tl_files/cultest.png
История и Люди > О деревнях

Полубарское

Деревня  находится  в северной  части  района,  на  правом  берегу  реки  Сулоти.  Сельцо  Боярское  принадлежало  в  середине  16  века  некому  Графу  Литвинову,  который  в  1576\77  годах  дал  полсельца  с  деревнями  Троице-Сергиево  монастырю, В  1620-е  годы  вторая  половина  сельца  находится  поместье  за  дьяком  М.Смываловым,  Каждая  половина  сельца  стала  называться  Полубарское.  Во  второй  половине  17  века  монастырская  часть  поселения  продолжала  отмечаться   в  документах  как  сельцо,  а  частная  половина  _  как  деревня.  В  18 -19  веках  обе  части  поселения  отмечались  как  деревни.  С  1764  года  одна,  как  казённое  поселение,  а  другая  как  частная.  В  19  веке  обе  деревни  слились  в  одно  казённое  поселение,  сохранив  название  Полубарское.

Строилово

Вместе  с  половиной  сельца  Боярского    деревня  была  дана   Троице-Сергиево  монастырю  Г.Г.  Литвиновым  в  1576/77годах.  Во  время  событий  Смутного  времени  начала  17  века  деревня  запустела  и  возобновилась  лишь  в  середине   19  века.  С  весны  1764  века  входит  в  состав  казённых  земель.

Морозово

Впервые  была  упомянута  в  документах  третьей  четверти  17  века  как  частное  владение.  С  ноября  1917  года  деревня  числится  в  составе  казённых  земель

Шепелево

Поселение  впервые  было  упомянуто  в  документах  третьей  четверти  17  века  как  частное  село,  принадлежащие  Прокопию  Ступишину,  Федору  Плохову  и  Василию  Торопову,  Плоховы  владели  своей  частью  села  свыше  100  лет.  В   1772-1775  годах  усердием  прихожан  в  селе  была  выстроена  Ильинская  церковь.  С  ноября  1917  года  поселение  числится  в  составе  казённых  земель.

Переславичи

Деревня   впервые  была  упомянута  в  документах  третьей  четверти  17  века  как  частное  владение. В  документах  конца  18  века  отмечено,  что  она  расположена  по  обе  стороны  большой  дороги  Москва-Углич.    С  ноября  1917  года  деревня  числится  в  составе  казённых  земель.

Веригино

Точных  сведений  о  происхождении  деревни  нет.  Но  есть  версия,  что  первоначально  поселение  принадлежало  помещику  Вериге  Бельскому.  В  результате  разговорной  речи  имя  Верига  трансформировалось  в  нынешнее  Веригино.  В  1581  году  помещик  Бельский  пожертвовал  деревню  Веригино   Троице-Сергиево  монастырю,  в  ведении  которого  она  находилась  до  секуляризации  монастырских  и  церковных  земель.

