Планеты нашей с вами солнечной системы. Планеты нашей с вами солнечной системы Венера – земная сестра

Венера - вторая внутренняя планета Солнечной системы, имеющая периодом обращения в 224,7 Земных дней. Планета получила своё название в честь богини любви Венеры из римского пантеона.

Планету Венеру часто называют «космической сестрой» Земли. Действительно, по своим внешним данным эта планета напоминает Землю. Ее поперечник всего на 600 км меньше земного, а сила тяжести на поверхности Венеры почти такая же, как и на Земле. Гиря в 1 кг, будучи перенесена на Венеру, весила бы там 850 г.

Однако на этом сходство кончаются — для землян высадка на «сестринскую» планету была бы фатальной: давление в 90 раз превышающее земное и температура в +400 градусов по Цельсию — лишь часть «сюрпризов», что приготовила нам Венера.

Среднее расстояние Венеры от Земли составляет 41 млн. км в ближайшей точке (в 2 раза ближе, чем ) и 259 млн.км в дальней точке орбиты. Расстояние от Венеры до Солнца составляет 108,2 млн. км.

Венера имеет практически сферическую форму, орбита планеты практически круговая, ее эксцентриситет равен 0,0068 — самый маленький в Солнечной системе. Скорость движения Венеры по орбите — 35 км/с. Период обращения по орбите — 224,7 земных суток, а период вращения вокруг оси — 243,02 земных суток.
Особенностью вращения вокруг своей оси является то,что Венера вращается в обратную сторону, по сравнению с другими планетами Солнечной системы. Такое движение называют ретроградным .

Благодаря этому одни сутки на Венере продолжаются 116,8 земных суток (т.е. половину венерианского года). Таким образом, день и ночь на Венере длятся по 58,3 земных суток.

Поверхность планеты постоянно закрыта плотными облаками.

Планета Венера какой её можно видеть с орбиты — поверхность планеты никогда не видна из-за завесы облаков

Атмосфера планеты Венера

Облачная пелена на Венере совершенно непрозрачна, и если бы мы очутились на поверхности этой планеты, то были бы навеки лишены вида Солнца и звездного неба. Поэтому рассматривая Венеру в телескопы, мы не видим поверхности планеты, а наблюдаем лишь верхнюю кромку облачности.

Что касается химического состава венерианской атмосферы, то единственным надежно определяемым ее компонентом является углекислый газ, относительное содержание которого по астрономическим данным должно составлять около 95%. Есть и надежные свидетельства о наличии в газовой оболочке Венеры водяного пара. В верхних слоях атмосферы Венеры содержание кислорода не превосходит 0,1% его содержания в таких же слоях атмосферы Земли.

Парниковый эффект имеет место и в атмосферах других планет. Но если в атмосфере Марса он поднимает среднюю температуру у поверхности на 9°, в атмосфере Земли на 35°, то в атмосфере Венеры этот эффект достигает 400 градусов. Зарегистрированный максимум температур на поверхности +480°C — выше температуры плавления свинца!

Столь высокая температура требует объяснения. Как показывают расчеты, она не может быть следствием одной только близости Венеры к Солнцу. Должны действовать какие-то дополнительные факторы, способствующие разогреванию. Скорее всего, таким фактором является чрезвычайно сильный «парниковый эффект» венерианской атмосферы. Вероятно, газовая оболочка планеты, хорошо пропуская видимый солнечный свет, почти полностью поглощает инфракрасное излучение, возникающее в результате нагревания поверхности планеты.

На Земле парниковый эффект связан с наличием в атмосфере углекислого газа и водяного пара. На Венере углекислый газ тоже есть и в большом количестве. Но углекислый газ в инфракрасной области спектра поглощает далеко не все длины волн. Водяной пар мог бы «заполнить» эти «окна прозрачности». Но вода в атмосфере Венеры обнаружена лишь в очень небольших количествах. Конечно, не исключена возможность, что, тепловое излучение планеты поглощает еще какой-либо газ, но какой именно, совершенно не ясно. Кроме того, обращает на себя внимание, что дневная и ночная стороны планеты одинаково горячи.

