учебных пунктах), заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении (учебном пункте).

Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы.

Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, в образовательном учреждении (учебном пункте) организуется теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов.

В случае отказа отдельных граждан по религиозным мотивам от участия в проведении стрельб и изучения боевого ручного стрелкового оружия решение об освобождении от прохождения данной темы занятий принимает руководитель образовательного учреждения (начальник учебного пункта) на основании обоснованного заявления родителей (законных представителей), которое должно быть представлено руководителю образовательного учреждения (начальнику учебного пункта) до начала учебных сборов.
10. Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые руководителем образовательного учреждения для проведения учебных сборов и предоставляемые в отдел образования и военный комиссариат
Содержание (формы) документов, которые разрабатывает и/или ведет руководитель образовательного учреждения (начальник учебного пункта):

1. Приказ руководителя образовательного учреждения (начальника учебного пункта) «О проведении учебных сборов с учащимися (гражданами), проходящими подготовку по основам военной службы» (Приложение 3 ).

Документ разрабатывается на основе приказа руководителя отдела образования.

База проведения учебных сборов и период их проведения;

Привлекаемый состав, количество участников;

Мероприятия организуемые и проводимые преподавателем-организатором ОБЖ (БЖ), и другими лицами ОУ;

Выполнение мер безопасности в ходе учебных сборов;

Наименование упражнения выполнения стрельб из боевого ручного стрелкового оружия;

Медицинское обеспечение обучаемых при проведении сборов на базе образовательного учреждения;

Организация перевозки обучаемых к местам проведения занятий и обратно;

Организация размещения обучаемых в полевых условиях;

Ответственный за исполнение приказа.

Приказ издает руководитель образовательного учреждения (руководитель организации (учреждения), на базе которой создан УП).

2. Именной список учащихся (юношей) 10-х классов (предвыпускных курсов)

принимающих участие в учебных сборах (Приложение 4 );

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Центра военно-патриотического

и гражданского воспитания

Департамента образования

города Москвы

___________________

«___» _________2009 г.

«СОГЛАСОВАНО»

ректор МИОО Департамента

образования города Москвы

профессор

«___»_____________2009 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЧАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И ИХ ПОДГОТОВКИ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москва 2009 г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЧАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И ИХ ПОДГОТОВКИ ПО ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЖ» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработана под общей редакцией директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания

Программа согласована:

1. с Министерством образования РФ, войсковой частью № 000 5 августа 2009 г. № /2/20028

2. с Московским институтом открытого образования министерства образования и науки Российской Федерации 7 августа 2009 г. №37

Бурденюк В. В – начальник отдела центра военно-патриотического воспитания и подготовки по основам военной службы, полковник запаса.

– главный методист ОБЖ ЮЗОУ, кандидат наук «Почетный работник общего образования РФ», майор запаса.

– методист центра военно-патриотического воспитания и методического обучения учащихся, полковник запаса.

– методист методического обеспечения основам военной службы Центра ВПиГВ, «Отличник народного образования РФ»

Рецензенты:

- Полковник, военный комиссар Гагаринского района Ю

- Заведующий учебно-методической лабораторией МИОО

- Методист района преподаватель ОБЖ «Почетный работник общего образования РФ»

- Преподаватель-организатор ОБЖ «Отличник народного образования РСФСР»

- Председатель РОСТО Ю Москвы кандидат военных наук, полковник запаса

Введение

Программа обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.59), Федеральным законом от 01.01.01 г. «Об образовании», приказом Министера обороны и Министра образования Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 000/1936 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».

В соответствии с требованиями Федерального Закона от 01.01.01 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон "О воинской обязанности и военной службе» и статьи 14 Закона РФ «Об образовании», до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования , в течение двух последних лет обучения

Предлагаемая программа позволяет решить эту задачу. При составлении программы учитывался опыт работы преподавателей ветеранов , военных преподавателей-организаторов ОБЖ.

Проанализированы программы начальной военной подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах СССР и учтены положительные вопросы при составлении данного документа, проведен анализ «Основы военной службы», программы «Основы безопасности жизнедеятельности " для учащихся 10 - 11 классов образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования города Москвы.

В предлагаемой программе за счет уменьшения количества часов на изучение отдельных тем, увеличено количество часов на учебные темы, проводимые на учебных сборах. Это даст возможность провести дополнительное количество уроков на изучение учебных тем и вопросов до начала учебных сборов в воинской части.

Как известно, в мотострелковых подразделениях основным видом боевой подготовки является тактическая подготовка. В интересах этого предмета и осуществляется планирование учебы, например, предлагается изучить тему «Действия солдата в наступлении». Для того, чтобы на данном занятии отработать все вопросы в полном объеме, необходимо до его начала с обучающимися изучить: по огневой подготовке - приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия и правила метания гранат; по радиационной, химической и биологической защите (далее-РХБ защита) - пользование индивидуальными средствами защиты, порядок проведения частичной специальной обработки оружия и санитарной обработки личного состава; по инженерной подготовке – способы и последовательность фортификационного оборудования позиций и их маскировки подручными и табельными средствами; по строевой подготовке - перебежки и переползание. Только после изучения всех этих вопросов можно планировать названное занятие по тактической подготовке на учебных сборах. Именно так проводились занятия при подготовке 5-ти дневных учебных сборов.

Предлагаемая программа разработана с учетом опыта проведения занятий по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В программе отражены задачи обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

ОБЩИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ

1. Подготовка граждан Российской Федерации к военной службе
является составной частью их подготовки к действительной военной службе
в Вооруженных Силах Российской Федерации, обязательным государственным предметом в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях профессионального образования и других типов средних учебных заведений.

Задачи подготовки граждан по основам военной службы до их призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации заключаются в том, чтобы в процессе обучения они усвоили свои конституционные права, уяснили цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Российских Вооруженных Сил и других войск, освоили основы военного дела, приобрели необходимые практические навыки, физическую закалку и психологическую устойчивость и, будучи призванными на действительную военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, смогли безупречно выполнить свой конституционный долг по защите Отечества, успешно овладеть программой боевой подготовки личного состава пополнения, поступившего (призванного) на военную службу, вверенным им вооружением и военной техникой.

2. На подготовку юношей и получение ими начальных знаний в
области обороны и их подготовку по основам военной службы в учебных
заведениях отводится 103 часа. Разработанная программа предусматривает
теоретические и практические занятия в 10-х классах (1 час в неделю).
Обучение в 10-х классах завершается 5-дневными учебными сборами по
35-часовой программе на базе воинских частей.

В 11-х классах (1 час в неделю) заканчивают изучение тем разделов: "Вооруженные Силы Российской Федерации ", конституционные положения закона «О воинской обязанности и военной службе». Углубляют и закрепляют свои знания, полученные в 10-ом классе: основы медицинских знаний, защита без оружия - рукопашный бой , стрелковый спорт.

3. Допризывная подготовка проводится на теоретических, практических, комплексных и контрольных занятиях.

Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. На этих занятиях рассматриваются понятия, определения, основные положения темы, требования устава, наставлений, руководств и даются советы, рекомендации, как использовать полученные знания на других занятиях и при прохождении действительной военной службы.