Заболотье

Село  Заболотье  находиться  в  северной  части  района,  к  югу  от  реки  Сулоть,  правого  притока  Дубны.  Название  села  говорит  само  за  себя,  оно  действительно    за  болотом,  в  55  километрах  от  Сергтево-Посада.
Село  имеет  давнею  историю.  В  16  начале  17  века  Заболотье  было  дворцовым  селом  с  деревянным  храмом  во  имя  Архангела  Михаила.  Ещё  в  марте  1544  года  вместе  со  своим  братом  царь  Иван  Грозный  ездил  в  Калязинский  монастырь  и,  направляясь  от  туда  в  Троице-Сергтев   заезжал  в  Заболотье,  где  для  него  была  приготовлена  медвежья  охота. В  1609  году  Заболотье  было  отдано  Дмитрием  Самозванцем  во  владение  боярам  Григорию  Моматору  и  Дмитрию  Салманову.  Об  этом  говорит  письмо  князя  Григория  Петровича  Шуховского  гетману  Сапеге.
В 1628  году  царь  Михаил  Федорович  пожаловал  стольника  Богдана  Дудровского  Заболотьем  с  деревнями  и  пустошами  за  его  посольскую  службу.  По  свидетельству  истории,  в  это  время  Архангельская  церковь  существовала.  По  приданию  А.С.Пушкин  создал  повесть  «Дубровский»  по  здешним  рассказам.  К  сожалению,  подобные  легенды  есть  и  в  других  местах  России. Вероятнее  всего,  они  были  взяты  поэтом  из  народа.
В  1734  этой  землёй  владел  граф  Семён  Андреевич  Салтыков  родственник  императрицы  Анны  Иоанновны,  один  из  могущественных  сановников  империи.  В  этом  году  церковь  сгорела,  и  новый  владелиц  через  год  построил  новый  деревянный  храм  в  честь  Покрова  Пресвятой  Богородицы  с  приделами  в  честь  пророка  Божий  Илии  и  Архангела  Михаила.  В  15 -    20 в.  Богородица была  наиболее  чтимым  лицом,  из  общего  числа  сельских  и  посадских  приходских  храмов,  возведённых  в  Сергиево-Посадском  районе  ей  было  посещено  около  33%.  После  С.А.Салтыкова  усадьбой  владел  его  сын — граф  Владимир  Семёнович,  генер-майор;  затем  внук — Сергей  Владимирович.  Последний  и  построил  в  1756  году  ныне  существующий  каменный  Покровский  храм.  В  1804  году  на  средства  графини  Салтыковай  была  расширена  трапезная,  где  устроены  два  придела,  сооружена  колокольня  из  трёх  ярусов  со  шпилем. Сохранилось  краткое  описание  церкви:
Памятник,  созданный  на  далёкой  окраине  Владимирской  земли  -  яркий  образец  устойчивости  в  провинциальном  строительстве  старых  традиционных  примеров.  В  этом  отношении  примечательна  архитектура  храма.  Основанная  на  совмещении  архаичной  типологии,  восходящей  к  допетровскому  времени,  и  декоративных  мотивов  начала  18  века.  Высокий  даухсвентый  трехапсидный  храм  четвериком,  венчавшийся  пятиглавием,  принадлежит  к  типу  двустопных  церквей;  перекрыт  лотковым  и  Коробовыми  сводами.  Проход  в  трапезную  фланкируют  оконные  проёмы.  Оштукатуренные  гладкие  фасады  ограничены  рустованными  лопатками  и  развитым  антаблементом  из  белого  камня,  фриз  которого  заполняют  резные  раковины.  Мотив  раковины  неоднократно  повторён  в  завершении  строгих  по  рисунку  каменных  профилированных  наличников  окон  и  порталов.  Свободные  плоскости  фасадов  в  19  веке  были  заполнены  почти  исчезнувшими  ныне  живописными  панно.  Сложное,  устроенное  вверх  пространство  храма  расчленено  столбами  на  неравные  части  с  преобладанием  восточной,  где  стоял  высокий  иконостас.  На  стенах,  покрытых  обмазкой,  имеются  фрагменты  масленых  росписей  второй  половины  19  века,  исполненных,  а  академической  манере.  Пол  настелен  метлахской  плиткой.  Массивная  колокольня,  характерный  представитель  провинциального  классицизма,  состоит  из  двух  квадратных  и  цилиндрического  верхнего  ярусов  с  креновками  по  странам  света.  В  её  детальной  обработке,  перекликавшейся  с  убранством  трапезной,  широко  применён  кадровый  и  ленточный  руст.  В  церкви  долгое  время  сохранялась  икона  Спасителя  с  надписью:  «Сия  святыня  икона  поступила  из  бывшего  Успенского  Саввина  и  Серапионова  монастыря,  что  в  Шавыкинек,  от  строителя  старца  Леонтия  в  1765  году».
С  1904  года  и  до  закрытия  Покровского  храма  в  1936  году  в  храме  служил  священник  Симеон  Лилеев.  Он  родился  2  февраля  1873  года  в  селе  Малое  Алексино  Александровского  уезда  Владимирской  губернии.  В  1877  году  Симеон  окончил  Переславльскиое  духовное  училище  и  поступил  в  Вифановскую  Духовную  семинарию,  По  окончании  обучения  он  пять  лет  работал  учителем  в  Алексинской  земской  начальной  школе.  В  1898  году  Симеео  Лилеев  был  рукоположен  в  священника  к  Никольскому  храму  в  селе  Дерюзино  недалеко  от  города  Сергиев  Посад.  А  в  1904  году  отца  Симеона  перевели  в  Покровский  хром  села  Заболотье.  За  многолетнее  служение  отец  Симееон  был  возведён  в  сан  протоиерея.  В  1936  году  Покровский  храм  закрыли,  несмотря  на  то,  что  Отец  Семеон  предпринимал  всё  возможное,  чтобы  церковь  не  закрыли.  Летом  1937  года  началась  очередная  волна  гонения  на  Русскую  Православную  Церковь.  Повсеместно  начались  аресты  духовенства  и  верующих..Отец  Симеон  в  это  время  нигде  не  служил.  Он  поселился  в деревне  Копалова  Константиновского  района  Московской  области.  Здоровье  его  ухудшилось,  он  стремительно  терял  зрение.  В  сентябре  этого  года  власти  приняли  решение  об  аресте  отца   Симеона.  11  сентября  Константиновское  НКВД  арестовало  священника,  и  он  был  заключён  в  Загорскую  тюрьму.  На  основании  ложных  свидетельствв  10  октября  1937  года  тройка  НКВД  приговорили  отца  Симеона  к  расстрелу.  13  октября  1937  года  он  был  расстрелян  на   полигоне  в  Бутово  под  Москвой  и  погребён  в  общей  безымянной  могиле. После  закрывания  храм  был  разграблен.  Трапезная  часть  полностью  уничтожена,  а  через  место,  где  она  находилась,  проложена  дорога  в  охот хозяйство.  В  стороне  уныло  стоит  обезглавленная  колокольня,  в  которой  сохранились  остатки  стенной  росписи.
Возрождение   духовной  жизни   и  восстановление  осквернённой  святыни  началось  в  1993  году,  когда  была  образованна  православная  община  и  назначен  первый  настоятель — протоиерей  Сергей  Ермилов. Заслугой  настоятеля  явилось  организация  литургической  жизни,  Им  были  сделаны  первые  шаги  по  восстановлению  порушенного  памятника  культуры.
13  марта  2008  года  на  храм  Покрова  Божий  Матери  в  селе  Заболотье  был  воздвигнут  Крест,  а  вместе  этим  полностью  завершены  работы  по  установке  маковки  храма.  За  последние  месяцы  алтарная  и  основная  часть  церкви  были  покрыты  оцинкованной  кровлей,  воздвигнут  купол.  8  марта  состоялось  освещение  Креста,  поднятого  на  1-й  сиднице  Великого  поста.

