Кто впервые стал использовать название средние века. Были ли Средние века тёмными? Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктрины

«Средние века» - это термин, придуманный гораздо позже времени, им обозначенного. Введен он был изначально, для того, чтобы определять время строгого запрета на все, что было связано с Античностью. Это был период, последовавший за распадом Западной Римской империи, и продолжавшийся до начала эпохи Возрождения, когда интерес к Древнему Риму и Греции вспыхнул с новой силой.

Временные рамки колеблются

Приблизительно он ограничен VI и XVI веками, и это тысячелетие принято называть Средневековьем. Но, разумеется, точные временные рамки средних веков не установлены. Мнений очень много. Называется и конец XVII века, ведь после падения Константинополя в (одна из границ окончания Средневековья), с небольшими перерывами шли одно за другим эпохальные события, дающие все больше свобод человечеству. И каждое из них у определенной группы историков служит датой окончания «темных времен», хотя этот термин более уместен в отношении Раннего и Среднего Средневековья. К рубежным датам относят открытие Америки (1492) и начала Реформации (борьба со злоупотреблениями католической церкви), приходящиеся на 1517 год. Затем последовали Английская революция, окончание Тридцатилетней войны, заключение Вестфальского мира и уравнение в правах католиков и протестантов. И каждое из этих судьбоносных для Европы событий рассматривается модиевистами как возможные заключительные временные рамки средних веков.

Разные школы - разные взгляды

Представители модиевистики изучали в основном историю европейского Средневековья, а ведь схожие события происходили и в России, и дальше, в Азии, Африке, в открытой только что Америке. Среди ученых есть сторонники долгого Средневековья. В своих теориях они основываются на более полных данных о радикальных изменениях во всех абсолютно слоях человеческого общества. Началом Нового времени они считают начало Великой французской революции. Нет согласия и в отношении начала этого временного периода. В «Истории человечества» - энциклопедическом издании ЮНЕСКО - граница между Древним миром и Средневековьем связана с моментом Очевидно, каждый ученый имеет право на свою точку зрения.

Обширность понятия

Так что такое «средние века»? Это, по меркам истории человечества, довольно непродолжительный период, включивший в себя очень многое. Менялись этапы развития общества, возникали новые религии и страны, открывались континенты и рождались гениальные ученые, изменившие представление о мире и науке в целом, произошло «великое переселение народов». Очевидно, что такое многогранное понятие необходимо рассматривать в разных плоскостях. Ведь, действительно, учитывая то, как зверствовала инквизиция, как жестоко она подавляла даже намек на инакомыслие, то окончанием этого времени необходимо считать уравнение в правах представителей разных конфессий, а не появление шедевров гениев Ренессанса.

Близнецы-братья

Что такое Средние века? Коротко это звучит так - период исторического развития общества между Античностью (Древним миром) и Новым временем. Другое дело, где Античность заканчивается, а Новые времена начинаются. Каждому историческому этапу соответствует своя общественно-экономическая формация: Античности - рабовладельческий строй, Средневековью - феодальный, Новому времени - капиталистический. Временные рамки средних веков в странах Европы, и не только, совпадают с феодализмом полностью, а вот, например, в России его остатки были уничтожены только в октябре 1917 года. В некоторых странах остаточные явления феодализма не преодолены до сих пор. И в отношении Европы мнения исследователей разнятся. Утверждается, что еще долгое время средневековое общество было многоукладным, причем во всех сферах. Очевидно, так оно и было, ведь не по команде происходит смена формаций.

Возникновение понятия

Распространенная версия такова, что зарождение, господство и разложение феодализма - Средних веков. И сам этот термин был введен итальянскими гуманистами (например, Флавио Бьондо), которые, направляли значительные усилия на возрождение классической латыни.

Они обозначили период, предшествующий их времени и отделяющий от боготворимой ими античности, словосочетанием medium aevum, звучащим как «ме им аеуим», что означает «средний век». Как бы ни был короток век Средних времен по сравнению с существованием Древнего мира, различным его периодам были присущи отличительные черты, и поэтому существует периодизация Средних веков.

Необходимость периодизации

Она представляет собой разделение 12-векового господства этого исторического отрезка на три основных периода. К первому относится время, растянувшееся с конца V века по середину XI, и называется оно Ранним Средневековьем. Классическое, или наступило сразу за предыдущим этапом (XI век) и закончилось в XIV веке. Позднее, завершающее Средневековье, называют еще и Ранним Новым временем. Его период - XIV—XVI века. Историография XX века очень изменилась под воздействием французской школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы», в честь которого была и названа. Ими была выдвинута идея «долгого Средневековья».

Характерные черты Раннего Средневековья

Начало Средних веков совпадает со значительным расширением площадей, на которых зарождается западноевропейская цивилизация. Характерной чертой Раннего Средневековья является образование государств на территории Англии, Франции, Саксонии, России. За этот период, длящийся приблизительно 5 веков, произошло «великое переселение народов», в основе которого лежит вторжение гуннов из Азии в Восточную Европу, которая была периферией Западной Римской империи. Потесненные гуннами народы перемещались в основном на территории Галлии, Испании, Италии и Дакии. Еще одной отличительной чертой этого исторического периода является переход от язычества к христианской религии, происходящий под эгидой Римско-католической церкви, роль которой в этот временной отрезок переоценить трудно.

