Проверка на человечность: Невероятная история армянского офицера во время Великой Отечественной войны. Проверка на человечность, или кому нужно милосердие Всмотреться в собственное сердце

Разрушенные дома, покореженный асфальт, вырванные с корнем деревья, вывороченные столбы, разбитые машины и… мертвые тела, плавающие в коричневой жиже, семиметровой волной захлестнувшей небольшой городок в Краснодарском крае в ночь с 6 на 7 июля. Многие погибли во сне, даже не поняв, что происходит. Погибли под стеной воды, сметающей все на своем пути, под руинами саманных домов, сложившихся от водного удара, как карточные домики, утонули, не в силах противостоять разбушевавшейся стихии.

Молодая мертвая женщина на обочине дороги прижала к груди полугодовалого сына... Бабушка, чье тело достали из-под завала старенького домика, отошла к Богу с удивленным выражением на лице… Молодой мужчина по имени Петр, спасший двоих тонущих людей, не сумел выплыть, потому что сил на спасение самого себя уже не осталось… 9-летний мальчик, выбивший стекло, чтобы спасти себя и бабушку, всю ночь вместе с ней просидел на крыше дома и только утром понял, что красное на руках не что иное, как кровь от порезов… Этот список можно продолжать еще долго…

Все они - жертвы. И есть все основания полагать, что виновником случившегося была не вода, причинившая столько бед, а человеческое равнодушие, не позволившее спецслужбам предупредить жителей Крымска о грядущей опасности, про которую они знали за несколько часов до прихода воды.

А чем иначе можно объяснить слова губернатора Краснодарского края Александра Ткачева на встрече с уцелевшими жителями Крымска: «А что, мы должны были каждого обойти? И даже если бы вас предупредили, вы что, ушли бы из своих домов?», если не равнодушием к погибшим и к тем, кто смог остаться в живых после той ужасной ночи?

Самое страшное, что господин Ткачев не одинок в своем безразличии к людям. К сожалению, таких людей в нашем обществе - потребительском, эгоистичном - в последнее время становится все больше и больше. И слава Богу, что находятся еще те, кто воспринимает чужую боль, как свою.

Две встречи

О, да ты никак на юга собралась с такими баулами! Куда едешь? - такими словами встречает меня Таня, молодая мама из соседнего подъезда, чей сынок вместе с моим носится по двору, брызгая из водяного пистолетика.

В соседний двор. Там центр по приему гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения в Крымске,- объясняю я, поднимая по разбитым подъездным ступеням тяжелую тележку с вещами.

Да ну? - удивляется она.- А кто собирает?

У нас за углом - Астраханское казачье войско. А вообще по городу несколько центров сейчас принимают помощь для Кубани. Этот - ближайший. Но если интересует - вернусь, расскажу про другие.

Ну не знаю,- медленно протягивает она и вдруг спрашивает: - А не жалко?

Последний вопрос ставит меня в тупик. Останавливаюсь и пытаюсь понять, шутка это или нет.

Чего жалко? Вещей? Для тех, у кого ничего, понимаешь, ничего нет, даже воды, чтобы попить, умыться, напоить ребенка?!

Таня недоуменно пожимает плечами, оглядывается на собственного сына, брызгающего из водяного пистолетика в соседскую кошку, и произносит:

Ну да, вещей. Ты же за них деньги платила, а теперь бесплатно неизвестно кому отдаешь. Да и по телевизору сказали: им теперь по миллиону каждому дадут, у кого в семье кто-то погиб, за каждого, представляешь? Что им твои вещи?

Волна негодования, поднявшаяся было в душе, разбивается о Танин взгляд, в котором мне мерещится некий кассовый аппарат, подсчитывающий прибыль, и совершенно неспособный отреагировать на чужую беду. Молча беру тележку и иду искать центр.