В связи с этим возникает естественное предположение о высокой внутренней температуре облачной планеты. Вполне возможно, что на Венере в настоящее время происходит бурная вулканическая деятельность. В таком случае высокие температуры, обнаруженные на поверхности Венеры, объясняются мощным притоком энергии из ее недр.

Исследования Венеры с помощью космических аппаратов

Космический зонд «Венера-1» был первым космическим аппаратом с Земли построенным специально для изучения других планет, он стартовал 12 февраля 1961 г., однако вскоре связь с ним была потеряна.

Поэтому первым искусственным аппаратом самостоятельно «измерившем» Венеру стал американский «Маринер 2», запущенный 27 августа 1962 года и уже в декабре того же года передавший ценные сведения о огромной температуре поверхности и полном отсутствии магнитного поля у планеты.

Зато потом советские «Венеры» окупили первые неудачи — 16 советских космических аппаратов передали на Землю колоссальный объем информации о планете №2, а «Венера-7» 15 декабря 1970 года произвела мягкую посадку на Венеру и успешно передала не только данные об параметрах атмосферы, но и фотографии поверхности — первые фотографии поверхности иной планеты, которые увидели земляне. Всего «Венера-7» проработала 23 минуты, пока суровые условия «злой сестры» земли не положили конец миссии аппарата.

Аппараты «Венера-13» и «Венера-14» выяснили, что грунт Венеры состоит на 50 % из кремнезема, 16 % — алюминиевых квасцов и на 11 % из окиси магния.

Период вращения планеты и координаты ее Северного полюса, полученные в результате совместной обработки бортовых радиолокационных и доплеровских измерений «Магеллана» и «Венеры-15, Венеры-16» для 20 опорных точек поверхности Венеры, оказались следующими: Период вращения Т=243.0183 земных суток. Прямое восхождение = 272.57. Склонение = 67.14.

Вторая планета от Солнца Венера является самым ярким светилом в Солнечной системе после Солнца и Луны. Максимальная звездная величина планеты -4,4. При наблюдениях в телескоп хорошо видно, что планета меняет свои фазы, как и Луна. Почти круговая орбита Венеры находится внутри орбиты Земли. Максимальный угол удаления планеты от нашего светила достигает 48°, и в этих положениях Венера может быть видна около 3-х часов перед восходом или после захода Солнца.

В отдельные годы могут наблюдаться прохождения планеты по диску Солнца.

Венера вращается вокруг своей оси, наклоненной к плоскости орбиты на 2°, с запада на восток, то есть в противоположном направлении го сравнению с большинством планет.

Облачная атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа большой плотности, что не дает рассмотреть поверхность планеты. Только с помощью радиолокационных измерений ученые смогли удалось «разглядеть» рельеф планеты, покрытой сотнями тысяч гор, ущелий и кратеров вулканов. Некоторые из вулканов достигают высоты в 3 км; их диаметр - около 500 км. Некоторые ученые полагают, что вулканическая активность существует на планете до сих пор. Однако подтверждения этому не найдено.

В силу схожести Венеры и Земли , ученые предполагают, что в древности она имела океаны, как на нашей планете. Однако, они могли полностью испариться из за сильного нагрева поверхности планеты.

Плотность атмосферы Венеры составляет 1/14 плотности воды. Поэтому давление на поверхности планеты очень большое - порядка 93 атмосфер. Расчеты показывают, что на Венере почти вся атмосфера вовлечена в единое движение, образуя гигантский ураган, дующий со скоростью около 130 м/сек на верхнем уровне облаков.

Плотная атмосфера Венеры простирается до высоты в 250 км. Температура поверхности достигает почти 500 градусов по Цельсию из за сильного парникового эффекта.