Империя франков

Средние века - это господство церкви. Она была ядром всей западной цивилизации, она сплотила вокруг себя народы, и она же была средоточием культуры. Закладываются и новые производственные отношения - возникает феодализм, в основе которого лежит господство крупной земельной собственности. Нельзя не сказать о возникновении в этот период государства франков, которым правила династия Каролингов, представитель которой, Карл Великий, объединил территории, приближающиеся по размерам к площади, занимаемой Западной Римской империей. Сохранить и эту империю не удалось. Для Раннего Средневековья вообще характерна изменчивость границ возникающих государств. Все находится в процессе образования и формирования. Начинают развиваться определенные литературные направления - Раннее Средневековье стало золотым временем для возникновения Героического эпоса. Вообще «средние века» - это «Слово о полку Игореве» и французская «Песнь о Роланде», испанская «Поэма о Сиде» и немецкая «Песнь о Нибелунгах». Так что времена были не совсем «темными».

Войны и восстания как двигатели прогресса

Само название следующего этапа - «высокое», «классическое», «зрелое» Средневековье - говорит о том, что в этот период завершилось и достигло расцвета (стало наиболее продуктивным) все, начатое в предыдущее время.

Окончательно сформировались феодальные отношения, укрепилась централизованная власть, образовываются сословно-представительные монархии (когда в составлении законов принимали участие представители разных сословий). Эта эпоха имела только ей присущие характерные черты - начинают зарождаться парламенты и политические партии. Не обошли это время стороной и кровавые распри. Унесшая четверть населения страны династическая война Алой и Белой розы, когда часть населения, преданная представителям родов Плантагенетов-Ланкастеров, убивала сторонников Йорков, то есть англичане уничтожали англичан. Еще одной отличительной чертой этого периода являются крестьянские восстания, например, Джона Болла и Уота Тайлера в Англии.

Сокровища средневековой архитектуры

Что такое Средние века? Это великая архитектура, объединившая в себе 4 стиля - «Каролингское возрождение» (по имени правящей династии во франкском государстве), Оттоновское искусство (по имени представителя саксонской династии Оттона I Великого), романский и готический стили. Расцвет последнего, зародившегося во Франции в XII веке, как раз и пришелся на время Позднего Средневековья. По всей Европе разбросаны изумительные образцы этих архитектурных направлений. А «готика» - это вообще украшение Европы, ее визитная карточка. Кёльнский собор (1248-1437), Нотр-Дам де Пари (1163-1437), готические костелы и соборы Праги - что может сравниться с этой непостижимой красотой. Они ни на йоту не уступают шедеврам Возрождения.

Ужасы мрачного Средневековья

Что такое Средние века? Это Великий голод, пандемия чумы, или Черная смерть, это Инквизиция, кровавые крестовые походы и Жакерия - крупное антифеодальное восстание французских крестьян (Жаков-простаков) в 1358 году. Однако Позднее Средневековье называется еще и Ранним Новым временем, то есть начинался бурный рост по всем направлениям - крепли города, развивались ремесла, зарождались мануфактуры, торговля набирала обороты. Происходили громадные сдвиги в общественной, культурной, научной и политической жизни Европы. Приходит в упадок папство - стержень Средневековья. Смену формаций подготовили невиданные до сих пор по размерам и мощи бунты низших слоев населения - Нидерландское восстание и Великая крестьянская война в Германии.

Традиционное понимание

В наше время периодизация Средних веков определяется с учетом особенностей каждой страны, но и с признанием того, что в той или иной форме этот исторический процесс присущ всем государствам мира. Поэтому и конкретных временных рамок нет. XVII век - время, когда феодальные отношения изживают себя, и начинается зарождение капитализма.

Но именно несчастья, пришедшиеся на XV век - голод, страшные болезни, зверства инквизиции, создают мрачную картину, как будто бы принадлежащую кисти Иеронима Босха, и ассоциируются со Средневековьем. Поэтому чаще всего под определение Средних веков подпадают не прекрасные произведения литературы и архитектуры, Великие открытия, а костры, на которых сжигали еретиков, в том числе и Джордано Бруно, страшные белые маски с длинным клювом, в которых ходили врачи по грязным улицам зачумленных городов. В то время европейцы еще и не мылись. Поэтому долго термин «средневековый» будет синонимом таким понятиям, как «дремучий», «отсталый», «забитый».