Двор, где он расположился, встречает гостеприимно распахнутыми желтыми воротами и травой по колено. Из двери ближайшего подъезда выходит бабушка; она расцветает в улыбке, словно любимый внук зашел проведать, и бросается навстречу:

Миленькая моя, да никак вещи привезла? Дай же тебе Бог здоровья! Слава Богу, не все у нас чурбаны неотесанные среди молодежи-то. Ребята, ну где вы там? Груз принимайте, не видите - тяжело же. Еще помощь пришла. Что же мы без вас всех делали-то? - обращается она ко мне и вдруг наклоняется и шепчет на ухо: - Ох, девонька, страшно там. Они ж там одни, без всех, а государство - когда оно еще раскачается. Хоть мы поможем, добры люди,- добрыми людьми свет держится.

Добрые люди

Что ж, если верить бабушкиным словам, мир пока не собирается рухнуть, если он и вправду держится на добрых людях. Несмотря на активно пропагандируемый с экранов телевизоров и газетных полос потребительский образ жизни, заключающийся в эгоистичном удовлетворении собственных желаний и наплевательском отношении при этом ко всем остальным, остались еще в нашей стране те, кто способен откликнуться на боль другого человека.

Через несколько часов после трагедии в Крымске по всей России начался сбор гуманитарной помощи пострадавшим. Возникли центры по приему вещей, лекарств, чистящих средств, воды и детского питания, открывались Яндекс-кошельки по сбору денежных средств для людей, потерявших все, что они накопили за многие годы. В Саратове также работало несколько центров по приему гуманитарной помощи и денег. Саратовская епархия не осталась в стороне: в Сбербанке был открыт расчетный счет для сбора денежных средств, кроме того, в каждом храме установлены специальные церковные кружки, куда каждый желающий мог внести свою лепту. Фонд «Православие и современность» не только открыл свой пункт по приему вещей для жителей Крымска, но и помог, в частности, активистам Астраханского казачьего войска отправить машину с частью собранной «гуманитарки» и волонтерами, пожелавшими лично помочь крымчанам в беде. Приход храма во имя святого равноапостольного князя Владимира (настоятель иерей Михаил Богатырев) закупил моющих средств на десять тысяч рублей: по телевизору услышали, что именно этого, мыла и порошка, там сейчас остро не хватает.

Всмотреться в собственное сердце

А в Крымске хоронят погибших, разбирают завалы, пытаются привести в порядок дома и квартиры, принявшие на себя удар стихии, и не могут понять, кому понадобились такие многочисленные человеческие жертвы. Ведь если бы было соответствующее оповещение о грядущей беде, многие жители могли бы спастись. Судя по сообщениям из полуразрушенного города, отдельная его часть расположена на возвышенности, до которой вода совсем не поднялась. Люди вполне успели бы эвакуироваться в безопасное место, если бы их вовремя предупредили. Однако не ездила по улицам машина с громкоговорителем, оповещая об опасности; а SMS-cообщения с просьбой покинуть свои дома люди начали получать лишь к середине следующего дня, да и то с неполным текстом, в котором от информации осталось только перечисление трех районов, где в это время шли дожди; бегущую строку, которую якобы пустили по телевизору, жители не смогли увидеть, потому что поздно вечером в городе отключили электричество. И многие легли спать пораньше… чтобы больше не проснуться.

Гляжу на снимки разрушенного города: на плачущих старушек в халатиках с чужого плеча, на детей, испуганно прижимающихся к матери в Центре по оказанию гуманитарной помощи, на рефрижераторы торговой сети «Магнит», в которых несколько дней хранились мертвые тела, потому что в местном морге уже не было места… и мне становится страшно. Приходит понимание того, что жизнь человеческая, и так довольно хрупкая вещь, в нашей стране совсем ничего не стоит.

И как уж повелось у нас в России в последнее время, виновники происшедшего, конечно же, не будут наказаны. Во всем обвинят или осадки - то ли двухмесячная, то ли годовая норма (за последнюю неделю данные в официальных источниках менялись несколько раз) вылилась на Крымск и его окрестности за несколько дней,- или неукрепленные берега реки Адыгам, неспособные удержать бешеный водяной поток… Или найдут еще какую-нибудь причину того, что случилось. И справедливость в очередной раз не восторжествует, но… порой мы забываем о том, что есть вещи выше справедливости.