В древнеримской мифологии Венера богиня любви и красоты. В мифах Древней Греции Венерой называют Афродиту.

Исследование Венеры

Латинское название: Venus
Символ: богиня любви и красоты
Средний радиус: 6052 км (7-е место)
Масса: 48,685 х 1023 кг (7-е место)
Плотность: 5,204 г/см3
Ускорение св. падения: 8,87 м/с2
Период обращения вокруг Солнца: 225 земных суток
Орбитальная скорость: 35,0 км/с
Длительность суток: 243 земных суток
Диаметр орбиты: 1,446 а. е.
Наклон орбиты: 3,39°
Магнитное поле: нет
Спутники: нет
Атмосфера: из двуокиси углерода (96,5%)

Более 20 космических аппаратов (КА) посетили Венеру и ее окрестности, начиная с «Маринера 2» («Mariner 2») в 1962 г. «Венера 9» была первым космическим аппаратом, осуществившим мягкую посадку на поверхность планеты в 1975 г. Американский аппарат Пионер-Венера (Pioneer-Venus) позволил получить первую качественную карту поверхности планеты в 1978 г. Успешнее других оказался «Магеллан», запущенный в 1989 г. С помощью этого аппарата удалось получить детальные снимки 98 % поверхности планеты.

И, наконец, аппарат «Венера-Экспресс», который был запущен в октябре 2005 г., начал работу на орбите планеты в мае 2006 г.

Впервые фазы Венеры обнаружил Г. Галилеи и 1610 г. Прохождение Венеры по диску Солнца 4 декабря 1639 г, первым наблюдал английский астроном Джеримайя Хоррокс (1619-1641).

В1761 г. состоялось очередное прохождение Венеры по солнечному диску. Оно позволяло уточнит расстояние от Земли до Солнца по методу, разработанному английским астрономом Э. Галлеем. Однако, для этого требовались наблюдения этого явления по всему миру.

В России наблюдения за Венерой организовал М. В. Ломоносов. Он обратился в Сенат с предложением, где обосновал необходимость снарядить экспедицию для астрономических исследований в Сибирь. Во время наблюдения «явления Венеры на Солнце» 6 июня 1761 г., М. В. Ломоносов заметил, что при «соприкосновении» Венеры с диском Солнца, форма диска планеты в точке касания искривилась. Одновременно появилась «тонкая, как волос, светлая часть солнца», разделявшая небесные тела. Это явление можно было объяснить только преломлением солнечных лучей в атмосфере планеты.

В 1990 г. во время пролета КА «Galileo» мимо Венеры была проведена съемка поверхности планеты ИК спектрометром. Были обнаружены «прозрачные окна», через которые видна поверхность планеты.

Венера – вторая планета Солнечной системы: масса, размер, расстояние от Солнца и планет, орбита, состав, температура, интересные факты, история исследования.

Венера - вторая планета от Солнца и самая горячая планета в Солнечной системе. Для древних людей Венера была неизменной спутницей. Это вечерняя звезда и ярчайший сосед, за которым наблюдали еще за тысячи лет после признания планетарной природы. Именно поэтому она фигурирует в мифологии и отметилась во многих культурах и народах. С каждым веком интерес возрастал, и эти наблюдения помогли разобраться в структуре нашей системы. Перед тем, как приступить к описанию и характеристике, узнайте интересные факты о Венере.

Интересные факты о планете Венера

День длится дольше года

• На ось вращения (сидерический день) уходит 243 дней, а орбитальный путь охватывает 225 дней. Солнечный день длится 117 дней.

Вращается в противоположной направленности

• Венера бывает ретроградной, то есть вращается в обратную сторону. Возможно, в прошлом произошло столкновение с крупным астероидом. Также отличается отсутствием спутников.

На втором месте по яркости в небе

• Для земного наблюдателя ярче Венеры лишь Луна. С величиной от -3.8 до -4.6 планета настолько яркая, что периодически показывается посреди дня.

