А его груди билось благородное. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася". V. Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари

ШКОЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени - он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два - над глазами, у начала бровей, а третай между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.

Все считали, что причина его полноты - обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена - Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.

Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.

И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.

В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.

Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:

Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!

Разве так обращаются с благородным рыцарем?

Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:

На такого толстого никакие доспехи не налезут.

Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.

В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.

Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого - к серебряному.

К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим - со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.

Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?

Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: "Поторапливайся, а то опоздаешь!" - натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плелся к умывальнику, мочил нос - "И это называется вымылся?!" - и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу - "Не усни над тарелкой!", - он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.

Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.

На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:

Рыбаков, о чем ты мечтаешь?

Рыбаков, повтори, что я сказала.

Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.

Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.

Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.

На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через "коня" ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.

Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение "Человек сказал Днепру", тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:

Чтоб на улице и дома

Было вечером светло!

Когда он вышел на сцену, все "выражение" сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:

Чтоб на улице и дома

Было вечером темно!

Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.

Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.

Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег.

А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.

Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.

Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:

Тонет! Тонет!

Кто тонет? - не спеша спросил тюфяк.

Не видишь, что ли? - огрызнулся Димка. - Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!

Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: "Что же ты не поможешь ему?" Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.

Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

Цели урока:

  1. образовательная : познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; идя вслед за автором, перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, рыцарем нашего времени; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа;
  2. воспитательная : на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени;
  3. развивающая : развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли.

Оборудование урока: Выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей.

Оформление доски:

1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.
Фалес

2. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.
И. Гёте

3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.
Платон


Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996)

«Рыцарь Вася»

А в его груди билось благородное сердце рыцаря.
Ю. Яковлев
4. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.
И. Шевелев

5. Добро, красота, любовь…венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно.
М. Пришвин

6. А в его груди билось благородное сердце рыцаря.
Ю. Яковлев

Ход урока

I. Вступление.

Учитель читает стихотворение

Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.

– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?» Ясно, что задающие этот вопрос всё ещё находятся под впечатлением прочитанных в детстве романов «Дон Кихот» Сервантеса, «Айвенго» В. Скотта, «Три мушкетёра» Дюма.

– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)

(записывается на доске, или открывается на заранее написанных табличках, или выдается каждой группе)

– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.

– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)

Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)

– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)

II. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».

У Юрия Яковлева, портрет его на доске, есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».

– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)

– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)

– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?

– Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение рассказа учителем)

III. Беседа по рассказу.

«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.

– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.

– Как выглядел Вася?

  1. «… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»

– Что ещё можно о нём сказать?

    «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»

    «Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»

    «Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»

    «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»

    «Ему не везло буквально во всём.»

    «Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»

– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?

– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)

– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)

– А в свой адрес слышал:

  1. «Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»
  2. «Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»
  3. «Ребята смеялись…»
  4. «… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»
  5. «На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»
  6. «Зал засмеялся…»

– Как должны были поступить окружающие?

– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)

– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.

  1. «Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
    Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»
    «А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
    Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…
    Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»

– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.

– Сделайте вывод, кто такой антигерой?

– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»

– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?

– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»

IV. Вывод. Работа в группах.

Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний (работа в группах) и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?

  1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес
  2. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв
  3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон
  4. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И. Гёте
  5. Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М. Пришвин
  6. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев

V. Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари.

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.

  1. На улице незнакомая женщина падает в обморок. Ваши действия.
  2. Вы учите уроки, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.
  3. На пляже вы слышите крик: «Помогите, тону!». Ваши действия.

– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:

Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся рыцарями быть!

Печатается с сокращениями

Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротли-вость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. Если пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся, или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Но никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме с опущенным забралом, на белом коне. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена — Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.

Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом.

На такого толстого никакие доспехи не налезут.

Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце. В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Вася шёл в зал, где на стенах висели мечи и копья, на полу стояли рыцари, закованные в латы.

Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?

Вася мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично.

На уроках он не болтал, что не мешало учителям постоянно делать ему замечания:

Рыбаков, о чем ты мечтаешь?

Рыбаков, повтори, что я сказала.

Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи. Он плелся к доске.. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него нe мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.

Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.

Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, но ходить по льду опасно.

И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит. Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:

Тонет! Тонет!

Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.

Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка.— Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!

Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда. Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче. Димка Ковалёв оживился. Он снова стал махать руками и кричать:

— Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам... Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть испуганного малыша, который не мог выговорить и слова.

Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть, и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.

Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

Теперь Ковалёв уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно ждал, что будет дальше. Он видел, кат тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.

Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слезы. Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.

Ты ноги промочил,— сказал он, - беги домой, а пацана я сам доведу.

Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:

Ковалёв схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.

Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб. Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.

Что это? — спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет.

Промочил ноги,— растягивая слова, ответил мальчик.

Он хотел рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лёг на диван и зажмурил глаза. Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжелые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана. Он быстро уснул.

На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку.

Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж.

Когда он вошёл в зал, все уже построились большой буквой «П». Он протиснулся между ребятами и встал в заднем ряду.

В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем её сына.

Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт - никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно.

Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам. И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплёлся обратно на второй этаж. Он с трудом протиснулся за парту - сдвинул её с места, - а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по математике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.

Юрий Яковлев

РЫЦАРЬ ВАСЯ

(1)Приятели называли его тюфяком. (2)3а его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)У него всё валилось из рук, всё не ладилось. (4)То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. (5)Но никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. (6)А в его груди билось благородное сердце рыцаря. (7)Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

(8)В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка.

(9)Но стоило ему подойти к зеркалу, как всё возвращалось на место. (10)...Трудно провести границу между осенью и зимой. (11)Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. (12)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (13)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно. (14)Но не все ребята слушаются радио...

(15)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (16)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

(17)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:

(18)- Тонет, тонет!

(19)- Кто тонет? - не спеша спросил тюфяк.

(20)- Не видишь, что ли? - огрызнулся Димка.(21)- Пацан тонет, под лёд провалился. (22)Что стоишь?!

(23)Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

(24)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.

(25)Лёд слегка прогнулся, но не треснул. (26)Вероятно, у берега он был крепче.

(27)Тюфяк шагал по льду и не слышал криков. (28)Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова. (29)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. (30)Но это не остановило его. (31)Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

(32)Наконец тюфяк схватил малыша за руку, и первоклассник очутился на льду. (ЗЗ)Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. (34)3убы его стучали, а по лицу текли слёзы.

(35)Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.

(36)- Ты ноги промочил, - сказал он товарищу, - беги домой, а пацана я сам доведу.

(37)...На другой день, когда после второго звонка тюфяк вошёл в класс, там никого не было. (38)Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. (39)Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.

(40)Директор школы сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

(41)Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. (42)В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт, - никого он не спасал, а просто махал руками и кричал, но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно...

(По Ю. Яковлеву )

Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996) - русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков, член художественного совета студии «Союзмультфильм». Участвовал в Великой Отечественной войне. Основные темы прозы Юрия Яковлева - школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и др.

По рассказу Ю. Яковлева

РЫЦАРЬ ВАСЯ

Ребята называли его тюфяком. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медлительных, вялых движениях. И никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой внешностью.

А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В мечтах он видел себя смелым рыцарем на белом коне, который ездил по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. У рыцарей обычно были красивые иностранные имена – Ричард или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася.

В мечтах из толстого он превращался в стройного, а в движениях появлялась ловкость.

В свободное время Вася ходил в музей. Он медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого – к серебряному. Ему казалось, что рыцари следят за ним, и никто из них не смеётся и не называет его тюфяком.

Вася мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно. В классе Вася появлялся после второго звонка. Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пальцы сами начинали рисовать рыцарей.

Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего не выходило.

… Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится слабый свет. А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. И тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.

В один из таких дней Вася шёл по берегу реки. Вдруг он увидел Димку Ковалёва, который кричал:

Тонет! Тонет!

Кто тонет? – не спеша спросил Вася.

Не видишь, что ли? Мальчишка тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?

Другой бы тут же спросил самого Димку: “Что же ты не поможешь ему?” Но Вася не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и увидел в воде маленького мальчика.

Вася был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.

Димка снова стал кричать:

Осторожно! А то утонешь.

Он кричал, а Вася шёл по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного мальчишку, который не мог сказать ни слова. Где-то в глубине души Вася понимал, что сейчас лёд может сломаться, и он тоже окажется в воде. Но это не остановило его. Димка уже не кричал, он ждал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил мальчишку за руку, как стал ломаться лёд. Наконец, Васе удалось вытащить малыша. Когда они вышли на берег, Димка сказал Васе:

У тебя ноги мокрые, беги домой, я сам его отведу.

Вася посмотрел на спасённого мальчишку, потом на мокрые ботинки и сказал:

Давай! – и пошёл домой.

На другой день, когда он вошёл в класс, там никого не было. Все ушли в зал. Вася вошёл в зал и встал в заднем ряду. В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, который провалился под лёд. Вася стоял у стены и слушал, как хвалят Димку. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт – никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно.

В конце концов он и сам поверил, что Димка герой: ведь он первый заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

Когда кончился урок, Вася взял в толстые пальцы тоненькую ручку и в тетради по математике стал рисовать рыцаря.