Можно и нужно призывать к ответственности тех, кто мог, но по каким-то причинам не предотвратил трагедию в Крымске. Однако прежде чем кого-то осуждать, нужно оглянуться на самих себя, всмотреться в свое собственное сердце. Готовы ли мы принять на себя чужую боль, прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, умеем ли мы сопереживать и сочувствовать другому? Или у нас сразу же включается некий счетчик, как у моей соседки Тани, начинающий подсчитывать затраты и выгоду от того или иного доброго дела? Вот в чем вопрос…

Газета "Православная вера", № 14 (466), 2012 г.

Дмитрий куркин

Чемпионат мира, несомненно, запомнится не только спортивными результатами, голами, очками, секундами и списком лучших бомбардиров. Любое событие такого масштаба - миллионы участников, миллиарды зрителей, абсолютный космополитизм (в десятке стран , чьи жители купили наибольшее число билетов, оказались США и Китай, чьи сборные на турнир вообще не отобрались) и максимальная репрезентация - это в первую очередь грандиозный социальный эксперимент. Эксперимент, который позволяет людям что-то узнать о самих себе и о представителях других стран и культур. Проверка на человечность, пусть и с заранее заданными параметрами: с одной стороны - полицейскими, которые сквозь пальцы смотрят на стихийные гуляния, с другой - мошенниками, воспринимающими поток туристов как средство лёгкой наживы.

Страхи относительно возможных проявлений гомофобии на российском мундиале оказались преувеличенными, но и тут не обошлось без скандалов. Так, после матча с Германией ФИФА вынесла предупреждение Мексике, чьи болельщики позволили себе гомофобные оскорбления . Чтобы не нарваться на более серьёзные санкции, в дело вмешались игроки сборной, призвавшие мексиканцев соблюдать уважение к соперникам.

Один за всех, все за одного

Неважно, кто из официальных лиц бойкотировал чемпионат и кто в итоге от бойкота отказался ; самым известным болельщиком, не приехавшим на турнир, в считаные дни стал мексиканец Хавьер. В Россию его не отпустила жена, и тогда компания его друзей решила привезти с собой его ростовую фигуру . Картонный Хавьер, разумеется, обзавёлся блогом, подробно документировавшим все его перемещения, сразу стал любимцем публики и, судя по фотографиям, отлично провёл время в Санкт-Петербурге, Москве и Ростове-на-Дону.

Куда более трагическая история случилась с другим мексиканским болельщиком Хильберто Мартинесом. Незадолго до чемпионата мира в автомобильной аварии он потерял жену и двоих детей. После этого убитый горем мужчина сомневался, стоит ли отправляться в Россию, но вратарь сборной Мексики, узнав о трагедии соотечественника, уговорил его не отменять поездку, заявив, что свою игру на чемпионате посвятит ему и его семье. Мартинес согласился.

Чтобы почтить память семьи, он взял с собой удостоверения (Fan-ID) каждого из погибших, проехал с ними поездом из Москвы в Санкт-Петербург (как хотела его жена Вероника), дошёл до Большого театра (как объяснил Мартинес, его дочь Миа мечтала стать балериной) и получил автограф бразильского нападающего Неймара (которого обожал сын Хильберто, Диего). По словам Мартинеса,

Соловьёва Дарья

Милосердие... Как оно нужно нам сейчас! Как не хватает нам милосердия в нашем таком стремительном XXI веке! Ученица 10 класса Соловьёва Даша в своём эссе "Проверка на человечность, или Кому нужно милосердие" пытается выразить свой взгляд на эту проблему.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городской конкурс

Проверка на человечность,

или

Кому нужно милосердие

ученица 8А класса.

Волгоград 2011

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Мф.5.7.