Практические занятия включают изучение и закрепление техники выполнения приемов, действий и нормативов, решения стрелковых и других задач с использованием оружия, приборов, снаряжения, средств индивидуальной защиты, спортивных снарядов, преодоление полосы препятствий, рукопашного боя, при отработке учебных вопросов, по тактической, строевой подготовке и уставам.

Комплексные занятия включают выполнение приемов, действий, нормативов задач или их комбинаций нескольких разделов программы. Они проводятся в целях закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной физической нагрузки.

Комплексные занятия проводятся в форме игр на местности, эстафет, соревнований.

Контрольные занятия проводятся, как правило, в конце первого года обучения 10-го класса, на учебных сборах после их окончания, и на завершающем этапе обучения в 11-х классах.

На контрольных занятиях учащиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют нормативы, упражнения, задачи, определяемые преподавателями по основам военной службы.

4. Планирование подготовки учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в учебных заведениях, на учебных сборах в воинской части осуществляется в соответствии с требованиями учебной Программы. Оно должно обеспечивать полное выполнение программы, комплексное изучение всех ее разделов в тесной связи с другими предметами обучения.

В каждом учебном заведении составляется понедельный тематический план прохождения занятий на полугодие или учебный год. В расписании занятий учебного заведения указываются учебные часы, отведенные на этот предмет. Для проведения каждого занятия составляется план-конспект или план урока (на усмотрение преподавателя). В плане-конспекте (плане урока) занятия отображаются: тема, метод проведения, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы, распределение учебного времени, материальное обеспечение и ход занятия (при необходимости краткое содержание учебных вопросов).

В целях обеспечения более организованного проведения занятия и привития учащимся практических навыков в выполнении требований уставов каждый класс, учебная группа именуется взводом и делится на отделения. Из числа учащихся приказом директора учебного заведения назначаются командиры взводов и отделений.

Занятия по начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы начинаются с построения взвода (класса) в двухшереножном строю и доклада командира взвода руководителю занятий о наличии и отсутствии учащихся и готовности к занятию. Приняв рапорт, руководитель занятия подходит к середине строя и здоровается с учащимися: «Здравствуйте, товарищи!" Учащиеся отвечают на приветствие громко, четко и согласовано: «Здравия желаем, товарищ майор» (преподаватель, инструктор)!"

На занятиях постоянно должны поддерживаться порядок и организованность. При обращении преподавателя к обучаемому, последний встает, принимает положение «смирно», представляется «учащийся такой-то» (называет фамилию). Если преподаватель занятия обращается к обучаемому по фамилии, последний отвечает: «Я». Получив разрешение сесть, обучаемый говорит: «Есть» и быстро садится. При обращении к преподавателю обучаемый поднимает руку и, получив разрешение, встает, принимает положение «смирно», представляется и задает вопрос.

После окончания занятия (урока) командир взвода с разрешения преподавателя подает команду: «Смирно» или «Встать, смирно». Преподаватель говорит: «До свидания, товарищи», обучаемые согласованно отвечают: "До свидания, товарищ майор" (преподаватель).

Ношение военной формы одежды преподавателями - офицерами запаса и в отставке при проведении занятий рекомендуется.

Обучаемые обязаны прибывать на занятия подготовленными и одетыми по установленной в учебном заведении форме одежды. Форма одежды на очередное занятие устанавливается преподавателем (спортивная или обычная).

5. Годовая или итоговая оценки по начальным знаниям в области обороны и подготовки к военной службе выставляются на основании общей оценки, полученной на учебных сборах и годовой оценки, полученной за учебный год.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении № 11 Приказа Министра обороны РФ и Министра образования РФ от 01.01.2001г. № 96/134.

Гражданам, уклонившимся от учебных сборов по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы.

Методические указания.

Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной площадке. На занятиях по строевой подготовке обучаемые вначале знакомятся с техникой выполнения строевых приемов в целом и по разделениям, а затем тренируются по командам руководителя занятий, и самостоятельно до правильного выполнения строевых приемов.

Совершенствование одиночных строевых приемов проводится, как на специальных занятиях, так и на занятиях по физической, тактической и огневой подготовке, по уставам, а также при всех построениях, передвижениях и при проведении оборонно-спортивных мероприятий.

Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия

Занятие 1. Практическое - 1 час. Обязанности солдата перед построением и в строю. Строи и их элементы. Предварительные и исполнительные команды. Ответ на приветствие на месте.

Занятие 2. Практическое -1 час. Строевая стойка. Выполнение команд «становись», «равняйся», «смирно», «вольно», «головные уборы снять» - надеть». Построение в одну шеренгу и в две шеренги.

Занятие 3. Практическое - 1 час. Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Построение в колонну.

Занятие 4. Практическое -1 час. Строевой шаг. Повороты в движении.

Занятие 5. Практическое - 1 час. Выполнение воинского при­ветствия на месте и в движении. Выполнения приемов с оружием.

Занятие 6. Практическое - 1 час . Выход из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй. Движение строевым шагом, повороты в движении.

Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием

Занятие 1. Практическое -1 час. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.

Тема 3. Строи отделения

Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно. Размыкание и смыкание отделения.

Тема 4. Строи взвода

Занятие 1. Практическое -1 час. Построение в развёрнутый и походный строй. Строевой шаг. Повороты в движении. Выполнения воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Раздел 4. Огневая подготовка

Задачи обучения:

Знать боевые свойства и материальную часть автомата Калашникова и ручных гранат;

Иметь навыки в действиях при оружии и метании ручных гранат;

Ознакомиться с правилами сбережения и хранения стрелкового оружия;

Получить практику в стрельбе из автомата боевыми патронами;

Воспитывать у обучаемых уверенность в превосходстве боевых свойств Российского оружия над боевыми свойствами оружия иностранных армий и сознание необходимости искусного владения оружием.

Методические указания .

Автомат Калашникова АК-74, ручные осколочные гранаты, основы и правила стрельбы вначале изучаются на занятиях, проводимых в учебных кабинетах и в стрелковом тире. В ходе занятии обучаемые приобретают знания по боевым свойствам автомата и гранат, и их общему устройству; им прививают навыки в разборке и сборке, чистке и смазке автомата, знакомят с правилами ухода за стрелковым оружием, его сбережения и хранения, и мерам безопасности при обращении с оружием.

Занятия по огневой подготовке проводить в соответствии с требованиями Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков ВС РФ, (изд.2006 г.) (далее именуется – Курс стрельб). Выбор упражнений стрельб, выполняемых в ходе учебных сборов в воинских частях, и учебных мест проводятся только на основании положения Курса стрельб.

Полученные навыки закрепляются и совершенствуются на занятиях при выполнении начального упражнения учебных стрельб из автомата.

На занятиях по теме 3 обучаемые получают навыки в действиях при выполнении приемов стрельбы, в практическом применении правил стрельбы и метании ручных осколочных гранат. На всех занятиях по этой теме организуется несколько учебных мест в зависимости от целей занятий, а также возможностей учебно-материальной базы. Учебные места №1- по изучению приемов и правил стрельбы, №2- по изучению материальной части и разборки и сборки автомата, №3- по изготовке к стрельбе и однообразию прицеливания.