Атмосферное давление в 92 раза больше земного

• Хотя по размеру они похожи, но поверхность Венеры не такая кратерная, так как плотная атмосфера стирает входящие астероиды. Давление на ее поверхности сопоставимо с тем, что ощущается на большой глубине.

Венера – земная сестра

• Разница их диаметров – 638 км, а масса Венеры достигает 81.5% земной. Также сходятся по структуре.

Именовали Утренней и Вечерней Звездой

• Древние люди считали, что перед ними два разных объекта: Люцифер и Веспер (у римлян). Дело в том, что ее орбита обгоняет земную и планета появляется ночью или днем. Ее детально описали майя в 650 г. до н.э.

Самая раскаленная планета

• Температурный показатель планеты поднимается до 462°C. Венера не наделена примечательным осевым наклоном, поэтому лишена сезонности. Плотный атмосферный слой представлен углекислым газом (96.5%) и удерживает тепло, создавая парниковый эффект.

Изучение завершилось в 2015 году

• В 2006 году к планете отправили аппарат Венера-Экспресс, который вышел на ее орбиту. Изначально миссия охватывала 500 дней, но потом ее растянули до 2015 года. Ему удалось отыскать более тысячи вулканов и вулканических центров с протяжностью в 20 км.

Первая миссия принадлежала СССР

• В 1961 году к Венере отправился советский зонд Венера-1, но контакт быстро оборвался. То же самое произошло с американским Маринер-1. В 1966 году СССР умудрились опустить первый аппарат (Венера-3). Это помогло рассмотреть поверхность, скрытую за плотной кислотной дымкой. Продвинуться в исследованиях удалось с появлением радиографического картирования в 1960-х гг. Полагают, что в прошлом планета обладала океанами, которые испарились из-за роста температуры.

Размер, масса и орбита планеты Венера

Между Венерой и Землей наблюдается много сходства, поэтому соседку часто именуют сестрой Земли. По массе – 4.8866 х 10 24 кг (81.5% от земной), поверхностная площадь – 4.60 х 10 8 км 2 (90%), а объем – 9.28 х 10 11 км 3 (86.6%).

Расстояние от Солнца до Венеры достигает 0.72 а. е. (108 000 000 км), а мир практически лишен эксцентриситета. Ее афелий достигает на 108 939 000 км, а перигелий – 107 477 000 км. Так что можно считать, что это наиболее круговой орбитальный путь среди всех планет. На нижнем фото удачно продемонстрировали сравнение размеров Венеры и Земли.

Когда Венера располагается между нами и Солнцем, то подходит к Земле ближе всех планет – 41 млн. км. Подобное случается раз в 584 дней. На орбитальный путь тратит 224.65 дней (61.5% от земного).

Экваториальный 6051,5 км

Видимая звёздная

величина

−4,7
Угловой диаметр 9.7"–66.0"

Венера – не совсем стандартная планета и многим выделяется. Если почти все планеты по порядку в Солнечной системе совершают обороты против часовой стрелки, то Венера делает это по часовой. К тому же процесс происходит медленно и один ее день охватывает 243 земных. Выходит, что сидерический день превосходит по длительности планетарный год.

Состав и поверхность планеты Венера

Полагают, что внутренняя структура напоминает земную с ядром, мантией и корой. Ядро должно быть хотя бы частично в жидком состоянии, потому что обе планеты остывали практически одновременно.

Но о различиях говорит тектоника плит. Кора Венеры слишком прочная, что привело к уменьшению тепловой потери. Возможно, это стало причиной отсутствия внутреннего магнитного поля. Изучите строение Венеры на рисунке.

На создание поверхности повлияла вулканическая активность. На планете присутствует примерно 167 крупных вулканов (больше, чем на Земле), высота которых превосходит 100 км. Их присутствие базируется на отсутствии тектонического движения, из-за чего мы смотрим на древнюю кору. Ее возраст оценивается в 300-600 миллионов лет.