Холодный зимний день. Небо, черное от копоти. Звук разрывающихся снарядов. Крики, плач, стоны. Разбитая бомбежками и повозками дорога. И посреди этой дороги маленькая тележка с контуженной двенадцатилетней девочкой. С момента контузии прошел уже месяц, но девочка до сих пор не двигается и не разговаривает, хотя все слышит и понимает. Немцы все ближе к Сталинграду. Люди в спешке побросали свои дома и бегут, куда глаза глядят, подальше от этой страшной проклятой войны. На протяжении всего пути не прекращаются обстрелы и бомбежки, многие ранены или убиты. Слыша гул приближающихся самолетов, народ в панике разбегается в разные стороны, используя в качестве укрытия любой куст, камень, пень, поломанный забор или просто, припадая к земле. С контуженной девочкой идет почти вся ее семья: мама, тетя, сестренка-погодок и шестнадцатилетний брат. Мама сильно больна, поэтому за сестренкой присматривает тетя и при обстрелах закрывает ее своим телом. Брат оттаскивает маму в сторону и возвращается к тележке. «Стой, куда, вернись! - кричит ему вслед немощная мать, - ты же погибнешь!» Но мальчик словно прирос к этой тележке, хотя ему очень страшно. Слезы текут по его щекам. Смерть ходит совсем рядом. Это повторяется уже не в первый раз. Но он не может бросить свою беспомощную сестренку. Она же такая хорошая, заводная, смешная. Очень красивая. Но, главное, родная. Всего каких-нибудь полгода назад они вместе носились по дворам, задирали местных мальчишек, придумывали разные забавы, проказничали, получали от мамы нагоняй, пока не появились все эти танки, мотоциклы, самолеты… И вот теперь сестренка не двигается и молчит, но он-то видит, что ей тоже страшно. Но вместе с этим страхом в ее чистых голубых глазах читается безграничная благодарность и любовь к старшему брату. Ну как, как ее можно бросить здесь совсем одну?! «Я не брошу Тонечку!» - кричит мальчик изо всех сил. Но его крик растворяется в шуме войны.

Что двигало этим взрослым ребенком? Что заставляло его разделять участь своей сестренки, несмотря на смертельную опасность? Это то, что сильнее страха, то, что отличает нас от остальных живых существ и делает человека человеком. Это любовь, забота, сострадание. Одним словом, милосердие.

Что же такое милосердие? Сразу ответить на этот вроде простой вопрос не так-то легко. В толковом словаре есть такое определение слова «милосердие»: хорошее, сочувственное отношение к кому-нибудь, проявление жалости, помилование. А теперь вслушаемся в звучание этого слова. Милосердие – сердцу мило, сердце милующее. «Что есть сердце милующее, - писал преподобный Исаак Сириянин. – Это возгорание сердца у человека о всем творении: о человеках, о птицах и всякой твари» . «Мило», значит хорошо, приятно, желательно, а порой необходимо. Например, вызвать скорую помощь, присмотреть за больным, помочь старому человеку перейти улицу, поднести сумку, уступить место в транспорте… Если это не внешняя благодетельность, если в этих поступках участвует сердце, мы имеем дело с милосердием. Совершая такие обыденные, но благородные поступки, мы оказываем бескорыстную помощь нуждающимся, сострадаем им.

С древности в различных культурных традициях этой добродетели отводится важная роль в нравственном воспитании человечества. Но своего наивысшего расцвета идея милосердия достигает в христианстве. По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, оно составляет долг человека: «Будьте милосердны, как отец ваш милосерд» (Лк.6.36). Ведь Божие милосердие к людям безгранично. Двери покаяния открыты для всех.