На учебных местах по изучению приемов и правил стрельбы, материальной части АК и разборке и сборке, обучению однообразию прицеливания используют учебные автоматы, макеты автоматов, пневматические винтовки , командирские ящики и прицельные станки. По содержанию занятия должны обеспечивать наращивание и совершенствование ранее приобретенных знаний, навыков и умений. Их эффективность достигается правильно организованным объективным контролем за действиями обучаемых на учебных местах при выполнении каждого действия.

На учебном месте №1 вопросы отрабатываются под непосредственным руководством руководителя занятия. Руководство действиями обучаемых на учебных места №№ 2-3 осуществляется через заранее подготовленных обучаемых.

Стрельбы из пневматических винтовок проводятся в целях подготовки обучаемых к выполнению начального упражнения стрельб из автомата АК. Они проводятся в оборудованном тире с соблюдением всех мер безопасности.

Стрелять в тире, не обеспечивающим безопасность стрельбы, а также передавать руководство стрельбой кому-либо из обучаемых, категорически запрещается.

При проведении стрельб из пневматической винтовки устанавливается следующий порядок: по команде руководителя стрельбы обучаемые получают пули и изготавливаются к стрельбе и докладывают о готовности к стрельбе, проверив подготовку обучаемых, и убедившись в их готовности к стрельбе, руководитель стрельб подает команду на заряжание оружия и на открытие огня по команде «огонь». Каждый обучаемый производит определенное количество выстрелов и докладывает об окончании стрельбы.

По команде «отбой» оружие разряжается и осматривается, стреляющие подводятся к мишеням, им объявляются результаты.

Стрельба из автомата боевыми патронами организуется и проводится воинскими частями и военными комиссариатами в соответствии с требованиями курса стрельб из стрелкового оружия.

Перед стрельбой проводятся занятия с каждым обучаемым по мерам безопасности, условии выполнения упражнений, материальной части автомата, приемов и правил стрельб с места. Обучаемые, не освоившие материальную часть автомата, не овладевшие приемами и правилами стрельбы, не знающие мер безопасности и условий упражнения, не выполнившие подготовительных упражнение стрельб из пневматической винтовки, к стрельбе боевыми патронами не допускаются.

Тема 1. Материальная часть автомата Калашникова и

ручных осколочных гранат

Занятие 1. Практическое - 1 часа. История создания автоматического оружия в России и их создатели. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принципы работы автомата АК-74 неполная разборка и сборка. Меры безопасности при обращении с оружием.

Занятие 2. Практическое -1 часа. Назначение, устройство частей и механизмов автомата и патронов.

Занятие 3. Практическое - 1 час. Положение частей и механизмов автомата до заряжения и их работа при разряжении и стрельбе.

Занятие 4. Практическое - 1 часа. Совершенствование знаний и навыков по устройству, неполной разборке и сборке автомата.

Занятие 5. Практическое - 1 час. Знакомство с особенностями устройства ручного пулемета Калашникова РПК. Совершенствование знаний по устройству и работе частей и механизмов АК.

Занятие 6. Практическое - 1 час. Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки автомата. Хранение автомата.

Занятие 7. Практическое - 1 час. Осмотр и подготовка автомата и патронов к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения.

Занятие 8. Теоретическое - 1 час. Ручные осколочные гранаты - назначение, хранение, устройство, работа частей и механизмов гранат. Приемы и правила заряжения и метания гранат. Меры безопасности при обращении с гранатами.

Тема 2. Основы и правила стрельбы

Занятие 1. Теоретическое - 1 часа. Явление выстрела. Начальная скорость полета пули. Образование траектории. Пробивное и убойное действие пули. Формула тысячной и ее применение. Прямой выстрел. Прикрытое, поражаемое и мертвое пространство и их практическое значение.

Занятие3. Практическое - 1 час. Назначение прицельного приспособления и элементы наводки. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным целям.

Тема 3. Ведение огня из автомата с места по неподвижным целям

Занятие 1-2. Практическое - 2 часа . Подготовительные занятия перед практическим выполнением стрельбы из автомата АК в воинской части.

Учебное место №1 . Меры безопасности на занятиях. Снаряжение магазина учебными патронами. Изготовка, лежа с упора (принятие положения для стрельбы и заряжание автомата). Производство стрельбы (установка прицела, прицеливание, спуск курка, удержание автомата при стрельбе). Прекращение стрельбы, разряжение и осмотр автомата после стрельбы.

Учебное место №2. Разборка и сборка автомата и изучение положения частей и механизмов автомата до заряжания, при заряжении и стрельбе.

Учебное место №3. Тренировка. Изготовка к стрельбе лежа, заряжение и разряжение автомата, подготовка автомата к осмотру и осмотр АК после стрельбы.

Занятие 4-5. Практическое - 2 часа . Стрельба из: пневматической винтовки: цель - спортивная мишень с кругами №8(9п). Расстояние до цели 5 м (10) м. Количество пуль: 6 (3+3). Положение для стрельбы: лежа с упора или с руки.

Оценка: «отлично» - выбить 20 очков, том числе попасть тремя выстрелами в черный круг; «хорошо» -16 очков, в том числе попасть двумя выстрелами в черный круг; «удовлетворительно» - выбить 12 очков, в том числе попасть в черный круг одним выстрелом.

Примечание: разрешается выполнять упражнение из пневматической винтовки на дистанции 5 или 10 метров по мишени круг диаметром 32 или 64 мм.

Занятие 7. Практическое - 4 часа . Выполнение упражнений начальных стрельб (УНС). Выполнение упражнения учебных стрельб из автомата Калашникова. Выдается 15 патронов, стрельба ведется из положения лёжа-5 патронов, с колена-5 патронов, стоя-5 патронов.

Цели: грудная фигура с кругами (мишень №4) на щите 0,75x0,75 мм, неподвижная; бегущая фигура (мишень №8) неподвижная (падающая при поражении).

Оценка (поразить цели при этом выбить): «отлично» - 25 очков, «хорошо» - 20 очков, «удовлетворительно» -15. Количество выбитых очков определяется по попавшим в фигуру пулям.

Раздел 5. Тактическая подготовка

Задачи обучения:

Знать организацию мотострелкового отделения, основы боевых действий и обязанности солдата в бою;

Уметь выполнять действия солдата в наступлении, обороне и разведке;

Ознакомиться с приемами борьбы с танками и ведением огня по самолетам и вертолетам противника;

Воспитывать у обучаемых мужество, чувство товарищеского коллективизма, готовности к взаимопомощи, физической выносливости психологической устойчивости и другие высокие морально-боевые качества необходимые для выполнения боевой задачи.

Методические указания .

Тактическая подготовка является одним из важнейших разделов обучения. Она наиболее полно обеспечивает комплексное изучение молодежью вопросов ОВС, выработки навыков и приёмов действий в обороне и наступлении.

Действиям солдата в бою юноши обучаются на тактических занятиях, проводимых в оборудованных учебных кабинетах, на местности и

в воинской части.