Почему Средние века называют Средними? Историк Олег Воскобойников о происхождении термина и периодизации Средних веков Средние века стали называть Средними в XIV–XVI веках, то есть в эпоху гуманизма. Так гуманисты - от Петрарки до Флавио Бьондо - отделяли себя от предыдущего времени, а также Средние века от Античности, которую пытались возродить. Есть масса различных делений Средних веков. В русских учебниках, восходящих к советской традиции, началом Средневековья считается падение Западной Римской империи в 476 году. Завершается этот период так называемой Английской буржуазной революцией во второй половине XVII века. Но в тех же самых учебниках утверждается, что XVI и XVII века - это раннее Новое время, которое оказывается как бы включенным в Средневековье. Возникает некоторая путаница. Традиционно медиевисты и у нас в стране, и за рубежом - это те исследователи, которые изучают период с V века по XV включительно, до открытия Америки и начала Реформации, то есть примерно до 1500 года. Такие подходы в периодизации связаны с профессиональной деятельностью медиевиста. У тех, кто изучает право, будут свои аргументы с точки зрения права. Тот, кто изучает схоластику и философию, будет по-своему разделять периоды Средневековья. Между тем существует разделение и по географическому принципу. Для византинистов ключевой датой будет падение Константинополя в 1453 году. Те, кто изучает хозяйство и социальные отношения, нередко склонны ставить чуть ли не знак равенства между Средневековьем и феодализмом - одним из средневековых социально-экономических укладов. Изучающие ментальность находят следы Средневековья в пластах ученого и народного сознания вплоть до XVIII века и даже сегодня. И тогда Средние века могут тянуться до бесконечности. Мне кажется, справедлива та периодизация, которая делит Средневековье на раннее и позднее. Ранние Средние века длятся с V века по 1000 год, причем 1000 год - дата довольно условная, не привязанная к конкретному событию. Позднее Средневековье - с XI по XV век. Существует и другой принцип, который делит эпоху на раннее, Высокое и позднее Средневековье. Здесь Высокое Средневековье - это период примерно с 1000 года до начала XIV века, то есть от Оттона III до Данте. XIV–XV века, по образному выражению историка Йохана Хейзинга, - это «осень Средневековья», или позднее Средневековье. Если продолжить ту же игру метафор, у нас получаются «весна», «лето» и «осень». Средневековье обошлось без зимы. Олег Воскобойников кандидат исторических наук, PhD, ординарный профессор, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ

Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V по XVI в. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V-IX вв.), зрелого, или классического (X-XIII вв.) и позднего (XIV-XVI вв.) Средневековья. Сточки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

До недавнего времени эпоха Средневековья нередко воспринималась как нечто темное и мрачное, наполненное насилием и жестокостями. кровавыми войнами и страстями. Она ассоциировалась с некой дикостью и отсталостью, застоем или провалом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и радостного.

Созданию образа «темного Средневековья» во многом способствовали сами представители данной эпохи, и прежде всего писатели, поэты, историки, религиозные мыслители и государственные деятели. В своих произведениях, трудах и свидетельствах они часто рисовали довольно мрачную картину современной им жизни. В их описаниях отсутствуют оптимизм и радость бытия, нет удовлетворения от жизни, нет стремления к улучшению существующего мира, нет надежды на возможность достижения в нем счастья, покоя и благополучия.

Напротив, присутствует глубокий пессимизм, постоянно звучат жалобы на жизнь, доставляющую одни только бедствия и страдания, преобладает мотив страха перед ней и усталости, выражается чувство беззащитности и обездоленности, ощущение близящегося конца света и т.д. Отсюда особое внимание к теме смерти, которая выступает как способ избавления от невыносимых тягот жизни. Средневековые авторы пишут об искреннем стремлении поскорее покинуть этот бренный земной мир и отправиться в потусторонний мир, где только и возможно достичь счастья, блаженства и покоя.

В еще большей степени созданию образа «темного Средневековья» способствовали поэты, писатели, философы и мыслители Возрождения. Именно они объявили Средневековье «темной ночью» в истории человечества, а последовавшее за ним Возрождение - «рассветом», «светлым днем», пробуждением к жизни после тысячелетней спячки.

Средние века для них представали как целиком бесплодные, впустую потраченные столетия. Они также обвиняли Средневековье в том, что оно только разрушило и ничего не сохранило из великих достижений античной культуры. Отсюда следовал логический вывод о полном отказе от Средневековья и о возрождении Античности, о восстановлении прерванной связи времен.

На самом деле все обстояло гораздо сложнее, не так просто, однозначно и одноцветно. В последнее время взгляды и оценки Средневековья становятся все более адекватными и объективными, хотя некоторые авторы впадают в другую крайность, идеализируя Средние века.

В Средние века, как и в другие эпохи, на европейском континенте имели место сложные и противоречивые процессы, одним из главных результатов которых стало возникновение европейских государств и всего Запада в его современном виде. Конечно, лидером мировой истории и культуры в эту эпоху был не западный мир, а полувосточная Византия и восточный Китай, однако и в западном мире происходили важные события. Что же касается соотношения античной и средневековой культур, то в отдельных сферах (наука, философия, искусство) Средневековье уступало Античности, однако в целом оно означало несомненное продвижение вперед.

Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья, когда рождался новый, западный мир. Его возникновение было обусловлено распадом Западной Римской империи (V в.), что в свою очередь было вызвано ее глубоким внутренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племен - готов, франков, алеман нов и т.д. С IV по IX в. произошел переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, «христианский мир» появился на свет не в результате разрушения «римского мира», а в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьезными издержками - разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации. В частности, серьезно пострадал ранее достигнутый уровень государственности, поскольку возникшие в VI в. варварские государства - королевства вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосаксонское королевство (Англия) - были непрочными и потому недолговечными.

Наиболее сильным из них оказалось Франкское государство, основанное в конце V в. королем Хлодвигом и превратившееся при Карле Великом (800 г.) в огромную империю, которая, правда, к середине IX в. также распалась. Однако на стадии зрелого Средневековья (X-XI вв.) складываются все основные европейские государства - Англия, Германия, Франция, Испания, Италия - в их современном виде.