А легко ли творить добро? Мне кажется, что каждый из нас может совершать хорошие поступки. Например, покормить уличного котенка или покрошить хлеба птичкам, чего уж проще?! И люди делают это, абсолютно не задумываясь о высоких материях, а просто от доброты сердечной. Этому учат воспитатели в детских садах, когда вместе с детьми делают кормушки для птиц или мастерят скворечники, ухаживают за растениями на групповом участке или на куклах показывают, насколько бережно надо относиться друг к другу. Но есть дела посложнее, которые являются своеобразной проверкой на человечность. Недавно была очевидцем такой истории. В длинной очереди плательщиков за коммунальные услуги появилась сухонькая старушка. Она шла медленно, опираясь на палочку, при этом руки ее и все тело сотрясались при каждом движении. Бабушка узнала, кто последний, и прошла в конец очереди. По всему было видно, что чувствует она себя нехорошо, но никто на это не обратил внимания. И только молодая женщина, которая стояла впереди, спросила: «Бабуля, Вам что, плохо?» Старушка на мгновение стеснительно улыбнулась и ответила: «Да что-то сегодня с самого утра душит и душит. Вчера прийти не могла, денег еще не было, а сегодня вот, плохо, хоть пропади». У меня на глаза навернулись слезы от этого объяснения бабули, произнесенного извиняющимся тоном. А молодая женщина предложила: «Уважаемые, давайте пропустим пожилого человека без очереди, бабушке очень плохо». Я думала, что ничего у нее не выйдет, так как все хотели поскорее заплатить и уйти. Но женщина оказалась настойчивой. Она подошла к впереди стоящим и, тронув за руку одного из них, повторила: «Ну, так что, пропустим бабушку вперед?» Мужчина, до которого она дотронулась, обернулся и выразил согласие: «Пусть идет. Лучше в правую кассу, там побыстрее обслуживают». Бабуля, кряхтя, заковыляла к кассе, а я подумала: «Ведь это так просто – помочь слабому человеку, но в то же время так сложно увидеть нуждающегося в помощи. В сегодняшнем стремительном жизненном темпе, когда люди разрабатывают грандиозные планы и глядят далеко вперед, мы порой не замечаем того, что здесь, сейчас, близко».

Как же далеко может простираться милосердие человека? И как часто его необходимо проявлять? Должно ли оно сводиться к элементарной привычке, например, как чистка зубов, или это особое состояние души, неосознанный акт доброй воли? Так много вопросов… Постараемся во всем разобраться по порядку.

На мой взгляд, добрые дела надо совершать не только тогда, когда тебе этого хочется, и не только по отношению к тому, кто тебе приятен. Наоборот, надо обладать особым мужеством, чтобы помочь подняться оступившемуся, от которого все отвернулись, протянуть руку помощи своему врагу. И тем более сложно сострадать и помогать тому, кто вызывает физическое отвращение, будь то человек уродливый от природы или доведший себя до ужасной паршивости своим образом жизни.

Расскажу еще одну историю. Отец однокурсницы моей мамы много лет пил «по-черному». Никакие уговоры, упреки, мольбы и угрозы жены на него не действовали. Бедная женщина несколько раз пыталась ему помочь: отводила к специалистам, возила в санатории и даже к колдунам, - все было бесполезно. Редкие недели трезвости быстро сменялись беспросветными месяцами пьянства. И вот через пятнадцать лет терпению супруги пришел конец. Развод, размен жилья, и этот мужчина остается один на один с бутылками. Нечистые на руку люди быстро прознали об одиноком алкоголике и нашли способ вышвырнуть его на улицу. Там-то, в кругу таких же грязных, плохо пахнущих бомжей спустя несколько лет случайно встретила его дочь, которая прогуливалась со своей подругой. Она не сразу узнала в этом существе отца, а потому вынуждена была остановиться и несколько минут пристально вглядываться в его лицо. «Чем тебя так заинтересовал этот бомж?» - спросила ее подруга. «Этот бомж – мой отец», - услышала она в ответ. Тогда подруга взахлеб начала причитать, как, мол, так можно – спокойно жить, зная, что твой родной человек влачит жалкое существование, не имея даже крыши над головой. Неужели сердце не екает, глядя на эту картину. Разве сложно выделить для отца одну комнату в своей трехкомнатной квартире? Вторая девушка внимательно ее выслушала, а потом спросила: «А ты готова была бы принять к себе такого человека, с которого уже бесполезно смывать грязь духовную и физическую, у которого нет более сильной привязанности в жизни, чем бутылка дешевой водки, и который променял на нее всех близких людей?» Подруга ненадолго задумалась и сказала: «Прости. Я сейчас представила эту картину и поняла, что не смогла бы поступить так, как предлагаю тебе».