На практических занятиях по тактической подготовке преподаватель, (инструктор) вводит обучаемых в тактическую обстановку. Затем показывает и разъясняет технику выполнения приема (действия), после чего тренирует обучаемых в начале по элементам, а затем в целом.

Тема 1. Организация и боевые возможности мотострелкового отделения

Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Организация отделения. Штатное вооружение и боевая техника. Боевые возможности отделения.

Тема 2. Основы боевых действий

Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Характеристика современного боя, цель и виды боя. Средства поражения противника, их условные тактические обозначения.

Занятие 2. Теоретическое - 1 час. Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач воинами и подразделениями.

Занятие 3. Теоретическое - 1 час. Боевой и походный порядок отделения. Обеспечение боевых действий отделения (разведка, охранение, маскировка, инженерное, тыловое и техническое обеспечение, РХБ защита от оружия массового поражения).

Занятие 4. Теоретическое - 1 час. Управление отделением. Обязанности солдата в бою.

Тема 3. Действия солдата в бою

Занятие 1. Практическое -1 час. Способы передвижения солдата на поле боя при действиях в пешем порядке. Действия по вспышке ядерного взрыва.

Занятие 2. Практическое - 1 час. Действия при подготовке к атаке и порядок движения в атаку из окопа. Приемы уничтожения противника в ходе атаки (ручными гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою).

Занятие 3. Практическое - 1 час. Выбор и занятие огневой позиции (места для стрельбы) в обороне. Оборудование и маскировка окопа. Отражение атаки танков и пехоты.

Занятие 4. Практическое - 1 час. Действия солдата в наступлении. Выдвижение солдата в колонне при наступлении с ходу и занятие им места в боевом порядке отделения. Преодоление заграждений по проходам и атака. Приемы уничтожения противника в траншее огнем, гранатами и в рукопашном бою, овладение объектом атаки. Действия на местности зараженной радиоактивными (отравляющими) веществами.

Занятие 5. Практическое - 2 часа. Действия солдата в обороне. Занятие солдатом места на огневой позиции отделения. Действия при применении противником ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия. Отражение атак танков и пехоты противника. Ведение огня по наземным и воздушным целям.

Раздел 6. Прикладная физическая подготовка

Задачи обучения:

Совершенствовать физическую выносливость, силу, психологическую подготовку полученную на занятиях;

Уметь преодолевать препятствия единой полосы препятствий.

Тема 1.Физическая подготовка

Занятие 1-2. Практическое - 2 часа. Выполнение физических упражнений для мышц рук, туловища и ног, упражнение на перекладине (подтягивание, выход силой, подъем переворотом, поднос прямых ног). Челночный бег 10x10 м, бег на 100 м, 200 м; поднимание гири 16 и 24 кг. Спортивная эстафета.

Тема 2. Преодоление препятствий

Занятие 1 Практическое -1 час. Ознакомление с единой полосой препятствий. Объяснение порядка выполнения упражнений. Ознакомление с преодолением отдельных препятствий и тренировка в их выполнении.

Занятие 2. Практическое - 1 час. Тренировка в преодолении отдельных препятствий и групп препятствий единой полосы препятствий. Выполнение упражнений.

Занятие 3. Практическое - 1 час. Совершенствование навыков в преодолении препятствий и выполнение упражнений на единой полосе препятствий. Проведение соревнований на личное и командное первенство.

Тема 4. Спортивные соревнования

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Летний и зимний биатлон с троеборьем (лыжи или бег с препятствиями и стрельба из пневматического оружия)

Занятие 2-5. Практическое - 4 часа. Военно-спортивная эстафета. 1. Бег на 100м. 2. Разборка АК-Отжимание от пола. 4. Надевание общевойскового защитного комплекта. 5. Преодоление лабиринта полосы препятствий (или других препятствий). 6. Сборка АК-74.

Примечание : Занятия по теме 4 занятие 2-5 во внеурочное время.

Раздел 7. Гражданская оборона. Её предназначение и задачи

по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций

мирного и военного времени

Тема 1. Организация Российской системы предупреждения

и действий в чрезвычайных ситуациях

Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Чрезвычайные ситуации. Осно­вные понятия. Организация РСЧС: предназначение, структура, задачи РЧС. Способы и средства защита населения.

Занятие 2. Теоретическое - 1 час . Гражданская оборона - составная часть РСЧС. Московская городская система ГОЧС. Структура ГОЧС на объекте. Особенности организации ГО учебного заведения. Структура ГОЧС. Организация и проведение мероприятий по защите учащихся и постоянного состава.

Тема 2. Средства индивидуальной и коллективной

защити и правила пользования ими

Занятие 1. Теоретическое -1 час . Средства коллективной защиты. Убежища. Противорадиационные укрытия. Укрытия про­стейшего типа. Правила поведения в укрытиях.

Занятие 2. Теоретическое - 2 часа . Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Правила пользования противогазом, респиратором и средствами защиты органов дыхания от окиси углерода. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК).Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Сигналы и средства оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении (РХБ заражении). Способы действий личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения при нахождении на месте и в движении, на открытой местности.

Средства обозначения границ района заражения (объекта) радиоактивными, химическими веществами и биологическими средствами.

Преодоление зараженной местности в пешем порядке, правильное использование средств индивидуальной защиты. Проведение частичной специальной обработки вооружения и предметов экипировки, санитарная обработка личного состава.

Тема 3. Современные средства поражения и поражающие факторы

Ядерное, химическое и бактериологическое оружие

Занятие 1. Теоретическое - 1 час. История создания ядерного оружия. Характеристика ядерного оружия. Виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва и способы защиты от них. Особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов . Очаг ядерного поражения, его характеристика. Зоны разрушений в очаге поражения, их характеристика. Зоны радиоактивного заражения и уровень радиации. Общее понятие о дозе облучения, уровнях радиации.

Занятие 2. Теоретическое -1 час. Химическое оружие противника. Характеристика отравляющих веществ, их поражающие свойства и способы зажиты от них. Очаг химического заражения и его характеристика. Бактериологическое (биологическое) оружие, признаки его применения. Характеристика бактериальных средств, их поражающие действия. Мероприятия, проводимые по защите (карантин и обсервация).

Примечание : Занятия темы 3 проводятся в период прохождения учебных сборов на базе воинской части.

Тема 4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени

Занятие 1-2. Теоретическое -2 часа. Системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Раздел 8. Основы медицинских знаний и правила оказания

первой медицинской помощи

Задачи обучения :

Уметь оказать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах, кровотечениях, переломах костей, при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания;

Оказать медицинскую помощь при радиационных поражениях и поражениях отравляющими веществами;

Знать назначение и устройство средств медицинской защиты, аптечки АИ-2, индивидуального пакета ИПП-8.

Знать:

Порядок оказания первой помощи при воздействии ядерного, химического и биологического оружия;

- назначение, устройство и правила пользования индивидуальными медицинскими средствами защиты.