Серьезно пострадали также многие античные города: одни из них были разрушены, а другие угасли из-за упадка торговли или же в связи с изменениями направлений торговых путей. На ранней стадии Средневековья заметно упал уровень развития многих ремесел, произошла аграризация всей экономики, в которой преобладал натуральный тип хозяйства. Определенный застой наблюдался в развитии науки и философии.

В то же время в некоторых областях жизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения. В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

Если в Античности успешно развивались теоретические знания, то Средневековье открыло больше простора для применения машин и технических изобретении. Это стало прямым следствием отмены рабства. В Античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. Когда данный источник исчез, встал вопрос о поиске других источников. Поэтому уже в VI в. начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XII в. появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеивать муку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распиливать бревна, применять механический молот в кузнице, волочить проволоку и т.д. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовали строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры. Большинство из них так или иначе было связано с христианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все ее стороны. Оно провозгласило равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства.

Античность стремилась к идеалу человека, в котором душа и тело находились бы в гармонии. Однако в реализации этого идеала гораздо больше повезло все-таки телу, особенно если иметь в виду римскую культуру. Учитывая горькие уроки римского общества, в котором сложился своеобразный культ физических удовольствий и наслаждений, христианство отдало явное предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывает человека к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела.

Провозглашая безусловный примат духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, христианство многое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственного возвышения.

Основными нравственными ценностями христианства являются вера, надежда и любовь. Они тесно связаны между собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступает любовь, которая означает прежде всего духовную связь и любовь к Богу и которая противостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В то же время христианская любовь распространяется на всех «ближних», включая тех, которые не только не отвечают взаимностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Христос настоятельно призывает: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гонящих вас».

Любовь к Богу делает веру в Него естественной, легкой и простой, не требующей каких-либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказательств, аргументов или фактов. Такая вера в свою очередь легко и естественно переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве означает идею спасения, которая является центральной во многих религиях.

В христианстве эта идея имеет несколько смыслов: спасение от зла в земной жизни в посюстороннем мире, избавление от участи попасть в ад на будущем Страшном Суде, пребывание в раю в потустороннем мире как справедливое воздаяние за веру и любовь. Спасения удостоятся далеко не все, а только праведники, те. кто строго следует заповедям Христа. В числе заповедей - подавление гордыни и алчности, являющихся главными источниками зла, покаяние в содеянных грехах, смирение, терпение, непротивление злу насилием, требования не убивать, не брать чужого, не прелюбодействовать, почитать родителей и многие другие нравственные нормы и законы, соблюдение которых дает надежду на спасение от мук ада.

Господство религии не делало культуру совершенно однородной. Напротив, одна из важных черт средневековой культуры состоит как раз в возникновении в ней вполне определенных субкультур, вызванных строгим делением общества на три сословия: духовенство, феодальную аристократию и третье сословие.

Духовенство считалось высшим сословием, оно подразделялось на белое - священство - и черное - монашество. В его ведении находились «дела небесные», забота о вере и духовной жизни. Именно оно, в особенности монашество, с наибольшей полнотой воплощало христианские идеалы и ценности. Однако и оно было далеким от единства, о чем свидетельствуют расхождения в понимании христианства между существовавшими в монашестве орденами.

Венедикт Нурсийский - основатель Бенедиктинского ордена - выступал против крайностей отшельничества, воздержания и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический груд, особенно земледелие и садоводство, считая, что монашеская община должна не только полностью обеспечивать себя всем необходимым, но и помогать в этом всей округе, показывая пример деятельного христианского милосердия. Некоторые общины данного ордена весьма высоко ценили образованность, поощряли не только физический, но и умственный труд, в частности освоение агрономических и медицинских знаний.

Напротив, Франциск Ассизский - основатель Францисканского ордена, ордена нищенствующих монахов - призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность, ибо владение каким-либо имуществом требует его защиты, т.е. применения силы, а это противоречит нравственным принципам христианства. Он видел идеал полной бедности и беззаботности в жизни птиц.

Вторым по значению слоем была аристократия, выступавшая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристократии нахо- лились «дела земные», и прежде всего государственные задачи по сохранению и упрочнению мира, защите народа от притеснений, поддержанию веры и Церкви и т.д. Хотя культура этого слоя тесно связана с христианством, она существенно отличается от культуры духовенства.

Подобно монашеским, в Средние века существовали рыцарские ордена. Одной из главных задач, стоявших перед ними, была борьба за веру, которая не раз принимала форму крестовых походов. Рыцари несли и другие обязанности, в той или иной мере связанные с верой.

Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательными считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ради этого ратные подвиги или добиваясь успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями были честь, верность долгу и благородная любовь к Прекрасной Даме. Любовь к Даме предполагала утонченные эстетические формы, однако она вовсе не была платонической, что также осуждалось Церковью и духовенством.

Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохранялись элементы варварского язычества и идолопоклонства.

Простые люди были не слишком щепетильны в соблюдении строгих христианских рамок, довольно часто смешивали «божественное» с «человеческим». Они умели искренне и беззаботно радоваться и веселиться, отдаваясь этому всей своей душой и телом. Простой народ создал особую смеховую культуру, своеобразие которой по-осо- бому ярко проявлялось во время народных праздников и карнавалов, когда бурляшие потоки всеобщего веселья, шутки и игры, взрывы смеха не оставляют места для чего-то официального, серьезного и высокого.