Есть мнение, что вулканы все еще могут извергать лаву. Советские миссии, а также наблюдения ЕКА подтвердили наличие грозовых штормов в атмосферном слое. На Венере нет привычных осадков, поэтому молния способна создаваться вулканом.

Также отметили периодический рост/спад количества диоксида серы, что говорит в пользу извержений. ИК-обзор улавливает появление горячих точек, намекающих на лаву. Можно заметить, что поверхность идеально сберегает кратеры, которых насчитывают примерно 1000. Могут достигать 3-280 км в диаметре.

Более мелких кратеров вы не найдете, потому что небольшие астероиды просто сгорают в плотной атмосфере. Чтобы добраться до поверхности, необходимо превосходить по диаметру 50 метров.

Атмосфера и температура планеты Венера

Рассмотреть поверхность Венеры ранее было крайне трудно, потому что вид загораживала невероятно плотная атмосферная дымка, представленная двуокисью углерода с небольшими примесями азота. Давление – 92 бара, а атмосферная масса превосходит земную в 93 раза.

Не будем забывать, что Венера - самая горячая среди солнечных планет. Средний показатель – 462°C, который стабильно удерживается ночью и днем. Все дело в присутствии огромного количества СО 2 , который с облаками из двуокиси серы формирует мощный парниковый эффект.

Поверхность характеризуется изотермичностью (вообще не влияет на распределение или перемены в температурном показателе). Минимальный наклон оси – 3°, что также не позволяет появляться сезонам. Перемены в температуре наблюдаются только с высотой.

Стоит отметить, что температура на наивысшей точке Горе Максвелла достигает 380°C, а атмосферное давление – 45 бар.

Если окажитесь на планете, то сразу же столкнетесь с мощными ветровыми потоками, чье ускорение достигает 85 км/с. Они обходят всю планету за 4-5 дней. Кроме того, плотные облака способны формировать молнии.

Атмосфера Венеры

Астроном Дмитрий Титов о температурном режиме на планете, облаках из серной кислоты и парниковом эффекте:

История изучения планеты Венера

Люди в древности знали о ее существовании, но ошибочно полагали, что перед ними два разных объекта: утренняя и вечерняя звезды. Стоит отметить, то официально стали воспринимать Венеру как единый объект в 6 веке до н. э., но еще в 1581 году до н. э. существовала вавилонская табличка, где доходчиво объясняли истинную природу планеты.

Для многих Венера стала олицетворением богини любви. Греки именовали в честь Афродиты, а для римлян утреннее появление стало Люцифером.

В 1032 году Авиценн впервые наблюдал за проходом Венеры перед Солнцем и понял, что планета расположена к Земле ближе Солнца. В 12 веке Ибн Баджай отыскал два черных пятна, которые позже объяснились транзитами Венеры и Меркурия.

В 1639 году за транзитом следил Джеремия Хоррокс. Галилео Галилей в начале 17-го века использовал свой прибор и отметил фазы планеты. Это было крайне важное наблюдение, которое говорило о том, что Венера обошла Солнце, а значит Коперник был прав.

В 1761 году Михаил Ломоносов обнаружил атмосферу на планете, а в 1790 году ее отметил Иоганн Шретер.

Первое серьезное наблюдение провел Честер Лайман в 1866 году. Вокруг темной стороны планеты отметилось полное световое кольцо, что еще раз намекало на наличие атмосферы. Первый УФ-обзор выполнили в 1920-х гг.

Об особенностях вращения поведали спектроскопические наблюдения. Весто Слайфер пытался определить доплеровское смещение. Но когда ему это не удалось, он начался догадываться, что планета выполняет обороты слишком медленно. Более того, в 1950-х гг. поняли, что имеем дело с ретроградным вращением.

Радиолокацию использовали в 1960-х гг. и получили близкие к современным показателям вращения. О деталях, вроде Горы Максвелл, смогли говорить благодаря Обсерватории Аресибо.