Тема 1. Первая медицинская помощь при травмах,

Нормы международного гуманитарного права;

Назначение и боевые свойства личного оружия;

Средства массового поражения и их поражающие факторы;

Правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования, МВД России, ФСБ России, МЧС России

уметь:

Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Пользоваться средствами индивидуально и коллективной защиты;

Оценивать уровень своей подготовки и осуществлять сознательное самоопределение по отношению к военной службе;

Использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинской учет;

Выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

Вести стрельбу из автомата по неподвижным целям;

Владеть навыками безопасного обращения с оружием;

Обращаться с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

Выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

Выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения.

Понедельный тематический план

прохождения программы «Основы военной службы» с учащимися 10 классов

в образовательном учреждении ГОУ СОШ №_____ на 1-е полугодие г.

месяцы и номера недель

№ и наименование раздела

Всего часов

Вводная тема

1. Вооруженные силы России

1 -1

1 -2

1 -3

2 -1

2 -2

2 -3

2.Уставы Вооруженных сил

2 -1

2 -2

3.Строевая подготовка

1 -1

1 -2

1 -3

4. Огневая

подготовка

1 -1

1 -2

3 -4

1 -3

5. Тактическая

подготовка

1 -1

6. Прикладная

физ. подготовка

7. Гражданская

оборона ГОЧС

8. Основы медицинских знаний Охрана здоровья

9.Контрольные занятия

Понедельный тематический план прохождения программы «Основы военной службы» с учащимися 10 классов

в образовательном учреждении ГОУ СОШ №______ на 2 полугодие г.

месяцы и номера недель

№ и наименование раздела

Всего часов

Вводная тема

1.Вооруженные силы России

2.Уставы Вооруженных сил

2 - 3

3 - 1

3.Строевая подготовка

4.Огневая подготовка

5.Тактическая подготовка

2 - 1

2 - 2

2 - 3

2 - 4

3 - 1

3 - 2

7.Гражданская оборона ГОЧС

1 - 1

1 - 2

2 - 1

2 - 2

2 - 3

2 - 4

2 - 5

8.Основы медицинских знаний

9.Контрольные занятия

Примечание: в числителе номер темы и номер занятия, в знаменателе количество часов

Понедельный тематический план прохождения программы «Основы военной службы» с учащимися 11 классов

в образовательном учреждении ГОУ СОШ №______ на 1 полугодие г.

месяцы и номер недель

№ и наименование раздела

Всего часов

сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Вводная тема

1.Вооруженные силы России

3 -1

3 -2

4 -1

5 -1

5 -2

5 -3

6 -1

6 -2

7 -1

7 -2

7 -3

2.Уставвы Вооруженных сил

3.Строевая

подготовка

1 -5

1 -6

4.Огневая

подготовка

3 -5

3 -6

5.Тактическая

подготовка

6.Прикладная физическая подготовка

4 -1

4 -2

7.Гражданская оборона ГОЧС

8.Основы медицинских знаний Охрана

здоровья

9.Контрольные занятия

Примечание: в числителе номер темы и номер занятия, в знаменателе количество часов

Понедельный тематический план прохождения программы «Основы военной службы» с учащимися 11 классов в образовательном учреждении ГОУ СОШ №______ на 2 полугодие г.

Месяцы и номера недель

№ и наименование раздела

Всего часов

январь февраль март апрель май

Вводная тема

1. Вооруженные

силы России

8 -1

8 -2

8 -3

8 -4

2.Уставы Вооруженных сил

2 -3

2 -4

3. Строевая

подготовка

2 -1

4. Огневая

подготовка

3 -1

3 -4

5. Тактическая

подготовка

6. Прикладная

физическая подготовка

4 -1

4 -2

7. Гражданская

оборона ГОЧС

8. Основы медицинских знаний. Охрана здоровья

1 -3

1 -4

1 -5

1 -6

9.Контрольные занятия

Примечание: в числителе номер темы и номер занятия, в знаменателе количество часов

Приложение 1

МИШЕНИ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Мишень П-9 на расстоянии 10м. Мишень П-8 на расстоянии 5м.


МИШЕНЬ "П" - 8


Приложение 2

ПРИКАЗ

Директора общеобразовательной средней школы №_____________________

От« » __________ 200 г. № г. Москва

на основании Закона РФ от 01.01.01 г. "0 вне­сении изменений в Федеральный закон "0 воинской обязанности и во­енной службе" и ст. 14 Закона РФ "Об Образовании" принятого 6.06.05г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Проведение занятий по курсу ОБЖ и «Основ военной службы» возложить на преподавателя-организатора ОБЖ. Для проведения занятий по основам медицинских знаний привлечь медицинских работников, а также преподавателей, прошедших обучение по программе подготовки медицинских сестер и учителей биологии.

2. При проведении занятий по разделу «Основы военной службы» на занятия привлекать только юношей. С девушками в это время проводить занятия отдельно, по углубленному изучению «Основ медицинских знаний».

3. В период проведения с юношами 5-ти дневных учебных сборов по «Основам военной службы» (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время), с девушками организовать занятия по специальной программе «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

4. Внести необходимые дополнения в разделы программы курса ОБЖ, дополнив этот раздел с учетом предстоящих учебных сборов (Для занятий во внеурочное время)

5. Проведение занятий на уроках физкультуры направить на выработку у учащихся выносливости, силы, ловкости и других качеств с учетом требований военно-прикладных видов спорта.

6. Обязать учащихся прибывать на занятия в исправной одежде, имея опрятный вид. Форма одежды на каждое занятие (устанавливается преподавателем ОБЖ и допризывной подготовки) спортивная или обычная.

7. На занятиях по «Основам военных знаний» учащиеся обязаны выполнять требования воинских уставов, правил мер безопасности, правил поведения и дисциплины. В случае невыполнения этих требований, выставляется в журнал учета занятий оценка - неудовлетворительно.

8. Классным руководителям требования приказа обсудить на классном собрании и довести до родителей.

9. Одной из главных задач при проведении занятий и других мероприятий считать военно-патриотическое воспитание учащихся.

Директор школы /________________ /

Приложение 3

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Председатель профсоюзной Директор средней школы №____

Организации школы №______

______________________________________________ /_____________ /

ИНСТРУКЦИЯ

4. Соблюдать правила личной и общественной гигиены, на занятия пребывать имея опрятный внешний вид, в исправной, чистой и выглаженной одежде (учащиеся, имеющие плохой внешний вид, к занятиям не допускаются).

5. Активно участвовать в жизни школьной организации РОСТО и военно-спортивных мероприятиям.

6. Настойчиво готовиться к службе в Вооруженных Силах России и заниматься физкультурой и спортом.

7. Строго и точно выполнять требования безопасности, особенно быть внимательными при выполнении стрельб из боевого и пневматического оружия.

8. Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Преподаватель ОБЖ-ОВС Школы №

Приложение 5

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор средней школы №

ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ПО КЛАССУ

Дежурный по классу назначается из числа учащихся класса и отвечает за сохранность и целостность учебного имущества и наглядных пособий кабинета ОБЖ или других учебных мест и за поддержание внутреннего распорядка.