Калошино

Поселение  Калошино  является   довольно  древним.  О  нём  упоминается  в  1628  году  как  о  деревушке  из  8  крестьянских  дворов.  В  документах  17 — 19  веков  деревня  именуется  не  Калошино,  а   Колошино.  И  это  вполне  правильное  название,  так  как  люди  того  времени  не  только  не  носили,  не  видели,  но  и не  слышали  о  них.  Изобрели  резиновую  обувь  значительно  позже.  В  древнерусском  языке  слово  «колоша»  означало  «штанина».  Может  быть,  так  называли  пахотное  поле  соответствующей  конфигурации.
Деревня   Калошино  до  20-х  годов  20  столетия  входило  в  состав  Александровского  уезда  Владимирской  губернии. Путь   в  деревню  лежит  через  село  Заболотье,  а  на севере лежит воспетое  М.М.Пришвиным  Заболотское  озеро.   Весна  1920  года.  Стояла  тёплая,  солнечная  погода,  почки  на  деревьях  набухали, поля освобождались  от  снега,  кругом  разносился  птичий  гомон.  Самый  разгар  весенней  охоты.  В  это  время  в  деревню  Калошино  приехал на автомашине В.И.Ленин. Остановился  он  в  доме  крестьянина-охотника  Ивана  Васильевича  Зайцева.  Переночевав  в  сарае  на  сеновале, В.И.Ленин  с  охотниками  Егоровым  и  Зайцевым  отправились  на  Заболотское  озеро  на   охоту  по  уткам.  Дорога  была  длинной  и  трудной,  через  деревню  Замостье  (Замошье)  и  село  Заболотье (название  говорят  об  их  местоположение).  Эти  деревни,  в  то  время,  были  отрезаны  от  внешнего  мира  реками,  болотом  и  озером.  Сообщение  поддерживалось  лишь  на  лодках  по  выкопанным  каналом  или  по  « лавам» - доскам  на  сваях.   Владимир  Ильич  шел  легко  и  бодро, любовался  природой  и  вот  перед  ними  предстала  панорама  Заболотского  озера.  Этот  район,  прилегающий  к  заболоченной  реки  Сулоть  очень  заселён  всякой  водоплавающей  птицей.  Сама  природа  создало  здесь  для  дичи  привольный  край,  а  в  озере  водится  много  рыбы.  И.В.Зайцев  показал   Ленину  необычные   зелёные  «шары»,  растения  лежали  грудами,  как  пушистые  ядра,  вдоль  северной  части  Заболотского  озера  на  глубине   около  полутора  метров  и  шли  цепочка  вдоль  берега  метров  на  триста.  Ленин  и  Зайцев  охотились  и  на  Заболотском  озере,  и  на  левом  берегу  реки  Дубны.  Бродили  до  полудня,  более  трёх  часов.  И  когда  к  обеду  собрались  домой,  то  у  Владимира  Ильича,  оказалось,  пять  подстреленных  им  селезней.  На  второй  день  Ленин  не  пошел на  охоту.  Он  ходил  и  осматривал  окрестные  поля,  луга.  Когда  вернулся  в  деревню  в   избе  Зайцева  много  собралось  крестьян.  Он  подробно  расспрашивал  о  жизни  и  работе,  рассказывал  им  о  событиях  в  стране  и  за рубежом.
Во  время  пребывания  В.И. Ленина  в  Калошине  было  50  дворов,  проживало  свыше  250  человек. Сейчас  там  живут  почти  одни  дачники.  Сарай,  где  ночевал  Ленин,  не  сохранился.  На  его  ме6сте  построенный  в  1970  году  музей  сейчас  разорён. Часть  экспонатов  были  вывезены  в  краеведческий  музей  Сергиева  Посада,  часть  утеряно. Долгое  время  в  музее  работала  Анастомоз  Яковлевна  Гашина,  которая  на  протяжении  многих  лет  встречала  многочисленных  гостей  (существовала  традиция — принимать  в  пионеры  школьников  в  музее  Ленинабада),  поддерживала  порядок,  уют  и  тепло  в  доме.  Сейчас  она  переехала  на  постоянное  место  жительства  к  родственникам.

Вернуться