Исследование планеты Венера

За исследование Венеры активно принялись ученые СССР, которые в 1960-х гг. отправили несколько космических кораблей. Первая миссия закончилась неудачно, так как она даже не долетела до планеты.

То же самое случилось с американской первой попыткой. Но Маринеру-2, отправленному в 1962 году, удалось пройти на удаленности в 34833 км от планетарной поверхности. Наблюдения подтвердили присутствие высокого нагрева, что сразу же оборвало все надежды на наличие жизни.

Первым аппаратом на поверхности стал советский Венера-3, совершивший посадку в 1966 году. Но информацию так и не добыли, потому что связь сразу же прервалась. В 1967 году примчалась Венера-4. По мере спуска механизм определил температуру и давление. Но батареи быстро разрядились и связь потерялась, когда он еще находился в процессе спуска.

Маринер-10 пролетел на высоте в 4000 км в 1967 году. Он получил сведения о давлении, атмосферной плотности и составе планеты.

В 1969 году также прибыли Венера 5 и 6, которые успели передать данные за 50 минут спуска. Но советские ученые не сдавались. Венера-7 разбилась об поверхность, но умудрилась 23 минуты передавать информацию.

С 1972-1975 гг. СССР запустили еще три зонда, которым удалось раздобыть первые снимки поверхности.

Более 4000 снимков по пути к Меркурию получил Маринер-10. В конце 70-х гг. НАСА подготовили два зонда (Пионеры), один из которых должен был изучать атмосферу и создать поверхностную карту, а второй войти в атмосферу.

В 1985 году стартовала программа Вега, где аппараты должны были исследовать комету Галлея и отправиться к Венере. Они сбросили зонды, но атмосфера оказалась более турбулентной и механизмы снесло мощными ветрами.

В 1989 году к Венере со своим радаром отправился Магеллан. Он провел на орбите 4.5 лет и отобразил 98% поверхности и 95% гравитационного поля. В конце его отправили на смерть в атмосферу, чтобы получить данные о плотности.

Мимолетом за Венерой наблюдали Галилео и Кассини. А в 2007 году отправили MESSENGER, который смог сделать некоторые измерения по пути к Меркурию. За атмосферой и облаками также следил зонд Венера-экспресс в 2006 году. Миссия закончилась в 2014 году.

Японское агентство JAXA отправило в 2010 году зонд Акацуки, но ему не удалось выйти на орбиту.

В 2013 году НАСА отправило экспериментальный суборбитальный космический телескоп, который изучал УФ-свет атмосферы планеты, чтобы точно расследовать водную историю Венеры.

Также в 2018 году ЕКА может запустить проект BepiColombo. Ходят слухи и о проекте «Venus In-Situ Explorer», который может стартовать в 2022 году. Его цель – изучение характеристики реголита. Россия также в 2024 году может отправить корабль Венера-D, который планируют опустить на поверхность.

Из-за приближенности к нам, а также сходству по определенным параметрам, были те, кто рассчитывали обнаружить на Венере жизнь. Сейчас мы знаем о ее адском гостеприимстве. Но есть мнение, что когда-то она располагала водой и благоприятной атмосферой. Тем более, что планета пребывает внутри зоны обитаемости и обладает озоновым слоем. Конечно, парниковый эффект привел к исчезновению воды миллиарды лет назад.

Однако это не значит, что мы не можем рассчитывать на человеческие колонии. Наиболее подходящие условия расположены на высоте в 50 км. Это будут воздушные города, основанные на прочных дирижаблях. Конечно, все это сделать сложно, но эти проекты доказывают, что нам все еще интересен этот сосед. А пока мы вынуждены наблюдать на нее на удаленности и грезить о будущих поселениях. Теперь вы знаете какая именно планета Венера. Обязательно перейдите по ссылкам, чтобы узнать больше интересных фактов, и рассмотрите карту поверхности Венеры.