ДЕЖУРНЫЙ ПО КЛАССУ ОБЯЗАН:

Подготовить кабинет ОБЖ или учебные места к занятию;

Следить за соблюдением учащимися выполнения правил внутреннего распорядка и поведения;

Не допускать случаев порчи учащимися учебного имущества, стендов, наглядных пособий, а в случае обнаружения нарушений немедленно доложить военному руководителю школы;

Во время перерыва занятий находиться в военном кабинете и следить за вьполнением учащимися правил поведения;

По окончании урока привести военный кабинет в готовность к следующему занятию.

Преподаватель ОБЖ-ОВС Школы №

Приложение 6

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор средней школы №

ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ВЗВОДА (КЛАССА)

Командир взвода (класса) назначается из числа учащихся и отвечает за
воспитание, дисциплину, успеваемость учащихся взвода (класса), он подчиняется преподавателю ОВС школы.

Командир взвода (класса) обязан:

1. Знать деловые и моральные качества учащихся взвода, а также имя, фамилию и год рождения, успехи и недостатки каждого учащегося в учебе и поведении.

2. Строго следить за соблюдением дисциплины учащимися взвода, его внешним видом и за соблюдением правил личной гигиены.

3. Обеспечивать прибытия учащихся класса на занятия точно в установленное время.

4. Следить за посещаемостью занятий, знать причины отсутствия учащихся на занятии.

5. Перед началом занятий строить взвод и докладывать преподавателю по установленной форме.

6. Назначать дежурных по классу и контролировать выполнение ими своих обязанностей.

7. Докладывать военному руководителю о пожеланиях и просьбах учащихся, об их проступках и мерах по их предупреждению, а также о случаях утери или порчи учебной техники и наглядных пособий.

8. Требовать выполнения мер безопасности на занятиях, стрельбе, при работе с техникой и вооружением.

Преподаватель ОБЖ-ОВС

Приложение 7

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор средней школы №

ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ

Командир отделения назначается из числа учащихся взвода (класса) и отвечает: за дисциплину, строевую выправку и опрятный внешний вид учащихся, за правильное использование учащимися учебной техники и наглядных пособий. Он подчиняется командиру взвода (класса) и преподавателю

Командир отделения обязан:

1. Знать каждого учащегося отделения: его имя, фамилию и год рождения, личные качества, успехи и недостатки в учебе и поведении.

2. Требовать выполнения подчиненными соблюдения дисциплины и выполнения воинских уставов во время занятий.

3. В установленное время строить учащихся отделения, проверять их наличие, внешний вид и требовать устранения недостатков.

4. Докладывать командиру взвода (класса) о пожеланиях и просьбах учащихся, об их проступках и других нарушениях в выполнении ими своих обязанностей.

5. По приказанию командира взвода назначать дежурных по классу и контролировать выполнение ими своих обязанностей.

6. Следить за сохранностью учебного имущества и требовать от подчиненных учащихся бережного отношения к учебной технике и наглядным пособиям.

7. Строго следить за соблюдением подчиненными правил безопасности на занятиях, стрельбах, при работе с учебной техникой и оружием.

Преподаватель ОБЖ-ОВС Школы №

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный Закон от 01.01.01 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статьи 14 Закона РФ «Об образовании» от 01.01.01 г.

3. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил РФ, 1993 г

Учебные пособия раздела «Основы военной службы» 1."Вооруженные Силы России", под редакцией директора Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы Акчурина Р. С, изд. 2005 г.

3.Боевые традиции вооруженных Сил РФ. Символы воинской чести. Автор изд., 2001 г.

4.Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. Автор, изд. 2001 г. Журнал «Военные знания».

5.Учебное пособие для преподавателей ОБЖ старших классов под редакцией Сюнькова В. Я., изд. 2005 г.

6.Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке (библиотека военного руководителя начальной военной подготовки) Министерства Обороны СССР, 1988 г.

7.Учебник «Основ безопасности жизнедеятельности» 1-2 часть, изд. 2003 г., автор

8.Учебник начальной военной подготовки, изд. Министерства Обороны СССР,1989 9.Программы начальной военной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР, изд. Министерства Обороны СССР 10.Организация занятия по тактической подготовке. Автор. изд. Министерства Обороны СССР, 1987 г. 11.Боевой Устав сухопутных войск., изд. Министерства Обороны РФ. 1996г 12. Приказ Министра Обороны РФ и Министра Образования РФ «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» от 01.01.01 г. № 000/1936 г. Москвы.

Введение...................................................................................... 2

Общие организационные указания................................................ 4

Раздел 1. Вооруженные Силы России ………………………………… 8

Раздел 2. Уставы Вооруженных Сил РФ............................................ 10

Раздел 3. Строевая подготовка.......................................................... 12

Раздел 4. Огневая подготовка................................................... 14

Раздел 5. Тактическая подготовка........................................................ 17

Раздел 6. Физическая подготовка......................................................... 20

Раздел 7. Гражданская оборона ……………………………………….... 20

Раздел 8. Основы медицинских зданий …………………….. ………… 22

Понедельный тематический план 24- 27

Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134
"Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах"

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 225; 2009, N 25, ст. 3064) приказываем:

1. Утвердить Инструкцию об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (приложение к настоящему приказу).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление) и заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Калину И.И.

Министр обороны
Российской Федерации

А. Сердюков

Министр образования и науки
Российской Федерации

А. Фурсенко

Регистрационный N 16866

Определен порядок обучения российских граждан в области обороны и подготовки по основам военной службы. Мероприятия проводятся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профобразования, в учебных пунктах.

Задачи обучения - сформировать морально-психологические и физические качества гражданина, необходимые для военной службы, воспитать патриотизм, уважение к вооруженным силам, изучить основные положения законодательства в сфере обороны государства, приобрести навыки по гражданской обороне и др.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Она включает в себя предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с полосой препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Основам военной службы обучают педагогические работники образовательных учреждений. Они подбираются совместно с военным комиссариатом.

В образовательных учреждениях создаются учебные пункты. Здесь могут получить знания граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в самих учреждениях и не прошедшие подготовку по основам военной службы. Создаются учебные группы по 20-30 человек в каждой. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Их продолжительность - 2-3 часа.

В конце обучения граждане сдают зачеты. Создается специальная комиссия.

На базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск, формирований и органов ежегодно проводятся учебные сборы. К ним привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и учебных пунктах. Исключения - лица, освобожденные от сборов по состоянию здоровья. Продолжительность учебных сборов - 5 дней (35 учебных часов).

Установлены нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений, требования безопасности при проведении стрельб, рекомендуемый порядок оценки результатов учебных сборов. Приведен образец учебно-тематического плана.

Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах"


Регистрационный N 16866


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


13. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
14. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно- материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения * , спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
15. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется педагогическими работниками образовательных учреждений.
16. Подбор кандидатов на должности педагогических работников, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, проводится образовательным учреждением совместно с военным комиссариатом.
17. Обучение граждан женского пола начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в добровольном порядке.
18. Военные комиссариаты сведения об обучении граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях вносят в графу «Образование» учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663».
19. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях, не прошедшие подготовку по основам военной службы, получают начальные знания в области обороны и проходят подготовку по основам военной службы в учебных пунктах, которые создаются при образовательных учреждениях.
20. Учебные пункты создаются в муниципальных образованиях, в которых проживает двадцать и более граждан, подлежащих призыву на военную службу, не прошедших подготовку по основам


* Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

военной службы.
Если в муниципальном образовании проживает менее двадцати граждан, подлежащих призыву на военную службу, не получивших начальные знания в области обороны и не прошедших подготовку по основам военной службы, создаются объединенные учебные пункты для обучения и подготовки граждан из нескольких муниципальных образований.
21. Необходимость создания учебных пунктов определяется военным комиссариатом на основании согласованных с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, данных о численности граждан, не прошедших подготовку по основам военной службы.
22. Учебные пункты создаются по решению главы органа местного самоуправления, в котором указываются: перечень учебных пунктов, порядок их создания, время начала и окончания подготовки граждан по основам военной службы, порядок организации учебного процесса; порядок финансирования учебного пункта и др.
23. Учебный пункт должен иметь специальный оборудованный кабинет для организации и проведения занятий по основам военной службы, оснащенный наглядными пособиями и стендами в соответствии с учебной программой.
24. Руководитель образовательного учреждения, при котором создан учебный пункт, несет ответственность за своевременное и полное оборудование учебного пункта, за сохранность учебного оборудования, имущества и пособий для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
25. Руководство организацией подготовки граждан по основам военной службы в учебном пункте возлагается на начальника учебного пункта, а непосредственная организация и проведение занятий с гражданами - на преподавателя, которые назначаются на должности руководителем образовательного учреждения, при котором создается учебный пункт, по согласованию с представителем военного комиссариата из числа пребывающих в запасе офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин.
26. Ежегодно перед началом занятий с начальниками учебных пунктов и педагогическими работниками, осуществляющими подготовку по основам военной службы, проводятся учебно-методические сборы.
Организация и проведение учебно-методических сборов возлагаются на военные комиссариаты.
Военный комиссариат разрабатывает и согласовывает с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, план проведения учебно-методических сборов.
В плане предусматриваются: место и время проведения учебно- методических сборов, состав участников, лица, ответственные за организацию и проведение учебно-методических сборов, методическое обеспечение учебно- методических сборов, вопросы взаимодействия с соединениями (воинскими частями).
К проведению занятий на учебно-методических сборах привлекаются представители военных комиссариатов, педагогические работники образовательных учреждений, работники органов здравоохранения, территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороной, офицеры соединений и воинских частей.
27. Направление граждан в учебные пункты (объединенные учебные пункты) для подготовки по основам военной службы, комплектование учебных групп и контроль за прохождением подготовки осуществляют военные комиссариаты.
Выявление граждан, подлежащих обучению, осуществляется военным комиссариатом при первоначальной постановке граждан на воинский учет. На этих граждан составляется именной список. Список граждан, направляемых для обучения в учебные пункты, оформляется приказом военного комиссара.
28. Для обеспечения обучения граждан в учебном пункте издается приказ руководителя образовательного учреждения, при котором создан учебный пункт, об организации и порядке проведения занятий, разрабатывается учебный план на весь период обучения и расписание занятий на месяц. К приказу прилагается список граждан, направленных для обучения в учебном пункте.
29. Для проведения занятий в учебном пункте (объединенном учебном пункте) создаются учебные группы. Учебные группы комплектуются гражданами с учетом сроков их призыва на военную службу. Количество граждан в учебной группе (в зависимости от общей численности в учебном пункте) устанавливается от 20 до 30 человек.
Обучение в учебных пунктах с учетом проведения учебных сборов с обучающимися должно заканчиваться до начала призыва на военную службу.
Занятия в учебных пунктах проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 2-3 часа.
30. Оценка знаний проводится путем приема зачетов. Для приема зачетов создается комиссия в составе председателя органа местного самоуправления (председатель комиссии), представителей военного комиссариата, образовательных учреждений и территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороны * .
По результатам проведения зачетов составляется ведомость приема зачетов и оформляются справки. В справке указываются сведения об усвоении учебной программы обучающимися и состоянии учебно-материальной базы учебного пункта, отмечаются положительные стороны и недостатки обучения.
К справке прилагается список граждан, завершивших подготовку по основам военной службы и заверяется военным комиссаром.
31. По окончании зачетов гражданам вручаются справки (приложение N 2 к настоящей Инструкции).
Списки граждан, прошедших подготовку по основам военной службы в учебных пунктах (приложение N 3 к настоящей Инструкции), ежегодно к 25 марта и 25 сентября направляются в военные комиссариаты.
Военные комиссариаты вносят сведения о подготовке граждан по основам военной службы в учебных пунктах в графу «Образование» учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400).
32. Начальники учебных пунктов ежегодно до 1 августа представляют в военные комиссариаты сведения о состоянии подготовки граждан по основам военной службы (приложение N 4 к