Наряду с религией в Средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении.

Философия объявлялась служанкой богословия. Но даже в этих условиях философская мысль продвигалась вперед. В ее развитии можно выделить две тенденции.

Первая стремилась максимально сблизить и лаже растворить философию в теологии. Такая философия получила наименование схоластики, поскольку основной ее задачей были не поиск и приращение нового знания, но «школьное» освоение уже накопленного. Однако и такой подход приносил ощутимую пользу, благодаря ему сохранялось наследие античных мыслителей, он способствовал совершенствованию и углублению логического мышления. Сама теология при этом становится все более рациональной: она не довольствовалась простой верой в догматы религии, но стремилась их логически обосновать и доказать. Одним из главных представителей данной тенденции был доминиканец Фома Аквинский (XIII в.). который разработал христианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Вторая тенденция, напротив, стремилась вывести философию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и самоценность науки в целом и естествознания в частности. Ярким представителем данной тенденции был францисканец Роджер Бэкон (XIII в.). который внес значительный вклад в развитие философии, математики и естествознания. Можно сказать, что он на три столетия раньше сделал то же самое, что и его более знаменитый однофамилец Фрэнсис Бэкон, ставший основоположником современной науки и философии.

Fine более значительных успехов в средние века достигла художественная культура, где ведущим и синтезирующим искусством выступала архитектура.

Эволюция средневекового искусства отмечена глубокими изменениями. В эпоху раннего Средневековья ведущие позиции занимает искусство франков, так как Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Искусство V-VIII вв. нередко именуется искусством меровингов, поскольку у власти в это время находилась династия Меровингов.

По своему характеру это искусство было еще варварским, дохристианским, ибо в нем явно преобладали элементы язычества и идолопоклонства. Наибольшее развитие в этот период получает натуральное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом. Стиль таких украшений называют звериным, поскольку его особенность в том, что в запутанные узоры вплетаются изображения диковинных зверей.

Широкое распространение получает также миниатюра - книжные иллюстрации. В монастырях имелись специальные мастерские - «скриптории», где писались и украшались книги - богослужебные и Евангелия. Книги светского содержания были редки. Миниатюры при этом носили по преимуществу орнаментальный, а не изобразительный характер.

Что касается архитектуры, то от франкских зодчих данного времени мало что сохранилось: несколько небольших церквей на территории современной Франции. В целом же среди самых ранних сохранившихся памятников варварской архитектуры выделяется гробница остготского короля Теодориха (520-530), построенная в Равенне. Она представляет собой небольшое двухэтажное круглое здание, в котором лаконичность и простота внешнего облика сочетаются с суровостью и величавостью.

Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья достигает при Каролингах (VIII-IX вв.), сменивших династию Меровингов, и особенно при Карле Великом - легендарном герое эпической поэмы «Песнь о Роланде».

В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варварский характер. Потому-то это время иногда называют «каролингским возрождением». Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Он создал при своем дворе настоящий культурно-образовательный центр, назвав его Академией, окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художниками, вместе с которыми осваивал и развивал науки и искусство. Карл всячески способствовал восстановлению прочных связей с античной культурой.

От эпохи Каролингов сохранилось значительное число архитектурных памятников. Одним из них является замечательный собор Карла Великою в Аахене (800), представляющий собой восьмиугольное сооружение, перекрытое восьмигранным куполом.

В эту эпоху по-прежнему успешно развивается книжная миниатюра. которую отличают декоративная пышность и яркая красочность, щедрое использование золота и пурпура. Содержание миниатюр остается в основном религиозным, хотя в конце периода раннего Средневековья все чаще встречаются повествовательные сюжеты: охота, пахота и т.д. После распада империи Каролингов и образования Англии, Франции. Германии и Италии как самостоятельных государств средневековое искусство вступает в новую эпоху.

Начало зрелого периода Средневековья - X столетие - оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кризис и упадок. В такой же ситуации находилось и искусство. Однако к концу X в. положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

В XI-XII вв. значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. Поэтому всю культуру и искусство этих столетий иногда именуют монастырскими.

В целом же этап нового подъема искусства получил условное название «романского периода». Он приходится на XI-XII вв., хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII в., а во Франции во второй половине XII в. уже безраздельно господствует готика. В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства - с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Основным типом постройки является усложняющаяся базилика.

Суть романского стиля - геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими. Внешний вид здания отличают четкость и простота, величавость и строгость, которые дополняет суровость, а иногда и мрачность. Нередко используются колонны без устойчивых ордеров, которые к тому же выполняют декоративную, а не конструктивную функцию.

Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции. Здесь к числу самых выдающихся памятников романской архитектуры относится Церковь в Клюни (XI в.), а также церковь Нотр- Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XII в.). Оба здания удачно сочетают в себе простоту и изящество, строгость и великолепие.

Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений. Здесь главным типом постройки является замок-крепость, который служит одновременно и жилищем, и оборонительным убежищем для феодала-рыцаря. Чаще всего это двор с башней в центре. Наружный вид такого сооружения выглядит воинственным и настороженным, мрачным и угрожающим. Примером подобной постройки может служить дошедший до нас в развалинах замок Шато Гайар на Сене (XII в.).