Нажмите на изображение, чтобы его увеличить

Полезные статьи.

Страница 1 из 2

Венера в Солнечной системе

Венера — вторая по счету планета Солнечной сис-темы, среднее расстояние между ней и Солнцем со- ставляет 108,2 миллиона километров. Ее орбита рас-положена внутри орбиты Земли, поэтому Венера, как и Меркурий, является внутренней планетой.

Орбита Венеры по форме ближе к окружности, чем орбиты других планет. Венера совершает оборот вок- руг Солнца за 224,7 земных суток, двигаясь со ско-ростью 35 километров в секунду. Во время нижних соединений Венера может приближаться к Земле менее чем на 40 млн. км — ближе любой другой боль- шой планеты Солнечной системы. Синодический пе- риод (от одного нижнего соединения до другого) ра- вен 583,92 суткам, а пять таких периодов почти точ-но укладываются в восемь земных лет. Наилучшие условия видимости Венеры приходится на период элонгации, когда угловое расстояние Венеры от Сол- нца достигает 48 градусов; для земного наблюдателя на большее расстояние от нашего дневного светила она никогда не удаляется, поэтому планета видна только после захода Солнца ("вечерняя звезда") либо незадолго до его восхода ("утренняя звезда"). Древ-ние астрономы одно время даже предполагали, что это два разных небесных тела, и дали им различные названия — Фосфор и Люцифер.

Необычно собственное вращение Венеры: длитель- ность одного оборота вокруг оси относительно звезд (звездные сутки) превышает венерианский год и рав- на 243,16 земным суткам, а направление вращения противоположно вращению большинства планет. Вокруг своей оси Венера вращается в обратном на-правлении — с востока на запад (или по часовой стрел- ке, если смотреть со стороны Северного полюса мира), а не с запада на восток, как Земля и другие планеты, кроме Урана. Ось вращения Венеры почти перпенди- кулярна к орбитальной плоскости (наклон экватора к плоскости орбиты — около 2,6°, или же 177,4°, с уче- том обратного вращения), поэтому на планете нет сме-ны времен года. Один день там похож на другой, име- ет одинаковую продолжительность и, по всей види- мости, одинаковую погоду. Из-за необычного сочета- ния направлений и периодов вращения и обращения вокруг Солнца смена дня и ночи на Ве- нере происходит почти за 117 суток, поэтому день и ночь там продолжаются по 58,5 суток. Сутки, которые обычно сравнивают с годом — это солнечные сутки, синодический период враще-ния. Синодический период равен: 1/(1/243 + 1/224,7) = 116,7 земных су-ток (знак "плюс" взят с учетом проти-воположного направления вращения). Именно столько и длятся солнечные сутки на Венере.

Однотипность погоды усиливается сильным парниковым эффектом, созда- ваемым венерианской атмосферой.

Венера схожа с нашей Землей по размерам и массе. Радиус Венеры — 6052 км (у Земли — 6378 км). Масса Венеры составляет 0,815 массы Земли, средняя плотность планеты 5240 кг/м 3 , ускорение свободного падения на эква- торе 8,76 м/с (89% от земного). Из-за медленного вращения эффект сплюс-нутости планеты со стороны полюсов отсутствует.

После Солнца и Луны Венера являет- ся самым ярким светилом земного не-ба: ее звездная величина в максимуме иногда превышает -4,5 т, планету часто наблюдают на дневном небе невоору- женным глазом, а при благоприятных условиях можно даже наблюдать тень от предметов, создаваемую светом Ве-неры (правда, в условиях современной цивилизации найти такие условия до-вольно трудно).