Значит ли это, что героини рассказа - черствые, лишенные милосердия люди? Я считаю, что мы не имеем права обвинять их в этом. И первая девушка, и ее подруга близко к сердцу принимают создавшуюся ситуацию и даже жалеют этих людей, но на большее у них не хватает мужества. А много ли среди нас таких, кто способен идти до конца, несмотря ни на что? Думаю, что вопрос скорее риторический. И, по-моему, совсем не это главное. Относиться к человеку, как к человеку в любой ситуации – вот основа милосердия. Вам может быть крайне неприятен пьяный человек, но если он упал на улице, ему также необходимо вызвать скорую помощь, потому что он один из нас. Лев Толстой справедливо указал: «Милосердие заключается не столько в вещевой помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка, прежде всего, не в осуждении ближнего, а в почете его человеческого достоинства».

Милосердие тогда настоящее, когда оно является естественным состоянием для человека. Это значит, что человек делает добрые дела, не задумываясь об этом, и не хвалит сам себя за каждый хороший поступок. Помните, как у Н. Носова в книге «Приключения Незнайки в солнечном городе», волшебник дал шанс Незнайке исправиться, совершив три добрых поступка, которые он сам не заметит. Не надо пытаться помочь всем – это невозможно. Но помогать тем, кто рядом или встречается на пути, нам вполне по силам. И если каждый будет жить по таким нравственным законам, то нищих, брошенных, голодных и обездоленных станет гораздо меньше.

Вы, наверное, замечали, что добрый человек притягивает к себе как магнит, ведь он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим. Вот почему каждый из нас нуждается в любви, внимании и чуткости, - чтобы было что отдавать другим. Именно любовь подвигает душу на милосердие и придает ему истинную цену. При этом, отдавая, мы сами становимся чище, возвышеннее и лучше. Так милосердие спасает наши души от огрубления, от нравственной гибели. Помогает выжить даже в самых суровых условиях. И чем больше тепла, заботы и любви мы отдаем, тем больше получаем взамен. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5.7).

Муниципальное образовательное учреждение лицей № 9

имени заслуженного учителя школы РФ А. Н. Неверова

Дзержинского района г. Волгограда

Городской конкурс

творческих работ «Чистое слово»

Секция «Публицистические жанры»

Проверка на человечность,

или

Кому нужно милосердие

Выполнила: Соловьева Дарья Дмитриевна,

ученица 8А класса.

Учитель: Левина Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Волгоград 2011

Схиигумен Савва. О главных христианских добродетелях и гордости. – Санкт-Петербург, 2001 г., с. 129-120.

Дина Корзун и Чулпан Хаматова взялись за большое дело.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

К Дню защиты детей приурочили благотворительный вечер. Придумали его актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун. Назвали «Подари мне жизнь». Потому что необходимо было собрать 200 тысяч долларов на покупку аппарата для облучения донорской крови, которого до сих пор нет в клинике Института детской гематологии, и рассказать общественности о том, что рак крови – излечимая болезнь. Рассказать, что детский организм способен выдержать тяжелое лечение, которое зачастую не выносит взрослый, что есть дети, нуждающиеся в ежедневном переливании облученной донорской крови. И они обязательно поправятся, если за ними правильно ухаживать.