В Италии прекрасным памятником романской архитектуры является соборный ансамбль в Пизе (XII-XIV вв.). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаменитая «Падающая башня», а также баптистерий, предназначенный для крещения. Все постройки ансамбля отличаются строгостью и стройностью форм. Великолепным памятником является также церковь Сант-Амброджо в Милане, имеющая простой и вместе с тем впечатляющий фасад.

В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится на XII в. Наиболее замечательные соборы оказались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе. Майнце и Шпейере. При всех различиях, в их внешнем облике много общих черт, и прежде всего - устремленность вверх, которую создают расположенные на западной и восточной сторонах высокие башни. Особо выделяется собор в Вормсе, внешне похожий на корабль: в центре его высится самая большая башня, с востока он имеет выступающее вперед полукружие апсиды, а в западной и восточной частях находятся еще четыре высокие башни.

К началу XIII в. романский период средневековой культуры завершается и уступает место готическому периоду. Термин «готика» также является условным. Он возник в эпоху Возрождения и выражал довольно презрительное отношение к готике как культуре и искусству готов, т.е. варваров.

В XIII в. город, а вместе с ним и вся культура городского бюргерства начинают играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Научная и творческая деятельность переходит от монастырей к светским мастерским и университетам, которые существуют уже практически во всех европейских странах. Религия к этому времени начинает постепенно сдавать свои господствующие позиции. Во всех областях жизни общества возрастает роль светского, рационального начала. Не прошел этот процесс и мимо искусства, в котором возникают две важные черты - возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистических тенденций. Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля.

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих - конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической - от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных элемента: 1) свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы; 2) система так называемых аркбутанов (полуарок); 3) мощные контрфорсы.

Своеобразие наружных форм готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Поскольку стены в готике перестали быть несущими, это позволяло широко использовать окна и двери с витражами, открывавшие свободный доступ света внутрь помещения. Данное обстоятельство было чрезвычайно важным для христианства, ибо оно придает свету божественное и мистическое значение. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов.

Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства.

Колыбелью готики стала Франция. Здесь она родилась во второй половине XII в. и затем три столетия развивалась по пути все большей легкости и декоративности. В XIII в. она достигла настоящего расцвета. В XIV в. усиление декоративности идет главным образом за счет ясности и четкости конструктивного начала, что приводит к появлению «лучистого» готического стиля. XV столетие рождает «пламенеющую» готику, названную так по той причине, что некоторые декоративные мотивы напоминают языки пламени.

Собор Парижской Богоматери (XII-XIII вв.) стал подлинным шедевром ранней готики. Он представляет собой пягинефную базилику, которую отличает редкая соразмерность конструктивных форм. Собор имеет две башни в западной части, украшен витражами, скульптурами на фасадах, колоннами в аркадах. Он обладает также поразительной акустикой. Достигнутое в соборе Парижской Богоматери развивают соборы Амьена и Реймса (XIII в.), а также Верхняя церковь Сент-Шапель (XIII в.), служившая церковью для французских королей и отличающаяся редким совершенством форм.

В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне (XI11-XV. XIX вв.). В целом он развивает концепцию Амьенского собора. В то же время, благодаря остроконечным башням, он наиболее ярко и полно выражает вертикализм, устремленность в небо готических сооружений.

Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (XIII-XVI вв.), где находится усыпальница английских королей и выдающихся людей Англии: а также капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV-XVI вв.), представляющая позднюю готику.

Поздняя готика, как и вся культура позднего Средневековья, содержит все возрастающее число черт следующей эпохи - эпохи Возрождения. По поводу творчества таких художников, как Ян ван Эйк, К. Слютер и др., идут споры: одни авторы относят их к Средневековью, другие же - к Возрождению.

Культура Средневековья - при всей неоднозначности ее содержания - занимает достойное место в истории мировой культуры. Эпоха Возрождения дала Средневековью весьма критическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценку существенные поправки. Романтизм XVIII-XIX вв. черпал свое вдохновение в средневековом рыцарстве, видя в нем подлинно человеческие идеалы и ценности. Женщины всех последующих эпох, включая нашу, испытывают неизбывную ностальгию по настоящим мужчинам-рыцарям, по рыцарскому благородству, щедрости и учтивости. Современный кризис духовности побуждает нас обращаться к опыту Средневековья, вновь и вновь решать вечную проблему соотношения духа и плоти.

Начало Средневековья, или по-другому — Раннее Средневековье, относят ко времени упадка Римской империи, то есть к III-V векам нашей эры, а конец, то есть Позднее Средневековье, — ко времени Возрождения (XIV-XVI века). Многие короли мечтали возродить Великую Римскую империю, но по-настоящему это так и не удалось.

Однако Возрождение, пусть не империи, а величия человеческого духа, все-таки состоялось, и этот высочайший взлет стал одновременно и венцом, определив окончание эпохи Средних веков.

К XVI веку в Европе сформировались языки, на которых и поныне изъясняются европейцы, сложились государства и нации с их особенностями, обрели завершенность религиозные учения, определились нравственные и философские ценности. Великие научные и географические открытия изменили представления о мире, да и сам мир стал иной!

И вот тогда на смену Средневековью явилась эпоха Нового времени.