Первый взгляд на Венеру в телескоп

Изучать планету пытались едва ли не сразу после изобретения человечес- твом телескопа. В 1610 году Галилео Галилей впервые наблюдал смену фаз у Венеры, т.е. изменение ее видимой фор- мы от диска до узкого серпа. "Не окон- ченное и скрытое прочтено мною" — та- кую анаграмму опубликовал великий Галилей, чтобы оставить за собой право первенства открытия смены фаз у Вене- ры. Анаграмма содержала сообщение: "Мать любви подражает фигурам Цин- тии". Это можно расшифровать так: "мать любви (Венера) наблюдается в различных фазах подобно Луне (Цин-тии)". Не этим ли открытием утвержда-лась правота гелиоцентрической систе- мы Коперника?

Следом за открытием венерианских фаз появились и заявки других ученых на "открытия", ничем, однако, не под-твержденные. Так, например, Франческо Фонтана из Неаполя в 1643 г. увидел на Венере "горы, поднимавшие- ся на несколько десятков километров". Спор о "Гималаях" на Венере впоследс- твии не затухал, и самым курьезным является то, что современные плане-тологи действительно обнаружили там высокие горные кряжи. Все дело в том, что терминатор, граница дня и ночи, на Венере представляется изло-манной линией. Франческо Фонтана полагал, что неровность терминатора зависит от теней, отбрасываемых ре-льефом. Он наивно применил к Венере выводы, которые в свое время Гали-лей сделан по отношению к лунному терминатору, где изломанность дейс-твительно связана с лунным рельефом. Отсюда нелепый результат, поскольку линия терминатора Венеры зависит лишь от неравномерности ее облачно-го покрова. Начиная с XVII века, аст-рономы не раз пытались "разглядеть" Венеру, но каких-либо подробных де-талей на поверхности планеты уверен-но найти никому не удавалось. Из-за плотной облачности она представляет- ся однородной.

В 1761 году Михайло Ломоносов наблюдал прохождение планеты по диску Солнца. В результате этих наб-людений было сделано открытие ат-мосферы Венеры, описанное в статье "Явление Венеры на Солнце, наблю-денное в Санкт-Петербургской импе-раторской Академии наук мая 26 дня 1761 года". Наблюдая за вхождением Венеры на диск Солнца, Ломоносов за- метил помутнение края солнечного диска при первом контакте: "...Ожи-дая вступления Венерина на Солнце... увидел, наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде равен..." Когда диск Венеры почти полностью всту- пил на диск Солнца, вокруг части дис-ка планеты, находившейся еще на фо-не неба, вспыхнул тонкий световой ободок, по яркости близкий к яркости Солнца. Этот ободок Ломоносов назвал "тонкое, как волос сияние". Точно та-кой же световой ободок наблюдался Ломоносовым и при выходе Венеры с диска Солнца: "появился на краю Сол-нца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступ- лению приходила".

Появление этого ободка впоследс-твии назвали "явлением Ломоносова". Ученый дал ему правильное объясне-ние, написав: "Сие ничто иное показы- вает, как преломление лучей солнеч-ных в Венериной атмосфере", и пояс-нил эту мысль чертежом, на котором был представлен ход преломленных лучей. На основании этого был сделан следующий вывод: "По сим примеча-ниям господин советник Ломоносов рассуждает, что планета Венера окру-жена знатною воздушною атмосфе-рою, таковою (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного".

Это стало, по сути, вторым великим открытием в исследованиях Венеры. После него стало понятным, что повер- хность Венеры в оптическом диапазоне никогда не наблюдается, поскольку она скрыта от глаз непроницаемой завесой облаков.

Атмосфера и поверхность

Несмотря на то, что Венеру изучали телескопическими методами почти 400 лет, лишь в середине XX века, с нача-лом "космической эры человечества", стала проясняться картина химическо-го состава планеты и структуры ее по-верхности.

Прежние гипотезы и догадки ученых о безбрежном гигантском океане, по-крывавшем всю поверхность планеты, или же о безводной пустыне с неутихающими пылевыми бурями, не были возведены в ранг научной теории. По- верхность Венеры полностью скрыта мощным облачным покровом, и только с помощью радиолокаторов возможно "увидеть" ее рельеф.