Кто-то из тех, к кому актрисы обращались с предложением собирать деньги таким образом, назвал их инициативу «солнечным идиотизмом», «невротическим порывом». Кто-то вежливо отказывался от участия в благотворительном концерте. Но «солнечных идиотов», слава Богу, оказалось куда больше. Больше, чем посадочных мест в театре «Современник». И как потом рассказывала одна из участниц, Ингеборга Дапкунайте, откликнувшаяся на инициативу Чулпан Хаматовой и Дины Корзун в числе первых, людей неравнодушных еще больше: «Мы просто первые, кто был в телефонной книжке, а вообще артисты звонят до сих пор и спрашивают, почему их не пригласили, предлагают помощь». Зрители заполнили и партер, и бельэтаж, сидели, стояли. На сцену выходили артисты - кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то рассказывал истории детей, которые болели и выздоровели. Потом приглашали на сцену детей. Иногда выходили их родители, которые не имеют права на отчаяние.

Первыми в телефонной книжке Чулпан Хаматовой и Дины Корзун оказались Олег Табаков, Илзе Лиепа, Марк Рудинштейн, Сергей Гармаш, Ирина Розанова, Ольга Будина, Алена Бабенко, Максим Покровский, Гарик Сукачев, Алексей Кортнев, Тамара Гвердцители, Денис Мацуев, Евгений Миронов, Юлия Рутберг, Дмитрий Дюжев, Гоша Куценко, Олеся Судзиловская, Ольга Дроздова, Николай Расторгуев – это лишь часть из тех, кто побывал в этот вечер на сцене. Режиссировал концерт Кирилл Серебренников.

Александр Калягин поблагодарил «Современник», когда-то первым провозгласивший новую театральную правду, за очередную порцию правды жизненной. Сказал, что, как бывший медик, счастлив принимать участие в этой акции и готов помочь чем-то страдающим детям: «У нас замечательные врачи, чудесные, а вот медицина...»

В середине программы Чулпан Хаматова объявила незапланированного гостя: «В зале министр здравоохранения Михаил Зурабов, если ему есть что сказать, прошу его выйти на эту сцену». Министр говорил о том, что специалисты Центра детской онкогематологии реализуют программу по излечению больных лейкозом детей небезуспешно и не без помощи государства. Затем перешел к тому, что проблема на самом деле куда шире, и стал говорить о чуде, цитируя Достоевского. Вот тогда чиновничья риторика потонула в свисте, кто-то крикнул «позор», видимо, имея в виду бессилие государства в спасении детей, чьи глаза смотрели в зрительный зал.

Лия Ахеджакова тоже говорила, что проблема на самом деле шире, говорила и о болезни нашего правосудия, которому тоже требуется стационар: «Страна с нефтью, развитой наукой и лучшим в мире театром не может заработать на свое будущее. Только очень слабые люди не могут защитить своих детей. Этих детей надо вылечить. Им нужна помощь, и эта помощь – всего лишь деньги. Давайте не будем прикидываться, что у нас их нет». Потом Ахеджакова обратилась ко всем артистам и продюсерам – предложила всем сыграть по одному спектаклю бесплатно.

Кроме песен и благодарственных речей в адрес купивших недешевые билеты в этот вечер звучала статистика: в России умирают 50% детей, больных раком крови. Во всем остальном цивилизованном мире рак считают излечимой болезнью, 80% больных детей выздоравливают. В европейской практике одна медсестра приходится максимум на двоих больных детей, потому что к каждому нужно подходить не реже чем через каждые 10 минут.

В России – одна медсестра на 10 человек. Медсестрой становится мама. Мама теряет работу, потому что уход за больным ребенком требуется круглосуточный. Еще у нас нет банка доноров костного мозга. Об этом и о том, что представляет собой процесс лечения в условиях нашей страны, как не похож он на то, что показывают в сериале «Скорая помощь», где за доктором, везущим пакетик донорской крови из пункта А в пункт В, прилетает вертолет, рассказывали со сцены ведущие – Чулпан Хаматова и Дина Корзун, они же напомнили в финале концерта имена больных детей, которым помощь требуется прямо сейчас.