Впрочем, человек не называет сам время, в котором живет. Он просто живет. Даже мы с вами, просвещенные люди двадцать первого века, не повторяем то и дело: мы — люди эпохи великих научных открытий, эпохи освоения космоса, люди, проникшие в тайны микромира. Мы не знаем, как историки грядущих веков назовут наше время, но ведь как-нибудь обязательно назовут.

Древние греки, жившие в эпоху Античности и создавшие шедевры мировой культуры, конечно, гордились ими, но им и в голову не приходило называть эти шедевры античными, как принято ныне. Не мог же, например, знаменитый скульптор Фидий (V век до нашей эры), завершив работу над статуей Зевса, воскликнуть в порыве восхищения собственной гениальностью: “Ах, какую изумительную античную статую я создал!”

Потому что слово “античность” в переводе с греческого означает древность, и только спустя тысячу лет историю Древней Эллады и Древнего Рима люди нарекли Античной эпохой, то есть эпохой Древности.

А человек средних веков просто жил, как умел: воевал, торговал, трудился, растил детей. Плакал, если было плохо, пел, когда веселился. И потому, наверное, сильно удивился бы, узнав, что потом, через многие века, эти времена назовут эпохой темных веков!

— Неправда! — воскликнул бы он. — Я жил в прекрасное время!.. Ведь как бы ни трудна была жизнь, она все равно прекрасна!

Откуда же тогда взялось понятие “Средневековье” и что оно означает?

Название “Средние века”, как и определение “Античная эпоха”, придумали гуманисты во времена Возрождения. Само Возрождение (или Ренессанс) возникло на стыке окончания Средневековья и начала эпохи Нового времени. Одной из внешних побудительных причин возникновения Возрождения было стремление возвратиться к классической латыни, — языку, на котором писали древнеримские поэты и историки, к высшим образцам античной культуры, литературы и искусства, ко всему тому, что было утрачено после крушения Римской империи. Отсюда и название — Возрождение!

Но между Античностью и Возрождением, по мнению гуманистов, зияла огромная временная пропасть чуть не в десять веков! Причем эти века гуманисты считали лишним временем, напрасно потраченным людьми на пустые споры и войны. Хотя, разумеется, для Истории лишнего времени не бывает. Но вот гуманистам (для того времени людей, безусловно, передовых!) эти века представлялись эпохой сплошного невежества, мракобесия и духовного запустения. Потому-то они и окрестили тысячелетний период, отделивший их собственное время от возлюбленной ими древности, с явным оттенком пренебрежения: “Средний век!..” Мол, так себе — век, мол, среднее времечко, и ничего в нем хорошего! Между прочим, эта презрительная оценка накрепко врезалась в сознание людей. “А, средневековье!” — до сих пор порой говорят о каком-нибудь явлении или, например, о компьютере первого поколения.

Но дело не только в веках, которые отделяют время рыцарских поединков от нашего времени, дело в сознании средневекового человека. Действительно, средневековый человек, как ребенок, охотно верил в любые, порой несусветные чудеса, жил в постоянном ожидании Божьей кары или пришествия Антихриста и, надо сказать, действительно, он совсем не был похож на нас!

Представьте, что бы произошло, если бы по средневековому Лондону проехал мотоциклист на грохочущем, изрыгающем клубы “дьявольского” дыма “железном коне”! Его сознание вряд ли бы выдержало подобное испытание!.. Согласитесь, мы сегодня куда больше готовы к появлению на Земле инопланетян, чем средневековый горожанин ко встрече с обыкновенным мотоциклистом. Мы даже рады встрече с неведомым! Но для того, чтобы нам стать такими просвещенными и невозмутимыми, человечество должно было пройти через “детские” страхи и суеверия Средневековья….

Так что же такое Средневековье?

Средневековье — это история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жестокая, беспощадная — и в то же время пронизанная страстным поиском Идеала. Средневековье — это борьба христианства с язычеством и в то же время раскол самой христианской церкви. Средневековье — это чума, войны, крестовые походы и костры инквизиции.

Средневековье — это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников. Средневековье — это виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры. Средневековье — это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом…

Словом, Средневековье — это огромный мир!

Известно, что Средневековый Запад зародился на развалинах Римской империи. Известно, что Римскую империю разрушили варвары. Но как же случилось, что какие-то варвары смогли уничтожить цивилизацию, которая на протяжении тысячи лет была средоточием всего мира? Вряд ли на этот вопрос существует простой ответ, потому что падение Рима имело не одну, а множество причин, и произошло оно…

Не станем расписывать в подробностях эти убийства, скажем лишь, что за тридцать пять лет императорами были провозглашены тридцать семь человек! То есть в среднем каждый цезарь царствовал меньше года. Почти на сто лет растянулась кровавая чехарда гвардейских переворотов! Словом, в армии царила анархия, в империи — хаос, потому что, покупая власть за деньги, цезари, как…

“На форуме были видны следы уходящих богов”, — с ностальгической грустью заметил безвестный автор. Разумеется, это всего лишь красивая поэтическая метафора, но в ней с удивительной ясностью запечатлен процесс постепенного одряхления и умирания язычества. Древние римляне были язычниками. Своих богов вместе с культурой они когда-то позаимствовали у греков, только назвали их по-другому. Греческий Зевс стал…

Одна из самых ярких личностей конца II в. — начала III в. — первый Византийский император Константин Великий (306—337 гг.). Правда, при нем Византия еще называлась Восточной Римской Империей, но сути это не меняет — именно он основал новое мощное государство, которому на ближайшее тысячелетие отводилась особая роль в истории средневековой Европы. Константин был сыном…

Начало Средневековья, или по-другому - Раннее Средневековье, относят ко времени упадка Римской империи, то есть к III-V векам нашей эры, а конец, то есть Позднее Средневековье, - ко времени Возрождения (XIV-XVI века). Многие короли мечтали возродить Великую Римскую империю, но по-настоящему это так и не удалось.