настоящей Инструкции).
33. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов. К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.
34. Планирование и организация учебных сборов осуществляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и руководителями образовательных учреждений (начальниками учебных пунктов) совместно с военными комиссарами и командирами соединений (воинских частей), на базе которых проводятся учебные сборы.
35. Продолжительность учебных сборов - 5 дней (35 учебных часов). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.
36. Учебные сборы проводятся на базе соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где нет соединений и воинских частей, учебные сборы организуются на базе региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях.
37. Организация учебных сборов осуществляется в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), согласованным с военным комиссаром (далее именуется -распоряжение), в котором указываются места и время проведения учебных сборов, методическое обеспечение сборов, вопросы взаимодействия с соединениями и воинскими частями, порядок финансирования учебных сборов, а также вопросы организации жизни и быта граждан на учебных сборах (проживание, организация питания, медицинское обеспечение, доставка граждан к месту сборов) и назначаются ответственные руководители.
38. На основании распоряжения руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, формируют списки администрации учебных сборов и представляют их на утверждение главе муниципального образования.
В состав администрации учебных сборов назначаются: начальник учебного сбора, начальник штаба учебного сбора и его заместители (по воспитательной работе и по хозяйственной части). Руководители образовательных учреждений для оказания помощи педагогическим работникам образовательных учреждений, осуществляющим обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, при необходимости выделяют дополнительно учителей- предметников.
39. Начальник учебных сборов осуществляет общее руководство подготовкой и проведением сборов, контроль за своевременной разработкой документов, регламентирующих их проведение, подготовку должностных лиц сборов; за согласование вопросов организации и порядка проведения сборов; за организацию взаимодействия образовательного учреждения (учебного пункта) с военным комиссариатом и соединением (воинской частью), привлекаемыми к подготовке и проведению сборов; за организацию и состояние учебной и воспитательной работы, хозяйственную и финансовую деятельность, соблюдение мер безопасности.
40. Начальник штаба учебного сбора непосредственно разрабатывает план подготовки и проведения учебного сбора, расписание занятий, распорядок дня, организует размещение и перевозку граждан к местам проведения занятий и обратно, составляет заявки на получение необходимого имущества, организует и руководит внутренней службой на сборе, составляет смету расходов учебного сбора.
41. Заместитель начальника учебного сбора (по воспитательной работе) организует мероприятия по военно-патриотическому воспитанию граждан, осуществляет контроль за их дисциплиной и морально- психологическим состоянием. Осуществляет разработку планов мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, участвует в разработке плана спортивных мероприятий, изучает нужды и запросы граждан и принимает меры по их удовлетворению.
42. Заместитель начальника сборов (по хозяйственной части) занимается материальным обеспечением сборов, совместно с командованием соединения (воинской части) организует размещение, питание и медицинское обеспечение граждан, получает и выдает имущество, предусмотренное планом подготовки и проведения сборов, обеспечивает сохранность и ведет учет материальных средств. После окончания сборов сдает полученное во временное пользование имущество и другие материальные средства, отчитывается перед командованием соединения (воинской части) за израсходованные продукты питания.
43. Руководитель образовательного учреждения (начальник учебного пункта) и педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподаватель учебного пункта), совместно с представителем военного комиссариата заблаговременно согласовывают с соединением (воинской частью): время и порядок проведения Зс чятий, количество граждан, привлекаемых к проведению учебных сборов, пункты размещения обучаемых в районе проведения сборов, маршруты безопасного движения их к местам занятий, требования к безопасности на занятиях и другие вопросы.
44. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется в соответствии с расчетом часов по предметам обучения, учебно-тематическим планом и распорядком дня. Варианты указанных документов приведены в приложениях N 5 - 7 к настоящей Инструкции.
Организация учебных сборов при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях может осуществляться путем ежедневных выездов (выходов) в поле, на стрельбище (в тир), а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей по программам учебных сборов, согласованным с военным комиссаром.
45. Во время учебных сборов занятия, не связанные с выполнением упражнений стрельб, проводят педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, и преподаватели учебных пунктов совместно с военнослужащими, специально назначенными от закрепленных соединений (воинских частей).
46. Обучение граждан стрельбе из стрелкового оружия организуется командирами соединений (воинских частей) и проводится в установленном порядке на стрельбищах или в тирах военнослужащими, при участии педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподавателей учебных пунктов). Для проведения стрельб командиры соединений (воинских частей) назначают ответственных должностных лиц, а также предоставляют оружие и боеприпасы.
Штабом соединения (воинской части) при разработке плана боевой подготовки соединения (воинской части) на новый учебный год в один из его разделов включаются мероприятия по проведению учебных сборов с обучающимися в образовательных учреждениях и учебных пунктах, закрепленных за соединением (воинской частью) приказом командующего войсками военного округа. В приложение к указанному плану отдельной строкой включается расход боеприпасов при проведении стрельб с обучающимися.
47. Для руководства и обслуживания стрельб, а также обеспечения мер безопасности во время стрельбы приказом по соединению (воинской части) назначаются старший руководитель стрельб, начальник оцепления, дежурный врач (фельдшер) с санитарной машиной и артиллерийский техник (мастер). Кроме того, старший руководитель стрельб назначает руководителей стрельб на участках, наблюдателей и начальника пункта боевого питания. При стрельбах на одном участке обязанности руководителя стрельб на участке возлагаются на старшего руководителя стрельб. Требования безопасности при проведении стрельб приведены в приложении N 8 к настоящей Инструкции.
48. До проведения стрельб педагогический работник образовательного учреждения, осуществляющий обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (преподаватель учебного пункта), детально изучает с обучающимися: требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; устройство и порядок применения стрелкового оружия; порядок выполнения упражнений стрельб.
Подготовленность каждого обучающегося к стрельбе проверяется представителем соединения (воинской части) в присутствии педагогического работника образовательного учреждения, осуществляющего обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы (педагогического работника учебного пункта, осуществляющего подготовку по основам военной службы). К выполнению упражнений стрельб допускаются обучающиеся, изучившие материальную часть стрелкового оружия и боеприпасы, требования безопасности при проведении стрельб, условия выполняемого упражнения и сдавшие зачет. Обучающиеся, не сдавшие зачет, к стрельбе не допускаются.
49. В период проведения занятий по огневой подготовке обучающиеся выполняют упражнения начальных стрельб из стрелкового оружия и упражнения в метании учебно-имитационных ручных гранат.
50. В муниципальных образованиях, где нет соединений и воинских частей, проведение стрельб организуется военным комиссаром на стрельбищах и в тирах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба, Общероссийской общественно- государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и других организаций Российской Федерации (по согласованию с ними).
Организация стрельб осуществляется руководителями указанных органов и организаций в установленном ими порядке.
При отсутствии условий для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия организуется стрельба из спортивного или пневматического оружия в специально оборудованных местах.
51. Обеспечение питанием граждан, привлекаемых для прохождения сборов, организуемых на базе соединений и воинских частей, осуществляется соединением (воинской частью) по нормам общевойскового пайка после предварительной оплаты образовательным учреждением (учебным пунктом) его стоимости по учетным ценам, сложившимся на день отпуска, и расходов на приготовление пищи в размере 20 процентов стоимости пайка (без учета стоимости хлеба), а при проведении учебных сборов при образовательных учреждениях, других организациях - силами и средствами, определяемыми решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Перевозка обучающихся к местам проведения занятий и обратно может осуществляться автомобильным транспортом соединения (воинской части), на базе которой проводятся учебные сборы. Отпуск горючего и смазочных материалов на эти цели осуществляется после предварительной оплаты их стоимости.
Обеспечение палаточным фондом и постельными принадлежностями при размещении обучающихся в полевых условиях производится за счет имущества соединения (воинских частей), бывшего в употреблении, годного к дальнейшей эксплуатации, путем выдачи его во временное пользование.
52. Медицинское обеспечение обучающихся в период проведения учебных сборов, организуемых на базе соединения, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и органов, осуществляется в установленном порядке штатными силами и средствами медицинской службы, а при проведении сборов на базе региональных центров по подготовке граждан к военной службе, военно- патриотических молодежных и детских общественных объединений, оборонно-спортивных лагерей или при образовательных учреждениях - силами и средствами, определяемыми решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
При необходимости стационарного лечения обучающиеся могут направляться в ближайшие медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, для чего каждый обучающийся по прибытии на сборы должен иметь при себе страховой медицинский полис.
53. Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке результатов учебных сборов (приложение N 9 к настоящей Инструкции).
Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях (учебных пунктах), заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении (учебном пункте).
Гражданам, уклонившимся от учебных сборов, выставляется неудовлетворительная оценка за сборы.
Для граждан, не прошедших учебные сборы по уважительным причинам, в образовательном учреждении (учебном пункте) организуется теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов.
В случае отказа отдельных граждан по религиозным мотивам от участия в проведении стрельб и изучения боевого ручного стрелкового оружия решение об освобождении от прохождения данной темы занятий принимает руководитель образовательного учреждения (начальник учебного пункта) на основании обоснованного заявления родителей (законных представителей), которое должно быть представлено руководителю образовательного учреждения (начальнику учебного пункта) до начала учебных сборов.
54. Контроль за организацией обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовкой по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приложение №1 к Инструкции (п. 14)

материально-технического оснащения образовательных учреждений

для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их

подготовки по основам военной службы