Однако Возрождение, пусть не империи, а величие человеческого духа, все-таки состоялось, и этот высочайший взлет стал одновременно и венцом, определив окончание эпохи Средних веков.
К XVI веку в Европе сфрмировались языки, на которых и поныне изъясняются европейцы, сложились государства и нации с их особенностями, обрели завершенность религиозные учения, опеределились нравственные и философские ценности. Великие научные и георгафические открытия изменили представления о мире, да и сам мир стал иной!
И вот тогда на смену Средневековью явилась эпоха Нового времени.
Впрочем, человек не называет сам время, в котором живет. Он просто живет. Даже мы с вами, просвещенные люди двадцать первого века, не повторяем то и дело: мы - люди эпохи великих научных открытий, эпохи освоения космоса, люди, проникшие в тайны микромира. Мы не знаем, как историки грядущих веков назовут наше время, но ведь как-нибудь обязательно назовут.
Древние греки, жившие в эпоху Античности и создавшие шедевры мировой культуры, конечно, гордились ими, но им и в голову не приходило называть эти шедевры античными, как принято ныне. Не мог же, например, знаменитый скульптор Фидий (V век до нашей эры), завершив работу над статуей Зевса, воскликнуть в порыве восхищения собственной гениальностью: "Ах, какую изумительную античную статую я создал!"
Потому что слово "античность" в переводе с греческого означает древность, и только спустя тысячу лет историю Древней Эллады и Древнего Рима люди нарекли Античной эпохой, то есть эпохой древности.
А человек средних веков просто жил, как умел: воевал, торговал, трудился, растил детей. Плакал, если было плохо, пел, когда веселился. И потому, наверное, сильно удивился бы, узнав, что потом, через многие века, эти времена назовут эпохой темных веков!
-Неправда! - воскликнул бы он. - Я жил в прекрасное время!.. Ведь как бы ни трудна была жизнь, она все равно прекрасна!
Откуда же взялось понятие "Средневековье" и что оно означает?
Название "средние века", как и определение "античная эпоха", придумали гуманисты во времена Возрождения. Само Возрождение (или Ренессанс) возникло на стыке окончания Средневековья и начала эпохи Нового времени. Одной из внешних побудительных причин возникновения Возрождения было стремление возвратиться к классической латыни, - языку, на котором писали древнеримские поэты и историки, к высшим образцам античной культуры, литературы и искусства, ко всему тому, что было утрачено после крушения Римской империи. Отсюда и название - Возрождение!
Но между Античностью и Возрождением, по мнению гуманистов. зияла огромная временная пропасть чуть ли не в 10 веков! Причем эти века гуманисты считали лишним временем, напрасно потраченным людьми на пустые споры и войны. Хотя, разумеется, для Истории лишнего времени не бывает. Но вот гуманистам (для того времени людей, безусловно, передовых!) эти века представлялись эпохой сплошного невежества, мракобесия и духовного запустения. Потому-то они и окрестили тысячелетний период, отделивший их собственное время от возлюбленной ими древности, с явным оттенком пренебрежения: "Средний век!.." Мол, так себе - век, мол, среднее времечко, и ничего в нем хорошего! Между прочим, эта презрительная оценка накрепко врезалась в сознание людей. "А, средневековье!" - до сих пор говорят о каком-нибудь явлении или, например, о компьютере первого поколения.
Но дело не только в веках, которые отделяют время рыцарских поединков от нашего времени, дело в сознании средневекового человека. Действительно, средневековый человек, как ребенок, охотно верил в любые, порой несусветные чудеса, жил в постоянном ожидании Божьей кары или пришествия Антихриста и, надо сказать, действительно, он совсем не был похож на нас!
Представьте, что бы произошло, если бы по средневековому Лондону проехал мотоцикл на грохочущем, изрыгающем клубы "дьявольского" дыма "железном коне"! Его сознание вряд ли бы выдержало подобное испытание!.. Согласитесь, мы сегодня куда больше готовы к появлению на Земле инопланетян, чем средневековый горожанин ко встрече с обыкновенным мотоциклистом. Мы даже рады встрече с неведомым! Но для того, чтобы нам стать такими просвещенными и неозмутимыми, человечество должно было пройти через "детские страхи" и суеверия Средневековья....
Так что же такое Средневековье?
Средневековье - это история Европы, длившаяся более тысячи лет. История жестокая, беспощадная - и в то же время прониназанная страстным поиском Идеала. Средневековье - это борьба христианства с язычествои и в тоже время раскол самой христианской церкви. Средневековье - это чума, войны, крестовые походы и костры инквизиции.
Средневековье - это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников. Средневековье - виселицы на центральных площадях городов и неунывающие школяры. Средневековье - это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым Человеческим Духом...
Словом. Средневековье - это огромный мир!